7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе (11 класс)

Рабочая программа по литературе (11 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14»







СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

Драгунова Е.М.

«___»___________2015г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МБОУ СОШ № 14

От 04.04.2014 № 204











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА









ПРЕДМЕТ: Литература



КЛАСС: 11



УРОВЕНЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: среднее общее



УЧИТЕЛЬ: Лоськова Тамара Анатольевна



УЧЕБНЫЙ ГОД: 2015-2016



КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ: всего 102 часа в год;

в неделю - 3часа

























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



1. Программа по литературе в 10 классе составлена на основе программы Министерства образования РФ «Программа литературного образования. 5-11 классы» под редакцией В. Я. Коровиной (М. « Просвещение» 2009г. )

2. Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: Коровин В.И.. Литература: Учебник: в 2-частях. Москва: Просвещение, 2008г.



Цели программы обучения: приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

Задачи программы обучения:

-воспитание духовно-развитой личности, осознающей своюпринадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

-освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

-овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.



Количество часов в неделю - 3; всего за год - 105



Учебно-тематическое планирование№ п/п

Разделы, темы

Колич. часов



1.

Русская литература XIX века

2

2.

Русская литература первой половины XIX века

29

3.

Русская литература второй половины XIX века

67

4.

Из литературы народов России

1

5.

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века

2

6.

Заключение

1

Содержание курса



Введение

Русская литература в контексте мировой художест­венной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская лите­ратура; литература, официально не признанная вла­стью; литература Русского зарубежья. Различное и об­щее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и пробле­мы. Проблема нравственного выбора человека и проб­лема ответственности. Тема исторической памяти, на­ционального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.

Литература начала XX века

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобра­зие реализма в русской литературе начала XX века. Че­ловек и эпоха - основная проблема искусства. Направ­ления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искус­ства. Реализм и модернизм, разнообразие литератур­ных стилей, школ, групп.

Писатели-реалисты начала XX века

Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Об­зор.)

Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Оди­ночество» (возможен выбор трех других стихотворений).

Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изыскан­ность словесного рисунка, колорита, сложная гамма на­строений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике

Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествова­ния в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчай­шим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Те­ма любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской про­зе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина.

Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление пред­ставлений).

Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранато­вый браслет» (одно из произведений по выбору). По­этическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и ре­альная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия пове­сти. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любов­ной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый брас­лет». Трагическая история любви Желткова и пробужде­ние души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символиче­ское звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской пси­хологической прозы в творчестве А. И. Куприна.

Теория литературы. Сюжет и фабула эпическо­го произведения (углубление представлений).

Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-по­этические истоки романтической прозы писателя. Проб­лема героя в рассказах Горького. Смысл противопо­ставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».

«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разоб­щения людей. Проблема мнимого и реального преодо­ления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в челове­ка (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сцениче­ская судьба пьесы.

Теория литературы. Социально-философская дра­ма как жанр драматургии (начальные представления).

Серебряный век русской поэзии Символизм

«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережков­ский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Соло­губ.

«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Ива­нов.

Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.

Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.

Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Ка­менщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова - ур­банизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.

Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Бу дем как солнце», «Только любовь», «Семицветник».

Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславян-скому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.

Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Сти­хотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Влияние философии Вл. Соловьева на миро­воззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сбор­ник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).

Акмеизм

Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акме­изм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творче­ства Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Ман­дельштама, М. Кузмина и др.

Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.

Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Ста­рый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Роман­тический герой лирики Гумилева. Яркость, празднич­ность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности суще­ствования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.



Футуризм

Манифесты футуризма. Отрицание литературных тра­диций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофуту­ристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Мая­ковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западно­европейский и русский футуризм. Преодоление футуриз­ма крупнейшими его представителями.

Игорь Северянин (И. В. Лотарев).

Стихотворения из сборников: «Громокипящий ку­бок», «Ананасы в шампанском», «Романтические ро­зы», «Медальоны» (три стихотворения по выбору учи­теля и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчест­ва. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и иро­ния поэта.

Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Фу­туризм (начальные представления).

Изобразительно-выразительные средства художест­венной литературы: тропы, синтаксические фигуры, зву­копись (углубление и закрепление представлений).

Александр Александрович Блок. Жизнь и творче­ство. (Обзор.)

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». (Возможен выбор других стихотворений.)

Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, фило­софии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного ми­ра», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и ре­волюция.

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, слож­ность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочета­емого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность фина­ла. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Бло­ка на русскую поэзию XX века.

Теория литературы. Лирический цикл (стихо­творений). Верлибр (свободный стих). Авторская пози­ция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).

Новокрестьянская поэзия (Обзор)

Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество.

(Обзор.)

Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возмо­жен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцо­ва, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художест­венному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэ­тов с пролетарской поэзией. Художественные и идей­но-нравственные аспекты этой полемики.

Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчест­во. (Обзор.)

Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ко­выль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Ша-ганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Воз­можен выбор трех других стихотворений.)

Всепроникающий лиризм - специфика поэзии Есе­нина. Россия, Русь как главная тема всего его твор­чества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Пе­сенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Коль­цова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий род­ным и любимым -людям.

Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенин­ской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкин­ские мотивы в развитии темы быстротечности человече­ского бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).

Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотвор­ный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).

Литература 20-х годов XX века

Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся).

Общая характеристика литературного процесса. Лите­ратурные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).

Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Ме­режковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандель­штам и др.).

Поиски поэтического языка новой эпохи, экспери­менты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).

Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных со­бытий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ре­мизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавре­нева, «Чапаев» Д. Фурманова).

Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»).

Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).

Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведе­ния являются обязательными для изучения).

«Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.)

Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и ре­волюция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое нова­торство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гипер­боличность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие лю­бовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия по­эта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-но­ватора.

Традиции Маяковского в российской поэзии XX сто­летия.

Теория литературы. Футуризм (развитие пред­ставлений). Тоническое стихосложение (углубление по­нятия). Развитие представлений о рифме: рифма со­ставная (каламбурная), рифма ассонансная.

Литература 30-х годов XX века (Обзор)

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пас­тернака, О. Мандельштама и др.

Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Про­кофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского.

Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.

Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островско­го, В. Луговского и др.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчест­во. (Обзор.)

Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».

(Изучается один из романов - по выбору.) История со­здания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического простран­ства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпи­ческая широта изображенной панорамы и лиризм раз­мышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа.

История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость по­вествования: от символического (библейского или ми­фологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» - апо­логия творчества и идеальной любви в атмосфере отчая­ния и мрака.

Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Ге­те, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).

Теория литературы. Разнообразие типов рома­на в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.

Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчест­во. (Обзор.)

Рассказ «Усомнившийся Макар». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя - мечта­теля и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аске­тичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Теория литературы. Индивидуальный стиль пи­сателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).

Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утеш­но...», «Родная земля» (указанные произведения обя­зательны для изучения).

«Я научилась просто, мудро жить...», «Примор­ский сонет». (Возможен выбор двух других стихотво­рений.) Искренность интонаций и глубокий психоло­гизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахма­товой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музы­кальность стиха. Слиянность темы России и собст­венной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.

Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорб­ного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).

Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творче­ство. (Обзор.)

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Го­мер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть гря­дущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех-четырех других сти­хотворений.)

Культурологические истоки творчества поэта. Сло­во, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философич­ность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообра­зие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX - начале XXI века.

Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы риф­мовки (закрепление понятий).

Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в ру­ке...»), «Кто создан из камня, кто создан из гли­ны...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные произ­ведения обязательны для изучения).

«Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихо­творений.)

Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Иск­ренность лирического монолога-исповеди. Тема творче­ства, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цве­таевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяе­мая трагичностью эпохи (революция, Гражданская вой­на, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этиче­ский максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывате­лей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахма­товой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.

Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление по­нятия).

Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творче­ство. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолохов­ского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, систе­ма нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного челове­ка. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение вы­соких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художествен­ное своеобразие шолоховского романа. Художествен­ное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века. Теория литературы. Роман-эпопея (закрепле­ние понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и нова­торство в художественном творчестве (развитие пред­ставлений).

Литература периода Великой Отечественной войны. (Обзор)

Литература «предгрозья»: два противоположных взгля­да на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, H. Тихонова, М. Иса­ковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатья­нова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский днев­ник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание вы­соких патриотических чувств с глубоко личными, интим­ными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лириче­ской и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.

Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, по­вести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.

Глубочайшие нравственные конфликты, особое на­пряжение в противоборстве характеров, чувств, убеж­дений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон».

Значение литературы периода Великой Отечествен­ной войны для прозы, поэзии, драматургии второй по­ловины XX века.

Литература 50-90-х годов (Обзор)

Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Не­красова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «отте­пели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Возне­сенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. По­эзия, развивающаяся в русле традиций русской клас­сики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Пра­солов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Дру­нина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.

«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Три­фонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.

«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьян­ства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др.

Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркут­ская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В доб­рый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.

Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).

Многообразие оценок литературного процесса в кри­тике и публицистике.

Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержа­тельность, искренность, внимание к личности; методи­ческое богатство, современная ритмика и инструмен­товка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.

Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти ма­тери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные произведения обязательны для изучения).

«В тот день, когда закончилась война...», «Дро­бится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гага­рина». (Возможен выбор двух-трех других стихотворе­ний.)

Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX ве­ка. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувст­во сопричастности к судьбе страны, утверждение высо­ких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность испо­ведальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.

Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэ­зии (развитие представлений). Элегия как жанр лириче­ской поэзии (закрепление понятия).

Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчест­во. (Обзор.)

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и пла­кать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хо­чется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Марбург», «Быть знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема по­эта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление по­стичь мир, «дойти до самой Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с ана­лизом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лириче­ского начал. Образы-символы и сквозные мотивы в ро­мане. Образ главного героя - Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой ро­мана. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.

Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творче­ство. Личность. (Обзор.)

Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Свое­образие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема рус­ского национального характера в контексте трагической эпохи.

Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).

Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возмо­жен выбор двух других рассказов.) Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достовер­ность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследо­вание человеческой природы «в крайне важном, не опи­санном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Ха­рактер повествования. Образ повествователя. Новатор­ство Шаламова-прозаика.

Теория литературы. Новелла (закрепление по­нятия). Психологизм художественной литературы (раз­витие представлений). Традиции и новаторство в худо­жественной литературе (развитие представлений).

Николай Михайлович Рубцов. «Видения на хол­ме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» (или другие стихотворения по выбору учителя и уча­щихся).

Основные темы и мотивы лирики Рубцова - Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драма­тизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.

Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Од­но произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в по­вести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».

Нравственное величие русской женщины, ее самоот­верженность. Связь основных тем повести «Живи и по­мни» с традициями русской классики.

Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Со­нет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»).

(Возможен выбор трех других стихотворений.)

Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литера­турно-поэтических и автобиографических пластов, реа­лий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в вирту­озно организованную стихотворную форму» (В. А. Зай­цев). Традиции русской классической поэзии в творче­стве И. Бродского.

Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).

Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты те­чешь, как река. Странное название...», «Когда мне

невмочь пересилить беду...». (Возможен выбор дру­гих стихотворений.)

Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, об­разы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бар­дов.

Теория литературы. Литературная песня. Ро­манс. Бардовская песня (развитие представлений).

Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Ути­ная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения.)

Проблематика, основной конфликт и система обра­зов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологиче­ская раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Из литературы народов России

Р. Гамзатов. (Обзор.) Соотношение национального и общече­ловеческого в лирике поэта.

Понятие о поэти­ческом мире Р. Гамзатова; изобразительно-выразительные средства его поэзии; воспитывать чувство уважения к культуре других народов

Теория литературы. Национальное и обще­человеческое в художественной литературе (развитие представлений).

Литература конца XX - начала XXI века

Общий обзор произведений последнего десятилетия.

Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Тол­стая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.

Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Ев­тушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.







Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата фактич.

1

Введение. Судьбы России в 20 веке. Основные направления , темы, проблематика русской литературы 20 века.

1





2

И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А. Бунина. Её философичность, лаконизм, изысканность. «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» и другие стихотворения.

1





3

Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально - философским обобщениям. Поэтика рассказа.

1







4

Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально - философским обобщениям. Поэтика рассказа.

1





5

Тема любви в рассказе «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.

1





6

Тема любви в рассказе «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.

1





7

Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы.

1





8

А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Автобиографический и гуманистический характер повести. Изображение мира природы и человека в повести «Олеся».

1





9

Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». Домашнее сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна.

1





10

Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». Домашнее сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна.

1





11

М. Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа.

1





12

М. Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа.

1





13

«На дне» как социально - философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

1





14

Три правды в пьесе «На дне», ее социальная и нравственн0-философская проблематика. Смысл названия пьесы.

1





15

Три правды в пьесе «На дне», ее социальная и нравственн0-философская проблематика. Смысл названия пьесы.

1





16

Письменная работа по творчеству М. Горького.

1





17

Русский символизм и его истоки.

1





18

В.Я. Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений В. Я. Брюсова.



1





19

Лирика поэтов-символистов. К. Д. Бальмонт, А. Белый и другие.

1





20

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.

1





21

Н.С. Гумилёв. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н.С. Гумилёва.

1





22

Н.С. Гумилёв. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н.С. Гумилёва.

1





23

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина. Домашнее сочинение по поэзии Серебряного века.

1





24

А. А, Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о прекрасной Даме».

1





25

Тема страшного мира в лирике А. Блока. «Незнакомка», «В ресторане», «Фабрика». Развитие понятия об образе-символе.

1





26

Тема Родины в лирике А. Блока. «Россия», «Река раскинулась», «На железной дороге».

1





27

Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного мира.

1





28

Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного мира.

1





29

Вн. чт. Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор).

1





30

С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная...», «Письмо матери».

1





31

Тема России в лирике С. Есенина. «Я покинул родимый дом…», «Русь Советская», «Спит ковыль.

Равнина дорогая...», «Возвращение на родину» и др.

1





32

Любовная тема в лирике С. Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ» и др.

1





33

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову, не плачу...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Сорокоуст».

1





34

Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы».

1





35

Литературный процесс 20-х годов.

1





36

Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов.

1





37

Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов.

1





38

Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира.

1





39

В.В. Маяковский Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно».

1





40

Пафос революционного переустройства мира в лирике поэта. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся» и др.

1





41

Своеобразие любовной лирики В. Маяковского. «Лиличка», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».

1





42

Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину». Домашнее сочинение по лирике А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского.

1





43

Литература З0-х годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб 30-х годов.

1





44

М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. М. А. Булгаков и театр. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных».

1





45

История создания, проблемы и герои романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

1





46

История создания, проблемы и герои романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

1





47

Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Анализ эпизода из романа. Домашнее сочинение по творчеству М. А.Булгакова.

1





48

Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Анализ эпизода из романа. Домашнее сочинение по творчеству М. А.Булгакова.

1





49

Зачетная работа за первое полугодие.

1





50

А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Повесть А. П. Платонова «Котлован»: обзор.

1





51

А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Повесть А. П. Платонова «Котлован»: обзор.

1





52

А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А. А. Ахматовой. «Песня последней встречи», «Сжала руки под черной вуалью…».

1





53

Судьба России и судьба поэта в лирике А. А. Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Приморский сонет».

1





54

Поэма А. Ахматовой «Реквием». Трагедия народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

1





55

Поэма А. Ахматовой «Реквием». Трагедия народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

1





56

О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта.

1





57

О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта.

1





58

М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема поэта и поэзии в лирике М. Цветаевой.

1





59

Тема Родины в лирике М. Цветаевой. Домашнее сочинение по лирике А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой или О.Э. Мандельштама.

1





60

М.А. Шолохов. Судьба и творчество. «Донские рассказы».

1





61

Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа.

1





62

Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа.

1





63

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».

1





64

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».

1





65

Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

1





66

Мастерство М.А. Шолохова в романе «Тихий Дон».

1





67

Письменная работа по творчеству М. А. Шолохова.

1





68

Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия.

1





69

Литература второй половины 20 века (обзор). Поэзия 60-х годов.

1





70

Литература второй половины 20 века (обзор). Поэзия 60-х годов.

1





71

Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов. Ю.Бондарев, Г. Бакланов, В.Богомолов, К. Воробьев, В.Быков, Б. Васильев.

1





72

А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика поэта. Размышление о настоящем и будущем Родины. Осмысление темы войны.

1





73

А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика поэта. Размышление о настоящем и будущем Родины. Осмысление темы войны.

1





74

Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Б. Пастернака. Основные темы и мотивы его поэзии. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…».

1





75

Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Б. Пастернака. Основные темы и мотивы его поэзии. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…».

1





76

Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие.

1





77

Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие.

1





78

А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича».

1





79

А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича».

1





80

В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов».

1





81

Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и её художественное своеобразие. «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице».

1





82

«Деревенская» проза в современной литературе. В.П. Астафьев. «Пожар». Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царь-рыбы». Нравственная проблемы романа «Печальный детектив».

1





83

«Деревенская» проза в современной литературе. В.П. Астафьев. «Пожар». Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царь-рыбы». Нравственная проблемы романа «Печальный детектив».

1





84

В.Г. Распутин. Нравственные проблемы произведений «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Последний срок».

1





85

В.Г. Распутин. Нравственные проблемы произведений «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Последний срок».

1





86

И. А.Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта. «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова» «Сонет».

1





87

Б. Ш. Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в лирике поэта. «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река…». Искренность и глубина поэтических интонаций.

1





88

Вн. чт. «Городская» проза в современной литературе. Ю. Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен».

1





89

Вн. чт. Темы и проблемы современной драматургии (А. Володин, А. Арбузов, В. Розов). А. В. Вампилов. Слово о писателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы.

1





90

Вн. чт. Из литературы народов России. М. Карим. Жизнь и творчество. «Подует ветер - все больше листьев…», «Тоска». Отражение вечного и движения жизни.

1





91

Основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и «нереализма», поэзия литературы Русского зарубежья последних лет, возвращенная литература.

1





92

Основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и «нереализма», поэзия литературы Русского зарубежья последних лет, возвращенная литература.

1





93

Основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и «нереализма», поэзия литературы Русского зарубежья последних лет, возвращенная литература.

1





94

Д.Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион». Духовно-нравственные проблемы пьес.

1





95

Д.Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион». Духовно-нравственные проблемы пьес.

1





96

Т. С. Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Многообразие мыслей и настроений стихотворения. Средства создания комического.

1





97

Э. Хемингуэй. Слово о писателе и его романах «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море».

1





98

Э.М. Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования. Своеобразие художественного стиля писателя.

1





99

Проблемы и уроки литературы 20 века.

1





101,102

Консультации по подготовке к экзаменам.

2





103,104



2





105



1









Требования к подготовке учащихся

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

-образную природу словесного искусства;

-общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

-авторов и содержание изученных произведений;

-основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

уметь:

-прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;

-определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

-определять идейную и эстетическую позицию писателя;

-анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;

-оценивать проблематику современной литературы;

-анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;

-различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

-осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

-сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

-находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;

-выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;

-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.



Система оценки достижений планируемых результатов. Критерии оценивания.

1.Формы контроля.

В учебном процессе в различных сочетаниях используются методы устного и письменного контроля. Устный контроль осуществляется в индивидуальной и фронтальной формах.

Письменный контроль осуществляется с помощью контрольной работы, сочинений, классных, домашних, тестов.

По используемым видам контроля знаний выделяются: текущий и итоговый контроль.

Через систему творческих работ (сочинений, анализ стихотворений), а также через проведение контрольных работ и тестов осуществляется текущий контроль знаний.

Итоговый контроль организуется с помощью домашних и классных сочинений.

Организация тематического контроля в форме сочинений и тестов позволяет не только осуществлять контролирующую и оценивающую роль проверки знаний обучающихся, но и содействует реализации программных требований к уровню знаний й, умений и навыков обучающихся.



2. Критерии оценивания письменных и устных работ

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.Балл

Степень выполнения учащимся общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.



Нормы оценки письменных работ

В настоящее время действуют нормы оценки письменных работ, утверждённые Министерством народного образования РФ и опубликованные в сборнике «Программы средней общеобразовательной школы. Литература» (М., 1988) в разделе «Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся».

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Отметка "5" ставится за письменную работу:

глубоко и аргументированно раскрывающую тему, свидетельствующую об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройную по композиции, логичную и последовательную в изложении мыслей; написанную правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.

Отметка "4" ставится за письменную работу:

достаточно полно и убедительно раскрывающую тему, обнаруживающую хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; логичное и последовательное изложение содержания; написанную правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка "3" ставится за письменную работу, в которой:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка "2" ставится за письменную работу, которая:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.



Литература

1.Программа: Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. / Под редакцией В. Я. Коровиной. - М., «Просвещение», 2010.

2.Учебник В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский «Литература». 9 класс. В двух частях. - М., «Просвещение», 2009.

3.Золотарева И. В., Егорова Н. В. «Поурочные разработки по литературе. 9 класс», - М., ВАКО, 2012



ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

протокол №10 от 26.03.2015























































Муниципальное общеобразовательное учреждение

Южноуральская средняя общеобразовательная школа







Утверждаю « _____»_______________

Директор:________________________

/Т.П.Рощепкина/___________________





Согласовано «____»__________________

Зам. Директора по УВР:______________

/О.В.Ротина/_______________________

Рассмотрено на заседании

ШМО «_____»______________

Протокол №________________







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе в 11 классе

на 2011-2012 учебный год

102 часа (3часа в неделю)







Учитель: Дейнега Наталья Николаевна

Стаж: 33 года, категория: первая

Год аттестации: 2007







2011 год





2011 - 2012 учебный год









Раздел I. Пояснительная записка



Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы, опубликованной в «Вестнике образования» в сентябре 2004г. Она основана на новом базисном плане, который отводит на изучение литературы в 11 классе 102 часа. Использована Программа по литературе 5-11 класс (базовый уровень) В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского, В. П. Полухиной. М. «Просвещение». 2006 к учебнику Русская литература XX века. 11 кл в 2-х ч./Под ред. В.П.Журавлева.- М.: Просвещение, 2007

2. Цели изучения курса

Компетенции

Общеучебные

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Предметно-ориентированные

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.



Традиционные формы уроков

Нестандартные формы уроков



Эмоционально-образные

Уроки истолкования (не эмоционально-образные)

Беседа

Композиция

Исследование

Комбинированный урок

Спектакль

Урок с использованием компьютерных технологий

Комментированное чтение

Урок-суд

Практикум

Лекция



Семинар

Смотр знаний



Читательская конференция

Анализ эпизода





Диспут (в методике испол. давно)





Сочинение









Формы контроля: устные сообщения, зачёты, контрольные работы, тестирование, сочинения разнообразных жанров, анализ текста

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • модульное обучение;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)



Раздел II. Учебно-тематический план



Тема

Количество часов

Введение

2

И.А.Бунин

3

А.И.Куприн

4

М.Горький

6

  1. «

«Серебряный век» русской литературы. Символизм

4

А.А.Блок

10

Новокрестьянская поэзия. Н.А.Клюев

1

С.А.Есенин

6

В.В.Маяковский

8

Литературный процесс 20 -х годов XX века.

1

Тема революции и Гражданской войны. А.А.Фадеев «Разгром»

2

Литература 30 - х годов XX века

2

М.А.Булгаков

7

А.П.Платонов

2

А.А.Ахматова

4

М.И.Цветаева

2

О.Э.Мандельштам

1

М.А.Шолохов

8

Литература периода Великой Отечественной войны

2

Литература 50 - 90-х годов XX века

1

Литература Русского зарубежья И.А.Бродский

2

Авторская песня. Булат Окуджава

2

А.Т.Твардовский

2

Б.Л.Пастернак

4

А.И.Солженицын

4

В.Т.Шаламов

1

Н.М.Рубцов

1.

В.П.Астафьев

2

В.Г.Распутин

3

Из литературы народов России. Р.Гамзатов

1.

Вампилов

1

Обзор произведений последнего десятилетия. Постмодернизм.

4

Итоги года.

1



Всего уроков:

102



Раздел III.

Содержание обучения.





Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.





Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения

Программа по литературе 5-11 класс (базовый уровень) В. Я. Коровиной,

В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского, В. П. Полухиной.

М. «Просвещение». 2006

Дополнительная литература

  1. Агеносов В.В. Русская литература 20 века. Методическое пособие М. «Дрофа», 2002

  2. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.

11 класс.II полугодие.- М.: ВАКО, 2006

  1. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе XX века. 11 класс. I полугодие- М.: ВАКО, 2006

  2. Миронова Н.А. Тесты по литературе: к учебнику «Русская литература XX века. В 2-х ч.11 кл.».- М.: Экзамен, 2008

  3. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11кл.-М.:А

  4. Чертов В.ф. Литература 11 класс (Тесты, вопросы, задания по русской литературе

20 века). М. «Просвещение», 2002

  1. Я иду на урок литературы,11 класс М. «Первое сентября»,2002

  2. Преподавание литературы в 11 классе. Книга для учителя М. 2001

  3. .Контрольные и проверочные работы по литературе 9-11 классов

  4. Поэзия серебряного века М. «Дрофа», 1997

  5. Русская литература 20 века. Учебное пособие для поступающих в вузы М. уч.-науч. Центр «Московский лицей»,1995







№ урока

Дата

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Формы контроля

Межпредметные связи

Сопутствующее повторение

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

8

1-2



Введение. Судьба России в 20 веке. Русская литература 20 века. Основные направления, темы и проблемы. Литературный процесс начала 20 века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. Выявление уровня литературного развития учащихся.



2



Тестирование.



История



Литературные направления.



Стр. 10-14

3





И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Лирика, ее философичность, лаконизм и изысканность.



1



Чтение наизусть

стихов, анализ.



История.



Анализ лирического стихотворения.



Наизусть стихи.

4



И.А.Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Социально-философское обобщение.

1

Урок объяснения нового материала.

История.

Символ.

«Чистый понедельник»

5



Тема любви в рассказе «Чистый понедельник».



1

Комплексный анализ текста.

Обществознание.

«Темные аллеи»

«Темные аллеи»

6-7



Рассказы Бунина о любви из сборника «Темные аллеи».







2

Уроки внеклассного чтения.

Музыка

Отзыв

Биография Куприна.

8



А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Изображение мира природы и человека в повести

«Олеся».

1

Чтение, анализ.

Музыка.

Биография.

Стр. 47-56.

9-10



Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет».

2

Хронологическая таблица.

Музыка.

Реализм.

Готовиться к сочинению.

11



Р.р. Сочинение по творчеству Бунина и Куприна.



1

Сочинение.

Русский язык.

Требования к сочинению.

Биография Горького.

12



М.Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль».

1

Сообщение учащихся.

История.

Романтизм.

Читать «На дне».

13





«На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга.



1



Таблица-схема.



ИЗО.



Драма.

«На дне»-2-3 действие.



14-15



Три правды в пьесе «На дне». Ее социальная и нравственно-философская проблематика. Смысл названия.



2

Сообщение учащихся.

Обществознание.

Драма.

Отвечать на вопросы. Готовиться к сочинению.

16



Р.р. Письменная работа по творчеству М. Горького.

1

Урок контроля.

История.

Жанр драмы.

Отвечать на вопросы.

17



Русский символизм и его истоки.

1

Тестирование.

История.

Биография.

Сообщение учащихся.

18



В.Я.Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль его произведений.

1

Анализ стихов.

ИЗО.

Литературные направления.

Сообщение учащихся.

19



Лирика поэтов-символистов. К.Бальмонт, А. Белый.



1

Внекл. чтение.

История.

Анализ лирического стихотворения.

Индивидуальные задания.

20





Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.



1



Лекция.



История, русский язык.



Биография.



Наизусть стихи.

21



Н.С,Гумилев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики.

1

Беседа.



Анализ лирического стихотворения.

Наизусть стихи.

22





Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиск новых поэтических форм в лирике И.Северянина.

1

Семинар.

ИЗО.



Литературные направления.

Готовиться к сочинению.

23



Р.р. Сочинение по поэзии Серебряного века.



1



Русский язык.

Требования к сочинению.

Индивидуальные задания.

24



А.А.Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме».

1

Анализ стихов.

Музыка.

Литературоведческие термины.

Анализ стихов.

25



Тема страшного мира в лирике Блока.

1

Анализ стихов.

ИЗО.

Романтизм.

Наизусть стихи.

26



Тема Родины в лирике Блока.

1

Семинар.

Музыка.

Анализ лирического стихотворения.

Наизусть стихи.

27-28



Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира.

2

Обучение выразительному чтению.

Музыка.

Обучение выразительному чтению.

Готовиться к сочинению.

29



Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А.Клюев. Жизнь и творчество. Обзор.





1



Беседа.



История,

География.



Литературные направления.



Индивидуальные задания.

30



С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика.



1





Семинар.

История.

Анализ лирического стихотворения.

Наизусть стихи.

31



Тема России в лирике Есенина.

1

Семинар.

Музыка.

Требования к сочинению.

Наизусть стихи.

32



Любовная тема в лирике Есенина.

1







Практикум.

Музыка.

Анализ лирического стихотворения.

Наизусть стихи.

33



Тема быстротечности человеческого бытия. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею…», «Мы теперь…», «Сорокоуст».

1

Практикум.

История.

Анализ эпизода.

Индивидуальные задания.

34



Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы»

1

Внекл. чтение

История.

Литературоведческие термины.

Индивидуальные задания.

35



Литературный процесс 20-х годов 20 века.

1

Семинар.

ИЗО.

Литературные направления.

Инд. задания.





36-37





Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов.



2



Семинар.



История, география.



Классическая

русская литература.



Стр. 125-139.

38







Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира.





1





Лекция. Беседа.





История.







Биография.





Наизусть стихи.



39-40



В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики.

2

Лекция. Беседа.





История.





Литературные направления.



Наизусть стихи.



41



Своеобразие любовной лирики Маяковского.

1

Беседа.

Музыка.

Анализ лирического стихотворения.

Подготовиться к семинару.

42



Тема поэта и поэзии.

1

Семинар.

История.

Анализ лирического стихотворения.

Наизусть стихи.

43





Р.р. Сочинение по лирике Блока, Есенина, Маяковского.



1



Лекция. Беседа.



Музыка.



Требования к сочинению.



Индивидуальные задания.

44



Литература 30-х гг. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы.





1



Чтение по ролям. Пересказ содержания.



Музыка.



Биография.



Индивидуальные задания.

45



М. А.Булгаков. Жизнь и творчество. Булгаков и театр. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных».

1

Беседа.

История.

Биография.

Индивидуальные задания.

46-47



История создания, проблемы и герои романа «Мастер и Маргарита».

2

Практикум.

Обществознание.

Отзыв.

Конспект критический статей.

48-49





Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Анализ эпизода из романа. Домашнее сочинение по творчеству Булгакова.

2



Сочинение.



Обществознание.



Требования к сочинению.



Готовиться к сочинению.











50





Зачетная работа за 1 полугодие.



1



Урок контроля.



Русский язык.



Требования к сочинению.



Индивидуальные задания.

51-52



А.П.Платонов. Повесть «Котлован». Обзор.

2

Внекл. чтение.

История.

Отзыв

Отвечать на вопросы.

53



А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Основные темы лирики. Особенности поэтических образов.



1

Лекция. Беседа.

Практикум.

История.

Обучение выразительному чтению.

Наизусть стихи.

54



Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой.

1

Практикум.

ИЗО.

Анализ лирического стихотворения.

Наизусть стихи.

55-56



А. А. Ахматова. Поэма «Ре­квием». Особенности жан­ра и композиции. Роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

2

Практикум.

История.

Анализ лирического стихотворения.

Индивидуальные задания.

57-58



О. Э. Мандельштам. Исто­ризм поэтического мыш­ления, ассоциативная ма­нера письма. Мифологиче­ские и литературные обра­зы в поэзии Мандельштама.



2

Лекция. Практикум.

История.

Обучение выразительному чтению.

Наизусть стихи.



59-60





М. И. Цветаева. Основные темы творчества. Своеоб­разие поэтического стиля.



2



Лекция.



История, русский язык.



Анализ лирического стихотворения.



Готовиться к сочинению.

61



Р.р. Сочинение по творчеству Ахматовой, Мандельштама и Цветаевой.

1

Сочинение.

Русский язык.

Требования к сочинению.

Индивидуальные задания.

62



М. А. Шолохов. Жизнь и творчество. «Донские рассказы»



1

Семинар.

История.

Отзыв

Сообщение учащихся.

63-64



Картины жизни донских казаков на страницах ро­мана «Тихий Дон».

туризм как литературное

2

Практикум.

История.

Эпос.



65-66



«В мире, расколотом на­двое». Гражданская война на Дону. Трагедия Григо­рия Мелехова.

2

Практикум.

История.

Реализм.

Сообщение учащихся.

67



Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

1

Практикум.

Музыка.





68



Мастерство Шолохова в романе «Тихий Дон».

1

Практикум.

ИЗО.

Диалектизмы.

Готовиться к сочинению.

69



Р.р. Сочинение по творчеству Шолохова.

1

Сочинение.

Русский язык.

Требования к сочинению.

Индивидуальные задания.

70-73



Литература периода Великой Отечественной войны.

Новое осмысление военной темы в творчестве В.Некрасова, Ю. Бондарева, К.Воробьева, В.Быкова, М.Шолохова, В.Богомолова, Г. Бакланова, Б.Васильева.



4

Семинар.

История.

Отзыв. Рецензия.

Анализ стихов.

74-75



Литература 50 - 90-х годов. Поэзия 60-х годов.

2

Анализ стихов.

ИЗО.

Отзыв.

Индивидуальные задания.

76-77



А. Т. Твардовский. Фило­софская лирика. Тема па­мяти в лирике поэта.



2

Практикум.

История.

Анализ лирического стихотворения.

Наизусть стихи.

78-79



Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика.



2

Обучение выразительному чтению.

Музыка.

Обучение выразительному чтению.Наизусть стихи.

80-81



Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго».

Тема интеллигенции и револю­ции.





2



Внекл. чтение



История,

География.



Литературные направления.



Чтение и анализ повестей.

82-84



А. Солженицын. Жизнь и творчество. «Матрёнин двор»

«Один день Ивана Денисовича». Тема трагической судьбы чело­века в тоталитарном госу­дарстве.



3





Семинар.

История.

Отзыв.

Индивидуальные задания.

85



В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество писателя. Ис­тория создания книги «Ко­лымские рассказы».



1



Внекл. чтение

История.

Отзыв

Индивидуальные задания.

86



Н. М. Рубцов. Своеобразие художественного мира поэта.





1





Практикум.

Музыка.

Анализ лирического стихотворения.

Сообщение учащихся.

87-88



«Деревенская» проза. В.П.Астафьев «Царь - рыба». Человек и природа.





2

Практикум.

История.

Анализ эпизода.

Отвечать на вопросы.

89-90



В. Г. Распутин. Жизнь и творчество. Повесть «Прощание с Матёрой».

Тема памяти и преемственности поколении.



2

Внекл. чтение

История.

Литературоведческие термины.

Сообщение учащихся.



91





Авторская песня Б. Ш. Окуджава. В. Высоцкий.

Особен­ности «бардовской» по­эзии.





1



Семинар.



История, география.



Классическая

русская литература.



Стр. 125-139.

92



«Городская» проза. Ю.В.Трифонов «Обмен».



1

Внекл. чтение.

История.

Отзыв.

Индивидуальные задания.

93



А. В. Вампилов. Современ­ная драматургия. Психоло­гизм пьесы «Утиная охота».

1

Внекл. чтение.





Драма.



94



Из литературы народов России. Р. Гамзатов. Соотношение национального и общече­ловеческого в лирике поэта.



1

Практикум.

Музыка.

Анализ лирического стихотворения.

Наизусть стихи.

95-96



Обзор литературы послед­него десятилетия. Основ­ные тенденции. Постмо­дернизм.



2

Семинар.

История.

Литературные направления.

Индивидуальные задания.

97-98



Э.М.Хемингуэй. «Прощай, оружие!», «Старик и море».

2

Практикум.

ИЗО.

Отзыв.

Индивидуальные задания.

99



Проблемы и уроки литературы 20 века.

1

Семинар.

История.



Сообщение учащихся.

100-102





Консультации по подготовке к экзаменам.



3

Внекл. чтение.





Русский язык.



Рецензия.























 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал