- Учителю
- Конспект урока по литературе' Описание внешности Григория Мелехова' по произведению М. Шолохова ' Тихий Дон' (9кл.)
Конспект урока по литературе' Описание внешности Григория Мелехова' по произведению М. Шолохова ' Тихий Дон' (9кл.)
"Судьба Григория Мелехова. Трагедия Григория Мелехова" (по роману М.Шолохова "Тихий Дон")
План урока.
-
История рода Мелеховых. Уже в истории рода закладывается характер Григория.
-
Портретная характеристика Григория в сопоставлении с его братом Петром (именно Григорий, а не Петр явл-ся продолжателем рода "турок" - Мелеховых.)
-
Отношение к труду (дом, имение Листницких Ягодное, тоска по земле, восемь возвращений домой: все возрастающая тяга к родному дому, хозяйственность.
-
Образ Григория на войне как воплощение авторской концепции войны (долг, принуждение, бессмысленная жестокость, разрушение). Григорий никогда не воевал со своими казаками, ни разу не описывается участие Мелехова в междоусобной братоубийственной войне.
-
Типичное и индивидуальное в образе Григория. (почему Мелехов возвращается домой, не дождавшись амнистии?)
-
Точки зрения писателей и критиков на образ Григория Мелехова
I
В критике до сих пор не прекращаются споры о сущности трагедии Григория Мелехова.
1)
Сначала было мнение, что это трагедия отщепенца.
Он, мол, пошел против народа и потому растерял все человеческие черты, стал одиноким волком, зверем.
Опровержение: отщепенец не вызывает сочувствия, а над судьбой Мелехова плакали. Да и не стал Мелехов зверем, не потерял способности чувствовать, страдать, не потерял желание жить.
2)
Другие объясняли трагедию Мелехова заблуждением.
Здесь было верно, что Григорий, согласно этой теории , нес в себе черты русского национального характера, русского крестьянства. Далее говорили, что он наполовину собственник, наполовину труженик. /цитата Ленин о крестьянине (ст. о Л. Толстом))
Вот и Григорий колеблется, но в конце концов заблудился. Его надо поэтому и осудить, и пожалеть.
Но! Григорий путается не из-за того, что он собственник, а из-за того, что в каждой из воюющих сторон не находит абсолютной нравственной правды, к которой он стремится с присущим русским людям максимализмом.
II
1) С первых страниц Григорий изображается в повседневной созидательной крестьянской жизни:
-
На рыбалке
-
С конем у водопоя
-
В любви,
-
Сцены крестьянского труда
Ц: "Ноги его уверенно топтали землю"
Мелехов слит с миром, является его частью.
Но в Григории необычайно ярко проявляется личностное начало, русский нравственный максимализм с его желанием дойти до сути, не останавливаясь на половине, не мириться ни с какими нарушениями естественного хода жизни.
2) Он искренен и честен в своих мыслях и поступках. (особенно сильно это проявляется в отношениях с Наташей и Аксиньей:
-
Последняя встреча Григория с Натальей (ч.VII гл.7)
-
Смерть Натальи и связанные с ней переживания (ч.VII гл.16-18)
-
Смерть Аксиньи (ч.VIII гл.17)
3) Григория отличает острая эмоциональная реакция на все происходящее, у него отзывчивое на впечатления жизни сердце. В нем развито чувство жалости, сострадания, об этом можно судить по таким строкам:
-
На сенокосе Григорий нечаянно подрезал ********* (ч.I Гл.9)
-
Эпизод с Франей ч.2 гл.11
-
Суета с убитым австрийцем (ч.3 гл.10)
-
Реакция на известие о казни Котлярова (ч.VI)
4) Оставаясь всегда честным, нравственно независимым и прямым по характеру, Григорий проявил себя как человек, способный на поступок.
-
Драка со Степаном Астаховым из-за Аксиньи (ч.I гл.12)
-
Уход с Аксиньей в Ягодное (ч.2 гл.11-12)
-
Столкновение с вахмистром (ч.3 гл.11)
-
Разрыв с Подтелковым (ч.3 гл.12)
-
Столкновение с генералом Фицхалауравым (ч.VII гл.10)
-
Решение, не дожидаясь амнистии, вернуться в хутор (ч.VIII гл.18).
5) Подкупает искренность его побуждений - он нигде не соврал перед самим собой, в своих сомнениях и метаниях. В этом нас убеждают его внутренние монологи (ч.VI гл.21,28)
Григорий - единственный персонаж, которому дано право на монологи - "мысли", выявляющие его духовное начало.
6) Невозможно "подчиняться догматическим правилам", заставили Григория бросить хозяйство, землю, уйти с Аксиньей в имение Листницких кошохом.
Там, показывает Шолохов, социальная жизнь нарушила ход жизни естественной. Там впервые герой оторвался от земли, от истоков.
"Легкая сытая жизнь,- его портила. Он обленился, растолстел, выглядел старше своих лет".
7) Но слишком крепко в Григории народное начало, чтобы не сохраниться в его душе. Стоило Мелехову во время охоты оказаться на своей земле, как весь азарт пропал, а в душе втрепенулось вечное, главное чувство.
8) Эта пропасть м/у стремлением человека к сожалению и разрушительными тенденциями эпохи расширилась и углубилась на первой мировой войне. (верен долгу - активен в боях - награды)
Но! Чем больше он углубляется в военные действия, тем больше его тянет к земле, к труду. Ему сниться степь. Сердцем он с любимой и далекой женщиной. А душу его гложет совесть: "… трудно целовать реб., открыть глянуть в его глаза."
9) Революция вернула Мелехова к земле, с любимой, к семье, и детям. И он всей душой встал на сторону нового строя. Но та же революция своей жестокостью с казаками, своей несправедливостью к пленным, да и к самому Григорию вновь толкнула его на тропу войны.
Усталость и озлобленность ведут героя к жестокости - убийство Мелеховым матросов (именно после него Григорий будет мотаться по земле в "чудовищном просветлении", осознавая, что далеко ушел от того, для чего рожден и за что сражался.
"Неправильный у жизни ход, и, может и я в этом виноватый", - признался он.
10) Вступившись со всей присущей ему энергией за интересы тружеников и потому стал одним из руководителей Вешенского восстания, Григорий убеждается, что оно не принесло ожидаемых результатов: от белого движения казаки страдают также, как до этого страдали от красных. (мир на Дон не пришел, а возвратились те же дворяне, презиравшие рядового казака,казака-крестьянина.
11) Но Григорию чуждо чувство национальной исключительности: с глубоким уважением относится Григорий к англичанину - механику с трудовыми мазолями.
Свой отказ от эвакуации за море Мелехов предваряет утверждением о России: "Какая бы ни была мать, а она родней чужой!"
12) И вновь спасение для Мелехова - возврат к земле, к Аксинье, и детям. Насилие вызывает в нем отвращение. (он отпускает из тюрьмы родственников красных казаков) загоняет лошадь, чтоб спасти Ивана Алексеевича и Мишку Кошевого.)
13) Перейдя к красным в последние годы гражданской войны, Григорий стал, по словам Прохора Зыкова, "веселый и гладкий". Но немаловажно и еще то, что роли Мелехова не сражался со своими, а находился на польском фронте.
В VIII ч. Очерчен идеал Григория: "Он ехал домой, чтобы в конце концов взяться за работу, пожить с детьми, с Аксиньей…"
Но его мечте не суждено было сбыться. Михаил Кошевой (представитель революционного насилия) спровоцировал Григория на побег из дома, от детей, Аксиньи.
15) Он вынужден прятаться по хуторам, примкнуть к банде Фомина.
Отсутствие выхода (а под расстрел ему не давала идти жажда жизни) толкает его на явное неправое дело.
16) Все, что осталось у Григория к концу романа, - это дети, земля-матушка (Шолохов трижды подчеркивает, что боль в груди Григория лечит, ложась на "сырую землю") и любовь к Аксинье. Но и это немногое еще уходит с гибелью любимой женщины.
"Черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца" (это характеризует силу чувства Григория и степень ощущения или потери).
"Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других".
В этой тяге к жизни нет личного спасения Григорию Мелехову, а есть утверждение идеала жизни.
В финале романа, когда возрождается жизнь, Григорий бросил в воду винтовку, наган, патроны, вытер руки "перешел Дон по синему мартовскому льду, крупно зашагал к дому. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…"
III
Мнение критиков о финале.
Критика долго и много спорила о дальнейшей судьбе Мелехова. Советские литературоведов утверждал, что Мелехов вольется в социалистическую жизнь. Западные критики говорят, что на следующий день маститый казак будет арестован, а потом казнен.
Шолохов открытым финалом оставил возможность для обоих путей. Это не имеет принципиального значения, т.к. в финале романа утверждается то, что составляет суть гуманистической философии главного героя романа, человечества в XX в.: "под холодным солнцем" сияет огромный мир, продолжается жизнь, воплощенная в символической картине ребенка на руках у отца. (образ ребенка как символа вечной жизни присутствовал уже во многих "Донских рассказах" Шолохова, им завершается и "Судьба человека".
IV
Вывод
Путь Григория Мелехова к идеалу истинной жизни - это трагический путь обретений, ошибок и потерь, который был пройден всем русским народом в XXв.
"Григорий Мелехов - целостный человек в трагически разорванном времени". (Е. Тамарченко)
Д/З
-
Портрет, характер Аксиньи. (ч.1 гл.3,4,12)
Зарождение и развитие любви Аксиньи и Григория. (ч.1 гл.3, ч.2, гл.10) -
Дуняша Мелехова (ч.1 гл.3,4,9)
-
Дарья Мелехова. Драматичность судьбы.
-
Материнская любовь Ильиничны.
-
Трагедия Натальи.