7


  • Учителю
  • Педагогическое эссе по литературе Серебряный век. Тысяча отражений.

Педагогическое эссе по литературе Серебряный век. Тысяча отражений.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Серебряный век. Тысяча отражений.

В текущем учебном году я столкнулась с такой проблемой: мой 11 класс по профилю ориентирован на углубленное изучение естествознания, а вот на литературу отводится всего 3 (!) часа в неделю, то есть на час меньше, чем раньше отводилось, и на два меньше, чем в параллельном, гуманитарном. Что делать? Объем произведений-то существенно не изменился, а двадцатый век потрясает количеством имен, о которых не сказать - подлинное преступление.

Особенно в этом смысле меня удручал Серебряный век. Как интересно и поучительно рассказать об этом уникальном периоде в истории русской литературы? Да еще уложиться в ничтожное количество отпущенных на это часов? Ведь мир поэтов и писателей того времени разительно отличается от "золотого" девятнадцатого, он хрупок, интуитивен, а главное - очень замешан на глубоко личном. Свойственном единственному, конкретному творцу.

В свое время, еще в институте, работая над дипломом, я уже интересовалась именно Серебряным веком, в частности Мариной Цветаевой. И хотела исследовать ее творчество в стихах, обращенных к Анне Ахматовой. Однако пересилил интерес к куда менее известной Софье Парнок. И все же образ Ахматовой, такой особенный, такой знаковый, остался в творческих планах.

И вот теперь неожиданно родилась идея показать гениев Серебряного века именно через связь с Ахматовой, и ее саму - в особом преломлении. Натолкнула меня на это книга Вячеслава Недошивина "Прогулки по Серебряному веку: Санкт-Петербург". Книга любопытная по форме (заочная экскурсия) и необычная по содержанию (попытка видеть в поэтах не канонические личности, не идеалы, а исключительных, но все-таки людей). Она содержит массу информации, но биографические факты поданы не отдельно по личностям, а именно в плотном переплетении, иногда почти мистическом. И Ахматова, точно светящаяся игла, проходит через этот клубок судеб.

Кроме того, мне очень помог в моем замысле телевизионный фильм режиссера Дмитрия Томашпольского (2007 г.) "Луна в зените", посвященный Анне Андреевне. Это тоже очень интуитивная вещь, полная подлинных фактов, с одной стороны, и предположений, возможных перекрестков судеб, с другой. Фильм предоставляет возможность пожить миром Ахматовой, представить испытания, которые она прошла, посмотреть на нее как на живого, талантливого человека, а не на хрестоматийный персонаж учебников.

И мне показалось важным дать ученикам почувствовать, как напряженно билось сердце Петербурга и всей России в эти дни, немного побывать там, удивиться размаху творчества великих людей - среди всеобщего бездомья и безумия. Я назвала цикл уроков по Серебряному веку "Тысяча отражений". Мне кажется, то время и творчество тех людей похоже на блуждания по зеркальному лабиринту: никогда не знаешь наверняка, где ты и с кем через мгновение сведет тебя судьба, а кругом зыбкая и волшебная реальность, порождающая новую, еще не изведанную. Все в смеси: волнение, страх, любопытство, страсть, отвращение, тоска, одиночество. Смута. Страшное для истории слово, а ведь именно в этом преломлении можно рассматривать историко-культурную ситуацию первых двух десятилетий XX века.

На первом уроке по Серебряному веку предполагалось, что мы с учениками создадим некую схему, где пока предположительно в центре расположим имя Ахматовой. Я намеренно не давала биографических и литературоведческих сведений об этой поэтессе, опираясь только на то, что ученики знали (слышали, видели, читали) сами. Все-таки наш город имеет к ней особое отношение, как и к великому Пушкину, бывшего для Ахматовой и образцом, и адресатом, и объектом научного изучения.

Впоследствии на этой схеме должны были появиться поочередно Н.С.Гумилев, А.А.Блок, В.Маяковский, М.И.Цветаева, А.Белый, С.Есенин, О.Я.Мандельштам. Кроме того, я запланировала обязательно добавить сюда мало известных широкой аудитории талантливых поэтесс Софью Парнок и Черубину де Габриак (Е.Дмитриеву). Ведь Серебряный век стал настоящим прорывом в женской поэзии. Сколько поэтесс знает век XIX век? А в двадцатых годах XX века - целое созвездие интереснейших имен.

Важно было, предлагая детям на очередном уроке материалы к изучению того или иного поэта, предоставить им самим судить и представлять себе одиозную личность, но начинать всегда со связи этого поэта с Ахматовой. Разговор, письмо, обращенное стихотворение, записки, дневники, воспоминания современников, подкрепленные фрагментами кино- и документальных фильмов, - все это послужит прекрасной основой живого и проникновенного разговора о замечательных людях. И конечно, совершенно необходимо много читать и анализировать лирические произведения, а восприятие поэта, которое уже сложилось у детей, будет работать на определение авторской концепции. Куда проще им будет почувствовать личность творца за его строками, если уже внутренне понял его как человека!

В дальнейшем ученики смогут сами располагать имена поэтов на общей схеме, соединяя их линиями, штрихами, спорить о расположении и перекрестках и сами понемногу оказываться на этих перекрестках. Они будут делать собственные открытия, удивляться совпадениям и несоответствиям, надеюсь, с удовольствием писать небольшие, но аргументированные рассуждения, сравнивать направления, а главное - воспринимать картину общим полотном, а не нескладной мозаикой, как это обычно бывает. Они поймут, насколько выстраданным было творчество поэтов Серебряного века, что то, что первоначально воспринималось ими как чудачества странных людей, на самом деле имело корни, причины, было связано с происходящим в стране.

Конечно, моя попытка еще требует доработки, осмысления, методического совершенствования, но я глубоко убеждена, что открытия, которые совершат мои ученики в течение этих уроков, останутся с ними навсегда. Что никто из них не скажет: "Мандельштам? Не знаю такого." Что литература приоткроет перед ним любопытные страницы, и, может быть, это станет для кого-то из них началом большой любви на всю жизнь.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал