- Учителю
- Исследовательская работа «ОБРАЗ МАЛОЙ РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ САРАТОВСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ»
Исследовательская работа «ОБРАЗ МАЛОЙ РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ САРАТОВСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ»
Муниципальный литературно - краеведческий
конкурс
«Моя малая Родина в произведениях писателей Саратовского края»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ
«ОБРАЗ МАЛОЙ РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ САРАТОВСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ»
Работу выполнила ученица
7 «В» класса
Мирошникова Яна
Научный руководитель:
учитель русского языка
и литературы
Усов Александр Александрович
МАОУ СОШ № 26 г. Балаково, 2016 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………с. 3-4
ГЛАВА1 «СУДЬБЫ ПИСАТЕЛЕЙ» ………………………….с. 5
ГЛАВА2 «САРАТОВ ГЛАЗАМИ ЗНАМЕНИТЫХ ПРОЗАИКОВ»
…………………………………………………………………….с. 6-7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..с. 8
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………с. 9
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………с. 10
ВВЕДЕНИЕ
Особое место в творчестве любого значимого писателя занимает тема
Родины. У некоторых поэтов и прозаиков она ярко выражена (И.А.
Бунин, С. Есенин), у других проявляется в определенных символах
(А.А. Блок, А.Н. Толстой). Данный вопрос хорошо изучен в
литературоведении. Иначе обстоит дело с темой малой Родины.
Многие выдающиеся писатели связаны своей судьбой с Саратовской
землей. Поэтому цель нашей исследовательской работы - выявить
мотивы малой Родины в творчестве авторов, так или иначе связанных
судьбой с Саратовским краем.
Задачи исследования:
1) Проанализировать этапы жизни писателей, связанные с их
деятельностью в Саратовской области.
2) Узнать причины обращения к теме малой Родины.
3) Выявить основные мотивы малой Родины в творчестве.
Проблематика исследования темы малой Родины в творчестве писателей
Саратовской области заключается в том, каких писателей можно
считать саратовскими в полной мере, а каких условно. Для решения
данной задачи мы анализировали источники, из которых выбрали
необходимую информацию. Среди них наиболее полезными оказались
источники: сайт «Электронная летопись Саратовской губернии»
[elsso.ru/], блог «С миру по нитке»
[miha-top.livejournal.com/29758.html и раздел «Выдающиеся
люди» официального портала «Правительство Саратовской области»
[ex.saratov.gov.ru/region/municipal_areas/hvalinsk/celebrities.php].
Актуальность работы заключается в значимости темы. Невозможно стать
патриотом, не зная великих деятелей своей малой Родины.
Исследовательская работа состоит из введения, главы 1 ( в которой
показана связь биографий писателей с Саратовским краем), главы 2
(раскрывающий образ Саратовского края в произведениях рассмотренных
в 1 главе писателей), списка используемой литературы, заключения и
приложения.
ГЛАВА 1 «СУДЬБЫ ПИСАТЕЛЕЙ»
Саратовской земле отдают должное такие значимые писатели, как Н.Г,
Чернышевский, М.А. Булгаков, Л.А. Кассиль и многие другие. Так,
Николай Гаврилович Чернышевский, рожденный в Саратове, с детских
лет видел страшные картины: как вели рекрутов вверх по Волге,
скованных цепями, как наказывали у позорного столба крестьян и
мещан. Эти впечатления формировали революционные взгляды молодого
писателя. Даже переехав в Санкт - Петербург, Н.Г. Чернышевский
продолжал вести переписку со своими саратовскими студентами и
друзьями. Т. о., писатель - революционер поддерживал дух демократии
и свободолюбивых идей среди интеллигенции Саратова.
Писатель с большой буквы Константин Александрович Федин так писал в
своей автобиографии: «Все мое детство, от рождения в 1892 году, и
ранняя юность, до 1908 года, протекали в Саратове, который у нас в
семье влюблено называли «столицей Поволжья» … Отсюда пошли мои
первые представления о русской земле, как о Мире, о русском народе,
как о Человеке. Здесь складывались начальные понятия о
прекрасном…»1.
Стоит отметить, что К.А. Федин, где бы не жил, всегда возвращался в
гости в свой родной город. Здесь он черпал вдохновение, встречался
с товарищами и друзьями.
К.А. Федин отмечал, что мировоззрение и взгляды на жизнь сложились
именно в Саратове, который был воспет автором в произведениях.
Писатель с мировым именем Михаил Афанасьевич Булгаков обрел свое
семейное счастья благодаря Саратову. Ведь его будущая супруга Тася
Лаппа жила в этой волжской столице. Медовый месяц молодожены
провели в Саратове. Здесь Михаил Афанасьевич ставил домашние
спектакли, развивая и оттачивая свой талант.
ГЛАВА 2 «САРАТОВ ГЛАЗАМИ ЗНАМЕНИТЫХ ПРОЗАИКОВ»
В неоконченной повести М.А. Булгакова «Мне приснился сон» показаны
в завуалированном виде отношения писателя и отца Таси. Он назван в
повести «одним человеком», который обидел героя произведения.
Очевидно, что фраза из повести "захотелось уехать в тот город, где
он жил, и вызвать его на дуэль» подразумевает Саратов и отца Таси.
Ведь поездка зимой в 1901-1912 годах не дала результатов.
Примечательно, что в городе есть памятник коту Бегемоту. Почему же
его установили, ведь роман «Мастер и Маргарита» не содержит
описаний Саратова? Хотя прообразом Маргариты стала третья жена
писателя, однако Булгаков вложил в образ героини все лучшие черты
Таси, в особенности ее способность к жертвенной любви. Перед
смертью Михаил Афанасьевич звал Тасю.
Хорошая врачебная практика в Саратове послужила профессиональному
становлению Булгакова и как врача, и как писателя. Во многих
произведениях врачебная тематика показана достаточно основательно.
Помнил о Саратовской земле и революционер - демократ Николай
Гаврилович Чернышевский. Интересен факт, что рассказ «Покража» был
написан на основе услышанной истории, повествующей о женитьбе
дряхлого старика и молодой девушке, которая произошла в
Саратове.
Сильный человек, "мужичище здоровеннейший", нарисован Чернышевским
в рассказе "Не всякую пятку хватай". Анекдотическая форма рассказа,
на первый взгляд напоминающего неправдоподобные "охотничьи
рассказы", дает Чернышевскому возможность прикрыть главную мысль:
есть в Саратове смелые, бесстрашные, удалые люди с такими
качествами, какие нужны для народных мстителей. А сила их уходит
попусту. Однако самое сильное впечатление, воплотившееся в
художественной форме, стало романом «Что делать?». Особенно это
заметно в образе Рахметова, который олицетворяет собой могучего
бурлака.
Детский испуг самого автора, случившийся после увиденного пожара,
нашел свое отражение в романе. «Кто работает, тому некогда ни
пугаться, ни чувствовать отвращение или брезгливость"2 -
так описывает «лекарство» от трусости, лени и брезгливости Н.Г.
Чернышевский.
Писатель К. Федин излагал свои мысли о Саратове во многих
произведениях. Примечательно то, что идея рассказа «Покража» была
развита автором в интересный и динамичный рассказ «Старик».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Т.о., рассмотрев некоторые произведения М.А. Булгакова, Н.Г.
Чернышевского и упомянув творчество К.А. Федина, мы пришли к
следующим выводам:
1) Каждый автор (из рассмотренных нами) связан судьбой с волжской
столицей. Одни учились в этом городе, другие нашли свою любовь.
2) Саратов - это место творческий сил, вдохновения для данных
писателей. В этом и причины использования образа Саратова и его
обитателей в творчестве указанных авторов.
3) Авторы использовали образ города как «уголок» событий, лиц и
действий. Некоторые (как Н.Г. Чернышевский) слышали интересные
истории, произошедшие в городе и переданные в произведениях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Панькин Н.Е. Город волжской судьбы. - Саратов: Приволжское
книжное издательство, 1990.
2. Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. - М.: Сов.
писатель, 1983. - 300 - 310 с.
3. Сайт государственного музея К.А. Федина
[fedinmuseum.ru/fedin_sub4.html]
4. Интернет библиотека Алексея Комарова
[ilibrary.ru/text/1694/p.78/index.html]
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Саратовская консерватория глазами неизвестного художника
1 Сайт государственного музея К.А. Федина[fedinmuseum.ru/fedin_sub4.html]
2</<sup> Интернет библиотека Алексея Комарова [ilibrary.ru/text/1694/p.78/index.html]