7


  • Учителю
  • Исследовательская работа Роль бала в русской литературе 19-го века

Исследовательская работа Роль бала в русской литературе 19-го века

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

п. Ханымей Пуровского района





Русская литература



Роль бала в произведениях русской литературы

XIX-го века



Исследовательская работа



выполнена ученицей 9 класса

муниципального образовательного

учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» п.Ханымей

Карповой Анастасией Андреевной









Научный руководитель - учитель русского языка и литературы

муниципального образовательного

учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» п.Ханымей





Мельникова Ольга Васильевна









п. Ханымей

2015 год

Оглавление



Введение_______________________________________________________________ стр.2-5

Глава I. Бал в жизни русского общества

  1. Из истории бала____________________________________________________стр.6

  2. Виды балов________________________________________________________стр.6-7

  3. Бальный этикет ____________________________________________________стр.7-8

  4. Виды танцев_______________________________________________________стр.8-9

  5. Музыка___________________________________________________________стр. 9

  6. Бальный костюм___________________________________________________ стр. 9

  7. Развлечения_______________________________________________________ стр.10-11

  8. Угощение_________________________________________________________ стр.11

Глава II. Роль бала в русской литературе XIX века

  1. Роль балла в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»_______________________стр.11 -14

  2. Роль бала в поэме «Мёртвые души» Н. В. Гоголя (губернаторская вечеринка)__ стр.14 -16

  3. Роль бала в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».___________________ стр.16- 18

  4. Роль бала в романе «Евгений Онегин» _______________________________ стр.18-22

Глава III. Заключение___________________________________________________ стр. 22-24

Библиографический список______________________________________________ стр.24

























































Исследовательская работа на тему:

«Роль бала в произведениях русской литературы 19-го века»



Красотою мир спасётся

Ф.М.Достоевский



На балу мы учились любезничать, влюбляться, пользоваться правами и вместе с тем покоряться обязанностям общежития. Тут учились мы и чинопочитанию, и почитанию старости.

П.А. Вяземский



Введение

Цель работы: исследовать роль бала в произведениях русской литературы 19-го века

Задачи работы:

  1. Исследовать историю возникновения и развития бала.

  2. Проанализировать эпизоды бала в произведениях А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя

  3. Сопоставить предназначение действа бала в жизни русского общества, с эпизодами бала из художественных произведений русской литературы 19 века и выявить роль бала в произведениях русской литературы 19 века.



Гипотеза.

Если изучим историю бала и проведём анализ эпизодов бала из художественных произведений русской литературы 19 века, выявим роль бала в них, а это позволит понять замысел автора, будет способствовать воспитанию нравственных качеств, эстетического вкуса читающих, обогатит словарный запас, повысит культуру речи, расширит литературный кругозор, повысит интерес к чтению художественных произведений.



Обоснование выбора темы

В прошлом году посмотрела художественный фильм «Война и мир». В первом же эпизоде привлекает внимание необычность обстановки, изысканность нарядов. Одни герои интересны и красивы - другие неприятны. Впечатляют своей грандиозностью и правдивостью батальные сцены. Но моё внимание больше всего привлекла сцена первого бала Наташи Ростовой. Какое великолепие, какая красота! Я никогда не забуду, как она примеряла платье, как впервые поднималась по лестнице в зал, как впервые танцевала! Её волнение, её слёзы были и моими. Мне было интересно всё с первой минуты приготовления к балу до последней. Подобных событий в моей жизни никогда не было и, вероятнее всего, никогда не будет. Почему в нашей современной жизни нет такой красоты? Что за чудное явление - балл?! В девятом классе мы уже изучали несколько произведений, в которых тоже есть сцены бала, и каждый раз задавалась вопросом: какую роль в каждом из них играют сцены бала?

Я начала читать искать литературу, изучать, сопоставлять полученные сведения эпизодами бала из произведений, давать ответ на поставленные вопросы, ведь не только ради красоты авторы включают в своих произведениях эпизоды бала.

Актуальность.

В наше стремительное время, время информационных технологий все заняты делами: взрослые на работе, мы в школе. Уроки, рефераты, секции, олимпиады, экзамены… Мы все куда-то торопимся. Нам надо всё быстрее сделать: написать, решить, прочитать. Из нашей жизни помаленьку уходит книга! Она частенько заменяется онлайн чтением или даже просмотром экранизаций произведений. А времени на развлечения абсолютно нет! А если и проводится какое-либо мероприятие в школе, то чаще всего в современном стиле, с минимумом атрибутов, или стилизованные.

Из нашей жизни уходит красота! Мы не умеем танцевать, разговаривать красиво, вести себя на праздниках…Может быть, поэтому начинают возрождать балы. Иногда по телевидению показывают, как проводятся костюмированные бальные вечера с танцами, исполнением романсов. Смотришь и попадаешь в другой век, где были великолепные дома, огромные сияющие танцевальные залы, но самое главное: красивые люди, красивые отношения, прав ила поведения, которые строго соблюдались.

Данная работа доказывает необходимость внимательного вдумчивого чтения произведений писателей-классиков 19-го века, так как в них авторы раскрывают перед нами огромный, красивый мир, особенно в эпизодах балов. Мы читаем о том, как готовились, как проводились балы, с какой целью, какие виды балов были, как одевались в эту эпоху. Мы проникаемся мыслью автора, понимаем, какие проблемы его волновали, ведь именно на балу чаще всего завязываются или разрешаются конфликты, знакомятся герои, раскрываются их характеры.

Но самое главное - работа показывает, что роль балов в произведениях и в жизни человека велика! Не может человек без красоты! Прав был Ф.М.Достоевский, сказав: «Красотою мир спасётся», и произведения, в которых есть описание бала, воспитывают наш эстетический вкус, показывают красоту отношений между людьми, развивают культуру речи, обогащают словарный запас. Они воспитывают в нас добрые чувства, непреходящие ценности на положительных примерах. Анализируя эпизоды бала, нам самим хочется быть такими, как Наташа Ростова, Андрей Болконский, а не как дамы и господа из окружения Анны Павловны Шерер.

Думаю, эта тема всегда будет актуальна. Явление бала очень красиво и интересно, а мы так мало знаем о нём! Очень жаль, что в наше время балов практически нет, и бальный этикет не входит в школьную программу.



Новизна.

Несмотря на то, что существует очень много литературы по данной теме, но такой цельной, обстоятельной, рассматривающей все аспекты понятия бал, анализ сцен бала из нескольких произведений русской литературы 19-го века с четкими выводами нет. Думаю, в этом и новизна работы.

Проблемы исследования:

  1. история русского бала.

  2. роль бала в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова, поэме «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, романе в стихах «Евгений Онегин» А. С Пушкина.



Объект исследования - история русского бала; комедия «Горе от ума» А. С. Грибоедова, поэма «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, роман в стихах «Евгений Онегин» А. С Пушкина .



Предмет исследования:

  1. происхождение слова бал, виды балов, танцы, бальный костюм, бальная музыка, угощение, одежда;

  2. эпизоды бала в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова, поэме «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, романе в стихах «Евгений Онегин» А. С Пушкина



Методы исследования:

  1. анализ эпизодов художественных произведений.

  2. изучение концепций различных исследователей.

Основные этапы исследования.

1. В работе исследуется история русского бала: бальный этикет, виды балов, танцев, бальный костюм, музыки на балу, угощения, одежда и аксессуары дам и кавалеров, другие развлечения на балу, кроме танцев. Приводятся примеры из первого руководства по этикету и хорошему тону «Юности честное зеркало, или Показание к житейскому обхождению» Петровской эпохи.

2. Большая часть работы отведена анализу сцен бала в таких литературных произведениях XIX века, как комедия «Горе от ума» А. С. Грибоедова, рассказ Л.Н.Тостого «После бала», поэма «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, роман «Евгений Онегин» А. С Пушкина.

3. Выявлена роль действа бала в жизни русского общества и в художественных произведениях 19-го века: все сцены бала играют бытоописательную роль, знакомят читателя бытом светского общества, его традициями и обычаями. Кроме этого в каждом произведении эти сцены имеют свою специфическую функцию:

1) в комедии «Горе от ума» С.А.Грибоедова бал - это школа злословия, именно там объявляют героя сумасшедшим, потому что он не живёт по законам светского общества;

2) в рассказе «После бала» Л.Н.Толстой заставляет задуматься над тем, каким должен быть человек и может ли в одной душе сочетаться добро и зло. Он говорит о несправедливости правящего строя, о жестокости и неравенстве в николаевской России;

3) в «Мертвых душах» мы видим, как хитроумный Чичиков, обманывая всех, получает уважение и благосклонность высшего света города, а затем здесь же и разоблачён. Сцена на балу у губернатора показывает читателю ситуацию, в которой проявляется внутренний мир Чичикова. Один из классиков назвал Чичикова «рыцарём денег». Можно сказать, что он живёт только деньгами. По существу, Чичиков превратился в мёртвую душу.

4) В «Евгении Онегине» бал является своеобразной школой жизни. Онегин и Татьяна показаны в ключевых моментах своей судьбы, показан их душевный рост и их трагедия.

4. В конце работы представлены выводы.



Практическая ценность данной работы .

Тема, которую мы рассматриваем в нашей работе, будет очень полезна и интересна и школьникам, и преподавателям литературы при подготовке к урокам по творчеству русских классиков, обучающимся и преподавателям истории при подготовке к урокам по разделам «Искусство и культура 19 века», к урокам ИЗО и МХК.

Самое главное, я надеюсь, что у читателей появится интерес к творчеству и произведениям замечательных русских писателей.



Глава I. Бал в жизни русского общества.

1. Из истории бала.

Слово бал пришло в русский язык из немецкого; в переводе означает мяч. В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцами. В России до конца XVII в, ничего похожего на балы не существовало. В 1718 г. указом Петра были учреждены ассамблеи, ставшие первыми русскими балами.

На протяжении XVIII - XIX вв. балы все прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. Некоторые бальные танцы, например «кадриль», в XIX в стали танцевать даже в деревне,

Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Танцы под фортепьяно балом не считались. Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей - певцов и музыкантов - из числа гостей, живые картины, даже любительский спектакль.

По сложившейся в России традиции не принято было устраивать балов, как и других многолюдных развлечений, в период больших постов, особенно Великого поста, а также во время траура. Упоминание об этом можно найти «Горе от ума» А.С. Грибоедова:

...съедутся домашние друзья

Потанцевать под фортепьяно.

Мы « в трауре, так балу дать нельзя»

………………………………………….

Балы дает нельзя богаче,

От Рождества и до поста

И летом праздники на даче…



Действительно, традиционно бальный сезон длился с Рождества (25 декабря по старому стилю) и до последнего дня масленицы. В остальное время года балы устраивались редко, по особым случаям.



2. Виды балов.

Одной из разновидностей бала были официальные придворные балы, довольно чопорные и скучные. На них собирались тысячи гостей. Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных.

Великосветские балы давали представители знатнейших и богатейших семей Москвы и Петербурга. Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей, родственников и великосветских знакомых. Здесь чаще всего происходили светские дебюты молодых людей и девушек, которые начинали выводить в свет. Блестящая гвардейская молодежь с удовольствием приезжала в Москву из Петербурга. В зале Благородного собрания два раза в неделю устраивались балы, на которые собиралось до пяти тысяч человек. На таких балах можно было веселиться от души в отличие от чинных и церемонных придворных балов в холодном Петербурге, На Московских балах сговаривались свадьбы «Москва славилась невестами, как Вязьма пряниками», - писал А.С.Пушкин. Вспомним «Евгения Онегина»: «в Москву на ярмарку невест».

Общественные балы часто давались в провинции. Средства на такие балы собирались по подписке (в складчину), либо на них продавали билеты, которые мог купить каждый желающий.

Наиболее веселыми и непринужденными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых.

Проводились благотворительные балы, на которые продавали билеты, и в залах устраивали благотворительную торговлю. Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения. Вот как описывает благотворительный бал А.П., Чехов в повести «Анна на шее»: «Общедоступные балы для различных слоев населения. Здесь можно было видеть студентов, художников, мелких чиновников».

Детские балы - эго особые балы, устраивавшиеся в первую половину дня либо в частных домах, либо у танцмейстера Иогеля. Туда привозили и совсем маленьких детей, но там танцевали и девочки двенадцати, тринадцати или четырнадцати лет, которые считались невестами, по тому, что пятнадцать лет - это уже возможный возраст для замужества. Вспомним, как в «Войне и мире» на детский бал к Фогелю приходят прибывшие в отпуск молодые офицеры Николай Ростов и Василий Денисов. Детские балы славятся веселостью. Здесь непринужденная обстановка детской игры незаметно переходит в увлекательное кокетство. Вход стоил примерно столько же, сколько средний театральный билет; дамы проходили бесплатно.

Самые непринужденные из балов - семейные. Семейные балы организовывали по случаю памятных семейных дат, на которые заранее распространяли пригласительные билеты. В залах проводили всевозможные аукционы и конкурсы, а вырученные деньги шли в помощь приютам.

Балы-маскарады были особенно любимы обществом. Обязательными атрибутами были маски, плащи-домино. Атмосфера таинственности располагала к непринужденному общению. Маскарад - это раскрепощение, игра, в которой все невозможное становится возможным. Это разлом всех перегородок - сословных, имущественных, это отдых от повседневного быта, немало утомлявшего общество.

Маска уравнивает всех. Здесь светская дама может танцевать с мелким чиновником, которого никогда не приняли бы в ее доме, а именитый щеголь - флиртовать с дамой полусвета.



Под маской все чины равны,

У маски ни души, ни званья нет, - есть тело.

И если маскою черты утаены,

То маску с чувств снимают смело.

«Маскарад» М. Ю. Лермонтов.

Множество роскошно и разнообразно убранных комнат позволяли обществу то уединяться, то снова попадать в толпу, создавали фантастическое маскарадное пространство. Правда, из-за неразборчивости публики считалось, что порядочной женщине здесь не место, но так велик соблазн!

Как женщине порядочной решиться

Отправиться туда, где всякий сброд,

Где всякий ветреник обидит, осмеёт;

Рискнуть быть узнанной?

Поэма «Маскарад» М. Ю. Лермонтов.



3. Бальный этикет.

Элементы светского этикета, необходимые для участия в бале.

  1. На официальную церемонию не опаздывают - это неуважение к хозяевам и почётным гостям.

  2. На балу приветствуется вежливость, галантность, учтивость.

  3. При обмене приветствиями, сначала кавалеры приветствуют дам поклоном, затем дамы, после книксена, могут протянуть руку для поцелуя или рукопожатия.

  4. Бал сопровождается определённой манерой разговаривать. Недопустим громкий, резкий разговор, запрещено употребление ненормативной лексики. Кавалерам рекомендуется делать дамам комплименты.

  5. На балу важно не только красиво танцевать, но также грациозно ходить и стоять. Не следует прислоняться к стенам и колоннам. Кавалерам не стоит держать руки в карманах.

  6. По окончании танца кавалер должен проводить даму на то место, где он её приглашал или любое другое место по желанию дамы.

  7. Ни в коем случае нельзя жевать! Есть конфеты, фрукты следует только в специально предназначенных для этого местах.

Еще в Петровскую эпоху появилось первое руководство по</</u> этикету и хорошему тону. Называлось оно «Юности честное зеркало, или Показание к житейскому обхождению». Здесь давались самые общие наставления о том, как держать себя в обществе. Например, придворному человеку не советовалось:

1) «руками и ногами по столу везде колобродить, но смирно есть, вилками и ножиком по тарелкам и скатерти не чертить. Когда говоришь с людьми, то будь благочинен, учтив, немного говори, а слушай. Придворный человек не должен носом храпеть и глазами моргать, и ниже шею и плеча, якобы из повадки, трясти. Не зван и не приглашен в гости не ходи, ибо говорится: кто ходит, не зван, тот не отходит, не бран».



4. Виды танцев

Как великосветский, так и провинциальный бал в начале XIX века обладал строгой композицией, и открывался он польским полонезом. Теофиль Готье так описывал начало мероприятия: «В России балы открываются полонезом. Это не танец, а нечто вроде процессии, имеющей свой ярко выраженный колорит…». Все присутствующие должны были принять в нем участие. Его можно было назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров. Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор». Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным на балу потерять такт. Протанцевав минут пять, пожилые особы садились играть в карты, а вместо них начинали отличаться молодые люди, которые с нетерпением ждали второго танца - вальса. А. С. Пушкин в «Евгении Онегине» писал о нём:

Однообразный и безумный, /Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихор шумный,/Чета мелькает за четой.

Вальс, несмотря на всеобщее распространение, вплоть до конца XIX пользовался репутацией непристойного или, по крайней мере, излишне вольного танца. Некоторые считали вальс настолько интимным, что не позволяли своим невестам танцевать его с другими. Вальс способствовал светской беседе и нежным объяснениям, а соприкосновение рук позволяло передавать записки.

Как новый вальс хорош! В каком - то упоенье

Кружилась я быстрей - и чудное стремленье

Меня и мысль мою невольно мчало вдаль…

«Маскарад» М. Ю. Лермонтов.

Однако не вальс знаменовал кульминацию мероприятия. С замиранием сердца девушки ждали главный танец бала - мазурку. Мазурка танцевалась с многочисленными причудливыми фигурами и реверансами, и даже с мужским соло. Во времена Пушкина именно в мазурке во всем блеске проявлялось мастерство бального танцора.

Завершал бал котильон. Это танец-игра, самый непринужденный и шаловливый. В правилах этот танец описывается так: «Там делают крест и круг и сажают даму, с торжеством подводя к ней кавалеров, но чтобы отблагодарить себя взаимно, садятся мужчины, дабы избрать себе дам, какая понравится»

Мода на танцы возникала и проходила очень быстро. Большинство танцев XIX в. были быстрыми или очень быстрыми, что не в последнюю очередь объяснялось переменами, произошедшими в женском костюме: отказом от жесткого давящего корсета и тяжелого каркаса для юбок (фижм). В корсетах XIX в., легче было дышать, а легкие ткани бальных платьев позволяли делать пируэты.

5. Музыка.

В начале XIX века практически в каждом дворянском доме имелись музыкальные инструменты - часто дорогие, богато декорированные. Естественно, во время домашних концертов исполнялась камерная музыка: в России любили европейских композиторов.

Кроме того, в богатые дома приглашали знаменитых музыкантов - исполнителей. Сначала это были в основном вокалисты, солисты придворных театров или гастролеры, затем, с развитием инструментального исполнительства, - виртуозы - пианисты и скрипачи.

6. Бальный костюм

Бальный внешний вид строго регламентировался. Платья дам всегда были открытыми, дополнялись бутоном живых или искусственных цветов. Для девиц рекомендовались платья светлых тонов, незамысловатая причёска, простые украшения. Замужние дамы имели более богатый выбор в расцветке, фасоне платьев и ношении ювелирных изделий. Дамское бальное платье ХIХ века обычно шилось с короткими рукавами, открытым, из тонких и легких материй - шелка, газа, кисеи, кружев. Платье для танцев было чуть-чуть короче, чем это было принято для повседневной одежды: приоткрывало ступни до щиколоток.

Длина платья указывала опытному глазу, собирается ли дама танцевать. Именно по этой причине пришлось спешно укорачивать перед балом платье Наташи Ростовой в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Бальные наряды для девушек, впервые выезжающих в свет (их называли дебютантками), готовились особенно тщательно. Традиционно они были светлыми, чаще - белыми, и отделывались искусственными цветами-подснежниками, незабудками, бледными маргаритками. Букетики таких цветов прикалывали к волосам. (Л.Н.Толстой «После бала»). Для последующих балов платья молодой девушки могли быть чуть пышнее, но, согласно русской традиции, девушка из хорошего общества не должна была носить драгоценностей (кроме скромной нитки жемчуга или цепочки с небольшой подвеской), дорогих, ярких или темных тканей, перья и меха. Все это дозволялось только замужним дамам.

Бальная обувь представляла собой мягкие туфли, чаще без каблука. Использование косметики сводилось к минимуму, не возбранялось пользоваться лишь пудрой, и то в умеренном количестве.

Одежда для бала подчинялась определенным правилам. Если для ХVII века требования к бальному туалету усложнялись, вплоть до 60 - х, годов мужчинам считалось неприличным приезжать на бал в брюках. Для этого существовали специальные короткие, до колен, светлые штаны. К ним, надевались белые чулки и открытые башмаки с пряжками. Для бала был обязателен темный фрак, который надевали со светлым жилетом и белым галстуком (бабочкой).

Для кавалеров существовали свои каноны бального костюма: фрачная пара, белый жилет, белый или чёрный галстук. Фраки были разных цветов, лишь к концу 30-х годов утвердилась мода на чёрный цвет. Во времена правления Николая I на придворные балы гражданские служащие надевали мундир, полагающийся их должности.

Военные являлись в соответствующем их полкам торжественном обмундировании, и все в бальных башмаках, лишь уланам дозволялось бывать в сапогах. Наличие шпор не одобрялось, но некоторые нарушали это правило ради щегольства.

Важнейшим атрибутом было наличие безукоризненно чистых и белоснежных перчаток. У дам, они часто были выше локтя, шёлковые или лайковые. Кавалеры в штатском носили лайковые, а военные - замшевые перчатки. Перчатки никогда не снимались, даже если они лопнули - в этом случае рекомендовалось иметь с собой запасную пару.

Важной составляющей дамского бального костюма являлся веер, служивший не только для создания свежего дуновения, но и в качестве языка общения, ныне почти утраченного.

Отличным примером служит рассказ Л.Н.Толстого «После бала». Мы можем наблюдать, как одеты дамы, кавалеры разного возраста.

Молоденькая девушка появлялась в обществе с цветами или бантами в волосах, зато замужняя дама обычно надевала головной убор: легкую шляпу без полей (ток), берет или хотя бы наколку из лент и кружев. (Мама Натальи Ростовой на балу). В этом правиле сказался старинный русский обычай, по которому замужним женщинам не позволялось показываться на людях с непокрытой головой. Мужчины появлялись на балах без головных уборов.

Не танцующие дамы приезжали на праздники в длинных платьях из плотной и сравнительно тяжелой, «не бальной» материи-бархата, шелкового штофа, шерсти и, чтобы не измять бальный туалет, поверх него набрасывали просторную накидку, называвшуюся по- французски «сорти де баль» (Сорти -де- баль - sorti - de - bal (фр.) - бальная накидка в виде пелерины, надеваемая на вечернее платье, иногда с очень широкими рукавами, из бархата, шелка, атласа, часто отороченная мехом. Предназначалась для выхода к карете).

Воздушные и легкие бальные наряды оказывались удивительно непрочными. Бальные башмаки нередко протирались до дыр за один вечер, и после бала, убирая, слуги непременно выметали из зала кусочки кружев, смятые оторвавшиеся цветы, блестки и перышки. В XIX веке время от времени входили в моду дамские перчатки без пальцев, закрывающие только ладонь. Кольцо поверх обычной перчатки в ХIХ веке считалось ужасной безвкусицей, а вот браслеты надевать в таких случаях почему-то не возбранялось.



7. Развлечения.

На балах можно было не только танцевать, но и предаваться другим развлечениям. Среди молодежи 19 в. популярной была игра в живые картинки перед танцами или в перерыве между ними.

Для живых картин выбирали несколько сюжетов, хорошо известных всем присутствующим: религиозных, литературных, исторических, мифологических или сказочных, например «Аполлон и музы», «Три грации», «Моисей в пустыне», «Зигфрид» Кримгильда» (из древнегерманского эпоса «Песнь о Нибелунгах»), «Мария Стюарт в темнице», «Подводное царство» и другие. Затем распределяли роли. Если была возможность, рисовали декорации, подбирали реквизит и шили костюмы, а если не было, обходились подручными средствами: вместо декорации вешали драпировку, костюмы сводили к нескольким деталям: плащу, короне и другие. Во время представления участники живой картины под музыку выходили на сцену, располагались группой, соответствующей сюжету, и по команде замирали в полной неподвижности - как на картине. Через минуту по новой команде позы менялись, и возникала новая сцена на тот же сюжет, а потом еще раз. Особенно изысканной считалась такая живая картина, в которой после всех передвижений действующих лиц возникала сцена, в точности повторяющая какое-нибудь известное живописное полотно.

За одно представление показывали от трех до пяти живых картин, в которых принимали участие в основном молодежь и подростки - дети хозяев дома, их родственники и друзья.

Приглашения на танец могли так же исполняться в виде игры. Например, в новелле А.С.Пушкина А.С. Пушкин «Пиковая дама». «Подошедшие к ним три дамы с вопросами: oubli или regret (забвение или сожаление) - прервали разговор. Дама выбранная Томским, была сама княжна Она успела с ним объясниться, обежав лишний круг».

Или, например, кавалер подводит к другому кавалеру двух дам и называет ему условные понятия, загаданные дамами: цветы, драгоценные камни, птиц и т.п., например: «роза» или «фиалка». После выбора с выбирающим идет танцевать та дама, чьё загаданное слово было выбрано. С оставшейся дамой идет танцевать тот кавалер, кто привёл дам.

Подобную же игру может провести дама с двумя кавалерами. (Например, в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»»

В перерывах между танцами можно вести беседу, ухаживать за дамами, решать любовные споры и другое, но помнить о главном предназначении бала, о танцах. Например, В романе «Война и мир», в сцене «Первый бал Натальи Ростовой» Андрей Болконский говорит барону, с которым вел беседу: «Виноват, этот разговор мы в другом месте доведём до конца, а на бале надо танцевать», - и вышел вперёд по направлению к Наташе, которая с замиранием сердца ждала, когда же её пригласят танцевать.

Дамы с 26-28 лет, а мужчины примерно с 35 постепенно переходили в разряд нетанцующих. Они продолжали ездить на балы, участвовали в полонезе (танце-шествии), но в основном смотрели, как танцуют другие.

Пожилые люди или те, кто не любил танцевать, проводили время на балах за карточной игрой. Для этого несколько гостиных в доме отводили специально для игроков в карты. В этих комнатах ставили специальные раскладные ломберные столы для игры.

8. Угощение

Угощение включалось, в программу любого приема, однако различалось по масштабу. Если это был большой прием, настоящий ужин чаще всего отодвигался на поздний вечер, даже ночь, поскольку обычно бал начинался ближе к полуночи, а ужин следовал после бала.

Самые парадные приемы с обширной программой могли начинаться с позднего обеда, тогда ужин после бала отсутствовал или предлагался в облегченном варианте. Само собой разумеется, из кладовых доставались парадные сервизы на большое количество персон.



Глава II. Роль бала в русской литературе XIX века

1. Роль балла в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»

Рассказ «После бала» был написан в 1903 г. В нем даны картины давно минувших дней. Но в этой далекой жизни столько ужасного и отвратительного! Социальное неравенство, жестокость и бесчеловечность предстают со страниц рассказа. Толстой заставляет задуматься над тем, каким должен быть человек и может ли в одной душе сочетаться добро и зло. Автор вместил сюжет в две сцены, противопоставленные друг другу. Вторая сцена (расправа с солдатом) очень жестокая и, пожалуй, важнее первой, потому что во всю мощь говорит о несправедливости правящего строя, о жестокости и неравенстве в обществе. Именно поэтому рассказ и назван «После бала».

Композиция рассказа четкая и ясная, в ней логично выделяются четыре части: большой диалог в начале, подводящий к повествованию о бале; сцена бала; сцена экзекуции и, наконец, заключительная реплика.

Во второй части действия развиваются на балу у губернского предводителя. Толстой даёт замечательное описание бала: Это был последний день масленицы. Бал давал «губернский предводитель, добродушный старичок, богач-хлебосол и камергер». Принимала такая же добродушная, как и он, жена его в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми старыми, пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны.

Иван Васильевич, главный герой, ошеломлен красотой Вари и влюбляется все больше и больше. От таких прекрасных чувств он готов любить всех и вся. Все в этом мире ему кажется прекрасным и восхитительным. Кажется, что ничто не в силах изменить этой сильной любви. К тому вечеру молодой человек готовился особенно тщательно, поскольку на нем должна была присутствовать любимая девушка - Варенька. Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты - знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и «разливанное море шампанского». Герой без вина был пьян любовью, но зато танцевал до упаду - танцевал и кадрили, и вальсы, и польки…всё с Варенькой. Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках. Мазурку отбили у него: инженер Анисимов … пригласил ее, как только она вошла, а он заезжал к парикмахеру и за перчатками и опоздал. Он весь вечер видел только высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Не он один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины, и женщины, несмотря на то, что она затмила их всех. Нельзя было не любоваться. По закону мазурку он танцевал не с нею, но в действительности танцевал он почти все время с ней. Она, не смущаясь, через всю залу шла прямо к нему, и он вскакивал, не дожидаясь приглашения, и она улыбкой благодарила его за его догадливость. Когда героя с приятелем подводили к ней и она не угадывала его качества, она, подавая ему руку, пожимала худыми плечами и, в знак сожаления и утешения, улыбалась ему. Когда делали фигуры мазурки вальсом, он подолгу вальсировал с нею, и она, часто дыша, улыбалась и говорила ему: «Encore». И он вальсировал еще и еще и не чувствовал своего тела. Иван Васильевич был пьян от любви к Вареньке Б., она же была прелестна: «высокая, стройная, грациозная и величественная». Держалась она всегда необыкновенно прямо, «как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка». В этот вечер герой рассказа не замечал других девушек, перед его глазами всегда стояло ее «сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза». Он был по-настоящему счастлив. Иван Васильевич танцевал со своей возлюбленной почти все танцы: и кадрили, и польки, и вальсы; «танцевал до упаду».

Ах, что за волшебная была ночь! Вальсы и мазурки сменялись кадрилями и польками, шампанское лилось рекой, благосклонные улыбки и взгляды Вареньки, ее нежный серебристый смех кружили голову. Ивана Васильевича переполняло счастье: «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Особенно яркое впечатление произвел на него танец Вареньки с отцом - красивым статным стариком в чине полковника: «Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы. Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек. Вся зала следила за каждым движением пары. Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них. Особенно умилили меня его сапоги, обтянутые штрипками, - хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков, Очевидно, сапоги были построены батальонным сапожником. «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные», - думал я, и эти четвероугольные носки сапог особенно умиляли меня. Видно было, что он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен, и ноги уже не были достаточно упруги для всех тех красивых и быстрых па, которые он старался выделывать. Но он все-таки ловко прошел два круга. Когда же он, быстро расставив ноги, опять соединил их и, хотя и несколько тяжело, упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку, которую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодировали.»

Этот танец заворожил не только героя рассказа, но и всех присутствующих гостей. Красота Вареньки и ее отца подчеркивается этим танцем. Они прекрасны вместе, а после танца Иван Васильевич все более уверен, что Варя и есть его счастье. Он окрылен, он влюблен, он счастлив! Полный таких волшебных чувств Иван возвращается домой и там не находит себе места. Его влюбленная душа требует действий, его чувства пытаются вырваться наружу. Он должен быть рядом с любимой! Пусть даже не видя ее, он желает быть от нее в близости. Он идет туда, где она живет.

Этому эпизоду противопоставлен эпизод экзекуции беглого солдата-татарина. Положительные в первой части рассказа детали (красивое лицо, статная фигура полковника, усы как у Николая I, обаятельная улыбка) становятся отрицательными во второй части. Красота полковника вызывает у Ивана Васильевича, наблюдающего наказание, отвращение (оттопыренная губа, надутые щеки полковника). Писатель прибегает к приему контрастного сопоставления цветов (доминирующий белый и розовые цвета первой части противопоставлены красному, пестрому, неестественному виду спины татарина во второй части рассказа), а также контрастного сопоставления звуков (звуки вальса, кадрили, мазурки, польки в первой части диссонируют со свистком флейты, буханьем барабана, рефреном повторяющихся на протяжении второй части).

Счастливые мечты Ивана Васильевича развеяла сцена страшного наказания беглого татарина, которого пропускали сквозь строй солдат, вооруженных палками. Командовал экзекуцией отец Вареньки, тот самый статный полковник, еще недавно так мило танцевавший с дочерью у губернского предводителя.

Суровая реальность поразила Ивана Васильевича. Он не мог и не хотел поверить, что рядом с праздником существует боль, страдание, жестокость, несправедливость. Герой признается, что «любовь с этого дня пошла на убыль», потому что образ Вареньки постоянно воскрешал в его памяти картину «полковника на площади». Более того, он отказался от карьеры военного, как планировал раньше.

В душе Ивана Васильевича все пело, и изредка слышался мотив мазурки, но он услышал в то утро и какую-то другую, жестокую, нехорошую музыку, став при этом свидетелем ужасного зрелища. Он увидел, как солдаты прогоняли через строй за побег татарина, который был привязан к ружьям двух солдат, и на которого с обеих сторон сыпались удары. При каждом ударе наказываемый поворачивал сморщенное от страданий лицо в ту сторону, с которой падал удар, и не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Но его голос не был услышан. Спина татарина представляла собой «что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное», что Иван Васильевич не поверил, чтобы это могло быть тело человека.

Увиденное произвело на него сильное впечатление. Ивану Васильевичу стало до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто он был уличен в самом постыдном поступке, он опустил глаза и поторопился уйти домой.

После этого случая он решил вообще нигде не служить, чтобы всегда быть в ладах со своей совестью. Герой меняется нравственно. Происходит как бы прозрение, появляется другой взгляд на мир.

«А любовь с этого дня пошла на убыль. Когда она, как это часто бывало с ней, с улыбкой на лице, задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как-то неловко и неприятно… И любовь так и сошла на нет».

Вывод: Этот эпизод играет очень важную роль.

Во-первых, автор описывает быт дворянского общества той поры. Мы в подробностях видим бал. Его красоту, великолепие. Видим хозяина, хозяйку, гостей. Главные герои помогают автору дорисовать интереснейшие подробности, которые позволяют почувствовать атмосферу 19-го века, атмосферу бала. Мы слышим прекрасную музыку, видим гостей в вихре кадрили, мазурки, польки, вальса, даже видим, как гости приглашают дам.

Но не это было главной задачей Л.Н.Толстого. Как пробуждается в человеке совесть, чувство ответственности за ближнего и любви к нему показывает в своем произведении Л.Н.Толстой. Социальное неравенство, жестокость и бесчеловечность предстают со страниц рассказа. Толстой заставляет задуматься над тем, каким должен быть человек и может ли в одной душе сочетаться добро и зло. Он говорит о несправедливости правящего строя, о жестокости и неравенстве в обществе. Именно поэтому рассказ и назван «После бала»

Поэтому невозможно рассматривать сцену бала без событий после него. Социальный конфликт выражен и на уровне контрастной композиции (бал - наказание). Одновременно писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее.

Л.Н. Толстой в рассказе не только показывает злые и добрые начала в человеке, не только осуждает жестокость, но и разоблачает социальную несправедливость, искажающую натуру человека, имеющую ложные, искаженные понятия о долге, чести, достоинстве, а также срывает маску с действительности николаевской России.

Беззаботная, сытая, праздничная жизнь одних, бесправие, угнетение, попрание человеческого достоинства других - вот истинное «лицо» русской действительности. Писатель заставляет нас, читателей, задержаться над проблемой ответственности человека за все, что происходит.





Исследование 2. Роль бала в поэме «Мёртвые души» Н. В. Гоголя (губернаторская вечеринка)

Итак, важнейшая функция сцены бала - показать общество и его нравы. В произведении говорится, что это была вечеринка, но Н.В.Гоголь делает кое-какие замечания, где с тонким юмором и даже с лёгкой иронией говорит о ней, как о бале: «Впрочем, губернаторский дом был так освещен, хоть бы и для бала; коляска с фонарями, перед подъездом два жандарма, форейторские крики вдали - словом, всё как нужно».

Мы видим, как Чичиков тщательно готовится к вечеринке: «После небольшого послеобеденного сна он приказал подать умыться и чрезвычайно долго тер мылом обе щеки, подперши их изнутри языком; потом, взявши с плеча трактирного слуги полотенце, вытер им со всех сторон полное свое лицо, начав из-за ушей и фыркнув прежде раза два в самое лицо трактирного слуги. Потом надел перед зеркалом манишку, выщипнул вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с искрой. Таким образом одевшись, покатился он в собственном экипаже по бесконечно широким улицам, озаренным тощим освещением из кое-где мелькавших окон». Затем он в собственном экипаже поехал к губернатору. «Вошедши в зал, Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный. Все было залито светом. Черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета…Не успел Чичиков осмотреться, как уже был схвачен под руку губернатором, который представил его тут же губернаторше. Надо отметить, что автор испытывает явную неприязнь к собравшейся публике: «черные фраки», «полные хозяева», подслеповатые старухи «мелькали и носились врознь и кучами...как носятся мухи».

Потом начались танцы. Стоя в сторонке, Павел Иванович наблюдал за кружащимися парами. Дамы были одеты по-разному: кто по моде, а кто «во что бог послал в губернский город». А Чичиков все стоял и разглядывал гостей. Но, присмотревшись к чиновникам, он решил примкнуть к толстым. Они и удачливее, и места занимают в городе высокие, не то что тонкие: бегают, бегают, а толку от этого никакого.

Николай Васильевич Гоголь описал в этом эпизоде не только «повадки», черты Чичикова, но и рассмотрел проблему «тонких» и «толстых». Как сложилось в умах чиновников того времени, тонкие люди - неудачники, а толстые, наоборот, самые везучие быстро продвигаются по карьерной лестнице, но и первых и вторых объединяло общее усилие, направленное на самообогащение. Если зло, воплощенное в хозяевах поместий - во всех этих коробочках, Маниловых, собакевичах, ноздревых и Плюшкиных - рассеяно по российским просторам, то здесь оно предстает в концентрированном виде, спрессованное условиями жизни губернского города. Огромное количество «мертвых душ», собранных вместе, создает особую чудовищно - абсурдную атмосферу. Если характер каждого из помещиков накладывает неповторимый отпечаток на его дом и поместье в целом, то на город влияет вся огромная масса людей, живущих в нем (в том числе и чиновников, так как чиновники - первые люди в городе). Город превращается в совершенно самостоятельный механизм, живущий по своим законам, отправляющий свои надобности через канцелярии, департаменты, советы и прочие общественные институты. И именно чиновники обеспечивают функционирование всего этого механизма. Жизнь государственного служащего, на которой не лежит отпечаток высокой идеи, стремления способствовать всеобщему благу, становится воплощенной функцией бюрократического механизма. По существу, человек перестает быть человеком, он утрачивает все личностные характеристики (в отличие от помещиков, которые имеют пусть и уродливую, но все же свою собственную физиономию), теряет даже собственное имя, так как имя - все же некая личностная характеристика, и становится просто Почтмейстером, Прокурором, Губернатором, Полицмейстером, Председателем или обладателем невообразимого прозвища наподобие Ивана Антоновича Кувшинное Рыло. Человек превращается в деталь, «винтик» государственной машины, микромоделью которой является губернский город NN. Гоголь как бы задается вопросом - если первые люди в городе таковы, то каковы же все остальные? Где тот положительный идеал, который явится примером для нового поколения? Не Чичиков ли, развивший бурную деятельность на вечеринке?

Автор с нескрываемой иронией говорит о том, какие замечательные люди были в городе N. И губернатор - «добрейшей души человек», и председатель - «преприятнейший человек», и почтмейстер - «золото, а не человек». Все эти сатирические описания сразу наводят читателя на определенные размышления. И его догадки о том, что на деле и чиновники, и помещики - серые и ограниченные личности, находят все больше и больше подтверждений. Когда все сели играть в карты, проявилась истинная натура каждого: кто-то «наложил нижнюю губу на верхнюю» и оставался в таком положении до конца игры, что, естественно, не говорит о духовном богатстве личности. Кто-то выкрикивал более чем странные реплики. И уже перед поездкой Чичикова за город к помещикам у читателя складывается мнение об обществе как о сборище самовлюбленных глупцов.

И, конечно, окончательно укрепляет это мнение описание бала, где все наперебой пытаются завоевать расположение Чичикова, мнимого миллионщика, а потом подхватывают и распространяют сплетни о нем.

Вывод.

Показывая быт и нравы губернского города NN, автор пытается ответить на главный волнующий его вопрос: каково будущее России, в чем состоит ее историческое предназначение, что в современной жизни содержит хоть малый намек на светлое, благополучное будущее народа, когда страной, по сути, правят развращенные властью чиновники и помещики, а по дорогам разъезжают аферисты, подобные Чичикову.

Частично на эти вопросы помогает ответить пребывание Чичикова на балу у губернатора, где собрались местные чиновники и помещики. Эпизод на балу у губернатора позволяет нам поближе познакомится с местным обществом и его нравами, а Чичикову разузнать побольше об интересующем его предмете: о мертвых душах, которые он намеревается скупать.

Кроме того, в эпизоде чувствуется негативное отношение автора к собравшимся на балу. Они лишены живых чувств, а некоторые даже имен, в них убито все светлое и чистое, составляющее самую человеческую суть. Бал превращается в сборище «мертвых душ». Для Чичикова же пребывание на балу позволило завязать полезные знакомства не только с чиновниками, но и с помещиками Собакевичем и Маниловым, пригласивших погостить приятного собеседника к себе в поместье.

Типы, выведенные Гоголем, - неотъемлемая часть русской жизни, это именно русские типы, которые сколь ярки, столь же и устойчивы в русской жизни - до тех пор, пока сама жизнь коренным образом не изменится



3. Роль бала в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Действие 3

Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор,

Все в них так бледно, равнодушно,

Они клевещут даже скучно.

А.С. Пушкин

Комедия Грибоедова «Горе от ума» входит в число самых известных произведений русской литературы. Она не потеряла свою актуальность даже в наше время, спустя два века. Конфликт поколений, взаимоотношение человека и общества - эти проблемы существовали, и будут существовать всегда. И сейчас существуют люди, точно сошедшие со страниц комедии Грибоедова «Горе от ума». И сейчас передовая творческая мысль не всегда находит поддержку окружающих. Молодежи кажутся смешными советы старшего поколения. А старики все время брюзжат, что во времена их молодости все было гораздо лучше. Так и главный герой Грибоедова оказался не понят окружающими его людьми.

Конфликт Чацкого с московским обществом наиболее ярко проявился на балу у Фамусова.

Сцена бала является кульминацией комедии Грибоедова. На балу Чацкий успевает перессориться с гостями, прослыть сумасшедшим и быть осужденным всем, собравшимся на балу обществом. Такова композиция сцены бала.

Сцена бала типична для Москвы Грибоедовского времени. И гости Фамусова - самые обыкновенные люди московского общества начала 19 века. Одни ездят на балы от скуки, другие, чтобы завести знакомство с нужными людьми, третьи, чтобы устроить судьбы своих детей. Здесь собираются люди одного круга, здесь нет чужих. А установленные правила поведения являются законом. Чацкий со своей правдой и критическим взглядом на жизнь просто не мог стать своим среди этих людей. За глаза гости Фамусова осуждают друг дуга. Но если сказать графине-внучке, что она зла оттого, что «в девках целый век», или сказать Хлестовой, что она вздорная, глупая старуха - за это можно прослыть и сумасшедшим.

Именно это и произошло на балу. Может быть Чацкий виноват в том , что произошло? Может быть его справедливо обвиняют? Познакомимся с гостями:

Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать!

Какие-то уроды с того света,

И не с кем говорить, и не с кем танцевать!

Вот перед нашими глазами проносится доносчик и картежный шулер Загорецкий, чинно прохаживаются вздорные и брюзгливые Хрюмины, семенят нелепые Тугоуховские. Все уважительно обходят властную, грубую, деспотичную Хлестову. Рядом с кем-то болтает глупый и ветреный Репетилов. Вот Наталья Дмитриевна Горич при всех отчитывает своего слабохарактерного мужа Платона Михайловича. Злая, недовольная всем Хрюмина-внучка считает себя приверженкой хорошего тона, поэтому разговаривает исключительно на французском языке. Сейчас она веселится в доме Фамусова, а после будет нещадно ругать и его, и всех гостей. Многочисленные князья Тугоуховские признают в людях только знатность, богатство и чины. Княжны интересуются только нарядами и сплетнями, а их родители озабочены поиском выгодной партии для дочек. Заядлые сплетники господа N. и D. злорадно распространяют слух о сумасшествии Чацкого.

Но это еще не вся дворянская Москва. Из разговоров гостей мы узнаем, что подобных им людей великое множество (Кузьма Петрович, Фома Фомич, Татьяна Юрьевна, Марья Алексеевна и другие). Гости Фамусова во главе с хозяином дома олицетворяют собой косность, моральное ханжество, нравственное уродство и пошлость.

Это общество не может простить лишь одного: ума, свободного образа мыслей, независимости мнений, нравственного превосходства Чацкого. Поэтому они с такой ненавистью преследуют героя и с такой готовностью подхватывают сплетню о его сумасшествии.

Я думаю, не случайно этот слух распускает именно Софья. Такой поступок является огромнейшим предательством с ее стороны. Мне кажется, что тем самым она стала полноправным членом фамусовского общества. Раньше она чем-то отличалась от своего окружения, за это ее и полюбил Чацкий. Я считаю, что Софью можно назвать еще одной жертвой дворянской Москвы.

Почему же все приняли его за сумасшедшего?

Наталья Дмитревна - Чацкий советовал мужу жить в деревне:

В деревню, в теплый край.

Будь чаще на коне. Деревня летом - рай.

Графиня-внучка - Чацкий назвал её модисткой:

Несчастные! должны ль упреки несть

От подражательниц модисткам?

За то, что смели предпочесть

Оригиналы спискам?

Хлёства - Чацкий посмел смеяться над её словами о Загорецком:

Ну? а что нашел смешного?

Чему он рад? Какой тут смех?

Над старостью смеяться грех.

Я помню, ты дитёй с ним часто танцевала,

Я за уши его дирала, только мало.

И только Чацкий не поддается обществу Фамусова. Со всей своей силой он обрушивается на невежество, косность, низкопоклонство. В своем знаменитом монологе о «французике из Бордо» герой негодует по поводу «пустого, рабского, слепого подражанья» всему иностранному:

Приехал - и нашел, что ласкам нет конца;

Ни звука русского, ни русского лица

Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями;

Своя провинция.

Так же в этом монологе Чацкий негодует по поводу «чужевластья мод», ведет борьбу за достоинство русского народа:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

Мы видим,
что в этом эпизоде Чацкий не одинок, что кроме фамусовской Москвы, есть и другая Россия. Это двоюродный брат Скалозуба, который из-за каких-то «новых правил»: «…службу вдруг оставил, В деревне книги стал читать». Это и племянник княгини Тугоуховской - «химик и ботаник». Это и профессора Педагогического института, о которых княгиня Тугоуховская с негодованием говорит, что они «упражняются в расколах и в безверье».

Из всего выше сказанного мы можем сделать вывод, что Чацкий не угоден фамусовскому обществу, поэтому слух о его сумасшествии все восприняли со злорадством. Пущенный Софьей, он обрастает всевозможными, порой фантастическими слухами.

Говорят, что Чацкий сидел на цепи в сумасшедшем доме, что он «пошел пусурманы», что его записали в солдаты и так далее. По меркам дворянского общества Чацкий и есть сумасшедший. Он чересчур свободен в своих мыслях и поступках, что приравнивается высшим светом к сумасшествию.

Пустые никчемные люди, не желающие не только никаких перемен, но и не желающие даже слышать о них. Поэтому Чацкий, думающий и говорящий иначе, своей правдивостью вызывает неприятие у этого общества. Вот почему слух о безумии Чацкого, выдуманный Софьей, так легко был принят за правду гостями Фамусова. Они просто жаждали, чтобы Чацкий оказался сумасшедшим. А если он нормальный, и все, что он говорит, правда, то это значит, что у это них не все в порядке. А этого невозможно даже в мыслях представить.

Итак, московское общество выносит Чацкому приговор: безумен.

Но и Чацкий выносит свой приговор московскому обществу:

Из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним

И в нем рассудок уцелеет.

Так чем же заканчивается комедия Грибоедова? Кто же победил в этом споре: Чацкий или Фамусов со своим окружением?

Внешне он терпит поражение, но внутренне - нет. Он остался верен себе, несмотря на то, что покидает Москву. Именно в сцене бала Чацкий с горечью осознает - ему не добиться здесь правды, ему здесь делать нечего. Поэтому в финале пьесы он восклицает:

…пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок.

Карету мне, карету!



Вывод.

Данный эпизод имеет огромное значение для развития и понимания всей комедии. Во-первых - это кульминация всей комедии: самый напряжённый эпизод, самый волнующий читателя. Без сцены на балу мы бы не могли в полной мере увидеть всю отвратительность губительность фамусовской Москвы. В этом эпизоде распространяется слух о сумасшествии Чацкого, после которого ему приходится бежать из города. Кроме того, в этой сцене в полной мере показано противостояние высшего света и Чацкого, в котором он терпит внешнее, но не внутреннее поражение.

А.С.Грибоедов показал, что конфликт между Чацким (умным , образованным чутким, способным на чистые и искренние чувства человеком ) и фамусовским обществом ( отсталым, реакционным, косным, врагом просвещения и образования) неразрешим.

Чацкий уезжает из Москвы разочарованным. Его чувства растоптаны, его сердце разбито, его надежды найти здесь понимание рассыпались в прах.

А что же фамусовское общество? Они даже не поняли, что произошло, о чем говорил Чацкий. Они не поняли ни его шуток, ни его острот и, приговорив Чацкого к безумию, вынесли приговор сами себе. И в наши дни в подобных кругах не любят людей умных, острых на язык. Их считают возмутителями спокойствия. Без них удобнее и привычнее. Чацкий открыл в русской литературе галерею «лишних» людей. За ним последовали Онегин, Печорин и другие. Каждый по-своему, но все они не нашли места в окружающем их обществе

Исследование 4. Роль бала в романе «Евгений Онегин»

В Онегине Пушкиным представлен прежде всего духовный и нравственный облик дворянской интеллигенции эпохи декабристов. Он олицетворяет собой порождение того общества, той эпохи, но вместе с тем он странным образом противоречит им.

Это свойственно герою на протяжении всего романа - разочарование в том, что еще недавно так прельщало его, а теперь более не интересует, такая русская хандра, ощущение пустоты жизни, которое гнетет и заставляет человека возвращаться к своим истокам; в данном случае Онегин едет в деревню, дабы убежать от шумной городской жизни, так надоевшей ему. И вместе с тем он является типичным представителем столичной дворянской молодежи, сыном своей среды, в которой он чувствует себя как рыба в воде. И трудно говорить о том, является ли это его достоинством или недостатком. По крайней мере можно абсолютно точно утверждать, что он стоит на высоком уровне культуры своего времени, отличаясь в этом отношении от большинства представителей дворянского общества.

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» сцены бала являются ключевыми.

И так же, как все географическое пространство романа можно разделить на три основные части: Петербург, Москва и провинция, так и сцены бала можно распределить условно по трем группам:

1). Петербургский бал (описанный в 1 главе) и светский раут, на котором Онегин снова встречает Татьяну (гл, 8) ;

2). Московский бал в Благородном собрании (гл.7) ;

3). Бал на именинах Татьяны в деревне (гл.5).

1. Мир молодого Онегина - это - мир светских раутов, обедов, подстриженных парков с «муравой», гостиных, балов; мир, где не любят, а играют в любовь.

Автор показывает Онегина в начале молодым, беспечным. Онегин едет на бал

Подобный ветреной Венере,

Когда, надев мужской наряд,

Богиня едет в маскарад.

Улица спит. Дома спят. Обычные, простые люди давно уснули. А Онегин и те, кто живет, как он, только еще начинают развлекаться. Входит в зал, когда «Полна народу зала;

Музыка уж греметь устала;/Толпа мазуркой занята», потому что до этого он был в театре, затем поехал домой переодеваться. Таким образом, он везде успевал. Уставший,
«Полусонный / В постелю с бала едет он: / А Петербург неугомонный /Уж барабаном пробужден».

И «шумом бала утомленный,

И утро в полночь обратя,

Спокойно спит в тени блаженной

Забав и роскоши дитя.

Проснется за-полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра.

И завтра то же, что вчера.



2. Бал на именинах Татьяны.

Эпизод «именины Татьяны» - это завязка трагедии, хотя начинается вполне мирно, даже комически. Пушкин дал здесь волю своей иронии, образно и правдиво выписав характеры провинциального дворянства. В кратких зарисовках автор показал точные типы деревенского окружения Татьяны.

С утра дом Лариных гостями

Весь полон; целыми семьями

Соседи съехались в возках.

С своей супругою дородной

Приехал толстый Пустяков;

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков;

Скотинины, чета седая,

С детьми всех возрастов, считая

От тридцати до двух годов;

Уездный франтик Петушков.

Мой брат двоюродный, Буянов...

И отставной советник Флянов,

Тяжелый сплетник, старый плут,

Обжора, взяточник и шут.

Теперь становится ясно, почему героиня в письме «жаловалась» Онегину: «никто меня не понимает». Эти персонажи, достойные комедии, а тут разыгрывается драма, переходящая в трагедию.

Попав в этот «зверинец», Онегин, естественно, недоволен, он привык думать лишь о себе, своих чувствах и переживаниях. И, оказавшись среди чуждых ему людей, пытается отыграться на Ленском, определив его виновником, зазвавшим приятеля на бал. Что Онегину до чувств Владимира, Татьяны? Он хочет «наказать» их за свою скуку и досаду. О последствиях Евгений и не догадывается, скорее не задумывается.

Чудак, попав на пир огромный,

Уж был сердит... Надулся он и, негодуя,

Поклялся Ленского взбесить

И уж порядком отомстить.

Эгоизм Онегина, проявленный именно здесь, ярко и зримо характеризуют героя. Читатели замирают - простой ссорой «эта забава» не кончится, и верно.

Убийство на дуэли Ленского отдалило Евгения от Татьяны окончательно. «Еще одно нас разлучило... //Несчастной жертвой Ленский пал...» Пушкину нужен был этот эпизод, чтобы логично подтвердить невозможность счастья рядом с Онегиным, он сам все сломал в своей и Татьяниной судьбе.

Автор постепенно подвел читателя к развязке эпизода «именины». Вспоминается и сон Татьяны, которой уже привиделись «крики и звон стакана, // Как на больших похоронах... Именины ассоциируются и у читателя с поминками. Героиня «похоронила» мечту о счастье, отныне она начинает взрослеть, перерождаться в ту незнакомую Татьяну» которая так поразила Онегина в Петербурге. Для нее ничто не прошло бесследно. Героине тяжело, горько, обидно, она не заслужила такого «подарка». Онегин здесь своими руками разбил счастье нескольких человек, в том числе и свое собственное. Он не создан для семьи и не кокетничал, когда признавался Татьяне: «Но я не создан для блаженства; // Ему чужда душа моя. Если Онегину скучно, то и другим пусть пет плохо, таков характер героя. И Пушкину блестяще удалось это показать. Эпизод «именины Татьяны» играет большую роль в композиционном построении романа. Он многое объясняет в характерах героев, их дальнейших судьбах. Кроме того, показывает современному читателю быт и нравы поместного дворянства первой четверти XIX века.



3. Московский бал.

Татьяна не могла понравиться людям, воплощающий этот светский мир. Но Пушкин верен себе: и здесь, в московской гостиной, он посылает на помощь Татьяне своего друга:

У скучной тетки Таню встретят

К ней как-то Вяземский подсел

И душу ей занять успел…

И не может Татьяна , привыкшая к свободной жизни естественным человеческим отношениям, смириться с шумной московской и бестолковой жизнью, с показными чувствами, с миром «…где кажут франты записные /Свое нахальство, свой жилет / И невнимательный лорнет,/Где /Шум, хохот, беготня, поклоны, /Галоп, мазурка, вальс…»

И вот в такую минуту, когда «мысль ее далече бродит; забыт и свет и шумный бал», - в жизни Татьяны входит то, что любая из присутствующих в зале женщин, молодых и старых, красивых и некрасивых, умных и глупых, назвала бы счастьем:

А глаз меж тем с нее не сводит

Какой-то важный генерал.

Татьяна выходит замуж, но несчастлива в своем замужестве, слава, богатство, достойное место в обществе не приносят ей удовлетворения. Ее чистота, глубина, духовная красота, высокая нравственная сила - все это чуждо окружающему ее миру, где ценится совсем иное.



4. И вот прошло время, канула в Лету, как думает сам Онегин, история с дуэлью, вздорное чувство к Татьяне. Ему 26 лет, он томится «...в бездействии досуга, без службы, без жены, без дел», и, вернувшись из путешествия, он на балу встречает даму, которая кажется ему знакомой. Тем более что красоту этой женщины не может затмить даже ослепительная красота Нины Вронской. Евгений в шоке.

Ужель та самая Татьяна,

Которой он наедине,

В начале нашего романа

В глухой, далекой стороне,

В благом пылу нравоученья,

Читал когда-то наставленья...

Онегин бесповоротно увлекается новой Татьяной. Он понимает, что это уже не простая деревенская девушка, а «равнодушная княгиня, неприступная богиня царственной Невы». Но она не обращает на него внимания. Онегин пишет письмо, но не получает ответа...

Проходит время, чувства Огегина только становятся сильнее, но Татьяна неприступна. Он перестает бывать в свете, пытается читать, но его преследуют видения: убитый им Ленский, сидящая за книгой у окна Татьяна. «На мертвеца похожий» Онегин приезжает к Татьяне. Никого не встретив в прихожей, он идет в комнаты и видит Татьяну в слезах, читающую его письмо.

О, кто б немых его страданий

В сей быстрый миг не прочитал!

Кто прежней Тани, бедной Тани

Теперь в княгине б не узнал

Онегин падает к ее ногам. Следует сцена финального объяснения:

...Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.


Татьяна уходит, а Евгений стоит «как будто громом поражен». Входит муж Татьяны, и здесь автор прощается со своим героем - спутником странным - в «минуту злую для него», и Татьяной - «верным идеалом».



Вывод.

1. Описание бала, на который приезжает молодой Онегин в начале романа, завершает картину петербургской жизни героя, быт, одежда, времяпроведение которого раскрывают читателю его интеллектуальный облик. Онегин - типичный молодой светский повеса, который одевается по моде ( «мод воспитанник примерный»), ведёт праздный образ жизни, ни к чему серьёзно не относится, ни о чём не задумывается. Типичность героя Александр Сергеевич неоднократно подчеркивает, сравнивая его с собой или с реально существующими людьми (Чаадаевым, например): «Второй Чадаев, мой Евгений …». Он был молод. Ему всего «осьмнадцать лет»



2. На балу у Лариных танцует уже совсем другой Онегин. Разочарованный, уставший от светских развлечений и охладелый душой, он решает вновь прибегнуть к хорошо знакомой ему «науке страсти нежной», чтобы «позлить» Ленского, результатом чего становится дуэль и смерть юного поэта и отъезд Онегина из деревни. Пушкину нужен был этот эпизод, чтобы логично подтвердить невозможность счастья рядом с Онегиным, он здесь своими руками разбил счастье нескольких человек, в том числе и свое собственное. Он не создан для семьи и не кокетничал, когда признавался Татьяне: «Но я не создан для блаженства; // Ему чужда душа моя. Если Онегину скучно, то и другим пусть будет плохо, таков характер героя. И Пушкину блестяще удалось это показать. Эпизод «именины Татьяны» играет большую роль в композиционном построении романа. Он многое объясняет в характерах героев, их дальнейших судьбах. Кроме того, показывает современному читателю быт и нравы поместного дворянства первой четверти XIX века.





3. У колонны бальной залы московского Дворянского собрания Татьяну замечает «какой-то важный генерал» - этот бал определяет ее судьбу. Эпизод показывает нравы 19-го века, быт, обычаи: «ярмарка невест», замужество Татьяны. Татьяна послушна, пожалев мать, которая «со слезами молила» её, она выходит замуж, делает, по мнению света «выгодную партию», несмотря на то, что по-прежнему любит Онегина.



4. И, наконец, попавший «с корабля на бал» (но бал - только в переносном значении, поскольку раут - это «вечернее собрание без танцев», как поясняет сам Пушкин в примечаниях) Онегин, окончивший свои странствия, встречает Татьяну - уже «неприступною богиней роскошной, царственной Невы» - и вдруг делается безнадежно влюбленным.

На паркете бальной залы происходят важнейшие события в жизни героев романа. Не случайно у Пушкина появляется сравнение танец жизни:

«Однообразный и безумный

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный...»

Бал становится в один ряд со словами «блеск», «шум», «вихрь», «говор», «младость», «радость». Бал - это движение, а значит молодость - яркость красок и звуков.



Глава III. Заключение



Жизнь русских дворян, бывших на государственной службе, очень строго регламентировалась. Балы же, напротив, раскрепощали отношения, позволяли людям быть естественными. Вечера с музыкой и танцами предполагали особый тип общения, невозможный при других обстоятельствах.

О чина́х здесь на время «забывали», и общество делилось только на кавалеров и дам. В танце они подчас выбирали свою судьбу, обменявшись несколькими словами, записками, просто взглядами. Всему придавалось значение: «случайно» оброненному платку, опущенному взору, очередности в выборе партнёров, и один из таких знаков мог послужить устройству свадьбы, другой - вызову на дуэль. Бал - событие знаменательное, поэтому часто писатели делают его фоном для завязки или развязки центральных событий произведения, «музыкально-танцевальным» узлом сюжета.

С помощью бала можно наиболее эффективно и понятно описать главных героев, дать им дополнительную характеристику, чтобы подтолкнуть читателя к самостоятельным выводам. В сценах описания бала легче всего выразить авторскую позицию, личное мнение автора о той или иной ситуации. Именно на балу можно плавно наметить новый поворот в сюжете, изменить замысел, включить решающие сцены и события. Ключевым событиям, происходящим на балу, можно задать любую эмоциональную окраску, накалить атмосферу, обозначить кульминацию.

Несмотря на все различия в описании, роль темы бала в литературе осталась неизменной к началу XX века: как пушкинский бал, бал Л.Н. Толстого, являются переломными, кульминационными и даже роковыми моментами во всем произведении.

В таких литературных произведениях XIX века, как «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, «После бала» Л.Н.Толстого и «Евгений Онегин» А. С Пушкина, сцена бала играет важную роль. Чаще всего писателей интересовала жизнь дворянства, их целью было как можно более подробное изображение высшего сословия. Но трудно описать дворянство в целом, останавливаясь лишь на его конкретных представителях. Для того чтобы завершить, подытожить свой рассказ, автору необходимо собрать всех интересующих его персонажей в одном месте. Для этого идеально подходит сцена бала, где можно увидеть и так называемых «тузов», и обедневших дворян, и помещиков, и чиновников, и дам. Одним словом, все высшее общество находится перед глазами читателя. Автор уже не выделяет из общей массы конкретные характеры, за исключением главных героев, но демонстрирует типажи.

Бал в XIX веке был неотъемлемым светским развлечением дворян, и исключить его из сюжета означало обесцветить его.

Сцены бала в произведениях русской классической литературы XIX выполняли следующие функции:

  1. бытоописательную (знакомят нас с бытом, нравами, обычаями);

  2. эстетическую (воспитывают в нас эстетический вкус);

  3. психологическую (позволяет нам отдохнуть душой, расслабиться, уйти от суеты и забот);

  4. развивающую (способствуют повышению интереса к чтению);

  5. воспитывающую (воспитывают любовь к русской литературе и культуре).

Тема бала в литературе 19 века являлась ключевой. Кто-то принимал важное решение, решалась чья-то судьба, кто-то находил свою первую и на всю жизнь единственную любовь, а кто-то расставался навсегда. Проливались слезы счастья и радости, горя и печали.

Развлечение присутствующих в «Горе от ума» А. С. Грибоедова - это сплетни. Здесь бал - это школа злословия, слух о сумасшествии. Для Чацкого этот бал стал крахом личности. Он разочаровался в людях, Софья отвергла его любовь, кроме того, фамусовское общество объявило, что он не в своём уме. Он испытал трагедию: он оказался непонятым светским обществом, а самое главное близкими, как он думал , людьми , и женщиной, которую любил.

В рассказе «После бала» Л.Н.Толстой заставляет задуматься над тем, каким должен быть человек и может ли в одной душе сочетаться добро и зло. Он говорит о несправедливости правящего строя, о жестокости и неравенстве в обществе. Автор показывает злые и добрые начала в человеке, не только осуждает жестокость, но и разоблачает социальную несправедливость, искажающую натуру человека, имеющую ложные, искаженные понятия о долге, чести, достоинстве, а также срывает маску покровы с действительности николаевской России.

А в «Мертвых душах» мы видим, как хитроумный Чичиков, обманывая всех, получает уважение и благосклонность высшего света города, а затем здесь же и разоблачён. Сцена на балу у губернатора показывает читателю ситуацию, в которой проявляется внутренний мир Чичикова. Один из классиков назвал Чичикова «рыцарём денег». Можно сказать, что он живёт только деньгами. По существу, Чичиков превратился в мёртвую душу.

В «Евгении Онегине» бал является своеобразной лестницей души героев. Онегин изменил свою жизнь, понял ее смысл, потерял Татьяну, потерял друга Ленского. Онегин и Татьяна показаны в ключевых моментах своей жизни, показан их душевный рост и их трагедия: в светском обществе, жившем по законам своего времени, на мой взгляд, невозможно счастье двух умных, красивых, талантливых людей.

В романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» первый бал играет бытоописательную роль, знакомя читателя с главным героем и раскрывая его характер на примере его поведения в светском обществе.

На втором балу прослеживается тема судьбы, тема рока: Онегин, пытаясь отвлечься от шумной жизни Петербурга, приезжает в деревню, но вновь попадает на бал, где возникает конфликт, приведший к трагедии жизни Евгения. Кроме этого, он играет ещё и психологическую роль для героев романа, являясь первым кульминационным моментом произведения. Третий же бал предваряет развязку романа.

Как мы убедились, бал в произведениях русской литературы 19 века выполняет не только эстетическую функцию, его роль намного шире.

Для меня бал является самым ярким, красочным эпизодом в художественных произведениях.















Библиографический список

Работая над исследованием, мы опирались на материалы следующих авторов:

  1. О.Ю. Захарова. «История бального церемониала в России». 1 часть.

  2. Ю. М. Лотман. «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века)».

  3. Ю.Лотман. «История русской культуры первой половины XIX века»

  4. Е. В. Лаврентьева. «Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет».

  5. А. В. Колесникова. «Бал в России XVIII-начало XIX века».

  6. Н. А. Марченко. «Приметы милой старины. Нравы и быт пушкинской эпохи».

  7. С. Н. Шубинский. «Исторические очерки и рассказы».

  8. Н.П. Ивановский. «Бальный танец XVI - XIX веков».

  9. А.Валагин. «А.Грибоедов «Горе от ума».

  10. Н. Долинина. «Прочитаем Онегина вместе».

  11. Журнал. «Литература в школе» №7 - 1999г.

  12. А.Медведев. «Н.В.Гоголь «Мёртвые души».



  1. School-collection.edu.ru

  2. Filolerea.16mb.com

  3. Liveinternet.ru















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал