7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе в 10 классе (профильный уровень) на основе программы В.В. Агеносова.

Рабочая программа по литературе в 10 классе (профильный уровень) на основе программы В.В. Агеносова.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЛИТЕРАТУРА

10 КЛАСС

Составитель: учитель русского языка и литературы

Малюкова Вера Фёдоровна



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе:

  • Примерной программы среднего полного образования по литературе (профильный уровень);

  • Авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. Программа по литературе для 10-11 классов общеобразовательной школы. Авторы: В. В. Агеносов, А. Н. Архангельский, Н. Б. Тралкова (профильный уровень);

  • Основной образовательной программы среднего полного образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1».

В соответствии с:

  • Учётом требований Федерального компонента государственного стандарта среднего полного образования;

  • Особенностями основной образовательной программы среднего полного образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»;

  • Учебным планом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»





Базисный план отводит на изучение литературы в 10 классе 170 часов (5 часов в неделю).

Данная программа ориентирована на работу с учебником «Русская литература XIX века». 10 класс//в 2 частях: учебник для общеобразовательных учреждений//А.Н. Архангельский, Д.П. Бак, М.А. Кучерская и др.; под ред. А.Н. Архангельского. - М.: Дрофа, 2015.

Основой для отбора авторов и произведений, включённых в программу, является Федеральный государственный образовательный стандарт среднего полного образования.

Главная цель программы - помочь школьнику сделать следующий шаг в своем гуманитарном развитии, от умения осмысленно читать литературное произведение, различать неразрывную связь формы и содержания, к умению мыслить исторически и системно, характеризовать культурный идеал эпохи и соотносить с ним авторский и личностный идеал.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.





Литература как часть культуры ответственна за формирование духовной доминанты личности, поэтому данная программа по литературе, интегрируя и реализуя информационную, воспитательную и мировоззренческую функции, направлена на подготовку учащихся старших классов к восприятию единого литературного и культурно-исторического процесса.

Литература творчески отражает жизнь во всех её проявлениях и даёт возможность старшекласснику не только открыть для себя взрослый мир, но и приобрести опыт осмысления жизненных ситуаций, проблем и конфликтов, задуматься об уникальности каждого человека и многообразии человеческих типов, освоить богатство русского литературного языка и научиться грамотно и понятно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Изучение литературы в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей и задач:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.



Серьёзную роль в достижении задач программы призваны сыграть параллели с европейской литературой, обеспечивающие контекстуальное восприятие учащимися историко-литературного и историко-культурного развития России, что, несомненно, важно для углублённого изучения предмета.

Особое внимание в программе уделяется единству теории и практики. Также принципиально значимым является введение в учебный материал литературно-критического контекста: фрагментов статей критиков и литературоведов, посвящённых изучаемым произведениям. Старшеклассникам предлагается осмыслить теоретико-литературный инструментарий, логику анализа произведения и позиции разных критиков, разобраться в их спорах и сформировать своё активное отношение к произведению, автору, критику.



МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение историко-литературного курса XIX-XX веков в 10 и 11 классах отводит 340 часов (углублённый уровень, 34 учебные недели). В 10 - 11 классах выделяется по 170 часов (из расчёта по 5 часов в неделю).







ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Данная программа обеспечивает реализацию требований ФГОС полного (среднего) общего образования. Используя системно-деятельностный подход в обучении, программа предлагает школьнику не «потребление информации», а включение в интерактивную деятельность по творческому освоению предметного учебного материала, формированию метапредметных умений и саморазвитию личности.

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

- чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре;

- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественных произведений, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения, тексты учебника.



Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

-. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметными результатами являются следующие:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА



В результате изучения литературы на профильном уровне ученик должен:

Знать//понимать:

  • Образную природу словесного искусства.

  • Содержание изученных литературных произведений.

  • Основные факты жизни и творчества писателей - классиков XIX века.

  • Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.

  • Основные теоретико-литературные понятия.



Уметь:

  • Воспроизводить содержание литературного произведения.

  • Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.

  • Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи.

  • Определять род и жанр произведения.

  • Сопоставлять литературные произведения.

  • Выявлять авторскую позицию.

  • Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.

  • Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

  • Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров по изученным произведениям, а также на жизненно важные темы, связанные с курсом литературы.

  • Анализировать и характеризовать произведение как художественное целое; выявлять авторское отношение к изображенному, давать обоснованную интерпретацию и личностную оценку произведению.

  • Определять нравственно-философскую и социально-историческую проблематику литературных произведений; выявлять сходство тематики и героев разных произведений; привлекать литературно-критические материалы при анализе художественного текста.

  • Самостоятельно и творчески выполнять различные виды устных и письменных работ.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.

  • Участия в диалоге или дискуссии.

  • Самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.

  • Определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.



ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • характеристика основных этапов литературного процесса XIX века в России и литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм);

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров: читать, воспринимать, анализировать, истолковывать, оценивать литературное произведение XIX века в единстве формы и содержания (эпические, лирические и лиро-эпические произведения); выражать своё личное отношение к событию, герою, авторской позиции;

  • чтение и анализ фрагментов литературно-критических статей о произведениях литературы XIX века, творчестве писателей и литературных группировках;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • выразительное чтение фрагментов эпических произведений русской литературы XIX века; выразительное чтение наизусть фрагментов лирических и эпических произведений;

  • освоение теоретико-литературных терминов и понятий как аппарата восприятия, анализа, истолкования, оценки литературного произведения XIX века;

  • использование материала учебника: чтение статей, анализ вопросов и выполнение предложенных заданий; пересказ учебной статьи;

  • развитие устной речи: участие в диспутах и дискуссиях; анализ собственного устного речевого высказывания, а также устного высказывания товарища;

  • развитие письменной речи: письменный ответ на вопрос, рецензии, отзывы, аннотации на произведения и их театральные и кинематографические версии; сочинения на основе и по мотивам литературных произведений;

  • использование информационно-коммуникационных технологий в процессе проектной и исследовательской деятельности по литературе XIX века;

  • использование справочной литературы и ресурсов Интернета.



ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Для достижения поставленных целей планируется использование элементов следующих образовательных технологий:

  • технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе - информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков;

  • технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе;

  • технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном;

  • технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала;

  • личностно ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей;

  • тестовая технология;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • технологии здоровьесбережения и др.



Использование в образовательном процессе различных методов и форм обучения:

  • словесных (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция), в которые входит работа с учебником и книгой (конспектирование, составление плана текста, тезирование, цитирование, аннотирование, рецензирование, составление биографических справок, составление формально-логической модели);

  • наглядных: метод иллюстраций, метод демонстраций (показ видеофильмов, кинофильмов, фрагментов спектаклей, мультимедийных презентаций);

  • практических: словарная работа, различные виды пересказа, выразительное чтение, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу учебного года десятиклассники должны научиться самостоятельно читать, воспринимать, анализировать, истолковывать и оценивать программные художественные произведения с соответствии с Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС среднего (полного) общего образования в образовательной области «Филология», и эти результаты как перечень умений будут совершенствоваться в выпускном классе.

Изучение литературы дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

в личностном направлении:

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

- представление о литературе как сфере чело­веческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимо­сти для развития цивилизации;

- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность;

- умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

- способность к эмоциональному восприятию;

в метапредметном направлении:

- умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

- умение планировать и осуществлять деятельность, на­правленную на решение задач исследовательского характера;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

в предметном направлении:

- умение работать с художественным текстом (анализиро­вать, извлекать необходимую информацию), грамотно приме­нять литературоведческую терминологию;

- понимание ключевых проблем изученных произведений литературы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений.



ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Основными формами контроля являются:

  • тестирование, проверяющее знание учащихся изученных теоретико-литературных понятий, содержания изученных литературных произведений, основных фактов жизни и творческого пути писателей;

  • сочинения (классные и домашние) по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений, которые позволяют увидеть сформированность у учащихся конкретных практических умений и навыков - орфографических, пунктуационных, стилистических, а также навыков анализа, систематизации информации, умение учащихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа;

  • проверочные работы в формате ЕГЭ.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЛИТЕРАТУРА»

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ В. (22 ч)

Золотой век русской литературы. Повторение

Хронологические границы периода и духовно-нравственное содержание культурного феномена «золотой век русской литературы». Связь между философскими идеями, историческим процессом, социально-экономическими, научными достижениями и развитием литературы. Роль Г.Р. Державина и В.А. Жуковского в развитии русской литературы. Влияние принципов прозы Вальтера Скотта на русскую литературу. Байронизм и русская поэзия.

Традиции и новаторство А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума». Категория ума в комедии.

Своеобразие поэтического мира А.С. Пушкина. Философская лирика поэта. Параллелизм как основа композиции романа в стихах «Евгений Онегин». Эпическое и лирическое начала в романе. Образ автора. Творчество А.С. Пушкина в русской критике. Диалог искусств и позиций: экранизация произведений А.С. Пушкина.

Темы, сюжеты, герои сборников Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». Функция художественной детали в произведениях Н.В. Гоголя. Мертвые души в изображении Н.В. Гоголя, художников-иллюстраторов и актеров. Народ в поэме Гоголя «Мёртвые души». Художественный смысл авторских отступлений в поэме «Мертвые души».

Лирический герой и символика поэзии М.Ю. Лермонтова. Историческая тема в творчестве поэта. Психологизм в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Способы изображения конфликта в романе. Творчество М.Ю. Лермонтова в русской критике. Язык литературы и язык кино: экранизация произведений М.Ю. Лермонтова. Г.Р. Державин, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов о миссии поэта (писателя).

Стилистические особенности прозы А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.



РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1840-1860-Х ГОДОВ. НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА (2 ч)

Литературный процесс и социально-исторический контекст. Понятие литературного процесса. Русская литература второй половины XIX века - равноправная участница мирового литературного процесса. Связь литературы с общественными движениями: споры западников и славянофилов. Принципиальная важность тех и других для формирования русской культуры. Роль В.Г. Белинского и Н.А. Некрасова в организации литературного процесса, толстые

журналы («Отечественные записки», «Современник») и их влияние на литературу (В.Г. Белинский. «Письмо к Н.В. Гоголю»). Актуальность социального подхода к изображению человеческой личности; альманах «Физиология Петербурга» и главные принципы натуральной школы (повесть Д.В. Григоровича «Антон-Горемыка» - в отрывках).

Натурализм и романтизм.

Писатели-шестидесятники (общий обзор), их попытка соединить эстетические задачи с пропагандой революционно-демократических идей. Понятие о тенденциозном искусстве. «Новые люди» в русской прозе 1850-1860-х годов.

Роль жанра романа в развитии русской прозы. А.И. Герцен. «Кто виноват?»; Н.Г. Чернышевский. «Что делать?».

Литературная деятельность писателей шестидесятников. Н.Г. Помяловский, В.А. Слепцов, критик Д.И. Писарев; преодоление шестидесятничества; творчество С.Т. Аксакова.

Произведения: А.И. Герцен. «Кто виноват?». Н.Г. Чернышевский. «Что делать?» (обзор).

Литературоведческие понятия: рассказ (новелла), повесть, роман, рассказчик, повествователь, чистое искусство, натурализм.



М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (13 ч)

Сатирический очерк и натуральная школа. Проблема идеала в сатирическом творчестве Салтыкова-Щедрина. Фантасмагорические образы и социальная реальность. «Губернские очерки», «Помпадуры и помпадурши», цикл «За рубежом» (обзор). Сказки Салтыкова-Щедрина. Своеобразие сказок. Отличие их от народных. Гротеск, иносказание, фантастические ситуации. Художественное мастерство Салтыкова-Щедрина. Сатира в европейской литературе XIX века. У. Теккерей. «Ярмарка тщеславия» (в отрывках).

Роман «Господа Головлевы» или «История одного города» (на выбор учителя и учащихся). Проблематика, конфликт и идея произведения. Мотив разрушения семьи, духовного обнищания и пустоты. Новаторство писателя в развитии жанра романа. «История одного города» - одно из самых ярких проявлений позиции писателя в русской литературе и общественной жизни: трезвость оценки и отсутствие каких-либо радужных иллюзий. Особенности сюжета. Гротеск, аллегория в создании условного образа города, сквозь который проступают черты реальной истории России. Язык и стиль произведения, фольклорные традиции. Эзопов язык.

Споры о творчестве писателя в прижизненной критике. Произведения: «История одного города», «Господа Головлевы», «Губернские очерки» (в обзоре), «Помпадуры и

Помпадурши» (в обзоре), сказки «Медведь на воеводстве», «Коняга» (повторение).



И. А. ГОНЧАРОВ (10 ч)

Личность писателя, особенности творческого пути. Романная трилогия Гончарова («Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв») как художественное целое. Злободневность тем и синтетичность романного жанра. Поэзия русской провинции. Связь поэтики Гончарова с принципами натуральной школы и преодоление ее ограниченности. Проблема национального характера в русской и мировой литературе (М. Твен. «Том Сойер»).

Герои Гончарова и жизненный идеал писателя. Место путевых очерков в творчестве Гончарова. «Фрегат «Паллада» (дополнительное чтение).

«Обломов». Печальный роман о замечательном ленивце - главное литературное свершение Гончарова. Идиллический мир Обломовки - духовная родина главного героя. Мир абсолютного детства, абсолютной поэзии. Провинция и столица. Обломовка и Петербург - два разных мира. Квартира Обломова - островок Обломовки в чужом мире. Главный герой, его мироощущение и судьба. Культурный смысл обломовской лени. Обломов и Штольц. Дружба-противостояние. Амбивалентность точки зрения повествователя и проблема авторского идеала. Мотив испытания в романе. Любовь и семья в жизни Обломова. Проблема «обломовщины».

Представление о литературной ономастике: имя и фамилия героя. Особенности композиции. Споры о романе «Обломов» в русской критике и отечественном литературоведении.

Произведения: «Обломов», *«Обыкновенная история», * «Обрыв», *«Фрегат Паллада».

Литературоведческие понятия: вставной эпизод, герои-антиподы, интерпретация, концепция автора, концепция критика, поэтика, сюжетный мотив, типизация, эпическое время.



И. С. ТУРГЕНЕВ (21 ч)

Личность писателя. «Записки охотника». Правда документа и правда вымысла. Народные характеры в прозе Тургенева. Психологизм как основа творческого метода. Роль пейзажа в прозаическом произведении. Общечеловеческий идеал и антикрепостнические мотивы. Проблема художественного времени в прозе Тургенева. Лиризм повествования. «Рудин», «Ася», «Дым». Тургеневская картина мира: естественность любви и противоестественность насилия, в том числе идеологического. Женские образы в тургеневской прозе.

«Отцы и дети». «Дворянское гнездо». Стихотворения в прозе (по выбору учителя и учащихся).

Роман «Отцы и дети». Основной конфликт романа и средства его выражения. Злободневность романа. Неординарность личности Базарова. Базаров и Павел Петрович. Базаров человек идеологический. Базаров и Одинцова. Роль любовной интриги в романе. Хронотоп романа. Художественный смысл описаний природы. Авторская позиция и идея произведения.

Роман Тургенева в русской критике и литературоведении. *Роман «Дворянское гнездо»: «наблюдения над русской жизнью» (И. С. Тургенев). Сюжет и композиция романа. Идея «дворянского гнезда». Роль музыки в романе. Федор Лаврецкий и Лиза Калитина: распад круга, разорение «гнезда».

*Европейский контекст творчества Тургенева: Гюстав Флобер. «Госпожа Бовари».

Произведения: «Отцы и дети». «Записки охотника» (повторение). «Стихотворения в прозе» (повторение). «Рудин» (в обзоре). «Ася» (повторение). *«Дворянское гнездо».

Литературоведческие понятия: психологизм, творческий метод, лиризм.



А. Н. ОСТРОВСКИЙ (13 ч)

Личность драматурга. Творчество А. Н. Островского - опыт создания национальной драматургической традиции. Романизация пьесы. Типы, типажи, типологические черты героев. Речевые характеристики как речевой аналог действия. Драматические жанры Островского: народная комедия, народная драма, сатирическая драма, сатирическая комедия. Комическое и трагическое в пьесах Островского.

Народная драма «Гроза». Социальный контекст пьесы. «Жестокие нравы» города Калинова. Образ Катерины в системе персонажей пьесы. Психологизм пьесы, символика и конфликт, отражение русской действительности в пьесе. Позиция автора-драматурга.

Драма «Бесприданница». Купечество в изображении А. И. Островского. Образ Ларисы Огудаловой в оценке читателя и зрителя. Автор и героиня. Поэтика пьесы. Богатство речевой характеристики героев. Экранизация пьесы Островского.

Фольклорные мотивы в сценической сказке «Снегурочка». Символическая роль реалистических деталей.

*Островский в контексте европейского театра второй половины XIX века: Г. Ибсен. «Пер Гюнт».

*Споры о творчестве Островского в русской критике.

Произведения: «Гроза», «Бесприданница», «Лес», «На всякого мудреца довольно простоты», «Снегурочка» (в обзоре).

Литературоведческие понятия: дагерротипный реализм, диалог, драма, катарсис, комизм, монолог, ономастика, ремарка, реминисценция, речевая характеристика, театральные амплуа.



Н. А НЕКРАСОВ (11 ч)

Личность поэта. Лирический герой Некрасова, социальные и политические темы в лирике, влияние натуральной школы. Лиризм и гражданственность. Некрасов - новатор в области поэтической формы. Преодоление гладкописи, шероховатый стиль, «неуклюжий стих» как литературный прием и признак мастерства. Литературная пародия, поэтический фельетон и освобождение от силы устоявшейся традиции. Тема поэта и поэзии в творчестве Некрасова. Некрасов и Пушкин. Поэт и народ. Поэт и гражданин.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Особенности композиции. Путешествие - композиционный стержень поэмы. Эпическое и лирическое в поэме. Фольклорные мотивы. Образ народа. Представление о счастье. Социально-философская картина мира. Реальность и фантастика в поэме.

Некрасов - редактор. Правда как литературный и жизненный идеал. Журналы «Современник» и «Отечественные записки» и демократическая линия в русской литературе середины XIX века.

*Некрасовская линия в русской поэзии и социальные мотивы в европейской лирике: Пьер Жан Беранже.

Творчество Н. А. Некрасова в литературной критике и литературоведении.

Стихотворения: «Современная ода», *«В дороге», *«Мы с тобой бестолковые люди...», *«Я не люблю иронии твоей...», «Колыбельная песня» («Подражание Лермонтову»), «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Я за то глубоко презираю себя...», «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба...».

Поэмы «Кому на Руси жить хорошо», «Мороз, Красный нос» (повторение).

Литературоведческие понятия: авторский замысел, мифологема, музыкальность стиха, литературная пародия, сквозной мотив, фельетон, фольклорный колорит.



РУССКАЯ ЛИРИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (5 ч)

Судьба лирической поэзии в эпоху торжества социальной прозы. Лирика и реализм. Традиционализм поэтического языка и новаторство тем и мотивов: противоречия творчества А. Н. Плещеева. Классический стиль и «чистое искусство»: антологическая лирика А. Н. Майкова. Пародия как серьезный жанр: «литературная маска» Козьмы Пруткова. Национальная самобытность как теоретический тезис и как поэтическая практика: лирические стихотворения критика А. А. Григорьева. Лиризм, ирония, историзм: творчество А. К. Толстого, поэзия В. С. Соловьева. *Поэты 1870-х годов и проблема эпигонства в литературе (С. Я. Надсон, А. А. Апухтин, К. С. Случевский).

*Русская поэзия и предвестье европейского символизма; представление о декадансе (Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо).

Стихотворения: А. Н. Плещеев. «Вперед! без страха и сомненья...»; А. Н. Майков. «Весна! выставляется первая рама...»; Козьма Прутков. «Когда в толпе ты встретишь человека...», А. А. Григорьев. «О, говори хоть ты со мной...»; А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...», «Против течения», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»; В. С. Соловьев. «Ех оriente luх».

Литературоведческие понятия: антологическая лирика, декаданс, мотив, символизм, эпигонство.

Ф. И. ТЮТЧЕВ

Лирический герой Тютчева. Мечта о России будущего, философская лирика Ф. И. Тютчева. Пейзаж как описание природы и как олицетворенное изображение идей. Пантеизм и космизм как поэтическое мироощущение. Любовная лирика и мир философских идей; стихи «Денисьевского

Цикла». Немецкая натурфилософия и национальная русская поэзия. Политическая лирика поэта-философа.

*Творчество Тютчева в литературной критике и литературоведении.

Стихотворения: «Цицерон», «Silеntium!», «Эти бедные селенья...», «Не то, что мните вы, природа», «К Ганке», «Природа-сфинкс...», «О, как убийственно мы любим...», «Последняя любовь», «Все отнял у меня казнящий Бог...»

Литературоведческие понятия: поэтический цикл, философская лирика.

А. А. ФЕТ

Личность поэта и его лирический герой. Идея красоты и трагизм прекрасного в лирике Фета. Отказ от общественной тематики как принцип творчества Фета. Поэтизация быта. Атеизм как жизненная позиция поэта и религиозные переживания его лирического героя. Особенности построения лирического сюжета. Пейзажная миниатюра и философская глубина. Роль анафоры, кольцевой композиции и назывных предложений в создании художественного мира произведения.

*Творчество Фета в литературной критике и литературоведении.

Стихотворения: «На заре ты ее не буди...», «Непогода - осень - куришь...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Когда читала ты мучительные строки...», «Шепот, робкое дыханье...», «На стоге сена ночью южной...», «Это утро, радость эта...», «Ещё майская ночь...».

Литературоведческие понятия: анафора, кольцевая композиция, лирическая картина мира, лирический сюжет, миниатюра, пейзажная лирика.



Н. С. ЛЕСКОВ (7 ч)

Личность писателя. Концепция русского национального характера в творчестве Лескова. Поиск нового героя: народные праведники, чудаки, странники, «однодумки». Опора на фольклорную традицию сказа («Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»- повторение). Историко-

культурный контекст сказа «Левша». Роль исторического анекдота (занимательной истории) в построении сюжета. Картина российской жизни, в которой есть место и праведности и «лютости», в произведениях Лескова («Тупейный художник», «Запечатленный ангел» -обзорно). Стремление вписать романное содержание в малые жанры эпоса: короткую повесть, рассказ, очерк. Символичность названия рассказа Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Святочный рассказ в творчестве Лескова. Неповторимость языка и интонации.

«Очарованный странник». Судьба и философия жизни Ивана Флягина. Типическое и индивидуальное в образе правдоискателя. Авторская ирония по отношению к рассказчику. Близость к народной речи.

*Творчество Лескова в литературной критике и литературоведении.

Произведения: «Очарованный странник», «Левша» (повторение), *«Леди Макбет Мценского уезда», «Запечатленный ангел».

Литературоведческие понятия: авторская ирония, контекст, литературный анекдот, мотивировка, святочный рассказ, сказ.



Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ (15 ч)

Личность писателя. «Гоголевский период» русской литературы и формирование Достоевского как писателя. «Маленький человек» в романе «Бедные люди». Преодоление натуральной школы. Утопические взгляды молодого Достоевского и его художественный мир. Религиозно-философские искания писателя, мечта о «положительно-прекрасном герое», проблема взаимодействия личности и социальной среды в романе «Идиот». Социально-политические идеи и события в романе «Бесы». Художественное провидение Достоевским грядущих катастроф. Полемика с Н. Г. Чернышевским (роман «Что делать?») и Н. С. Лесковым («Некуда»). Роман «Братья Карамазовы». Семья Карамазовых. Нравственно-философская проблематика романа. Легенда о Великом инквизиторе в контексте романа. Детский мотив в романе. Христианство и гуманизм в художественной философии Достоевского. Достоевский-публицист. «Дневник писателя». «Пушкинская речь». Достоевский и европейская литература: Ч. Диккенс. «Оливер Твист».

Роман «Преступление и наказание». Свобода человеческого выбора и влияние среды. Страдающий и мыслящий герой. Система персонажей произведения. Герой-идеолог: образ Родиона Раскольникова. Диалогизм и полифония. Хронотоп как способ выражения авторской позиции. Образ Петербурга в романе. Религиозно-философский мотив в романе. Проблематика, конфликт и идея произведения. Психологизм Ф. М. Достоевского. Художественные открытия писателя.

*Творчество Достоевского в литературной критике и литературоведении.

Произведения: «Преступление и наказание», *«Идиот» (в обзоре) *«Бесы» (в обзоре), *«Братья Карамазовы» (главы).

Литературоведческие понятия: герой-идеолог, диалогизм, полифония, роман как жанр, фантастический реализм.

Л. Н. ТОЛСТОЙ (23 ч)

Личность писателя, его нравственно-философские идеи, картина мира. Творчество Л. Н. Толстого - вершина в поступательном развитии русской литературы XIX века. Темы детства, чистоты, естественности, правды в ранней прозе писателя («Детство», «Отрочество», «Юность»). Военная тема («Севастопольские рассказы»). Образ Кавказа («Казаки»). Морализм, нравственная философия и реалистическая манера повествования: гармоничное сочетание несочетаемого в поэтике Толстого.

Герои-правдоискатели. Женские образы и проблема свободы в творчестве Толстого: «Анна Каренина». Произведения, написанные после «арзамасского ужаса» (обзор). Назидательность и художественность: роман «Воскресение», повесть «Хаджи-Мурат». Толстовство. Толстой-публицист: статья «Не могу молчать». Толстой и европейская культура его времени. (Э. Золя. «Ругон-Маккары» (обзор). О. Уайльд. «Портрет Дориана Грея». Редьярд Киплинг. «Маугли».)

«Война и мир». Роман-эпопея. Особенности жанра. Смысл названия. Сюжетное построение. Особенности композиции. Система персонажей. Правдоискатели в мире героев Толстого. «Диалектика души»: мастерство Толстого в создании человеческого характера. Семья как ценность и среда формирования личности. Общество и община как «муравьиное братство». Историко-философские отступления. «Мысль народная» в романе. Наполеон и Кутузов в изображении Толстого. «Мысль семейная» в романах «Война и мир» и «Анна Каренина». Патриархальный идеал в художественной картине мира. Религиозно-социальный утопизм: литературное и публицистическое творчество позднего Толстого.

*Творчество Л. Н. Толстого в европейском контексте: французский натурализм, английский декаданс и постромантизм.

*Творчество Толстого в литературной критике и литературоведении.

Произведения: «Война и мир», *«Анна Каренина» (главы), «Детство» (повторение), «Хаджи Мурат».

Литературоведческие понятия: роман-эпопея, положительный герой, постромантизм, историософия.



А. П. ЧЕХОВ (15 ч)

Личность писателя, творческий путь. Чехов-юморист. Чехов-сатирик. Кризис жанра романа и расцвет малой литературной формы. Жанровое разнообразие раннего Чехова: сценка, фельетон, юмореска. Соединение юмора с лиризмом: переход в новое литературное качество. Философское

наполнение пейзажа: повесть «Степь». Ритм прозаического повествования. Образ рассказчика. Рассказчик-герой. Трагизм веселого писателя: «Палата № 6». Авторская позиция в рассказе.

«Средний человек»- герой чеховской прозы. Проблема идеала в творчестве Чехова: «...по капле выдавливать из себя раба» (трилогия «Человек в футляр, «Крыжовник», «О любви»).

Философская картина мира в рассказе «Студент».

Особенности драматургии Чехова: бытовой фон и символический подтекст.

Лирическая комедия «Вишневый сад». Особенности жанра. «Дворянское гнездо» Раневской и Гаева. Лопахин как новый социальный тип в изображении Чехова. Художественная роль второстепенных персонажей в пьесе. Поэтический образ вишневого сада в произведении. Значение образов-символов в пьесе. Новаторство Чехова-драматурга. Поэтика Чехова-драматурга. Экранизация произведений писателя. Проблема комического и драматического. Чехов и начало эпохи модерна.

*Проза Чехова в европейском контексте: «Пышка» Ги де Мопассана.

*Творчество Чехова в литературной критике и литературоведении.

Произведения: «Студент», «Анна на шее», «Степь»,

«Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Вишневый сад», *«Чайка» (в обзоре).

Литературоведческие понятия: драматическое, комическое, модерн, рассказчик, сценка, фельетон, юмореска.

Мировое значение русской классической литературы (1 ч)

Итоговые уроки и итоговый контроль (4 ч)

Резервные уроки (2 ч)



РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ



п/п

Тема

Количество часов

1

Повторение. Основные особенности развития русской литературы первой половины XIX века

22

2

Русская литература 1840-60 годов XIX века и социально-исторический контекст

2

3

М.Е. Салтыков-Щедрин

13

4

И.А. Гончаров

10

5

И.С.Тургенев

21

6

А.Н. Островский

13

7

Н.А. Некрасов

11

8

Русская лирика второй половины XIX века. Обзор

5

9

Н.С. Лесков

7

10

Ф.М. Достоевский

15

11

Л.Н. Толстой

23

12

А.П. Чехов

15

13

Мировое значение русской классической литературы

1

14

Итоговые уроки и итоговый контроль

4

15

Резервные уроки

2



Всего

170



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Наименование разделов, тем



Плановые сроки про хождения

Скорректированные сроки прохождения

Повторение. Основные особенности развития русской литературы первой половины XIX века (22 ч)

1

Вводный урок. Золотой век русской литературы (обзор)

1 неделя



2

Традиции и новаторство А.С. Грибоедова в комедии «Горе от ума». Категория ума в комедии

1 неделя



3



Темы и жанры лирики А.С. Пушкина. Философская лирика поэта

1 неделя



4

Р/Р Как написать отзыв/рецензию на кинофильм?

1 неделя



5

Эпическое и лирическое начала в романе в стихах «Евгений Онегин»

1 неделя



6

Р/Р Диалог искусств и позиций. Отзыв (эссе) на экранизацию романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина

2 неделя



7

Р/Р Как охарактеризовать лирического героя?



2 неделя



8

Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова. Символические образы поэзии

2 неделя



9

Историческая тема в творчестве М.Ю. Лермонтова

2 неделя



10

Р/Р Как научиться цитировать текст художественного произведения?

2 неделя



11

Психологизм в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего

времени»

3 неделя



12

Р/Р Как научиться цитировать литературно-критическую статью?

3 неделя



13

Р/Р Язык литературы и язык кино. Отзыв на экранизации произведений М.Ю. Лермонтова (по выбору)

3 неделя



14

«Вечера на хуторе близ Диканьки»: темы, сюжеты, герои

3 неделя



15

«Миргород»: темы, сюжеты, герои

3 неделя



16

Р/Р Как определить роль художественной детали в произведении?

4 неделя



17

Функция художественной детали в произведениях Н.В. Гоголя

4 неделя



18

Народ в поэме Гоголя «Мёртвые души»

4 неделя



19

Мёртвые души в изображении

Н.В. Гоголя, художников-иллюстраторов и актёров

4 неделя



20

Г.Р. Державин, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь о миссии поэта (писателя)

4 неделя



21

Р/Р Как охарактеризовать особенности стиля писателя?

5 неделя



22

Р/Р Сочинение «Любимые страницы русской литературы первой половины XIX века»

5 неделя



Русская литература 1840-60 годов XIX века и социально-исторический контекст (2 ч)

23

Русская литература 1840-1860-х годов XIX века и натуральная школа

5 неделя



24

Кризис натурализма и нигилизма, путь к социально-философской прозе

5 неделя



М.Е. Салтыков-Щедрин (13 ч)

25

М. Е. Салтыков-Щедрин. Художественный мир писателя. Особенности сатиры

5 неделя



26

Градоначальники города Глупова. Притчевый характер «Истории одного города»

6 неделя



27

Образ «Оно» в произведениях писателя. Художественная сила искусства слова и искусства кино

6 неделя



28

Р/Р Как охарактеризовать героя эпического произведения?

6 неделя



29

Сюжет и герои романа «Господа Головлёвы»

6 неделя



30

Р/Р Как охарактеризовать тематику и проблематику произведения?

6 неделя



31

Проблематика и конфликт в романе «Господа Головлёвы»

7 неделя



32

Как охарактеризовать эпизод эпического произведения?

7 неделя



33

Р/Р Анализ эпизода эпического произведения ("Поминальный обед в честь брата Павла" или "Иудушка у постели умирающей матери"

7 неделя



34

Темы и идеи сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. Эзопов язык

7 неделя



35

Р/Р Как составить план фрагмента литературно-критической

статьи?

7 неделя



36

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина в литературной критике. Сатира в европейской литературе XIX века. У. Теккерей. «Ярмарка тщеславия» (в отрывках)

8 неделя



37



Р/Р Сочинение. «Эзопов язык в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина»

8 неделя



И.А. Гончаров (10 ч)

38

И.А. Гончаров. Судьба и творчество. Романная трилогия писателя как художественное целое

8 неделя



39

Р/Р Как проанализировать вставной эпизод и определить его роль в произведении?

8 неделя



40

Образ главного героя в романе «Обломов». «Сон Обломова» в контексте романа

8 неделя



41

Р/Р Как научиться характеризовать героев на основе сопоставления?

9 неделя



42

Обломов и Штольц. Андрей Штольц как антипод Обломова

9 неделя



43

Любовь и семья в жизни Обломова

9 неделя



44

Особенности композиции романа. Экранизация романа «Обломов»: позиция автора и режиссёра

9 неделя



45

«Обломовщина» как социальное явление. Творчество И. А. Гончарова в литературной критике

9 неделя



46



Р/Р Сочинение или тест по роману И.А.Гончарова «Обломов»

10 неделя



47

Гончаров - очеркист: «Фрегат «Паллада». Проблема национального характера в русской и мировой литературе М. Твен. «Том Сойер»

10 неделя



И.С.Тургенев (21 ч)

48

И. С. Тургенев. Художественный мир писателя. Народные характеры в «Записках охотника»

10 неделя



49

Темы и герои романов И.С. Тургенева (обзор)

10 неделя



50

Роман «Дворянское гнездо» - «наблюдения над русской жизнью» (Тургенев)

10 неделя



51

Р/Р Как характеризовать героя как тип?

11 неделя



52

Общественная атмосфера 60-х годов XIX века и её отражение в романе «Отцы и дети»

11 неделя



53

Р/Р Как охарактеризовать собирательный образ семьи в произведении?

11 неделя



54

Типы семей в романе «Отцы и дети». Старшее поколение. Авторское отношение к героям

11 неделя



55

«Дети» в романе. Базаров и Аркадий. Духовный конфликт поколений и мировоззрений в романе

11 неделя



56

Р/Р Как охарактеризовать внутренний мир героя?

12 неделя



57

Неординарность личности Базарова. Нигилизм героя

12 неделя



58

Р/Р Как определить роль второстепенных персонажей в произведении?

12 неделя



59

Базаров и его «спутники»

12 неделя



60

Роль любовной интриги в произведении. Базаров и Одинцова



12 неделя



61

Конфликт Базарова с собственными «отцами» - родителями



13 неделя



62

Хронотоп романа. Второй круг жизненных испытаний Базарова. Идея романа « Отцы и дети»

13 неделя



63

Базаров - «лицо трагическое». Анализ эпизода «Смерть Евгения Базарова»

13 неделя



64

Художественный смысл описания природы. Искусство портрета в творчестве Тургенева

13 неделя



65

«Отцы и дети» в русской критике

13 неделя



66

Экранизация романа «Отцы и дети»: впечатления зрителя и читателя

14 неделя



67

68

Р/Р Сочинение по роману И.М. Тургенева «Отцы и дети»

14 неделя

14 неделя



69

Европейский контекст творчества Тургенева: Г. Флобер. «Госпожа Бовари»

14 неделя



А.Н. Островский (13 ч)

70

А.Н. Островский - «Колумб Замоскворечья». Опыт создания национальной драматургической традиции

14 неделя



71

Пьеса «Гроза». «Жестокие нравы» города Калинова. Речевые характеристики как речевой аналог действия

15 неделя



72

Катерина в системе персонажей пьесы. Варвара и Катерина

15 неделя



73

Р/Р Как определить художественный смысл символики произведения?

15 неделя



74

Символика и конфликт пьесы «Гроза». Позиция автора - драматурга. Контрастность сцен и чувств

15 неделя



75

Протест Катерины против «тёмного царства». Проблема нравственного выбора в пьесе

15 неделя



76

«Бесприданница». Быт и нравы русской провинции. Трагическая судьба Ларисы Огудаловой

16 неделя



77

Комическое и трагическое в пьесах Островского («На всякого мудреца довольно простоты», «Гроза», «Бесприданница»)

16 неделя



78

Фольклорные мотивы в сценической сказке «Снегурочка». Символическая роль реалистических деталей

16 неделя



79

Споры о творчестве А.Н. Островского в русской критике

16 неделя



80

Экранизация произведений А.Н. Островского: впечатления зрителя и читателя

16 неделя



81

82

Р/Р Сочинение по творчеству А.Н. Островского

17 неделя

17 неделя



83

Островский в контексте европейского театра: Г. Ибсен. «Пер Гюнт»

17 неделя





Н.А. Некрасов (11 ч)

84

Н.А. Некрасов. Лирический герой поэта

17 неделя



85

Р/Р Как анализировать лирическое произведение?

17 неделя



86

Р/Р Как определить жанровые особенности произведения?

18 неделя



87

«Кому на Руси жить хорошо». Жанр произведения. Фольклорные мотивы в поэме

18 неделя



88

Новаторство поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Эпическое и лирическое в поэме

18 неделя



89

Многообразие крестьянских типов в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

18 неделя



90

Отражение в поэме социальных противоречий. Угнетатели народа

18 неделя



91

Судьба русской женщины - крестьянки. Образ народного заступника в поэме

19 неделя



92

Проблема счастья и её решение в поэме

19 неделя



93

Некрасов - редактор «Современника». Творчество Некрасова в литературной критике. Некрасовская линия в европейской лирике: П. Беранже

19 неделя



94

Р/Р Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова

19 неделя



95

Некрасовская линия в русской поэзии и социальные мотивы в европейской лирике: П. Беранже

19 неделя



Русская лирика второй половины XIX века (обзор) (5 ч)

96

Судьба лирической поэзии в эпоху торжества социальной прозы

20 неделя



97

Философская лирика Ф.И. Тютчева

20 неделя



98

Лирическая картина мира А.А. Фета

20 неделя



99

Творчество Ф.И. Тютчева и А.А. Фета в литературной критике

20 неделя



100

Р/Р Сочинение по творчеству Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

20 неделя



Н.С. Лесков (7 ч)

101

Н.С. Лесков. Поиск нового героя: народные праведники, чудаки, странники

21 неделя



102

«Леди Макбет Мценского уезда». Символичность названия рассказа

21 неделя



103

«Очарованный странник». Своеобразие повествования

21 неделя



104

Судьба и философия жизни Ивана Флягина

21 неделя



105

Историко-культурный контекст сказа «Левша». Стилистические особенности произведения

21 неделя



106

Творчество Н.С. Лескова в литературной критике

22 неделя



107

Р/Р Сочинение по творчеству Н.С. Лескова

22 неделя



Ф.М. Достоевский (15 ч)

108

Ф.М. Достоевский. Жизненные и творческие искания писателя

22 неделя



109

Христианство и гуманизм в художественной философии

Достоевского («Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы»)

22 неделя



110

«Преступление и наказание». Сюжет романа. Композиционное значение снов героя

22 неделя



111

Р/Р Как охарактеризовать сквозной образ произведения?

23 неделя



112

Хронотоп как способ выражения авторской позиции. Образ Петербурга в романе

23 неделя



113

Страдающий и мыслящий герой. Раскольников среди униженных и оскорблённых

23 неделя



114

Свобода человеческого выбора и влияние среды. Идея Раскольникова о праве сильной личности

23 неделя



115

Преступление и нравственные терзания Раскольникова. Анализ сцены убийства

23 неделя



116

Двойники Раскольникова

24 неделя



117

Раскольников и Соня. Смысл названия произведения

24 неделя



118

Художественные открытия Достоевского (поэтика фантастического реализма). Диалогизм и полифония в романе

24 неделя



119

Творчество Ф.М. Достоевского в литературной критике

24 неделя



120

Литература и кино: экранизация произведений Достоевского и современный читатель - зритель

24 неделя



121

122

Р/Р Сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского

25 неделя

25 неделя



123

Достоевский и европейская литература: Ч. Диккенс. «Приключения Оливера Твиста»

25 неделя



Л.Н. Толстой (23 ч)

124

Л.Н. Толстой. Художественный мир писателя

25 неделя



125

Суровая правда войны в «Севастопольских рассказах»

25 неделя



126

От семейной повести и военного очерка к роману-эпопее «Война и мир». «Диалектика души»

26 неделя



127

Светское общество в романе. Анализ эпизода «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805 г.»

26 неделя



128

Светское общество в романе «Война и мир». Анализ сцен из жизни московского высшего общества

26 неделя



129

«Я» героев романа-эпопеи Толстого «Война и мир». Поиски смысла жизни Болконского и Безухова

26 неделя



130

Р/Р Как охарактеризовать собирательный образ народа в произведении?

26 неделя



131

Семья как ценность и среда формирования личности героя произведения. Ростовы и Болконские.

27 неделя



132

Быт поместного дворянства в романе. Своеобразие толстовских пейзажей

27 неделя



133

Личная жизнь толстовских героев. Женские образы в романе

27 неделя



134



Изображение войны 1805-07 г.г. Анализ эпизодов

27 неделя



135

Общество и община в изображении Толстого. Образ Платона Каратаева

27 неделя



136

«Война и мир» как состояние человеческой истории. Отечественная война 1812 г.

28 неделя



137

Бородинское сражение. Кутузов и Наполеон в изображении Толстого

28 неделя



138

Партизанская война. «Мысль народная» в романе «Война и мир»

28 неделя



139

Символика романа. Небо как критерий «простоты, добра и правды»

28 неделя



140

Р/Р Как охарактеризовать авторский идеал?

28 неделя



141

Герои романа в эпилоге. Проблема истинного и ложного в романе

29 неделя



142

Литературный герой и его зрительный образ: экранизация романа-эпопеи «Война и мир»

29 неделя



143

«Мысль семейная» в романе «Анна Каренина». Патриархальный идеал в художественной картине мира

29 неделя



144

Творчество Л.Н. Толстого в литературной критике

29 неделя



145

146

Р/Р Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого

29 неделя

30 неделя



147

Творчество Л.Н.Толстого в

европейском контексте: французский натурализм, английский декаданс и постмодернизм. Э. Золя, Г. Мопассан, О. Уайльд

30 неделя



А.П.Чехов (15 ч)

148

А.П. Чехов. Художественный мир писателя. Жанровое разнообразие раннего Чехова: сценка, фельетон,

юмореска

30 неделя



149

Философское наполнение пейзажа в повести «Степь». Философская картина мира в рассказе «Студент»

30 неделя



150

«Палата № 6». Авторская позиция в рассказе

30 неделя



151

Человек и среда в рассказе «Ионыч»

31 неделя



152

Проблема идеала в творчестве Чехова: трилогия «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

31 неделя



153

Особенности драматургии А.П. Чехова: бытовой фон и символический подтекст

31 неделя



154

«Вишнёвый сад». «Дворянское гнездо» Раневской и Гаева

31 неделя



155

«Подводное течение» в пьесе. Особенности чеховского диалога

31 неделя



156

Лопахин как новый социальный тип в изображении Чехова

32 неделя



157

Художественная роль второстепенных персонажей в пьесе. Тема будущего

32 неделя



158

Поэтический образ вишневого сада в пьесе. Символика в пьесе. Поэтика Чехова-драматурга

32 неделя



159

Р/Р Как сопоставлять произведения разных авторов?

32 неделя



160

Творчество А.П. Чехова в литературной критике. Экранизация произведений писателя

32 неделя



161

162

Р/Р Сочинение по творчеству А.П. Чехова

33 неделя

33 неделя



163

Творчество А.П. Чехова в европейском контексте: Ги де Мопассан. «Пышка»

33 неделя



Мировое значение русской классической литературы (1 ч)

164

Мировое значение русской классической литературы

33 неделя



Итоговые уроки и итоговый контроль (4 ч). Резервные уроки (2 ч)

165

166

167

Р/Р Итоговая работа по произведениям русской литературы второй половины XIX века в формате ЕГЭ

33 неделя

34 неделя

34 неделя



168

Итоги учебного года. Рекомендации для летнего чтения

34 неделя



169

170

Резервные уроки

34 неделя

34 неделя







УЧЕБНОЕ, ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАНИЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

  1. Программа по литературе для 10-11 классов общеобразовательной школы. Авторы: В. В. Агеносов, А. Н. Архангельский, Н. Б. Тралкова (профильный уровень)

  2. Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях // А.Н. Архангельский, Д.П. Бак, М.А. Кучерская и др.; под ред. А.Н. Архангельского. - М.: Дрофа, 2015

  3. Методическое пособие. И. Золотарёва, Т. Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 3-е издание, Москва, «ВАКО», 2009

  4. Литература в 10 классе. Методические советы. Под редакцией В. Журавлёва. Москва, «Просвещение», 2009

  5. Литература учит. Книга для учителя. 10 класс. Автор И. Фогельсон. - Москва, «Просвещение», 2000

  6. Методические разработки по литературе в журнале «Литература в школе» и газете «Первое сентября»

  7. Словарь литературоведческих терминов и другая справочная литература

  8. Тесты. Литература. 9-11 классы. Учебно-методическое пособие для учителя.- Москва, «Дрофа», 2008

  9. Компьютер персональный

  10. Мультимедийный проектор, экран

  11. Копировальный аппарат



ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ К КУРСУ ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАССА

Русская культура в XIX веке www.hrono.ru/1800ru_lit.php

Кулешов В. И. Учебное пособие. История русской литературы XIX века. www.hi-edu.ru/e-books/xbook049/01/part-001.htm

Библиотека lib.ru

Словарь литературных терминов feb-web.rii/feb/slt/abc/

А. Б. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения lib.rus.ec/b/207491/read

Википедия ru.wikipcdia.org

Экранизация произведений русской и зарубежной литературы ru.convdocs.org/navigate/index-7181.html

Видеоматериалы по произведениям писателей и поэтов (кинофильмы, мультфильмы и записи спектаклей, лекции) video.mail.ru, video.yandex.ru, youtube.com и др.

Для знакомства с иллюстрациями к произведениям писателей и поэтов, музыкой к произведениям, а также аудио- и электронными книгами - поисковые системы интернета. fcior.edu.ru

school-collection.edu.ru

Рубрика «Коллекции»:

• Зарубежная художественная литература

• Аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии

• Аудиокниги по произведениям русских писателей XVIII-XX веков

• Произведения русской литературы XVIII - начала XX веков

Наследие. Искусство. Величие. www.niv.ru/

Русская литература ru.wikipedia.org/

Историко-культурный сайт bibliotekar.ru

Литературные сайты (информация) lit-info.ru/articles/sites.htm

Государственный Литературный музей www.goslitmuz.ru/

Литературные музеи России encvclopaedia.biga.ru/enc/culture/MUZEI.html

Литературное радио litradio.ru/</</u>

«Чтобы помнили...» - Документальные фильмы о писателях, поэтах, деятелях культуры chtoby-pomnili.соm/раgе.php?id=882

23



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал