7


  • Учителю
  • Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе для 11 класса «Повторение изученного, или открываем для себя поэта…»

Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе для 11 класса «Повторение изученного, или открываем для себя поэта…»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: "Описание материала:Цель:обобщение и систематизация изученного: отработка заданий части А (13,14,18) и части В КИМов ЕГЭ; знакомство с биографией и творчеством В. С. Высоцкого;развитиеречи, словарного запаса, орфографической зоркости обучающихся;формирование навыков анализ
предварительный просмотр материала

Интегрированный урок русского языка и литературы, 11 класс

«Повторение изученного ИЛИ открываем для себя поэта…»

(75-летию со дня рождения В. С. Высоцкого посвящается)


Разработала: учитель русского языка

и литературы МОБУ СОШ с. Октябрьское

Попова Елена Ивановна


Слова бегут, им тесно - ну и что же! -

Ты никогда не бойся опоздать.

Их много - слов, но всё же если можешь -

Скажи, когда не можешь не сказать.

В. Высоцкий

«Красивых любят чаще и прилежней…»

Цель: 1) обобщение и систематизация изученного: отработка заданий части А (13,

14, 18) и части В КИМов ЕГЭ;

знакомство с биографией и творчеством В. С. Высоцкого;

2) развитие речи, словарного запаса, орфографической зоркости обучающихся;

формирование навыков анализа поэтического текста, исследовательской

деятельности, выразительного чтения;

3) пробуждение интереса к поэтическому наследию В. С. Высоцкого и его

личности - «открытие» обучающимися имени самобытного поэта.


Оборудование: портрет поэта; томики стихотворений; подсвечники; букет неярких цветов, плакаты; презентация к уроку, тексты произведений, материал для сообщений и рабочий материал.

ХОД УРОКА


I. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока:

- С сегодняшнего урока мы с вами будем повторять изученный материал, над которым работали на протяжении нескольких лет, тем самым готовить себя к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку. Поэтому частично будем повторять теорию по разделам языка, развивать навыки пунктуационного и синтаксического разбора простых и сложных предложений, словосочетаний; совершенствовать умения обобщать, сравнивать и делать выводы.

И в преддверии празднования юбилейной даты со дня рождения В. С. Высоцкого хочется использовать возможность прикоснуться к его поэтическому наследию. Мы попытаемся «войти» в мир поэта, понять его. Зачастую мы не до конца чувствуем гениальность писателя или поэта не только в создании образов и миросозерцании, которые индивидуальны для каждого из них, но и в языке. Не случайно эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала слова самого поэта (обращение к эпиграфу).


II. Подготовительный этап к основной работе на уроке:

1. Выступление биографа (заранее подготовленный обучающийся кратко рассказывает о важнейших вехах жизненного и творческого пути поэта, сопровождая рассказ показом презентации): данные сообщения отражены в табличном варианте (в буклете), куда обучающиеся имеют право вносить заметки об услышанном (буклет вклеивается в тетради по литературе).


Основные события в жизни В. С. Высоцкого

Мои заметки об услышанном



2. Слово учителя:

- Для большинства людей Владимир Семёнович Высоцкий был и остаётся популярным бардом, интересным поэтом, воссоздавшим в поэтическом слове образы своих современников, драматизм их нелёгкой жизни. Драма Высоцкого-поэта - в его прижизненной «непечатаемости». Написавший сотни стихотворений и множество песен, он почти не видел своих сочинений на книжных полках или журнальных страницах.

Среди современников В. Высоцкого немало известных литераторов. Он принадлежал к поколению, в котором выделялись имена Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Ахмадуллиной, Р. Рождественского. И все же ни с кем и ни с чем не сравнима его прижизненная слава артиста и поэта, «голосом и словом которого кричит Время» (по словам Ф. Абрамова). Любительские магнитофонные записи его песен миллионными тиражами расходились по всей стране. Высоцкий и в стихах, и в своих песнях бесконечно органичен и темпераментен. Поэт был правдив и смел, он интуитивно перевоплощался в людей разных поколений и общественных ролей, был ироничен по отношению к ложным ценностям, высмеивал социальную демагогию; он был исповедален и искренен во всём, что касалось внутренней жизни его лирического героя. Высоцкий умел страдать и сострадать; как немногие из его литературных современников, умел находить общий язык с миллионами. В этом была его сила, своеобразие и неповторимость его места в культуре этих лет. По масштабам славы с ним не могли соперничать даже Б. Окуджава и А. Галич.


3. Прослушивание аудиозаписей стихотворений или фрагментов песен (в исполнении В. Высоцкого).


III. Работа по основной теме урока:

1. Прочитайте текст (см. Рабочий материал к уроку - приложение №2)


(1)У Владимира Высоцкого есть песни, которые чем-то похожи на роли. (2)Роли из никем не п..ставле(н,нн)ых и - более того - никем ещё (не)напис(н,нн)ых пьес.

(3)Пьесы с такими ролями, конечно, могли бы быть написа(н,нн)ы, могли бы появи(т,ть)ся на сцене. (4)Пусть (не)сегодня, так завтра, не завтра, так послезавтра. (5)Но дело в том, что ждать до завтра Высоцкий (не)х..тел. (6)Он х..тел играть эти роли сегодня, сейчас, (не)медле(н,нн)о! (7)И поэтому сочинял их сам, сам был режи(с,сс)ером и исп..лнителем.

(8)Он тор..пился, прим..рял на себя одежды, характеры и судьбы других людей - см..шных и сер(ь,ъ)езных, практичных и бе..шабашных, реальных и выдума(н,нн)ых. (9)Он влезал в их заботы, пр..блемы, профе(с,сс)ии и жизне(н,нн)ые принципы, дем..нстрировал их способ мыслить и говорить. (10)Он импровизировал, увл..кался, пр..увеличивал, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, од..брял и поддерживал.

(11)Причем все это он делал так т..лантливо, так убедительно, что иные слушатели даже путали его с теми п..рсонажами, которых он изображал в своих песнях. (12)Путали и - вост..ргались, путали и - (не)доумевали.

(13)А Высоцкий вроде бы и (не)обращал на это никакого внимания. (14)Он снова и снова выходил на сцену, прод..лжал с..чинять и петь свои - всегда (не)ожида(н,нн)ые, разноплановые, зл..бодневные - «песни-роли». (15)И в общем-то это были уже (не)роли, а, скорее, - целые песни со своими неповторимыми, непридума(н,нн)ыми к..нфликтами, точно выстрое(н,нн)ым сюжетом.

Роберт Рождественский, 1982 год

Выполните следующие задания (устно):

1. Укажите слова, в которых пропущена безударная проверяемая гласная корня.

2. Укажите слова, в которых пишутся две буквы Н.

3. Найдите слова, с которыми НЕ пишется раздельно.

Знакомство и отработка заданий части В

В1. Укажите способ образования слова ЗЛОБОДНЕВНЫЕ (предложение 14).

В2. Из предложения 13 выпишите все частицы.

В3. Определите тип подчинительной связи в словосочетании С ТАКИМИ РОЛЯМИ (предложение 3).

В4. Среди предложений 1-7 найдите сложное, в состав которого входит односоставное назывное. Напишите номер этого сложного предложения.

В5. Среди предложений 13-15 найдите предложение с необособленным определением. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 8-12 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В8. Какие из средств выразительности используются в тексте?

1) метафора

2) ряды однородных членов

3) эпитет

4) синтаксический параллелизм

5) сравнение

6) олицетворение

7) инверсия

8) восклицательные предложения

9) лексический повтор


2. Слово учителя:

Сейчас вам представиться возможность «увидеть» самобытность поэзии В. С. Высоцкого, определить выразительные средства в одном из его стихотворений. До этого хотелось бы выслушать литературоведа.


3. Выступление литературоведа:

Исследователь творчества Владимира Высоцкого Хазагеров Г. Г. (доктор филологических наук, профессор кафедры теории и истории мировой литературы Южного федерального университета) отмечает, что «среди черт, отличающих поэтику Высоцкого, есть две, занимающие особое место. Особенность их, во-первых, в том, что всё, заметное невооруженным глазом: деформация идиом, каламбуры, поэтические маски, нарушение языковых норм, гиперболичность, изменяющиеся рефрены, нарочитая симметрия речевой композиции, хрестоматийная ясность аллегорий, яркая рифма, лирическая напряженность, сюжетность - вытекает их этих черт. Во-вторых, интересны эти черты тем, что дают, как кажется, ключ, к языковой философии Владимира Высоцкого - поэта, который вместе со своими современниками шел дорогою всех языковых новаций, но который воистину проложил на этой дороге свою колею. Поймав в свои паруса языковую моду, поэт шел, однако, - и в этом мы еще не вполне отдали себе отчет - совершенно своеобразным, неповторимым языковым курсом».

4. Работа с терминами

4. Выразительное чтение стихотворения «Баллада о времени» (Замок временем срыт...) см. приложение №3

5. Анализ стихотворения: тема, идея, строфика, выразительные средства.


IV. Подведение итогов урока: поэтическая пятиминутка «Венок поэту» (девушка зажигает свечи, читаются стихотворения, посвящённые памяти В.С. Высоцкого: Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Риммы Казаковой и др.)


V. Домашнее задание:

По выбору:

1) Подобрать стихотворение В. С. Высоцкого, выполнить его анализ в форме связного рассказа.

2) Подобрать стихотворение В. С. Высоцкого, составить к нему задания части В.

3)* Индивидуальное задание: понаблюдать за индивидуальностью стиля поэта.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Биография и творческий путь В. С. Высоцкого

Владимир Семёнович Высоцкий родился 25 января 1938 года в г. Москве. Отец, Семён Владимирович (Вольфович) Высоцкий (1916-1980) - военный, полковник, уроженец Киева. Его дед- Вольф Шлиомович Высоцкий- из семьи стеклодува, учился в Люблинском коммерческом училище, с 1911 года жил в Киеве, где учился в киевском отделении одесского коммерческого института одновременно с И. Э. Бабелем, затем на юридическом факультете Киевского университета; в годы НЭПа организовал кустарную мастерскую по производству театрального грима и адвокатскую контору. Мать, Нина Максимовна (урождённая Серёгина, 1912-2003) - по специальности переводчик с немецкого языка. Дядей Владимира был писатель А. В. Высоцкий.

Раннее детство Владимир провёл в московской коммунальной квартире на 1-ой Мещанской улице: «…На тридцать восемь комнаток всего одна уборная…» - напишет в 1975 году Высоцкий о своём раннем детстве. Во время Великой Отечественной войны в 1941 - 1943 годах жил с матерью в эвакуации в селе Воронцовка, в 18 км от райцентра - города Бузулука Чкаловской (ныне - Оренбургской) области. В 1943 году возвратился в Москву, на 1-ю Мещанскую улицу, 126. В 1945 году пошёл в первый класс 273-й школы Ростокинского района Москвы. В 1947-1949 годах с отцом и его второй женой, Евгенией Степановной Лихалатовой-Высоцкой проживал в г. Эберсвальде (Германия), где научился играть на фортепиано. Затем вернулся в Москву, где жил в Большом Каретном переулке, 15. Этот переулок увековечен в его песне - «Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном!».

С 1953 года Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, руководимый артистом МХАТа В. Богомоловым. В 1955 году закончил среднюю школу № 186, и по настоянию родственников поступил в Московский инженерно-строительный институт им. В.Куйбышева, проучившись там один семестр.

Решение об уходе было принято в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Вместе со школьным другом Высоцкого - Игорем Кохановским было решено провести новогоднюю ночь весьма своеобразным манером - за исполнением чертежей, без которых их не допустили бы к сессии. Где-то во втором часу ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал и, взяв со стола банку с тушью (по другой версии - остатками крепко заваренного кофе), стал поливать её содержимым свой чертёж. «Все. Буду готовиться, есть ещё полгода, попробую вступить в театральный. А это - не моё…»

С 1956 по 1960 гг. В. Высоцкий - студент актёрского отделения Школы-студии МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко. Он занимается у Б. И. Вершилова, затем - у П. В. Массальского и А. М. Комиссарова. На первом курсе познакомился со своей первой женой Изой Жуковой.

1959 год ознаменовался первой театральной работой (роль Порфирия Петровича в учебном спектакле «Преступление и наказание») и первой ролью в кино (фильм «Сверстницы», эпизодическая роль студента Пети).

В 1960 году произошло первое упоминание о Высоцком в центральной печати, в статье Л. Сергеева «Девятнадцать из МХАТ» («Советская культура», 1960, 28 июня).

В 1960-1964 гг. Высоцкий работал (с перерывами) в Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина. Сыграл роль Лешего в спектакле «Аленький цветочек» по сказке С. Аксакова, а также ещё около 10 ролей, в основном - эпизодических.

В 1961 году на съёмках кинофильма «713-й просит посадку» познакомился с Людмилой Абрамовой, ставшей его второй женой.

В том же году появились его первые песни. Песня «Татуировка», написанная в Ленинграде, считается его первой песней. В дальнейшем песенное творчество стало главным (наряду с актёрством) делом жизни. Проработал менее двух месяцев в Московском театре миниатюр и безуспешно попытался поступить в театр «Современник».

В 1964 году Высоцкий создал свои первые песни к кинофильмам и поступил на работу в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где проработал до конца жизни.

В июле 1967 года познакомился с французской актрисой Мариной Влади (Мариной Владимировной Поляковой), ставшей его третьей женой (декабрь 1970 г.).

В 1968 году послал письмо в ЦК КПСС в связи с резкой критикой его ранних песен в центральных газетах. В том же году вышла его первая авторская грампластинка «Песни из кинофильма "Вертикаль"».

Летом 1969 года Высоцкий «умер» клинической смертью, и тогда выжил только благодаря Марине Влади. Она в это время была в Москве.

Ноябрь 1971 - премьера в театре на Таганке спектакля "ГАМЛЕТ", главная роль - В.Высоцкий, режиссёр - Ю.Любимов

15 июня 1972 года в 22:50 по эстонскому телевидению показана 55-минутная передача «Парень с Таганки» - первое появление Высоцкого на советском телеэкране, если не считать кинофильмов с его участием.

В 1975 году Высоцкий поселился в кооперативную квартиру на ул. Малой Грузинской, 28. В том же году впервые и в последний раз прижизненно опубликовано его стихотворение в советском литературно-художественном сборнике («День поэзии 1975». М., 1975).

В 1978 году записывается на телевидении Чечено-Ингушской АССР.

В 1979 году участвует в издании альманаха «МЕТРОПОЛЬ».

В 1970-х годах знакомится в Париже с цыганским музыкантом и артистом Алёшей Дмитриевичем. Они неоднократно исполняли вместе песни и романсы и даже собирались записать совместную пластинку, но Высоцкий умер в 1980-м и этот проект не осуществился.

Вместе с актёрами Театра на Таганке ездил с гастролями за границу - в Болгарию, Венгрию, Югославию (БИТЕФ), Францию, Германию, Польшу. Получив разрешение выехать к жене во Францию с частным визитом, сумел также побывать несколько раз в США (в том числе и с концертами в1979 г.), Канаде, Таити и тд.

Записал около 10 радиоспектаклей (в том числе «Богатырь монгольских степей», «Каменный гость», «Незнакомка», «За Быстрянским лесом»).

Дал более 1000 концертов в СССР и за рубежом.

22 января 1980 года записывается на ЦТ в программе «Кинопанорама», фрагменты которой будут впервые показаны в январе 1981 года, а целиком передача (хронометраж 1 час 03 мин)выйдет только в 1987 году

22 июня 1980 года состоялся один из последних концертов Высоцкого (в Калининграде), на котором ему стало плохо. 16 июля он провёл свой последний концерт в подмосковном Калининграде (ныне Королёв).

18 июля 1980 года Высоцкий последний раз появился в своей самой известной роли в Театре на Таганке, в роли Гамлета - одноимённой постановке по Шекспиру.

25 июля 1980 года, в 4:10 утра, Высоцкий скончался во сне в своей московской квартире. По версии Анатолия Федотова, причиной смерти явился инфаркт миокарда.

Владимир Семёнович был похоронен 28 июля 1980 года на Ваганьковском кладбище.

Высоцкий умер во время проходивших в Москве летних Олимпийских игр. В преддверии Олимпийских игр из Москвы были выселены многие жители, имевшие трения с законом. Город был полностью закрыт для въезда иногородних граждан и наводнён милицией. Сообщений о смерти Владимира Высоцкого в советских средствах массовой информации практически не печаталось (появилось лишь два сообщения в «Вечерней Москве» о смерти и дате гражданской панихиды и, возможно после похорон, статья памяти Высоцкого в «Советской России») . За крошечный некролог в «Вечерней Москве», спустя два дня после публикации был снят с должности главный редактор газеты. Над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: «Умер актёр Владимир Высоцкий». Ни один человек не сдал назад билет - каждый хранит его у себя как реликвию. И, тем не менее, у Театра на Таганке, где он работал, собралась огромная толпа, которая находилась там в течение нескольких дней (в день похорон были также заполнены людьми крыши зданий вокруг Таганской площади). Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было. Марина Влади уже в автобусе, направившемся в сторону Ваганькова, сказала одному из друзей мужа Вадиму Туманову: «Вадим, я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного не видела!..»


Основные события в жизни В. С. Высоцкого

Мои заметки об услышанном

Родился в Москве 25 января 1938 года


Во время Великой Отечественной войны в 1941 - 1943 годах жил с матерью в эвакуации в селе близ г.Бузулука Чкаловской (ныне - Оренбургской) области.


1943 г. - возвращение в Москву


В 1947-1949 годах с отцом и его второй женой проживал в г. Эберсвальде (Германия)


С 1953 г. посещал драмкружок в Доме учителя


В 1955 г. закончил среднюю школу и поступил в Московский инженерно-строительный институт им. В.Куйбышева


С 1956 по 1960 гг. - студент актёрского отделения Школы-студии МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко


1959 г. - первая театральная работа (роль Порфирия Петровича в учебном спектакле «Преступление и наказание») и первая роль в кино (фильм «Сверстницы», эпизодическая роль студента Пети)


В 1960-1964 гг. работал (с перерывами) в Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина


В 1961 г. появляются первые песни


В 1968 г. вышла первая авторская грампластинка «Песни из кинофильма "Вертикаль"»


Ноябрь 1971 г. - премьера в театре на Таганке спектакля "ГАМЛЕТ", главная роль, режиссёр - Ю.Любимов


В 1975 г. впервые и в последний раз прижизненно опубликовано стихотворение в советском литературно-художественном сборнике «День поэзии. 1975»


В 1978 г. записывается на телевидении Чечено-Ингушской АССР

В 1979 г. участвует в издании альманаха «МЕТРОПОЛЬ»


25 июля 1980 г. скончался во сне в своей московской квартире (причиной смерти явился инфаркт миокарда)


ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ и ТВОРЧЕСТВО

1964: «Добрый человек из Сезуана» (Б. Брехт), режиссёр - Ю. Любимов. Второй бог, племянник, муж, Янг Сун.

1964: «Герой нашего времени» (М. Лермонтов), режиссёр - Ю. Любимов. Драгунский капитан, отец Бэлы.

1965: «Антимиры» (поэтическое представление по стихам Вознесенского), режиссёры: Ю. Любимов, П. Фоменко

1965: «Десять дней, которые потрясли мир» (Дж. Рид), режиссёр - Ю. Любимов. Керенский, артист, анархист, солдат революции, часовой и другие.

Для спектакля Высоцким были написаны песни: «В куски разлетелася корона», «Войны и голодухи натерпелися мы всласть», «Всю Россию до границы». Это были первые песни Высоцкого, позвучавшие в спектаклях.

1965: «Павшие и живые» (поэтическое представление по произведениям фронтовых поэтов), режиссёр - Ю. Любимов. Михаил Кульчицкий, Семен Гудзенко, Гитлер, Чаплин.

Для спектакля Высоцким написана песня - «Солдаты группы "Центр"».

1966: «Жизнь Галилея» (Б. Брехт), режиссёр - Ю. Любимов. Галилей.

1967: «Послушайте!» (поэтическое представление по стихам Маяковского), режиссёр - Ю. Любимов. Маяковский.

1967: «Пугачёв» (С. Есенин), режиссёры: Ю. Любимов, В. Раевский. Хлопуша.

Для спектакля Высоцким написана песня - «Ну, что, Кузьма?..» (в спектакль вошёл сокращённый вариант).

1969: «Мать» (Максим Горький). Власов-отец.

1970: «Берегите ваши лица!» (поэтическое представление по стихам А. Вознесенского), режиссёры: Ю. Любимов, Б. Глаголин. Спектакль прошёл всего несколько раз и не был показан широкому зрителю.

В спектакль вошла песня Высоцкого «Песня о нотах»

1971:«Гамлет» (У. Шекспир), режиссёр - Ю. Любимов. Гамлет.

1975: «Пристегните ремни!» (Г. Бакланов, Ю. Любимов), режиссёр - Ю. Любимов. Солдат.

В спектакль вошла песня Высоцкого «Мы вращаем землю»

1976: «Вишнёвый сад» (А. Чехов), режиссёр - А. Эфрос. Лопахин.

1975: «В поисках жанра» (концертное представление).

1979: «Преступление и наказание» (Ф. Достоевский), режиссёры: Ю. Любимов, Ю. Погребничко. Свидригайлов.

В спектакль вошёл фрагмент песни Высоцкого Романс («Она была чиста, как снег зимой…»)


КИНЕМАТОГРАФ

1959 - Сверстницы - Петя

1962 - 713-й просит посадку - Солдат морской пехоты

1962 - Карьера Димы Горина - Софрон

1962 - Увольнение на берег - Пётр, друг Валежникова

1962 - Штрафной удар - Юрий Никулин

1963 - Живые и мёртвые - весёлый солдат

1965 - Наш дом - Механик

1965 - На завтрашней улице - Пётр Маркин

1965 - Стряпуха - Андрей Пчелка

1966 - Вертикаль - Володя (также исполняет песни)

1966 - Я родом из детства - капитан-танкист Володя

1967 - Короткие встречи - Максим

1967 - Война под крышами - полицай на свадьбе

1968 - Интервенция - Мишель Воронов/Евгений Бродский (также исполняет песни)

1968 - Служили два товарища - Брусенцов

1968 - Хозяин тайги - Рябой (также исполняет песни)

1969 - Опасные гастроли - Жорж, Николай

1969 - Белый взрыв - Капитан

1972 - Четвёртый - Он

1973 - Плохой хороший человек - Фон Корен

1974 - Единственная дорога - Солодов

1975 - Бегство мистера Мак-Кинли - Билл Сигер (также исполняет песни)

1975 - Знаки зодиака (сценарий, музыка)

1975 - Единственная - Борис Ильич

1976 - Сказ про то, как царь Пётр арапа женил - Ганнибал

1977 - Их двое («Мафильм», Венгрия)

1979 - Место встречи изменить нельзя - капитан Жеглов

1979 - Маленькие трагедии - Дон Гуан


ПРИЛОЖЕНИЕ №2


РАБОЧИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 1. Прочитайте текст

(1)У Владимира Высоцкого есть песни, которые чем-то похожи на роли. (2)Роли из никем не п..ставле(н,нн)ых и - более того - никем ещё (не)напис(н,нн)ых пьес.

(3)Пьесы с такими ролями, конечно, могли бы быть написа(н,нн)ы, могли бы появи(т,ть)ся на сцене. (4)Пусть (не)сегодня, так завтра, не завтра, так послезавтра. (5)Но дело в том, что ждать до завтра Высоцкий (не)х..тел. (6)Он х..тел играть эти роли сегодня, сейчас, (не)медле(н,нн)о! (7)И поэтому сочинял их сам, сам был режи(с,сс)ером и исп..лнителем.

(8)Он тор..пился, прим..рял на себя одежды, характеры и судьбы других людей - см..шных и сер(ь,ъ)езных, практичных и бе..шабашных, реальных и выдума(н,нн)ых. (9)Он влезал в их заботы, пр..блемы, профе(с,сс)ии и жизне(н,нн)ые принципы, дем..нстрировал их способ мыслить и говорить. (10)Он импровизировал, увл..кался, пр..увеличивал, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, од..брял и поддерживал.

(11)Причем все это он делал так т..лантливо, так убедительно, что иные слушатели даже путали его с теми п..рсонажами, которых он изображал в своих песнях. (12)Путали и - вост..ргались, путали и - (не)доумевали.

(13)А Высоцкий вроде бы и (не)обращал на это никакого внимания. (14)Он снова и снова выходил на сцену, прод..лжал с..чинять и петь свои - всегда (не)ожида(н,нн)ые, разноплановые, зл..бодневные - «песни-роли». (15)И в общем-то это были уже (не)роли, а, скорее, - целые песни со своими неповторимыми, непридума(н,нн)ыми к..нфликтами, точно выстрое(н,нн)ым сюжетом.

Роберт Рождественский, 1982 год

Выполните следующие задания (устно):

1. Укажите слова, в которых пропущена безударная проверяемая гласная корня.

2. Укажите слова, в которых пишутся две буквы Н.

3. Найдите слова, с которыми НЕ пишется раздельно.


Знакомство и отработка заданий части В

В1. Укажите способ образования слова ЗЛОБОДНЕВНЫЕ (предложение 14).

В2. Из предложения 13 выпишите все частицы.

В3. Определите тип подчинительной связи в словосочетании С ТАКИМИ РОЛЯМИ (предложение 3).

В4. Среди предложений 1-7 найдите сложное, в состав которого входит односоставное назывное. Напишите номер этого сложного предложения.

В5. Среди предложений 13-15 найдите предложение с необособленным определением. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 8-12 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В8. Какие из средств выразительности используются в тексте?

1) метафора

2) ряды однородных членов

3) эпитет

4) синтаксический параллелизм

5) сравнение

6) олицетворение

7) инверсия

8) восклицательные предложения

9) лексический повтор

ПРИЛОЖЕНИЕ №3


Баллада о времени (Замок временем срыт...)


Замок временем срыт

и укутан, укрыт

В нежный плед из зелёных побегов,

Но... развяжет язык молчаливый гранит -

И холодное прошлое заговорит

О походах, боях и победах.


Время подвиги эти не стёрло:

Оторвать от него верхний пласт

Или взять его крепче за горло -

И оно свои тайны отдаст.


Упадут

сто замков,

и спадут

сто оков,

И сойдут

сто потов

с целой груды веков,

И польются легенды из сотен стихов

Про турниры, осады, про вольных стрелков.


Ты к знакомым мелодиям ухо готовь

И гляди понимающим оком,

Потому что любовь -

это вечно любовь

Даже в будущем вашем далёком.


Звонко лопалась сталь под напором меча,

Тетива от натуги дымилась,

Смерть на копьях сидела, утробно урча,

В грязь валились враги, о пощаде крича,

Победившим сдаваясь на милость.


Но не все, оставаясь живыми,

В доброте сохраняли сердца,

Защитив свое доброе имя

От заведомой лжи подлеца.


Хорошо, если конь закусил удила

И рука на копьё поудобней легла,

Хорошо, если знаешь, откуда стрела,

Хуже, если по-подлому, из-за угла.

Как у вас там с мерзавцами? Бьют? Поделом!

Ведьмы вас не пугают шабашем?

Но... не правда ли, зло называется злом

Даже там - в добром будущем вашем?


И во веки веков, и во все времена

Трус, предатель - всегда презираем,

Враг есть враг, и война

всё равно есть война,

И темница тесна,

и свобода одна -

И всегда на неё уповаем.


Время эти понятья не стёрло,

Нужно только поднять верхний пласт -

И дымящейся кровью из горла

Чувства вечные хлынут на нас.


Ныне, присно, во веки веков, старина, -

И цена есть цена,

и вина есть вина,

И всегда хорошо, если честь спасена,

Если другом надёжно прикрыта спина.


Чистоту, простоту мы у древних берём,

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому что добро остаётся добром -

В прошлом, будущем и настоящем!


1975

Литература

  1. В.С.Высоцкий. Я не люблю…: Песни, стихотворения - М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2000.

  2. Зубрилина С. Н. Высоцкий: страницы жизни

  3. Литературные гостиные (тематические вечера для старшеклассников) - Волгоград, 1999

  4. Предметная неделя литературы в школе - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005

  5. Русская литература 20 века. Учебник-практикум для общеобразовательных учреждений под ред. Ю.И. Лыссого - М.: Мнемозина, 2001.

  6. Интернет-ресурсы





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал