- Учителю
- Конспект урока: 'Художественный анализ стихотворения Блока 'Незнакомка'
Конспект урока: 'Художественный анализ стихотворения Блока 'Незнакомка'
Урок учителя русского языка и литературы Дробышевой Ольги Николаевны
(Москва ГБОУ «Школа №842»)
Тема урока: «Художественный анализ стихотворения А.Блока «Незнакомка».
Цель урока: проанализировав форму стихотворения «Незнакомка», глубже понять его содержание.
Ход урока
-
Слово учителя.
«Незнакомка» Блока принадлежит к числу тех произведений поэта, которые до сих пор вызывают споры. Иногда говорят о двояком или даже трояком осмыслении художественной природы этого стихотворения. В любом случае «Незнакомка» остаётся шедевром русской литературы начала 20-го века.
Давайте прочитаем стихотворение.
-
Выразительное чтение стихотворения.
Вопрос учащимся: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
(Ответы учащихся).
-
Учитель.
Давайте вспомним композиционные особенности цикла «Город», которые, безусловно, получили отражение в «Незнакомке».
(Ответы учащихся).
Учитель.
Стихотворение «Незнакомка» написано в 1906г. В поэзии Блока этого времени существуют старые, символопорождающие, и новые, символоразру-шающие, тенденции. Поэтому в стихотворении есть картины реального мира, пошлые, обыденные картины жизни, с одной стороны. С другой стороны, всё произведение окутано тайной, красотой, непостижимостью.
Эта особенность накладывает отпечаток на композиционную и стилис-тическую систему «Незнакомки».
Вопрос учителя.
Разделите стихотворение на части. По какому принципу вы это сделали?
[Ответы учащихся. Стихотворение делится на 2 части: в первой (1-6 строфы) описывается реальный мир, во второй (7-13 строфы) - мир таин-ственной незнакомки, мир иллюзий].
Учитель.
Интересно, что и в первой, и во второй части одинаковое количество строф, что говорит о том, что автору важно исследовать и мир реальной жизни, и мир мечты. Попробуем проанализировать 1 часть. выделим бытовые детали, предметы, пейзажные зарисовки, ведь окружающая действительность предстаёт перед нами в двух измерениях: во времени и пространстве.
[Ответы учащихся. Время действия - весенний лунный вечер, описание которого конкретизируется слуховыми, обонятельными, вкусовыми деталя-ми. (Раздаётся женский визг, тлетворный дух, влагой терпкой, пьяницы с глазами кроликов…»].
Учитель.
Обратим внимание на художественные особенности этой части.
Характер эпитетов, использование антитез позволяют автору обесце-нить в этой части стихотворения такое понятие, как весна. Как Блоку это удаётся?
[Ответы учащихся. Не воздух, а «тлетворный дух», автор делает одно-родными слова «весенний» и «тлетворный» (т.е. гибельный, порождённый тлением) - антонимы].
Учитель.
Да, «тлетворный дух» - это и пыль дач, и крендель булочной, и испы-танные остряки. Как обесцениваются атрибуты весны: луна, любовь, свидание?
(Ответы учащихся: «Крендель булочной» золотится, а луна кривится бессмысленным диском, гуляют среди канав, раздаётся визг).
Анализ художественных средств. Роль метафоры.
Учитель.
Обратим внимание на то, что строчка «И каждый вечер…» повторяется несколько раз и в первой, и во второй части. Почему?
(Ответы учащихся: В первой части эта строчка подчёркивает повторя-емость, типичность происходящего. А во второй - помогает понять, что про-исходит с душой лирического героя. Эта повторяющаяся строчка - связую-щее звено между частями).
Учитель.
Личность лирического героя особенно ясно проступает именно во 2 части (я, мне, меня). Эта часть - резкий контраст по отношению к первой (контраст и идейно-тематический, и семантический).
Но эти части и взаимосвязаны. Мы должны это доказать.
Докажите, что во 2 части другие звуки, цвета.
(Ответы учащихся: «глухие тайны», «тёмная вуаль», «туманное окно». Цвет солнца контрастирует с диском луны. Тлетворный дух - дыша духами и туманами).
Учитель.
Каков портрет Незнакомки? Обратите внимание на то, что в создании её портрета используются приёмы создания образа Прекрасной Дамы.
[Ответы учащихся: а/ мир, её окружающий (окно, очарованная даль),
б/ портрет (очи синие бездонные, вуаль, берег очарованный, упругие шелка)].
Учитель. В чем особенность создания образа Незнакомки, какие художественные средства использованы?
Хочется обратить внимание на динамику женского образа, если Незна-комка - это продолжение темы Прекрасной Дамы.
«Окно» - символ иного мира, рубеж, открывает дорогу в другой мир.
Одежда («траурные перья») - утратила белый цвет.
«Веют древними поверьями» - пролог к образу России - женщины.
Учитель.
Обратимся к образу лирического героя, с которым связан мотив водной глади (озеро, стакан).
У героя есть возможности прорыва, которые даёт ему Незнакомка. Какие?
(Ответы учащихся: «Вижу берег очарованный», «мне чьё-то солнце вручено»).
Учитель.
Почему же герой отказывается от прорыва?
Характерно, что в стихотворении дважды звучит фраза «Истина в вине» (первый раз по-латыни, второй раз по-русски).
Одним из связующих звеньев, объединяющих части является слово «вино» и фраза «Истина в вине».
На чашах весов - 2 разных качества вина: вино, опьяняющее человека (алкоголь), и вино как символ чуда, невозможного в реальной жизни, которое создаётся воображением. Причина - в одиночестве лирического героя в жизни.
Друг единственный - это второе «я» лирического героя, «я», которое никто не может разглядеть. Одинока и Незнакомка. Это единственное существо, с которым может сблизиться душа лирического героя, пусть даже в мечтах.
К сожалению, красота мира, который связан с Незнакомкой, далеко, это мечты. Истина в том, что действительность и мечту невозможно соединить.
4. Чтение стихотворения.
Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.
- 3 -