7


  • Учителю
  • Исследовательская работа по литературе (9 класс)

Исследовательская работа по литературе (9 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Исследовательская работа по повести В.Г. Распутина

«Прощание с Матёрой».

Тема: «Борьба двух хронотопов в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матерой».



Актуальность и проблематика исследования.

Совсем недавно мы прочитали несколько произведений из «деревенской прозы» русской литературы 20 века. Среди них - книга, которая не просто нам понравилась. Эта книга стала поводом для наших раздумий и недоумения: как такое могло произойти? Речь идет о повести В.Г.Распутина «Прощание с Матерой». Мы с удивлением узнали, что при строительстве ГЭС и на родине писателя в Иркутской области, и в нашей Новосибирской области людей выселяли с обжитых мест, деревни выжигали, а потом целые десятилетия после этого в районе Обского моря и на Ангаре плавали обломки строений и гробы с подмытых водой кладбищ…Это насильное переселение людей с островов и деревень нас так потрясло, что заставило прислушаться к боли и раздумьям о жизни писателя В.Распутина. И все время не дает покоя мысль: а если бы с нашей Рождественкой такое произошло? Хотя многие наши деды-прадеды из Шамонихи, а ведь ее уже давно нет: не затопили, но все равно разорили ведь…

Главной проблемой моего исследования считаю проблему борьбы старого и нового как противостояние двух разных картин жизни, двух хронотопов

Цель исследования.

Идя по сюжету вслед за автором повести «Прощание с Матерой», попробуем увидеть, как «распалась цепь времен», как грядущее затопление деревни выдержали разные герои и сама земля.

Задачи исследования.

1. Осмыслить художественный мир писателя В.Г.Распутина.

2. Увидеть логику и сцепление эпизодов повести (через чтение и анализ).

3. Выяснить, как происходит борьба двух хронотопов в повести (хронотопа А и хронотопа Б).



Мы не можем обсуждать распутинскую повесть, не зная общего подхода писателя к миру, не принимая его главную тему в творчестве - тему нравственной причастности к происходящему вокруг его родной земли. Мы познакомились с несколькими критическими и аналитическими статьями исследователей творчества В.Г.Распутина. Кроме того, по совету учителя посмотрели фильм режиссера Ларисы Шепитько «Прощание». А еще я прочитала в интернете статьи и отзывы на тему «Строительство ГЭС на Ангаре», перечитала слова В.Распутина, сказанные им в 2013 году, где он называл строительство ГЭС на Ангаре «преступлением»: «Ангара - великая река, кормила тысячи людей. Погубили землю, погубили воду…» Вся эта работа дала мне общее представление о творчестве и личности писателя.



Основная часть.

Глава 1. Художественный мир писателя В.Г.Распутина.

Мы видим, что художественный мир В.Распутина образуется по-особенному:

1) В центре его повести - женский характер (Дарья и другие старухи).

2) Сжатый сюжет: в деревню, где люди долго живут вместе, едино, патриархально, коллективно, входит вдруг катастрофа, беда. И писатель, исследуя глубину характера своих героев, решает проблему: как жители села, их коллективная душа выйдут из этой беды, затопления острова?

3) В повести В.Г.Распутина мы увидели три действующие силы: это люди ( человек, попавший в беду: взывает о помощи к Богу или другой высшей силе);

-это простор (Ангара/остров: в них гармония человека с природой);

-это пространство (символы или силы Родины-земли: хозяин Матеры/ лучики солнца/вещий юродивый Богодул - он ближе всех к Богу).

4) У писателя при этом очевидно видна вечная борьба Добра со Злом не только внутри людей, но и реально - на самой земле. И мы ощутимо увидели при этом градацию:

- и силы Добра, Лада становятся почти святыми, обожествляются (старухи Дарья, Анастасия);

- но и силы Зла, раз-Лада становятся все более дьявольскими, бесовскими ( «черти»- «пожогщики» в «Прощании»...).

Предлагаем рассмотреть кластер, который невозможно было не увидеть в художественном мире писателя в исследуемой повести.



































ДОБРО, ЛАД----------------------------------------------------------ЗЛО, РАЗЛАД





Глава 2. Логика и сцепление лучших эпизодов повести (через чтение и анализ).

Используя опорную схему кластера, мы проанализировали следующие эпизоды повести:

- «Сцена на кладбище» (глава 3),

- «Прощание Дарьи с могилами родителей и с избой-Домом» (главы 18, 20),

- «Спор Дарьи с внуком Андреем» (главы 12, 14),

- «Последний сенокос на Матере» (глава 11),

- «Символические существа повести»: Листвень (главы 4,19), Богодул (главы 1, 4), Хозяин (главы 6, 8).

При чтении эпизодов повести дома я делала свои карандашные пометки. Моей целью был поиск в тексте проявлений действующих сил повести по предлагаемой ниже таблице. Вот какими я их увидела:О.Матера и деревня с «громким « именем Матера, Ангара ( «твердь и течь»).

«От края до края…хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости…»

3.3. Символы повести.

Хозяин, Царь-листвень, Богодул (он, «христовенький», ближе всех к Богу). Дом. Огонь, «впитанное и сбереженное впрок солнце, которое насильно вынимается из плоти». Туман.

Блок 4. Вечное противостояние Добра со Злом.

Зло. «Вот стоит земля, которая казалась вечной, но, выходит, что, казалась - не будет земли…Чем, каким утешением унять душу?» Добро. «Смерть кажется страшной, но она же, смерть, засевает в души живых щедрый и полезный урожай, и из семени тайны и тлена созревает семя жизни и понимания» (глава 13)



Так я выясняла мотивы, причины поступков героев повести и их взаимоотношения, и потому могу утверждать, что в этой повести Распутин изображает не один хронотоп, а два: хронотоп А и хронотоп Б. (На уроках литературы мы часто работаем с понятием «хронотоп», и я могу сравнить хронотоп мира и войны у Л.Толстого, хронотоп казачьего уклада и в противовес ему пришедший революционно-советский хронотоп в «Тихом Доне» М.Шолохова. Поэтому и в повести В.Распутина очень хорошо видна главная мысль автора: время, власть неумолимо ведут на эту землю то новое, что разрушит извечный мир на Матере. Так один хронотоп почти безжалостно и до основания разрушает другой хронотоп ).

Глава 3. Борьба двух хронотопов в повести (хронотопа А и хронотопа Б).

Хронотоп А - это многовековой уклад крестьянского мира Матеры, которым так любуется автор, наполняя видение этого мира великими смыслами. Вслед за автором мы тоже любуемся и старухами с их совестливостью, светом в душах; любуемся Лиственем; народом Матеры во время последнего сенокоса… Хронотоп Б - это «новое», которое побеждает «старое», разрушая его. Не трудно увидеть, что в повести столкнулись два вечных понятия: «старое» и «новое». И тогда легко видно, как в повести хронотопу А («старое», вечное) противостоит хронотоп Б («новое», неожиданное).

Находим в тексте следующий отрывок: «Вот так худо-бедно и жила деревня, держась своего места на яру у левого берега, встречая и провожая годы. Как воду, по которой сносились с другими поселениями и возле которой извечно кормились. И как нет, казалось, конца и края бегущей воде, так нет и веку деревне: уходили на погост одни, нарождались другие заваливались старые постройки, рубились новые. Так и жила деревня, перемогая любые времена и напасти триста с лишним годов, ... пока не грянул однажды слух, что дальше деревне не живать, не бывать.»

Отметим в этом отрывке ключевые слова, которые дают нам возможность на уровне текста ощутимо почувствовать, как безжалостно обрубаются корни человеческого бытия.

























Обращаем внимание на антитезу «жила-не живать»: эти однокоренные слова - в начале и в конце логической цепочки. Значит, это не случайно: слово «жила» близко слову «жизнь», «житие» и говорит об извечном порядке жизни, а частица НЕ придает этому порядку отрицание. И тогда появляется другая антитеза: «старое-новое». «Новое» вносит разлад в жизнь людей, ведет войну против земли, против природы, против самой жизни.

И что же досталось пережить им, жителям Матеры? Нам показалось это страшным событием: прощание с землей предков, незаслуженные боль и тревоги Дарья и других стариков, людей с совестью, со светом в душе, живущих по правде. Наверное, они и были последние праведники на земле?

Почему они - последние? Некому передать зримую связь минувшего с нынешним, да и саму Матеру власти сгубят вот-вот окончательно. «Вы пошто так делаете? Эта земля-то всем принадлежит - кто до нас был и кто после нас придет. Мы тут в самой малой доле на ей... Вам ее старшие поручили, чтобы вы жисть прожили и младшим передали», - разве не об этом печаль старухи Дарьи, когда она говорит эти слова внуку Андрею.

Герои повести - это и есть разные лагеря двух хронотопов.

1. «Молодые» неодинаковы: одни близки корням своим, очень переживают за Матеру (Павел, мужики и бабы в сцене «Сенокос»), а подобные сыну Павла Андрею «от земли отошли и … никогда к ней не вернутся».

2. Испытывают на исходе судьбы неожиданный ее удар: как можно Матеру вместе с полями, лугами, лесами и - кладбищем - затопить? Живут по заветам родителей, для них Матера - лучшая в мире родина. С великой скорбью и болью покидают Матеру: Настасья топит печь на прощание и уже в лодке « как надломившись, упала на узлы и завыла». Дед Егор «трижды…поясно поклонился Матере.

2. Петруха сам поджигает свою избу (так быстрее за нее получит деньги), Андрей хочет работать именно там, «где Ангару запружают» - для него это «самый интерес». Автор с болью видит, как разрушается крестьянский мир изнутри, как появляются в нем люди - «обсевки», «перекати-поле», они не чувствуют связь с домом, живут без памяти, «походя». (Дарья мучается, что перед отъездом внук «не прошелся по Матере, не погоревал тайком»).

3. Это настоящее горе объединяет их, они долго, до конца борются и не оставляют остров. Для них другой мир (в совхозе, в квартирах с удобствами) - конец жизни, «чужой рай».

3. Многие «молодые» равнодушно переезжают в другой мир (жена Павла Соня, Петруха и Клавка «переменам были рады»), но в нем не будет единой общей судьбы: каждый хочет удобства для себя.

4. Много думают о совести, о Добре и Зле, о долге человека на земле, о смысле жизни.

4. Не знают «ни тревог, ни печалей». «Вам что Матера, что холера… Тут не приросли и нигде не прирастете, ниче вам не жалко будет», - говорит Дарья Клавке Стригуновой и внуку Андрею.



Заключение.

Перечитывааем тяжелейшие раздумья Павла, сына Дарьи (глава 9): «Надо - значит надо, но, вспоминая, какая будет затоплена земля, самая лучшая, веками ухоженная и удобренная дедами и прадедами и вскормившая не одно поколение, недоверчиво и тревожно замирало сердце: а не слишком ли дорогая цена? Не переплатить бы».

И Зло побеждает, просить помощи Дарья и может только у Бога: сын Павел понимает ее, но, как и все, смирился с затоплением острова, а внук Андрей об этом даже не печалится. Пожогщики выжигают деревню дотла, всех жителей переселили на другой берег Ангары… И только горстка старух, да «христовенький» Богодул, да «немтырь»-мальчонка Колька до последнего держат остров, и так больно за них: такая родная земля обезображена пожарами, разорены подворья, кладбище, деревню затянуло дымом, гарью... Рушится патриархальный мир русской деревни, священный для стариков в повести. И в каждом их воспоминании, в защите родных могил, в каждом вздохе мы видим, каким святым местом является для них Матера и каким безгрешным является это пространство.

Возьмет ли «новое» из прошлого все лучшее, преобразуя его, или «нежить, неумь» все хорошее отметет и произойдет утрата нравственных ценностей, традиций - вот о чем болит душа В.Г.Распутина. И так сильно болит, что его тревога и нас задевает за живое. И почему-то хочется предъявить власти того времени простой вопрос: неужели нельзя было по-другому? Почему так резали по живому?

Кстати, время же показало, что эти ГЭС на сибирских реках себя не оправдали, они все равно маломощны и зря загубили столько хорошей земли и заставили страдать тысячи людей, разорив их ДОМ. Прав В.Распутин, изобразив власть не слышащей людей, бессовестной. Даже фамилии у представителей власти вызывают у нас отрицательные ассоциации (Воронцов, Жук…) В образе Воронцова, будто ворона-разорителя, власть изображена как временщики. «Ты сам тутака без году неделя. Сам турист…», - говорит Воронцову дед Егор (дед все же под давлением переехал летом в новый совхоз, но жить там не смог: в одночасье умер - вот так невыносимо тяжело старикам было пережить разрыв с родной землей).

А как бы вы ответили ответственному и совестливому Павлу- а значит и автору- на его вопрос: «А не слишком ли дорогая цена?»

В завершение хочу привести в пример синквейны, которые я составила. И в них тоже мое отношение к той проблеме, которую я решала в своей работе.

Матера.

Обжитая, разумная.

Тревожится, горюет, страдает.

Нет веку деревне?

Целый мир нескольких поколений.



Прощание.

Горькое, неизбежное.

Калечит, ломает, опустошает.

Прощание - это боль утраты.

Гибель Дома.



Список использованной литературы.

1.

2.

3.

4.

5.























Исследовательская работа по теме «Символическое в повести «Прощание с Матерой».



- Какие родовые понятия, какие смыслы вы слышите в названии острова и деревни? (Матера - образ матери-земли, метафора России. Все они связаны с мотивом нравственных корней человека: дом, родина, свое, очень дорогое).

- Почему так важна в повести сцена прощания Дарьи с родным жильем? (Дарья не просто белит избу, которая вот-вот будет спалена-уничтожена, она совершает обряд «обряженья», подобный тому, что совершают с близким человеком, когда он уходит из жизни).

- Рушится священный патриархальный мир русской деревни, священный для стариков в повести. И в каждом их воспоминании, в защите родных могил, в каждом вздохе мы видим, каким святым местом является для них Матера и каким безгрешным является это пространство. Есть в повести несколько героев, на первый взгляд сюжетно не связанных друг с другом: чужачка Сима, безродный Богодул, Тунгуска, Орлик и купец, когда-то построивший церковь в Матере. Как вам кажется, что объединяет этих героев в повести? Автор не случайно приводит этих героев в Матеру. Почему? (Все эти героя - пришлые, Матера для них не родная земля. Но каждого из них, блуждающего по миру, именно Матера при-ют-ила, только эта деревня дала им при-ют, потому что только здесь им стало у-ют-но жить, на этой святой земле, где «каждому приютно и светло». Хотя Дарья рассказывает Богодулу: «У нас…чужих не сильно примали», но «с Матерой породниться кажный рад»).



По блоку 3.3.

Символические существа в повести: кто они? Какие тайные смыслы заложил в них писатель?

«Хозяин Матеры». Как в нем проявляется двуединое начало? Поищите в тексте ответ.

1) «Ни на кого не похожий зверек». Зверек- часть вечной природы.

2) «Ночной дух». Да, природа, как учил нас этому пониманию Ф.И.Тютчев, имеет не только одно материальное начало, она живая, в ней присутствует и духовное начало. Главное в Хозяине - он бережет эту землю, «Хозяин здесь он», «он здесь знал всех и знал все». Об этом говорит тот страшный крик прощания Хозяина с последними покидающими Матеру людьми.

Богодул. Что в имени его? (Богодул -вещий, юродивый. В его имени слово «Бог» связано во второй части имени со словом «дул» (от глагола дуть, дует). «Все недобрые вести приносил Богодул» (глава 8). В вещем этом имени «зашифрован» ветер времени, который сдувает жизнь с о.Матера? А как вы понимаете этот образ в повести?).

Листвень. Каков главный эпитет этого слова-символа? «Царскй листвень», «Царь-дерево». Потому три дня жгли, пилили его «чужие люди», а он - «НЕПОВАЛИМЫЙ» - «продолжал властвовать надо всем вокруг»). Какие ассоциации рождает этот образ? (Царь, центр... Да, это именно центр, ось земли). Какое «поверье» о листвене сохранили старики? («… что как раз им, «царским лиственем», и крепится остров к речному дну, к одной общей земле»). Разве можно его ломать, жечь? Отталкиваясь от этих ассоциаций, мы теперь ощутимо чувствуем крик души писателя, обращенный к миру: гибель Матеры, разорение русской деревни - это разрушение национальной основы, исчезновение лада русской жизни.

Удивительна сцена в самом конце главы 20: Дарья «ушла из деревни» - это был день поджога ее избы-Дома. Под вечер Павел нашел ее возле «царского лиственя», а весь этот день рядом с ней был «не виданный раньше зверек»- Хозяин. Так оказались в едином кругу Листвень, Хозяин и Дарья: до последнего часа они вместе продолжают держать остров.

Другие символы. Символично и число затопляемых для ГЭС деревень: их 12! 12-это фольклорный образ, равный понятию «много». Значит, в каждой из 12-ти так же страдают от безысходности люди …

В повести много и других символов, и все они связаны с вечным противостоянием старого и нового, жизни и смерти: это образы огня (пожара), солнца и звезд, образ весны и образы воды, тумана (кругом «только вода и только туман, и ничего, кроме…» - как ассоциация конца света, потопа).



4. Заключение урока. Для древних мудрецов существовало четыре уровня понимания текста: первый - простой (на уровне сюжета); второй - понимание намеков, заключенных в сюжете; третий-свободные ассоциации, возникающие при чтении. Согласитесь, ребята, что нам удалось преодолеть эти три уровня. Теперь нам бы постичь и последний, четвертый уровень - увидеть тайну автора, помогающую людям жить.

- Какую же картину жизни\мира увидели мы в этой повести окончательно? Давайте вместе «нарисуем» ее вслед за автором. В центре мира- о.Матера (первый круг). Вокруг острова - вода, Ангара как граница от грешного мира. Она как река жизни и течет, и очищает... (второй круг). За ним - третий круг, это мир вне (вокруг) Матеры. Какой он? Поработайте с карточками, составьте синквейны.

(Используется прием «Карточки-соответствия»: каждая из двух групп получает карточку со словами - ключами, которую они должны прикрепить на доску к соответствующему логическому определению.

Слова-ключи: не по извечным законам живущий; чужие люди, пришедшие из него, жгут деревню, даже мертвых утопленниками сделают; без духовной памяти поколений, без обостренного чувства совести.

Логические определения: хаотичный мир/ жестокий мир/ агрессивный мир.

Вывод. Это хаотичный мир (не по извечным законам живущий), жестокий мир (чужие люди, пришедшие из него, жгут деревню, даже мертвых утопленниками сделают), агрессивный мир (без духовной памяти поколений, без обостренного чувства совести).









МИР ВНЕ/ ВОКРУГ МАТЁРЫ







Есть мнение: остров лучше пойдет на дно, но не соединится с этим миром...

5. Смысл финала повести. Как загадочное Беловодье, о.Матера жил своей праведной, разумной жизнью почти три века. Деревня Матера жила по крестьянскому ладу, рожала детей, растила хлеб. А скольких своих сыновей отдала она на защиту земли родной! Великое трудолюбие, жизнь по вере и совести делали людей красивыми, имеющими души и сердца. Но Беловодье недосягаемо, а до Матеры дошли новые времена и веяния - дошли и уничтожат ее в прах. (Обратим внимание, что именно с мотивом «чистой», «белой» воды у писателя связаны Матера и Беловодье как охранительницы их от внешнего, грешного мира).

Финальная сцена, зловеще символическая, заполнена непроходимым туманом. Доплывут ли наши герои до « неправедной земли» или - как и их родной остров - погибнут? Ищем ответы на последней странице повести.

- «Дня для нас уже не будет»…

- «Живые мы, нет? Однако что, неживые».

- «Вместе и ладно».

Да, дети старух: и непутевый Петруха, и умный Павел - преодолеют туман, доплывут до острова, чтобы забрать последних людей с него. Но не зря Павел не представляет, как мать войдет в калитку его нового двора… Но не перевезти никому « все такое, что перешло еще от отцов и дедов, что позарез нужно было каждую минуту здесь и что там сразу оказывалось без надобности» (глава 7). А куда девать бездомного Богодула, больную Настасью, безродную Симу с внуком? Это не надуманные вопросы: об этом часто думает страдающий Павел…

И еще, наверное, символично то, что единственное дитя в последней лодке, Колька - почти немое, как немой укор времени: кому это надо было? Зачем это будущее счастье с ГЭС на Ангаре (на Оби и др. реках Сибири), если режете по живому? Как нам увидеть «тайну, помогающую жить»? И она есть. Она - в «светлом» настроении Дарьи («благостное, спокойное чувство»), которое снизошло на нее в конце повести посреди разора (глава 20). Но особенно эта тайна открывается в авторском раздумье о смерти, которая « засевает в души живых … полезный урожай, и из семени … тлена созревает семя жизни» (читаем в гл 13 со слов «Быть может, лишь это одно и вечно…» до слов «Чем, каким утешением унять душу?»).

Наверное, «унять душу» можно тем, что нравственная победа в финале повести остается за людьми ответственными, несущими добро, хранящими Память. Именно они поддерживают огонь жизни при любых испытаниях.



14



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал