7


  • Учителю
  • Конспект урока литературы 'Жизнь и творчество Н. М. Рубцова'

Конспект урока литературы 'Жизнь и творчество Н. М. Рубцова'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Данный конспект является дополнением к презентации «Николай Михайлович Рубцов.«Пусть душа останется чиста»». Конспект урока, посвященного изучению жизненного и творческого пути Николая Михайловича Рубцова, включает в себя материал докладов обучающихся, содержит ил
предварительный просмотр материала


Конспект урока литературы

«Жизнь и творчество Н.М.Рубцова»



Бугуруслан

2014 год


Ход урока:

До конца,

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста!


І. Оргмомент.

ІІ. Объявление темы урока.

Постановка целей и задач урока.

ІІІ. Мотивационно-целевой блок.

Постановка проблемных вопросов.

ІV. Изучение нового учебного материала.

1.Вступительное слово учителя.

2.Работа с портретом.

3.Работа с эпиграфом.

4.Запись плана урока.

5.Сообщения студентов.

Детство поэта (сообщение студента)

Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 года в поселке Емецк Архангельской области. Беломорье - край суровый, богатый сказками, преданьями, легендами. К этому селу ведет тракт, по которому в начале XVІІІ века уходил в большую жизнь Михаил Ломоносов. Путь, который суждено пройти Рубцову, окажется столь же трудным, мучительным и высоким, как и у великого предшественника.

Уже в раннем возрасте Николай остался сиротой. (Заполняя анкеты, в графе "Сведения о родителях" он коротко писал: "Таковых сведений почти не имею".) Есть данные, что Николай был пятым ребенком в семье (с одним из братьев, живших в Ленинграде, Рубцов в шестидесятых годах переписывался). Мать поэта умерла в самом начале войны, отец был на фронте, а после войны жил с другой семьей. Сын разыскал отца, но радости долгожданная встреча не принесла обоим. Очевидно, поэтому Рубцов, посвятивший матери немало проникновенных строк, упоминает отца коротко и сухо:

ДЕТСТВО

Мать умерла.

Отец ушел на фронт.

Соседка злая

Не дает проходу.

Я смутно помню

Утро похорон

И за окошком

Скудную природу.


Откуда только -

Как из-под земли! -

Взялись в жилье

И сумерки, и сырость... ­­

Но вот однажды

Все переменилось,

За мной пришли,

Куда-то повезли.


Я смутно помню

Позднюю реку,

Огни на ней,

И скрип, и плеск парома,

И крик "Скорей!",

Потом раскаты грома

И дождь... Потом

Детдом на берегу.


Вот говорят,

Что скуден был паек,

Что были ночи

С холодом, с тоскою, -

Я лучше помню

Ивы над рекою

И запоздалый

В поле огонек.


До слез теперь

Любимые места!

И там, в глуши,

Под крышею детдома

Для нас звучало,

Как-то незнакомо,

Нас оскорбляло

Слово "сирота".


Хотя старушки

Местных деревень

И впрямь на нас

Так жалобно глядели,

Как на сирот несчастных,

В самом деле,

Но время шло,

И приближался день,


Когда раздался

Праведный салют,

Когда прошла

Военная морока,

И нам подъем

Объявлен был до срока,

И все кричали:

- Гитлеру капут!


Еще прошло

Немного быстрых лет,

И стало грустно вновь:

Мы уезжали!

Тогда нас всей

Деревней провожали,

Туман покрыл

Разлуки нашей след...

Из детских неласковых лет Коля Рубцов вынес не ожесточение и ненависть, совсем другие чувства - мудрое и какое-то глубокое спокойное осознание красоты жизни. Этому , конечно , помоглаприрода, озарившая сиротскую жизнь детдомовцев. («Вот говорят…»).

Это удивительное свойство Николая Рубцова: он помнит не то, что отягощало многих. ІІ Память - основа человеческой души. Его душа хранила светлые образы: «ивы над рекою» - ласковость природы, « запоздалый огонек» - добрый свет человеческого жилья., это всегда надежда на то, что впереди - люди, доброта, помощь, что-то живое, трепетное.

1943 году перевели в детдом на родину матери - в село Никольское Тотемского района Вологодской области, которое местные жители называют просто деревней Николой. Она и стала для Рубцова малой родиной, к которой он неизменно возвращался в своих стихотворениях.

«Как будто ветер гнал меня…» (сообщение студента)

В Никольском он окончил семилетку и поступает лесотехнический техникум. По воспоминаниям товарищей он был хрупким мальчиком «с черными глазами и располагающей к себе улыбкой», он хорошо играл на гармошке, успешно учился, выделялся какой-то особой непосредственностью и доверчивостью.

Мальчишкой, не видевшим моря, бредил им. В 14 лет один поехал в Ригу, в мореходку, но оказался слишком мал для флота. Чтобы добыть денег на обратный билет, пришлось продать личные вещи на рынке.

ФИАЛКИ


Я в фуфаечке грязной

шёл по насыпи мола.

Вдруг откуда-то страстно

стала звать радиола:

"Купите фиалки,

вот фиалки лесные.

Купите фиалки,

они словно живые..."

..Как я рвался на море!

Бросил дом безрассудно.

И в моряцкой конторе

всё просился на судно -

на буксир, на баржу ли...


Но нетрезвые, с кренцем,

моряки хохотнули

и назвали младенцем!


Так зачем мою душу

так волна волновала,

посылая на сушу

брызги быстрого шквала?

Кроме моря и неба,

кроме мокрого мола

надо хлеба мне, хлеба!

Замолчи, радиола...


В 1955г работает в Ленинграде, отсюда на четыре года уходит служить на флот, на эскадренный миноносец. Здесь начинает писать и печататься во флотских изданиях. Это были стихи «морского цикла» , они отражали не только моменты биографии поэта, но и поиск им своего поэтического голоса.

Строптивый стих, как зверь страшенный,

Горбатясь, бьется под рукой.

Мой стиль, увы, несовершенный...

Но я ж не Пушкин, я другой.

Главное, что приобрел Рубцов в морских скитаниях, - это не только поэтическая, но и душевная свобода, чувство уверенности в себе, значимости и значительности своего «я»: «Иду походкой гражданина... Дышу свободно и легко».

После поисков выхода из «грустного до обиды» быта это несомненно был шаг вперед. Если раньше он варился в собственном соку, учась лишь по книгам и в них же находя источник вдохновения, то теперь у него были свежие впечатления, которые он мог воплощать в поэтические строки, пробуя на вкус и слух новый для себя ударный стих.


Рубцова захватила иная жизнь. Поверив в свой талант, он почувствовал недостаток общей культуры и образования, ведь к тому времени им была окончена лишь Никольская школа-семилетка. Начался новый этап странствий Рубцова - теперь уже не по морям, а по земле. Без денег и билета, на крыше вагона он приезжает в город Кировск Мурманской области и поступает в горный техникум. Друзья-матросы, узнав, что вместе с билетом у Рубцова украли все деньги, пустили шапку по кругу и прислали ему в три раза больше, чем пропало...

О себе Рубцов скажет:


...Как будто ветер гнал меня по ней,


По всей земле - по селам и столицам!


Я сильным был, но ветер был сильней,


И я нигде не мог остановиться...


Вернувшись в Ленинград, работает на Кировском заводе, заканчивает вечернюю школу.Он выпускает свой первый машинописный сборник «Волны и скалы».


Учеба в Литинституте (сообщение студента)


В 1962 г. поступает в Литературный Институт имени М.Горького. Глазами С.Викулова мы видим Н.Рубцова на творческом вечере: на нем «дешевенький и уже не новый костюм, валенки и - что особенно привлекло внимание - шарф на шее - серенький, не новый который он не снимал в помещении... Был невелик ростом и очень худ, с тонкими чертами лица. И щеки, и лоб были бледны, глаза глядели сосредоточено и одновременно застенчиво, робко мягко...и настороженно... говорил негромко, отрывисто».


В Литинститут Рубцов пришел с немалым багажом жизненных впечатлений и главное - со своим творческим голосом. Среди творческой молодежи 60-годов некоторые страдали показным оптимизмом. Рубцов болезненно реагировал на это.

(ролик об отчислении из института)

В 1963 г. он перевелся на заочное отделение и надолго исчез из Москвы. Позднее узнали, что он уезжал в далекое свое село Никольское, свою Николу. Стихотворение «Видение на холме» родилось в это время.


Характеристика времени, когда начал набирать силу голос поэта.(П.Н.)

(возможен упрощенный вариант)

Конец 50-х - 60-е годы - время интенсивных поисков, многочисленных полемик, бурных споров о дальнейших путях развития литературы. Стремясь найти новые пути в решении усложнившихся задач, некоторые писатели и критики пытались подвергнуть решительному пересмотру традиционные темы, идеалы, поэтику. В литературном потоке наметилось некоторое размежевание, выделившее, например, в поэзии, где получило более отчетливые формы, группу поэтов, условно названную в критике «городской» («эстрадная» поэзия) и группу «поэтов от земли» («тихая» лирика). В литературу хлынул поток новых литераторов, многие из которых стали кумирами молодежи; эстраду сотрясали строки гнева и страсти, широкий размах приобрело увлечение формальными новациями. Именно в связи с именами Е.Евтушенко, А.Вознесенского, Р.Рождественского, Б.Ахмадулиной чаще всего приходилось слышать «пророчества» о новых веяниях, «надеждах на будущее литературы».


Правда, в те же годы среди кумиров иногда мелькали неприметные имена В.Белова, В.Шукшина, В.Лихоносова, немного позднее - Н.Рубцова, А. Передреева, В.Распутина. Когда стало ясно, что с этим явлением не считаться просто невозможно, критика определила его в разряд «деревенской» литературы, что тогда значило на критическом языке - второразрядной.


Но «эстрадная» поэзия, добившаяся на первых порах решительного успеха, уже к концу 60-х годов уступила свои позиции, оказавшись несостоятельной в разрешении высоких

нравственно-философских вопросов и задач. Разрешить их могла только поэзия, питающаяся живительными корнями великой русской литературы, поэзия глубоких идей и сильных человеческих чувств. В такой атмосфере наблюдается тяготение к большой классической традиции, которая имела дело с сутью жизни, с духовными и социальными проблемами.


60-е годы пришли как отрезвление, повзросление поэзии, в которой наметилось как исцеление от легкости и экстравагантности «кричавшей» поэзии 50-х усиление традиционной школы, получившее в нашей критике далеко не объективное название «тихой» или «деревенской» лирики.

Именно к разряду этой лирики был причислен и Николай Рубцов.


«Я умру в крещенские морозы…» (сообщение студента)


Я умру в крещенские морозы,

Я умру, когда трещат березы,

А весною ужас будет полный:

На погост речные хлынут волны!

Из моей затопленной могилы

Гроб всплывет, забытый и унылый

Разобьется с треском,

и в потемки

Уплывут ужасные обломки

Сам не знаю, что это такое...

Я не верю вечности покоя!


Наверное, можно говорить о сходстве судьбы Рубцова с судьбами великих поэтов: Пушкина, Лермонтова, Есенина, Маяковского. Краткая яркая жизнь и пронзительная мгновенная гибель.


Был мороз, была крещенская ночь 19 января 1971г. И была женщина, которая убила Орфея...

Отложу свою скудную пищу

И отправлюсь на вечный покой.

Пусть меня еще любят и ищут

Над моей одинокой рекой…

В 1973 г. на могиле поэта был поставлен памятник. У подножия памятника выбита строка поэта: «Россия! Русь! Храни себя, храни!»


Знакомство с сайтом «Душа хранит…»

Виртуальная выставка книг о Н.Рубцове.

V. Стихотворение «Звезда полей» - эпиграф ко всему творчеству Н.Рубцова»

Читая стихотворения Н.Рубцова, нетрулно проследить, хотя бы в основных вехах, весь его недолгий жизненный путь, почувствовать духовный поиск, уловить поэтическое прозрение им судьбы своей. Перефразируя слова С.Есенина, можно утверждать своего рода закон лирической поэзии: подробности жизни поэта - всегда в его стихах.

1. Чтение стихотворения (видео- или аудиозапись).

2. Проверка первичного восприятия.

3.Анализ стихотворения по вопросам.

4. Работа над символикой звезды (определение из «Словаря символов»).

5. Составление схемы ( в тетрадях).

6.Соотнесение стихотворения с репродукциями картин.

7. Ответ на проблемный вопрос.


VІ. Заключительное слово преподавателя.

До конца,

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста!


Перед этой

Желтой, захолустной

Стороной березовой моей,

Перед жнивой

пасмурной и грустной

В дни осенних

горестных дождей,


Перед этим

Строгим сельсоветом

Перед этим

Садом у моста


Перед всем

Старинным белым светом

Я клянусь:

Душа моя чиста.

Пусть она

Останется чиста

До конца,

До смертного креста.

Н.Рубцов.

VІІ. Рефлексия. Итог.

-устная

-письменная (лист самоконтроля)

VІІІ. Домашнее задание.

  1. 1. Русская литература XX века/ Под ред. В.П.Журавлева. С. 342-346.

  2. Наизусть стихотворение «Звезда полей».

  3. Творческое: сравнить образы в лирике С.Есенина и Рубцова, описать отличительные черты.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал