7


  • Учителю
  • Пояснительная записка по литературе

Пояснительная записка по литературе

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала









































































































Пояснительная записка



Настоящая рабочая программа по литературе для 7 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 в редакции от 31.01.2012);

  2. Примерной программы основного общего образования по литературе;

  3. Авторской программы «Литература» 5-11 классы под редакцией В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, И.С. Збарского, В.П. Полухина, М. «Просвещение», 2010.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Рабочая программа выполняет две основные функции:

  • Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного предмета.

  • Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.



Актуальность изучения литературы обусловлена тем, что художественная литература имеет важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.



Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью

литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Рабочая программа направлена на совершенствование навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитие восприятия литературного текста, формирование умений читательской деятельности, воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим

ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико - литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

В 7 классе формируются представления об особенностях труда писателя, его позиции, изображении человека как важнейшей проблемы литературы; развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения - от метафоры до композиции.



Цели обучения

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико - литературных понятий;

• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.



Задачи обучения

  • развивать способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;

  • совершенствовать умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;

  • проводить отбор произведений на этом этапе литературного образования, учитывая возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу;

  • закладывать основу теоретико-литературных знаний, что помогает усвоить системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.



Роль предмета в формировании ключевых компетенций

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

- выделение характерных причинно-следственных связей;

- сравнение и сопоставление;

- умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- составление плана, тезиса, конспекта;

- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.



Место предмета в учебном плане

Согласно учебному плану школы для изучения учебного предмета «Литература» в 7 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебных недели).

Плановых контрольных мероприятий:

- контрольных работ - 3

- сочинений - 8 (4 классных и 4 домашних)

- развития речи - 12.

В рабочей программе учтены все произведения, предусмотренные Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Те произведения, которые отмечены в стандарте «по выбору», в данную программу включены на основании авторской программы и УМК, и в некоторых случаях отличаются от примерной программы (таблица 2). Ни в примерной, ни в авторской программах не предусмотрено изучение произведений Э.Т.А. Гофмана. В рабочую программу включено изучение произведения указанного автора «Золотой горшок». В рабочую программу из авторской не вошла следующая тема:

«Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц». Она освещается в курсах 5 и 6 классов.



Содержание разделов и тем учебного предмета (68 часов)



Введение (1 ч.)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся.



Русский фольклор (3 ч.)

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера героя. Особенности былинного стиха и поэтических интонаций. Роль гиперболы. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос.



Из древнерусской литературы (2+1 ч.)

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр. Нрав. заветы Древней Руси. Русские летописи. «Повесть временных лет» («О пользе книг»). Формирование традиции уважит. отношения к книге. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.

РР Сочинению-эссе на тему «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси».



Из литературы 18 века (2 ч.)

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. Обучение устному рассказу. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия…». Мысли автора о Родине, русской науке, ее творцах. Призыв к миру. Обучение выразительному чтению. Г.Р. Державин. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.



Из литературы 19 века (18+6 ч.)

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр 1 и Карл 12. Обучение выразительному чтению. А.С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра 1. Образ автора в отрывке из поэмы. А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады Пушкина. Особенности композиции. Своеобразие языка. А.С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»- произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести.

РР Подготовка к домашнему сочинению-эссе на тему «История России в произведениях А.С. Пушкина».

РР Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия повести.

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песне про царя Ивана Васильевича…». Особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образы гусляров и образ автора. М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу стихотворения. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. Обучение выразительному чтению.

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтов (ответы на контрольные вопросы, тестирование).

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нрав. облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое.

РР Сочинение-рассуждение по повести Н.В. Гоголя на тему «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия».

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нрав. проблемы рассказа. Мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы и внутр. состояния человека. Худ. достоинства рассказа. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра.

РР Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе.

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Истор. основа поэмы. Величие духа русской женщины. Обучение выразительному чтению. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Тройка» и другие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Обучение выразительному чтению.

А.К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик…». Сатирическое изображение нрав. пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нрав. превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности. «Медведь на воеводстве». М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пескарь», «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.

РР Подготовка к домашнему сочинению-эссе на тему «Средства создания комического в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина».

Контрольная работа по произведениям Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.



Из русской литературы 20 века (22+5 ч.)

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. И.А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. «Танька». Мастерство Бунина-прозаика и поэта.

РР Подготовка к сочинению-эссе на тему «Золотая пора детства» (в произведениях Л.Н. Толстого, И.А. Бунина).

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа. Средства создания комического. Развитие понятий о юморе и сатире. Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. В.А. Жуковский. «Приход весны». А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И.А. Бунин. «Родина». Обучение анализу лирического текста.

Сочинение-анализ стихотворения 19 века.

М. Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиогр. характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характера. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения. Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение…». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие худ. формы стихотворения. Смысловая роль ритма и рифмы. Обучение выразительному чтению. В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутр. мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому.

Л.Н. Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический характер произведения.

А.П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению человека. А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П. Платонова.

РР Сочинение-рассуждение на тему «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов.

РР Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или стихотворения.

Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др.

Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе Ф.А. Абрамова.

Е.И. Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.

РР Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению.

Ю.П. Казаков. Слов о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека.

Стихи поэтов 20 века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий и др.). Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами.

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль-макушка лета…», «На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое.

Д.С. Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы.

М.М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов 20 века. А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф «Русское поле»; Б.Ш. Окуджава «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, времени и вечности.



Из литературы народов России (1 ч.)

Расул Гамзатов. Слово о поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…», «О моей Родине». Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Из зарубежной литературы (6 ч.)

Р. Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. Народно-поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса.

Дж.Г. Байрон. Слово о поэте. Поэма «Корсар». «Ты кончил жизни путь, герой…». Как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению.

Японские хокку (хайку). Особенности жанра.

Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

Р.Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ - предупреждение. Мечта о победе добра.

«Золотой горшок» Э. Т. А. Гофмана как романтический миф о приобщении к священной гармонии мироздания.



Повторение (1 ч.)

Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето.





Тематическое планированиеПодготовка к домашнему сочинению-эссе на тему «История России в произведениях А.С. Пушкина».

1

15

РР Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия повести.

1

16

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

1

17

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песне про царя Ивана Васильевича…». Особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образы гусляров и образ автора.

1

18

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу стихотворения. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. Обучение выразительному чтению.

1

19

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтов (ответы на контрольные вопросы, тестирование).

1

20

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нрав. облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли.

1

21

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое.

1

22-23

РР Сочинение-рассуждение по повести Н.В. Гоголя на тему «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия».

2

24

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нрав. проблемы рассказа. Мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы и внутр. состояния человека. Худ. достоинства рассказа.

1

25

РР И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра. Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе.

1

26

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Истор. основа поэмы. Величие духа русской женщины. Обучение выразительному чтению. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».

1

27

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Тройка» и другие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Обучение выразительному чтению.

1

28

А.К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья.

1

29

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик…». Сатирическое изображение нрав. пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нрав. превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности. «Медведь на воеводстве».

1

30

РР М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пескарь», «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. Подготовка к домашнему сочинению-эссе на тему «Средства создания комического в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина».

1

31

Контрольная работа по произведениям Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1

32

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

1

33

Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.

1

Раздел 6. Из русской литературы 20 века (22+5 ч.)

34

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.

1

Различные виды пересказа, участие в диалоге, выделение этапов развития сюжета, характеристика героев, их нравственная оценка, анализ авторской позиции, сравнение, сопоставление, составление плана и сравнительной характеристики героев, выразительное чтение фрагментов, рецензирование, анализ текста, аргументация мнения, поиск информации, устный ответ, рецензирование, устный и письменный анализ эпизодов, ответы на проблемные вопросы, письменное изложение своей точки зрения на поставленный вопрос, составление плана ответа, сочинение-характеристика, выразительное чтение (наизусть), анализ стихотворения, различение образов рассказчика и автора-повествователя, анализ авторской позиции, выделение этапов развития сюжета, работа со словарем терминов, определение общего и индивидуального в литературном образе.



35

РР И.А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. «Танька». Мастерство Бунина-прозаика и поэта. Подготовка к сочинению-эссе на тему «Золотая пора детства» (в произведениях Л.Н. Толстого, И.А. Бунина).

1

36

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа. Средства создания комического. Развитие понятий о юморе и сатире.

1

37

Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».

1

38-39

РР Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. В.А. Жуковский. «Приход весны». А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И.А. Бунин. «Родина». Обучение анализу лирического текста. Сочинение-анализ стихотворения 19 века.

2

40

М. Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиогр. характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характера.

1

41

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения.

1

42

Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя.

1

43

Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя.

1

44

В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение…». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие худ. формы стихотворения. Смысловая роль ритма и рифмы. Обучение выразительному чтению.

1

45

В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутр. мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому.

1

46

Л.Н. Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический характер произведения.

1

47

А.П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению человека.

1

48

А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П. Платонова.

1

49

РР Сочинение-рассуждение на тему «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

1

50

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов.

1

51

РР Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или стихотворения.

1

52

Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др.

1

53

Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе Ф.А. Абрамова.

1

54

Е.И. Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению.

1



55

Ю.П. Казаков. Слов о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека.

1

56

Стихи поэтов 20 века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий и др.). Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами.

1

57

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль-макушка лета…», «На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое.

1



58

Д.С. Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы.

1

59

М.М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

1

60

Песни на слова русских поэтов 20 века. А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф «Русское поле»; Б.Ш. Окуджава «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, времени и вечности.

1

Раздел 7. Из литературы народов России (1 ч.)

61

Расул Гамзатов. Слово о поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…», «О моей Родине». Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

1

Выразительное чтение, ответы на вопросы, пересказ, анализ стихотворения по плану, работа со словарем.

Раздел 8. Из зарубежной литературы (6 ч.)

62

Р. Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. Народно-поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса.

1

Поиск и отбор информации, выразительное чтение фрагментов произведений, различные виды пересказов, сопоставительный анализ, поиск и анализ «вечных» образов мифологии и мировой литературы в произведениях писателей, анализ различных форм выражения авторской позиции, ответы на вопросы, характеристика героев, работа со словарем, ответы на проблемные вопросы, анализ текста, сравнение, аргументация мнения.

63

Дж.Г. Байрон. Слово о поэте. Поэма «Корсар». «Ты кончил жизни путь, герой…». Как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению.

1

64

Японские хокку (хайку). Особенности жанра.

1

65

Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

1

66

Р.Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ - предупреждение. Мечта о победе добра.

1

67

«Золотой горшок» Э. Т. А. Гофмана как романтический миф о приобщении к священной гармонии мироздания.

1

Раздел 9. Повторение (1 ч.)

68

Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето.

1

Выразительное чтение, различные виды пересказа, ответы на вопросы (в том числе проблемные), аргументация мнения, сравнение, сопоставление.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

● образную природу словесного искусства;

● содержание изученных литературных произведений;

● основные факты жизни и творческого пути А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя;

● изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

● воспринимать и анализировать художественный текст;

● выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

● определять род и жанр литературного произведения;

● выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

● характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

● сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

● выявлять авторскую позицию;

● выражать свое отношение к прочитанному;

● выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

● владеть различными видами пересказа;

● строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

● участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

● писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

● для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

● определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

● поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).



Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся применительно к различным формам контроля знаний



Оценка устных ответов учащихся

Развёрнутый ответ ученика должен пред­ставлять собой связное, логически последовательное сообщение на задан­ную тему, показывать его умение применять определения, правила в кон­кретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный ма­териал, даёт правильное определенное понятий; 2) обнаружива­ет понимание материала, может обосновать суждения, применить знания на практике, привести примеры не только по учеб­нику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последова­тельно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понима­ние основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке пра­вил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суж­дения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошиб­ки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспо­рядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовремен­ный ответ, но и за рассредоточенный во времени), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащего­ся, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на прак­тике.

Оценка сочинений

Сочинения - основная форма провер­ки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".

С помощью сочинений проверяются: 1) умение рас­крывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

• соответствие работы ученика теме и основной мысли;

• полнота раскрытия темы;

• правильность фактического материала;

• последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитыва­ется разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое един­ство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок.

Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нор­мативам:

Данные нормы оценок даны для среднего объема сочинения в 4-5 страниц.

При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригиналь­ность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. На­личие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повы­сить оценку на 1 балл.

Отличная отметка не выставляется при наличии более 3 исправлений.

При наличии в тексте более 5 поправок оценка снижается на 1 балл.

Если объем сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для оценки «4»на одну, а для оценки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2; 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4; 4-6-4; 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

Ошибки и недочеты в сочинениях

Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано», т.е. недочет - это не ошибка, а шероховатость речи.

Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Речевыми недочетами можно считать:

- повторение одного и того же слова;

- однообразие словарных конструкций;

- неудачный порядок слов;

- различного рода стилевые смешения.

Ошибки в содержании сочинений

Ошибки в содержании сочинения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. Фактические ошибки:

искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.

Логические ошибки:

-нарушение последовательности в высказывании;

-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;

-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

-раздробление одной микротемы другой микротемой;

-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;

-перестановка частей текста;

-неоправданная подмена лица.

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые делятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

  • употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу;

  • неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень;

  • нарушение лексической сочетаемости, например: пули не свистели над ушами;

  • употребление лишних слов, например: опустив голову вниз;

  • пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);

  • стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера;

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

  • неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;

  • неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;

  • смешение лексики разных исторических эпох;

  • употребление штампов.

Речевые ошибки в построении текста:

  • бедность и однообразие синтаксических конструкций;

  • нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;

  • стилистически неоправданное повторение слов;

  • неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;

  • неудачный порядок слов.

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок:

  • Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.

  • Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте)

  • Синтаксические

а) Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон;

б) ошибки в структуре простого предложения:

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села;

- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;

- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов.

- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами;

- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;

- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.

в) ошибки в структуре сложного предложения:

- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;

- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: сложив руки.

Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.

Выведение итоговых оценок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по литературе: усвоение теоретического материала, овладе­ние умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуаци­онной грамотности.

Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определе­нии следует считать фактическую подготовку ученика по всем показате­лям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стиму­лировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.



Учебное и учебно-методическое обеспечение



  1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2014.

  2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2014.

  3. Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2014.



Основная литература

  • Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. - М.: ВАКО, 2002.

  • Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.

  • Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. -М.: Дрофа, 2006.

  • Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 7 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 6 кл.» / О.А. Еременко. - М.: Изд-во «Экзамен», 2006.

  • Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. - Изд. 3-е, исправл. и дополн. - М: ВАКО, 2005.

  • Калганова Т.А. Литература: Сборник упражнений: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.



Дополнительная литература

  • Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

  • Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 7 класс. - М.: Просвещение, 2005.

  • Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2014.

  • Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. - Волгоград: Учитель, 2008. - 132 с.

  • Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. - М.: АСТ: Астрель, 2011.

  • Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. - 10 изд. - М.: Айрис-пресс, 2010. - 224 с. - (Домашний репетитор).

  • Репин А.В. Литература. 7 класс. Проверочные работы. - Саратов: Лицей, 2007. - 80 с.



Средства обучения

  1. Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей

  2. Раздаточный материал по темам курса

  3. Репродукции картин художников

  4. Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2012.

  5. Экранные пособия.



Информационные ресурсы в интернете

www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».

www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».

www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».

www.slovari.ru Электронные словари.

www.gramota.ru Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».

www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

www.myfhology.ru</<span> Мифологическая энциклопедия.







22





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал