7


  • Учителю
  • Волшебная музыка поэзии Серебряного века

Волшебная музыка поэзии Серебряного века

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СТАРООСКОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»




Рассмотрено на заседании ЦМК

и рекомендовано к утверждению

Протокол №___от «___» _____2015 г.

Председатель ЦМК гуманитарного цикла

____________ Л.С. Дмитриева

Утверждено

и рекомендовано к использованию

Методическим Советом

Протокол №___от «___» ________2015 г.

Заместитель директора

по учебно-методической работе

________________ В.В. Стадниченко













МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ


на тему:

"Волшебная музыка поэзии Серебряного века"





Подготовил:

преподаватель русского языка

и литературы

Чумакова Е.М.







Старый Оскол

2015 г.

Цели:


1.Образовательная.

  • Обобщить знания обучающихся о поэзии Серебряного века.

2.Развивающая.

  • Формировать коммуникативные, культурологические компетенции.

  • Углубить представление обучающихся о литературных направлениях - символизме, акмеизме, футуризме и новокрестьянской поэзии - на примере наиболее ярких стихотворений поэтов Серебряного века.

3.Воспитательная.

  • Воспитывать у обучающихся культуру речи, внимательное отношение к окружающим, эстетику, чувство собственного достоинства и коллективизм.

  • Прививать любовь к литературе, музыке.

  • Воспитывать у обучающихся интерес к культуре своей страны, эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово, картину, чувство, выраженное в стихотворении.


Ход урока:


Литературоведческая и методическая основы урока:

  1. Русская литература 20 века: Учеб. для 11 кл. в 2 ч. под ред. В.А. Чалмаев, С.А. Зинин, - М.: Русское слово, 2009.

  2. Поэзия Серебряного века: Антология. - М.: Эксмо, РИЦ Литература, 2007. - 704 с.

  3. Поэзия Серебряного века. Анализ текста. Основное содержание. - М.: Дрофа, 2005. - 144 с.

  4. Минералова И.Г. Русская литература Серебряного века. Поэтика символизма: учебное пособие. - М.: Флинта: Наука. - 2006. - 272 с.


Тип урока - урок изучения нового материала.

Методические приемы: слово преподавателя, выразительное чтение преподавателя и обучающихся, аналитическая беседа, фронтальный опрос.

Методы преподавания:

  • Эвристический (аналитическая беседа)

  • Исследовательский

  • Наглядный


Оборудование урока: портреты поэтов Серебряного века, презентация, запись на доске, учебные пособия, выставка книг, мультимедийный проектор, видеофрагменты по лирике поэтов Серебряного века, компьютер.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Слово преподавателя о Серебряном веке.


Обучающийся 1: Мысль поэта, живая и животрепещущая, оправляется в золото и драгоценные камни, и нельзя уже затем разъединить мысль с ее оправой. Поэзия - это солнце, солнце с его темными пятнами и затемнениями, освещающими весь мир.


Обучающийся 2: В. Шекспир сказал:

«Поэт в святом восторге

Парит, как царь меж небом и землей.

Уму людей дарована способность;

Воображать чего на свете нет».


Обучающийся 1: Как и положено, сегодня будет звучать музыка, волшебная музыка поэзии, поскольку лирика "серебряного века" многообразна и музыкальна. Сам эпитет "серебряный" звучит, как колокольчик.


Обучающийся 2: Серебряный век - это целое созвездие поэтов. Поэтов - музыкантов. Стихи Серебряного века - это музыка слов. В этих стихах не было ни одного лишнего звука, ни одной ненужной запятой, ни к месту поставленной точки. Все продуманно, четко и… музыкально.


  1. Объявление темы и целей урока.

Слово преподавателя:

В начале XX в. существовало множество литературных направлений. Это и символизм, и акмеизм, и футуризм, и даже эгофутуризм Игоря Северянина. Все эти направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся они в одном: работать над ритмом, словом, довести игру звуками до совершенства.

Символисты были первыми в русской поэзии, кто "сломал" классическую форму стиха, кто в области формы явился, если еще не революционером, то бунтарем.

Символизм провозглашал не только культ формы стиха, но и культ символов: отвлеченность и конкретность необходимо легко и естественно слить в поэтическом символе, как "в летнее утро воды реки гармонично слиты солнечным светом".


  1. Основная часть урока.

Обучающийся 2: Поль Верлен - французский поэт - символист ввел в лирическую поэзию сложный мир чувств и переживаний, придал стиху тонкую музыкальность. Ему принадлежит более тысячи стихотворений. Он начинал как соратник парнасцев Леконте де Лиля и Теофиля Готье.


Обучающийся 1: Но уже в «Романсах без слов» его стиль становится «импрессионистическим». Это мир смутных, трудноуловимых настроений, ощущений, ассоциаций, в которых размытая линия преобладает над контуром, оттенок - над однотипным цветом, светотень - над светом и тенью.


Обучающийся 2: Так как музыка - это мир лирики, настроения и мечты по самой своей сущности, поэты утвердили положение о том, что "всякий символ музыкален".


Обучающийся 1: Вслед за Верленом они провозгласили музыку вышей формой искусства, идеалом, к которому всякое искусство должно стремиться. Лирически музыкальную напевность стиха Бальмонт довел до крайности. Поэзия в его руках превратилась в поэзию звуков и настроений.


Аромат солнца (К. Д. Бальмонт)

(читает обучающийся)
Запах солнца? Что за вздор!
Нет, не вздор.
В солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы
Все слились в согласный хор,
Все сплелись в один узор.
Солнце пахнет травами,
Свежими купавами,
Пробужденною весной,
И смолистою сосной.
Нежно-светлоткаными,
Ландышами пьяными,
Что победно расцвели
В остром запахе земли.
Солнце светит звонами,
Листьями зелеными,
Дышит вешним пеньем птиц,
Дышит смехом юных лиц.
Так и молви всем слепцам:
Будет вам!
Не узреть вам райских врат,
Есть у солнца аромат,
Сладко внятный только нам,
Зримый птицам и цветам!


Обучающийся 2: Высшие взлеты и падения - полярный и постоянный диапазон поэзии З.Н. Гиппиус. Но это не одинокая исповедь одинокой души, а ее метафизический пейзаж: все ее состояния и прозрения - знаковые и осознанные Зинаидой Гиппиус как ступени обретения личности в свете высшей истины, личности, превосходящей саму себя, стремящейся выйти за пределы человеческих измерений.


Обучающийся 1: Правдивость, искренность и «единственность» поэзии Зинаиды Гиппиус признавали и те, кто говорил об умозрительности, «сухости» и холодной сдержанности ее стихов, написанных от мужского лица. Ее ценили как выдающиеся мастера стиха Брюсов и Анненский. Виртуозность формы, ритмическое богатство, «певучая отвлеченность» - характерные черты лирики З. Гиппиус. (Видео - стих З.Н. Гиппиус «Любовь - одна»)


Обучающийся 2: Главная притягательность Блока в его трагичности и незащищенности. Пред поэтом стояли два сфинкса, заставляющие его "петь и плясать" своими неразрешенными загадками: Россия и его собственная душа. Первый - некрасовский, второй - лермонтовский. И часто, очень часто Блок показывал их, слитых в одно, органически нераздельных.


Обучающийся 1: Блок стал одним из чудотворцев русского стиха: он сбросил иго точных рифм, нашел зависимость рифмы от разбега строки, его ассонансы, вкрапленные в сплошь рифмованные строфы, да и не только ассонансы, но и просто неверные рифмы имели колоссальный эффект. Обыкновенно поэт отдает людям свои творения. Блок отдал людям самого себя.

Россия (А.А. Блок)

(читает обучающийся)


Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи...


Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, -

Как слезы первые любви!


Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, -

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...


Ну что ж? Одно заботой боле -

Одной слезой река шумней

А ты все та же - лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...


И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..


Обучающийся 2: М. Цветаева известна особым стилем написания, она находила выразительные средства, которые ярко передают ее душевное настроение как можно более непосредственно и живо.


Обучающийся 1: Общая композиция художественного произведения всегда окрашена лирическим и эмоциональным участием автора. (М. Цветаева «Уж сколько их упало в эту бездну», «Мне нравится…») ГИТАРА….


Обучающийся 2: Поэзию ИвАнова Вячеслава Ивановича часто называют «филологической», «ученой», «умственной», поскольку символы и образы мировой культуры - главный предмет его вдохновений, прежде всего мифы, боги, предания и поэтические сюжеты Древней Греции и Рима.


Обучающийся 1: Античный мир с его синкретизмом, органическим включением «Я» в жизнь общностей представлялся ИвАнову «золотым веком» не только прошлого, но и будущего и служил отпрАвной точкой его философских построений.


Любовь (Вяч. ИвАнов)

(читает обучающийся)


Мы - два грозой зажженные ствола,

Два пламени полуночного бора;

Мы - два в ночи летящих метеора,

Одной судьбы двужалая стрела!


Мы - два коня, чьи держит удила

Одна рука,- язвит их шпора;

Два ока мы единственного взора,

Мечты одной два трепетных крыла.


Мы - двух теней скорбящая чета

Над мрамором божественного гроба,

Где древняя почиет Красота.


Единых тайн двугласные уста,

Себе самим мы - Сфинкс единой оба.

Мы - две руки единого креста.


Обучающийся 2: Лирика Иннокентия Федоровича Анненского носит психологически символический характер и отличается глубокой искренностью.


Обучающийся 1: При жизни автора она была мало известна, но в дальнейшем оказала сильное влияние на творчество поэтов - акмеистов, которые объявили Анненского своим духовным учителем, находя в его творчестве истоки развития нового направления в русской поэзии, стремящегося к «прекрасной ясности».


Черный силуэт (И.Ф. Анненский)

(читает обучающийся)

Сонет

Пока в тоске растущего испуга

Томиться нам, живя, еще дано,

Но уж сердцам обманывать друг друга

И лгать себе, хладея, суждено;

Пока прильнув сквозь мерзлое окно,

Нас сторожит ночами тень недуга,

И лишь концы мучительного круга

Не сведены в последнее звено,-

Хочу ль понять, тоскою пожираем,

Тот мир, тот миг с его миражным раем...

Уж мига нет - лишь мертвый брезжит свет...

А сад заглох... и дверь туда забита...

И снег идет... и черный силуэт

Захолодел на зеркале гранита.


Обучающийся 2: Акмеизм - стиль, придуманный и основанный Гумилевым, подразумевал отражение реальности легкими и емкими словами, сам Гумилев критически относился к своим стихам, работал над формой и над содержанием.


Обучающийся 1: Как известно, Николай Гумилев, много путешествовал по Африке, Турции, Востоку. Впечатления от путешествий отразились в его поэзии в диких экзотических ритмах. В его творчестве звучит и музыка заморских стран, и песни России, которые сопровождают переливы смеха и слез любви.


Я конквистадор в панцире железном… (Н.С. Гумилев)

(читает обучающийся)


Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду.
Как смутно в небе диком и беззвездном!
Растет туман… но я молчу и жду
И верю, я любовь свою найду…
Я конквистадор в панцире железном.
И если нет полдневных слов звездам,
Тогда я сам мечту свою создам
И песней битв любовно зачарую.
Я пропастям и бурям вечный брат,
Но я вплету в воинственный наряд
Звезду долин, лилею голубую.


Обучающийся 2: О музыке Гумилевских стихов можно говорить бесконечно долго и много. Поэзия Гумилева - это вся его жизнь, занятая поисками красоты. Его стихи отразили "не только искание красота, но и красоту исканий".


Обучающийся 1: Анна Ахматова - русская Сапфо, жрица любви… Ее стихи - это песни любви. Во всех стихах Ахматовой можно найти ту или иную мелодию.


Обучающийся 2: Ахматова вводит в высокую поэзию свободное «самовыражение» как стилевой принцип. Кажущаяся фрагментарность, спонтанность лирического переживании все явственнее подчиняется сильному интегрирующему началу, что дало повод В.В. Маяковскому заметить: «Стихи Ахматовой монолитны и выдержат давление любого голоса, не дав трещины» (А. Ахматова «Сколько просьб у любимой всегда», «Сжала руки под темной вуалью», «Сердце к сердцу не приковано»).


Обучающийся 1: Футуризм совсем отказался от старых литературных традиций, "старого языка" провозгласил новую форму слов, независимую от содержания. Работа над словом, звуками становилась самоцелью, тогда как о смысле стихов совершенно забывалось.


Обучающийся 2: Грубость, четкость, прямолинейность поэтического стиля В. Маяковского, умение превращать элементы оформления книжной и журнальной страницы в эффективные выразительные средства поэзии обеспечивало успех «звонкой силе поэта», целиком отданной на службу интересам «атакующего класса» (Видео В. Маяковский «Послушайте!»)


Обучающийся 1: Культ формы долго не просуществовал, и многие новые слова не вошли в язык общества. Футуризм быстро изжил себя. Но работа футуристов не пропала даром.


Обучающийся 2: В их стихах к почти совершенному владению словом добавился смысл, и они зазвучали, как прекрасная музыка. Талант Пастернака и владение формой дали потрясающий результат: необыкновенно красивые, музыкальные стихи.


Единственные дни (Б. Пастернак)

(читает обучающийся)


На протяженье многих зим

Я помню дни солнцеворота,

И каждый был неповторим

И повторялся вновь без счета.


И целая их череда

Составилась мало-помалу -

Тех дней единственных, когда

Нам кажется, что время стало.


Я помню их наперечет:

Зима подходит к середине,

Дороги мокнут, с крыш течет

И солнце греется на льдине.


И любящие, как во сне,

Друг к другу тянутся поспешней,

И на деревьях в вышине

Потеют от тепла скворешни.


И полусонным стрелкам лень

Ворочаться на циферблате,

И дольше века длится день,

И не кончается объятье.

Обучающийся 1: Как много нового внес "серебряный век" поэзии в музыку слова, произошло их единение, многие стихи поэтов "серебряного века" переложены на музыку, и мы слушаем и поем их, смеемся и плачем над ними. (Видео Б.Л. Пастернак «Зимняя ночь»)


Обучающийся 2: С.Есенин принадлежит к кругу имаженистов. Но поэт лишь отчасти разделял их взгляды - в стремлении очистить форму от "пыли содержания". Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству - духовной первооснове художественного образа.


Гой, ты, Русь, моя родная! (С.Есенин)

(читает обучающийся)


Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".


Обучающийся поет «Московский озорной гуляка» (С.Есенин)


  1. Подведение итогов

Серебряный век эмигрировал в Берлин, в Константинополь, в Прагу, Софию, Белград, Рим, Париж. Но возродиться на чужбине ему не суждено.


Эмигранты увезли с собой и бережно сохранили в памяти для потомков воспоминания о Серебряном веке. Поистине, это была самая творческая эпоха в российской истории, полотно величия и надвигающихся бед святой России.

  1. Домашнее задание: анализ 2 стихотворений поэтов Серебряного века (по выбору)

11



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал