7


  • Учителю
  • Анализ стихотворения В.Соловьёва Панмонголизм

Анализ стихотворения В.Соловьёва Панмонголизм

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





















Со мною рядом слово Бога





О путях духовного развития школьников

(из опыта работы учителя-словесника)





Подготовила Потагина Т.К.,

учитель русского языка и

литературы МОУ СОШ № 1

им. М.Аверина г.Валдай

















2007г.





















Проблемы духовности в русской литературе XIX века

Доклад









Подготовила Потагина Т.К.,

учитель русского языка и

литературы МОУ СОШ № 1

им. М.Аверина г.Валдай

















2007г.









План

  1. Особая роль русской литературы

    1. Литература- духовный вождь нации

    2. Внутреннее единство художника слова с народом

  2. Цель литературы эпохи Просвещения - воздействие на разум. («Недоросль» Д.И.Фонвизина)

  3. Духовность - не просвещенность, а посвящённость в тайну Истины

  4. Средоточие духовности - душа человека

  5. Одухотворение - осмысление человеком себя и собственной жизни

  6. Бездуховность - обращенность к плотским началам бытия

  7. Возможность духовного возрождения - проявление гуманизма русской литературы

  8. Духовное возрождение возможно, если человек уверует в Христа и примет его нравственные устои

  9. Тема веры в романах Ф.М.Достоевского

9.1.Неверующие

9.2. Сомневающиеся

9.3.Равнодушные

10. Духовная связь между «детьми» и «отцами»

11. Пути к духовному возвышению

11.1.Путь аскезы и подвижничества

11.2.Твердое исполнения заповеди любви и христианства

11.3. Обостренное самопознание, собирание самого себя к сердечному центру

11.4. Соприкосновение с красотой мироздания

12. Непреходящая общечеловеческая ценность русской литературы





Анализ стихотворения В.Соловьева «Панмонголизм»

Темучин, герой фильма Серегея Бодрова «Монгол», говорит сыну: «Настанет такое время, когда весь мир будет говорить по-монгольски». Это, вероятно, и было бы время «панмонголизма». Стихотворение В.Соловьёва помогает понять не только идею фильма, которая, по-моему, сводится к тому, что нравственность может и должна быть привита силой, если человек не в состоянии укротить греховную плоть, но и библейскую жестокость «во благо» справедливости и добра. Закон жизни, завет любви важен для всех! Отсюда обязательность единения, о котором в русской литературе идет речь со времен «Слова о полку Игореве», именно оно могло спасти Русь. Русские князья должны были объединить свои войска. Да, конечно! Но не это главное. Куда важнее было объединиться вокруг Закона Божьего, жить в любви со всем христианским миром. На мой взгляд, В.Соловьев - преемник автора «Слова», один из духовных вождей, пробудивший жажду идеала у прогрессивных читателей.

Слово «панмонголизм» вынесено в название стихотворения и начинает его. Оформленное как риторическое восклицание, слово «панмонголизм», режущее слух, становится одним из двух эмоциональных центров текста, олицетворяющим собой «орудие Божьей кары». «Народ безвестный и чужой» «храним» нездешней силой», «рой пробудившихся племен «неисчислим» и ненасытен». В этих гиперболизированных образах чувствуется отрицательное отношение автора к пришедшим «с восточных островов». Метафоры тьмы полков», «рой племен», сравнение «как саранча» создают представление о грозной силе, которая, как это ни странно, призвана восстановить «завет любви».

Стихотворение построено на антитезе. На второй чаше весов лежит идея возможной гибели христианского мира, не устоявшего перед соблазном греха. Велик Бог и его заветы. Всякий народ, забывший их, ждет кара. За безбожие, за то что «отреклися от Мессии иерей и князь, народ и царь». Но путь к спасению есть!

Противоречивые чувства испытывает читатель. «Дикость» панмонголизма сродни националистической идее Гитлера, стремившегося, как и Чингисхан, завоевать мир, возвеличить арийскую расу. Но (вдумайтесь!) когда появляется идея Гитлера? Для России это чёрные времена сталинских репрессий, которые стали причиной ли? следствием ли? духовного обнищания нации, поправшей христианскую веру. Вот почему «дикое имя» «ласкает слух» автора: «панмонголизм» - орудие кары и указующий перст к спасению. Спасение «в смирении и в страхе», в страхе перед Творцом.

Владимир Сергеевич Соловьев был не только величайшим русским философом своего времени и талантливым поэтом, но еще и политическим аналитиком. В стихотворении «Панмонголизм» предрекаемое падение третьего Рима, свидетельствующее о приближении апокалипсических времен, сопоставляется с завоеванием Константинополя мусульманами. Силой, несущей возмездие, Соловьев считает японцев, "вождей с восточных островов", нанесших сокрушительное поражение Китаю в войне 1894-1895 гг., Когда в 1894 г. началась японско-китайская война, Соловьев отдыхал на озере Иматра в Финляндии, здесь до него дошли вести о военных триумфах Японии. Здесь он и написал стихотворение «Панмонголизм». Опубликованное лишь в 1905 г., стихотворение - высшая точка Соловьевских обличений безверия и «зоологического национализма», готовящих погибель России.

«Панмонголизм» В.Соловьёва воспринимался его современниками как пророчество, как строгое предостережение. К сожалению, «воз и ныне там». Идеи национализма - черта нашего времени. При видимой обращенности к христианским ценностям мир, скорее, похож на «растленную Византию». Неслучайно В.Соловьев взял первую строфу стихотворения в качестве эпиграфа к «Краткой повести об антихристе». Идея панмонголизма творчески разрабатывалась А. Белым, Вяч. Ивановым, В.Брюсовым, А.Блоком. Это говорит о том, что проблема, поднятая В.Соловьевым, из числа вечных.

В который раз перечитывая стихотворение В.Соловьёва «Панмонголизм», я представляю себе автора-оратора, разделяющего судьбу своего народа, но стремящегося вывести его на спасительный путь христианской веры. Его поэтический монолог - размышление и призыв - обращены к живущим.











 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал