7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе для 8 класса к учебнику В. Я. Коровиной.

Рабочая программа по литературе для 8 класса к учебнику В. Я. Коровиной.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала


Пояснительная записка к рабочей программе по

литературе для 8 класса общеобразовательной школы, составленной на основе

«Программы общеобразовательных учреждений: Литература 5-11 классы»

под редакцией В.Я. Коровиной - М.: Просвещение, 2007.

Адаптировано к учебнику: Литература. 8 класс.

Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений.

В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я. Коровина и др./ М.: Просвещение, 2007.


Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной Программы основного общего образования по русской литературе, на основании базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования и Науки РФ №1089 от 05.03.2004 года

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов: пояснительную записку, содержание курса, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, КИМ-ы, перечень учебно-методического обеспечения, систему оценивания.


Общая характеристика учебного предмета.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литерату-ры. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.


Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его Федеральному компоненту), кроме этого в неё включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом:

- К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака»;

- М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города (отрывок);

- СА. Есенин «Пугачев»;

- И.С. Шмелев «Как я стал писателем».

Вышеперечисленные произведения авторской программы могут быть использованы для чтения и обсуждения на уроках внеклассного чтения.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, учебник-хрестоматию для 8 класса, обеспечивающие процесс обучения.

Ц е л и.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

  • развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.


Место предмета «Литература» в базисном учебном плане

Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа по литературе предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 8 классе предполагается обучение в объёме 102 часов, т. е. 3 часа в неделю.

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе - взаимосвязь литературы и истории.

Чтение произведений зарубежной литературы в 8 классе проводится в конце учебного года.

Содержание учебного предмета


Русский фольклор


НАРОДНЫЕ ПЕСНИ.


Древнерусская литература


произведения разных жанров по выбору.


Русская литература XVIII века

Д.И. Фонвизин

Комедия "Недоросль".


Русская литература XIX века

И.А. Крылов

басни по выбору.

А.С. Пушкин

Стихотворения: "К***" ("Я помню чудное мгновенье..."), "19 октября" ("Роняет лес багряный свой убор"). "Туча".

ПОВЕСТЬ «ПИКОВАЯ ДАМА»

Романы: "Капитанская дочка".

М.Ю. Лермонтов

Поэмы "Мцыри"

Н.В. Гоголь

Повести: "Шинель".

Комедия "Ревизор".

И.С. Тургенев

Одна повесть по выбору.

Ф.И. Тютчев

стихотворение по выбору.

А.А. Фет

стихотворение по выбору.

Н.С. ЛЕСКОВ

ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.

М.Е. Салтыков-Щедрин

Л.Н. Толстой

Один рассказ по выбору.

А.П. Чехов

рассказ по выбору.


Русская литература XX века

И.А. Бунин

рассказ по выбору.

А.И. КУПРИН

ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.

А.А. Блок

стихотворения по выбору.

С.А. Есенин


М.М. ЗОЩЕНКО

рассказ по выбору.

А.П. ПЛАТОНОВ

Один рассказ по выбору.

А.Т. Твардовский

Поэма "Василий Теркин" (три главы по выбору).

Русская проза второй половины XX века

В.П. Астафьев

Русская поэзия второй половины XX века

И.А. Бродский, Н.М. Рубцов.

Стихотворения по выбору.


Зарубежная литература

У. Шекспир

Трагедии: "Ромео и Джульетта"

ДВА СОНЕТА ПО ВЫБОРУ.

Ж.Б. Мольер

Одна комедия по выбору.

ДЖ. СВИФТ, В. СКОТТ.


Основные историко-литературные сведения


Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражение в ней богатства и многообразия духовной жизни человека. Литература и другие виды искусства. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства учащегося.

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность. Тема детства в русской литературе


Русский фольклор


Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Народное представление о героическом. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы. Жанры фольклора.


Древнерусская литература


Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Связь литературы с фольклором. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).


Русская литература XVIII века


Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Нравственно-воспитательный пафос литературы. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Классицистическая комедия.Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.


Русская литература XIX века

Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм в русской литературе. Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Романтический пейзаж. Формирование представлений о национальной самобытности. А.С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы.

Проблема личности и общества. Тема "маленького человека" и ее развитие. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей.

Роль литературы в формировании русского языка.

Мировое значение русской литературы.


Русская литература XX века


Классические традиции и новые течения в русской литературе конца XIX - начала XX вв.

Эпоха революционных потрясений и ее отражение в русской литературе. Русская литература советского времени. Проблема героя. Тема Родины. Исторические судьбы России. Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе. Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война).

Обращение писателей второй половины XX в. к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных национальных характеров.

Зарубежная литература


Взаимодействие зарубежной, русской литературы и отражение в них "вечных" проблем бытия.

Гуманистический пафос литературы Возрождения. Европейский классицизм. Романтизм и реализм в зарубежной литературе. Сложность и противоречивость человеческой личности. Проблема истинных и ложных ценностей. Соотношение идеала и действительности.


Основные теоретико-литературные понятия


Художественная литература как искусство слова.

Художественный образ.

Фольклор. Жанры фольклора.

Литературные роды и жанры.

Основные литературные направления: классицизм, романтизм, реализм.

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений


Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Выразительное чтение.

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Анализ и интерпретация произведений.

Составление планов и написание отзывов о произведениях.

Написание изложений с элементами сочинения.

Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения литературы ученик должен:

знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути писателей;

- изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Учебно-тематическое планирование

Литература 8 класс - 102 часа



№ раздела

Название раздела

Общее число часов

Развитие речи

Внеклас-сное чтение

Контроль-ные работы

1

Введение. Устное народное творчество.

4

-

-

1

2

Из древнерусской литературы

4

-

1

-

3

Из русской литературы 18 века

5

1

-

-

4

Из русской литературы 19 века

47

5

5

2

5

Из русской литературы 20 века

29

4

7

2

6

Из зарубежной литературы.

Итоги учебного года.

13

1

4

1


Всего

102

11

17

6

Календарно-тематическое планирование


№ урока,

дата

Тема урока

Элементы содержания

Вид контроля

Домашнее задание

Введение. Устное народное творчество (4 часа)

1

Введение. Литература и история.

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражение в ней богатства и многообразия духовной жизни человека. Литература и другие виды искусства. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства учащегося.

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос.

Устный опрос.

Заполнить анкету.

2

Русские народные песни, отражение в них жизни народа. Особенности хоровых и лирических песен, частушек.

НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Народное представление о героическом.

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Её тематика и поэтика.


Сочинить частушку.

3

Особенности содержания и художест-венной формы исторических народных песен как жанра фольклора.

Отражение жизни народа в народных песнях.

Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле.

Анализ лирической песни.

Читать, с. 12-15.

4

Предания как исторический жанр народ-ной прозы. «О Пугачеве». «О покорении Сибири Ермаком».

Особенности художественной формы фольклорных произведений. Особенности содержания и художественной формы народных преданий. Народное представление о героическом. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы. Жанры фольклора.

Анализ произведений.

Пересказ, с. 13-15.

Из древнерусской литературы (4 часа)

5

Тема защиты русских земель от набегов врагов, изображение бранных подвигов главного героя в «Житии Александра Невского».

Произведения разных жанров по выбору; «Житие Александра Невского». Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского.


Читать, с. 18-26.

6

«Житие Александра Невского». Худо-жественные особенности воинской повес-ти и жития.

Особенности содержания и формы воинской повести и жития. Действительные и вымыш-ленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Связь литературы с фольклором.

Анализ произведения.

Иллюстрация к произведенеию.

7

Сочинение «Праведник и защитник Русской земли» по повести «Житие Александра Невского».

Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Художественные особенности воинской повести и жития.

Сочинение.

Дописать сочинение.

8

«Повесть о Шемякином суде» - бытовая сатирическая повесть 17 в., ее особенности и новые литературные герои - крестьянские сыновья (в/ч).

«Шемякин суд». Изображение действи-тельных и вымышленных событий - главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои - крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.«Шемякин суд» - «кривосудие» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).

Анализ произведения.

Пересказ, с. 31-35.

Из литературы 18 века (5 часов)

9

Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль».

Д.И. Фонвизин

Комедия "Недоросль". Проблема воспитания истинного гражданина. Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Нравственно-воспитательный пафос литературы. Классицизм как литературное направление.


Выразительное чтение некоторых сцен.

10

«Недоросль» как классицистическая коме-дия, правила ее помстроения и изобра-жения героев.

Понятие о классицизме. Речевые характерис-тики главных героев как средство создания комического.

Анализ произведения.

Дочитать до конца.

11

Сатирическая направленность комедии «Недоросль».

Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Классицистическая комедия. Роль литературы в формировании русского языка.

Устный опрос.

Дать устную характеристику героям.

12

Проблема воспитания истинного гражда-нина в комедии «Недоросль».

Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру "частного" человека. Отражение многообразия человеческих чувств, новое в освоении темы "человек и природа". Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка; конфликт; система образов;

Анализ произведения.

Подготовиться к сочинению

13

Сочинение «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе».

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос.

Сочинение.

Дописать сочинение.

Из литературы 19 века (47 часов)

14

И. А. Крылов - поэт и мудрец. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа.

И.А. Крылов

басни по выбору: «Лягушки, просящие царя», «Обоз»Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков. «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни.


Выразительное чтение, с. 79-80.

15

Мораль басен Крылова. Сатирическое изображение человеческих и общест-венных пороков.

Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков. Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры

Анализ басен.

Наизусть одну басню.

16

И. А. Крылов - поэт и мудрец. Много-гранность личности баснописца (в/ч).

И.А. Крылов - поэт и мудрец. Многогран-ность личности баснописца. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Устный опрос.

Читать, с. 84-88.

17

К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева.

К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и её связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Романтизм в русской литературе. Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Основные литературные направления: романтизм, реализм


Выразительное чтение, с. 86-88.

18

Дума «Смерть Ермака» и ее связь с рус-ской историей. Понятие о думе.

Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К.Ф. Рылеева.

Анализ думы.

Краткий отзыв на думу.

19

А. С Пушкин. Слово о поэте. Его отно-шение к истории и исторической теме в литературе.

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.

А.С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы.

Устный опрос.

Читать стихи Пушкина.

20

Стихи А. С Пушкина: «Туча», «К…», «19 октября». Их основные темы и мотивы.

А.С. Пушкин

Стихотворения: "К***" ("Я помню чудное мгновенье..."), "19 октября" ("Роняет лес багряный свой убор"). "Туча". Романтический пейзаж. Формирование представлений о национальной самобытности. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения - зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный Стержень сообщества избранных.

Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

Анализ стихов.

Наизусть одно стихотворение.

21

А.С. Пушкин. «История Пугачева».

История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачёву народа, дворян и автора.


Читать, с. 99-132.

22

Истоическая основа повести А. С Пушкина «Капитанская дочка».

Романы: "Капитанская дочка". Проблема личности и общества. Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.

История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка.

Анализ произведения.

Читать, с. 139-167.

23

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.

Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич.

Характеристика героя.

Читать, с. 185-208.

24

Семья капитана Миронова. Маша Мироно-

ва - нравственный идеал А. С. Пушкина.

Семья капитана Миронова. Маша Мироно-

ва - нравственный идеал Пушкина. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Художественный образ.

Характеристика героя.

Сделать записи о встречах Пугачева с Гриневым в виде таблицы.

25

Изложение с элементами сочинения.

Образ русской женщины и проблема женского счастья. Художественный образ.

26

Проблема чести и достоинства в романе

А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Гуманизм и историзм в романе.

«Береги честь смолоду» - русская народная пословица. Ее связь с повестью. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе Понятие о романе и реалистическом произведении. Язык художественного произведения.

Анализ произведения.

Подробный пересказ калмыцкой сказки.

27

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде А. С. Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.

Народное восстание в авторской оценке. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин). Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Форма и содержание литературного произведения система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой.

Устный опрос.

Составить опорную схему (отношения П. Гринева с другими персонажами).

28

Сочинение по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Герои и их исторические прототипы. Гринёв: жизненный путь героя.

Сочинение.

Дописать сочинение.

29

А.С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Композиция повести.

ПОВЕСТЬ «ПИКОВАЯ ДАМА» Человек в ситуации нравственного выбора

Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога. Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика,.сюжет.

Анализ произведения.

Подготовиться к контрольной работе.

30

Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина.

Роль литературы в формировании русского языка. Русская классическая литература в оценке русских критиков (И.А. Гончаров о Грибоедове, В.Г. Белинский о Пушкине).

Контрольная работа.


31

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Вопрло-щение исторической темы в творчестве

М. Ю. Лермонтова.

М. Ю. Лермонтов

Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова.


Читать, с. 219-240.

32

М. Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». Исто-рия создания.

Поэмы: "Мцыри". Романтизм в русской литературе. Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром

Истрия создания поэмы. Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему месте. Свободный, мятежный, сильный дух герои Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении.

Анализ произведения.

Наизусть отрывок поэмы.

33

Мцыри как романтический герой. Роман-тически-условный историзм поэмы.

Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически условный историзм поэмы.

Характеристика героя.

Составить цитатный план поэмы.

34

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Особенности композиции поэмы «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему месте. Свободный, мятежный, сильный дух герои Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтический пейзаж.

Анализ композиции произведения.

Иллюстрация к поэме.

35

Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы.

Роль описаний природы в поэме. Развитие представлений о жанре романтической поэмы. Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция.

Анализ эпизода.

Подготовиться к сочинению.

36

Сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова.

Сочинение.

Дописать сочинение.

37

Н. В Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве.

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отно-шение к истории, исторической теме в ху-дожественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Н.В. Гоголя.


Прочитать действия 1 и 2, составить «досье» на каждого чиновника.

38

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью».

Комедия "Ревизор".

Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе.

«Ревизор» как социальная комедия «со зло-стью и солью». История создания комедии и её первой постановки. «Ревизор» в оценке современников.

Анализ произведения.

Прочитать 3 и 4 действие.

39

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников.

Приёмы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе. Литературные роды и жанры.

Анализ произведения.

Выразительное чтение монолога Осипа во 2 явлении 2 действия.

40

Хлестаков и его роль в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Хлестаковщина как нравственное явление.

Человек в ситуации нравственного выбора. Понятие о «миражной интриге». Хлестаков и его роль в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Хлестаковщина как нравственное явление.

Характеристика героя.

Дочитать комедию.

41

Особенности композиционной структуры комедии.

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт.

Анализ композиционной структуры произведения.

Подготовиться к сочинению.

42

Сочинение «Роль эпизода в драматическом произведении».

Хлестаков и его роль в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

Сочинение.

Дописать сочинение.

43

Н.В. Гоголь. «Шинель». Образ «ма-ленького человека» в литературе.

Н.В. Гоголь. Повести: "Шинель".

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет. " Тема "маленького человека" и ее развитие.

Устный опрос.

Дочитать повесть до конца.

44

Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества.

Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества.

Характеристика героя.

Дать устную характеристику герою.

45

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

Анализ произведения.

Подготовиться к контрольной работе.

46

Контрольная работа по творчеству

Н. В. Гоголя и М. Ю. Лермонтова.

Обобщение материала по изученным писателям.

Контрольная работа.


47

И. С. Тургенев. Слово о писателе. Повесть «Ася». Автобиографический характер повести (в/ч).

И.С. Тургенев

Одна повесть по выбору: «Ася». Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет.


Дочитать повесть.

48

Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася» (в/ч).

«Тургеневские девушки» - героини с глубоким внутренним миром, превосходством внутренней красоты над внешней.

Анализ произведения.

Дать устную характеристику одному из героев повести.

49

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писа-теле, редакторе, издателе. «История одного города». Художественно-политическая са-тира на общественные порядки.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Интерес русских писателей к проблеме народа. Гипербола. Аллегория.

Устный опрос.

Подробный пересказ одного фрагмента.

50

Обличение строя, основанного на бес-правии народа. Образы градоначальников. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города».

Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык.

Анализ произведения.

Подготовиться к сочинению.

51

Сочинение «История происхождения глуповцев».

Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа.

Сочинение.

Дописать сочинение.

52

Н. С. Лесков. Слово о писателе. Рассказ «Старый гений».

Н.С. ЛЕСКОВ

ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ: «Старый гений».

Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Интерес русских писателей к проблеме народа.


Ответить на вопрос «Кто виноват в страданиях героини?»

53

Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество.

Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Развитие по-нятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа.

Анализ произведения.

Пересказ, с. 16-25.

54

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».

Л.Н. Толстой

Один рассказ по выбору «После бала».

Слово о писателе. Нравственные и философские искания русских писателей Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».


Прочитать рассказ «После бала».

55

Образ рассказчика в рассказе «После бала». Главные герои. Идея разделенности двух Россий.

Образ рассказчика. Главные герои. Идея раз-делённости двух Россий. Мечта о воссоедине-нии дворянства и народа.

Анализ произведения.

Написать небольшое высказываение на предложенную тему.

56

Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции.

Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приёмы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа. Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.

Характеристика особенностей композиции произведения.

Прочитать отрывки повести «Отрочество».

57

Нравственные проблемы повести

Л. Н. Толстого «Отрочество» (в/ч).

Тема детства в русской литературе Нравственные проблемы повести Л.Н. Тол-стого «Отрочество».

Устный опрос.

Составить вопросы по повести.

58

Поэзия родной природы в творчестве А. Пушкина, М.Лермонтова, Ф.Тютчева, А.Фета, А. Майкова (в/ч.)

Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр. Ф.И.Тютчев «Осенний вечер», А.А.Фет «Первый ландыш».

Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

Анализ стихов.

Наизусть одно стихотворение.

59

А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии).

А.П. Чехов

рассказ по выбору: «О любви». Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.


Дочитать рассказ.

60

Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье.

Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. Роль литературы в формировании русского языка.

Мировое значение русской литературы Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, автор-повествователь

Анализ произведения.

Пересказ, с. 47-58.

Из русской литературы 20 века (29 часов)

61

И. А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Кавказ» - повествование о сложности вза-имоотношений между людьми, попавшими в «любовный треугольник».

Классические традиции и новые течения в русской литературе конца XIX - начала XX вв.

И.А. Бунин

рассказ по выбору: «Кавказ». Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.


Пересказ, с. 60-65.

62

Драматизм рассказа «Кавказ», проти-вопоставление величия природы и фальши человеческих отношений в нем.

Драматизм рассказа «Кавказ», проти-вопоставление величия природы и фальши человеческих отношений в нем. Форма и содержание литера-турного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.

Выразительное чтение.

Читать, с. 68-74.

63

А. И. Куприн. Слово о писателе. Утверж-дение согласия, взаимопонимания и любви в семье в рассказе «Куст сирени».

А.И. КУПРИН

ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ: «Куст сирени».

Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».


С. 75, зад. № 2.

64

Самоотверженность и находчивость главной героини. Понятие о сюжете и фабуле.

Представление о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле.

Составление ассоциативного кластера.

Подготовиться к сочинению.

65

Сочинение «Любовь и счастье в семье» по произведениям Куприна и Бунина.

Представление о любви и счастье в семье.

Сочинение.

Дописать сочинение.

66

А. А Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и ее истории.

А.А. Блок

стихотворения по выбору. «Россия».

Историческая тема в его творчестве. Образ России и её истории. Обучение выразительному чтению. Эпоха революционных потрясений и ее отражение в русской литературе и <��������������������������������������������������������������������������������������

������������������

����ть, с. 120-121.

67

С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему.

С.А. Есенин. «Пугачёв»

Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы. Проблема героя. Тема Родины.

Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.

Устный опрос.

Читать, с. 124-130.

68

Образ Пугачева в фольклоре, в произ-ведениях Пушкина и Есенина.

Различия между Пугачевым в фольклоре и в произведениях Пушкина и Есенина. Литературные роды и жанры. Язык художественного произведения.

Сообщение по теме урока.

Подготовиться к сочинению.

69

Сочинение «Образ Е. Пугачева в литера-туре».

«Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.

Сочинение.

Дописать сочинение.

70

И.С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем».

Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. Язык художественного произведения. Гипербола. Аллегория

Анализирующая беседа.

С. 149,зад. № 2.

71

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отр.) (в/ч).

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная "Сатириконом‟» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности.


Дочитать «Всеобщую историю».

72

«Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». Сатирическое изображение исторических событий (в/ч).

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная "Сатириконом‟» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности.

Устный опрос.

Читать, с. 161-164.

73

Н. А. Тэффи. «Жизнь и воротник» (в/ч).

Н. А. Тэффи. «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Анализирующая беседа.

Пересказ, с. 161-164.

74

М. М. Зощенко. «Истоия болезни» (в/ч).

М.М. ЗОЩЕНКО

рассказ по выбору: «История болезни».

Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Анализирующая беседа.

Пересказ, с. 165-169.

75

М. М. Осоргин. Слово о писателе. «Пенсне».

М.А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».


Дочитать рассказ «Пенсне».

76

Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». Русская литература советского времени. Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, литературный герой.

Анализирующая беседа.

Дописать сочинение.

77

Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина

Обобщение знаний по творчеству Блока и Есенина, Толстого, Чехова и Бунина.

Контрольная работа.


78

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин».

А. Т. Твардовский.

Слово о поэте. А.Т. Твардовский

Поэма "Василий Теркин" (три главы по выбору). Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе. Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах (Великая Отечественная война).


Прочитать главы «На привале», «Переправа», «О награде», «Два солдата».

79

Василий Теркин - защитник родной страну. Новаторский характер образа Василия Теркина.

Василий Тёркин - защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина. Правда о войне в поэме Твардовского.

Анализ произведения.

Прочитать главы «Кто стрелял?», «От автора».

Ниазусть отрывок поэмы.

80

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор, фольклорные мотивы.

Мастерство А.Т. Твардовского в поэме. Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор, фольклорные мотивы. Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция.

Составление синквейна.

Читать, с. 203-226.

81

А. П. Платонов. Слово о писателе. Картны войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение» (в/ч).

А.П. ПЛАТОНОВ

Один рассказ по выбору: «Возвра-щение» Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе. Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах (Великая Отечественная война).

Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

Анализ произведения.

Выразительное чтение военных песен.

82

Стихи и песни о Великой Отечественной войне (М. Исаковский, Б. Окуджава, А. Фатьанов, Л. Ошанин).

Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги».

Анализ стихов.

Наизусть одну песню.

83

Боевые подвиги и военные будни в творчестве писателей.

Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе и <��������������������������������������������������������������������������������������

��������������

������������������

�����

��������������������������������������������������������

����������������������������

��������������������������������������������������������

����������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������


����������������

�����

������������������������������������������������������������������������������

����ние военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе. Система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой.

Представление работы в группах.

Подготовиться к сочинению.

86

Сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века».

Обращение писателей второй половины XX в. к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных национальных характеров.

Сочинение.

Дописать сочинение.

87

Русские поэты о родине, родной природе (в/ч).

Русская поэзия второй половины XX века. Русские поэты о Родине, родной природе. Русская литература советского времени. Проблема героя. Тема Родины. Исторические судьбы России. Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе.

Анализ стихов.

Наизусть одно стихотворение.

88

Поэты русского зарубежья об оставленной ими родине (в/ч).

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды. Эпоха революционных потрясений и ее отражение в русской литературе. Лирический герой

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение.

Анализ стихов.

Наизусть одно стихотворение.

89

Контрольная работа по произведениям русских писателей и поэтов 20 века.

Систематизация и обобщение знаний по пистателям 20 века.

Контрольная работа.


Из зарубежной литературы (13 часов)

90

У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной любви и вражды.

Взаимодействие зарубежной, русской литературы и отражение в них "вечных" проблем бытия. У. Шекспир

Трагедии: "Ромео и Джульетта"

Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. Взаимодействие зарубежной, русской литературы, отражение в них "вечных" проблем бытия.


Дочитать до конца.

91

«Вечные проблемы» в трагедии У. Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

«Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта».

Проблемно-анализирующая беседа.

Наизусть отрывок трагедии.

92

Сонеты У. Шекспира. Сонет как форма лирической поэзии.

ДВА СОНЕТА ПО ВЫБОРУ: «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы. Мой стих не блещет новизной…»

Сонет как форма лирической поэзии. Воспевание поэтом любви и дружбы. В строгой форме сонетов - живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Анализ сонетов.

Наизусть один сонет.

93

Сочинение «Красота юношеской влюблен-ности в трагедии У. Шекспира "Ромео и Джульетта"».

Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет; конфликт; система образов.

Сочинение.

Дописать сочинение.

94

Ж.-Б. Мольер. Слово о писателе. «Мещанин во дворянстве».

Ж.Б. Мольер

Одна комедия по выбору; «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа.


Дочитать комедию.

95

Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии.

Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии. Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; конфликт; система образов.

Анализ произведения.

Прочитать комедию.

96

Д. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» (в/ч).

Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера». Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе XX в. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.


Дочитать произведение.

97

«Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества (в/ч).

«Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. Сатира и юмор, реальное и фантастическое. Постановка острых проблем современности в литературных произведениях.

Проблемно-анализирующая беседа.

Читать, с. 312-334.

98

В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» (в/ч).

В. Скотт. Роман «Айвенго» «Айвенго» как исторический роман. Литературные роды и жанры.


Дочитать роман.

99

«Айвенго» как исторический роман (в/ч).

«Айвенго» как исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события.

Анализ произведения.

Составить вопросы по зарубежным писателям.

100

Подготовка к итоговой контрольной работе.

Систематизация и обобщение знаний за курс 8 класса.

Устный опрос.

Подготовиться к контрольной работе.

101

Контрольное тестирование по итогам изу-чения курса.

Систематизация и обобщение знаний за курс 8 класса. . Основные литературные направления: классицизм, романтизм, реализм. Мировое значение русской литературы.

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульми-нация, развязка, эпилог; лирическое оступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, лите-ратурный герой, лирический герой.

Тест.


102

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето.

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето.

Игра «По страницам прочитанных книг».


Учебно - методическое обеспечение


1.Литература. 8 класс. Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я. Коровина и др./ М.: Просвещение, 2007.

2.Егорова Н.Е. Поурочные разработки по русской литературе. 8 класс. М.: ВАКО, 2006.

3.КоровинаВ.Я. Литература 8 класс: Методические советы. М.: Просвещение, 2007

4. Михайлова И.М. Тесты по литературе. 5 - 8 классы. - М.: Дрофа, 2001.

5.Беленький Г. И. Литература. 8 класс. Методические советы. - М.: Просвещение, 2000.

6.Кутузов А. Г. и др. Как войти в мир литературы. Методическое руководство 8

класс - М.: Дрофа, 2001.

7.Рабочая программа по литературе 8 класса к учебно-методическим комплектам

Коровиной В. Я. - Трунцева Г. Н. - М.: Вако, 2013.

8.Литература. 8 класс. 1 и 2 полугодие. План-конспекты уроков. Ростов-на-Дону,

«Феникс», 2014.

9. Коровина В.Я., Коровин В. И.,. Журавлев В. П. Читаем, думаем, спорим…: 8 класс. -М.: Просвещение,2010

Диски:

1.Хрестоматия по русской литературе

2.Русская поэзия 17-20в.

3.Русская литература от Нестора до Маяковского

4. Хрестоматия по русской литературе. ООО«Директ Медиа Паблишинг»,2004

5.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Мультимедиа - издания «Кирилла и Мефодия»,2001

6. «Ревизор» (фильм)


Интернет-ресурсы:

Система оценивания

А. Критерии оценивания

1.Оценка устных ответов.


При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

- знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

- умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

- понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

- знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

- умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

- умение владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.


При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:


Оценка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.


Оценка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.


Оценка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.


Оценка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.


2. Оценка сочинений.


Сочинение основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений проверяются:

- умение раскрыть тему;

- умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

- соблюдение языковых норм и правил правописания.


Любое сочинение оценивается двумя оценками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:


1. Соответствие работы ученика теме и основной мысли;
2. Полнота раскрытия темы;
3. Правильность фактического материала;
4. Последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
1. Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
2. Стилевое единство и выразительность речи;
3. Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка "5"

1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.


Оценка "4"
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.


Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.


Оценка «3»
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.


В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.


Оценка «2»
1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2» - менее 59 %.


Оценка творческих работ.


Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы. Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям: - соответствие работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия тема; - правильность фактического материала; - последовательность изложения. При оценке речевого оформления учитываются: - разнообразие словарного и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число языковых ошибок и стилистических недочетов. При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них; реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.


Отметка "5" ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.


Отметка "4" ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.


Отметка "3" ставиться, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.


Отметка "2" ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.



Оценка дополнительных заданий.

При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом: - "5" - если все задания выполнены; - "4" - выполнено правильно не менее ¾ заданий; - "3" - за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы; - "2" - выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий. При оценке контрольного диктанта на понятия отметки выставляются: - "5" - нет ошибок; - "4" - 1-2 ошибки; - "3" - 3-4 ошибки; - "2" - допущено до 7 ошибок.


Критерии оценивания презентаций.

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе PowerPoint. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». 5-е изд., испр. И.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005, 368 с.

Критерии

оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн презентации

- общий дизайн - оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;


- диаграмма и рисунки - изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;


- текст, цвет, фон - текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;


- списки и таблицы - списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;


- ссылки - все ссылки работают

Средняя оценка по дизайну


Содержание

- раскрыты все аспекты темы;

- материал изложен в доступной форме;

- систематизированный набор оригинальных рисунков;

- слайды расположены в логической последовательности;

- заключительный слайд с выводами;

- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.



























































Б. Контрольно-измерительные материалы


Урок № 3

Вариант 1

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Песни

ВДОЛЬ ПО УЛИЦЕ.

Вдоль по улице метелица метет,

За метелицей мой миленький идет;

Ты постой, постой, красавица моя,

Дозволь наглядеться, радость, на тебя!

Ты постой, постой, красавица моя,

Дозволь наглядеться, радость, на тебя!

На твою ли на приятну красоту,

На твое ли что на белое лицо.

Ты постой, постой, красавица моя,

Дозволь наглядеться, радость, на тебя!

Ты постой, постой, красавица моя,

Дозволь наглядеться, радость, на тебя!


Красота твоя с ума меня свела,

Иссушила добра-молодца меня.

Ты постой, постой, красавица моя,

Дозволь наглядеться, радость, на тебя!

Ты постой, постой, красавица моя,

Дозволь наглядеться, радость, на тебя!


В1. К какой группе народных песен относится эта песня?

В2. Назовите термин, которым обозначается художественное определение в устном народном творчестве, устойчиво сочетающееся с определяемым словом: «белое лицо», «добра молодца».

В3. Как называется композиционный прием: в тексте трижды встречается фраза «Ты постой, постой, красавица моя...»?

В4. Выпишите из текста два однокоренных слова, выражающих отношение героя к героине.

В5. Как называется описание природы в литературном произведении: «Вдоль по улице метелица метет»?


С1. Каково состояние и настроение лирического героя этой песни?

С2. Какие известные вам стихотворения русских поэтов тематически сближаются с этой песней?

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2в)

Песни

ПУГАЧЕВ В ТЕМНИЦЕ.

Ты звезда ли моя, звездочка,

Высоко ты, звездочка, восходила:

Выше леса выше темного,

Выше садика зеленого.

Становилась та звездочка

Над воротами решетчатыми.

Как во темнице, во тюремнице

Сидел добрый молодец,

Добрый молодец Емельян Пугачев.

Он по темнице похаживает,

Кандалами побрякивает:

«Кандалы мои, кандалики,

Кандалы мои тяжелые!

По ком вы, кандалики, доставалися?

Доставались мне кандалики,

Доставались мне тяжелые

Не по тятеньке, не по маменьке -

За походы удалые, за житье свободное!»


В1. К какой группе народных песен относится эта песня?

В2. Назовите термин, которым обозначается художественное определение в устном народном творчестве, устойчиво сочетающееся с определяемым словом: «добрый молодец», «темный лес».

В3. Как называется композиционный прием: «Доставалися мне кандалы, доставалися мне тяжелые»?

В4. В тексте песни противопоставляются «кандалы тяжелые» «житью свободному». Как называется этот художественный прием?

В5. Как называется описание природы в литературном произведении:

Ты звезда ли, моя звездочка, Высоко ты, звездочка, восходила - Выше леса, выше темного, Выше садика зеленого?

С1. Каково состояние и настроение лирического героя этой песни?

С2. Кто из известных вам героев русской литературы ценил удаль и свободу?

СЗ. Как русские народные песни отражают сущность фольклора (в буквальном переводе Folk-lore означает: народная мудрость)?

Урок № 30

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина (8 класс)

1 вариант

1. А.С.Пушкин часто выступает не только как писатель, но и как историк. Объедините историческое событие и произведение, ему посвящённое.

А) Восстание Пугачёва а) «Полтава»

Б) Походы князей Киевской Руси б) «Борис Годунов»

В) Война со шведами в) «Капитанская дочка»

Г) Смутное время, Лжедмитрий г) «Песнь о вещем Олеге»

2. В каком из произведений А.С.Пушкина нет образа Петра I?

А) «Стансы»

Б) «Капитанская дочка»

В) «Медный всадник»

Г) «Полтава»

3. Лицейская дружба освещала Пушкина всю жизнь, даже его секундантом на Чёрной речке был один из лицеистов. И всё же только одного из друзей поэт назвал «мой первый друг, мой друг бесценный». Кого так назвал А.С.Пушкин?

А) Дельвига

Б) Данзаса

В) Кюхельбекера

Г) Пущина

4. Какой жанр оказался невостребованным в творчестве А.С.пушкина?

А) повесть

Б) песнь

В) ода

Г) рассказ

5. Как А.С.Пушкин определил жанр «Медного всадника»?

А) поэма

Б) роман в стихах

В) повесть

Г) рассказ

6. К какой теме относится стихотворение А.С.Пушкина «19 октября»?

А) к теме любви

Б) к теме поэта и поэзии

В) к теме свободы

Г) к теме дружбы

7. Что означал день 19 октября для А.С.Пушкина? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какое исследование, посвящённое Пугачёву, писал А.С.Пушкин одновременно с повестью «Капитанская дочка»? _________________________________________________________________

9. Объясните смысл эпиграфа к «Капитанской дочке»: «Береги честь смолоду»________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Как называется крепость, в которой происходит действие повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»? _____________________________________________________________________________

11. Укажите название главы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», в которой происходит знакомство Петра Гринёва с Пугачёвым. _________________________________________________

12. Укажите фамилию коменданта крепости, в которой служил главный герой повести «Капитанская дочка», казнённого Пугачёвым. _____________________________________________

13. Укажите имя царя, которое присвоил себе Емельян Пугачёв, герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». _________________________________________________________________

14. Укажите фамилию офицера, героя повести А.С.Пушкина «капитанская дочка», который перешёл на сторону Пугачёва. __________________________________________________________

15. Каково отношение автора к теме «русского бунта» в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Среди знаменитых «учителей», изображённых в русской литературной классике, найдите наставника Петруши Гринёва из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

А) Monsieur I, Abbe

Б) Дефорж

В) Бопре

Г) Вральман

17. Кто из героев «Капитанской дочки» А.С.Пушкина рассказывает калмыцкую сказку о вороне и орле?

А) Пугачёв

Б) Швабрин

В) Зурин

Г) Миронов

18. Кому из героев «Капитанской дочки» А.С.Пушкина Гринёв подарил заячий тулуп?

А) Савельичу

Б) Зурину

В) Пугачёву

Г) Миронову

19. В повести А.С.Пушкина «капитанская дочка» рассказ о жизни Петруши Гринёва в родительском доме является:

А) экспозицией

Б) кульминацией

В) завязкой

Г) эпилогом

20. В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» эпизод, рассказывающий о встрече Маши Мироновой с императрицей, становится в определении судьбы Гринёва

А) завязкой

Б) кульминацией

В) экспозицией

Г) развязкой

21. Образы Гринёва и Швабрина вводятся в повествование по принципу:

А) антитезы

Б) сопоставления

В) взаимодополнения

22. В раскрытии образа Пугачёва особую роль играет:

А) фольклор (песни, сказки, пословицы и поговорки)

Б) сведения, полученные капитаном Мироновым о бунтовщике

В) сцена на военном совете

23. В связи с чем и кто из героев повести рассказывает калмыцкую сказку? Как вы понимаете её иносказательный смысл? Каким образом отношение к идее сказки характеризует рассказчика и его слушателя? Дайте развёрнутый ответ. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина (8 класс)

2 вариант

1. В повести А.С.Пушкина «капитанская дочка» рассказ о жизни Петруши Гринёва в родительском доме является:

А) экспозицией

Б) кульминацией

В) завязкой

Г) эпилогом

2. Кто из героев «Капитанской дочки» А.С.Пушкина рассказывает калмыцкую сказку о вороне и орле?

А) Пугачёв

Б) Швабрин

В) Зурин

Г) Миронов

3. Какое исследование, посвящённое Пугачёву, писал А.С.Пушкин одновременно с повестью «Капитанская дочка»? _________________________________________________________________

4. В раскрытии образа Пугачёва особую роль играет:

А) фольклор (песни, сказки, пословицы и поговорки)

Б) сведения, полученные капитаном Мироновым о бунтовщике

В) сцена на военном совете

5. Среди знаменитых «учителей», изображённых в русской литературной классике, найдите наставника Петруши Гринёва из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

А) Monsieur I, Abbe

Б) Дефорж

В) Бопре

Г) Вральман

6. А.С.Пушкин часто выступает не только как писатель, но и как историк. Объедините историческое событие и произведение, ему посвящённое.

А) Восстание Пугачёва а) «Полтава»

Б) Походы князей Киевской Руси б) «Борис Годунов»

В) Война со шведами в) «Капитанская дочка»

Г) Смутное время, Лжедмитрий г) «Песнь о вещем Олеге»

7. Образы Гринёва и Швабрина вводятся в повествование по принципу:

А) антитезы

Б) сопоставления

В) взаимодополнения

8. В каком из произведений А.С.Пушкина нет образа Петра I?

А) «Стансы»

Б) «Капитанская дочка»

В) «Медный всадник»

Г) «Полтава»

9. Что означал день 19 октября для А.С.Пушкина? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Лицейская дружба освещала Пушкина всю жизнь, даже его секундантом на Чёрной речке был один из лицеистов. И всё же только одного из друзей поэт назвал «мой первый друг, мой друг бесценный». Кого так назвал А.С.Пушкин?

А) Дельвига

Б) Данзаса

В) Кюхельбекера

Г) Пущина

11. К какой теме относится стихотворение А.С.Пушкина «19 октября»?

А) к теме любви

Б) к теме поэта и поэзии

В) к теме свободы

Г) к теме дружбы

12. В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» эпизод, рассказывающий о встрече Маши Мироновой с императрицей, становится в определении судьбы Гринёва

А) завязкой

Б) кульминацией

В) экспозицией

Г) развязкой

13. Кому из героев «Капитанской дочки» А.С.Пушкина Гринёв подарил заячий тулуп?

А) Савельичу

Б) Зурину

В) Пугачёву

Г) Миронову

14. Какой жанр оказался невостребованным в творчестве А.С.пушкина?

А) повесть

Б) песнь

В) ода

Г) рассказ

15. Каково отношение автора к теме «русского бунта» в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Объясните смысл эпиграфа к «Капитанской дочке»: «Береги честь смолоду»________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. Как называется крепость, в которой происходит действие повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»? _____________________________________________________________________________

18. Укажите название главы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», в которой происходит знакомство Петра Гринёва с Пугачёвым. _________________________________________________

19. Укажите фамилию офицера, героя повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», который перешёл на сторону Пугачёва. __________________________________________________________

20. Укажите фамилию коменданта крепости, в которой служил главный герой повести «Капитанская дочка», казнённого Пугачёвым. _____________________________________________

21. Как А.С.Пушкин определил жанр «Медного всадника»?

А) поэма

Б) роман в стихах

В) повесть

Г) рассказ

22. Укажите имя царя, которое присвоил себе Емельян Пугачёв, герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». _________________________________________________________________

23. В связи с чем и кто из героев повести рассказывает калмыцкую сказку? Как вы понимаете её иносказательный смысл? Каким образом отношение к идее сказки характеризует рассказчика и его слушателя? Дайте развёрнутый ответ. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок № 46

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ «МЦЫРИ»

Часть А

Выберите один правильный ответ из предложенных четырёх, запишите его номер.


А1. Укажите даты жизни М.Ю. Лермонтова:


1) 1814 - 1841

2) 1814 - 1837

3) 1799 - 1837

4) 1799 - 1841


А2. Как называлось имение, в котором прошло детство М.Ю. Лермонтова?




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал