7


  • Учителю
  • Как письма сохраняют время, опыт жизни, чувства (публичный урок чтения в Год литературы)

Как письма сохраняют время, опыт жизни, чувства (публичный урок чтения в Год литературы)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Клабукова Ульяна Алексеевна,

Учитель русского языка и литературы,

МБОУ СОШ № 14 г. Кирова

Как письма сохраняют время, опыт жизни, чувства

Тема: эпистолярный жанр и особенности его оформления.

Цели:

- познакомить учащихся с письмами разных эпох;

- систематизировать знания о структуре письма, о роли обращений;

- развивать коммуникативные навыки и навыки работы в группе;

- воспитывать любовь к искусству слова;

Задачи:

- на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым углубить знания о структуре письма;

- развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа текстов различных жанров;

- помочь учащимся увидеть результаты своего труда в создании письма;

- формировать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал;

- открыть для себя мир эпистолярного жанра и его особенности;

- определить список перспективного чтения;


Все участники публичного урока делятся на детей, учителей, родителей. Работа проходит в группах по 3-4 человека.

Тип урока: комбинированный с элементами мастерской сотрудничества. Рассчитан на 1 час работы.

Некоторые этапы построения мастерской, используемые на уроке.

1. Индукция - актуализация личного опыта, пробуждение личностного интереса (вопрос «Как давно вы писали письма?»).

3. Самоконструкция - создание собственного продукта: на этапе рефлексии каждый создает творческий продукт (открытка близкому человеку).

4. Социализация - предъявление своего продукта другим: прочтение записей в группе для выступления, чтение и работа со стратегиями.

6. Рефлексия - отражение своего проживания мастерской, ведущее к созданию творческого продукта по впечатлениям.

Оборудование:

  1. Проектор, компьютер.

  2. Тексты.

  3. Видеоролик-индуктор, слайдшоу.

  4. Конверты и открытки по числу участников.

Ход работы:

Учитель: Здравствуйте, уважаемы гости: коллеги, ученики, родители! Сегодня у нас публичный урок под названием «Как письма сохраняют время, опыт жизни, чувства».

  1. Видеоролик «Как письма сохраняют время, опыт жизни, чувства» под песню Валерия Ободзинского «Неотправленное письмо».

  2. Учитель: Скажите, а давно ли вы писали письма? Когда это было? Поделитесь с аудиторией.

Варианты ответов.

Учитель: Сейчас мы редко пишем письма, в основном, это электронные: деловая переписка или краткое сообщение о своих делах. Вкладываем ли в них столько чувств, сколько в бумажные?

Варианты ответов.

  1. Учитель: Можно ли узнать эпоху по письму?

Варианты ответов.

Раздать заранее подготовленные распечатанные тексты писем. (Приложение 1). Объединитесь в группы (письмо с фронта, письмо маме, письмо сыну, любовное письмо, публицистические тексты, воспоминания детского поэта)

Последней группе дается письмо А. Барто из книги «Записки детского поэта».

Учитель: О чем вспоминает девочка? С чего нужно начать письмо?

Ответы участников: С обращения, потому что именно обращение начинает письмо, открытку, документ и по нему мы понимаем, к кому обращаются с речью.

  1. Роль обращений в письме.

Теоретическая часть. Раздать памятки по русскому языку об обращении (Приложение 2).

Работа с текстом Паустовского «Телеграмма».

Катерина Петровна пожалела клен, потрогала шершавый ствол, побрела в дом и в ту же ночь написала Насте письмо. «Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. - Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, - смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет - совсем уж не тот, - да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».

Учитель: К кому обращается Катерина Петровна? Где обращение в тексте? Чем оно может быть выражено?

Ответы учащихся.

  1. Учитель: Может ли вся книга состоять из писем? Давайте вспомним те произведения русский и зарубежной литературы, где есть письма? Стратегия «Алфавит по кругу». (Приложение 3).

Работа в группах, объявление результатов.

  1. Учитель: А теперь давайте с отрывками из книги Ирины Краевой «Баба Яга пишет».

Что нравится вам в данном тексте?

Что показалось наиболее интересным?

Отметьте цветным карандашом те структурные компоненты, которые могут быть использованы в письме? Зачитайте самые трогательные строчки.

Ответы учащихся.

Учитель: Таким образом, в письме выделим с вами обращение, вступление, основную часть, заключение.

Чем данная книга может быть интересна и взрослым, и детям?

Ответы участников.

  1. Учитель: Письмо - это глубоко личный этап творчества. Сегодня письмо писать не будем, но подпишем открытку самому дорогому человеку. Подумайте, пожалуйста, над тем, кто для вас является самым близким и любимым человеком.

(И взрослые, и дети подписывают открытку для мамы)

Звучит приятная музыка и слайдшоу с картинами художника Лорана Парселье «Солнечное кружево».

Заранее объявить о том, что участники работают до тех пор, пока звучит музыка.

Учитель: Открытку можно отправить в любой момент, можно прямо после урока, можно и через месяц, а можно и оставить у себя как приятное воспоминание о сегодняшнем дне.

  1. Перспектива чтения.

Учитель: Какие книги вы обязательно прочтете после этого урока?

Ответы участников.

  1. Рефлексия

Продолжите мысль: «Посетив публичный урок русского языка, я …»

- открыл для себя

- узнал о

- решил, что

-увидел, что.

Учитель: Спасибо вам за урок. До свидания!




Приложение 1.

  1. ЛЮБИТЕ ЧИТАТЬ!

Задание:

  1. Прочитайте текст.

  2. Отметьте цветным карандашом самый интересный, на ваш взгляд, фрагмент. Подготовьте выразительное чтение.

  3. Как вы думаете, кто автор и к какому времени относится текст.


Каждый человек обязан (я подчеркиваю - обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой.
Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития - чтение.
Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время - величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется, не следуя ей жестко, отходя от нее там, где появляются дополнительные для читающего интересы. Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы.
Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям культуры необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.

Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание - понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми.

«Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы. Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках - то они рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя и радоваться предстоящему.Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует - как смотреть и что смотреть.Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором.
«Незаинтересованное», но интересное чтение - вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.


  1. О ВОСПИТАННОСТИ.

Задание:

  1. Прочитайте текст.

  2. Отметьте цветным карандашом самый интересный, на ваш взгляд, фрагмент. Подготовьте выразительное чтение.

  3. Как вы думаете, кто автор и к какому времени относится текст.


Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя.
Надо только знать, что такое настоящая воспитанность.
Я убежден, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.
Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, - он невоспитанный человек.
Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, - он невоспитанный человек.
Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, - он невоспитанный человек. Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, - он невоспитанный человек.
Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), - он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.

Воспитанный человек - это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.
Воспитанный человек во всех отношениях не ведет себя «громко», экономит время других («Точность - вежливость королей» - говорит поговорка), строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же - дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе.
В основе всех хороших манер лежит забота-забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и… красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна». И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. Не думайте, что хорошие манеры - это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т. д. Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим.



  1. МАМА, МАМА!

Задание:

  1. Прочитайте текст.

  2. Отметьте цветным карандашом самый интересный, на ваш взгляд, фрагмент. Подготовьте выразительное чтение.

  3. Как вы думаете, кто автор и к какому времени относится текст.


«... Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как я стал
сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, - он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. А может быть, они были и грубее, руки твои, - ведь им столько выпало работы в жизни, - но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки.
Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней
минуты, когда ты в изнеможении, тихо в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжелый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе..
Я помню твои руки, несгибающиеся, красные, залубеневшие от студеной воды в проруби, где ты полоскала белье, когда мы жили одни, - казалось, совсем одни на свете, - и помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела - пела только для себя и для меня. Потому что нет ничего на свете, чего бы не сумели руки твои, что было бы им не под силу, чего бы они погнушались! Я целую чистые, святые руки твои!
Ты проводила на войну сыновей, - если не ты, так другая, такая же, как ты, - иных ты уже не дождешься вовеки, а если эта чаша миновала тебя, так она не миновала другую, такую же, как ты. Но если и в дни войны у людей есть кусок хлеба и есть одежда на теле, и если стоят скирды на поле, и бегут по рельсам поезда, и вишни цветут в саду, и пламя бушует в домне, и чья-то незримая сила подымает воина с земли или с постели, когда он заболел или ранен, - все это сделали руки матери моей - моей, и его, и его.
Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать, - не от меня ли, не от тебя, не от него, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери? А ведь придет час, когда мучительным упреком сердцу обернется все это у материнской могилы.
Мама, мама! Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости... »


4. ДОРОГОЙ СЫНОК!

Задание:

  1. Прочитайте текст.

  2. Отметьте цветным карандашом самый интересный, на ваш взгляд, фрагмент. Подготовьте выразительное чтение.

  3. Как вы думаете, к какому времени относится текст.


Дорогой сынок!
Наступит день, когда я состарюсь - и тогда прояви терпение и постарайся понять меня.
Если запачкаюсь за едой, если не смогу одеться без твоей помощи, будь терпелив. Вспомним, как много часов я потратила, когда учила этому тебя.
Если, разговаривая с тобой, буду тысячу раз повторять одно и то же - не перебивай, выслушай меня. Когда ты был маленьким, мне приходилось тысячу раз читать тебе одну и ту же сказку, чтобы ты уснул.
Когда ты увидишь, что я ничего не понимаю в новых технологиях - дай мне время и не смотри на меня с насмешливой улыбкой.
Я так многому тебя научила: как правильно есть, как красиво одеваться, как бороться с жизненными невзгодами.
Если в какой-то момент я что-то забуду или утрачу нить нашего разговора - дай мне время, чтобы вспомнить. А если у меня так и не получится, не переживай. Ведь самое важное: не то, что я говорю, а то, что могу быть с тобой, что ты меня слушаешь…
Если вдруг у меня пропадет аппетит, не заставляй меня есть. Я сама знаю, когда мне стоит поесть, а когда - нет.
Если уставшие ноги откажутся служить мне опорой - дай мне руку, как и я давала тебе свою, когда ты делал первые шаги.
И если однажды я скажу тебе, что больше не хочу жить, что я хочу умереть - не злись на меня. Когда-нибудь ты меня поймешь.
Видя мою старость, не грусти, не злись, не чувствуй себя бессильным. Ты должен быть рядом со мной, стараться меня понять и помочь мне - как я помогала тебе, когда ты только начинал свою жизнь.
Помоги мне идти дальше, помоги мне закончить свой путь с любовью и терпением. За это я награжу тебя своей улыбкой и безмерной любовью, которая никогда не угасала.
Я люблю тебя, мой дорогой сынок!


5. ДОРОГАЯ, МИЛАЯ НАЯ!

  1. Прочитайте текст.

  2. Отметьте цветным карандашом самый интересный, на ваш взгляд, фрагмент. Подготовьте выразительное чтение.

  3. Как вы думаете, к какому времени относится текст.


Я заранее позаботился написать это письмо, чтобы ты, живая, знала, как я любил тебя, какой бесконечно дорогой ты была для меня.

Только, дорогая, милая Ная, не для того пишу я это письмо, чтобы ты вечно терзалась тоской, грустью обо мне, чтобы ты всегда ходила угрюмой и мрачной. Нет! Для того я пишу, чтобы ты знала и помнила до конца своих дней о моей любви к тебе, о том невыразимом чувстве, которое двигало мной, давало мне силу в борьбе, делало меня бесстрашным, когда было страшно.

И еще для того, чтобы ты знала, что ты, хорошая, душевная девушка и твоя любовь - награда и оазис для уставшего воина.

Вот лежит передо мной твое фото. На меня смотрят, как живые, твои глаза. В них я вижу грусть. Если бы ты снималась с нарочито напускной грустью, то в них не было бы ее выражено так много и полно. Знаю, истосковалась ты.

Меня могли бы упрекнуть, если бы прочли это письмо, упрекнуть за то, что я сражаюсь за тебя. А я не знаю, не могу разграничить, где кончаешься ты и начинается Родина. Она и ты слились для меня воедино. И для меня глаза твои - глаза моей Родины. Мне кажется, что твои глаза всюду меня сопровождают, что ты - незримая для меня - делаешь оценку каждому моему шагу.

Твои глаза... Когда я смотрел в них, я испытывал неизъяснимое чувство восторга и какой-то тихой радости. Я помню твои взгляды, косые, с легким лукавством. Вот только теперь я понял, что в эти мгновенья, в этих взглядах лучше и больше всего выражалась твоя любовь.

Будущее для меня - это ты. Впрочем, зачем я говорю о будущем? Ведь когда ты получишь это письмо, меня не будет. Я бы не хотел, чтобы ты его получила, и я даже адреса не напишу на конверте. Но если, если все-таки получишь его - не обижайся. Значит, иначе не могло быть.

Прощай. Будь счастливой без меня. Ты сумеешь найти себе друга, и он будет не менее счастлив с тобой, чем я. Будь веселой. В дни славных побед нашего народа ликуй и торжествуй вместе со всеми. Только мне хочется, чтобы в такие дни, в дни веселья и счастья, затаенная, нежная грусть обо мне не покидала тебя, чтобы глаза твои вдруг, на минуту, сделались бы такими, какими они смотрят сейчас на меня с портрета.

Прости за такое желанье.

Крепко и горячо обнимаю тебя.

С приветом.

Петр


6. Здравствуй, моя Варя!

  1. Прочитайте текст.

  2. Отметьте цветным карандашом самый интересный, на ваш взгляд, фрагмент. Подготовьте выразительное чтение.

  3. Как вы думаете, к какому времени относится текст.


Здравствуй, моя Варя!

Нет, не встретимся мы с тобой. Вчера мы в полдень громили еще одну гитлеровскую колонну. Фашистский снаряд пробил боковую броню и разорвался внутри. Пока уводил я машину в лес, Василий умер. Рана моя жестока.

Похоронил я Василия Орлова в березовой роще. В ней было светло. Василий умер, не успев сказать мне ни единого слова, ничего не передал своей красивой Зое и беловолосой Машеньке, похожей на одуванчик в пуху. Вот так из трех танкистов остался один. В сутемени въехал я в лес. Ночь прошла в муках, потеряно много крови. Сейчас почему-то боль, прожигающая всю грудь, улеглась и на душе тихо. Очень обидно, что мы не всё сделали. Но мы сделали всё, что смогли. Наши товарищи погонят врага, который не должен ходить по нашим полям и лесам. Никогда я не прожил бы жизнь так, если бы не ты, Варя. Ты помогала мне всегда: на Халхин-Голе и здесь. Наверное, все-таки, кто любит, тот добрее к людям. Спасибо тебе, родная! Человек стареет, а небо вечно молодое, как твои глаза, в которые только смотреть да любоваться. Они никогда не постареют, не поблекнут.
Пройдет время, люди залечат раны, люди построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, другие песни будут петь. Но никогда не забывайте песню про нас, про трех танкистов. У тебя будут расти красивые дети, ты еще будешь любить. А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе.

Твой Иван Колосов.

7. ОЧАРОВАТЕЛЬНИЦА

Задание:

  1. Прочитайте текст.

  2. Отметьте цветным карандашом самый интересный, на ваш взгляд, фрагмент. Подготовьте выразительное чтение.

  3. Как вы думаете, кто автор и кому посвящено письмо?



Михайловское, 8 декабря.

Никак не ожидал я, очаровательница, чтобы вы обо мне вспомнили, и от глубины души благодарю вас. Байрон приобрел в глазах моих новую прелесть - все его герои в моем воображении облекутся в незабвенный черты. Вас буду видеть я в Гюльнар и в Леиле; самый идеал Байрона не мог быть так божественно-прекрасен. Итак, вас, и всегда вас, судьба посылает для услаждения моего уединения! Вы - ангел-утешитель, а я не что иное, как неблагодарный, потому что еще ропщу. Вы едете в Петербург; мое изгнание тяготит меня боле, чем когда-нибудь. Может быть, происшедшая перемена приблизить меня к вам; не смею надеяться. Не станем верить надежде; она не что иное, как хорошенькая женщина, которая обходится с нами, как со стариками-мужьями. А что поделывает ваш, мой кроткий гений? Знайте, что под его чертами я представляю себе врагов Байрона, с его женою включительно.

P. S. Опять берусь за перо, чтобы сказать вам, что я у ног ваших, что я все вас люблю, что иногда ненавижу вас, что третьего дня говорил про вас ужасы, что я целую ваши прелестные ручки, что снова перецеловываю их в ожидании еще лучшего, что больше сил моих нет, что вы божественны и проч.


8. ДОРОГОЙ КОБЕЛЬ ЖЕЛТОУХИЙ!


Задание:

  1. Прочитайте текст.

  2. Подготовьте выразительное чтение всего отрывка.

  3. О чем вспоминает девочка?

  4. С чего нужно начинать письмо?

- Научишься писать, напишешь за меня письмо в деревню моей дочке Нюше,- как-то сказала няня Наталья Борисовна. И пришел этот желанный день... Я взяла листок бумаги в косую линейку, вытерла перышко.

- Ну, няня, что писать твоей дочке?

- Постой,- нахмурилась она,- сначала зятю отпишем. Начинай так: «Кобель желтоухий!» Думая, что «Кобель» -имя зятя, я поинтересовалась:

- А почему он желтоухий?

- Ты знай пиши,- сказала няня.

Тут я вспомнила, что письмо обычно начинается со слова «дорогой», старательно вывела огромными буквами: «Дорогой Кобель желтоухий».

- А ну тебя,- засмеялась няня и, сложив листок вчетверо, положила его в карман.

Приложение 2.

Обращение - слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью.

Роль обращения обычно выполняет существительное в именительном падеже (с зависимыми словами или без них) или другая часть речи в значении существительного (прилагательное, причастие и др.).

Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения:

Чаадаев, помнишь ли былое? (Пушкин); О, скоро ли, мой друг, настанет срок разлуки?(Пушкин); Не гаси, любимая, огонёк (Малков).

Обратите внимание!

1) Для того чтобы не спутать обращение с подлежащим, которое тоже выражается формой именительного падежа, следует учитывать следующее:

а) обращение не является членом предложения, не входит в грамматическую основу;

б) если подлежащее выражено именем существительным, то сказуемое ставится в форму третьего лица (Чаадаев помнит былое); если в предложении есть обращение, то предложение часто является односоставным с глаголом-сказуемым во втором лице (Чаадаев, помнишь ли былое?);

в) обращение произносится с особой (звательной) интонацией: усиленное ударение, пауза.

2) По значению обращения чаще всего являются наименованиями лиц или названиями, кличками животных.

Не твоя ли, Пушкин, радость окрыляла нас тогда? (Блок); Что, конь, не малый мы с тобой по свету дали крюк? (Твардовский).

Но в речи (особенно в художественной речи) обращениями могут быть:

а) наименования неодушевлённых предметов, отвлечённых понятий.

Жизнь, я так благодарен тебе (Бенке);

б) географические наименования, собственные и нарицательные.

Я люблю тебя, Россия (Ножкин).

3) Не являются обращениями и не разделяются запятыми междометные выражения:

господи помилуй, боже упаси, упаси господи, господи прости, слава тебе господи и т.п.

Примечание. Личные местоимения ты и вы, как правило, выступают не в роли обращения, а в роли подлежащего, например: Простите, мирные долины, и вы, знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса! (Пушкин).


Приложение 3.

Тема: __________________________________________________________________________

А


Б

В

Г

Д

Е,Ё

Ж


З

И

Й

К

Л

М


Н

О

П

Р

С

Т


У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш


Щ

Э

Ю

Я

Автор алфавита





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал