7


  • Учителю
  • Исследовательская работа на тему Национальный характер в изображении Лескова

Исследовательская работа на тему Национальный характер в изображении Лескова

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



МБОУ «Сармановская гимназия» Сармановского муниципального района РТ





































Изображение русского национального характера в произведениях Н.С.Лескова (на примере сказа «Левша»).

























Работу подготовил

ученик 10 А класса

Шакирова Альбина Рамилевна

Научный руководитель:

Сахабутдинова Анфиса Рифовна







2016 год

Содержание





Введение.

Основная часть.

1.Общая оценка творчества Н.С.Лескова.

2.Замысел рассказа.

3. Жанр сказа.

3.1 Приметы сказа в произведении.

3.2 Особенности языка сказа «Левша».

4. Историческая эпоха, отраженная в сказе.

5.Левша - народный герой.

5.1 Портрет героя.

5.2 Смекалка, трудолюбие, талант Левши.

5.3 Верность Отечеству.

6. Трагическая судьба мастера в России 19-го века.

Выводы.

Литература























































Введение

В наше время, когда западная культура вытесняет отечественную, а вместо «Пушкина и Гоголя» читают иностранные детективы, идет « утечка мозгов» за пределы нашей родины, особенно полезно обратиться к сатирическому творчеству Лескова.





















































3



Объектом исследования является творчество Н.С.Лескова.



Цель исследования - определить особенности изображения русского национального характера в сказе «Левша» Н.С.Лескова.



Поставленная цель определила следующие задачи:

  1. дать общую оценку творчеству Н.С.Лескова.

  2. выявить особенности русского национального характера, рассмотрев обобщенный образ главного героя.

  3. охарактеризовать особенности языка произведения.

  4. определить позицию автора



Актуальность исследования определяется значимостью творчества Н.С.Лескова в современной жизни. Нередко в нашей жизни приходится сталкиваться с тем, что талантливый человек не имеет возможности использовать свой талант во благо родины. Любовь ко всему иноземному часто отводят взоры наших политиков от собственного народа. Это оказывает губительное влияние на людей.













































































Глава 1. Общая оценка творчества Н.С. Лескова.



Николай Семенович Лесков принадлежит к лучшим писателям XIX века. Он жил в одно время с такими великими писателями, как Иван Тургенев, Лев Толстой, Федор Достоевский. В этом году исполняется 180 лет со дня рождения писателя.

Род Лесковых происходил из духовенства, его дед, прадед и отец были священниками в селе «Лески». От этого села и вышла родовая фамилия Лесковы. Главное в произведениях Лескова - это народ, который Н.Лесков знал не понаслышке, «знал с детства». Отец писателя, вынужденный уйти со службы и заняться сельским хозяйством, «сам ходил сеять на поле, сам смотрел за садом и за мельницей». Детские впечатления, разговоры с крепостными крестьянами, наблюдение за жизнью простых людей ложились затем в основу его рассказов, повестей, романов.

Писатель хорошо знал и народные легенды. Так возникает из-под пера «летописца русской действительности» сказ о тульском мастере левше, подковавшем блоху, однако не получившем за это никакой благодарности, покинутом и умершем на грязной больничной койке. Писатель раскрывает смиренную душу русского талантливого умельца, готового пострадать ради Отечества. В своих произведениях он неоднократно обращался к этой теме. Вера в нравственность и силу народа помогла ему создать превосходные творения - «Очарованный странник», «Тупейный художник» и др.



Глава 2. Замысел рассказа.



«Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» был написан в 1881 году, хотя замысел рассказа возник раньше, в 1878 году, когда Лесков гостил в доме оружейного мастера в Сестрорецке. Его заинтересовала прибаутка, которой пользовались в народе, «как англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали, да им назад отослали». Положив в основу своего произведения эту присказку, Лесков изложил легенду о тульском мастере в жанре сказа.



Глава 3. Жанр сказа.



Словарная статья дает такое объяснение этого слова: «Сказ - жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи».



В «Сказе о тульском левше» мы погружаемся в историческую эпоху первой половины XIX века, во времена царствования Александра Павловича и Николая Павловича. Действия происходят вскоре после войны с Наполеоном, упоминается Венский конгресс 1814-1815 годов. В сказе отражены исторические события, а именно: поездка Александра I c Платовым в Англию, посещение ими заводов и фабрик, а так же кунсткамеры.



3.1 Приметы сказа в «Левше».



Читая рассказ Лескова, мы обратили внимание на особенности языка. Так как историю Левши излагает рассказчик, простой человек из народа, то в его речи много неправильностей, просторечий характерных для фольклорных произведений. Новые слова образуются, когда малограмотный человек сталкивается с предметами и понятиями весьма отдаленными от его представлений. Писатель использует прием «народной этимологии» - искажения слова на народный лад: долбица умножения, двухсветная - двухместная, перламут - перламутр, «кислярка», «мелкоскоп», «Аболон Полведерский», «студинг», «клеветон», «Твердеземное море», «тугамент» и др. Иногда мы можем догадаться, что означает это слово, переставив в нем буквы.



Глава 4. Левша - народный герой.



Простой тульский оружейник вызывает не только симпатию, но и глубокое восхищение. В левше одновременно присутствуют черты, как обыкновенного, так и сказочного героя. Левша яркий представитель простого народа. Писатель не зря наделяет мастера столь удивительными умениями. Именно такими талантами на самом деле обладают многие русские люди. Он легко может справиться с самым невероятным по сложности заданием. При этом он воспринимает свою работу как что- то будничное, обыденное. Левша не требует за свои умения какой-либо награды.



4.1 Портрет Левши.



Очень интересны описания внешнего вида тульского мастера («…один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны…»; «… в опорочках, одна штанина в сапог, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегиваются, шиворот разорван»). Да, он беден, убого одет, но он не унижается перед царем, представ в «неприглядном виде», а держит себя с достоинством, толково отвечает на вопросы; он не получил образования, не знает наук, но он прошел суровую школу обучения, отчего у него волосья выдраны.



4.2. Смекалка, трудолюбие и талант левши.



Обладая талантом и смекалкой, левша достиг невозможного: видел то, что другие не могут рассмотреть под микроскопом. Не жалея сил и труда, левша с товарищами взялись поддержать Платова и с ним всю Россия. У них нет даже «мелкоскопа», без которого рассмотреть стальную блоху и то невозможно. Но они смогли пойти дальше английских мастеров. Величие простых людей проявляется во всем - в умении удивить окружающих своей работой, в их скромности. Но как бы ни был искусен левша, его ремесло многое теряет от того, что он творит, по вдохновению, без знаний. Ведь механизм они испортили: блоха больше не танцует.



4.3. Верность Отечеству.



Эпизод пребывания в Англии показывает левшу с новой стороны. В Англии мастеров было не так много, но заботились о них очень усердно: и учеба, и работа, и прекрасное условия для творчества. Англичане хотят склонить левшу остаться у себя, соблазняют его деньгами и невестой. На их предложение дать ему образование, хорошую работу он ответил отказом. Он объясняет это очень просто: своей приверженностью к родине. И рвется домой, все спрашивает на корабле, где Россия, и смотрит в ту сторону. Спешит привести домой важный английский секрет.

Левша едет в Англию без документов, наспех одетый, голодный, что- бы показать русскую смекалку и умение. Этот мастер является для писателя воплощением идеи самоотречения во имя славы Отечества.

А как встречает его родина? Английского шкипера - теплой постелью, докторской заботой. Левшу - кварталом, потому что нет у него «тугамента». Раздели беднягу, уронили затылком о паперт и, пока бегали в поисках доктора, левша уже умер. И перед смертью открыл секрет: не надо ружье изнутри кирпичом чистить! Они стрелять не годятся!

Но не дошел важный секрет до государя. А доброе слово о мастере, который вступился за весь русский народ перед англичанами, сказал англичанин: «У него хоть и шуба овечкина, да душа человечкина».



Глава 5. Трагическая судьба мастера в России XIX века.



Судьба левши поистине трагична. Мастер-самоучка оказался никому не нужен на родине. Замученного и больного кинули умирать. Поэтому в душе читателя остается горькое чувство от униженности и бесправия левши, от безответственного и преступного отношения к нему властей. Ирония Лескова доходит до предела. Он не понимает, почему Русь, рождающая умельцев, своими же руками с ними расправляется. Император Николай и Платов, которые хвастались его умениями перед англичанами, даже не задумались о судьбе этого человека.

Проводя параллель с современной жизнью, хочу отметить, что проблема эта остается актуальной и в наше время. Наши проблемы были косвенно описаны Лесковым в современной ему форме. Время от времени находятся «аглицкие» добродетели, пытающиеся использовать наши таланты во благо своей родины. Любовь ко всему иноземному, уважение и гостеприимство, проявляемые к иностранцам, часто отводят взоры наших политиков от собственного народа. Это оказывает губительное влияние на людей.



Выводы



Проведенное исследование позволило определить позицию автора, определить, что созданный автором образ народного героя содержит в себе широкое обобщение национального характера и показывает главную идею, нравственный смысл жизни человека - жить для других, отдавая всего себя, все силы, талант своим ближним, своему народу, своей земле. Несмотря на то, что сказ о косом левше заканчивается трагически, писатель сохраняет оптимизм и веру в будущее России, где есть такие мастера, как левша. Он выражает гордость за талантливость и патриотизм народа.































































Литература



  1. Э.Л. Безносов, Е.Л.Ерохин. Большой справочник для школьников. «Дрофа»,2014.

  2. Н.В. Смолякова. Русская литература Х1Х века. «Школа ХХ1 век», 2000.

  3. Н.М. Скоркина. Анализ произведения в старших классах. «Учитель - АСТ». Волгоград, 2002.











 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал