7


  • Учителю
  • Календарно - тематическое планирование по литературе 9 класс Коровина

Календарно - тематическое планирование по литературе 9 класс Коровина

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ,

9 КЛАСС



Программа В.Я.Коровиной, рекомендована Министерством образования РФ



Учебник-хрестоматия под редакцией В.Я.Коровиной, в 2 частях



Общее количество часов - 105 (3 ч в неделю).

Из них на развитие речи - 12,

сочинений: домашних - 3,

классных - 3.1





2





3









4









5









6







7









8













9









10









11







12









13



















14

















15



16





17



18







19



20







21-22









23







24





24











25





26







Из русской литературы XIX века

Древнерусская литература, ее самобытный характер. Богатство и разнообразие жанров.



«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. Патриотический пафос произведения, призыв к единению, гуманизм русского народного сознания. История открытия памятника.



Художественные особенности памятника, самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…» слово как жанр древнерусской лит.





Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века. Гражданский пафос русского классицизма.



M.B.Ломоносов - ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и системы стихосложения. "Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния".



"Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года". Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.



Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе. "Властителям и судиям". Обличение несправедливости сильных мира сего. «Памятник». Мысль о бессмертии творчества. Высокий слог и ораторские интонации. Традиции Горацио и оценка собственного поэтического новаторства.



А.Н. Радищев. Слово о писателе.«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор). Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.



Особенности повествования в «Путешествии…». Автор и путешественник, жанр путешествия и его содержательное наполнение.



Н.М Карамзин. Сентиментализм. "Бедная Лиза". Утверждение общечеловеческих ценностей в повести "Бедная Лиза". Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.



Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века.Русская литература первой половины 19 века (обзор). Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.



Романтизм как литературное направление. Западноевропейский и русский романтизм (обзор).

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое», Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.





«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана - пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

.



А.С. Грибоедов. Личность и судьба драматурга.



Комедия "Горе от ума" - картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Обзор содержания. Особенности композиции комедии.



Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».



Чацкий в системе образов. Общечеловеческий смысл комедии.



Меткий афористический язык комедии. А.С.Грибоедова «Горе от ума». Обучение анализу эпизода.



Мастерство Грибоедова - драматурга. И.А. Гончаров "Мильон терзаний". Преодоление канонов классицизма в комедии.



P.p. Сочинение на темы "Два взгляда на мир в комедии "Горе от ума", "Чацкий и Софья. История взаимоотношений'', "Чацкий: победитель или побежденный''.



Анализ сочинения по комедии Грибоедова «Горе от ума»





А.С.Пушкин. Жизнь и творчество поэта. Основные вехи творчества А.С. Пушкина.



Основные мотивы лирики А.С. Пушкина.

Дружба и друзья - одна из основных тем стихотворений поэта.

1





1















1







1







1







1











1











1







1











1









1





1















1













1



















1



1







1



1







1





1







2











1













II четверть (21 ч, из них на развитие речи - 2 ч)



27







28







29









30













31







32











33





34





35







36







37







38











39-40























41











42











43





44



45







46





47







48





49

Любовная лирика поэта. «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...»



Эволюция темы свободы в лирике поэта. Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар»





"Глаголом жги сердца людей". Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина. ("Памятник", "Певец", "Муза", "К Батюшкову", "Пророк", "Эхо", "Орион", "Поэт и толпа", "Поэту").

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» - противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы «Цыганы». Контрастность характеров главных героев. Невозможность обретения свободы для себя.



«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.



Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин". История создания. Замысел и композиция. Сюжет. Структура текста. Роман в стихах. Система образов. Онегинская строфа.





Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин". История создания. Замысел и композиция. Сюжет. Структура текста. Роман в стихах. Система образов. Онегинская строфа.

.



Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Россия в романе.





Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.





Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни». (Россия в романе). Реализм романа.





Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Автор и герой романа. Лирические отступления.





Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика - В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика - А. А. Григорьев; «почвенники» - Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).





Р.Р. Подготовка к сочинению по творчеству А.С.Пушкина: "Лелеющая душу гуманность"поэзии А.С. Пушкина", "Вечные вопросы в творчестве А.С. Пушкина", "И жить торопится и чувствовать спешит..." (образ Онегина в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"), "Татьяны, милый идеал" (образ Татьяны в романе А.С. Пу-шкина "Евгений Онегин", "Автор и герой" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"), "Два характера в произведении АС. Пушкина (опыт сопоставления)", "Мой Пушкин" и др.





Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.



Особенности композиции. Печорин - «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Психологический роман (начальные представления).





Печорин в системе мужских образов романа. Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий.



Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина».



Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа.



Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского



Назначение поэзии и судьба поэта в лирике М.Ю. Лермонтова. ("Пророк", «Смерть поэта», "Поэт", «Я жить хочу!»,"Кинжал" и др.)



Мотив вольности и одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. «Парус», «И скучно, и грустно».





Тема любви в лирике М.Ю.Лермонтова («нет, не тебя так пылко я люблю…»

1







1







1









1













1







1











1





1





1







1









1







1









2























1









1











1





1



1





1





1







1







1







III четверть (30 ч, из них на развитие речи - 4 ч)



50









51-52

















53







54





55





56







57











58-59











60









61







62







63









64









65















66













67





68











69



70



71







72

















73-73







74





75



76











77













78











79







80-81









82













83















84









85





86











87-88













89









90-91













92













93











94









95









96

















97





98















99













100





















101-102





























103-104











































105

Трагедия поколения в лирике М.Ю. Лермонтова ( «Дума», «И скучно, и грустно». Образ Родины в лирике М.Ю. Лермонтова. «Родина».





P.p. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова. " Нравственные проблемы в творчестве М.Ю. Лермонтова", "Смысл названия романа", "Мой Лермонтов", "Трагедия Печорина, ее сущность и причины", "Евгений Онегин и Печорин" (опыт сопоставления), «Любимые страницы лирики Лермонтова», «Моё любимое стихотворение Лермонтова» и др.



Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы.



Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков - «приобретатель», новый герой эпохи.



Обобщающее значение образов помещиков в поэме, приемы их сатирической обрисовки



Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы.

Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора - от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.



Р.р. Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя. "Почему Чичиков главный герой поэмы'?", "Хозяйственный Собакевич - тоже мертвая душа?", "О чем скорбит и о чем мечтает автор "Мертвых душ"?", "Живые и мертвые души в поэме Н.В. Гоголя" и т.д.





Александр Николаевич Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя - положительные герои пьесы.



Особенности сюжета. Победа любви - воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.



Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям.



Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Повесть (развитие понятия).





Л.Н. Толстой. Слово о писателе. "Юность". Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению.



Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.





Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора.



«Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе. Жанровые особенности рассказа.



Подготовка к сочинению на прблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века?» ( на примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого иА.П.Чехова).





Из поэзии XIX века.

Эмоциональное богатство русской поэзии. Лирика Н.А. Некрасова. (Обзор с включением ряда произведений)

Поэзия Ф.И. Тютчева.

Лирика А.А. Фета.

Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.





ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.





Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.



Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести.



Смысл названия. Система образов произведения.



Умственная, нравственная, духовная недоразвитость - основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).



Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика.





Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).





Подготовка к дом.сочинению по рассказу Шолохова «Судьба человека».







Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Притча (углубление понятия).



Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.





Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.



Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта.



Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России - главная в есенинской поэзии.



Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.



Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью - потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.



Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.



Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АNNО DOMINI», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.



Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.



Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.



А.Т.Твардовский «Я убит подо Ржевом…» Проблемы и интонации стихов о войне.

Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).



Русская поэзия второй половины XX века

И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов. (Стихотворения не менее трёх авторов по выбору).



Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.



Зачетное занятие по русской лирике 20 века.





ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).



Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах - знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.



Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам

через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.



Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.



«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» - «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).



Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» - ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии - «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Философско-драматическая поэма.







Итоговый урок.



























































1









2



















1





1





1





1









1













2







1









1





1







1











1







1















1









1









1













1



1



1















1







2









1





1



1











1













1









1









2









1

















1













1







1





2











1













1













2









1















1









1











1













1





















1









1













1























2





























2













































1























































































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал