7


  • Учителю
  • Аналитическая справка по результатам орфоэпического диктанта 9,10, класс.ЕГЭ

Аналитическая справка по результатам орфоэпического диктанта 9,10, класс.ЕГЭ

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Аналитическая справка

по результатам проведения орфоэпического диктанта

в рамках недели русского языка

Будет величайшим преступлением перед культурой,

перед своей Родиной, перед человечеством,

если мы не будем беречь наш язык и позволим себе коверкать его.

К. Г. Паустовский.

Вопросы правильного литературного произношения изучает особая лингвистическая дисциплина - орфоэпия (от греческого orthos - правильный и epos - речь). Орфоэпические правила и рекомендации всегда были в центре внимания филологов-русистов, а также представителей тех профессий, чья деятельность непосредственно связана с публичными выступлениями перед аудиторией: государственных и общественных деятелей, лекторов, дикторов, комментаторов, журналистов, артистов, переводчиков, преподавателей русского и иностранных языков, проповедников, адвокатов. Но в последние годы заметно повысился интерес к проблемам культуры устной речи среди самых различных слоев общества. Этому способствуют социально-экономические изменения в нашей стране, демократизация всех сторон жизни. Приобрела широкое распространение практика трансляции парламентских дебатов и слушаний, выступлений в прямом эфире: государственных деятелей, лидеров партий и движений, политических обозревателей, специалистов в различных областях науки и культуры.

Владение нормами литературного произношения, умение выразительно и правильно оформить звучащую речь постепенно осознается многими как насущная общественная необходимость.

Ошибочное произношение через радио и телевидение «тиражируется» на огромную аудиторию, вольно или невольно усваивается и закрепляется, размывая тем самым необходимое для каждого культурного человека представление о правильности и чистоте речи. Кроме того, наблюдаются определенные негативные социально-психологические последствия ненормативного произношения, которое имеет тенденцию распространяться (особенно в условиях круглосуточного вещания). Поскольку в основной массе слушатель прежде всего обращает внимание на содержательную сторону информации, то звуковая сторона речи им не контролируется, а фиксируется на подсознательном уровне. В этих случаях все, что противоречит сложившейся традиции оформления русской звучащей речи: нарушение интонационного рисунка фразы и текста в целом, неоправданное логическое ударение, не соответствующие естественному «течению» речи паузы, вызывает у слушателя интуитивное чувство протеста, создают ощущение беспокойства, психологического дискомфорта.

Работа над собственным произношением, над повышением произносительной культуры требует от человека определенных знаний в области орфоэпии. Поскольку произношение в значительной мере является автоматизированной стороной речи, то сам себя человек «слышит» хуже, чем других, контролирует свое произношение недостаточно или вообще не контролирует, некритичен в оценке собственного произношения, болезненно воспринимает замечания в этой области. Правила и рекомендации по орфоэпии, отраженные в пособиях, словарях и справочниках, представляются ему излишне категоричными, отличающимися от привычной речевой практики, а распространенные орфоэпические ошибки, наоборот, - весьма безобидными.

Поэтому для успешного овладения орфоэпической нормой или углубления познаний в русском литературном произношении, необходимо с точки зрения методических рекомендаций:

- усвоить основные правила русского литературного произношения;

- научиться слушать свою речь и речь окружающих;

- слушать и изучать образцовое литературное произношение, которым владеют дикторы радио и телевидения, мастера художественного слова;

- осознанно сопоставлять свое произношение с образцовым, анализировать свои ошибки и недочеты;

- исправлять их путем постоянной речевой тренировки при подготовке к публичным выступлениям.

Методика проведения орфоэпических диктантов состоит в том, что на экране компьютера текст с предложениями, в выделенных словах ученики обдумывают постановку ударения. Затем текст зачитывается вслух. После проверки проговариваем слова в замедленном темпе с чётким проговариванием ударения.

Орфоэпический диктант составлен на 93% по словам из орфоэпического словарика ФИПИ.

Методическое обоснование

Внутрипредметные связи. Орфоэпический диктант тесно связан с лексикой, закрепляет принципы русской орфоэпии, помогает решить главную задачу повторения и закрепления навыков произносительных литературных норм.

Межпредметные связи. Используемый материал связан с литературой, историей развития языковых норм, произношением иностранных слов.

Методическая цель: показать методику применения здоровьесберегающих технологий и индивидуально-дифференцированного подхода.

Учебные цели орфоэпического диктанта: формировать навыки правильной речи (нормы ударения и произношения), дальнейшее развитие умения на практике применять полученные знания, обогащать словарный запас учащихся;

Воспитательные цели орфоэпического диктанта: воспитание уважения к литературным произносительным нормам русского языка и желания добиться высокого уровня грамотного письма и речи.

Развивающие цели орфоэпического диктанта: развивать логическое мышление, умение монологического высказывания.

Материальное обеспечение орфоэпического диктанта: компьютер, рабочая тетрадь, презентация, словари.

Виды и методы обучения, используемые на орфоэпическом диктанте.

На орфоэпическом диктанте использовались следующие методы:

  1. Словесный (вид метода - беседа позволяет активизировать работу учащихся, выяснить степень усвоения материала, закрепить и повторить изученное);

  2. Репродуктивный (позволяет повторить и закрепить изученные правила через Презентацию).

  3. Частично-поисковый метод (помогает углубить знания).

  4. Метод языкового анализа (позволяет привить бережное отношение к родному языку).

  5. Объяснительно-иллюстративный (способствует активизации и развитию зрительной памяти).

Таблица результатов



Орфоэпический диктант 9-а класс



ФИ

валИт

жалюзИ

позвонИт

ПозвонЯт

начАться

началАсь

балУют

балОванные

квартАл

тОрта

тОрты

бАнты

мусоропровОд

прАвы

Кол-во прав

% прав

1



































2



































3



































4



































5



































6





































Итого правильно



































%







































Сводная ведомость. Орфоэпический диктант 9-а,10, 11 классы





валИт

жалюзИ

позвонИт

ПозвонЯт

начАться

началАсь

балУют

балОванные

квартАл

тОрта

тОрты

бАнты

мусоропровОд

прАвы

Кол-во прав

% прав

1

9-а

































2

10

































3

11



































Итого прав



































%



































Правило, которому подчиняется постановка ударения в этих словах.



1. валИт- Правила постановки ударений в глаголах. Постановка ударения может зависеть и от значения слова. Например, глагол вали́ть в значениях «заставлять падать, опрокидывать» и разговорное «перекладывать ответственность, вину на кого-либо» в настоящем времени имеет ударение на основе (Лесоруб ва́лит дерево; Подсудимый ва́лит вину на других). Глагол-омоним вали́ть - «идти, двигаться толпой»; «идти, падать или подниматься сплошной массой, потоком» (Народ валит толпой; Снег валит хлопьями) - в настоящем времени имеет два нормативных варианта произношения: основной - с ударением на окончании (вали́т).

2. жалюзИ- Правила постановки ударений в именах существительных. Слова иноязычного происхождения, как правило, в русском языке сохраняют место ударения, какое они имели в языке-источнике. Происхождение слова жалюзи - французское, а поэтому произносится оно с ударением на букву «И». Также необходимо отметить, что слово жалюзи имеет средний род и согласно орфографическому словарю С.И. Ожегова не склоняется.

3. позвонИт- Правила постановки ударений в глаголах. В глаголах, оканчивающихся на -ИТЬ, при спряжении ударение падает на окончания: -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ: дозвонИться - дозвонИшься, дозвонИтся, дозвонИмся, дозвонИтесь, дозвонЯтся. По той же схеме спрягаются глаголы: звонИть, , обзвонИть, перезвонИть, позвонИть. правильно произносятся с ударением на окончании. Согласно современным орфоэпическим нормам русского языка глагол «позвонит» произносится с ударением на последнем слоге.

4. ПозвонЯт- Правила постановки ударений в глаголах. В глаголах, оканчивающихся на -ИТЬ, при спряжении ударение падает на окончания: -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ: дозвонИться - дозвонИшься, дозвонИтся, дозвонИмся, дозвонИтесь, дозвонЯтся. По той же схеме спрягаются глаголы: звонИть, , обзвонИть, перезвонИть, позвонИть. правильно произносятся с ударением на окончании. Согласно современным орфоэпическим нормам русского языка глагол «позвонят» произносится с ударением на последнем слоге.

5. начАться- Правила постановки ударений в глаголах. В другой группе глаголов ударение во всех формах неподвижно, а в женском роде прошедшего времени переходит на окончание: началА. В возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени часто переходит на окончание или суффикс (в глаголах прошедшего времени мужского рода): начАться - началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь. В возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени часто переходит на окончание или суффикс (в глаголах прошедшего времени мужского рода): начАться - началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь.

6. началАсь- Правила постановки ударений в глаголах. В другой группе глаголов ударение во всех формах неподвижно, а в женском роде прошедшего времени переходит на окончание: началА. В возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени часто переходит на окончание или суффикс (в глаголах прошедшего времени мужского рода): начАться - началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь. В возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени часто переходит на окончание или суффикс (в глаголах прошедшего времени мужского рода): начАться - началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь.

7. балУют- Правила постановки ударений в именах существительных. В существительном бАловень ударение падает на корень. Во всех словах, образованных от этого слова, ударение на -БАЛ- НЕ падает: балОванный, баловАть, балУю, балУясь, избалОванный, набаловАть.

8. балОванные- Правила постановки ударений в именах существительных. В существительном бАловень ударение падает на корень. Во всех словах, образованных от этого слова, ударение на -БАЛ- НЕ падает: балОванный, баловАть, балУю, балУясь, избалОванный, набаловАть.

9. квартАл- Правила постановки ударений в именах существительных. Слова иноязычного происхождения, как правило, в русском языке сохраняют место ударения, какое они имели в языке-источнике. Слово «квартал» пришло в русский язык из немецкого (Quartal), которое в свою очередь происходит от латинского quartus - четвёртый. В русском языке оно имеет несколько значений:

-четвертая часть года, временной промежуток в три месяца с января по март, с апреля по июнь, с июля по сентябрь или с октября по декабрь;

-часть города, как правило ограниченная четырьмя пересекающимися друг с другом улицами;

-в специальной терминологии кварталом также называют участок засаженной земли, как правило, прямоугольной формы, а в лесном деле - участок леса, ограниченный просеками;

-устаревшее значение - часть города, вверенная полицейскому подразделению во главе с квартальным надзирателем.

Во всех падежных формах единственного и множественного числа ударение на втором «А» остается неизменным: квартАлы, квартАлом, квартАле и так далее. Также ударение на втором слоге сохраняется и в прилагательном «квартальный» во всех значениях - «квартАльный отчет», «квартАльная застройка», «квартАльная просека».

10. тОрта - Правила постановки ударений в именах существительных. В некоторых существительных ударение является неподвижным и остаётся на корне во всех падежах: тОрт - с тОртом - тОрты - тОртами

11. тОрты- Правила постановки ударений в именах существительных. В некоторых существительных ударение является неподвижным и остаётся на корне во всех падежах: тОрт - с тОртом - тОрты - тОртами

12. бАнты- Правила постановки ударений в именах существительных. В некоторых существительных ударение является неподвижным и остаётся на корне во всех падежах: бАнт - бАнты - с бАнтами

13. мусоропровОд - Правила постановки ударений в именах существительных. В сложных словах со второй частью -провод при общем значении «приспособление для транспортировки какого-либо вещества или энергии» ударение падает на корень -вод-:

бензопровОд, водопровОд, мусоропровОд, светопровОд. НО: электропрОвод, электропрИвод.

14. прАвы- Правила постановки ударений в именах прилагательных. В некоторых частотных прилагательных с подвижным ударением оно падает на корень в полной форме - в единственном и множественном числе; а также в краткой - в мужском и среднем роде. В краткой форме женского рода ударение переходит на окончание: прАвый - прАв - прАво - прАвы - правА

Мы провели наблюдение за тем, как ученики используют в своей речи слова, трудные в произношении. Основная задача заключалась в том, чтобы определить, какие именно слова трудны для произношения. Ориентировались на материал ФИПИ.

Орфоэпический диктант проводился на уроке русского языка. Это задание вызвало большие затруднения в ходе выполнения. Все ученики допустили ошибки в ударении в количестве от одной до шести.

Каковы причины неправильной постановки ударения в этих словах?

1. валИт- место ударения зависит от ситуации, в которой употребляется глагол "валит".

2. жалюзИ- еще одной из причин, вызывающих колебания в ударении, надо считать наличие в нашем языке большого количества иностранных (заимствованных слов). Читая газеты и книги, где ударение обычно не обозначается, некоторые люди запоминают иностранное слово с ударением, свойственным подобным словам в русском языке. В результате чего они говорят жа̀люзи вместо жалюзѝ. Для многих такое произношение слова может показаться не совсем корректным, а почему?

- Во-первых, то, что слово жалюзи не склоняется;

- Во-вторых, как уже было отмечено выше, слово жалюзи произошло от французского и ударение на последнем слоге вызывает некоторые неудобства речи.

3. позвонИт- невнимательность говорящего к своей речи. Например, в просторечии постановка ударения происходит согласно своим законам: люди говорят так, как им удобно (звонишь). С одной стороны, следование нормам ударения в бытовой лексике не обязательно, но, когда просторечные нормы переходят в постоянное употребление - это становится отрицательным явлением.

4. ПозвонЯт-невнимательность говорящего к своей речи. Например, в просторечии постановка ударения происходит согласно своим законам: люди говорят так, как им удобно (звонишь). С одной стороны, следование нормам ударения в бытовой лексике не обязательно, но, когда просторечные нормы переходят в постоянное употребление - это становится отрицательным явлением

5. начАться- причиной неправильной постановки ударения считается просторечие.

6. началАсь- причиной неправильной постановки ударения считается просторечие.

7. балУют- влиянием таких факторов языковой среды, как отсутствие ударения в письменной речи, а также под влиянием просторечия, неправильного произношения слов СМИ.

8. балОванные- влиянием таких факторов языковой среды, как отсутствие ударения в письменной речи, а также под влиянием просторечия, неправильного произношения слов СМИ.

9. квартАл- Слова из речи той или иной профессии (бухгалтера, почтальона, врача) могут являться причинами отклонений от нормы ударения. Привыкнув к профессиональной деятельности, люди продолжают употреблять слова - профессионализмы в повседневной речи, Существует точка зрения, что в слове «квартал» ударение зависит от значения, и что, когда речь идет о промежутке времени, надо говорить «квАртал», во всех прочих случаях - «квартАл». Однако это не так.

Все словари русского языка единодушны: литературное, правильное ударение в слове «квартал» ставится на последнем слоге во всех без исключения значениях этого слова. Произношение «квАртал» считается речевой ошибкой, и составители словарей часто особо подчеркивают, что так говорить неправильно.

10. тОрта- причиной неправильной постановки ударения считается просторечие.

11. тОрты- причиной неправильной постановки ударения считается просторечие.

12. бАнты- причиной неправильной постановки ударения считается просторечие.

13. мусоропровОд- причиной неправильной постановки ударения считается просторечие.

14. прАвы- причиной неправильной постановки ударения считается просторечие.

Почему происходит нарушение ударения?

Причина проста: так как в русском языке нет единых правил постановки ударения, а в устной речи существует большое количество колебаний. Конечно, если в языке ничего не меняется, значит, язык этот мертв. В живом языке постоянно рождаются новые варианты и умирают старые; бывает так: то, что вчера было недопустимо, сегодня становится возможным, а завтра - единственно верным. И если лингвист видит, что норма меняется, он обязан зафиксировать это изменение. Вариативность в словарях появляется неслучайно: нормы русского языка со временем меняются, поэтому рекомендации разных словарей могут отличаться. В устной речи у людей подобные ошибки возникают под влиянием таких факторов языковой среды, как отсутствие ударения в письменной речи, а также под влиянием просторечия, неправильного произношения слов СМИ, местных диалектов, профессионализмов, заимствований. Ошибки могут появляться и по причине невнимательности говорящего к своей речи. Также мы отметили разнобой данных в словарях. Ученик обращается к словарю за точным ответом, но ответы в словарях различаются.

Мы провели опрос учеников и выявили, что слова «торты, торта, банты, балуют, балованный и др.» ребята говорят так, как привыкли дома, как говорят вокруг. Значит, первой причиной неправильной постановки ударения считается просторечие. Вторая причина -влияние диалекта.

Перед нами теперь стоит задача, чтобы в непринужденной и доступной форме помочь ученикам усвоить правильную произносительную норму. Для этого в уроки были включены небольшие «минутки-запоминалки», содержащие слова, трудные для произношения. (Приложение).

Чтобы ученикам было легче, мы составляем рифмовки. С ними запоминание правильного произношения происходит неосознанно и ненавязчиво. Такие задания разрешают ребятам немного повеселиться и в то же время служат для усвоения правильных литературных норм. Кроме того, на уроке есть минутки просмотра видеороликов, например, «Русский язык вместе с Хрюшей».

Работу над постановкой ударения можно вести на любом уроке, где есть текст.

Все слова, в которых ученики допускали ошибки, мы проработали. Ставили их в разные формы, составляли с ними предложения, пропевали стихотворения с этими словами как песенки.

Заключение

-большинство ошибок в постановке ударения появляется из-за просторечия, из-за влияния неправильной речи окружающих.

Итоги работы по задачам:

1. Рассмотрели словари ударений различных видов, сравнили их между собой.

2. Изучили особенности ударения в русском языке.

3. Выявили ошибки в ударении, поняли их причины.

4.Составили подборку материалов для закрепления темы: собрали видеоролики по теме, стихотворения, сочинили собственные стихотворения с трудными словами,

5. Провели работу над ошибками, выучили правильное ударение в словах при помощи собранных материалов.

4. Разработали рекомендации для повышения культуры речи учащихся:

использовать «запоминалки», сочинять стихотворения со сложными словами,

Больше читать, чтобы пополнять свой словарный запас, делать это вполголоса.

Выводы:

В ходе работы было установлено следующее. На речь учеников очень сильно влияет неграмотная речь (то есть просторечие) окружающих: одноклассников, семьи, других людей. Очень тяжело переучить человека, если вокруг него все так говорят. Значит, надо убеждать людей относиться бережно к своему языку. Нарушение ударения - разрушение языка.

Вариативность в словарях появляется неслучайно: нормы русского языка со временем меняются, поэтому рекомендации разных словарей могут отличаться. В устной речи у людей подобные ошибки возникают под влиянием таких факторов языковой среды, как отсутствие ударения в письменной речи, а также под влиянием просторечия, неправильного произношения слов СМИ, местных диалектов, профессионализмов, заимствований. Ошибки могут появляться и по причине невнимательности говорящего к своей речи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Лекант П.А., Леденева В.В.Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М: Издательство Просвещение,2010.

  2. Зарва М.В. Словарь ударений русского языка.50000 трудных случаев. - М: Издательство Феникс, 2010.

  3. Резниченко И. Л. Мой первый словарь русского языка. Произношение и ударение. - М: Издательство АСТ - Пресс, 2013.

  4. Резниченко И. Л. Словарь ударений русского языка. - М: Издательство АСТ - Пресс, 2010.

  5. Розенталь Д.Э.Говорите и пишите по - русски правильно - М.: Издательство: Айрис -Пресс, 2007.

Интернет - ресурсы:

1 Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ www.gramota.ru/

«Ударение.инфо» www.udarenie.info/

2 Ролик «Испытание на ударение» опрос ко дню родного языка arsenyr.livejournal.com/278207.html

3 Ролик «Академия занимательных наук. Словесность. Ударение. Выпуск 30»www.youtube.com/watch?v=vBURixHVXac

4 Ролик «Русский язык вместе с Хрюшей и…Ударение.» www.youtube.com/watch?v=ozl1ZqWRS98&list=PLF7499E873D9FBEE8&index=36

Приложение. Мнемонические правила для запоминания некоторых непопулярных ударений

Стихотворения-запоминалки

валИт

жалюзИ- Хороши и вблизи

На окне жалюзи!

позвонИт-

Вот звонѝт мой телефон,

На весь класс такой трезвон!

У того, кто знаменит , телефон весь день звонит

</ ПозвонЯт- Звони́т звонарь,

Звоня́т в звонок,

Чтоб ты запомнить верно смог

начАться

началАсь

балУют

балОванные

квартАл- День отчётности настал,

Время закрывать квартАл.

тОрта

тОрты- Если любишь есть торты,

То пошире пошей себе шорты.

бАнты- Если есть в тебе таланты,

Завяжи на праздник бАнты.

Без талантов если ты,

Повяжи себе бантЫ.

мусоропровОд- На площадке - хоровод:

Чистят мусоропровод.

прАвы







.Аналитическая справка по результатам орфоэпического диктанта 9,10, класс.ЕГЭАналитическая справка по результатам орфоэпического диктанта 9,10, класс.ЕГЭАналитическая справка по результатам орфоэпического диктанта 9,10, класс.ЕГЭ







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал