7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе 11 класс

Рабочая программа по литературе 11 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Пояснительная записка



Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Цели и задачи.

Данная программа основывается на целях и задачах школы и МО русского языка и литературы.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению предмета:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена в соответствии с с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012, Концепцией модернизации российского образования, , примерной программой по литературе для среднего (полного) общего образования на базовом уровне и программой по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.

Данная программа составлена в соответствии с образовательным стандартом среднего (полного) общего образования и на основании учебного плана школы. Рабочая программа относится к основному общеобразовательному виду, является компилятивной.

Согласно базисному учебному плану на изучение литературы в 11 классе отводится 3 часа в неделю. Существенных изменений в авторскую программу не внесено.

Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Учебная рабочая программа рассчитана на 34 недель, по 3 часа в неделю, таким образом, общее количество часов, отведённых на изучение литературы в 11 классе, составляет 102 часа.

Предлагаемое планирование позволяет организовать эффективную работу по учебнику В.В.Агеносова ( Русскаялитература ХХ века.10-11 класс : учебник в 2 ч. / В. В.Агеносов. - М.: Дрофа, 2009), построенному в соответствии с программой Курдюмовой Т. Ф.

Содержание учебника соответствует новому образовательному стандарту по литературе.

Методические особенности изучения курса литературы в 11 классе

Главной целью литературного образования в 11 классе является изучение литературного процесса в России ХХ века, овладение элементами историко-функционального анализа.

В 11 классе ученик знакомится с курсом на историко-литературной основе. Структура курса даёт возможность получить первоначальные знания по истории литературы, поскольку сочетание обзорных и монографических тем рисует панорамную картину литературного процесса, воссоздаёт историко-литературный процесс на протяжении 20-го столетия в сложном переплетении направлений и течений. Обилие материала предполагает увеличение роли обзорных тем. Изучение разрозненных ветвей русской литературы даёт широкую и полную картину литературы эпохи. Знакомство со многими новыми авторами и произведениями подготовлено программой всех предшествующих классов. Программа последовательно обращает внимание на вопросы теории литературы. Однако это не предполагает систематического изучения вопросов теории, а указывает лишь на то, что возможно и желательно обратить внимание на конкретный теоретический вопрос при чтении и изучении произведения. Накопление теоретических сведений осуществляется постепенно. Так, на базе усвоенных ранее направлений происходит ввод новых: символизма, акмеизма, футуризма, а также формирование понятий модернизм и постмодернизм. Углубляются и обобщаются те сведения, которые были получены при изучении литературы 19 века (историко-литературный процесс, стиль писателя, литературная критика и др.).

При изучении предмета у учителя остается право на корректировку программы в целях обеспечения высокого уровня образовательного процесса.

Для эффективного усвоения программы используется методическое обеспечение кабинета №19, 20 (таблицы, схемы), мультимедийное оборудование кабинетов № 19,20 и библиотечного фонда.

Применение информационно-коммуникационных технологий.

Урок является непосредственным инструментом реализации основных идей информационно-коммуникационных технологий. Кабинеты русского языка и литературы оснащены необходимым для этого оборудованием: компьютером, экраном, проектором, интерактивной доской, принтером.

Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. С помощью компьютера информация представляется в различных формах, таких как:

• изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды;

• звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;

• видео, сложные видеоэффекты;

• анимации и анимационное имитирование.

Использование интерактивной доски на уроках позволяет учителю вести обучение на принципиально новом качественном уровне, использовать все преимущества современных компьютерных технологий.

Интерактивная доска соответствует способу восприятия, к которому привыкло нынешнее поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах. Темпераментная визуальная информация, зрительная стимуляция - тот уровень восприятия, который им нужен. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу, обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

Работа с интерактивной доской может быть запланирована на любом этапе урока.

Применение учителем мультимедиа должно соответствовать санитарным нормам.



Учебно-тематический план





Тема

Количество часов

Введение

2

И.А.Бунин

3

А.И.Куприн

4

М.Горький

6

  1. «

«Серебряный век» русской литературы. Символизм

4

А.А.Блок

10

Новокрестьянская поэзия. Н.А.Клюев

1

С.А.Есенин

6

В.В.Маяковский

8

Литературный процесс 20 -х годов XX века.

1

Тема революции и Гражданской войны. А.А.Фадеев «Разгром»

2

Литература 30 - х годов XX века

2

М.А.Булгаков

7

А.П.Платонов

2

А.А.Ахматова

4

М.И.Цветаева

2

О.Э.Мандельштам

1

М.А.Шолохов

8

Литература периода Великой Отечественной войны

2

Литература 50 - 90-х годов XX века

1

Литература Русского зарубежья И.А.Бродский

2

Авторская песня. Булат Окуджава

2

А.Т.Твардовский

2

Б.Л.Пастернак

4

А.И.Солженицын

4

В.Т.Шаламов

1

Н.М.Рубцов

1.

В.П.Астафьев

2

В.Г.Распутин

3

Из литературы народов России. Р.Гамзатов

1.

Вампилов

1

Обзор произведений последнего десятилетия. Постмодернизм.

4

Итоги года.

1



Всего уроков:

102







Содержание программы





Введение

Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.

Литература начала XX века

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха - основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.

Писатели-реалисты начала XX века

Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» (возможен выбор трех других стихотворений).

Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике

Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина.

Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).

Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.

Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).

Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».

«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).

Серебряный век русской поэзии Символизм

«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.

«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.

Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.

Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.

Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова - урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.

Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Бу дем как солнце», «Только любовь», «Семицветник».

Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславян-скому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.

Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).

Акмеизм

Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.

Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.

Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.





Футуризм

Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.

Игорь Северянин (И. В. Лотарев).

Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.

Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).

Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).

Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». (Возможен выбор других стихотворений.)

Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.

Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).

Новокрестьянская поэзия (Обзор)

Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество.

(Обзор.)

Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.

Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Ша-ганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Возможен выбор трех других стихотворений.)

Всепроникающий лиризм - специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым -людям.

Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).

Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).

Литература 20-х годов XX века

Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся).

Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).

Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).

Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).

Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова).

Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»).

Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).

Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведения являются обязательными для изучения).

«Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.)

Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора.

Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.

Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.

Литература 30-х годов XX века (Обзор)

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др.

Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского.

Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.

Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».

(Изучается один из романов - по выбору.) История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа.

История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.

Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).

Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.

Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказ «Усомнившийся Макар». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя - мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).

Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.

Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).

Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех-четырех других стихотворений.)

Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX - начале XXI века.

Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).

Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)

Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.

Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).

Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века. Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).

Литература периода Великой Отечественной войны. (Обзор)

Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, H. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.

Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.

Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон».

Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.

Литература 50-90-х годов (Обзор)

Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.

«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.

«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др.

Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.

Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).

Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.

Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.

Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные произведения обязательны для изучения).

«В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)

Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.

Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).

Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Марбург», «Быть знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя - Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.

Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)

Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).

Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возможен выбор двух других рассказов.) Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.

Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).

Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся).

Основные темы и мотивы лирики Рубцова - Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.

Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Одно произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».

Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской классики.

Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»).

(Возможен выбор трех других стихотворений.)

Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.

Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).

Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне

невмочь пересилить беду...». (Возможен выбор других стихотворений.)

Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.

Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).

Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения.)

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Из литературы народов России

Р. Гамзатов. (Обзор.) Соотношение национального и общечеловеческого в лирике поэта.

Понятие о поэтическом мире Р. Гамзатова; изобразительно-выразительные средства его поэзии; воспитывать чувство уважения к культуре других народов

Теория литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие представлений).

Литература конца XX - начала XXI века

Общий обзор произведений последнего десятилетия.

Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.

Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.











Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы выпускник должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.









Календарно-тематическое планирование по литературе 11 классурока

Дата

Раздел, тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Домашнее задание

1-2



Введение. Судьба России в 20 веке. Русская литература 20 века. Основные направления, темы и проблемы. Литературный процесс начала 20 века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. Выявление уровня литературного развития учащихся.





Тестирование.





Литературные направления.





Стр. 10-14

3







И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Лирика, ее философичность, лаконизм и изысканность.





Чтение наизусть

стихов, анализ.





Анализ лирического стихотворения.





Наизусть стихи.

4



И.А.Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Социально-философское обобщение.

Урок объяснения нового материала.

Символ.

«Чистый понедельник»

5



Тема любви в рассказе «Чистый понедельник».



Комплексный анализ текста.

«Темные аллеи»

«Темные аллеи»

6-7



Рассказы Бунина о любви из сборника «Темные аллеи».











Уроки внеклассного чтения.

Отзыв

Биография Куприна.

8



А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Изображение мира природы и человека в повести

«Олеся».

Чтение, анализ.

Биография.

Стр. 47-56.

9-10



Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет».

Хронологическая таблица.

Реализм.

Готовиться к сочинению.

11



Р.р. Сочинение по творчеству Бунина и Куприна.



Сочинение.

Требования к сочинению.

Биография Горького.

12



М.Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль».

Сообщение учащихся.

Романтизм.

Читать «На дне».

13





«На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга.





Таблица-схема.





Драма.

«На дне»-2-3 действие.



14-15



Три правды в пьесе «На дне». Ее социальная и нравственно-философская проблематика. Смысл названия.



Сообщение учащихся.

Драма.

Отвечать на вопросы. Готовиться к сочинению.

16



Р.р. Письменная работа по творчеству М. Горького.

Урок контроля.

Жанр драмы.

Отвечать на вопросы.

17



Русский символизм и его истоки.

Тестирование.

Биография.

Сообщение учащихся.

18



В.Я.Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль его произведений.

Анализ стихов.

Литературные направления.

Сообщение учащихся.

19



Лирика поэтов-символистов. К.Бальмонт, А. Белый.



Внекл. чтение.

Анализ лирического стихотворения.

Индивидуальные задания.

20







Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.





Лекция.





Биография.





Наизусть стихи.

21



Н.С,Гумилев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики.

Беседа.

Анализ лирического стихотворения.

Наизусть стихи.

22







Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиск новых поэтических форм в лирике И.Северянина.

Семинар.





Литературные направления.

Готовиться к сочинению.

23



Р.р. Сочинение по поэзии Серебряного века.





Требования к сочинению.

Индивидуальные задания.

24



А.А.Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме».

Анализ стихов.

Литературоведческие термины.

Анализ стихов.

25



Тема страшного мира в лирике Блока.

Анализ стихов.

Романтизм.

Наизусть стихи.

26



Тема Родины в лирике Блока.

Семинар.

Анализ лирического стихотворения.

Наизусть стихи.

27-28



Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира.

Обучение выразительному чтению.

Обучение выразительному чтению.

Готовиться к сочинению.

29



Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А.Клюев. Жизнь и творчество. Обзор.







Беседа.





Литературные направления.





Индивидуальные задания.

30



С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика.



Семинар.

Наизусть стихи.

31



Тема России в лирике Есенина.

Семинар.

Наизусть стихи.

32



Любовная тема в лирике Есенина.

Практикум.

Наизусть стихи.

33



Тема быстротечности человеческого бытия. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею…», «Мы теперь…», «Сорокоуст».

Практикум.

Анализ эпизода.

Индивидуальные задания.

34



Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы»

Внекл. чтение

Литературоведческие термины.

Индивидуальные задания.

35



Литературный процесс 20-х годов 20 века.

Семинар.

Литературные направления.

Инд. задания.







36-37







Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов.





Семинар.





Классическая

русская литература.





Стр. 125-139.

38











Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира.







Лекция. Беседа.







Биография.







Наизусть стихи.



39-40



В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики.

Лекция. Беседа.







Литературные направления.



Наизусть стихи.



41



Своеобразие любовной лирики Маяковского.

Беседа.

Анализ лирического стихотворения.

Подготовиться к семинару.

42



Тема поэта и поэзии.

Семинар.

Анализ лирического стихотворения.

Наизусть стихи.

43







Р.р. Сочинение по лирике Блока, Есенина, Маяковского.





Лекция. Беседа.





Требования к сочинению.





Индивидуальные задания.





44







Литература 30-х гг. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы.







Чтение по ролям. Пересказ содержания.





Биография.





Индивидуальные задания.

45







М. А.Булгаков. Жизнь и творчество. Булгаков и театр. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных».

Беседа.

Биография.

Индивидуальные задания.

46-47







История создания, проблемы и герои романа «Мастер и Маргарита».





Практикум.





Отзыв.

Конспект критический статей.

48-49







Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Анализ эпизода из романа. Домашнее сочинение по творчеству Булгакова.





Сочинение.





Готовиться к сочинению.





50







Зачетная работа за 1 полугодие.





Урок контроля.





Требования к сочинению.





Индивидуальные задания.

51-52



А.П.Платонов. Повесть «Котлован». Обзор.

Внекл. чтение.

Отзыв

Отвечать на вопросы.

53



А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Основные темы лирики. Особенности поэтических образов.



Лекция. Беседа.

Практикум.

Обучение выразительному чтению.

Наизусть стихи.

54



Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой.

Практикум.

Анализ лирического стихотворения.

Наизусть стихи.

55-56



А. А. Ахматова. Поэма «Реквием». Особенности жанра и композиции. Роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

Практикум.

Анализ лирического стихотворения.

Индивидуальные задания.

57-58



О. Э. Мандельштам. Историзм поэтического мышления, ассоциативная манера письма. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.



Лекция. Практикум.

Обучение выразительному чтению.

Наизусть стихи.

59-60







М. И. Цветаева. Основные темы творчества. Своеобразие поэтического стиля.





Лекция.





Анализ лирического стихотворения.





Готовиться к сочинению.

61



Р.р. Сочинение по творчеству Ахматовой, Мандельштама и Цветаевой.

Сочинение.

Требования к сочинению.

Индивидуальные задания.

62



М. А. Шолохов. Жизнь и творчество. «Донские рассказы»



Семинар.

Отзыв

Сообщение учащихся.

63-64



Картины жизни донских казаков на страницах романа «Тихий Дон».

туризм как литературное

Практикум.

Эпос.



65-66



«В мире, расколотом надвое». Гражданская война на Дону. Трагедия Григория Мелехова.

Практикум.

Реализм.

Сообщение учащихся.

67



Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

Практикум.





68



Мастерство Шолохова в романе «Тихий Дон».

Практикум.

Диалектизмы.

Готовиться к сочинению.

69



Р.р. Сочинение по творчеству Шолохова.

Сочинение.

Требования к сочинению.

Индивидуальные задания.

70-73



Литература периода Великой Отечественной войны.

Новое осмысление военной темы в творчестве В.Некрасова, Ю. Бондарева, К.Воробьева, В.Быкова, М.Шолохова, В.Богомолова, Г. Бакланова, Б.Васильева.



Семинар.

Отзыв. Рецензия.

Анализ стихов.

74-75



Литература 50 - 90-х годов. Поэзия 60-х годов.

Анализ стихов.

Отзыв.

Индивидуальные задания.

76-77



А. Т. Твардовский. Философская лирика. Тема памяти в лирике поэта.



Практикум.

Анализ лирического стихотворения.

Наизусть стихи.

78-79



Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика.



Обучение выразительному чтению.

Обучение выразительному чтению.Наизусть стихи.





80-81





Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго».

Тема интеллигенции и революции.









Внекл. чтение





Литературные направления.





Чтение и анализ повестей.

82-84





А. Солженицын. Жизнь и творчество. «Матрёнин двор»

«Один день Ивана Денисовича». Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.





Семинар.

Отзыв.

Индивидуальные задания.

85





В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество писателя. История создания книги «Колымские рассказы».





Внекл. чтение

Отзыв

Индивидуальные задания.

86





Н. М. Рубцов. Своеобразие художественного мира поэта.





Практикум.

Анализ лирического стихотворения.

Сообщение учащихся.

87-88





«Деревенская» проза. В.П.Астафьев «Царь - рыба». Человек и природа.









Практикум.

Анализ эпизода.

Отвечать на вопросы.

89-90





В. Г. Распутин. Жизнь и творчество. Повесть «Прощание с Матёрой».

Тема памяти и преемственности поколении.





Внекл. чтение

Литературоведческие термины.

Сообщение учащихся.

91









Авторская песня Б. Ш. Окуджава. В. Высоцкий.

Особенности «бардовской» поэзии.









Семинар.





Классическая

русская литература.





Стр. 125-139.

92





«Городская» проза. Ю.В.Трифонов «Обмен».





Внекл. чтение.

Отзыв.

Индивидуальные задания.

93





А. В. Вампилов. Современная драматургия. Психологизм пьесы «Утиная охота».

Внекл. чтение.





Драма.





94





Из литературы народов России. Р. Гамзатов. Соотношение национального и общечеловеческого в лирике поэта.





Практикум.

Анализ лирического стихотворения.

Наизусть стихи.

95-96





Обзор литературы последнего десятилетия. Основные тенденции. Постмодернизм.





Семинар.

Литературные направления.

Индивидуальные задания.

97-98





Э.М.Хемингуэй. «Прощай, оружие!», «Старик и море».

Практикум.

Отзыв.

Индивидуальные задания.

99





Проблемы и уроки литературы 20 века.

Семинар.





Сообщение учащихся.

100-102









Итоговое тестирование.

Консультация по подготовке к экзаменам.

















Организация текущего и промежуточного контроля

Тема

Форма проведения

1

Творчество И. Бунина и А. Куприна

РР Сочинение

2

Творчество М. Горького

РР Сочинение

3

Поэзия серебряного века

РР Сочинение

4

Лирика А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина

РР Сочинение

5

Итоговая работа за 1 полугодие

Тестирование

6

Творчество М. Шолохова

РР Сочинение

7

Итоговая контрольная работа

Тестирование





































Материально - техническое и учебно - методическое обеспечение





Для учащегося:

  1. Русская литература ХХ века. 11 класс : учебник в 2 ч. / В. В. Агеносов. -М. : Дрофа, 2008

  2. Художественные произведения по программе

  3. Словарь литературоведческих терминов

  4. Литературы: справочные материалы: Кн для учащихся/ Л64 с.в. Тураев, л.и. Тимофеев, К.Д. Вишневский и др..- М.: Просвещение, 1989. - 335 с.

  5. Русские писатели. Библиографический словарь. (В 2ч.) Редкол.: Б.Ф. Егоров и др.; Под ред. П.А. Николаева._ М.: Просвещение, 1990.

  6. Три века русской поэзии/ Сост. Н.В. Банников._ 3-е изд..- М.: Просвещение, 2010.

  7. Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. - М. : Айрис-Пресс, 2009.

Для учителя:

1. Русская литература ХХ века. 11 класс : учебник в 2 ч. / В. В. Агеносов. -М. : Дрофа, 2008

2. Русская литература ХХ века. 11 класс: Методические рекомендации для учителя/ В. В. Агеносов, Э.Л.Безносов. Н.С.Выгон и др.; Под ред. В. В. Агеносова. - 2 изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001

3. Анализ лирики в старших классах: 10-11 классы / И.Е.Каплан.- М.: Издательство «Экзамен», 2005.

4. Каганович С.Л. Технология обучения анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей-словесников. - Великий Новгород: НРЦРО, 2002.

5. Литература: Справ. Материалы: Кн. для учащихся / С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. = М.: Просвещение, 1989.

6. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе 9-11 кл. - М.: Дрофа, 2002.

7. Коган И.И., Козловская Н.В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении. Серия «Филологическая мозаика». - СПб.: САГА, 2003.

8. Страшнов С.Л. Русская поэзия XX века в выпускном классе: Кн. для учителя. - М.: Провещение, 2001.

9. Художественные произведения по программе















п/п

Вид ресурса

Примечания



Газета «Литература»

Электронная версия газеты «Литература».

Сайт газеты (lit.1september.ru) разделён на две части: архив номеров и копилка педагогических идей «Я иду на урок» - по сути, копилка статей по тому или иному вопросу.



lit.1september.ru/

Урок в формате А4

Сайт является виртуальной библиотекой по предмету «Литература», предназначенной в помощь школьникам и учителям. Здесь собраны биографические сведения о писателях, литературоведческие и критические статьи, тексты произведений, фотоальбомы и иллюстрации. Алфавитный указатель имён значительно облегчает поиск нужной информации.

Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам.



www.a4format.ru/index.php

Русские словари

www.slovari.ru/</

Программно-педагогические средства

  • электронный репетитор «Литература» (система обучающих тестов);

  • репетитор по литературе (Кирилла и Мефодия);

  • репетитор «Литература» (весь школьный курс);

  • программа «Домашний репетитор».



Презентации по изучаемым темам

Электронный банк презентаций по русскому языку Солянок С.А.

Демонстрационно-наглядные пособия

Таблицы по изучаемым темам

Диски с программным обеспечением по русскому языку

Библиотечный фонд

Компьютерное место учителя

Кабинет

Медиаоборудование

Кабинет

Интерактивная доска

Кабинет







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал