7


  • Учителю
  • Кейс №4.Готовимся к ЕГЭ. Сочинение по исходному тексту.

Кейс №4.Готовимся к ЕГЭ. Сочинение по исходному тексту.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Кейс №4. Образцы сочинений-рассуждений.

Текст №1.

(1)Лженаука тесно связана с так называемой оккультной наукой. (2)Оккультная наука допускает существование в космосе или в самом человеке скрытых сил, доступных пониманию только избранных. (3)Поначалу в оккультный строй вошли алхимия, астрология, хиромантия, позднее сюда приобщили парапсихологию, филиппинское врачевание, эффекты ААЯ (аномальные атмосферные явления) и прочие события.

(4)Одни ученые, не тратя долгих слов, выносят поименованные ряды занятий и всё, что связано (или кажется, что связано) с оккультными увлечениями, в раздел псевдоучений, призывая наглухо перекрыть им доступ в науку. (5)Другие более осторожны: не следует заведомо, не учинив специального «досмотра», объявлять одно ложью, а другое - истиной. (6)Тем более запрещать какие-либо темы потому лишь, что кто-то считает их паранаукой.

(7)Ясное дело, декретировать границы дозволенного бессмысленно. (8)Оккультизм как раз и вырастает вблизи явлений, далеко не ясных науке, странных, толкуемых как мистическое и потому антинаучное. (9)3апрет на эксперимент, на наблюдение, на поиск только подогревает ситуацию, плодит слухи и домыслы. (10)Мы пытаемся именно на основе новых результатов «контролировать физику, чтобы не вводить никаких мистических элементов». (11)Пусть не подтвердятся гипотезы, скажем, телепатической связи, путешествующих «космических тарелок», кожного зрения, их изучение поможет не только снять ажиотаж, но и объяснить другие явления, а значит, углубить наши представления о мире. (12)Поэтому было бы опрометчиво чураться таинственного, отгораживая его бетоном запретов. (13)Все загадочное надо изучать. (14)Однако при одном условии: ...

(15)Известно, что немало крупных естествоиспытателей принесли в разное время дань оккультным делам. (16)В течение веков астрологию, например, усиленно культивировали как вполне пристойное занятие, и потому к ней приобщалось немало ученых. (17)Из глубины истории идёт и увлечение алхимией, долгое время остававшейся попечительницей химического знания. (18)Идея телепатического общения оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечественников, заинтриговав В. Бехтерева и К. Циолковского. (19)А известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксаковым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты. (20)Так большие ученые оказались в плену больших оккультных страстей. (21)Но разве повернется язык назвать их лжеучеными?

(22)Никто из них не шел на обман или фабрикацию фактов, никто не страдал научным фанатизмом, способным вывести на путь лженаучных притязаний. (23)«Демаркация» проходит по острию нравственно-этических оценок. (24)Честный исследователь, просто порядочный человек, сохраняющий порядочность и в делах науки, не может, чем бы он ни занимался, оказаться в ряду лжеученых. (25)У него недостаёт для этого известных качеств, зато имеются с избытком такие, которые предохраняют от соблазна дешевой славы. (А. Сухотин)



Сочинение №1.

Существует распространенное мнение: для достижения цели все средства хороши. Всегда ли эти средства и сама цель благородны, этичны? Передо мной размышления А.Сухотина на острую, животрепещущую тему. В данном тексте затронута очень серьёзная проблема: какой путь надо избрать для достижения своей цели? Эта проблема актуальна, поскольку о ней пишут в газетах, говорят на телевидении, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги. Она относится, прежде всего, к категории нравственных, этических проблем. А.Сухотин рассматривает интересующий его вопрос на примере соотношения лженауки и истинной науки, лжеучёных и подлинных учёных. Изучая проблему, публицист приходит к выводу, что на пути к истине, на пути достижения цели человек может заблуждаться, совершать ошибки, выдвигать гипотезы. Даже если этот человек не прав, его нельзя назвать псевдоученым. Авторская позиция ясна: настоящий исследователь должен оставаться во что бы то ни стало честным, порядочным, а не поддаваться соблазну «дешёвой славы». Нельзя не согласиться с мнением А.Сухотина. Если человек для достижения цели избирает ложный путь, путь тщеславия, обмана, расчёта, эгоизма, то его дело, без сомнения, будет обречено на провал. Так, в 2005 году в средствах массовой информации часто сообщали об известном корейском учёном в области клонирования и медицины стволовых клеток Хване. Хван подделал результаты своих экспериментов и отчеты о них, опубликованные в журналах. Что руководило этим человеком? Желание сделать открытия в науке или всё же получить славу учёного, которому впервые успешно удалось клонировать собаку и стволовые клетки человеческих эмбрионов? В конце прошлого, двадцатого века, на экранах телевизоров часто появлялись чудотворцы типа А.Чумака, А.Кашпировского. Разве не было в этом массового внедрения лженауки и, как следствие, массового одурманивания людей? Я думаю, что подобные медики, «психотерапевты», вряд ли руководствуются благородной целью. К сожалению, их так много, что эта проблема выросла до государственных масштабов. Несколько лет назад Российская академия наук организовала даже Комиссию по борьбе с лженаукой. В заключение хотелось бы отметить, что настоящий успех любой области знания, деятельности, любого вида искусства определяется всё-таки, на мой взгляд, нравственными принципами, этическими нормами людей.

Текст №2.



(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь - всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.

(2)- Да нет же, тут другое совсем, - содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.

(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..

(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с

какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, - видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.

(10)Варя сразу наткнулась на главное место.

(11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, - негде было пристроиться, - кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)- Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое - то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, - Варя перевернула страничку.

(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза - на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага... (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём,

словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! - (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. - (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...»

(27)- Да, он очень вырос, твой Родион, ты права... - складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.

(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну. (По Л. Леонову*)







Сочинение №2.



Каждый человек в определенный период жизни проходит путь взросления. Большинство людей взрослеет в течение ряда лет, постепенно набираясь жизненного опыта. Кто-то становится взрослым быстро, совершая, например, какой-либо героический поступок. И лишь у немногих взросление происходит мгновенно, неожиданно. Проблема взросления человека не может оставить равнодушным никого, в том числе и известного русского писателя, автора романа «Русский лес» Леонида Леонова. Она не зависит от времени, от национальной принадлежности человека и от того, жителем какой страны он является. А от чего же зависит взросление? Так, размышляя над причинами запоздалого взросления нынешних молодых людей, можно сказать, что сегодня многие юноши и девушки окружены заботой близких людей, обеспечивающих их материальное благополучие и душевный комфорт, большинство из них не испытывает чувства ответственности за других, не знает войн и голода. А ведь именно война часто делает человека взрослым, заставляя принимать ответственные решения. Так, герой представленного текста становится взрослым именно на войне. Леонид Леонов, размышляя над проблемой взросления человека, показывает условия - необычные, неожиданные - этого взросления. Он утверждает, что необязательно «семь раз кровью облиться», чтобы стать мужчиной.

Порой молодому человеку достаточно получить скромный букетик цветов от маленькой девочки, чтобы почувствовать ответственность не только за себя, но и за таких вот детей, желание защитить их, уберечь от страшной беды. Трудно не согласиться с позицией автора. Взросление может произойти с человеком порой неожиданно, и война часто служит, образно выражаясь, катализатором обретения зрелости. В подтверждение этого можно привести ряд аргументов. Если мы обратимся к роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», то, конечно, вспомним юного Петю Ростова, который в пятнадцать лет, несмотря на уговоры семьи, добровольно отправился на войну с французами, чтобы постоять за Отечество, защитить своих близких от врага. Из повести Валентина Катаева «Сын полка», посвящённой другой Отечественной войне, мы узнаём, что герой её, Ваня Солнцев, потерявший в военное время всех близких и оказавшийся на оккупированной фашистами территории, хлебнувший лиха, попадает наконец на батарею разведчиков, которой командует капитан Енакиев. Он, совем ещё мальчик, став сыном полка, храбро воюет, ходит, рискуя жизнью, в немецкий тыл. Война делает этого ребенка взрослым человеком, готовым постоять за Родину, за жизнь людей. Главное, что объединяет этих столь разных героев, - их мысли, чувства, желание быть нужным своему Отечеству в пору тяжких испытаний. Есть чему поучиться у таких, как Петя Ростов и Ваня Солнцев, есть чему позавидовать многим моим сверстникам!



Текст № 3.



(1) У каждого из нас бывают в жизни такие времена, когда естественная, от природы данная нам одинокость вдруг начинает казаться нам тягостною и горькою: чувствуешь себя всеми покинутым и беспомощным, ищешь друга, а друга нет... (2) И тогда изумлённо и растерянно спрашиваешь себя: как же это так могло случиться, что я всю жизнь любил, боролся и страдал, и, главное, служил великой цели - и не нашёл ни сочувствия, ни понимания, ни друга? (3)Почему единство идеи, взаимное доверие и совместная любовь не связали меня ни с кем в живое единство духа, силы и помощи?..

(4)Тогда в душе просыпается желание узнать, как же слагается жизнь у других людей: находят они себе настоящих друзей или нет? (5)Как же жили люди раньше. до нас? (6)И не утрачено ли начало дружбы именно в наши дни?

(7)Иногда кажется, что именно современный человек решительно не создан для дружбы и не способен к ней. (8)И в конце концов неизбежно приходишь к основному вопросу: что же есть настоящая дружба, в чём она состоит и на чём держится?

(9)Бывает "дружба", основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. (10)Но бывает и "дружба" лести, "дружба" тщестлавия, "дружба" протекции, "дружба" злословия, "дружба" преферанса и "дружба" собутыльничества. (11)Иногда один берёт взаймы, а другой даёт взаймы - и оба считают себя "друзьями". (12)"Рука моет руку", люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они "подружились". (13)Люди сталкиваются друг с другом в жизни и отскакивают друг от друга, подобно деревянным шарам. (14)Таинственная судьба взметает их, как земную пыль, и несёт их через жизненное пространство в неизвестную даль, а они разыгрывают комедию "дружбы" в трагедии всеобщего одиночества. (15)Ибо без живой любви люди подобны мёртвому праху.

(16)Но истинная дружба проламывает это одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. (17)Истинная дружба... (18)Если бы только знать, как она завязывается и возникает... (19)Если бы только люди умели дорожить ею и крепить её...

(20)На свете есть только одна-единственная сила, способная преодолеть одиночество человека: эта сила есть любовь. (21)На свете есть только одна возможность выйти из жизненной пыли и противостать её вихрю; это есть духовная жизнь. (По И.Ильину)*





Сочинение №3.



В статье "О дружбе" русский христианский философ и публицист И.А Ильин рассуждает о важнейших морально-этических темах: об одиночестве и дружбе, любви и духовности. Главная проблема, о которой я буду рассуждать, сформулирована в названии статьи и в 8-ом предложении: "...что же есть настоящая дружба, в чём она состоит и на чём держится?"

В начале статьи автор с горечью говорит, что одиночество свойственно всем творческим людям. Во 2-5 предложениях он пишет о себе, обобщая состояния одиноких людей: "...всю жизнь любил, боролся и ... служил великой цели". Так почему же "единство идеи, взаимное доверие и совместная любовь не связали меня ни с кем в живое единство духа, силы и помощи", - горько вопрошает философ. Была ли дружба "раньше, до нас?" и "не утрачено ли начало дружбы именно в наши дни", - страстно желает знать философ. В 9-15 предложениях автор саркастически классифицирует недружбу, потому что совместны сплетничание, жалобы в жилетку, протекции, совместное злословие, собутыльничество, преферанс, совместное мелкое и крупное мошенничество - это не дружба, а "комедия дружбы в трагедии всеобщего одиночества". Я с этим согласен частично. У принца Гамлета был настоящий верный друг Горацио и два подлых предателя - Розенкрац и Гильденстерн. Примером настоящей крепкой дружбы были отношения воспитанников лицея, в котором учился Пушкин. Стихи и песня крупнейшего барда 20-го века В Высоцкого стали гимном мужской дружбы:

Парня в горы тяни, возьми.

Не бросай одного его.

Пусть он в связке одной с тобой,

Там поймёшь, кто такой.

А дружба князя Болконского и Пьера Безухова?! Разве это не доказательство того, что "истинная дружба проламывает" одиночество, возрождает человека к жизни, активной деятельности и любви. Таким образом, в конце статьи автор сжато формулирует тезисы дружбы, с которыми я полностью согласен. Чтобы дружить, надо уметь любить. Что тоже дар, "ибо без живой любви люди подобны мёртвому праху". И только духовная жизнь способствует крепкой дружбе и глубокой любви.



Текст №4.





(1)Прошло 60 лет после окончания Второй мировой войны... (2)Психологи утверждают, что человеческая память дольше хранит в своих кладовых информацию, связанную с положительными сторонами жизни. (3)Может быть, это потому, что человек всё же рождён для счастья, дружбы и любви, для чего и необходимо ему хранить добрые чувства к окружающему миру и отбрасывать всё то, что провоцирует в нёмозлобленность и ожесточённость.

(4)Уходят всё дальше военные годы, совсем поредели ряды тех, кто был участником войны, а во внешней атрибутике повседневной жизни постепенно исчезает всё то, что напоминает о ней. (5)В целом жизнь Земли нельзя назвать мирной, потому что там и здесь постоянно возникают разной продолжительности и размеров конфликты, локальные войны, в которых льётся кровь и гибнут люди. (6)Но, к счастью, глобального, по масштабам подобного той войне не было за эти 60 лет, и потому подрастает новое поколение, которое сюжеты прошедшей войны могут волновать не более чем боевик-«ужастик». (7)И слава Богу, что уже вырастают люди, не знающие страха неба, бомбоубежищ - всего того, что пережили их бабушки и дедушки. (8)Но для того чтобы они могли принять эстафету борьбы за мир и сохранить его для своего поколения и поколения своих детей, они не должны жить без оглядки.

(9)Так устроен мир, что рядом с добром как-то находит себе место зло. (10)Вот росло у моего дома огромное дерево. (11)Крона роскошная, а подножие напоминало пустынный холмик с засохшей, серого цвета землёй, прорезанной выползающими на поверхность ответвлениями корней. (12)Перестала радовать меня эта картина, и обнесла я подножие каменистой оградкой, посадив в эту же засохшую землю простые, неприхотливые, но очень красивые цветочки. (13)И стали расти цветочки и расцветать неторопливо по законам своей природы. (14)Но меня крайне изумило, что тут же, где ранее ничего не росло, пошёл пышным агрессивным цветом сорняк, который, сколько ни срывай, наступает и наступает, пытаясь вытеснить нежные цветочки или затмить их красоту... (15)Так в природе, и так в мире людей. (16)С этим нельзя не считаться, но с этим и не нужно мириться.

(17)Люди рождены для счастья, мира и любви! (18)Однако появляются среди них силы зла, которые хотят препятствовать гармонии между ними, нарушить их мир и покой. (19)Лев Толстой в «Войне и мире» писал, что зло агрессивно и наступательно, потому силам добра не следует расслабляться и нужно быть готовыми к противостоянию. (20)И именно поэтому нельзя забывать трагические и величественные страницы истории, чтоб извлекать уроки из ошибок и гордиться победами, чтоб хранить и передавать из поколения в поколение опыт, который всегда может понадобиться.

(21)И именно поэтому люди доброй воли, объединяясь в разные формы сообществ, стараются доступными им способами хранить в памяти прошлое, чтобы на его уроках и примерах утверждать принципы человеколюбия, солидарности, дружбы.

(22)Утверждение «Никто не забыт и ничто не забыто!» - это призыв к тому, чтобы никто не был забыт и ничто не было забыто. (23)Это чрезвычайно актуально сейчас, когда миру угрожает беспрецедентный по масштабам и цинизму терроризм.

24)В эпоху глобализации жизни землян тема войны и мира приобретает иные масштабы, неведомые ранее аспекты. (25)И потому именно сегодня обращение к теме Победы актуально как никогда ранее, потому что Великая Победа внесла свою лепту в систему основополагающих вечных, непреходящих ценностей, показав, как могущественны и непобедимы люди Земли, когда они руководимы мудростью поиска путей объединения сил добра и гуманизма против зла и человеконенавистничества. (26)И благодаря этим ценностям, перефразируя Б. Окуджаву, можно сказать, что «Земля ещё вертится», и благодаря им «ещё ...ярок Свет». (По Л. Матрос)



Сочинение №4.



Много лет прошло с той поры, когда над нашей великой Родиной отгремели залпы Победы. Но люди помнят о войне и идут к памятникам воинов, погибших при защите Отечества, и возлагают цветы, вспоминают тех, кто отдал жизнь за мир на Земле. Почему нельзя забывать прошедшую войну? На этот очень важный в современном нестабильном мире вопрос пытается ответить автор. Л. Матрос сетует, что поредели ряды тех, кто был участником войны, исчезает всё то, что напоминает о ней. И хотя жизнь Земли нельзя назвать мирной, выросло поколение людей, не знающих «страха неба, бомбоубежищ». Но рядом с добром находит себе место зло. Автор сравнивает жизнь человеческого общества с природой: рядом с нежными цветочками растут сорняки, она вспоминает Л. Н. Толстого, который в «Войне и мире» писал, что зло агрессивно и наступательно, поэтому «силам добра не следует расслабляться и нужно быть готовыми к противостоянию». Автор, вспоминая о Великой Отечественной войне, благодарит Бога за то, что подрастает новое поколение людей, для которых события прошедшей войны не более чем «боевик - ужастик». Но для того, чтобы сохранить мир«для своего поколения и поколения своих детей, - пишет Л.Матрос, - люди не должны жить без оглядки." Что имеет в виду автор? То, что из повседневной жизни постепенно исчезает все, что напоминает о Второй мировой войне, меркнет память о тех грандиозных событиях, о подвиге народа в священной войне. Писательница убеждает читателей в том, что память играет огромную роль в жизни людей, что нельзя забывать трагические и величественные страницы истории, чтоб извлекать уроки из ошибок и гордиться победами. Точку зрения автора определить не сложно: для того, чтобы царил мир на Земле, необходимо сохранить память о прошлом, чтобы на его уроках и примерах утверждать принципы человеколюбия и дружбы. Я уверен в правоте такого видения уроков истории, потому что мы обязаны помнить о том, какой ценой завоевана Победа, помнить о том, что добро всегда должно побеждать зло. С мнением Л.Матрос трудно не согласиться. Вряд ли кто будет отрицать тот факт, что роль памяти в современном мире, полном цинизма и человеконенавистничества, чрезвычайно велика. Какие аргументы, подтверждающие этот тезис, можно привести? Яркий пример того, что память играет огромную роль в жизни человека, я нахожу в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов, пройдя ад Великой Отечественной войны, потеряв жену и детей, усыновил Ванюшу. Добро победило зло! Читаю, а слезы наворачиваются на глаза. Мы помним своих героев - людей, отстоявших страну, подаривших нам Победу. Яркий пример того, что память играла и играет огромную роль в жизни людей, нахожу в рассказе А.П.Чехова "Студент". Иван Великопольский, студент духовной семинарии, рассказывая случайно встреченным прихожанкам накануне Пасхи евангельский эпизод о предательском отречении Петра от Иисуса, видит, насколько необычна реакция этих женщин: они горько плачут... Семинарист осознает, что память о прошлом неразрывно связана с настоящим. Написав великий роман-эпопею «Война и мир», Лев Толстой напомнил своему народу и всему человечеству об уроках истории и о том, какой ценой оплачена Победа в Отечественной войне 1812 года. И нам, читателям 21 века, настолько очевидны, близки и важны события того времени, что мы словно ощущаем связь со своими предками. Следовательно, роль памяти в жизни общества огромна. В произведении В.Распутина "На поле Куликовом" также поднимается проблема памяти. Вступив на священную землю Куликова поля, где Русь освободилась от рабства, отстояла себя, как нацию, герой очерка поразился своим чувствам и ощущениям. Настолько близко и очевидно стало ему то событие, происходившее несколько веков назад, что он словно ощутил присутствие предков, свою связь с ними. Таким образом, могу сделать вывод, что роль памяти в жизни общества огромна.

Текст №5.



(1) В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец.(2) Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (3) Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4) Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна.(5) Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!» (6)И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности.(7) Всё бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было неприятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. (8) Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! (9) Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. (10) Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.(11) Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. (12) У меня начался отит. (13) От боли я кричала и стучала ладонями по голове. (14)Мама вызвала скорую помощь, и ночью мы поехали в районную больницу.(15) По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь все мы замёрзнем.(16) Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал, и я думала, что у него тоже болят уши.(17) Отец спросил, сколько осталось до райцентра.(18) Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!» (19) Отец подумал и тихо сказал мне: «Нам потребуется всё мужество!» (20) Я на всю жизнь запомнила эти слова, хотя дикая боль кружила меня, как метель снежинку.(21) Он открыл дверцу машины и вышел в ревущую ночь. (22) Дверца захлопнулась за ним, и мне показалось, будто огромное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца. (23) Машину качало порывами ветра, по заиндевевшим стёклам с шуршанием осыпался снег. (24) Я плакала, мама целовала меня холодными губами, молоденькая медсестра обречённо смотрела в непроглядную тьму, а водитель в изнеможении качал головой. (25) НЕ знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо.

(26) Я зажмурилась и сквозь ресницы увидела своего отца. (27) Он взял меня на руки и прижал к себе. (28) Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом. (29) Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30) Тогда никто не придал этому значения. (31) А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких.

(32)…Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу. (33) Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под ёлку и кладёт голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди напряжённой толпы детей свою дочку и весело улыбается ей.(34) Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать. (По Н.Аксёновой)

Сочинение №5.

Почему мы не всегда понимаем наших родителей? Почему стыдимся проявления их глубоких чувств к нам? В своём тексте Н.Аксёнова поднимает проблему непонимания детьми самоотверженной родительской любви. Проблема, затронутая автором, актуальна во все времена. Не зря её относят к разряду «вечных». Трудны взаимоотношения родителей и детей, когда последние не понимают, а зачастую и не хотят понять и принять близких такими, какие они есть. Автор с горечью отмечает, что очень часто дети проявляют душевную чёрствость, даже жестокость по отношению к самым родным и любящим людям. Героиня текста ведёт себя «подчёркнуто холодно» со своим отцом, стыдится его. Самого близкого человека называет «этот нелепый человек с красным носом», «клоун с дурацкой гармошкой». Героиня, жалея саму себя, вынуждена нести «тяжкий крест отцовской несуразности» Н.Аксёнова считает, что без осознания ценности родительской любви невозможно достичь понимания. Я полностью согласна с автором текста. Родители часто страдают от того, что мы отдаляемся от них, не доверяем свои мысли, обижаем невниманием. Осознание самоотверженной родительской любви приходит слишком поздно, когда уже нельзя попросить прощения и улыбнуться в ответ. Это чувство раскаяния испытано героиней текста: «Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать». И дети выросшей героини рассказа с недоумением смотрят на неё, не понимая свою мать. Память обычно сохраняет счастливые и радостные моменты жизни. Мне приятно вспомнить улыбающиеся лица своих родителей, думать об этом, писать. Но я знаю, что мой отец не забудет резких слов, которые я говорила ему много раз; я знаю, что мама остро переживает из-за перепадов моего настроения. Мои родители любят меня всем сердцем, терпеливо перенося трудности моего возраста. Проблема непростых взаимоотношений родителей и детей нашла своё отражение в литературе. Об этом писали и Л.Н.Толстой, и И.С.Тургенев, и А.С.Пушкин. Я же хочу обратиться к пьесе А Вампилова «Старший сын», где автор показывает отношение детей к своему отцу. И сын, и дочь откровенно считают своего отца неудачником, чудаком, равнодушно относятся к его переживаниям и чувствам. Отец всё молчаливо сносит, находит оправдания всем неблагодарным поступкам детей, просит их только об одном: не оставлять его одного. Главный герой пьесы видит, как на глазах разрушается чужая семья, и искренне пытается помочь добрейшему человеку - отцу. Его вмешательство помогает пережить тяжёлый период в отношениях детей к близкому человеку. «Вы все- мои самые лучшие дети,»- растроганно говорит отец, обнимая и «старшего сына». В заключение хочу сказать, как важно вовремя сказать о своей любви к самым родным людям, как важно задержаться на миг, чтобы подарить улыбку маме, тёплые слова папе… Мы должны относиться к своим родителям так, чтобы не жалеть и не раскаиваться, как героиня текста, когда будет поздно. Для этого недостаточно послушания и уважения, для этого необходима наша бескорыстная и самоотверженная любовь.

Текст №6.

(1)Когда я смотрю на свои школьные фотографии, то смущённо улыбаюсь. (2)Неужели робкое, остроносое существо со смешными веснушками на щеках, которое испуганно смотрит на меня близорукими глазами, - это я?!

(3)В школе я всегда была одна. (4)У меня не было подружек, меня сторонились мальчишки. (5)Я до сих пор не знаю, почему так сложилось. (б)Одевалась я вроде со вкусом, умело пользовалась косметикой, училась хорошо. (7)И носа не задирала, как другие отличницы... (8)Но почему-то между мною и одноклассниками словно всегда стояла стена. (9)Сколько я пролила слёз, как больно было мне от того холодного безразличия, которое окружало меня.

(10)Но однажды произошло чудо. (11)Самое настоящее! (12)Как в доброй сказке! (13)Я пришла на первый урок. (14)Ни на кого не глядя, достала из сумки учебник и тетрадь, положила их на стол. (15) И только тут увидела, что из-под крышки стола выглядывает зелёный стебель. (16)Это была роза! (17)От неё пахло озером, и бархатные лепестки таили в себе чьё-то нежное тепло. (18)Рядом лежала открытка с надписью: «Ты самая красивая! (19)Я, задыхаясь от радостного удивления, оглянулась вокруг. (20)Но одноклассники, казалось, были удивлены ещё больше меня. (21)Они, оцепенев, смотрели так, будто увидели чрезвычайно редкий фокус и теперь ждали его разгадки...

(22)С тек пор у меня всё пошло по-другому. (23)Жизнь стала прозрачней и радостной, я знала, что на меня смотрят чьи-то влюбленные глаза, (24)Я окончила школу с золотой медалью, поступила в университет, вышла замуж, родила детей... (25)Каждый раз, когда я приезжала в свой город, я спрашивала бывших одноклассников, не знают ли они того, кто положил мне в парту розу. (26)Но в ответ суровые, солидные дяди только пожимали плечами. (27)Кто же тот неведомый поклонник, который так и не признался мне в своих чувствах? (28)Тайна невесть кем подаренной розы волнует меня до сих пор...

(29)Я лечу в самолёте. (30)Подо мною плывут облака, рядом, в непроницаемой пустоте, сияют звёзды, за ними клубится бесконечность. (31)Я лечу домой, к своим детям, и, глядя в небо, вижу не далёкие звёзды, мерцающие в ночи, а красные розы. (32)Розы, посаженные для таких, как я, которым однажды просто нужно было сказать: «Ты самая красивая!» (33 )Я слизываю с губ тёплую слезу и шепчу «спасибо» доброму волшебнику, который когда-то дотронулся до моей окоченевшей души своей нежностью. (34)Надо мною висит небо, подо мною, озарённая огнями городов, спит земля, а я, словно луч тёплого, доброго солнца, лечу сквозь бесконечность. (По Е. Кочневой)

Сочинение №6.

Некоторые люди очень часто чувствуют себя в обществе « гадким утенком». Но всегда добрым и любимым. Вот и Е. Кочнева в своем тексте поднимает проблему потребности в животворящей силе добра и любви. Какие перемены произошли в душе героини после чуда, с которым она встретилась? Выдвигаемая автором проблема психологическая, затрагивающая очень важный аспект человеческой жизни. Впечатления, полученные человеком в детстве, отношения с ровесниками оказывают глубокое воздействие на его дальнейшую жизнь, определяют его отношение к миру, к людям, к самому себе. Вот и с героиней текста Е.Кочневой произошло чудо, которое изменило всю её дальнейшую жизнь: « Я слизываю с губ теплую слезу и шепчу « спасибо» доброму волшебнику, который когда-то дотронулся до моей окоченевшей души своей нежностью».

С этой авторской мыслью в словах героини невозможно не согласиться, ведь самое важное для человека-это взаимоотношения в обществе, а главное-поддержка и внимание окружающих.Вспомним Веру Шеину, главную героиню повести А. Куприна «Гранатовый браслет». Присланный неизвестным влюбленным подарок- гранатовый браслет- вызвал у Веры бурю негодования. Близкие княгине люди считали бедного телеграфиста, подарившего браслет, ненормальным, маньяком. И когда её тайный поклонник умирает, Вера понимает, что любовь, о которой она мечтала всю свою жизнь, прошла мимо. Однажды я тоже получила в подарок стихи с признанием в любви. Стихи были «сырые», без особой рифмы, но они оставили след в моей душе. К сожалению, я тоже до сих пор не знаю, кто написал эти неумелые, но очень трогательные строки. Как жаль! Кто ты, отзовись! В детстве, в отрочестве мы всегда словно «гадкие утята». А «гадкий утенок» ведь превращается в прекрасного лебедя! Чуда ждет каждый (даже тот, кто этого не признает). Вот завтра открою дверь, а там… И жизнь моя изменится! Точно! Я знаю… Я чувствую…



Текст №7.



(1) Однажды на ферму, где жила стая воробьев, залетел Орел. (2) Воробьи слетелись посмотреть на царя птиц и послушать, что он скажет. (3) И стал рассказывать Орел о других мирах и иной жизни. (4) Слушали, слушали воробьи, но ничего понять не могли. (5) Тогда вышел вперед один воробей и сказал: "Сказываешь ты об интересном, но чуждом нам. Ты бы лучше рассказал о фермах и о том, как протекает жизнь в этих прекрасных местах".

(6) Окинул Орел своим зорким оком окрестность и увидел огромную ферму, в загонах которой толкались толстые, грязные, хрюкающие животные. (7) Одни утаптывали грязь или валялись в ней, другие толкались у кормушек, чавкали и визжали.

(8) И сказал тогда Орел воробьям:

- Я считал воробьев птицами, ибо они наделены крыльями и прилетел к вам, чтобы рассказать о других мирах и позвать с собой в неведомые дали, к непостижимым высотам. (9) Но нашел я, к сожалению, не птиц, а существ с крыльями, которые используют Божий дар, чтобы где-нибудь и как-нибудь перебиться. (10) И летают они не на просторах необъятных, а в загонах, и видят они не миры чудесные, а свинарники, и живут они не с себе подобными, а со стадом свиней. (11) И недостойны они носить гордое имя птицы, ибо нет устремления в их крыльях, в их взоре и в их сердце.

(12) Возмутились такими речами воробьи, тучей взметнулись над Орлом и давай клевать его. (13) Расправил тогда Орел крылья, взмыл в небо и растворился в его высотах, только и донеслось до земли: "Короткое крыло - низкий полет"…

(14) А воробьи вернулись к своим гнездам под крышей фермы и снова защебетали в кустах.

(15) Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. (16) Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется.





Сочинение№7.



Почему люди используют данное им от Бога только для того, чтобы где-нибудь и как-нибудь перебиться, почему не стремятся к непостижимым высотам? Над этими вопросами задумывается автор текста « Орел и воробьи», размышляя о проблеме отсутствия интереса ко всему новому и более современному. Он, приводя в пример птиц, но подразумевая под ними людей, пытается убедить читателя в том, что многие останавливаются на уже приобретенном, живут скучно, однообразно, не стремясь к чему-то неизведанному или недостижимому. Главный герой текста Орел рассказывает Воробьям, живущим на ферме, о других мирах и зовет с собой в неведомые дали. Но маленькие птички с короткими крылышками не понимают его и возмущаются этим речам. «Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется» -- в этом состоит главная мысль текста и позиция автора. Я согласна с его мнением и считаю, что никогда нельзя останавливаться на достигнутом, нужно совершенствоваться и расширять свой кругозор. Докажу это с помощью нескольких примеров. Хотелось бы вспомнить роман И.А.Гончарова «Обломов», в котором главный герой лежит на диване в «четырех стенах» и совсем не хочет «продвигаться вперед», как-то менять свою жизнь в лучшую сторону. Даже любовь не в силах была ничего исправить. Ещё в качестве доказательства к моему мнению и мнению автора можно вспомнить пьесу М. Горького « На дне». Это произведение как нельзя кстати отражает проблему текста-притчи «Орел и воробьи». Главные герои пьесы так же слушают неведомого странника, как и маленькие пташки гордую птицу высокого полета, и так же не понимают красивых речей о чем-то неизведанном и новом. Таким образом, я хочу сказать, что люди не должны использовать данное Богом только для скромного существования. Пускай каждый живет и знает, что есть ещё много интересных вещей на свете. Мы просто обязаны стремиться к новому, к неизведанному, а иначе наш небольшой мирок накроет волна однообразия, серости и скуки.













Текст № 8.



(1)Детская игрушка во все времена оказывала важное влияние на формирование души ребенка. (2) Действительно, она воспитывала терпение и осторожность, ловкость и внимание, ребёнок неосознанно получал представление о причинно-следственных отношениях, о сути человеческих отношений, сложном устройстве мира. (3) Игрушка - духовный образ идеальной жизни, идеального мира, она утверждает добро и предопределяет различение добра и зла. (4) Кроме того, игрушка еще и средство обучения, развлечения и даже лечения.

(5) Но так ли повезло современному ребёнку, на которого буквально обрушивается разнообразный и заманчивый мир игрушек? Конечно, теперь каждый малыш живет в мире, гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник двести, сто и даже тридцать лет назад. (7)В самом деле, вокруг яркие обложки книг, журналов, цветные рекламные щиты на улице, а дома - фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов и форм. (8)Я уже не говорю об экране телевизора, о мониторе компьютера с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических решений. (9)Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. (10)И нежная психика ребёнка не справляется - восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.

(11)К огромному сожалению, современная игрушка по сути своей становится антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира. (12)Психологи хором твердят, что растёт поколение, воспитанное на игрушках, которые наносят непоправимый вред душе ребенка. (13)Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки атрофируют способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию и способствуют накоплению агрессивных фантазий, часто реализуемых ребёнком в жизни по отношению к более слабым. (14)Став взрослым, он, по-моему, уже будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал первые в своей жизни моменты игры и с чьей помощью осуществляется познание мира.

(15)Но ведь игрушка - это не забава. (16) Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, даёт яркие образы мира, и от того, какими они будут, зачастую зависит формирование нравственных качеств личности. (17)Игрушка должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. (18) Нужно учить добру и красоте, мудрости и способности к сопереживанию.





Сочинение №8.



Для чего нужна ребенку игрушка, и какой она должна быть? Над этими вопросами задумывается автор, размышляя о проблеме первоначального восприятия детским сознанием окружающего мира и последующего отражения этого восприятия в деятельности уже сформировавшегося человека. Составитель данного текста, приводя примеры, пытается убедить читателя в том, что игрушка во многом влияет на характер ребенка, она помогает получить представление о причинно-следственных отношениях , о сути человеческого взаимопонимания, о сложном устройстве мира. Автор говорит о современных игрушках, которые становятся по своей сути антиигрушками; в них содержится только идея обладания, а не радостное постижение мира. Такие игрушки способствуют накоплению агрессии и дальнейшему её влиянию на кого-либо. « Но ведь игрушка-это не забава. Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, дает яркие образы мира, и от того, какими они будут, зачастую зависит формирование нравственных качеств личности». В этом состоит позиция автора. Я согласна с его мнением и считаю, что , безусловно, игрушка должна положительно влиять на характер ребёнка, закладывать в него только хорошие человеческие качества. В доказательство к этому приведу несколько примеров. Вспомним повесть В.Г.Короленко « В дурном обществе». В нем умирающей девочке Марусе мальчик из семьи немалого достатка приносит куклу своей сестры. Как кажется, благодаря ей смертельно больная девочка прожила на несколько дней дольше. Игрушка если не спасла, то, по крайней мере, подтолкнула на борьбу с болезнью и просто скрасила последние дни, часы жизни частичкой маленького счастья.Ещё хотелось бы рассказать о моем старом знакомом. С самого рождения своего ребенка он покупал ему только самые современные модели роботов, монстров, компьютерные игры подозрительного содержания. Малыш рос в постоянной агрессии, его восприятие окружающего мира нарушилось. Сейчас этот мальчик учится во втором классе не стремясь к знаниям, а стремясь в общении с одноклассниками обидеть более слабого. Вот и последствия от игрушек, действующих губительно на растущий, развивающийся организм. Хотелось бы посоветовать юным родителям покупать своим отпрыскам только « добрые» игрушки, не вызывающие агрессию и зло. А иначе на Земле не останется добрых людей, способных на действительно человеческие поступки.

Текст № 9.



Чаще всего человек ищет свою мечту, но бывает и так, что мечта находит человека. Как болезнь, как вирус гриппа. Вроде бы никогда Колька Велин не смотрел на небо, затаив дыхание, и голоса птиц, реявших в голубой вышине, не заставляли трепетать его сердце. Он был самым обыкновенным учеником, в меру усидчивым и старательным, в школу ходил без особого задора, на уроках был тише воды, любил рыбачить…

Всё переменилось в один день. Он вдруг решил, что станет лётчиком.

В глухой, далёкой деревне, где до ближайшей станции больше ста километров, где любая поездка становится целым путешествием, сама эта мысль казалась безумием. Жизненная стезя каждого человека здесь была ровной и прямой: после школы мальчики получали права на управление трактором и становились механизаторами, а самые смелые оканчивали водительские курсы и работали в селе шофёрами. Ездить по земле-вот удел человека. А тут летать на самолёте! На Кольку смотрели как на чудака, и отец надеялся, что вздорная идея как-нибудь сама собой улетучится из головы сына. Мало ли чего мы хотим в молодости! Жизнь-жестокая штука, она всё расставит по своим местам и равнодушно, как маляр, закрасит серой краской наши пылкие мечты, нарисованные в юности. Но Колька не сдавался. Ему грезились серебристые крылья, несущие его над влажным снегом облаков, и густой упругий воздух, чистый и холодный, как родниковая вода, наполнял его лёгкие.

После выпускного вечера он отправился на станцию, купил билет до Оренбурга и ночным поездом поехал поступать в лётное училище. Проснулся Колька рано утром от ужаса. Ужас, будто удав, сдавил его окоченевшее тело холодными кольцами и впился своей зубастой пастью в самую грудь. Колька спустился с верхней полки вниз, посмотрел в окно, и ему стало ещё страшнее. Деревья, выступавшие из полумглы, тянули к стеклам кривые руки, узкие просёлки, словно серые степные гадюки, расползались по кустам, и с неба, заполненного до краёв клочьями ободранных туч, фиолетово-чёрной краской стекал на землю сумрак. Куда я еду? Что я там буду делать один? Кольке представилось, что сейчас его высадят и он окажется в беспредельной пустоте необитаемой планеты…

Приехав на вокзал, он в тот же день купил билет на обратную дорогу и через два дня вернулся домой. К его возвращению все отнеслись спокойно, без издёвки, но и без сочувствия. Денег, потраченных на билеты, немного жаль, зато съездил, посмотрел, проверил себя, успокоился, теперь выбросит из головы всякий вздор и станет нормальным человеком. Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю. Камень, птица, мечта-всё возвращается назад…

Колька устроился в лесхоз, женился, сейчас растит двух дочек, в выходные ходит на рыбалку. Сидя на берегу мутной речушки, он смотрит на бесшумно летящие в небесной вышине реактивные самолеты, сразу определяет: вот «МиГ», а вон « Су». Сердце его стонет от щемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц. Но рядом сидят рыбаки, и он пугливо прячет свой взволнованный взгляд, насаживает червячка на крючок, а потом терпеливо ждёт, когда начнёт клевать. ( По С. Мизерову)





Сочинение №9.



В данном тексте С. Мизеров говорит о том, как рождается выбор жизненного пути.

Влияет ли среда на выбор человеком жизненного пути? Что мешает ему сохранить верность своей мечте? Над этими вопросами задумывается автор текста. Над этой нравственной , актуальной для нас проблемой предлагает поразмышлять и нам. С.Мизеров считает, что влияние житейских традиций, привычек часто заставляет человека изменять своей мечте, не позволяет реализовать свои способности до конца. Герой рассказа Колька Велин не смог преодолеть чувство страха перед новым, он предал свою мечту и стал как все.С автором текста трудно не согласиться. Часто человек теряется перед трудностями. А он, на мой взгляд, должен не просто чего-то хотеть, а стремиться к осуществлению своей мечты. И тогда реализовавшаяся мечта сделает жизнь его полнокровнее, интереснее. Герой повести Б. Полевого летчик Алексей Мересьев ( он же Алексей Маресьев в жизни), оставшись без ног, мечтал летать. Сколько пришлось перестрадать ему, чтобы снова сесть за штурвал самолета! Мария из повести В. Закруткина « Матерь человеческая» в невероятно тяжелых условиях, мечтая выжить и сохранить ещё не родившегося ребенка как память о прошлом, смогла преодолеть свой страх и подарить жизнь новому человеку.

Не нужно сдаваться, терять самообладание, а нужно верить в свои силы, в свою мечту, и тогда сердце не будет стонать от «щемящей боли».





Текст № 10.



(1)Как-то раз я спросил у одной художницы, почему это на полотнах старых мастеров лица у детей такие взрослые. (2)Мадонна или просто какая-нибудь женщина держит на руках ребёнка или ведёт его за ручку, телом он совсем маленький, а глаза смотрят серьёзно.

(З)Художница ответила мне примерно так. (4)Старые мастера и вообще большие живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. (5)Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок. (6)И жизнь у него человеческая - трудная, сложная. (7)Конечно, детство - это заря жизни, это счастье. (8)Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт. (9)Вот вы в детстве были счастливы?

(10)Выслушав её, я призадумался. (11)Конечно, какой-то перехлёст был в её словах. (12)Но когда я начал перебирать в памяти грустные и счастливые впечатления своего детства, счастливых оказалось очень мало. (13)И причиной тому были отнюдь не родители, не окружающие, не трудности эпохи. (14)Мне просто некогда было быть счастливым.

(15)Ну а как же тогда быть с «золотым детством»? (16)«3олотое детство» - это прочно затверженная формула.

(17)А что если миф о золотом детстве придумали взрослые дяди и тёти, которые забыли свои детские годы? (18)Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали бы глупые взрослые. (19)Между тем мы живём в обществе людей разумных, талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих - и это во всех областях жизни.

(20)Детство - пора очень напряжённой учёбы («научения», как теперь говорится), пора освоения и усвоения бытия. (21)В детстве жить очень интересно и очень нелегко. (22)Колоссальный поток сведений, ощущений, переживаний вливается в сознание, и во всём надо разобраться, а умственных силёнок и опыта ещё очень мало. (23)Все время ошибки, накладки, просчёты, недоумения. (24)Радость постижения чего-то мгновенно сменяется новыми поисками и новыми ошибками.

(25)Кто-то сказал, что каждый человек - это целый мир. (26)Но фундамент этого мира человек закладывает очень рано. (27)Самые тяжёлые камни нам приходится ворочать в детстве, потом уже пойдут кирпичики. (28)А под старость, с высоты взрослых лет, эти камни начинают казаться нам лёгкими, как пушинки, и мы начинаем вспоминать своё золотое детство. (По В. Шефнеру)



Сочинение №10.



Однажды ночью мне приснился сон: мне пять лет, и я без всяких забот строю замки в песочнице. Утром проснулась с мыслями о том, как хорошо быть маленькой: мама ведет тебя в детский сад, а ты несмело, ещё зевая, топаешь по дорожке, не задумываясь в этот момент ни о чем.Но задуматься пришлось после прочтения текста Вадима Сергеевича Шефнера. Сразу возник закономерный вопрос: почему детство традиционно называют «золотой порой»?Эта социально-нравственная, очень важная, по моему мнению, проблема заставила поразмышлять и автора. Он думает, что по мере того, как происходит накопление человеком жизненного опыта, те трудности, которые он преодолевал в детстве, кажутся незначительными, поэтому детство и представляется беззаботной, «золотой порой».Я согласна с мнением Вадима Шефнера. Ведь это действительно самое прекрасное время в жизни абсолютно каждого человека. Иду по дороге и вижу резвящихся детей. Хочется, очень хочется побегать, попрыгать с ними, окунуться в ту «безоблачную» атмосферу, когда в мире нет ничего, кроме кукол, мячика и мультфильмов.Много раз слышала песню Ю. Шатунова: « Детство, детство, ты куда бежишь? Детство, детство, ты куда спешишь? Не наигрался я ещё с тобой, детство, детство, подожди, постой!». Да, это игра, которая обязательно остается в памяти.А вспомним повесть Л.Толстого « Детство», где великий классик делится яркими воспоминаниями своей «золотой поры».Сейчас мне шестнадцать лет. Через год оканчиваю школу, и для меня навсегда закроются двери детства. Но они не закроются в моем сердце, в моих мыслях, в моей душе.



Текст № 11.



Андрей увидел, как из узких вагонных дверей с вертикальными неудобными ступенями какие-то женщины в белых халатах, военные в бушлатах и сапогах и просто люди в темных ватниках выносили детей и ставили, сажали, а то и клали тут же у рельсов на землю.

--Блокадные… Ленинградские… Из Вологды привезли…- было произнесено в толпе, рядом с Андреем.

Никто никак не среагировал на эти слова. Все знали, что такое блокада и что такое Ленинград. Но было в детях что-то такое, что люди, и не слышавшие последних слов, останавливались и замирали, не в силах оторвать глаз. А на ними подходили всё новые и так стояли, выстроившись на краю платформы и забыв про свой поезд.

Люди видели на войне всё. Их ничем ни удивить, ни поразить было нельзя. Но вот они смотрели, а кто бы посмотрел на них: столько боли, скорби, мучительной жалости, потрясения, страдания, но и горькой радости было в их глазах. Ибо, хоть это были дети войны, жалкие обгарки на черном пепелище, но это были живые; дети, спасенные и вынесенные из гибельного пламени, а это означало возрождение и надежду на будущее, без чего не могло быть дальше жизни и у этих, также разных на платформе людей.

Дети тоже были разные. Но что-то их всех объединяло. Не только необычный цвет лица, сливавшийся с выпавшим снегом, не только глаза, в которых застыл, будто заморозился, навсегдашний ужас блокады, не только странные неразомкнутые рты. Было в них ещё одно, общее-и в облике, и в тех же лицах, и в губах, и в глазах, и ещё в чём-то, что рассмотреть можно было лишь не поодиночке, а только когда они все вместе, и что выражалось в том, как вели они себя по отношению друг к другу и к взрослым, как стояли, как брались за руки, выстраивались в колонну,--и можно выразить так: дети войны. Страшное сочетание двух противоестественных, невозможных рядом слов. Дети здесь своим присутствием выражали самую низкую, самую адскую, разрушительную сущность войны: она била в зародыше, в зачатке по всем другим детям, которые не были рождены, по всем поколениям, которых ещё не было.

Но вот эти, которые стояли теперь колонной, взявшись по двое, готовые отправиться в неведомый путь, ведь выжили же! Выжили! Дай-то бог! Они были посланцы оттуда, из будущего, несущие людям, стоящим на другой стороне платформы, на этой, ещё военной, стороне жизни, надежду на будущее, несмотря ни на что.

Странной колеблющейся тонкой струйкой вслед за худенькой темной женщиной потекли блокадные вдоль рельсов всё дальше и дальше в сторону города. И в каждом крошечном человечке, закутанном в тряпьё, была, несмотря на робкость первых шагов, слабое покачиванье,--отчего живая струйка то растягивалась, то сжималась, и пульсировала, и рвалась, чтобы снова слиться,--неразрывная связь с ближними, друг с другом, с кем они сейчас шли, сцепив синие пальцы так, что никто бы не смог их разомкнуть, но и с людьми на платформе, и с этой беззвучной станцией, и с этой новой обетованной землёй, которая их взрастит. Семя, брошенное в жесткую почву, взойдешь ли, станешь ли шумящим колосом? ( По А. Приставкину)





Сочинение №11.



После прочтения текста А.Приставкина моментально всплыли в памяти слова классика Л.Толстого: « Война не любезность, а самое гадкое в мире дело». Почти каждое предложение текста дает понять основную мысль: «дети… выражали самую низкую, самую адскую, разрушительную сущность войны: она била в зародыше, в зачатке…». Читая эти строки, задумываюсь: а вырастет ли из этих «крошечных людей, закутанных в тряпьё», обессиленных от тяжких испытаний, нормальный человек? Проблема эта психологическая, жизненно важная и актуальная особенно в наши дни. Автор считает, что дети, стоявшие на перроне -«посланцы оттуда, из будущего, несущие людям надежду на будущее». Я согласна с автором. Конечно, горько от того, что дети-« жалкие огарки» войны, но всё же радостно, что они «живые», спасённые, а значит, надежда на лучшее действительно есть. Сжимается сердце, когда вижу с экрана телевизора документальные кадры: измождённые в концлагере дети, торопясь, освобождают ручонки, чтобы показать варварам свой номер. Видя этот ужас, говорю себе: « Да будь ты проклята, война!»До недавнего времени о детях, как о жертвах войны, было написано не так уж много. В памяти лишь Ваня Солнцев из повести «Сын полка» В.Катаева да Кузьмёныши из произведения А.Приставкина « Ночевала тучка золотая».Плачу, читая воспоминания взрослых, уважаемых ныне людей о военном лихолетье, о времени их « счастливого» детства в документальной повести белорусской писательницы С.Алексиевич « Последние свидетели», где название книги говорит само за себя. Это текст-завещание, предостережение, напоминание всем нам! И это текст-надежда: семя, брошенное даже в черствую, жесткую почву, обязательно взрастёт; обязательно вырастет «шумящий колос», ведь жизнь победить нельзя.



Текст № 12.



(1)Певцов было десять человек, только десять. (2)Все в одинаковых чёрных концертных костюмах, белых манишках. (3)И ни тебе инструментов, ни микрофонов, ни эстрадных звукоусилителей и никаких, конечно, световых манипуляторов - просто в зале несколько приглушили свет.

(4)И хотя я был уверен, что сюда собрались слушатели, имеющие представление, что такое капелла, мне стало страшно за певцов. (5)Молодёжь наша привыкла к электронному громогласию, а они - как безоружные солдаты на поле боя.

(6)Певцы стали плотно плечом к плечу, образовав небольшое полукружие. (7)Лица их были спокойны и сосредоточенны. (8)И все они почему-то казались похожими друг на друга. (9)Возможно, потому, что в этот час ими владела общая забота, общая готовность, единый душевный порыв.

(10)И вот по кивку стоящего справа, видимо, ведущего в группе, они запели. (11)И голоса взлетели...

(12)3ал был покорён, зачарован, повергнут в раздумье; каждому представился случай самому примкнуть к тому, что веками слагалось в трагических заблуждениях и озарениях разума. (13)И в то же время воображение увлекало каждого в тот неясный, но всегда до боли желанный мир, слагающийся из собственных воспоминаний, грёз, тоски, укоров совести, из утрат и радостей, изведанных человеком на его жизненном пути.

(14)Я не понимал и, по правде говоря, не очень и желал понимать, что происходило со мной в тот час, что приковало мои мысли, чувства с такой неотразимой силой к этим десятерым певцам, но гимны, которые они распевали, словно исходили от меня, от моих собственных побуждений, от накопившихся болей, тревог и восторгов, до сих пор не находивших во мне выхода, и, освобождаясь от них и одновременно наполняясь новым светом и прозрением, я постигал благодаря искусству этих певцов изначальную сущность музыки.

(15)Когда открытие делаешь для себя, всё в тебе согласно и наступает просветление души. (1б)И на той волне нахлынувшего просветления подумалось вдруг: откуда всё это в человеке - музыка, Песни, молитвы, какая необходимость была и есть в них? (17)Возможно, от подсознательного ощущения трагичности своего пребывания в круговороте жизни, когда всё приходит и всё уходит, вновь приходит и вновь уходит, и человек надеется таким способом выразить, обозначить, увековечить себя. (18)Ведь когда через миллиарды лет планета наша умрёт, померкнет, какое-то мировое сознание, пришедшее из других галактик, должно непременно услышать среди великого безмолвия и пустоты нашу музыку и пение. (19)Жить после жизни - вот что неистребимо вложено в нас от сотворения! (20)Как важно осознавать, как необходимо человеку быть уверенным в том, что такое продление себя возможно в принципе. (21)Наверно, люди додумаются оставить после себя какое-то вечное автоматическое устройство, некий музыкальный вечный двигатель, -это будет антология всего лучшего в культуре человечества.

(22)Жизнь, смерть, любовь, сострадание и вдохновение - всё будет сказано в музыке, ибо в ней, в музыке, мы достигли наивысшей свободы, за которую боролись на протяжении всей истории, начиная с первых проблесков сознания в человеке, но достичь которой нам удалось лишь в ней.(По Ч. Айтматову)



Сочинение №12.



Жизнь, смерть, любовь, сострадание и вдохновение-обо всем этом сказано в музыке, которая способна тронуть самые сокровенные струны человеческой души. В тексте, автором которого является Ч.Айтматов, раскрывается проблема потребности человека в музыке. Какая необходимость была и есть в ней? Какую роль она играет в жизни человека? Выдвигаемая автором проблема глубоко философская, вполне актуальная в наше время. Автор рассказывает о концерте, который он посетил, и о эмоциях, которые испытал в этот момент. Айтматов на собственном примере показывает нам, что музыка, которую мы слушаем, словно исходит от нас, от наших собственных побуждений, от накопившихся болей, тревог и восторгов: « Когда открытие делаешь для себя, все в тебе согласно, и наступает просветление души». С автором сложно не согласиться. Музыка во все времена оказывала мощное воздействие на душу человека, лечила её, помогала лучше понять себя и окружающий мир. Вспомним повесть В.Г.Короленко «Слепой музыкант». Главный герой Петр Попельский был слеп, у него не было друзей, но он брал силы для продолжения жизни из музыки, сочиненных им же музыкальных композициях. Петр стал известным пианистом. В наше время молодежь привыкла к электронному громогласию. У каждого слушателя свои предпочтения в музыке, ведь сейчас существует большое разнообразие музыкальных направлений. Все они очень отличаются друг от друга, но схожи в одном-дают толчок к творческому воображению. Я тоже очень люблю музыку. Когда у меня плохое настроение или появляются какие-то трудности, я включаю тихую мелодию и успокаиваюсь, ведь красивая музыка придает силы и желание хорошо жить.



Текст № 13.



(1)Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались ещё кой в чём другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. (2)Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. (З)Француз или немец век не смекнёт и не поймёт всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. (4)У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, - словом, хоть восходи до миллиона, всё найдутся оттенки. (5)Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцелярии. (б)Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчинённых, - да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! (7)Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8)Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. (9)В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку. (10)«Да это не Иван Петрович, - говоришь, глядя на него. - Иван Петрович выше ростом, а этот и низенький, и худенький; тот говорит громко, басит и никогда не смеётся, а этот чёрт знает что: пищит птицей и всё смеётся». (11)Подходишь ближе, глядишь - точно Иван Петрович! (12)«Эхе-хе!» - думаешь себе...(Н.В.Гоголь)



Сочинение №13.



В своем тексте Н.В.Гоголь показывает нам «оттенки и тонкости» обращения между собой чиновников разного уровня, сравнивает их с французскими и немецкими. Явно возникает проблема подлинных и мнимых ценностей в жизни общества. Автор в ирочной форме описывает преображение чиновников в зависимости от обстоятельств, в которых они пребывают. То они похожи на орлов, то на мух. Все дело в том, каков ранг того или иного служащего. Я думаю, что эта проблема существует давно и будет ещё существовать, пока в обществе приветствуется подхалимство и боголепство к «начальнику». Любой современный рабочий человек должен четко и в полном объеме выполнять свои обязанности. А продвижение по служебной лестнице должны зависеть только от его стараний, умений и, конечно, трудолюбия. Замечательное произведение Н.В.Гоголя «Ревизор» очень ярко и пронзительно раскрывает эту проблему, показывает нам отношения чиновников одного из уездных городов к мнимому ревизору. Вот где в полной мере раскрылось и боголепство, и подхалимство! Очень показателен пример Чацкого из произведения А.С.Грибоедова «Горе от ума». Слова этого персонажа: «Служить бы рад-прислуживаться тошно»-живы и по сей день. Да и чеховский «хамелеон», к сожалению, все еще шагает по стране. С.Михалков, всемирно известный автор детских стихов и российского гимна, говорил так: « У каждой бумажки должны быть ноги». Он подразумевал то, что с каждой просьбой нужно ходить по инстанциям самому, а иногда не единожды, и, чаще, не с пустыми руками. Возвращаясь к Н.В.Гоголю нужно отметить, что в своих произведениях он жестко и мудро высмеивал таких чиновников, у которых истинное служение Родине заменялось боязнью перед начальством.



Текст № 14.



(1)Осенью лес молчит. (2)Такая тишина. (3)3а сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. (4)В предчувствии холодов умолкли птицы. (5)Ни звука. (6)В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. (7)Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.

(8)Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (9)Дятел работал без устали. (10)На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». (11)В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (12)Я спрятался за куст, любуясь работой. (13)Дятел косился вниз, но продолжал работать. (14)В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. (15)Из кустов орешника грянул выстрел - дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. (16)Дятел не успел проглотить личинку - она так и осталась белеть в окровавленном клюве.

(17)Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (18)Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (19)В довершение всего он не знал, что делать с птицей.

(20) - Зачем?

(21) - А просто так...

(22)Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.

(23)Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? (24)Кто должен научить их беречь и любить природу? (25)Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив?





Сочинение №14.





Проблема взаимоотношений человека и природы актуальна в наше время. Как много слов уже сказали и как еще много будет сказано об этом. В данном тексте автор раскрывает проблему безответственного отношения человека к природе. Как часто мы задумываемся над этим? И задумываемся ли вообще, губя беспощадно то, что нас окружает? Выдвигаемая автором проблема глубоко нравственная, затрагивающая очень важный аспект человеческой жизни и природы-их взаимоотношение. Писатель рассказывает о размеренной жизни леса, которую уничтожает «грянувший выстрел».Мы, безусловно, согласимся с автором. Бездумное уничтожение природы ведет к гибели всего живого.Эта проблема ярко выражена в стихотворении С.А.Есенина «Песнь о собаке», где говорится о беспощадном уничтожении человеком ни в чем не повинных кутят.Однажды на улице я увидела, как мальчишки вытащили из гнезда птенца и бросили его на дорогу. (Так же беспощадно семнадцатилетний парень застрелил дятла в лесу). Мне стало жаль птенчика, и я положила его обратно в гнездышко на дереве. Из средств массовой информации мы узнаем часто о том, как контрабандисты ради наживы в ужасных условиях перевозят из региона в регион редкие исчезающие виды птиц и млекопитающих.

Так «кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? Кто должен научить их и всех нас беречь и любить природу? Кто должен разъяснить нам, что лес без птиц скучен и неприветлив?»





Текст№15.





Мы знаем молитвы такие,

Что сердцу легко по ночам;

И гордые музы России

Незримо сопутствуют нам...

(Б. Набоков)

(1)В последнее время часто слышны рассуждения видных общественных деятелей, людей искусства и науки о поисках спасительной «национальной идеи», которая могла бы сплотить россиян в созидании своего будущего.

(2)Что же, рассуждения эти насущны! (3)Но разговоры разговорами, а безумный конвейер духовного оскудения нации, в котором повинны многие программы ТВ, огромная часть интернет-индустрии, печатный бизнес, похоже, не оставляет шанса никаким духоподъёмным «идеям». (4)Повинны в этом, разумеется, не сами телекамеры, компьютеры или печатные станки, а, собственно, люди, управляющие ими.

(5)Припоминая, какую изжогу у либеральной прослойки вызвала попытка Русской православной церкви ввести в школах России курс основ православной культуры, изумляюсь весьма нервной реакции на предмет оного части научной общественности страны.

(6)Нынче страсти вскипают вновь! (7)Причиной тому - предложение Президента РФ о проведении в ряде регионов страны эксперимента по преподаванию в школе основ религиозной культуры и светской этики.

(8)Не погружаясь в пучину нового идеологического противостояния, не могу, однако, не заметить: тех, кто не желает просветления своего народа, не становится меньше. (Э)Удивительно, но, проклиная советское прошлое за гибель в 1917 году «старой доброй России», они отвергают сегодня то, на чём она, так сказать, стояла.

(10)К слову, о прошлом: в нём у России предостаточно ярких примеров содержательной, нравственной жизни. (11)Вот, скажем, художественно-интеллектуальные салоны начала XIX века. (12)Если угодно, это были своего рода эффективные коммуникативные модели, поставляющие интеллектуальную пищу для лучших умов России, пестующие высокие идеалы в искусстве, науке, просвещении. (13)Чем не кладезь для ищущих «национальные идеи»?

(14)Не много нужно усилий для того, чтобы «почувствовать разницу», а точнее, степень нашего сегодняшнего падения, - достаточно нажать кнопку телепульта и попасть, к примеру, в «салон» Ксении Собчак в программе «Дом 2».

(15)Что же нужно делать, чтобы «гордые музы России» из набоковского эпиграфа к этим заметкам сопутствовали ЕЙ и сегодня? (16)Может, начать с малого - помнить о них, на них, гордых и высоких, равняться...

(17)Как, впрочем, и на другие примеры из нашего великого прошлого. (По Г. Рогову)





Сочинение №15.



Прошлое неразрывно связано с настоящим. В чем-то происходит развитие, совершенствование, а в чем-то - регресс, деградация. Сравнивая "сегодня" и "вчера" нашей страны, хочется разобраться в духовно-нравственной культуре нации, которая задает тон развитию общества в целом. В приведенном тексте Герман Рогов поднимает проблему духовного оскудения нации. Почему же так происходит? В современном обществе стали очень популярными средства массовой информации, через которые льются потоки безнравственных мыслей, меняющих в худшую сторону мировоззрение людей. Эти мысли "не оставляют шанса никаким духоподъемным идеям". Россия деградирует в духовно-нравственном отношении особенно прогрессивно в наше время - время свободного распространения информации. Сегодня проблема духовного оскудения нации является одной из наиболее важных. Автор считает, что нужно равняться на примеры из прошлого нашей страны, помнить и не забывать о них. Это позволит восстановить утраченную национальную нравственность. Я не согласна с мнением автора. В прошлом России было немало и безнравственных примеров, на которые равняться не нужно, а современные люди не хуже своих предшественников. Г.Рогов упоминает о художественно-интеллектуальных салонах начала девятнадцатого века и считает их "кладезями национальных идей". Не могу с ним согласиться. Да, это лучше, чем современные "ассамблеи" в клубах, но в описанных автором салонах есть и минусы. К примеру, Л.Толстой в романе "Война и мир" рассказывает о салонах того времени: Анны Шерер, Элен, которые почти утратили одно из главных национальных достояний - русский язык. Эти люди не только говорили, но и думали по-французски. Может, они и развивались в интеллектуальном плане, но деградировали в нравственном, так как пренебрегали национальной ценностью - русским языком. Таким образом, я думаю, что салоны девятнадцатого века нельзя назвать примером высокой нравственности Современный писатель В.Солоухин в "Черных досках" касается того, что было в двадцатом веке. А было вот что: почерневшими от времени досками забивали двери и окна церквей, храмы закрывали и уничтожали. Некоторые церкви все-таки уцелели. Сохранившиеся в них черные доски, как выяснилось, - это иконы, написанные несколько веков назад. Современники их реставрируют, восстанавливая историческую память о том времени, когда иконы были созданы, стараются возродить утраченную в двадцатом веке духовность. Поэтому я считаю, что наше поколение не хуже, чем прошлое. О проблеме духовного оскудения нации говорят много. Наверное, неспроста. Значит, есть на то причины. Тем не менее, я не думаю, что прошлое лучше настоящего.





























21





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал