7


  • Учителю
  • О лирике Е. П. Ростопчиной. (9 класс)

О лирике Е. П. Ростопчиной. (9 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Поэзия нравственного идеала

О лирике Е.П. Ростопчиной

Графиня ЕП Ростопчина (Сушкова, дев.) родилась в Москве. Воспитал ее дед Пашков Иван Николаевич. От природы она была одарена большим умом и любознательностью. В аристократических кругах, к которым принадлежала семейство Пашковых, не приветствовали занятия литературной деятельностью, тем более женщины. Потому 11-летняя Додо (светское имя) скрывала свои увлечения. ПА Вяземский случайно прочитал ее стихотворение и отправил в Петербург. Так появилось первое стихотворение в печати «Талисман». Затем ее стихи стали появляться все чаще под псевдонимом. В 1833 году она вышла замуж за младшего сына графа ФА Ростопчина. Молодые уехали на два года в деревню. Широкая известность пришла в 1841 году. Талант, обаяние, высокая эстетическая культура, глубокая заинтересованность в судьбах отечественной литературы притягивали к ней людей самых различных творческих склонностей и направлений: ВА Жуковский, АС Пушкин, НВ Гоголь, АН Островский. Поэтесса признавалась, что ее кумир АС Пушкин. Она познакомилась с Пушкиным на балу в 1829 году. Это многое решило в судьбе начинающего автора. Жизненные пути вскоре разошлись, но за день до дуэли Пушкин обедал у Ростопчиной. Через день прогремел роковой выстрел у Черной речки. Потрясение Ростопчиной было велико. Появилось стихотворение «Две встречи».

Я отгадала, поняла

На нем и гения сиянье,

И тайну высшего призванья,

И пламенных страстей порыв,

И смелость дум наперерыв…

Так со скорбью встала новая тема - неоплаченный долг общества перед подвижниками духа, отдающими свою жизнь за общую правду и добро. Отсюда всплеск печали в связи с гибелью МЮ Лермонтова:

Не трогайте ее, - зловещей сей девицы!

В этом пророчестве горестная судьба многих поэтов России. Еще один эпизод, заслуживающий внимания. После гибели Пушкина его тетрадь для новых стихов, в которой не появилось ни одной строчки, попала к Жуковскому. Через год отдал тетрадь Ростопчиной с припиской: «Посылаю вам, графиня, на память книгу, которая может иметь для вас некоторую цену. Она принадлежала Пушкину. Он приговорил ее для новых стихов и не успел написать ни одного, мне она досталась из рук смерти; я начал ее; то, что в ней найдете, не напечатано нигде. Вы дополните и докончите эту книгу его. Она теперь достигла настоящего назначения». Она написала элегии «Последний цветок» (1835), романсы «Когда б он знал» (1853). Дружеские послания «Сереже» (1839). Песни «Слова для музыки» (1854). Они отличались сердечной теплотой и глубиной чувств в раскрытии любовной тематики. В освоении этих жанров Ростопчина опиралась на традиции Жуковского, Пушкина, а чуть позже - Лермонтова. С Лермонтовым она была знакома с юности. Он учился в Московском университете и был увлечен родственницей Ростопчиной. ЕП Ростопчина раньше Лермонтова начала писать стихи, раньше публиковалась, но одновременно с ним обратилась к теме - теме страдания человека, осознающего себя одиноким не только в психологическом, но и социальном плане. Она обогатила чувства лирической героини мыслью. Почти все стихотворения ее - исповедь, сердечные раздумья автора о любви, увлечениях женского сердца, тонко чувствующей женской душе, несовершенстве человеческой жизни, об отношениях между людьми, о смысле существования и долге перед другими, об идеальном, духовно значимом. Сплав мысли и чувства - это лирика поэтессы. Ключевой мотив лирики - мотив достоинства одаренной женской натуры, жаждущей окунуться в кипящие потоки жизни с надеждой достичь счастья, идеала, гармонии. Этот мотив разрабатывался с постоянством. Так в «Разговор во время мазурки» (1837) - это нравственный максимализм. Лирическая героиня слушает голос совести и долга. В письмах к знакомым и своих стихотворениях «Сонет», «Нашим будущим поэтам» Ростопчина говорит о том, какой должна быть поэзия, в чем ее сущность искусства. В стихотворении «Как должны писать женщины» - характеристика истинно женской поэзии. В женском повествовании должна быть тайна и скрытность. Утверждение духовных начал. Они основаны на милосердии, таланте, вдохновении, отваге и бескорыстии в защите добра и красоты. Эти принципы лежат в основе поэтики ЕП Ростопчиной. Программное произведение «Ода поэзии» (1852). В наше время засилья «материальности» эти строки поэтессы звучат актуально. Сколько «отвратительных сказок» хлынуло на страницы отечественных изданий. Поэтому своевременно обращение к поэзии Ростопчиной, сумевшей утвердить в своем творчестве красоту духовного бытия и высокой идеал. Она не примкнула ни к западникам, ни к славянофилам. Она избрала путь - близость к народу и доверие к царям. Это путь служения правде.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал