7


  • Учителю
  • 9 класс. Литература. Урок. А.С. Пушкин Моцарт и Сальери

9 класс. Литература. Урок. А.С. Пушкин Моцарт и Сальери

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

9 класс. Литература.

Тема урока

А.С. Пушкин, "Моцарт и Сальери".

Проблема "гения и злодейства".

Трагедийное начало "Моцарта и Сальери".

Эпиграфы к уроку

Талант великих душ есть узнавать великое в других людях.

Карамзин Н. М.

Труд - это душа гения, сердце таланта, он - внутренний огонь всякого таланта.

Франc

Отрицание своего дарования - всегда ручательство таланта. Шекспир У.

Гениальность может оказаться лишь мимолетным шансом. Только работа и воля могут дать ей жизнь и обратить ее в славу. Камю А.



Образовательная

Познакомить с историей создания трагедии, ее композиционными особенностями историей жизни прототипов художественного мроизведения, двумя типами мировосприятия, олицетворенных в персонажей пьесы.

Развивающая

Развивать представление о жанре трагедии, навыки анализа содержания художественного произведания, выстраивать устное высказывание на заданную тему с использованием элементов технологии критического мышления.

Воспитательная

осознание нравственных ценностей как основы человеческих взаимоотношений и человеческой жизни; осознание ценности человеческой жизни, радости творчества труда как его основы, веры в человеческие возможности, приобщение к классической музыке.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Объявление темы урока. Запись даты урока, темы.

2. Работа с эпиграфами. Учитель обращает внимание на эпиграфы урока и предлагает учащимся прокомментировать один из них После комментирования учащимся предлагается выбрать ключевые слова из эпиграфов и темы урока. Записать их в тетради и на доске.

Ключевые слова: гений, блаженство, трагедия, великое, талант, соперничество, терпение, внутренний огонь, труд.

3. Целеполагание. Учащимся предлагается предположить, какие цели они могут перед собой составить, чтобы раскрыть тему урока.

Задача учителя - скорректировать работу учащихся по целеполаганию.

4. Работа над темой урока:

1. Демонстрация презентации (№ 1) учителя "Маленькие трагедии" А.С. Пушкина»

Перед презентацией нацелить учащихся на необходимость расширить представление о трагедии как литературном жанре и задать проблемный вопрос: как учащиеся, полагают почему трагедии названы "маленькими"?

Учащиеся выдвигают предположения, затем учитель снова обращается к презентации (слайд 6).

Учащиеся записывают дату создания "Маленьких трагедий" и определение "трагедия" в тетрадь,.

2. Учитель обращает внимание на название трагедии. Так как дома текст был прочитан, перед учащимися ставятся вопросы на знание фактического содержания:

- кто главный герой трагедии?

- какова цель их встречи?

- о чем между собой говорили композиторы?

- чем закончилась встреча двух гениев?

3. Предлагается просмотреть презентацию творческой группы учащихся о Моцарте и Сальери как композиторах. Презентация 2

4. После просмотра презентации учащимся предлагается ответить на вопрос:

- Что различает реальные биографии композиторов от того, что мы узнали из трагедии?

Итогом работы на этом этапе урока должно быть понимание учащихся, что в основе трагедии и истории о Моцарте и Сальери лежит художественный вымысел.

3. Работа над содержанием трагедии:

Учащиеся ообъединяются в группы. Перед каждой группой лежат не только вопросы для группы, но и вопросы, с которыми будут работать и другие группы.

Работа в группах над вопросами осуществляется в течение 5-7 минут. На ответ не более 5 минут. Представители разных групп могут дополнять или помогать ответить на вопросы, если учащиеся других групп будут испытывать затруднения.

1 ГРУППА. "МОЦАРТ"

-Что из диалога Моцарта и Сальери мы узнаем о Моцарте как о человеке и композиторе?

- Почему Моцарт пришел именно к Сальери?(Считает Сальери не только хорошим музыкантом, но и видит в нем единомышленника, а значит считает его гением, равным себе)

- С какой целью Моцарт приходит к Сальери? (поделиться "безделицей") Объясните значение слова "безделица". Почему свое гениальное произведение Моцарт называет безделица?

- Какие достоинства видит Моцарт в Сальери? Почему Моцарт их видит, а Сальери в себе их не видит (Моцарт открыт, бесхитростен, радуется жизни, умеет ей радоваться (сцена со скрипачом); Сальери ослеплен завистью и возмущением беспечным отношением к жизни и творчеству великого гения.)

- В каком душевном состоянии находится Моцарт в начале беседы с Сальери и как оно меняется? Чем это вызвано?

- В сцене 2 найдите строфу, характеризующую Моцарта как человека и творца.

Свой сенкан о Моцарте читает 3 группа.

2 ГРУППА. "САЛЬЕРИ"

- Что мы узнаем из монолога Сальери о себе?

- В каком душевном состоянии находится Сальери до и после встречи с Моцартом?Чем оно вызвано? Найдите подтверждение в тексте.

- Почему Сальери возмутило такое пренебрежительное определение, которое дал своему сочинению Моцарт, - "безделица"? (Из монолога Сальери мы узнаем, что все, что он когда-либо знаменитого написал, стоило ему великого труда, а Моцарт не знает тяжких мук творчества.)

- Какое злодеяние затеял Сальери? Как он объясняет свое намерение? (Сальери:"Ты, Моцарт, недостоен сам себя". Сальери "жрец, служитель музыки", а Моцарт - "бог, и сам того не знает". Муза не покидает его, и он полон идей, написание гениальной музыки - это так естественно, как жить)

- Почему Сальери не видит пользы в Моцарте? (Слава Сальери - "глухая слава", а Моцарта она не волнует. И этого Сальери не понимает. Моцарт - одиночка, нарушитель состоявшегося положения вещей. Он возмутил "бескрылое желанье В нас, чадах праха". Но это все-таки "чада праха", а не такие же божества, как Моцарт, следовательно, для Сальери и подобных ему раз нет возможности подняться до божества, значит, его надо с пьедестала убрать. Моцарт озвучивает то, что мучает Сальери: почему праздный счастливец наделен гениальностью? (сцена 2): "Нас мало избранных, счастливцев праздных, пренебрегающих презренной пользой, единого прекрасного жрецов...")

- Что лежит в основе отношений между Моцартом и Сальери? (Человеческие взаимоотношения и отношение к творчеству через человеческие взаимоотношения. Моцарт называет Сальери другом, значит, у них доверительные отношения; идет поделиться написанным именно к Сальери, значит, доверяет ему как профессионалу, видит в нем равного себе. Говоря о Бомарше, Моцарт утверждает: "Ведь он же гений, Как ты да я.")

Свой сенкан о Сальери читает 3 группа.

3 ГРУППА

1. Учащимся предлагается два конверта с абсолютно одинаковыми наборами слов и словосочетаний, из которых нужно выбрать те, которые помогут определить характерные черты героев.

На доске сделано две записи "Моцарт", "Сальери". Под ними учащиеся располагают таблички с чертами героев.

Содержимое конвертов ( характерные черты Моцарта и Сальери): мало любит жизнь, ценит достоинства других, водитель, жрец, консервативность, несовершенство, тревога, земной, не знает вдохновения, раздражение, декоративность, авторитарность, чувство юмора, верит в искренность, заставляет несовершенство, выступление, открытость,земной, интуиция)

2. Составить сенкан о Моцарте и Сальери.

Сенкан о каждом из них зачитывается после окончания работы группы "МОЦАРТ", "САЛЬЕРИ"

3. Дать ответ на вопрос: Сальери гений или злодей?

Презентация 3. Она станет обобщением той работы, которую проделали группы

ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА

-Кто из героев настоящий гений? Почему?

Учащимся необходимо помочь прийти к выводу, что ,может быть, именно потому Моцарт одарен гениальностью, что в его сердце нет места зависти. Он любит жизнь во всех ее проявлениях, щедр, открыт, умеет в других видеть гениальность. Его не унижает несовершенство. Он наслаждается жизнью даже тогда, когда в ней не очень приятные моменты. Он сам понимает, что он избранный, и хотел бы, чтобы все "чувствовали силу гармонии". Но понимает, что "не мог быть мир без тех, Кто "заботится о нуждах низкой жизни». Моцарт гениален, потому что он есть часть жизни.

- Что превратило Сальери в злодея? Ученики ответят, что зависть стала причиной превращения гения в злодея.

Там, где появляется зависть, умирает гениальность. Обратить внимание на последнюю реплику Сальери.Сальери некогда было наслаждаться жизнью. Она одно время для него была скучна, когда он постигал ремесло. То, что для Сальери было тяжким трудом, Моцарту удалось без труда. И это несправедливо, по мнению Сальери. Он жизнь положил на алтарь музыки, пожертвовал всем. Хоть он и восхищается музыкой Моцарта, он считает, что без труда и нравственности не может быть гениальности и славы.



Учитель напоминает, что трагедия предполагает наличие конфликта. - Существует ли открытый конфликт (противостояние) между героями? Где он скрыт? ( Возникает внутренний конфликт в душе Сальери: Моцарт беспечно относится к таланту, значит он недостоен его. Сальери тревожит утрата творческого вдохновения, меркнущая слава)

4. Подведение итогов.

Почему в названии трагедии имя Моцарта стоит первым?

К каким нравственным выводам приходит читатель?

Какой из эпиграфов к трагедии "Моцарт и Сальери" вы выбрали бы?

5. Домашнее задание (разноуровневое)

1. Учащимся предлагается составить даймонд. "Гений - Злодейство"

2. Написать эссе.

"Сальери-творец". "Моцарт-гений"

3. Прослушать Реквиемы Моцарта и подумать над вопросом, какой из двух исполнял Моцарт Сальери?.



mixpromo.net/search/Моцарт-реквием(лакримоза)

</<br>











 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал