- Учителю
- Урок литературы в 11 классе ' Горит его звезда' (по творчеству Н. М. Рубцова) .
Урок литературы в 11 классе ' Горит его звезда' (по творчеству Н. М. Рубцова) .
Урок литературы в 11-м классе "Горит его звезда"
Цели:
-
показать связь «тихой лирики» с литературной традицией; дать представление о поэтическом мире Н. Рубцова, познакомить с этапами его творческого пути, осветить роль его лирики в истории русской поэзии XX в.;
-
совершенствовать умение учиться анализировать поэтический текст на примере стихотворений Н. Рубцова; отработать навыки художественного чтения поэтического произведения.
Оборудование: портрет Н.Рубцова, сборники стихотворений; выставка книг и критической литературы; стенд о жизни и творчестве Н.Рубцова «Горит его звезда».
Ход урока
1. Слово учителя.
Как строит душу ребенка добрая народная сказка, как обновляет землю первый радостный дождь, так в наше страшное бездуховностью, ожесточением и цинизмом время способна пробудить нас и очистить, вернуть данное нам от природы чувство прекрасного светлая, родниковая поэзия Николая Рубцова. Может, более всего в ней нуждается юность, которая осознанно или нет ищет свой берег добра или зла на реке жизни.
На реке поэзии Н. Рубцова есть только причалы добра. Даже в темную ненастную ночь в ней светит одинокая звезда и загорается для уставшего путника приветливый огонек в оконце. Да, грусть и печаль, тоска и тревога, одиночество и бесприютность открываются читателю в злых ветрах, тяжелых ливнях, омутных водах, загнивающих на мелях лодках, увядающих цветах. Но что человек без этих чувств? А с другой стороны, если бы он отдавался только им, разве предстал бы перед нами мир в его полноте и гармонии?
Ночью я видел:
Ломались березы!
Видел: метались цветы!
Гром, рассылающий
Гибель и слезы,
Всех настигал с высоты!
Как это странно
И все-таки мудро:
Гром роковой перенесть,
Чтоб удивительно
Светлое утро
Встретить, как светлую весть!..
(«После грозы»)
Уч-ся:
Во второй половине 60-х годов как противостояние «громкой» поэзии «шестидесятников» возникает «тихая» лирика. Поэты нового движения сосредоточили свое внимание на душевном состоянии человека, на нюансах переживаний, на поисках «истоков», «корней», традиций. Одна из ярких фигур «тихой» лирики - Николай Рубцов. Он несколько дней не дожил до 35 лет. 3 января 2008 года ему исполнилось бы 72 года. А родился Николай Михайлович в поселке Емецк Архангельской области. Вскоре его родители переехали в Тотемский район Вологодской области. Мать умерла рано, но совсем осиротила мальчишку война. Потом, в анкете Литинститута, где учился Рубцов, о родителях он напишет: «Сведений почти не имею». С 1942 года началась детдомовская жизнь Коли Рубцова. Никольское, где кончил он семилетку и откуда отправился в город Тотьму поступать в лесотехнический техникум, и считал он всегда своей родиной. Мальчишка, не видевший моря, он им бредил. Мечта эта привела его, шестнадцатилетнего, в Архангельск, где он вскоре попал кочегаром на рыболовецкое судно.
Манили и большие города. В 1955 году Николай уже в Ленинграде рабочий, отсюда на 4 года уходит служить на флот. Здесь начинает он писать и печататься во флотских изданиях. Вернувшись в Ленинград, работает на Кировском заводе, заканчивает вечернюю школу, входит в литературное объединение при многотиражке «Кировец». В 1962 году проходит творческий конкурс в Литинститут им. Горького, а уже в 1965 году Рубцов издает свою первую книжку. За свою недолгую жизнь он успел написать только 4 сборника.
Учитель:
Рубцов писал о своем творчестве: «Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений». Давайте попробуем проникнуться настроениями, переживаниями, размышлениями поэта. Творчество Николая Рубцова соединило в себе традиции русской поэзии 19-20 веков - Тютчева, Фета, Блока, Есенина. Впервые в поэзии с такой остротой и всеохватностью поставлена проблема исторической памяти, без которой немыслимо существование любой нации и любого государства. Н. Рубцов ощущает себя наследником тысячелетней русской истории. В стихотворении «Старая дорога» он пишет:
Здесь каждый славен - мертвый и живой!
И оттого, в любви своей не каясь,
Душа, как лист, звенит, перекликаясь
Со всей звенящей солнечной листвой,
Перекликаясь с теми, кто прошел,
Перекликаясь с теми, кто проходит…
Здесь русский дух в веках произошел,
И больше ничего не происходит.
Но этот дух пройдет через века!
И пусть травой покроется дорога,
И пусть над ней, печальные немного,
Плывут, плывут, как мысли, облака…
Русская история, как и русская природа, вызывает у Рубцова очень личное чувство сопричастности всему, что было и что еще будет в судьбе нашей Родины. В стихотворении «Видения на холме» он пишет:
Россия, Русь - куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя…
Россия, Русь! Храни себя, храни!...
Таковы же по своей сокровенной сути стихотворения «Шумит Катунь», «Ферапонтово», «Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны…» и другие. В последнем из них - прямой разговор с читателем о значении нашего прошлого, далекого и совсем недавнего. Стихи трудно пересказывать, но, чтобы рассказать о Рубцове, надо процитировать не одно его стихотворение. Давайте остановимся еще на трех его произведениях.
Стихотворение «Добрый Филя» (1961 г.) - это, можно сказать, то, с чего начиналась тема деревни в современной русской литературе. В ней с горькой иронией сказано о судьбе и жизни сельского труженика, живущего «без газа, без ванной» в хуторе «меж звериных дорог»:
Филя любит скотину,
Ест любую еду,
Филя ходит в долину,
Филя дует в дуду!
Мир такой справедливый.
Даже нечего крыть…
- Филя, что молчаливый?
- А о чем говорить?
Теме войны и мира, образу женщины - Матери (одному из главных в поэзии Н.Рубцова) и матери - России посвящено стихотворение «Русский огонек».
(читаем стихотворение)
В непрерывном странствии по дорогам родины, в разговорах со встречающимися людьми, в тесном единении с природой постигает поэт великий смысл своего назначения - быть голосом народа, выразителем его чаяний и устремлений. Таким странником по земле своей родины предстает перед нами герой стихотворения «Русский огонек».
Концовка стихотворения, как видим, выводит его содержание на общемировой масштаб. Это перекликается с мыслью Достоевского о всемирной миссии нашей родины, так неопровержимо доказанной и в последнюю - Великую Отечественную войну, и не раз в русской истории.
Сокровенную суть своего восприятия мира Н. Рубцов предельно четко выразил в стихотворении «Тихая моя Родина»: (читаем стихотворение)
Невозможно прочитать те строки громко, и не потому, что они приглушаются словно специально предназначенными словами «тихая моя родина», «тихо ответили жители», а потому, что так и кажется: помешаешь- спугнешь того, кто со взгорка оглядывает «тихую родину» и с нежностью и печалью признается:
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.
Тихо произнесенные, эти строки громко отзываются в моем сердце: ведь и у меня есть «речка туманная» моих воспоминаний, которая, сколько буду жить, столько за мною… «будет бежать и бежать», ведь это и обо мне сказал поэт:
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
В глубоко личных стихах выражено и мое чувство связи с миром, людьми, землею. Я читаю Рубцова и вспоминаю строки другого, тоже любимого писателя:
«И вот опять родные места встретили меня сдержанным шепотом ольшаника. Забелела чешуёй драночных крыш старая моя деревня, вот и дом с потрескавшимися углами. По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своем стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса; прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишеские богатства.
Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростнее тянуло меня обратно.
Тихая моя родина, ты все так же не даешь мне стареть и врачуешь душу своей зеленой тишиной. Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в траве, а я выхожу не к молодым березам, а к белым сказкам моей земли.
Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родной травы, и надо мной качаются купальницы с лютиками.
Как мне понять, что это? Или мои слезы, а может быть, выпала в полдень скупая соленая роса?»
Это Василий Белов «На родине». Возвращаясь к стихотворению Рубцова «Тихая моя Родина», сразу отмечу, что и оно, и рассказ Белова объединены общей темой - возвращением на родину, и общим чувством людей, выросших и живущих на северной земле.
Учитель:
Перечитывая стихотворение, зададимся вопросом: «Что еще постоянно возвращает поэта к родным краям?» Память о матери. К ней он обращается во многих стихотворениях.
- Давайте прочитаем стихотворение «В горнице» и «Аленький цветочек».
- Обратите внимание, как ласково обращается поэт к родному человеку - матушка, маменька.
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды.
-Найдите в стихотворении слово, которое вносит трагическую ноту. (Молча). Невозможность диалога у Рубцова всегда трагична, осуществленный диалог, по Рубцову, всегда благо, как в стихотворении «Тихая моя Родина». Здесь мы видим и собственно диалог в узком смысле - с жителями, и своеобразный диалог между человеком и родными местами. Вообще, надо отметить, что диалог - редкое явление в лирике, но для Рубцова является характерной особенностью, имеет в его лирике принципиальное значение. Я хочу, чтобы в стихотворениях «Тихая моя Родина» и «В горнице» вы увидели еще одну особенность поэзии Рубцова: важность первой строки. Она предстает своего рода камертоном, определяющим звучание всего произведения, задает тональность, мелодию. И если уж мы заговорили о музыке, надо отметить еще и то, что многие стихотворения Рубцова стали песней. В них сразу можно выделить особенности песенной композиции: замкнутость строфы, завершенность каждого стиха, кольцевое строение каждого стихотворения. Многие свои стихи поэт исполнял под гитару. Песней стало и стихотворение «В горнице». (Слушаем песню).
Учитель (беседа с классом):
- У критика Ю.Селезнева читаем:»Стихи Рубцова сами просятся на музыку, скорее даже музыка просится из стихов; их не надо перекладывать на музыку, ее нужно улавливать в них, слышать ее. Многие стихи Рубцова - это песни в их эпическом смысле. Вслушаемся в музыку хотя бы этой строки: «Меж болотных стволов красовался восток огнеликий…» Музыкальная открытость, возвышающий простор строки Рубцова сродни эпическому ладу древних поэм». Если вы согласны с мнением критика, то продлите ряд подтверждающих его примеров. Покажите, в чем музыкальность привлекающих вас строк.
-Случайно ли, по вашему мнению, в стихах Рубцова столь часто встречается слово «душа»? О чем вам это говорит? Найдите строки из стихотворений, где есть слово «душа».
-Почему думается о вечном, когда читаешь стихи Рубцова? Какие строки выбрали бы вы, представляя поэта человеку, не знающему его творчества, как попытаетесь пробудить интерес к его поэзии?
-На что откликается ваша душа при чтении стихотворений Николая Рубцова?
Учитель:
Вот и подошел к концу наш урок. А закончить разговор о поэзии Николая Рубцова я хочу отзывом Глеба Горбовского: «Популярность поэзии Николая Рубцова среди людей, читающих стихи, не затухает. Скорее - наоборот. Популярность, возникшая почти сразу же после гибели поэта, теперь перерастает в прочную закономерность приятия рубцовской музы как бесспорно истинного, устоявшегося, почти классического…
Поэзия Рубцова - не «тихая», не камерная, не подходит она под определение «деревенской» поэзии. Она просто - поэзия. Поэзия Николая Рубцова. И спасибо ему от нас запоздалое за красоту и пронзительность этой поэзии, спасибо ему за любовь его земную, неопалимую».
Горит звезда поэзии для многих почитателей большого русского поэта.