- Учителю
- Сочинение Страшное время на страницах «Донских рассказов.
Сочинение Страшное время на страницах «Донских рассказов.
</ Сочинение ученицы МБОУ Комсомольской СОШ Доновой Марии РУКОВОДИТЕЛЬ РАБОТЫ - Трегубова Л .В.
Страшное время на страницах «Донских рассказов».
Время есть время. С первого мгновенья мироздания бегут себе секунда за секундой, день за днём, год за годом, век за веком. Время не может быть страшным или нестрашным. Эти слова больше подходят для характеристики событий или дел, совершаемых самими людьми, либо под их руководством. Добрые дела, как известно, творят добрые люди, которые не остаются глухими и безучастными к человеческому горю, беде. А вот страшные действия, причиняющие страдания человеку приносят те, кто равнодушно может смотреть на муки людские. И особенно много таких ужасов всплывает на изломах истории, во времена бунтов, революций, войн, когда ненависть разъяренной толпы, умело подогреваемая провокаторами, превращает людей, в неуправляемую массу, совсем не ведающую, что она творит.
Современником такого времени и был наш известный земляк, великий писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Михаил Александрович Шолохов. На его детские и юношеские годы пришёлся ряд судьбоносных для страны событий: Гражданская война, Великая Отечественная война ( в эти годы Михаил Алексеевич работал военным корреспондентом), революция. Он был не просто сторонним наблюдателем этих реалий. Ему самому пришлось пережить годы страшных событий, ломавших не только судьбу России, но и судьбы миллионов людей: бедных и богатых, отцов и детей, молодых и стариков, добрых и злых. И весь этот страшный, полный трагизма жизненный опыт нашел отражение в бессмертных «Донских рассказах».
Из личного опыта точно знаю, что читать без слез и переживаний эти произведения нельзя. Каждый рассказ - это нечеловеческий крик души, неизмеримое горе, невосполнимая утрата.
«Родинка», «Пастух», «Обида», «Червоточина», «Продкомиссар», «Бахчевник» и многие другие - это человеческие, часто - внутрисемейные, где отец убивает сына, сын отца, брат - брата… И люди уже совсем не похожи на людей, так как жизненными приоритетами становятся жажда власти и мести, ненависть, злоба.
Рассказ «Родинка» очень ярко, насыщенно, эмоционально передает автор чувства атамана, признавшего в убитом «белогубом щенке» собственного сына Николушку.
«… К груди прижимая, поцеловал атаман студеные руки сына и, стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил в себе в рот…»
Но разве можем мы, люди как-то объяснить и понять этот ужасный поступок атамана. И пусть он не знал о том, что молодой горячий «неук» - это его сын, мы всё равно никогда не найдем объяснений такому поступку. Ведь мы не наделены правом убивать, лишать жизни. Это противоестественно.
Но через весь ужас этой человеческой драмы просматривается что-то светлое. Ведь понял отец, какой грех совершил, раскаялся, сам себе вынес приговор, сам и привёл его в исполнение. Я думаю, что не будь на пути этой семьи того страшного лихолетья, жили бы они долго и счастливо… И не только они.
Подобная семейная трагедия представлена читателям и в рассказе «Бахчевник». Мы ясно представляем себе сурового казака, назначенного комендантом при военно-полевом суде. Именно эта новая должность породила в его душе гордыню, лишившую разума человека. Ведь человек, отвечающий за свои поступки, отнюдь не способен со зверской жестокостью убивать собственного сына. «Оттолкнул мать в сторону, Митьку повалил на пол бил ногами деловито, долго, жестоко, до тех пор, пока перестали из Митькиного горла рваться глухие, стонущие крики». На его совести также убийство жены, которая от чистого сердца помогала пленным. « В кухню вошёл - на полу и на стенах кровь. Угол печки в чём-то кровянисто-белом. Из горницы клокочущий хрип, мычание… Переступил Митька порог, а на полу мать лежит, вся кровью подплыла, лицо багрово-пухлое, волосы на глаза свисают кровянистыми сосульками. Увидала Митьку замычала, задергалась, а сама слова не скажет. Мечется в распухшем рту посинелый язык, глаза смеются дико и бессмысленно, из перекошенного рта розовые пузырчатые слюни…»
И уже в конце рассказа мы узнаём, что Митька топором убивает отца. Вроде бы справедливость восторжествовала, но нет. Не должно быть так, чтобы дети убивали родителей, а родители - детей. Против природы это.
Подобные страшные картины мы видим и в других рассказах Михаила Александровича Шолохова. Во многих злоба перемешана с искрами доброты, человечности, чуткости. Так в «Продкомиссаре» Бодягин, собственноручно расстрелявший отца-кулака, ценой своей жизни спасает бездомного сироту-побирушку. А в рассказе «Обида» Степан, заколов вилами обидевшего его раньше тавричанина, забирает с собой оставшегося круглым сиротой, его трёхлетнего хлопца, и зная, что его дома ждут своих восемь голодных ртов.
Таким страшным было то время вековой давности и, которое так гениально показал нам великий Шолохов. И именно через страшное он проносит мысль о том, что во всех испытаниях, посылаемых судьбой, порою почти непереносимо жестоких, настоящий человек должен выстоять, не растратив, не заглушив самых добрых побуждений своего сердца, сохранив в себе любовь к жизни, способность отзываться на добро.
О чём ещё так хочется сказать в финале сочинения под впечатлением перечитанных мною «Донских рассказов»? О дне сегодняшнем. Всё чаще и чаще на экранах телевизоров тревожные сообщения об убийствах и зверствах разных нелюдей. Убивают, взрывают, воруют. Почему? Неужели мы и наша великая страна вновь должна пережить ужасы, описываемые Михаилом Александровичем Шолоховым?
Надеюсь, что нет. Пусть это останется в прошлом!