7


  • Учителю
  • Голоса войны Интегрированный урок (русская литература,история)

Голоса войны Интегрированный урок (русская литература,история)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Интегрированный урок русской литературы и истории

в 6 кадетском классе.

Цели урока:

Образовательные:

Систематизация знаний по теме Великая Отечественная война. Знакомство с историей создания военной песни Алексея Суркова «В землянке».

Повторение темы «Изобразительно-выразительные средства языка».

Развивающие:

Расширение кругозора учащихся. Демонстрация тесной связи предметов (истории и литературы).

Развитие умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Повышение интереса к предметам. Развитие потребности к самообразованию.

Воспитательные:

Воспитание любви к родной стране и её истории, а также к семейным ценностям.

Пробуждение у учащихся патриотических чувств, чувства сострадания, гордости за народ. Воспитание уважения к старшему поколению.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма проведения: урок-беседа.

Оборудование урока: карта «ВОВ», текст песни «В землянке» по количеству учеников, проигрыватель, пластинки военных лет,



План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний по теме «ВОВ». Проверка домашнего задания.

  3. Введение нового материала: знакомство с автором песни, историей её создания.

  4. Актуализация знаний по теме «Изобразительно-выразительные средства языка»».

  5. Работа с текстом песни: анализ приёмов, использованных автором.

  6. Подведение итогов.

  7. Домашнее задание.



Ход занятия.

Организационный момент: приветствие, настрой на рабочий лад.

Звучит песня «В землянке»

Слово учителя о ВОВ.

Актуализация знаний по теме «ВОВ». Проверка домашнего задания

( причины ВОВ)

Вопросы: «Когда началась ВОВ?», « Расскажите о причинах войны» (Цели Германии в войне были: ликвидация СССР, уничтожение «лишних» людей и народов. Завоевании мирового господства. Цели СССР в ходе войны определились. Это: защита свободы и независимости страны,

освобождение порабощенных фашизмом народов Европы,ликвидация фашизма)



Вопрос: «Великая Отечественная Война осталась в памяти нашего народа. Это самая справедливая война в его истории. Почему ВОВ можно по праву назвать самой справедливой со стороны русского народа?»

Ответ: «Солдаты шли защищать своих детей, матерей - свои семьи. Семья одного солдата превращалась в семью народную: каждый, защищая свой род, свои деревню, город или село - защищал и всю страну. Это было время, когда все люди стали родными и чувствовали себя одним целым»



Введение нового материала.



История создания песни.



Стихотворение «В землянке» написано Алексеем Сурковым, тогда фронтовым корреспондентом, 27 ноября 1941 года на Западном фронте.

Произведение не сразу стало песней. Сурков так рассказывал о появлении песни. Краткий пересказ статьи из журнала из сборника "Истра, 1941". М. "Московский рабочий", 1975



Расскажу историю песни, которая родилась в конце ноября 1941 года после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой. А дело было так.

27 ноября мы, корреспонденты газеты Западного фронта "Красноармейская правда", и группа работников Политуправления Западного фронта прибыли в 9-ю гвардейскую стрелковую дивизию, чтобы поздравить ее бойцов и командиров с только что присвоенным им гвардейским званием, написать о боевых делах героев. Во второй половине дня, миновав командный пункт дивизии, мы проскочили на грузовике на КП 258-го (22-го гвардейского) стрелкового полка этой дивизии, который располагался в деревне Кашино. Это было как раз в тот момент, когда немецкие танки, пройдя лощиной у деревни Дарны, отрезали командный пункт полка от батальонов.

Быстро темнело. Два наших танка, взметнув снежную пыль, ушли в сторону леса. Оставшиеся в деревне бойцы и командиры сбились в небольшом блиндаже, оборудованном где-то на задворках КП у командира полка подполковника М.А. Суханова. Мне с фотокорреспондентом и еще кому-то из приехавших места в блиндаже не осталось, и мы решили укрыться от минометного и автоматного огня на ступеньках, ведущих в блиндаж.

Немцы были уже в деревне. Засев в двух-трех уцелевших домах, они стреляли по нас непрерывно.

- Ну а мы что, так и будем сидеть в блиндаже? - сказал начальник штаба полка капитан И.К. Величкин. Переговорив о чем-то с командиром полка, он обратился ко всем, кто был в блиндаже:

</ - А ну-ка, у кого есть "карманная артиллерия", давай!

Собрав десятка полтора ручных гранат, в том числе отобрав и у меня две мои заветные "лимонки", которые я берег на всякий случай, капитан, затянув потуже ремень на своей телогрейке, вышел из блиндажа.

- Прикрывайте! - коротко бросил он.

Мы тотчас же открыли огонь по гитлеровцам. Величкин пополз. Гранаты. Взрыв, еще взрыв, и в доме стало тихо. Тогда отважный капитан пополз к другому дому, затем - к третьему. Все повторилось, как по заранее составленному сценарию. Вражеский огонь поредел, но немцы не унимались. Когда Величкин вернулся к блиндажу, почти смеркалось. Командир полка уже выходил из него: КП менял свое расположение.

Все мы организованно стали отходить к речке. По льду перебирались под минометным обстрелом. Гитлеровцы не оставили нас своей "милостью" и тогда, когда мы уже были на противоположном берегу. От разрывов мин мерзлая земля разлеталась во все стороны, больно била по каскам.

Когда вошли в новое селение, кажется Ульяново, остановились. Самое страшное обнаружилось здесь. Начальник инженерной службы вдруг говорит Суханову:

- Товарищ подполковник, а мы же с вами по нашему минному полю прошли!

И тут я увидел, что Суханов-человек, обычно не терявший присутствия духа ни на секунду, - побледнел как снег. Он знал: если бы кто-нибудь наступил на усик мины во время этого отхода, ни один из нас не уцелел бы.

Потом, когда мы немного освоились на новом месте, начальник штаба полка капитан Величкин, тот, который закидал гранатами вражеских автоматчиков, сел есть суп. Две ложки съел и, смотрим, уронил ложку - уснул. Человек не спал четыре дня. И когда раздался телефонный звонок из штаба дивизии - к тому времени связь была восстановлена, - мы не могли разбудить капитана, как ни старались.

Нечеловеческое напряжение переносили люди на войне! И только от того, что они были такими, их ничем нельзя было запугать.

Под впечатлением пережитого за этот день под Истрой я написал письмо жене, которая жила тогда на Каме. В нем было шестнадцать "домашних" стихотворных строк, которые я не собирался публиковать, а тем более передавать кому-либо для написания музыки...

Стихи мои "Бьется в тесной печурке огонь" так бы и остались частью письма, если бы в феврале 1942 года не приехал в Москву из эвакуации, не пришел в нашу фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить "что-нибудь, на что можно написать песню". И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным в том, что хотя я свою совесть и очистил, но песни из этого лирического стихотворения не выйдет. Листов пробежал глазами по строчкам, промычал что-то неопределенное и ушел. Ушел, и все забылось. Но через неделю композитор вновь появился у нас в редакции, попросил у фоторепортера Михаила Савина гитару и спел свою новую песню, назвав ее "В землянке".

Все, свободные от работы "в номер", затаив дыхание, прослушали песню. Всем показалось, что песня получилась. Листов ушел. А вечером Миша Савин после ужина попросил у меня текст и, аккомпанируя на гитаре, исполнил песню. И сразу стало ясно, что песня "пойдет", если мелодия ее запомнилась с первого исполнения.

Песня действительно "пошла". По всем фронтам - от Севастополя до Ленинграда и Полярного. Некоторым блюстителям фронтовой нравственности показалось, что строки: "...до тебя мне дойти нелегко, а до смерти - четыре шага" - упадочнические, разоружающие. Просили и даже требовали, чтобы про смерть вычеркнуть или отодвинуть ее дальше от окопа. Но мне жаль было менять слова - они очень точно передавали то, что было пережито, перечувствовано там, в бою, да и портить песню было уже поздно, она "пошла". А, как известно, "из песни слова не выкинешь".

О том, что с песней "мудрят", дознались воюющие люди. В моем беспорядочном армейском архиве есть письмо, подписанное шестью гвардейцами-танкистами. Сказав доброе слово по адресу песни и ее авторов, танкисты пишут, что слышали, будто кому-то не нравится строчка "до смерти - четыре шага".

Гвардейцы высказали такое едкое пожелание: "Напишите вы для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть, - мы-то ведь знаем, сколько шагов до нее, до смерти".

Вот коротко о том, как сложилась песня "В землянке".

Работа с текстом песни:

анализ средств и приёмов, использованных автором.

Вопрос: «Автор сказал, что не хотел менять слова песни. Почему, ребята?»

Ответ: «Они очень точно передавали то, что было пережито, перечувствовано там, в бою»

Вопрос: «Что же особенного было в тексте песни?»

Ответ: «Это нам помогут нам понять изобразительно-выразительные средства, использованные автором в тексте»

Задание письменное.



Работа с текстом песни. Прослушивание аудиозаписи чтения стихотворения в профессиональном исполнении .

Бьётся в тесной печурке огонь, (метафора,эпитеты)

На поленьях смола, как слеза (сравнение)

И поёт мне в землянке гармонь(олицетворение)

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты(олицетворение)

В белоснежных полях под Москвой,(эпитет)

Я хочу, чтоб услышала ты,

Как тоскует мой голос живой. (олицетворение)

Ты сейчас далеко-далеко,

Между нами снега и снега.(повтор)

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти - четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.(эпитет)

Мне в холодной землянке тепло

От твоей негасимой любви.

Подведение итогов.

Слово учителя.

Слова, подсказанные сердцем, нельзя заменить. Связь истории создания такого лирического произведения с событиями истории неоспорима. Песня возникла в период ВОВ. Именно тогда многие граждане поняли, чем для них являлись страна и семья.

Прослушивание песни «В землянке»

Домашнее задание:

  1. Организовать коллективное исполнение песни (возможно инсценирование)

  2. Определить средство выразительности или приём, использованный А.Сурковым в словах песни «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти - четыре шага» и ответить на вопрос: « Почему эти слова требовали заменить?»

















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал