7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе 5,8,10 классы

Рабочая программа по литературе 5,8,10 классы

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Рабочая программа по литературе 5,8,10 классы













1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса Знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1)создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм литературного языка;

2) участия в диалоге или дискуссии;

3)самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

4)определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

2.Содержание программы

Введение(5 ч). Становление и развитие реализма в русской литературе 19 века. Национальное своеобразие русского реализма 19 века. Эволюция русского реализма. Русская литературная критика II половины 19 века. Расстановка общественных сил в 1860-е годы. «Эстетическая критика» либеральных западников. «Реальная критика»революционеров-демократов. Общественная и литературно-критическая программа нигилистов. Литературно-критическая программа славянофилов. Литературно критическая позиция почвенников.

Творчество И.С.Тургенева (11 ч).

Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева. Рассказы цикла «Записки охотника». Творческая история романа и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе. Взаимоотношения Базарова с Кирсановым. Базаров и Одинцова. «Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой. Базаров и его родители. Базаров - нигилист. Причины конфликта Базарова с окружающими и причины его одиночества. Базаров перед лицом смерти.Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции. «Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство). «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. Авторская позиция и способы ее выражения. Полемика вокруг романа.

Творчество Н.Г.Чернышевского 3ч

Этапы биографии и творчества Н.Г.Чернышевского. Творческая история романа «Что делать?». Жанровое своеобразие романа. Значение «Что делать?» в истории литературы и революционного движения. Композиция романа. Старые люди. Новые люди. «Особенный человек».

Творчество И.А.Гончарова 9ч

Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончаров. «Обломов». История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина». Роль главы «Сон Обломова» в произведении. Роль второстепенных персонажей. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика. Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе. Историко-философский смысл романа.

Творчество А.Н.Островского 6ч

Этапы биографии и творчества. Анализ комедии «Бесприданница». Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие. Город Калинов и его обитатели. Образ Катерины. Ее душевная трагедия. Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством». Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. «Бесприданница». Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции. Сценическая история пьесы и ее экранизации. Драматургическое мастерство Островского. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского.

Творчество Ф.И.Тютчева 4ч

Ф.И. Тютчев. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое…»), «Эти бедные селенья…», «Последняя любовь», «»День и ночь». Очерк жизни и творчества. Тютчев - поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тема родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой». Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха.

Творчество Н.А.Некрасова 10ч

Основные темы и идеи в творчестве Н.А. Некрасова. «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Пророк», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Зине», «О, муза! Я у двери гроба…», «Умру я скоро…». Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие, фольклорная основа, смысл названия. Горькая доля народа пореформенной России. Путешествие как прием организации повествования. Авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. Народ в споре о счастье. «Люди холопского звания» и народные заступники. Народ и Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.

Творчество А.А.Фета 3ч

А.А. Фет. «Поэтам», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь…», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега…» «Заря прощается с землею,,,», «Облаком волнистым…», На железной дороге». Точность в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний, мелодий.

Творчество А.К.Толстого 2ч

Жизненный путь А.К.Толстого. Лирика А.К.Толстого. Баллады и былины А.К.Толстого. Трилогия Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». Сатирические произведения А.К.Толстого.

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина 4ч

Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Жизненная позиция писателя. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина - синтез его творчества. «История одного города» как сатирическое произведение. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа. Смысл финала романа «История одного города». Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях Салтыкова-Щедрина (гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола).

Страницы истории западноевропейского романа 19 века 1ч

Обзорная лекция по творчеству Ф.Стендаля, Оноре де Бальзака, Чарльза Диккенса. Ч. Диккенс «Записки Пиквикского клуба» История создания романа. Англия на его страницах. Герои и события. Смех как способ демонстрации оптимизма. Реальность и фантастика на страницах произведения писателя-реалиста. О. де Бальзак. «Гобсек» Тема власти денег. Реалистическое мастерство писателя.

Творчество Ф.М.Достоевского 11ч

Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества. Творческая биография Ф.М, Достоевского. Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского. Раскольников среди униженных и оскорбленных. Социальные и философские причины бунта Раскольникова. Идея Раскольникова о праве сильной личности. Преступление Раскольникова. Причины поражения Раскольникова. Раскольников и «сильные мира сего». Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов). Место Раскольникова в системе образов романа. Раскольников и Порфирий Петрович. «Правда» сони Мармеладовой. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Раскольников и Соня Мармеладова. Смысл финала романа. Нравственная проблематика, острое чувство ответственности в произведениях писателя. «Поиски «человека в человеке». «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Раскольников. Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора. Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в романе. Мрачный облик Петербурга. Роль эпилога.

Творчество Л.Н.Толстого 19ч

Л.Н. Толстой. По страницам великой жизни. «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр. Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805 г.» Именины у Ростовых. Лысые горы. Изображение войны 1805-1807 г.г. Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и А. Болконского. Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Война 1812 года - Отечественная война. Осуждение войны. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Кутузов и Наполеон в романе. Противопоставление Кутузова и Наполеона. Партизанская война. Бегство французов. Последний период войны и ее воздействие на героев. «Мысль народная» в романе «Война и мир». Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали. Эпилог романа. «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. История создания. Жанровое своеобразие. Художественные особенности произведения: специфика композиции, психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей. Женские образы романа - Наташа Ростова и Марья Болконская. Картины войны в романе. «Роевая» жизнь крестьянства. Значение образа Платона Каратаева. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения духовного мира героев («диалектика души»). Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя. Антитеза как центральный композиционный прием в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи в романе. Интерес к Толстому в современном мире.

Творчество Н.С.Лескова 3ч

Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества. Художественный мир произведений Н.С. Лескова. «Очарованный странник». Изображение национального русского характера в повести. Идейно-художественное своеобразие повести. Лесков как мастер изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Изображение этапов духовного пути личности. (смысл странствий героя повести). Иван Флягин - один из героев- правдоискателей. Былинные мотивы повести. Особенности лесковской повествовательной манеры сказа.

Страницы зарубежной литературы к.19-н.20 веков 2ч

Обзорная лекция по творчеству Генри Ибсена, Ги де Мопассана, Бернарда Шоу. Г. де Мопассан. «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость. Тонкость психологического анализа. Г. Ибсен. «Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины. Своеобразие «драм идей» как социально-психологических драм.





Творчество А.П.Чехова 9ч

А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества. Тема гибели души в рассказе «Ионыч». Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Мастерство писателя: внимание к детали, «импрессионизм», философская глубина, лаконизм повествования.

Действующие лица пьесы «Вишневый сад» и тема ответственности человека за свою судьбу. Конфликт в пьесе «Вишневый сад». Символический смысл образа вишневого сада. Тема времени в пьесе. Подтекст. Своеобразие жанра. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. Разлад между желаниями и реальностью существования - основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Внесценические персонажи. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

Подведение итогов года 3ч

Мировое значение русской литературы. Тестирование по выявлению читательского уровня учащихся. Итоговый урок. Список летнего чтения.

3.Тематическое планирование

урока

Раздел, тема



Дата

План.

Факт.

1

Общая характеристика и своеобразие русской литературы











2

Русская литература на рубеже 18-19 веков





3

Становление и развитие реализма в русской литературе 19 века





4-5

Русская литературная критика IIполовины 19 века





Творчество И.С.Тургенева 11ч



6

Этапы биографии и творчества И. С. Тургенева.





7

Рассказы цикла «Записки охотника»





8

Особенности тургеневского романа-обзор





9

Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети»





10

Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми главы 5-11





11

Базаров и Одинцова главы 13-19, 25-27





12

Базаров-нигилист





13

Базаров-нигилист





14

Базаров перед лицом смерти





15

Сочинение по творчеству И.С.Тургенева





16

Сочинение по творчеству И.С.Тургенева





Творчество Н.Г.Чернышевского 3ч

17

Н.Г.Чернышевский. Роман «Что делать?» (обзор).







18

Разумна ли теория «разумного эгоизма»?





19

«Будущее светло и прекрасно…» Черты социальной утопии в романе.







Творчество И.А.Гончарова 9ч

20

Основные этапы жизни и творчества И.А.Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов»







21

Образ главного героя в романе «Обломов»





22

Понятие «обломовщина»





23

Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов»





24

Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов»





25

Художественное мастерство И.А.Гончарова в романе «Обломов»





26

Историко-философский смысл романа «Обломов»





27

Сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов»





28

Сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов»





Творчество А.Н.Островского 6ч

29

А.Н.Островский. Этапы биографии и творчества





30

Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие









31

Город Калинов и его обитатели





32

Образ Катерины. Ее душевные трагедии





33

Подготовка к сочинению по пьесе «Гроза»





34

Анализ драмы «Бесприданница»





Творчество Ф.И.Тютчева 4ч



35

Этапы биографии и творчества Ф.И.Тютчева





36

Любовная лирика Ф.И.Тютчева





37

Философская лирика Ф.И.Тютчева





38

Итоговый урок по творчеству Ф.И.Тютчева





Творчество Н.А.Некрасова 10ч

39

Биографическая и творческая справка о Н.А.Некрасове





40

Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова





41

Горькая доля народа пореформенной России





42

Душа народа русского в поэме «кому на Руси жить хорошо?»





43

Душа народа русского в поэме «кому на Руси жить хорошо?»





44

Народ в споре о счастье





45

Идейный смысл рассказов о грешниках





46

Народ и Гриша Добросклонов





47

Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо?»





48

Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо?»





Творчество А.А.Фета 3ч

49

Этапы биографии и творчества А.А.Фета







50

Основные мотивы творчества А.А.Фета





51

Анализ стихотворений А.А.Фета





Творчество А.К.Толстого 2ч



52

Художественный мир А. К. Толстого. Любовная лирика А. К. Толстого.





53

Исторические взгляды Толстого и его сатирические стихотворения.





Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина 4ч



54

Формирование сатирического дарования Салтыкова - Щедрина.





55

«История одного города» как итог жизненного опыта и сатирического творчества Салтыкова - Щедрина 1860-х годов.





56

Градоначальники города Глупова как земные идолы.





57

Пророческий смысл финала сатиры.



Страницы истории западноевропейского романа 19 века 1ч





58

Ф.Стендаль, О. де Бальзак, Ч.Диккенс







Творчество Ф.М.Достоевского 11ч



59

Ф.М.Достоевский. Этапы биографии и творчества













60

Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего»













61

«Потрясенный, выбитый из колеи герой» или Раскольников среди униженных и оскорбленных





62

Идея Раскольникова о праве сильной личности





63

Преступление Раскольникова





64

Раскольников и «сильные мира сего»





65

«Солгал-то он бесподобно, а на натуру и не сумел рассчитать»





66

Семья Мармеладовых. Правда Сони Мармеладовой





67

Воскрешение человека в Раскольникове через любовь









68

Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»





69

Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»





Творчество Л.Н.Толстого 19ч

70

По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой -человек, мыслитель, писатель





71

«Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого. Правдивое изображение войны.





72

Роман «Война и мир» -роман-эпопея: проблематика, образы, жанр







73

Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805г.»







74

Именины у Ростовых. Лысые горы.







75

Изображение войны 1805-1807г.г.







76

Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и А. Болконского.





77

Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и А. Болконского.





78

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе.





79

Изображение войны в романе.





80

Кутузов и Наполеон в романе.





81

Партизанская война. Бегство французов.





82

«Мысль народная» в романе «Война и мир».





83

Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали.





84

Эпилог романа.





85

Образ Наташи Ростовой.





86

Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.





87

Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»





88

Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»





Творчество Н.С.Лескова 3ч



89

Художественный мир произведений Н.С.Лескова





90

«Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие





91

Изображение национального русского характера в повести.





Страницы зарубежной литературы к.19-н.20 веков 2ч



92-93

Г.Ибсен, Г. де Мопассан, Б.Шоу





Творчество А.П.Чехова 9ч





94

Общественно-политическая жизнь России в 80-90-е годы 20 века и ее отражение в литературе





95

А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества.





96

Маленькая трилогия. Идейно-художественное своеобразие





97

Маленькая трилогия. Идейно-художественное своеобразие





98

Тема гибели души в рассказе «Ионыч».





99

Конфликт в пьесе «Вишневый сад».









100

Действующие лица пьесы «Вишневый сад» и тема ответственности человека за свою судьбу.





101

Особенности чеховского диалога





102

Итоговый урок по творчеству А.П.Чехова





Подведение итогов года 3ч



103

Мировое значение русской литературы





104

Тестирование по выявлению читательского уровня учащихся.





105

Итоговый урок. Список летнего чтения.



























 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал