7


  • Учителю
  • классный час на тему 'О смысле жизни'

классный час на тему 'О смысле жизни'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

О смысле жизни.

Эта тема - тема «вечная». Она - главная в Библии.

По Библии, каждый человек рождается с определённой целью, и за время, отведённое ему, он должен выполнить то, что ему предназначено. Следовательно, чем раньше каждый из нас сумеет понять смысл своего бытия, тем успешнее начнёт реализовывать личную программу. Личность тем грандиознее, чем большие цели для земной жизни имела и исполнила.

Вот цель прихода на Землю Иоанна Предтечи:

И многих сынов Израилевых обратит он к Господу Богу их;

И предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокорливым образ мыслей праведников; дабы представить Господу народ приготовленный.
[Лк. 1, 16-17]

Из Евангелия в Евангелие проходит в чёткой афористической форме мысль о предназначении Иисуса Христа:

Мне должно делать дела Пославшего меня; доколе есть день, приходит ночь, когда никто не может делать.

Доколе Я в мире, Я свет миру.
[Иоанн 9; 4-5]

Поняв своё предназначение, человек не должен сворачивать с избранного пути. Реализовав себя, он переживает чувство удовлетворения, в малой степени похожее на то, которое испытал Иисус Христос:

Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.
[Ин. 17; 4]

Как эту проблему решает русская литература?

Начнём с древнерусской. Вот что о ней сказал Д.С. Лихачёв:

«Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета, этот сюжет - мировая история, и эта тема - смысл человеческой жизни».

О мировосприятии человека Древней Руси он писал так:

«Чувство значительности происходящего, значительности всего временного, значительности истории человеческого бытия не покидало древнерусского человека ни в жизни, ни в искусстве, ни в литературе».

Человек, живя в мире, помнил о мире в целом как огромном единстве, ощущал своё место в этом мире. Его дом располагался красным углом на восток. По смерти его клали в могилу головой на запад, чтобы лицом он встречал. Его церкви были обращены алтарями навстречу возникающему дню. В храме росписи напоминали ему о событиях Ветхого и Нового Заветов, собирали вокруг него мир святости: святых воинов внизу, мучеников повыше; в куполе изображалась сцена вознесения Христа, на парусах сводов, поддерживающих купол… Церковь была микромиром и вместе с тем она была макрочеловеком. У ней была глава, под главой шея барабан, плечи. Окна были очами храма (око). Над окнами были «бровки».

Большой мир и малый, вселенная и человек! Всё взаимосвязано, всё значительно, всё напоминает человеку о смысле существования, о величии мира и значительности судьбы человека».
[Ст. «Великое наследие»]

Весь русский народ тогда целью своего земного бытия считал спасение души.

Человек Древней Руси понимал, что в мире всё совершается не только почему-то, но и для чего-то; и не столько людьми, сколько через людей.

Но и в русской литературе нового времени проблема смысла жизни человека - главная.

А.С. Пушкин упрекает главного героя романа Евгения Онегина как раз в том, что у него нет цели в жизни, живёт, растрачивая впустую силы, время:

Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел…

А ведь наступает возраст серьёзных планов, да и не только планов, но и свершений. Его «свершение» - убийство друга. Это не свершение, а преступление.

Печорин, герой романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» накануне дуэли рассуждает о своей жизни, подводит итог. Он тоже неутешителен:

«… Зачем я жил? для какой цели я родился? А верно она существовала, и верно было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе силы необъятные; но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел твёрд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни».

Эта его запись в дневнике от 16 июля. Его вопросы к самому себе говорят о том, что он знал: у каждого человека есть своё предназначение, знал и то, что для исполнения его Господь даёт средства и силы. Если ему даны были силы необъятные, то он верно предполагает, что цель его жизни, видимо, действительно была высокой. Не захотел понять своей цели и исполнить.

Слова, сказанные А.С. Пушкиным в адрес Е. Онегина, можно целиком отнести, ничего не меняя, ни одного слова не выбрасывая, к Печорину. И этот преступник, но оправдывающий себя, в отличие от Онегина.

В романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева о Павле Петровиче читаем: «А в это мгновение целая погибшая жизнь в нём трепетала». Он - Печорин, только меньших размеров.

Базаров сам решил, не обращаясь к Богу, что его предназначение - «место расчистить», то есть роль тоже не созидательная, тоже лишний человек.

А ведь у помещиков есть дело - и важное - судьбы крестьян.

А.С. Пушкин писал:

«Звание помещика есть та же служба. Заниматься управлением трёх тысяч душ, коих всё благосостояние зависит совершенно от нас, важнее, чем командовать взводом или переписывать дипломатические депеши…Небрежение, в котором оставляем мы наших крестьян, непростительно. Чем более имеем мы над ними прав, тем более имеем и обязанностей».

Может быть, он это понял знаменитой Болдинской осенью, когда надолго задержался в деревне и воочию увидел, как живут бедно их крестьяне, когда сам «повзрослел», когда устал от нищеты? А может быть, ещё раньше - в Михайловском?

Эта же мысль читается в письме М.И. Муравьева-Апостола И.Д. Якушкину:

«Байрон наделал много зла, введя в моду искусственную разочарованность. Воображают, будто скукою показывают свою глубину,- ну пусть это будет так для Англии, но у нас, где так много дела, даже если живешь в деревне, где всегда возможно хоть несколько облегчить участь бедного поселянина, лучше пусть изведают эти попытки на опыте, а потом уж рассуждают о скуке».

[М.И. Муравьев-Апостол: Воспоминания и письма, 1922г., с. 85]


От безделья - скука. Ничем не были довольны герои - ни положением, ни местом. Страдали отсутствием профессионализма, деловых качеств не было, но рвались все к власти, к высоким постам. Дети, учащиеся пишут в сочинениях о Печорине:

«Печорин был образованный, эрудированный человек, который не мог найти достойного им применения…»

Спрашивается: а какое место достойное ему надо?
Что он умеет делать?

И как справедливо звучат слова Н.В. Гоголя:

«Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого и только не может его сделать в своей должности. Это причина всех зол…Поверьте, что Бог недаром повелел каждому быть на том месте, на котором он теперь стоит».

Каждый хочет быть не тем, что он есть.

Не нужно никому завидовать, надо твёрдо помнить, что у каждого человека своё предназначение, и Господь даёт силы каждому и способности, чтоб его исполнить. Дорогу осилит идущий.

Но это болезнь и нашего времени. Как часто мы теперь слышим фразу, а иногда и сами её произносим:

«Был(а) бы я на его-то (её) месте, я бы, может, лучше сделал(а)».

Мы не должны даже произносить таких слов, ибо мы не правы в самой сути: я не должна его дело делать и быть на его месте.

Вспомним слова апостола Павла:

«Каждый оставайся в том звании, в котором призван».
[1 Кор. 7,20]

У этой проблемы есть другая сторона медали: мы хотим Богу сделать нечто приятное, рассуждая приблизительно так:

«Вот я сделаю это, и вот так. Господь останется мной доволен».

Но и это рассуждение неверно. Почему? Послушаем слова В.А. Жуковского, которые он пишет своему знакомому в письме, там мы и найдём ответ на наше «почему».

«Всё, что тебя от Бога и Бога от тебя отлучает и что всегда препятствует Ему совершать в тебе дело Своё, заключается единственно в том, что ты что-нибудь значишь и Богу делами своими угодить желаешь. Бог же твоих дел не хочет: Он хочет Своего дела».

В подчинении Его делу - вершина самореализации человека в мире.

Только послушание Ему делает человека соработником Бога.

Пушкин это понял, не случайны его слова:

Веленью Божию, о муза, будь послушна.

Учащиеся часто не понимают всего смысла, слов Жуковского. Я привожу такой пример.

Представьте себе, что вы решили построить дом. У вас есть идея, план и средства для реализации своей идеи. Вы нанимаете работников, каждому даёте задание. Одному из работников вы поручаете купить кирпич: он должен быть определённого цвета, стоимости, дан и срок исполнения. Работнику вы нравитесь: вы хорошо платите, по-человечески обращаетесь. Он старается вам угодить, но привозит другой кирпич, считая, что этот лучше. Вы, хозяин, недовольны, даже увольняете его с работы. Работник плачет, с обидой говорит, что он хотел как лучше сделать. Но работник разрушил ваш план, вашу идею. Вот так и у нас часто с Богом складываются отношения.

Мы должны понять, угадать, что Бог хочет от нас и выполнить Его волю, а не навязывать свою, разрушая совершенную идею Бога.

Если вы знаете своё предназначение, то вам совсем не до соседа. У вас своя задача - её надо выполнить блестяще. И вы будете думать о своём деле, изыскивать способы, чтоб как можно лучше сделать Богу Его дело, тут будет не до зависти.

В подчинении Его делу - вершина самореализации человека в мире. Только послушание Ему делает человека соработником Бога.

Когда не понимали своего предназначения, то шли к святым старцам, шли самые простые люди, то есть тогда самые простые люди знали, что у каждого есть своё предназначение и старались его выполнить.

Таких случаев много описывается в «Житии Серафима Саровского». Я приведу хотя бы один, к примеру.

Пришёл как-то в Саровскую пустынь странник и попросил привести его к Серафиму Саровскому. Святой отец посадил его около себя и начал говорить ему, чтобы он оставил избранный путь свой, снял бы с себя вериги, обулся бы и возвратился бы в дом свой,- потому что там мать, жена, дети очень тоскуют по нём, а дома занялся бы хлебною торговлею. Странник всё время молчал. Старец благословил пришедших с миром и отпустил. Отец Иоанн, который привёл странника к преподобному, спросил, почему он всё время молчит. А странник ответил, что он всё узнал, ничего не надо ему был говорить, «узнал настоящий путь свой». Странник рассказал, что он всегда занимался хлебной торговлей, чем и содержал своё семейство, но из любви Божией без благословения начал странствовать, отправился босиком и в веригах в Киев. Там он встретил старца, который ему сказал, чтоб он шёл в Саровскую пустынь к Серафиму и послушаться его во всём, что он повелит, потому что это и будет мой истинный путь. «Старец всё знает и мне ничего не остаётся как возблагодарить милосердного Бога и возвратиться домой по указанию человека Божия».

Великий старец Серафим Саровский учил, что смысл человеческой жизни в стяжании Духа Святого.

У Блеза Паскаля по поводу смысла жизни есть выражение, которое звучит очень современно:

«Горе людям, не знающим смысла своей жизни, а между тем уверенность в том, что этого нельзя знать, так распространена между людьми, что они даже гордятся, как мудростью, тем, что не желают знать этого».

Но так ведут себя те, кто отошел от Бога, от христианских традиций, а тот, кто верит в Бога, знает твёрдо, что у каждого человека есть своё предназначение. Самый последний рассказ у И.А. Бунина - «Бернар». Послушаем его рассуждения на эту тему, в нём писатель подводит итог своей жизни:

«Бог всякому из нас даёт вместе с жизнью тот или иной талант и возлагает на нас священный долг не зарывать его в землю. Зачем, почему? Мы этого не знаем. Но мы должны знать, что всё в этом непостижимом для нас мире непременно должно иметь какой-то смысл, какое-то высокое Божье намерение, направленное к тому, чтобы всё в этом мире «было хорошо», и что усердное исполнение этого Божьего намерения есть всегда наша заслуга перед ним, а по сему и радость, гордость…»

[Бернар - моряк]

И Бернар знал …это. Бернар - моряк, служащий на яхте Мопассана. Он всю жизнь усердно, достойно, верно исполнял скромный долг, возложенный на него Богом, служил Ему не за страх, а за совесть. И как же ему было не сказать того, что он сказал в последнюю минуту? «Ныне отпущаеши раба Твоего с миром, и вот я осмеливаюсь сказать Тебе и людям: думаю, что я был хороший моряк».

Это о Бернаре. А вот самые последние слова этого рассказа Бунин относит к себе:

«Мне кажется, что я, как художник, заслужил право сказать о себе, в свои последние дни, нечто подобное тому, что сказал умирая, Бернар».

Бунин подвёл итог своей жизни. После этого рассказа, как говорят биографы, он уже ничего не писал. Он поставил точку как знак завершения.

Нельзя не согласиться со словами Ф.М. Достоевского:

«Тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без твёрдого представления себе, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его все были хлебы».

Но и у каждой страны, у каждой нации же есть своё предназначение. И вот в чём видит предназначение России Ф.М. Достоевский:

«Не в Православии ли одном сохранился Божественный лик Христа во всей чистоте? И, может быть, главнейшее, предызбранное назначение народа русского в судьбах всего человечества и состоит лишь в том, чтоб сохранить у себя этот Божественный образ Христа во всей чистоте, а когда придёт время, явить этот образ миру, потерявшему пути свои!»




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал