- Учителю
- Урок Пушкин. Интимная лирика
Урок Пушкин. Интимная лирика
Урок №31
Класс: 9А,Б,В
Дата: 9А - 16.11 9Б-17.11 9В- 18.11
Тема: Интимная лирика А. Пушкина. Любовь как гармония душ в стихотворениях «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь ещё, быть может…».
Цели: 1) рассмотреть способы передачи душевного состояния лирического героя; познакомить учащихся со стихотворением А.С.Пушкина "Я вас любил", расширить их представления о любовной лирике великого поэта; продолжить знакомство с различными элементами анализа текста лирического стихотворения.
2) повторить признаки элегического жанра;
3) воспитывать чуткое. внимательное отношение к слову, любовь к поэзии.
Ход урока
На доске записаны тема урока и эпиграфы: "Душе влюблённой грустно было…" (А. С. Пушкин. "Приметы". 1829); "И может быть - на мой закат печальный / Блеснёт любовь улыбкою прощальной" (А. С. Пушкин. "Элегия". 1830).
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
(Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина)
1. Вступительное слово учителя.
Давайте вспомним замечательных русских женщин первой трети XIX века. которые своей ли красотой. умом или благородством натуры вдохновляли Пушкина. Им мы обязаны появлениям пушкинских шедевров лирической поэзии. Сквозь их отдельные судьбы проступают черты эпохи Пушкина и декабристов.
2. Сообщения учеников (основная мысль).
О первой любви молодого поэта к Е.Бакуниной
"…Молоденькая девушка. приветливая. милая. Екатерина Бакунина была сестрой одного из лицеистов. Она часто навещала брата и всегда приезжала на лицейские балы. Прелестное лицо её. дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг среди всей лицейской молодёжи. Пушкин был впервые пылко влюблён. задумчив. рассеян. в классах отвечал невпопад. По вечерам. оставшись один. он доставал дневник и давал волю чувствам. В дневнике была запись: "Как она была мила! Как чёрное платье пристало к милой Бакуниной! Но я не видел её 18 часов - ах! Какое положение. какая мука. Но я был счастлив 5 минут"…
О чувствах молодого Пушкина к М.Н. Раевской
"Во время путешествия по Крыму и Кавказу Пушкин встретил Марию Раевскую. Память поэта хранила дорогие сердцу воспоминания : и море перед грозою. и юную 15-летнюю Марию. играющую с волнами. и чувство преклонения перед красотой женщины и окружающего мира. Мария Раневская вновь и вновь являлась Пушкину: и в образе черкешенки в "Бахчисарайском фонтане" и в посвящении к "Полтаве"…
О сильном, хотя и непродолжительном чувстве поэта к Амалии Ризнич
"Говоря о взаимоотношениях Пушкина с женщинами. нельзя не вспомнить Амалию Ризнич. чувство к которой было омрачено ревностью. Поэт познакомился с ней в июле 1832 года и пережил сильное. хотя. видимо. и непродолжительное чувство. Умерла она в 1825 году в нищете в Италии"…
О чувстве поэта к Елизавете Ксаверьевне Воронцовой
"Осенью 1823 года в Одессе Пушкин встретил Елизавету Воронцову. Девушка сразу же привлекла внимание поэта. Вспыхнувшее к ней чувство было глубоким и ярким и не осталось безответным. По настоянию Воронцова Пушкина выслали из Одессы в Милайловское. Он очень страдал. Перед отъездом поэта Воронцова подарила ему на память свой портрет в золотом медальоне и кольцо с восьмигранным камнем из сердолика. Пушкин часами смотрел на портрет. вспоминая эту обаятельную женщину"…
Только об одной женщине Пушкин сказал: "чистейшей прелести чистейший образец". С Натальей Николаевной Гончаровой связаны самые счастливые и трагические годы жизни поэта. Пушкин познакомился с 16-летней Натали на балу. в 1828 году. Поэт сразу же обратил внимание на эту необычайно красивую девушку. "Когда я увидел её в первый раз, то полюбил её, голова у меня закружилась". По шутливому признанию поэта. Гончарова была его 13-й любовью. Дважды Пушкин просил руки Натальи Николаевны. 18 февраля 1831 года в церкви Большого Вознесения в Москве Александр Сергеевич и Наталья Николаевна были обвенчаны. "Я женат и счастлив, одно желание моё, чтоб ничего в жизни моей не изменилось - лучшего не дождусь".
III. Анализ стихотворения "На холмах Грузии лежит ночная мгла…".
1. Беседа учителя.
Говоря сегодня о любовной лирике Пушкина. мы остановимся на двух прекрасных вариациях стихотворения "На холмах Грузии…". Попытаемся понять. чем вызвана переработка первого варианта. назовём адресата каждого текста и рассмотрим. как создаётся основное настроение окончательного варианта стихотворения.
Обратимся к первому варианту. (Листы с печатным текстом на столе)
- Каким чувством проникнуто стихотворение? (Грустью. печалью)
- А чем вызвана грусть лирического героя? (Под влиянием воспоминаний вновь вспыхнуло чувство любви. Лирический герой мысленно оглядывается на прожитые годы и с грустью думает о том. что многое изменилось. Чувствуется ностальгия по прошлому…)
- Можно ли на основе сказанного определить жанр произведения? (Да. перед нами элегия)
- Как признаки этого жанра обнаруживают себя в строке. которой я назвала наш урок: "Печаль моя полна тобою…". (По словарю С.И.Ожегова: элегия - лирическое стихотворение. проникнутое грустью. В этой строке. написанной четырёхстопным ямбом. переданы состояние души. грусть лирического героя.)
- Попробуйте заменить эту фразу синонимичным выражением. (Я грущу по тебе.)
- Где большая глубина чувства? (Конечно. в стихотворении. Полна - перен. - целиком проникнута. охвачена чем-нибудь.)
- Сравним первый и второй варианты стихотворения и попытаемся понять. почему поэт изменил первоначальный замысел:
Место действия. 1 вариант - Кавказ; 2 вариант - Грузия.
Время действия. 1 - вечер. наступление ночи ("идёт ночная мгла"); 2 - ночь("лежит ночная мгла").
- Какие строфы не вошли в окончательный текст?(3-я и 4-я строфы)
- Какие строки вошли во второй вариант без изменений? (3-я. 8-я строки)
- В чём смысл правки этих строф? (Изменились смысловые отношения частей сложных предложений)
До сих пор в разных изданиях мы находим сведения о разных адресатах этого стихотворения. Есть основания полагать. что первый вариант стихотворения посвящён М.Н.Волконской. К такому выводу пришёл учёный С.М.Бонди. проведя подробные исследования черновиков А.С.Пушкина. Пушкин так кропотливо работал над стихотворением. Оно датировано 15 мая 1829 года. но 1 мая 1829 года Пушкин сделал предложение Н.Н.Гончаровой и. не получив точного ответа. уехал на Кавказ. Пушкин влюблён и страдает от неопределённости. Очевидна автобиографичность стихотворения. Теперь понятно. почему исключены 3-я. 4-я строфы. (Пушкин не мог по этическим соображениям писать о любви к другой женщине в то время. когда сделал предложение и ждал ответа).
И уже В.Ф.Вяземская. посылая в Сибирь литературные новинки. написала. что это стихотворение посвящено Н.Н.Гончаровой.
Итак. печаль поэта полна ею. Н.Н.Гончаровой. (Рассматриваем портрет кисти А.Брюллова).
- Обратите внимание на лексику. Лексические повторы родственных слов со значением грусти закрепляют в сознании читателя этот образ. а контрастная лексика передаёт раздвоенность сознания души лирического героя.
- Давайте определим способы выражения грусти. С чего начинается стихотворение? (с пейзажной зарисовки).
- Какова роль пейзажа? (он создаёт эмоциональный настрой у читателя и гармонирует с душевным состоянием лирического героя). Бросается в глаза. что между описанием природы и остальной частью стихотворения нет никакой логической связи. Однако если мы попробуем отбросить пейзаж и начнём читать стихотворение с 3-го стиха ("Мне грустно и легко; печаль моя светла…"). то сразу станет ясно. что пейзаж подготавливает читателя к восприятию следующих строк…
3-й стих состоит из коротких предложений. каждое из которых - оксюморон. Если "мне грустно". то почему одновременно и "легко"?
Любовная тема прояснилась. Каков характер любовного чувства? Вдумаемся в сказуемые. выражающие эмоции: грустно. легко. светла … Все сказуемые здесь выполняют функцию эпитетов. Давайте выпишем в тетрадь синонимы-существительные в порядке возрастания чувства.
Грусть - чувство печали. уныния.
Печаль - чувство грусти. скорби. состояние душевной горечи.
Уныние - безнадёжная печаль. гнетущая скука.
- Что выявляют повторы и синонимы? (глубину переживания лирического героя).
У каждого из нас. наверное. были в жизни моменты. когда было очень трудно выразить своё состояние души. Вот и в душе лирического героя радость и грусть соседствуют. Почему радость? (любовь - это радость. счастье). Почему грусть? (любовь неразделённая).
Я зачитаю вам отрывок из письма Пушкина матери Н.Н.Гончаровой от 1 мая 1829 года.
"На коленях, проливая слёзы благодарности. вот как должен бы я писать Вам теперь. когда граф Толстой привёз мне Ваш ответ: этот ответ не отказ. вы мне позволяете надеяться. Тем не менее. если я ещё ропщу. если грусть и горечь примешиваются к чувству счастья. - не обвиняйте меня в неблагодарности…"
Если переводить письмо на язык поэзии. то понятно. почему Пушкин так изменил первоначальный вариант.
Стихотворение написано чередующимися шестистопными и четырёхстопными ямбами.
В предпоследнем стихе Пушкин соединяет два глагола-сказуемых: горит и любит. Удивительная вещь. Пушкин. славящийся своим лаконизмом. на тесном пространстве восьми стихов четырежды пользуется повтором в разных формах. Вот насколько важен для поэта в этом стихотворения эффект эмоционального напряжения.
Слова о том. что сердце поэта не может не любить. воздействуют на нас так сильно. потому что они содержат в себе всю энергию предыдущих стихов и подводят итог всему сказанному.
2. Заключительное слово учителя.
Кроме счастья. много страданий выпало на долю жены Пушкина. Через несколько десятков лет были опубликованы письма Пушкина к Наталье Николаевне. Внимательно изучив их. можно воссоздать образ той. душу которой Пушкин любил более её прекрасного лица.
Пушкин умер 29 января 1837 года. До последней секунды рядом с ним находился его друг Владимир Даль. врач. писатель. составитель толкового словаря. Может быть. именно в этот день его словарь пополнился ещё одним словом. толкование которого он записал тут же. в квартире Пушкина. на отдельном листке бумаги. Это слово "бессмертие". (Ученик зачитывает по словарю значение этого слова). Именно так и случилось. Пушкин бессмертен. Жизнь духовная бесконечна.
Историческая справка:
29 января 1887 года к особняку в аристократическом квартале Парижа. на улице Монтель. подошёл высокий седой человек.
Особняк казался нежилым из-за спущенных массивных жалюзи на окнах. В тёмном кабинете перед камином сидел дряхлый старик. Он не любил этот день: тяготило бремя воспоминаний.
В сущности. жизнь сложилась удачно. Разжалованный. выгнанный из России офицер стал сенатором Франции.
Седой человек поднялся на крыльцо. Непочтительно сильно грянул дверной звонок. Лакей тихо вошёл в кабинет и подал визитную карточку.
- Месье Дантес - это русский. Он настаивает на свидании с вами.
Старик вздрогнул. с трудом разобрав русские буквы. Они сложились в имя… "Онегин".
Седой человек в чёрном сюртуке стоял у дверей. Надвигаясь на Дантеса. Онегин громко и размеренно сказал: "Ровно пятьдесят лет назад в эту самую минуту скончался Александр Пушкин. Вы убили его!"
Кто же такой Онегин?
Жил в Петербурге странный и загадочный человек. Никто не знал ни его прошлого. ни его родителей. Звали человека Александр Фёдорович Отто. И была у него большая и глубокая страсть. прошедшая через всю его жизнь. Он любил поэзию Пушкина. любил так сильно. что даже переменил свою фамилию и стал Онегиным.
Александр Фёдорович был дружен со многими выдающимися представителями русской культуры. Некоторое время он был секретарём у И.С.Тургенева. Сын В.А.Жуковского Павел Васильевич подарил Онегину пакет с письмами Пушкина и те бумаги. что имели отношение к дуэли. К этим материалам он добавлял новые. Покинув в 1860 году Россию. Александр Фёдорович продолжал собирать всё. что касалось Пушкина. Так образовался внушительный музей редчайших экспонатов истории русской культуры.
…Тогда. зимой 1887 года. Онегин пришёл к Дантесу. чтобы задать ему один вопрос: "Как вы на это решились и неужели не знали. что Пушкин - гений. слава России?"
Итог урока.
- Какое чувство вызвало у вас осмысленное прочтение этого стихотворения?
- В чём вы видите сходство стихотворения "На холмах Грузии…" и других стихотворений любовной тематики?
Гармония с миром начинается с гармонии внутри каждого из нас. А.С.Пушкин учит нас культуре эмоции. чувств. Именно поэтому. по словам Белинского. "читая его творения. можно превосходным образом воспитать в себе человека".
IV. Анализ стихотворения «Я вас любил…».
На уроке мы проанализируем стихотворение "Я вас любил", которое было написано в 1829 году на Кавказе. Многие литературоведы сходятся во мнении, что оно было посвящено Анне Алексеевне Олениной, в которую Пушкин был влюблен, сватался, но получил отказ со стороны родителей красавицы. Мы не будем анализировать стихотворение, опираясь только на биографию Пушкина, ведь в любовной лирике создается условный поэтический образ лирического героя, который нельзя отождествлять с автором, но который является носителем его мировоззрения, взглядов, отношения к людям, к жизни.
(Ученики определяют жанр стихотворения.) Жанр стихотворения - обращение. Это разговор с любимой. Раз мы говорим о любовной лирике, сразу становится понятно, что тема данного стихотворения - любовь. Любовь неразделанная, безответная.
В стихотворении всего 8 строк, но сколько в нем смысла. В нем звенит печальная, грустная нота, ведь происходит прощание, если не с любовью, то с любимой женщиной: "…любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем".
Поэт не дает описания возлюбленной, но у нас возникает твердая уверенность, что так любить можно только достойного человека.
Учитель: Какой композиционный прием использует в данном стихотворении А.С.Пушкин?
Ученик: Пушкин использует композиционный прием анафору: он трижды повторяет фразу: "Я вас любил". Эта фраза передает глубину чувства, переживаний человека, расставшегося с любимой женщиной. Это один из самых грустных моментов любви.
Учитель: В какой форме используются глаголы в стихотворении "Я вас любил"?
Ученик: Глагол "любил", стоящий в форме прошедшего времени, символизирует невозвратимость прошлого, и если "любовь еще угасла не совсем", она будет похоронена на дне души. И только один глагол используется в форме настоящего времени "не хочу печалить вас ничем". Какое уважение герой проявляет к любимой женщине! Он предоставляет ей свободу и право выбора. Это и есть основная мысль стихотворения.
Учитель: Пушкин - прогрессивный поэт. Вдумайтесь, XIX век - и свобода женщины. Вспомните, у того же поэта:
И, полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь.
А пушкинский Алеко убивает Земфиру, потому что та полюбила другого.
Для поэта женщина - личность, она имеет право на выбор, на свободу.
Н.В.Гоголь писал, что для восприятия художественного богатства лирики А.С.Пушкина нужен тонкий вкус: "Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия: никакого наружного блеска, все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; все лаконизм, какой бывает чистая поэзия. Слов немного, но если они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необходимо, как поэт".
И действительно, в этом небольшом стихотворении Пушкин, по-видимому, сознательно до минимума сводит использование изобразительных средств и художественных приемов, чтобы через простоту формы раскрыть всю глубину содержания. Давайте найдем художественно-изобразительные средства.
Ученик: В стихотворении особое значение имеет инверсия: "в душе моей", "быть может", "печалить вас ничем", "любимой быть другим". Инверсия используется почти в каждой строке, и это придает наибольшую выразительность стихотворению.
Ученик: Кроме инверсии и анафоры, поэт использует и аллитерацию: "Я вас люБил Безмолвно, Безнадежно, то роБостью, то ревностью томим", которая усиливает эмоциональную окраску стихотворения. В стихотворении встречается многосоюзье - союз то-то "то робостью, то ревностью томим".
Пушкин в стихотворении "Я вас любил" использует и необычные эпитеты, которые выражены наречиями "любил так искренно, так нежно". Такие эпитеты несут смысловую нагрузку, подчеркивают, что чувство неразделенное.
Ученики определяют, что стихотворение "Я вас любил" написано пятистопным ямбом, рифма перекрестная, чередование женской и мужской рифм.
II. Итог урока.
Учитель: И в конце хочется сказать, что, несмотря на неразделенную любовь, это чувство настоящее. Любовь героя альтруистична. Человек волен в своем выборе: Пушкин сравнивает данное чувство с ощущением свободы. Любить по-настоящему - значит желать счастья любимому человеку даже с другим: "Как дай вам бог любимой быть другим".
Домашнее задание: читать страницы 182-184