7


  • Учителю
  • Разрабоотки уроков по теме ' классицизм. Законы классицизма'

Разрабоотки уроков по теме ' классицизм. Законы классицизма'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Рождественская средняя общеобразовательная школа Купинского района








Методическая разработка уроков литературы в 8-9 классах

на тему «Классицизм. Законы классицизма. Традиции и новаторство в драматургических произведениях

Д.И. Фонвизина и Ж.Б. Мольера»







Автор - Пауль Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы МКОУ Рождественской СОШ














2015 год

Тема: Традиции и новаторство в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Проблематика пьесы.


Ум, коль он только что ум, - самая
безделица. С пребеглыми умами мы
видим худых мужей, худых отцов, худых
граждан. Прямую цену уму дает
благонравие.
Д. Фонвизин. «Недоросль».


Тип урока: Информационный - актуализация знаний;урок закрепления знаний (информационно-исследовательский).

Цели урока:

  • Дать учащимся представление о своеобразии классицистической драмы; показать универсальный конфликт русской классицистической комедии как противостояние идеала и действительности; охарактеризовать тематику, проблематику и художественное своеобразие комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

  • Показать актуальность комедии в наши дни (т. к. главная идея эпохи Просвещения - патриотизм, служение государству) и образов Фонвизина.

  • Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся; активизировать самостоятельную деятельность учащихся; закреплять навыки литературоведческого анализа текста.

  • Развивать умение анализировать драматические произведения, работать с художественным текстом и учебником.

  • Воспитывать:

  • интерес к предмету в ходе освоения темы уроков, анализа драматического произведения;

  • языковую личность учащегося, развивающего разные виды компетентности ( языковой, речевой);

  • гордость за лучшие страницы русской классической литературы.


Задачи уроков:

  • вспомнить содержание комедии, ее тему, проблемы, основные образы;

  • дать характеристику классицистической комедии;

  • показать, в чем проявилось новаторство Фонвизина;

  • увидеть актуальность содержания комедии «Недоросль»;


Технические средства:

Выставка книг, доска, тесты, портрет Д. И.Фонвизина, иллюстрации к комедии Д. И.Фонвизина "Недоросль" Е. Суматохина.

Методы: эвристический метод; репродуктивный метод; исследовательский метод; метод творческого чтения.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Объявление темы и целей урока.

3. Проверка домашнего задания:

« Положительные и отрицательные персонажи комедии».

Что такое традиция?

а) в переводе с латинского «передача»;

б) исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения;

в) передача исторически установившегося порядка, сложившегося опыта, знаний представлений;

г) то, что передается из поколения в поколение.

Что такое новаторство?

а) творческое развитие традиции и ее обогащение чем-то новым;

б) введение чего-то нового.

в)Что такое канон? (образец)

4. Изучение нового.

а) Слово учителя. Традиции в комедии « Недоросль» рассмотрим в двух планах: на уровне содержания и на уровне формы.

Традиции древнерусской литературы в 18 веке как бы отодвинуты в тень, но главная традиция осталась. Это, конечно, патриотизм, любовь к стране родной. Это величайшая ответственность писателя за свои слова, вера в то, что слово может изменить, улучшить самого человека. Писатели XVIII века верили, что если показать порок, зло, посмеяться над ними или гневно обличить их, то порок исчезнет, зла станет меньше. (Наиболее часто употреляемые слова у писателей этого времени - «порок» и «добродетель»). Только добродетельные, человеколюбивые, благочестивые, образованные люди, т. е. просвещенные, могут создать справедливые, гуманные законы. Но это далеко от русской действительности, т. к. нет «особливого старания о воспитании». Фонвизин пытается эту действительность исправить « с пером в руках». Показать людские пороки легче в театре, самом наглядном виде искусств. Чтобы сделать зло бессильным, его нужно высмеять. Поэтому любимый жанр Фонвизина - комедия.

Какая основная традиция эпохи Просвещения взята Фонвизиным? (Идея служения государству). Главное в эпохе Просвещения - воспитание, т. к. образованные, воспитанные люди могут принести больше пользы государству.

б) Работа с учебником ( Составляем таблицу « Традиции классицизма и новаторские черты в комедии»).

Традиции классицизма

Новаторские черты

1.Резкое деление героев на положительные и отрицательные. Каждый герой должен иметь какую-то одну, характерную черту (положительные герои таковы).
2.Присутствует герой - резонер (напрямую несет идеи автора). Такой герой в комедии - Стародум.
3.Главная идея - идея просвещения. Принцип высшей оценки человека: служение государству, выполнение им своего гражданского долга.
4.Триединство: времени - 1 сутки; места; действия - 1 интрига, проблема.

1. Характеры героев сложны, неоднозначны.

2. Вводение в пьесу героев из низшего сословия. Это крепостные, холопы (Еремеевна, Тришка, учителя Кутейкин и Цыфиркин).
3.Речь героев передает характеры действующих лиц.
4. Просвещение важно, но сначала надо привить добродетель, позаботиться о душе, а уж потом об уме - главная идея комедии.
5. Нарушает триединство: вместо одной проблемы поднимает несколько очень важных.
6. Типизация и зоологизация героев.


в) Работа в парах с текстом. Учитель совместно с детьми составляет полуслепую таблицу « Основные проблемы комедии « Недоросль» и противоположные точки зрения на них положительных и отрицательных персонажей». (название строк и граф). Учащиеся в парах заполняют эту её.

Проблема

Отношение положительных героев

Отношение отрицательных героев

1 . Проблема воспитания.

« Чтоб в достойных людях не было недостатка, прилагается нынче особливое старание о воспитании». (Правдин,. явл.1).

« Без науки люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был 15 лет, и с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить». (Простакова, явл.8).

2. Проблема крепостного права.

« Каждый должен искать своего счастья и выгод в том, что законно и что угнетать рабством себе подобных беззаконно» (Стародум,. явл.1).

« Не волен! Дворянин, кого захочет, и слуги высечь не волен, да на что нам указ от о вольности дворянства». (Простакова, явл. 4).

3. Проблема служения Отечеству.

« Но что всего более - он для пользы и славы отечества не устрашается забыть свою собственную славу». (Милон, явл.6).

« По мне - куда велят». (Митрофан, явл. 7).

4. Проблема брака и семьи.

« Только, пожалуй, не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу бы походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее. Муж благоразумный! Жена добродетельная! Что почтеннее быть может? Надобно, мой друг, чтоб муж твого повиновался рассудку, а ты мужу, и будете оба совершенно благополучны». (Стародум, явл.2).

« я и своих поросят завести хочу. Меня не проведешь... Для нее одной отдам угольную с лежанкой». (Скотинин, явл.3).

IV. Делаем выводы по таблице, оформляем записи в тетрадях.

  • Давайте вспомним, что лежит в основе главного конфликта пьесы? (Типичным для комедии этого времени приемом борьбы со злом было противопоставление отрицательному явлению явления положительного.В полном соответствии с этими эстетическими требованиями четырем отрицательным персонажам «Недоросля» - Простаковой, Простакову, Скотинину и Митрофану - Фонвизин противопоставил такое же число положительных действующих лиц - Стародума, Правдина, Софью и Милона.

  • Чем можно объяснить такие противоположные взгляды на очень важные вещи в жизни каждого человека? ( В «Недоросле» были заложены основы реалистического отражения действительности в русской художественной литературе. Автор воспроизводит атмосферу помещичьего произвола, разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотининых. В своей комедии о воспитании он поднимает проблему крепостного права, его растлевающего влияния и на народ, и на дворян. Люди, имеющие полную власть над людьми, боятся её потерять. Из-за жажды наживы Простаковы и Скотинины стали плохими гражданами, плохими супругами, родителями. Но для них это норма!)

  • Что говорит Стародум о воспитании и просвещении? Что, по его мнению, важнее? (см. эпиграф).

  • Какие « способы сделать людей добрыми» видит Стародум?

5. Выводы по уроку.Рефлексия.

  • Кто является носителем добродетели, а кто носителем злонравия в комедии?

  • Как обернулось злонравие Простаковой против нее самой в последнем действии?

  • Почему Фонвизин назвал свою комедию « Недоросль»? (С образом Митрофана связаны раздумья писателя о том наследии, которое готовят России простаковы и скотинины. Митрофан - недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий наук; он недоросль и в моральном отношении, т. к. не умеет уважать достоинства других людей.)

  • Почему комедия « Недоросль» не сходит со сцены театров? Актуальна ли она сейчас? В чем ее актуальность?

  • Что новаторское подарил миру Фонвизин? Что сделало его образы именами нарицательными?


/В отличие от произведений классицизма, где действие развивалось в соответствии с решением одной проблемы, «Недоросль» - произведение многотемное. Его основные проблемы тесно связаны друг с другом: проблема воспитания - с проблемами крепостного права и государственной власти.

Для разоблачения пороков автор использует такие приёмы, как говорящие фамилии, саморазоблачение отрицательных персонажей, тонкую иронию со стороны положительных героев. В уста положительных героев Фонвизин вкладывает критику «развращённого века», бездельников-вельмож и невежественных помещиков. Тема служения отечеству, торжества справедливости также проведена через положительные образы.

Нарицательный смысл фамилии Стародума (любимого героя Фонвизина) подчёркивает его приверженность идеалам старых, петровских времён. Монологи Стародума направлены (в соответствии с традицией классицизма) на воспитание власть имущих, в том числе императрицы. Таким образом, охват действительности в комедии необычайно широк по сравнению со строго классицистическими произведениями.

Новым была и попытка Фонвизина дать хотя бы краткую предысторию персонажей, раскрыть разные грани характеров некоторых из них. Так, злобная, жестокая крепостница Простакова в финале становится несчастной матерью, отвергнутой собственным сыном. Она даже вызывает наше сочувствие.

Новаторство Фонвизина проявилось и в создании речи персонажей. Она ярко индивидуализирована и служит средством их характеристики. Таким образом, формально следуя правилам классицизма, комедия Фонвизина оказывается глубоко новаторским произведением. Это была первая социально-политическая комедия на русской сцене, а Фонвизин - первый драматург, представивший не предписанный законами классицизма персонаж, а живой человеческий образ./

6. Домашнее задание. 1. Написать характеристику героя (по вариантам).

2. Перечитать комедию Мольера «Тартюф». 3. Индивидуальные задания: сообщения по биографии Мольера, ообщение об обществе святых даров; выучить наизусть и инсценировать монолог Тартюфа; подготовить инсценировку эпизода «Разговор тартюфа с Клеантом» и «Вторая встреча тартюфа и Эльмиры».


Уроки 3-4. Классицизм. Законы классицизма. Жан Батист Мольер. Вечно живые образы. 9-й класс

Тип урока:

Урок изучения нового

  • Информационный - актуализация знаний;

  • Прикладной

Урок закрепления знаний (информационно-исследовательский).

Методы: эвристический метод; репродуктивный метод; исследовательский метод; метод творческого чтения.

Технологии: технология проблемного обучения, ИКТ, личностно-ориентированная технология.

Приёмы: работа с текстом, элементы театрализации, выразительное чтение, эвристическая беседа, составление синквейна,

Цели урока:

1. Образовательные:

  • дать понятие классицизма, идейную направленность произведений этого художественного метода;

  • провести параллель между произведениями искусства и эпохой классицизма;

  • познакомить с сюжетом комедии "Тартюф";

2. Развивающие:

  • продолжить работу над формированием навыков анализа драматического произведения;

  • отрабатывать навыков выразительного чтения, инсценировки эпизодов сценического произведения;

3. Воспитательная:

  • пробудить интерес к творчеству мастера "высокой комедии".


Мольер нанёс сокрушительный удар
лицемерию вообще и в особенности
лицемерию, рядящемуся в религиозные одежды.

И. Гликман

Мольер всенародный и потому
прекрасный художник нового искусства.

Л.Н. Толстой

Ход урока

I. Организационный момент.

Объявление темы и цели урока.

II. Изучение нового.

1. Слово учителя.

Живое разнообразие искусства Возрождения уступило месть строгой упорядоченности нового направления, которое получило название классицизм и наиболее ярко осуществилось во Франции.

Черты классицизма.

  • разумная правильность;

  • уравновешенность пропорций;

  • исключение всего лишнего, необязательного;

  • нормой и образцом его становилось античное искусство;

  • обязательны нормы, каноны в искусстве.

Самым большим достоинством человека становится исполнение долга, служение высокой государственной идее, а значит, говоря словами Буало, "разум и воля, способность подавить и упорядочить хаос чувств".

Проследим черты классицизма на примере картины Жака Луи Давида "Клятва Горациев", написанной в 1784 году в Риме. (Слайд 3)

Рассказ учителя. В основе картины лежит рассказ римского историка Тита Ливия, согласно которому трое братьев из рода Горациев были выбраны, чтобы сразиться с тремя лучшими воинами враждебного Риму города Альба-Лонга - братьями Куриациями. Давид запечатлел момент, когда трое братьев, подняв руки в римском приветствии, клянутся победить или умереть (Слайд 4), а их отец протягивает им боевые мечи. (Слайд 5) Справа изображена группа скорбящих женщин: вдали мать Горациев склонилась над двумя внуками, ближе сестра Камилла (слайд 6), невеста одного из Куриациев, и Сабина (слайд 7), сестра Куриациев и невеста одного из Горациев. На заднем плане видны три арки, каждая из которых соответствует группе фигур: правая - группе женщин, левая - братьям, центральная отцу с мечами. Давид тщательно продумал композицию картины, "хореографию" персонажей и игру света, что концентрирует внимание зрителя в центре картины, раскрывая моральную атмосферу такой необычайной силы, что страдание отступает перед ней. Горации клянутся выполнить свой патриотический долг. Художник убедительно передал общность устремлений, непоколебимую волю к победе всех трех братьев.
Три человека - и единый порыв. Три человека - и единая воля. Во имя отчизны клянутся они победить или умереть. Решительны и мужественны их лица, крепки и мускулисты руки. Высоко поднял их боевое оружие старый отец, благословляя сыновей на ратный подвиг, призывая небо в свидетели произнесенной клятвы - победить или умереть. Таким образом, Давид в этой картине противопоставляет идеалы патриотизма, гражданственности и самопожертвования во имя родины мужчин страданиям и сентиментальной слабости женщин. Они тоже страдают, но не за государство.

Основными жанрами классицизма были признаны

Трагедия

Комедия

Арена битв любви и чести, поединки страсти и долга

(Расин «Федра»,«Андромаха»; Корнель "Сид")

"Низкий жанр", в котором допускалось изображение обыденной жизни и использование живой разговорной речи

(Фонвизин «Недоросль»)

2. Беседа с учащимися.

- Вспомните законы классицизма. / Триединство: единство времени - 1 сутки; места; действия - 1 интрига; говорящие имена и фамилии/.

- Хорошо ли это: каноны, нормы, правила? / Не всегда, т.к. это сдерживает писателя в определённых рамках. Но если художник велик, то он своеобразен и, сливаясь с литературным направлением, о постоянно нарушает его правила/.

- Ни один период в развитии искусства не проходит бесследно. Художественные открытия классицизма живы до сих пор. Примером этому служит творчество Мольера, пьесы которого идут и на сценах современного театра.

3. Вспомним работу русского классициста М.В. Ломоносова "О 3-х штилях", где жанр комедии отнесён к низкому стилю. Почему же Мольера называют мастером комедии, но комедии особого типа - "высокой"? - это вопрос наших уроков по Мольеру.

III. Работа над комедией "Тартюф".

1.Сообщение учащегося по биографии Мольера.

2.Сообщение учащегося об обществе святых даров.

3.Пересказ сюжета комедии.

4.Первичное восприятие прочитанного.

5.Анализ пьесы вслед за автором.

  • В 1 и 2 действии - приём Мольера - автор не вводит главного героя,

но именно в этих действиях мы узнаём предысторию Тартюфа. Давайте нарисуем внешний портрет этого героя. Что видим? / Это пышущий здоровьем человек средних лет, с румяными щёками, с губами "словно вишни", с глазами, то "кротко потупленными долу, то молитвенно устремлёнными горе"/.

  • Похожа ли эта внешность на внешность святого? / Нет, между его

внешностью и положением святого, в которое он себя ставит, резкое несоответствие/.

  • Как называется приём, когда в одном герое соединяется

несоединимое? / Гротеск/.

  • Тартюф впервые появляется во 2-ой сцене III действия. Хотя

читатель вполне подготовлен к встрече с героем, она всё же ошеломляет его своей неожиданностью. Почему? Обратите внимание на авторские ремарки. / Заметив Дорину, громко обращается к слуге за сценой/. Почему громко? / Чтобы слышали не столько слуги, сколько Дорина и все домашние, находящиеся поблизости/, Дорина это поняла, но Тартюф на это и рассчитывал.

  • Все в доме Оргона хорошо знают, что Тартюф - большой гурман и

сибарит, любящий сладко есть и мягко спать, тем не менее он как ни в чём не бывало продолжает бравировать аскетизмом и выставлять напоказ плеть и власяницу. А вспомните взгляд его на декольтированную шею Дорины… Маска лицемерия намертво приросла к его лицу. Он её приоткрывает или срывает иногда. Когда? (работа с текстом). / "Любовная" сцена с Эльмирой.

"Тартюф" - по-старофранцузски "подлец", он тартюфствует, т.е. подличает, пробует качество обработки бархата, кружева на её шее/.

  • А как ведёт себя Эльмира? / Ставит его на место, отшучиваясь,

иронизирует над Тартюфом, посмеивается над его обманчивой святостью, чем уязвляет самолюбие лицемера. Ему даже хочется закричать, что он не

"бестелесый ангел", а человек, как все. Между "тайными страстями" и "гласными действиями" установилось временное соответствие/.

  • Но попытка склонить Эльмиру к измене и обещание сохранить всё в тайне

- это ничто иное как тартюфство.

  • Дамис уличает Тартюфа. Казалось бы, что все пути для него отрезаны, но

что предпринимает лицемер? / Он себя бичует - не опровергает Дамиса. Он кается в несовершённых грехах. Этим он убеждает Оргона в своей святости, ведь не оправдывается, как обычно делают виноватые/. Чтение заранее подготовленным учащимся наизусть монолога Тартюфа:

Верь, брат мой! Я злодей, бесстыдный и лукавый
Виновник всяких зол, источник всяких бед.
Такого грешника еще не видел свет.
С мерзейшим из существ не смею стать я рядом,
Вся жизнь моя полна позором, грязью, смрадом,
В ней скопище грехов и свалка нечистот,
И небо поделом мне казнь такую шлет.
Пускай припишут мне любое злодеянье--
Смирюсь, не проронив ни слова в оправданье.
Так верьте же всему! Услышав и узрев
Все низости мои, обрушьте ярый гнев,
Гоните прочь меня. Какие бы удары
От вас ни претерпел - я стою большей кары.

  • Тартюф - хозяин дома, имущества, положения. Недаром Клеант именно у него просит помощи, чтобы вернуть Дамиса домой. Что делает Тартюф? / Он цинично издевается над Клеантом, лжёт, прикидываясь кротким исполнителем воли неба, которое не желает возвращения Дамиса/.

  • Тартюф в маске чувствует себя неуязвимым. Что будет наивысшей точкой его могущества, блаженства? (Разговор с Клеантом - инсцентровка).

  • Второе, специально подстроенное свидание Тартюфа с Эльмирой, очевидцем которого был Оргон. Такой приём игры в драматическом произведении называется "мышеловкой". Какова цель этой сцены? (Оргон до того подчинён влиянию Тартюфа, что готов ради него фанатично забыть мать, детей, всех близких. Прозреть Оргону может помочь лишь увиденное своими глазами)

  • Почему Тартюф пошёл на встречу? (Главное правило - ни перед чем не отступать. Ещё - уверенность в себе).

  • Инсценировка эпизода второй встречи Тартюфа и Эльмиры заранее подготовленными учащимися (основой для исполнения ролей учащимися взята книга Бояджиева "От Софокла до Брехта за 40 театральных вечеров" (статья о том, как исполнял роль Тартюфа Жан Ионель).[2]

  • Тартюф уличён. Но что он делает на сей раз? (Опускает маску и пытается опять загипнотизировать Оргона фразами, но Оргон прозрел и не верит "праведнику". Тогда лицемер меняет тактику, он срывает маску и начинает угрожать Оргону.

Перечислите моменты наступления Тартюфа. ( "Как! Вы поверили?..",

"Хотел я...",

"Смотрите, как бы вас не выгнали из дому!
Нельзя по-доброму, так будет по-худому:
Дом-мой, и на него я заявлю права.
Вы мне ответите за бранные слова,
Вы пожалеете об этих мерзких кознях,
Замучите себя вы в сокрушеньях поздних
О том, что нанесли обиду небесам,
Мне указав на дверь. Я вам за все воздам!"

"Только в первую секунду попробовал что-то сказать в своё оправдание святоша, но как только Оргон повысил голос, в ответ послышался такой окрик, что честный буржуа так и остался на своём месте с открытым ртом. Ведь теперь Тартюф хозяин всего дома, судьба Оргона в его руках. Громко стуча башмаками, плут уходит - как победитель. Потому что он действительно победил, да ещё с позволения неба" / [ 2].

  • Что происходит? ( Оргон испугался Тартюфа, потому что в "любовной сцене" он показался Оргону подлым и низким, а теперь страшным.) Тартюф открыт, но всё равно притворщик.

  • Оргон в недоумении, как можно было быть таким доверчивым, ведь он отдал Тартюфу ларец с бумагами Аргаса.

  • V действие. Чем заканчивается? (справедливость восторжествовала: вместо мечты Тартюфа соблазнить жену Оргона, жениться на его дочери, овладеть имуществом Оргона и самого запрятать в тюрьму, офицер арестовывает Тартюфа, а в семье Оргона воцарилось спокойствие).

  • Почему Мольер так закончил пьесу? На что рассчитывал? А так ли счастливо заканчивались подобные истории на самом деле? (В жизни так, конечно, эти истории не заканчивались. Трагичность в том, что в жизни тартюфы побеждают, и только случайность может изменить закономерность. Грибоедов сказал: "Тартюфы страшны, они в жизни торжествуют").

  • Кто представляет в комедии авторскую точку зрения на порок - религиозное ханжество? (Да, это Клеант. Зачитать его слова действие 4, явление 1).

  • Есть ли в произведении герой, который изначально увидел в тартюфе лицемера и активно боролся с ним на протяжении всего произведения? Кто это? (Служанка Дорина). ( "Для Дорины Тартюф с самого начала проходимец и трус, каким он обнаруживает себя к концу комедии. Умение разглядеть подлинную физиономию Тартюфа - результат народного взгляда на жизнь и людей, и эта народность ярко выявлена в образе Дорины. Борьба Дорины - это защита семьи, в которой если не по положению, то по моральному праву она является матерью. Дорина как мать своих детей защищает Марианну и Дамиса от подлейших посягательств Тартюфа. Да, Дорина - настоящая мать, любящая, умная, и в то же время она служанка. У этой простой женщины ненависть к Тартюфу и тревога за судьбу семьи сливаются воедино. Для Дорины Тартюф - отравитель душ. Оргон перестал быть нормальным человеком, он заражён Тартюфом - и в этом драма всего семейства, ибо его глава стал фанатиком и маньяком. Защитить детей и призвана Дорина". / [2].

  • Для чего Мольеру нужен был этот образ? (Единство гневной обличительной сатиры и весёлого жизнеутверждающего смеха. Основа этого единства - оптимизм Мольера, вера в нравственное здоровье народа.)

IV. Рефлексия.

  • Почему мы свой урок назвали "Вечно живые образы Ж. Б. Мольера"? ("Мольер очень высоко ценил правду в человеческих отношениях и испытывал ненависть к лицемерию. Он энергично подчёркивал, что это "один из самых распространённых, самых несносных и самых опасных пороков" [ 3]. Мольер решил показать лицемерие, рядящееся в религиозные одежды, использующее в своих гнусных целях принципы христианской морали. Конечно, это всё Мольер говорил о современной ему Франции. Но как это актуально для нашего времени, для нашего мира).

  • Мольер определил жанр своего произведения как комедия. А каков жанр этого произведения, по-вашему? (трагикомедия.)

  • Самым большим достоинством человека в эпоху классицизма становится исполнение долга, служение высокой государственной идее. В ком воплощена эта идея?

(В самом Мольере. Именно он всегда стремился к тому, чтобы созданные им типические характеры были опознаны современниками, выставлены на всеобщее обозрение, высмеяны. А главным его оружием в борьбе с пороками был смех).

V. Жизнь "Тартюфа" на театральной сцене. (сообщения заранее подготовленных учащихся).

1. "Тартюф" на сцене французских театров.
2. "Тартюф" на русской сцене. (Слайды 8-15)

VI. Викторина по комедии «Тартюф» «КТО И О КОМ ЭТО ГОВОРИТ?»

«Чтоб муж любил, нет смысла наряжаться!» (ответ: г-жа Пернель Эльмире)

«Он праведник, душа его чиста…» ( ответ : г-жа Пернель о Тартюфе)

«Готов я клятву дать ,

Что от него придёшь ты в восхищенье :

Вот человек!…Ах, что за человек…

Во всём он свят…» (ответ : Оргон о Тартюфе)

КТО И КОМУ ЭТО ГОВОРИТ?

«Его женой должна ты стать -

Уж это я решил - и точно станешь!

Без слёз, меня не тронешь, не обманешь…»

( Ответ : Оргон Марианне. )

«По воле господина теперь вы отартюфиться должны…»

( Ответ : Дорина Марианне. )

«Прикрой скорее грудь, чтоб не видал я тела!

Стыдилась бы - и мерзко, и грешно…»

( Ответ : Тартюф Дорине .)

«Едва увидел вас - и в тот же миг,

Видением прелестным восхищённый

И трепетом неведомым смущённый,

Земной любви блаженства я постиг!

Решив сперва, что это - искушенье,

Что сатана глумится надо мной…»

( Ответ: Тартюф Эльмире .)

О КОМ ЭТО СКАЗАНО?

«За всем следит и всё-то не по нём:

То срам, то грех. Ну право, одуреешь!»

( Ответ: о Тартюфе. )

«Оборванный пришёл…теперь , поди-ка,

Все у него рабы, а он - владыка…»

(Ответ: о Тартюфе. )

«Нет, это не служанка, а чума!

Последних сил могу я с ней лишиться…»

(Ответ: о Дорине. )

КТО ИЗ ГЕРОЕВ КОМЕДИИ ЭТО ПРОИЗНЁС ?

«Не выношу всех этих лицемеров -

Проныр, святош, холодных изуверов

И кротость показную торгашей.

В них ничего на деле нет святого -

Одна корысть .»

(Ответ: Клеант .)

«На мне бы кто-нибудь жениться без согласия затеял -

Уж я своё сумела бы вернуть!

Обжёгся бы! Пожал бы, что посеял!»

(Ответ: Дорина. )

«Перед тобой всю душу я раскрыла!

Тебе ль ,немилосердная, не знать,

Как сильно я Валера полюбила

(Ответ: Марианна .)

«Вознеслись ли к Небесам

Мои мольбы - мне, право, неизвестно,

Но день и ночь о вас молился я,

Себя бичуя…В ранах плоть моя…»

(Ответ: Тартюф .)

VII. Составление синквейна по теме урока.
Например:

Тартюф

подлый хитрый
занимался разводил обманывал
человек нравственно и морально деградировавший
(человек подлый втирался в доверие добрых людей)

Мольер

честный проницательный
служил работал высмеивал
высмеивал пороки общества, служа государству

VIII. Домашнее задание.

В виде таблицы записать традиции классицизма и новаторство Мольера в комедии "Тартюф".

Использованная литература:

  1. Бояджиев Г.П. Мольер: исторические пути формирования жанра высокой комедии.

  2. Бояджиев Г.П. От Софокла до Брехта за 40 театральных вечеров.- М., 1981. - с. 164-179.

  3. Гликман И.Д. Мольер: критико-биографический очерк, - М.- Л. - 1966.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал