- Учителю
- Вне классное мероприятие 'Наши гости - стихи' (7-11 класс)
Вне классное мероприятие 'Наши гости - стихи' (7-11 класс)
МОУ СОШ с. СОСЕДКА
Учитель: Королева Елена Борисовна
Цели: - приобщить учащихся к серьезной литературе;
-раскрыть сущность внутренней и внешней красоты человека через поэзию;
-воспитать внимательных и вдумчивых ценителей художественного слова;
-положить начало большой и интересной читательской биографии;
-на основе изречений великих людей, произведений поэзии и музыки осознать значение поэзии в жизни человека и общества.
Оформление класса
На столах скатерти, свечи, цветы, красивые фужеры, наполненные водой, соком.
Звучит музыка.
Ведущий.
- Сегодня я буду хозяйкой нашей поэтической гостиной, а вы-гостями. Но если быть точным, то настоящей хозяйкой у нас сегодня будет поэзия, а главными гостями-стихи.
Вы задумывались когда-нибудь, отчего человек начинает писать гениальные стихи? Откуда берется удивительный дар заставлять слова звучать по-иному, в новых неслыханных доселе сочетаниях, от которых у других людей захватывает дыхание и сильнее бьётся сердце?
Как всего в двух строчках заставить человека ощутить целый мир?
Мне кажется, что писать гениальные стихи-это все равно что уметь летать, как птица.Этому нельзя научиться, а вот понимать поэзию может научиться каждый, кому доступны такие «души прекрасные порывы», как любовь, сострадание, грусть.
Поэтому наша гостиная сегодня собрала тех, кто любит или хочет полюбить поэзию, хочет испытать то чувство полёта, которое испытывает каждый, кто её понимает.
Сегодня мы просто почитаем стихи, свободно переходя от темы к теме, от поэта к поэту. А начать позвольте мне с В.В.Маяковского, с его стихотворения «Послушайте!». Мне кажется, что это стихотворение обо всем, что происходит на свете: о любви, о добре, о природе и даже о поэзии. Ведь если люди пишут стихи, значит, это кому-нибудь нужно. Итак, послушайте.
(Звучит стихотворение В.Маяковского «Послушайте!»)
- Нет такого поэта, который бы не писал стихов о любви, дружбе, вере или других человеческих чувствах. Сейчас мы услышим стихи о дружбе и товариществе в исполнении…
(Звучит стих-ние Р.Бёрнса)
Расскажет о его биографии …
Звучит песня на стихи Р.Бёрнса «В полях под снегом и дождем»
- А сейчас звучит романс «Я помню чудное мгновенье»
-Среди поэтов много гениальных, прежде всего-это Пушкин. Именно он открыл богатство русского языка, именно он отличался тем, что и в сказках, и в поэмах, ив повестях-везде находил удивительные слова, которые проникали в человеческую душу и заставляли людей читать и читать его произведения, находить в них ответы на свои вопросы.
Тему Пушкина продолжает …, который прочитает нам его стих-ние «Бесы».
(Портрет Г.Гейне)
- Следующие минуты в гостиной посвящены немецкому поэту Генриху Гейне. О нем расскажет …
(На фоне музыки Бетховена «Лунная соната» звучит стихотворение на немец. языке)
Просмотр слайдов о Рейне.
Портрет М.Ю.Лермонтова
(На фоне нем. песни «Лореляй» звучит стих-ние «На севере диком..»). Картина сосны.
- Послушаем романс и определим, кто автор стихов романса.
Да, это С.Есенин. Познакомимся поближе с его творчеством. О нем расскажет…
А его стих-ние «Сукин сын» прочтет …
А сейчас послушаем чтение стихов самим Есениным.
И ещё одно стих-ние Есенина нам прочтет … «Белая береза».
- Тема любви была одной из самых любимых тем всех поэтов и писателей, всех времен и народов. Вновь перенесемся в Шотландию. И вновь звучит Р.Бёрнс. Но теперь поговорим не о его жизни, а о его знаменитых 44 стихах и послушаем стих-ние о любви.
-Тему любви продолжает поэт 20 века Николай Заболоцкий. («Некрасивая девочка»)
- Другой важной темой в поэзии была тема дружбы. Вспомните извнстные строчки Пушкина «Друзья, прекрасен наш союз!».
(Звучит песня «Во французской стороне»).
О вагантах нам подготовила рассказ …
- Сегодня мы послушаем стихи не только известных поэтов, но и наших уч-ся.
(Звучит музыка)
- Сегодня мы слушали стихи разных времен и разных народов. Всех их объединяет одно- стремление быть чище, добрее, духовно богаче. Любите стихи, читайте их, когда хочется чего-то возвышенного, когда вас обуревают вопросы, когда ваша душа поет или стонет. Помните , что в стихах вы найдете ответы на многие свои вопросы. Этими строками мне хочется закончить наш праздник.
(Звучит лирич. музыка, на столах гасят свечи).
Задача: Продолжать работу по нравственно - эстетическому воспитанию подростков.
Цели: формировать у подростков высокое нравственное сознание и отношение к семейной жизни как к самостоятельной эстетической ценности;
раскрыть сущность внутренней и внешней красоты человека;
воспитывать женственные качества личности в поведении воспитанниц в целях подготовки к семейной жизни и будущему материнству;
на основе изречений великих людей, произведений поэзии и музыки осознать значение матери в жизни человека и общества.
Наши мамы
Та весна, казалось, будет вечной, -
И глядят из рамочек со стен
Наши мамы в платьях подвенечных,
Наши мамы, юные совсем.
Брови разлетаются крылато
Ни одной морщинки возле глаз
Кто теперь поверит, что когда - то
Наши мамы были младше нас.
Мы ещё в рассветных снах витаем -
Мамы поднимаются чуть свет.
Мы опять куда - то улетаем -
Мамы долго - долго машут вслед.
И лежат сыновние печали
Белым снегом на висках у них.
Если б матерей мы выбирали,
Всё равно бы выбрали своих.
Можете объехать всю Россию,
Провести в дороге много дней,
Никого не встретите красивей
Никого не встретите родней.
Шлите им почаще телеграммы,
Письмами старайтесь их согреть.
Всё на свете могут наши мамы,
Только не умеют не стареть.
Игорь Шаферан
--------------------------------------------------------------------------------
Ты женщина, и, может быть,
Твое бессилие - это сила,
Мне помогавшая забыть
Все черное, что в жизни было.
И потому, что мы вдвоем
Живем бок о бок в мире этом
Я - луг, напоенный дождем,
Я -поле, залитое светом.
Ты светом своего добра
Мой озаряла путь порою
И, если я и впрямь - гора,
То ты - рассвет над той горою.
автор Кайсын Кулиев
Река Рейн
Владимир Владимирович Маяковский
Балкарский поэт КайсынКулиев
Шотландский поэт Роберт Бёрнс
Александр Сергеевич Пушкин
Немецкий поэт Генрих Гейне
Николай Заболоцкий
Роберт Рождественский
Над окошком месяц. Под окошком ветер
Над окошком месяц. Под окошком ветер.
Облетевший тополь серебрист и светел.
Дальний плач тальянки, голос одинокий -
И такой родимый, и такой далекий.
Плачет и смеется песня лиховая.
Где ты, моя липа? Липа вековая?
Я и сам когда-то в праздник спозаранку Выходил к любимой, развернув тальянку.
А теперь я милой ничего не значу.
Под чужую песню и смеюсь и плачу.
Роберт Бёрнс (шотландский) поэт, фольклорист, автор многочисленных стихотворений и поэм, написанных на так называемом «равнинном шотландском» и английском языках.
25 января, который сами шотландцы называют Burnssupper - национальный праздник в Шотландии. Этот день отмечается поклонниками творчества поэта во всём мире.
Биография
Роберт Бёрнс родился 25 января 1759 года в селе Аллоуэй (графство Эйршир), в семье крестьянина. В 1765 году его отец взял в аренду хозяйство Маунт-Олифант, и мальчику пришлось работать наравне со взрослыми, терпя голод и другие лишения. С 1783 года Роберт начинает сочинять стихи на эйширском диалекте. В 1784 году умирает отец, и после ряда неудачных попыток заняться сельским хозяйство Роберт с братом Гилбертом переезжает в Моссгил. В 1786 году выходит первая книга Бёрнса, Poems, ChieflyintheScottishdialect(«Стихотворения преимущественно на шотландском диалекте»). К начальному периоду творчества также относятся: «Джон Ячменное Зерно» (JohnBarleycorn, I782), «Веселые нищие» (1785), «Молитва святого Вили» («HolyWillie'sPrayer»), «Святая ярмарка» ( 1786). Поэт быстро становится известен всей Шотладндии. 3
Об истоках популярности Бёрнса И. Гёте заметил:
Возьмём Бёрнса. Не потому ли он велик, что старые песни его предков жили в устах народа, что ему пели их, так сказать, тогда ещё, когда он был в колыбели, что мальчиком он вырастал среди них и сроднился с высоким совершенством этих образцов, что он нашёл в них ту живую основу, опираясь на которую мог пойти дальше? И ещё, не потому ли он велик, что его собственные песни тотчас же находили восприимчивые уши среди его народа, что они затем звучали ему навстречу из уст жнецов и вязальщиц снопов, что ими приветствовали его весёлые товарищи в кабачке? Тут уж и впрямь могло что-то получиться.
В 1787 году Бернс переезжает в Эдинбург и становится вхож в высший свет столицы. В Эдинбурге Бернс познакомился с популяризатором шотландского фольклора Джемсом Джонсоном, вместе с которым они начали издавать сборник «Шотландский музыкальный музей». В этом издании поэт опубликовал множество шотландских баллад в своей обработке и собственных произведений.
Издаваемые книги приносят Бернсу определённый доход. Он попытался вложить заработанные гонорарами средства в аренду фермы, но только потерял свой небольшой капитал. Основным источником средств для существования с 1791 года стала работа на должности сборщика податей в Дамфисе.
В 1787 году он сочетался браком со своей давней возлюбленной Джин Армор. В этом браке у него родилось пятеро детей.
В сущности заниматься поэзией Бернс был вынужден в перерывах между основной работой. Последние годы он провёл в нужде и за неделю до смерти едва не попал в долговую тюрьму
Бёрнс скончался 21 июля 1796 года в Дамфрисе. Ему было всего 37 лет. Историки XX-го века склоняются к тому, что Бернс скончался от последствий тяжёлого физического труда в молодости и врождённого ревмокардита, который в 1796 году был усугублён перенесённой Бернсом дифтерией.
Судьба, прошу, не пожалей добра,
Терпима будь, а значит, будь добра,
Храни ее и под своей рукою
Дай счастье ей, а значит, дай покоя
Той женщине, которую люблю.
Дай знать ей, где друзья, а где враги,
И от морщин ее убереги,
Не дай пресытиться любимым делом,
Не дай отяжелеть душой и телом
Той женщине, которую люблю.
Обереги от порчи, от изъяна
Рук красоту ее и легкость стана,
Обереги ее от всякой боли,
От старости храни как можно доле
Ту женщину, которую люблю.
Из всех щедрот, из всех невзгод земли
Добро приблизь, все злое отдали,
Дай силы и возможность без предела
Жить подобру, благое делать дело
Той женщине, которую люблю.
Пусть будет наш остаток - путь недальний
Не столько долгий, сколько беспечальный,
Ты сбереги тепло огня и крова,
Любовь мою до часа рокового
К той женщине, которую люблю.
Не приведи, судьба, на склоне дней
Ей пережить родных своих детей.
И если бед не избежать на свете,
Пошли их мне, не ей самой, не детям
Той женщины, которую люблю!
Голову уткнув тебе в колени,
Я дремал, я знал: со мною мать.
Никогда в подобном упоенье
После не случалось мне дремать.
Не было ни боли, ни тревоги
В те мои счастливейшие дни,
Мне платком ты укрывала ноги,
Нывшие от вечной беготни.
Плечи мне руками согревала,
Не расспрашивала ни о чем,
Волосы мои перебирала,
Как никто и никогда потом.
Ничего мне не было обузой,
Не страдал еще я ни о ком,
Ты благоухала кукурузой,
Огородом, козьим молоком.
Много весен с той поры я прожил,
А гора белеет, как тогда,
В дни, когда была ты молода,
Чем сейчас твой сын, куда моложе.
Те виденья в душу мне запали,
Ты тогда склонилась надо мной,
А снега белели и мерцали,
Озаренные вдали луной.
Нынче звезды в небе не тусклей,
Будто войн на свете не бывало,
А на голове седой моей
Все еще, как смоль, копна кудрей
Тех, что ты тогда перебирала.
Шелестит зеленая листва,
Зеленеют всходы в чистом поле,
Будто, мама, ты еще жива,
Будто я не стар еще, не болен.
Будто бы тяжелых лет и бед
Быть мне очевидцем не случилось,
Будто бы опять на склоне лет
То мне снится, что когда-то снилось
Поэзия Вагантов
Оглавление 28.01.2004
--------------------------------------------------------------------------------
Во французской стороне,
на чужой планете,
предстоит учиться мне
в университете.
До чего тоскую я -
не сказать словами...
Плачьте ж, милые друзья,
горькими слезами!
На прощание пожмем
мы друг другу руки,
и покинет отчий дом
мученик науки.
Вот стою, держу весло -
через миг отчалю.
Сердце бедное свело
скорбью и печалью.
Тихо плещется вода,
голубая лента...
Вспоминайте иногда
вашего студента.
Много зим и много лет
прожили мы вместе,
сохранив святой обет
верности и чести.
Слезы брызнули из глаз...
Как слезам не литься?
Стану я за всех за вас
Господу молиться,
чтобы милостивый Бог
силой высшей власти
вас лелеял и берег
от любой напасти,
как своих детей отец
нежит да голубит,
как пастух своих овец
стережет и любит.
Ну, так будьте же всегда
живы и здоровы!
Верю, день придет, когда
свидимся мы снова.
Всех вас вместе соберу,
если на чужбине
я случайно не помру
от своей латыни,
если не сведут с ума
римляне и греки,
сочинившие тома
для библиотеки,
если те профессора,
что студентов учат,
горемыку школяра
насмерть не замучат,
если насмерть не упьюсь
на хмельной пирушке,
обязательно вернусь
к вам, друзья, подружки!
Вот и всё! Прости-прощай,
разлюбезный швабский край!
Захотел твой житель
увидать науки свет!..
Здравствуй, университет,
мудрости обитель!
Здравствуй, разума чертог!
Пусть вступлю на твой порог
с видом удрученным,
но пройдет ученья срок, -
стану сам ученым.
Мыслью сделаюсь крылат
в гордых этих стенах,
чтоб отрыть заветный клад
знаний драгоценных!
(Здесь и далее пер. Л. Гинзбурга)
Поэзию вагантов, как и всё европейское Средневековье в целом, открыли для Нового времени романтики. Но открытие это было отнюдь не единовременным, а долгим и сложным процессом, чуть не полвека длящимся, ведь между куртуазным стилем и мужицкой музой, кабацким разгулом вагантов - настоящая пропасть.
Кто же они такие, ваганты? Это слово переводится на русский как "бродяги". И это на самом деле так. Ваганты - бродячие клирики, школяры, попрошайки, распутники и бедолаги, недоучившиеся или переучившиеся теологи, должен был быть наделен недюжинным поэтическим даром и знать латынь в совершенстве, настолько чтобы совершать в ее лоне открытия и творческие подвиги.
Причина появления на дорогах Европы целой толпы бродячих певцов, в сущности, весьма проста. В XII в. происходят коренные экономические преобразования: появляется класс купцов, духовная интеллигенция в изумлении останавливается перед собственным перепроизводством и т.п. То есть не окончивших высшего церковного образования ("Во французской стороне" - читай в Сорбонне) или окончивших, но не нашедших практического ему применения становилось все больше и больше, так что в поисках пропитания приходилось выходить на большую дорогу...
Как и у всей средневековой культуры, у латинской средневековой поэзии было два корня: один - в античности, другой - в христианстве. И обе основные темы поэзии вагантов: гневное обличение вышестоящих и чувственная любовь в пику трубадурской любви возвышенной - имели свои прообразы в том и другом источниках.
Предан Венере Назон,
но я еще более предан,
Предан Корнелий Галл -
все-таки преданней я.
Галл воспел Ликориду,
Назон пылал по Коринне -
Я же по каждой горю...
Хватит ли духу на всех?
Сообразите: эти стихи сочинены и оглашены были в XII веке, однако никакого церковного преследования за безнравственность Серлон на себя не навлек. Очевидно, что современники отлично понимали, что такое литературная условность.
Вот таким образом, на скрещении христианской и античной традиций и родилась средневековая латинская лирика. Так, овидианецлуарской школы БальдерикБургейльский пишет:
Верь, я хочу, чтоб ты верила мне,
и верил читатель:
В сердце питаю к тебе
я не порочную страсть.
Девственность чту я твою,
да живет она долгие годы <...>
Нет, да будет свята
дружба в устах и сердцах.
Будьте едины, тела,
но будьте раздельны, постели;
Будь шутливо, перо,
но целомудренна, жизнь.
Наконец, предшественниками вагантов были и ирландские монахи, скитавшиеся по дорогам Европы после норманнского завоевания Британии.
Сборник "Кембриджских песен", относящийся к XI в., составлен в Лотарингии и включает в себя 50 стихотворений. Основную часть этих песен мы бы сейчас определили как пародии на религиозные гимны.
Но то, что в XI в. и ранее робко зачиналось в монастырях, в XII в. - веке крестовых походов и коммунальных революций выходит на улицу. Здесь и начинается собственно вагантская поэзия.
Слово "бродяга" звучит предосудительно и сейчас, а в те времена - тем паче. Крестьянин состоял при своем наделе, рыцарь - при замке, священник - при приходе и монах - при монастыре. При дороге состояли разбойники, ну еще паломники - временно. В XII же веке, кроме паломников и разбойников, на дороги вышло купечество, за ним и те клирики, что были и паломниками, и бродягами в одном лице - ваганты, то есть безместные духовные лица, вынужденные скитаться из города в город, из страны в страну, из монастыря в монастырь. Это было своего рода братство без роду-племени, общавшееся на латыни, которую образованные люди знали в любой стране и которая как раз и отличала образованных от быдла, выделяя их в особую касту.
Церковь их, в общем-то, не жаловала. В монашеских уставах о них говорится с негодованием, порой доходящим до вдохновения:
Но в XII в. уже требуются образованные люди и притом в большом количестве - расцветает торговля, ремесла, загрубелые феодалы начинают чувствовать вкус к изящному быту и "вежественному" обхождению. Появляются собственно сословия рыцарское и бюргерское.
Более того, создаются школы и университеты, по которым, кстати, часто путешествуют эти самые ваганты, собирая знания, подобно тому, как пчелы собирают нектар, ибо в одном городе процветает медицина, в другом - философия, в третьем - юриспруденция и т.д.
К примеру, когда Пьер Абеляр покинул Нотр-Дам де Пари и стал читать лекции то тут, то там по парижским окрестностям, вкруг него собирались и ходили за ним толпы молодежи.
=Цель всех этих молодых бродяг была одна - занять хорошее, выгодное место. XII в. дал множество клириков и прочих людей умственного труда, что обусловило их перепроизводство. Грамотеи почувствовали себя изгоями. Вот и пошли они по дорогам, попрошайничая да и шаля частенько.
Итак, ваганты - ученый, буйный народ, приспособленный для оседлого труда не более, чем птица небесная. Для церкви же таковое положение было не менее серьезным: из невежественных они, ваганты, стали умствующими, из пестрых и разномастных бродяг стали дружными и легко находящими между собой общий студенческий язык. Всей своей жизнью ваганты подрывали у народа уважение к духовному сану. Да и стишки их нет-нет да и рассказывали, к примеру, о том, как королева Бланка Кастильская блудила с папским легатом.
К началу XIII в. церковь обрушила навагантов сокрушительные удары: лишала их духовных званий, выдавала властям, то есть отправляла на виселицу. И, в общем, было за что.
Ваганты сами называли себя голиардами. Это двусмысленное выражение "голиафовы дети" означает "чертовы слуги".
В общем, ваганты пели об одном и том же, перепевали и перекладывали друг друга. Наиболее знаменитый сборник, представляющий их творчество (около 200 произведений) - это так называемый "Буранский" сборник. Что это такое? Посмотрите на свои общие тетради, где вперемешку записываются задачки по алгебре, химические формулы, наброски сочинений по Достоевскому, английские слова, дружеская переписка на скучных уроках, зарисовочки мордашек хорошеньких соседок и записи для памяти, например: "Завтра сходить в баню", - и вы легко представите себе Буранский сборник и тому подобные старые книги.
Основные особенности вагантской поэзии: латынь, рифма, ритм, иногда двуязычие. Очень часто это изощренные стихи, в которых следует нанизывание длиннейших тирад на одну рифму. По стилю это - смешение библейских текстов и стихов античных поэтов, это пародия, это совмещение благочестивейшего текста и нечестивейшего контекста (или наоборот). В целом же это - поэтика реминисценций. Темы вагантов чаще всего - вино, женщины и песни, ругательство и попрошайничанье. Ну и религия, конечно, весьма, правда, своеобразно поданная.
И еще: ваганты во второй раз в истории породили драматургию.
К концу XIII в. вагантское творчество сходит на нет, и причин тому три:
К концу века рассосался тот избыток грамотных людей под воздействием церковных репрессий; с победой теоретиков стало ясно, что ответов на современные вопросы у классиков не найти; многие ваганты вернулись в лоно церкви, многие погибли в междоусобицах и на виселицах.
Вагантство не выдержало конкуренции со свои духовным соперником - монашеством.
Не выдержало вагантство конкуренции и со своим светским соперником, трубадурами, труверами, миннезингерами. И причина тому - тоже в языке. Слушатель хотел родной речи.
Николай Заболоцкий стих НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?