7


  • Учителю
  • Урок литературы в 11-ом классе на тему: 'Трагедия'Сергей Есенин'. Трагедия'Владимир Маяковский'

Урок литературы в 11-ом классе на тему: 'Трагедия'Сергей Есенин'. Трагедия'Владимир Маяковский'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Урок литературы в 11-ом классе на тему: «Трагедия «Сергей Есенин». Трагедия «Владимир Маяковский» был разработан как урок обобщающий, рассчитанный на два учебных часа. Я посчитала необходимым совместно с учащимися подготовить данные уроки, чтобы завершить изучение произ
предварительный просмотр материала

Урок литературы в 11-ом классе на тему :

«Трагедия «С.Есенин». Трагедия «В.Маяковский»

Ход урока:

  1. Слово учителя.

- Сегодня заключительный урок изучения творчества С.Есенина и В.Маяковского и того явления, которое в мировой культуре получило название «Серебряный век»На смену поискам новых форм, дерзаниям, свободному творчеству приходит ремесло, призванное закрепить победу пришедших к власти большевиков, диктатуры пролетариата.

Многие литературоведы считают, что своеобразную «точку» в этом периоде поставил выстрел Маяковского, прозвучавший в апреле 1930 г. Да, ещё были живы А.Ахматова и М. Цветаева, Б.Пастернак и другие, но возможность свободы творчества была утрачена.

(Появляется 1-ый слайд с темой урока и эпиграфом)

- Тема нашего урока. Я предлагаю поговорить о том, что же послужило причиной трагедии этих великих поэтов. Почему спустя почти век вопрос-убийство или самоубийство - не перестаёт волновать? И, наконец, а так ли это важно?

(На экране слайды с фотографиями С.Есенина, его друзей ,литературных кафе ,афиш его выступлений)

О смерти Есенина ходят легенды одна другой фантастичнее. Как всё было на самом деле до сих пор спорят.

- Для того чтобы вам легче было представить себе атмосферу того времени, я предлагаю «посетить» одно из таких кафе и послушать воспоминания друзей и современников С.Есенина о причинах его гибели.

(Звучит песня на стихи С.Есенина «Я московский озорной гуляка». Под эту музыку учащиеся пересаживаются за столики «кафе». Учащиеся заранее продумали причёски и костюмы, чтобы воссоздать облик посетителей литературного кафе 20-30-ых годов)

Ученица читает стихотворение С.Есенина «Спит ковыль ,равнина дорогая»

Ученица: Почти все мемуаристы, как сговорившись, отмечают, что Есенин в 1925 году производил впечатление тяжело больного человека, потерявшего, что называется, «нить жизни» Особенно часто биографы цитируют Маяковского: « Последняя встреча с ним произвела на меня тяжёлое и большое впечатление. Я встретил у кассы Госиздата ринувшегося ко мне человека с опухшим лицом, со свороченным галстуком, с шапкой, случайно держащейся, уцепившись за русую прядь. От него и двух его тёмных( для меня, во всяком случае) спутников несло спиртным перегаром. Я буквально с трудом узнал Есенина.»

1-ый ученик. -Из воспоминаний А.Мариенгофа. «Прошло около недели. Я суматошился в погоне за рублём. Засуматошенный вернулся домой.

Никритина открыла дверь:

- У нас Серёжа…

И встревожено добавила:

- Принёс вино… Пьёт…

Когда в последнее время говорили: «Есенин пьёт,» слова звучали как стук костыля. Я вошёл в комнату. Ещё жёлтая муть из бутылок не перелилась в его глаза.

- Подожди, Сергун… сначала полопаем… Мартышка нас щами угостит с чёрной кашей… Ешь…

Есенин сдвинул брови.

- А я мало теперь ем… почти ничего не ем…

И залпом выпил стаканчик.

- Весной умру… Брось, брось, пугаться -то… говорю умру, значит умру…

Опять захитрили губы:

- У меня горловая чахотка… значит,каюк!

Я стал говорить об Италии, о том, что вместе закатимся весной к тёплой Адриатике, …поглотаем не эту дрянь (и убрал под стол бутылку) а чудесное, палящее, расплавленное золото д, аннуциевского солнца.

-Нет, умру.

«Умру» произносил твёрдо, решено, с завидным спокойствием.

Хотелось реветь, ругаться последними словами…Жидкая соль разъедала глаза.Потом Есенин читал стихи об отлетевшей юности и о гробовой дрожи, которую обещал он принять как новую ласку.

(Ученица читает стихотворение «Цветы мне говорят прощай…»)

Ученица: - Однако именно в этот год Сергей Есенин написал лучшую из своих лирических книг, подготовил к печати трёхтомное собрание сочинений (после его смерти Госиздат прибавит ещё один, четвёртый том), а на полученные в качестве аванса деньги достроил родителям дом; отец возражал , зачем нам, старикам, такие хоромы, но сын настоял на своем. Весьма решительно распорядился он и судьбой сестры Екатерины - выдал замуж за хорошего и надёжного человека - Василия Наседкина. Больше того, ежели, как полагают некоторые биографы, Есенин уезжал в Ленинград -умирать, зачем в таком случае провёл почти двое суток в «коридорах Госиздата», тщетно пытаясь получить выписанные ему большие деньги?

Нет, нет, он, видимо, действительно изо всех сил цеплялся за иллюзию: а вдруг случится чудо и он сможет дать новое направление своей жизни!

Отныне он и «цветок неповторимый», и, безо всяких скидок ,народный поэт, и никакие гонения не страшны его живым песням,ибо они,как и песни фольклорные, не нуждаются ни в печатном станке, ни в цензурном разрешении.

Теперь он уже не читал стихи, как прежде, он их пел - мастерски, с особыми интонациями и переходами, округляя особо выразительные места жестами.

(звучит песня на стихи С.Есенина «Клён ты мой опавший» в исполнении А.Бандеры)

1-ый ученик - Анатолий Мариенгоф «Мой век. Моя молодость»

- К кому?

- К Есенину.

Дежурный врач выписывает мне пропуск. Поднимаюсь по молчаливой, выстланной коврами лестнице. Большая комната. Стены окрашены мягкой, тёплой краской. С потолка светится синенький глазок электрической лампочки. Есенин сидит на кровати, обхватив колени.

- Серёжа, какое у тебя хорошее лицо… волосы даже снова запушились

Очень давно я не видел у Есенина таких ясных глаз, спокойных рук, бровей и рта. Даже пооблетела серая тень с век…

… И вот : синенький глазок в потолке. Узкая кровать с серым одеяльцем. Тёплые стены. И почти спокойные руки, брови,рот.

Есенин говорит:

- Мне здесь очень хорошо… только немного раздражает, что день и ночь горит синенькая лампочка…знаешь, заворачиваюсь по уши в одеяло…лезу головой под подушку… и ещё - не позволяют закрывать дверь… всё боятся, что покончу самоубийством.

По коридору прошла очень красивая девушка. Голубые, большие глаза и необычайные волосы, золотые, как мёд.

- Здесь все хотят умереть… эта Офелия вешалась на своих волосах.

Потом Есенин повёл в приёмный зал. Показывал цепи и кандалы, в которые некогда заковывали больных; рисунки, вышивки и крашеную скульптуру из воска и хлебного мякиша .

- Смотри, картина Врубеля… он тоже был здесь…

Есенин улыбнулся:

- Только ты не думай - это не сумасшедший дом…сумасшедший дом у нас по соседству.

Он подвёл к окну:

- Вон то здание!

Сквозь белую снежную листву декабрьского парка весело смотрели освещённые стёкла гостеприимного помещичьего дома.

(Звучит песня О.Митяева «Чёрный клён»)

2-ая ученица:

- К концу года решение «уйти» стало у Есенина маниакальным. Он ложился под колёса дачного поезда, он пытался выброситься из окна пятиэтажного дома, пытался перерезать вену обломком стекла, заколоть себя кухонным ножом.

.

… Мы часто говорим: «человек с богом в душе», «человек без бога в душе.» В этом смысле у Есенина, разумеется бог был. Но, повторяю, не христианский православный, а земной, человеческий, наш. Имя его - поэзия. С ним, с этим, с единым и всемогущим прожил он всю свою мыслящую жизнь.

3-я ученица: - Да, он мог потерять и терял всё. И деньги из кармана, и стыд из души, и последнего друга, и любимую женщину, и шапку с головы, и голову в кабаке - только не стихи!

Стихи были биением его сердца, его дыханием.

Вспомните, сколько считанных минут он жил после того, как написал кровью свои последние строчки:

До свиданья, друг мой, до свиданья!(читает доконца)

Он написал это стихотворение неторопливо, своим обычным округлым почерком, заставляя жить отдельно, словно по-холостяцки, каждую букву.

Ему пришлось обмакнуть ржавое гостиничное перо в собственную кровь. В этом не было ни дурной позы, ни дешёвой мелодрамы. Просто-напросто горькая необходимость: в многочисленных карманах пиджака, как на грех, не оказалось карандаша, а в стеклянной чернильнице высохли чернила, как это бывает в наших перворазрядных отелях.

2-ая ученица: - Теперь: «Почему он сделал это?»

Есенинская трагедия чрезвычайно проста. Вернее, чрезвычайно прост финал её. Футуристы в таких случаях говорили: «Просто, как мычание» А врачи это называют: «клиникой!» Ведь в клинике тоже всё просто, как мычание. Да и сам Есенин в «Чёрном человеке» сказал об этом откровенно и ясно:

Осыпает мозги алкоголь.

Вот он и осыпал. Этот проклятый, этот наш российский алкоголь. Осыпал мозги, осыпал жизнь.

И опять возникают в памяти бунинские строчки:

Лёгкой жизни я просил у бога,

Лёгкой смерти надо бы просить.

Ах, Серёжа, Серёжа, почему же ты не попросил её, этой лёгкой смерти?

4-ая ученица:- На самом деле всё было куда трагичнее.. Маяковский не случайно обмолвился в стихотворении «Сергею Есенину» : «Лучше уж от водки умереть, чем от тоски.» По всей вероятности, до него тем или иным путём дошла фраза из письма Есенина к сестре: «Придерживаясь пролетарской « линии», писать абсолютно невозможно. Будет такая тоска, что волки сдохнут»

То, что революция не духовное преображение, а национальная трагедия, Есенин начал понимать давно, уже в 1920-ом , когда писал Жене Лифшиц: «Идёт совершенно не тот социализм…Тесно в нём живому…» Известно, например, что на вечере памяти Блока, устроенном деятелями Пролеткульта, он выкрикнул из зала: « Это вы, пролетарские писатели убили Блока!»

(На экране появляются слайды с фотографиями Маяковского и строчками из стихотворения «Сергею Есенину». Ученица читает отрывок из стихотворения Майи Румянцевой «На площади Маяковского»)



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал