7


  • Учителю
  • Урок-исследование 'Христианские мотивы лирики М. Ю. Лермонтова'

Урок-исследование 'Христианские мотивы лирики М. Ю. Лермонтова'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Урок- исследование на тему "ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА" позволит познакомить учащихся с жизнью М.Ю.Лермонтова, на примере конкретных произведений проследить развитие христианских мотивов в лирике поэта. Прочтение тестов стихотворений углубляет п
предварительный просмотр материала

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА-ЛАБОРАТОРИЯ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 9 КЛАССА

НА ТЕМУ

ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с жизнью М.Ю.Лермонтова, на примере конкретных произведений проследить развитие христианских мотивов в лирике поэта;

  2. Углубить представление учащихся о литературном процессе, развивать в них умение вдумчивого чтения произведений, глубого анализа текста и его интерпретации;

  3. Через приобщение к классике русской литературы воспитывать у учащихся духовную культуру, чувство патриотизма, эстетический вкус;

  4. Развивать у учащихся культуру письменной и устной речи, творческие способности как одно из средств самовыражения.

Компьютерное обеспечение урока: использована программа FrontPage для создания электронного пособия по теме урока.

Ход урока:

  1. Организационный момент (сообщение учителем темы урока, цели урока)

Вступительное слово учителя :

- Сегодня мы с вами не случайно обращаемся к творчеству М.Ю.Лермонтова, 3 октября исполняется 200 лет со дня его рождения,

Лермонтов - это поэт, творчество которого неоднозначно, порой противоречиво, поэтому у нас сегодня урок-лаборатория. Перед нами стоят непростые вопросы: «Как через христианские мотивы творчества раскрылась личность поэта? Что волновало Лермонтова? Что было приоритетным среди духовных ценностей для него? В чем поэт был прав? А где заблуждался? Какой духовный опыт он оставил грядущим поколениям?» Вот тот круг вопросов, на которые мы попытаемся найти ответ.

- Посмотрите на титульный лист нашего электронного пособия. О каких произведениях Лермонтова мы будем сегодня говорить?

Почему в течение урока нам придется обращаться к понятиям православной культуры? А что же такое «православная культура?»

- Здесь же на обложке вы видите различные высказывания известных философов, писателей о творчестве Лермонтова, в чем особенность этих мнений?

- Итак, первый вывод, который мы сегодня делаем: Лермонтов неоднозначен. Порой противоречив, поэтому анализ его творчества требует рассмотрения с разных точек зрения.

2. Чтение и анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение «Ангел» как осмысление божественного происхождения мира (Музыкина М. -11кл.)

В творчестве Лермонтова отражено особое отношение поэта к Ангелу - хранителю. Русский писатель Л.Семенев красноречиво оценивает стихотворение Лермонтова «Ангел» как одно из наиболее характерных и драгоценных созданий великого поэта... Детальное прочтение этого стихотворения вводит нас в сферу заветных идеальных стремлений Лермонтова, показывает, как рано созрел его гений, с какой настойчивостью поэт обра­щается к некоторым вопросам, занимавшим его с юных лет, как сильна была в нем вера в прекрасное, как бережно он лелеял свои возлюбленные мечты в трудном, суровом, одиноком пути..." Стихотворение "Ангел" помечено 1831 годом, когда Лермонтову было 17 лет, написано в минуты глубочайшей грусти.

Толчком к созданию этой лирической миниатюры явилась скоропостижная смерть Юрия Лермонтова, отца писателя, в 1831 году. Оставшись в семнадцать лет без родителей, молодой Лермонтов пытается понять свое место на этой бренной земле, но всей своей душой он тянется к небу, потому что именно оно ассоциируется у поэта с отцом и матерью.

В основе «Ангела» лежит колыбельная, которую пела поэту в раннем детстве мать, поэтому по своему жанру «Ангел» напоминает лирическую песню.

Это произведение философично. В нем автор рассуждает о трудности человеческого бытия и о стремлении души человека освободиться от земных оков, чтобы обрести гармонию на небесах.

Идейное содержание «Ангела» заключено в третьей строфе. Оно выражается в следующих строках:

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез;

И звук его песни в душе молодой

Остался - без слов, но живой.

Как понимать значение этих слов? Автор как бы пророчески предсказывает свою нелегкую судьбу, чувствуя, что его ожидает «мир печали и слез», но его сердце сохранит чистую песню Ангела, которая поддержит его в минуты боли и страданий, отвратит от ошибок. Если каждый человек будет нести в своей душе ангельские звуки, то исчезнут из жизни людей «скучные песни земли».

Это стихотворение привлекает своей лиричностью. При его прочтении охватывает букет чувственных воспоминаний. Сегодня нам не хватает веры в Бога, дающей нам надежду, а так хочется услышать порой тихую, чистую песню Ангела.

"Ангел" - это та точка, где пробился в свет из глубин души животворный родник поэзии великого нашего поэта. С годами его поэзия превратится в стремительный творческий поток, отразивший в себе и родные Тарханы, и Кавказ, и звезды, и облака, и луну, плывущую по небу, но сам родник, сам источник - вот он, - стихотворение "Ангел".

:

Почему лирический герой так мрачно воспринимает окружающую действительность?

- Объясните, почему мир небесный ближе и понятнее поэту, чем мир земной.

- Вспомните, каких творческих принципов придерживался Лермонтов.

- Нашло ли это отражение в данном стихотворении?

3. Чтение и обсуждение стихотворения «Ветка Палестины», работа по странице электронного пособия (чтение библейского сюжета, его истолкование Шубина О.-10кл.

Поэтичный образ «Ветки Палестины» возник на почве христианского Писания и наполнен глубоко личным и обобщенным содержанием, принимающим форму интимного, исповедального раздумья. За судьбами ветки, пальмы, людей встает судьба поэта, и обращения к ветке обретают характер обращения к себе. Намеки на страдания, опасности и жертвенность сливаются с чувствами стойкости, мужества, твердости. Ветка - символ веры, надежды и «божией рати лучший воин», выражает тревогу его духа, но и неизменность, несгибаемость перед лицом испытаний. Предчувствуя страдания и опасности, Лермонтов соотносит себя с «лучшим воином» христовым, всегда достойным небес «перед людьми и божеством», и пальмовой веткой («святыни верный часовой»), закаляя волю и неколебимость.

В этом стихотворении совместились идеальные порывы души с предощущением новых катаклизмов, повлекших ноты тоски и грусти. Образы ветки и «воина с безоблачным челом» живут в Лермонтове, ибо «мир и отрада» достигаются жертвами и покоя достоин тот, кто с честью выдерживает удары судьбы.

Прозрачный сумрак, луч лампады,

Кивот и крест, символ святой...

Все полно мира и отрады

Вокруг тебя и над тобой.

Вопросы для обсуждения

-Что вы узнали из истории создания стихотворения?

- Какие христианские символы упоминаются Лермонтовым в этом стихотворении?

- Какой смысл он вкладывает в образы пальмовой ветки?


  1. Чтение и анализ стихотворения «Молитва» (истолкование стихотворения дает Сабов А.-11кл. Стихотворение «Молитва» как полное отречение ради ближнего от своего «я».

Отрицательно относясь к явлениям своего времени и «печально глядя на современное ему поколение», поэт философски относился к вечным вопросам и задачам жизни. Чем более зрел он, чем более проникал в смысл жизни народа своего и человечества, тем сильнее звучали в поэзии его оптимизм и надежда. Не злоба говорит в нем, когда он обращается к Матери Божией в своих дивных молитвах. Дышат они любовью и верою, дышат чувством полного отречения от своего «я», дышат альтруистическим отношением к ближнему.

Особую роль в лермонтовской поэзии играют исповедально-молитвенные мотивы. Не случайно три стихотворения разных лет носят одно и тоже название - «Молитва».

«Молитва», написанная в 1829 году, - одна из вершин юношеской лирики поэта. Здесь переплетаются два противоположных мотива: покаяние и ропот. Гордость не даёт молодому поэту принять мир таким, каков он есть, а смириться и приблизиться к Всевышнему - страшно, ведь это означает отказаться от своего «я».

«Молитва» 1837 года также строится как монолог лирического героя. Но это уже мольба о счастье любимой женщины.

Интересно, что, переживая мучительный разлад с враждебным ему миром, поэт обращается к Богу, дерзко споря с ним. А волнение за судьбу любимой заставляет его обратиться к Богоматери - заступнице женщин.

В самой последней по времени создания «Молитве» 1839 года особенно глубоко передано состояние душевной просветлённости, к которому поэт шёл долгие годы. Некоторые критики рассматривают это стихотворение как свидетельство отхода Лермонтова от мятежности к религиозному смирению.

Стихотворение «Молитва» имеет конкретного адресата: она написана для М. А. Щербатовой, с которой Лермонтова связывала нежная дружба. Отчасти именно её немного наивная вера в Бога привлекла поэта, так часто страдающего от своего скептицизма.

«Молитва» выходит за рамки обычного посвящения «в альбом», которое было столь популярно в 19 веке. Это философское размышление о жизни, рассказ о самом сокровенном - о молитве, в которой человек, не находя опоры в окружающей его действительности, обращается к Богу, пытаясь найти ответы на волнующие его вопросы. Даже не верится, что эти строки принадлежат Лермонтову, ведь в них нет ни горести, ни иронии, ни сарказма. Мягкая лирическая интонация настраивает читателя на раздумье о собственной жизни.

Начало этой лирической исповеди довольно мрачное: трудная минута в жизни, в сердце- грусть... ощущение печали, смуты подчеркнуто выразительным глаголом «теснится». Это состояние так обычно для лирического героя Лермонтова. И именно в такую минуту он обращается к Богу:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Ключевые слова и выражения в этом стихотворении - «молитва чудная», «сила благодатная», «святая прелесть» - связаны с верой, с христианской традицией. Слово «благодатная» отмечает кульминацию в композиции стихотворения, знаменуя переход от тьмы к свету.

Человек всегда стремился разгадать загадки природы и человеческой души. Но так ли это необходимо всему искать логическое объяснение? Ведь что-то же должно оставаться тайной для нас? Так, Лермонтов не называет нам, какую же молитву он твердит наизусть. А для самого поэта тайной остаётся сила воздействия слов молитвы:

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

Воздействие «молитвы чудной» автор описывает в последнем четверостишии:

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко -

И верится, и плачется,

И так легко, легко...

Интересна продуманность композиции этого небольшого шедевра: первая часть - описание состояния души главного героя в минуту его обращения к Богу, вторая - описание силы и прелести живых слов его молитвы, а третья - рассказывает о том, что приносит человеку «сила благодатная», о том, как тоска заменяется на веру и надеж Заключительным аккордом в этой маленькой повести о возрождении человека звучит строка: «И так легко, легко»... Мы понимаем, что автор ощущает одновременное существование в мире двух разных сфер - человеческой, грешной, и высшей, божественной.

Вопросы для обсуждения:

- Почему Лермонтов неоднократно обращался к жанру молитвы?

- Мы видим искренность лирического героя, подобные строки рождаются не холодным рассудком, а душевным жаром того, кто знает, что такое сладость молитвы. Об этом говорил своим духовным чадам Оптинский старец Варсонофий, и он же указал на недостаточность молитвенного опыта поэта:

"К сожалению, молитва не спасла его, потому что он ждал только восторгов и не хотел понести труда молитвенного". Как вы понимаете эти слова старца Варсонофия?

А что означает понятие «молитвенный труд?»


  1. Чтение и обсуждение стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива

(анализ стихотворения Остапенко М.-10кл.)


Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива...» как восхваление мира, созданного Богом.

В стихотворении "Когда волнуется желтеющая нива" передается душевное, умиротворенное отношение поэта к родной природе, чувствуется его нерасторжимое духовное созерцание и единение с сущим земным и небесно-божественным. «...Мне отрадно было видеть, - пишет Белинский о Лермонтове после свидания с ним и интимной беседы один на один, - в его рассудочном, охлажденном и озлобленном взгляде на жизнь и людей семена глубокой веры в достоинство того и другого. Я это сказал ему, - он улыбнулся и сказал: Дай Бог!..».

Лермонтов, который «никогда не переставал верить в личного Бога», всегда уповал на Вечного Творца и грустил о неизбежности конца своей миссии в жизни земной:

Я предузнал мой жребий, мой конец,

И грусти ранняя на мне печать;

И как я мучусь, знает лишь творец;

Но равнодушный мир не должен знать.

Стихотворение "Когда волнуется желтеющая нива" небольшое по объему, из-за краткости не утратило своего философского звучания. Автор говорит, что только среди просторов природы человек может забыть о тревоге, окунуться в мир гармонии и красоты: Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе

Уже в начальных строках произведения чувствуется авторское отношение к окружающему миру. Поэт улавливает малейшие движения природы, и в трепетных словах передает нам ее состояние. Благодаря эпитетам «желтеющая нива», «свежий лес», «роса душистая», «румяный вечер», «утра час златой» мы можем ярко представить себе живописную картину природы, пропитанную теплом и светом леса. Лермонтов оживляет, созданный Богом мир, используя олицетворения «волнуется нива», «лес шумит», «ландыш кивает головой».

Из третьей строфы становится ясно, что для самого поэта природа является источником вдохновения, музой, нашептывающей мотивы лирических произведений:

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он...

Именно здесь, в мире совершенной красоты и гармонии, человек свободен, чувствует себя неотделимой частью природы, каплей в океане ее жизни. Он сливается воедино с окружающим его миром, его душа открывается и, постигнув счастье на земле, взмывает ввысь, обретая веру в Бога:

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога.

«Вижу Бога» в значении понимаю, осознаю, что царящие в природе целесообразность, гармония обязаны Создателю. В этой строфе и звучит идея всего стихотворения: слиться с природой - высшее блаженство, доступное людям на земле. Между строк стихотворения мы слышим мелодии природы: шорох колосьев «желтеющей нивы», шепот листвы, звон ландыша.

Автор говорит нам о том, что, только почувствовав свое соединение с созданным Богом миром, человек сможет постигнуть тайны мироздания и обрести покой.


Вопросы для обсуждения:

- Вашему вниманию было предложено одно из прочтений этого стихотворения, а вот другое мнение, богослова Дунаева: «Порой создаётся впечатление, что лирический герой Лермонтова принял бы мир, когда бы он не был населен столь для него презренными и жалкими людьми. Там, где нет человека, там всё гармонично для поэта. В стихотворении "Когда волнуется желтеющая нива..." (1837) Лермонтов дает как бы развёрнутую картину мира Божиего, но этот мир - опять-таки "пустыня", как понимали это слово русские люди ещё в средние века: место, пустое от людей. Столь острым ощущением противопоставленности человека и природы обладал во всей русской поэзии после Лермонтова едва ли не один только Бунин. Человек у Лермонтова внеположен природе, поскольку он чужд её гармонии и заложенной в ней истинной свободе.»

А вот мнение ученицы 70-х годов 20 века: « Я не могу без волнения читать стихотворение Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»… Здесь нет никаких пышных фраз, а все просто, понятно. <������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������

�������������������������

  1. �����������������������

����ть читает стихотворение , анализ стихотворения Лермонтова дает

Стихотворение «Пророк» как понимание своего предназначения - служения людям.

В разные годы М.Ю.Лермонтов касался вопроса, волнующего каждого большого художника, - о назначении искусства, миссии писателя. Безбоязненно нести правду людям о жизни, быть выразителем «мыслей благородных» - в этом поэт видел свой долг перед современниками. Не случайно Лермонтов сравнивал деятельность писателя с миссией пророков в библейские времена.

Быть может, наиболее обобщенно о конфликте мужественной и благородной личности с косностью окружающей среды Лермонтов сказал в своем последнем стихотворении «Пророк» (1841).

Афористично и емко звучат первые строки этого произведения:

С тех пор как Вечный Судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Всеведенье помогло Пророку понять тайные страсти и побуждения людей. В обществе злобы и лжи он стал «провозглашать... любви и правды чистые ученья».

Пророк находит для себя единственное пристанище - пустыню. Там - покой и полное единение с миром природы:

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

Однако Пророку вновь довелось встретиться с соплеменниками и выслушать от их старейшин слова, которые больнее ранят, чем некогда брошенные в него камни. Старцы самодовольно и безжалостно судят Пророка:

Глупец, хотел уверить нас,

Что Бог гласит его устами!

Для старейшин человек, провозгласивший добро и справедливость как норму жизни, - глупец, который наказан Богом. Старцы так и не простили проповеднику его независимости, неподчинения их авторитету. Пророк был изгнан вторично. Впереди годы одиночества. О себе лирический герой рассказал сдержанно, никого не обвиняя в своей участи и не жалея о своей проповеди любви к людям.

Ошибочно было бы думать, что в конце своей жизни Лермонтов пришел к заключению о ненужности поэтического слова. В поэте зрели мысли больших исторических романов о прошлом и настоящем России. В своем творчестве он обличил ложь и бездушие людей светского общества, осудил рабью покорность, духовную опустошенность своего поколения. Но его обличения были всегда овеяны «мечтой благородной». Но Лермонтов, как и Пророк, оказался чужим в той среде, где он вынужден был вращаться.

Лермонтов заимствовал из Библии образ пророка и стремился быть верен библейскому миру. Отсюда - изгнание пророка, выражение скорби, наказания отступников от веры предков.

Выразительность языка стихотворения - результат напряженного труда. Поэт тщательно отбирал нужные слова, чтобы не нарушить единство стиля, логику образа. Возвышенный контекст первой строфы определил выбор слова - очи, а не глаза.

Последнее стихотворение Лермонтова - это о себе, о своей изгнаннической судьбе и бесперспективности своей участи. Но стихотворение не только о судьбе поэта; смысл его значительно богаче. В нем выявлена вечная коллизия борьбы прогрессивно мыслящей личности с реакционными силами общества.

Чтение стихотворения «Пророк» А.Пушкина

Вопросы для обсуждения

- В литературоведении высказывались разные мнения о связи двух «Пророков» «Пророк» Лермонтова называли и ответом, и продолжением, и возражением, и спором с Пушкиным. Какая точка зрения вам кажется более убедительной?

- Вот мнение Дунаева:

Лермонтов, подобно Пушкину, и вслед за Пушкиным, сознавал своё пророческое служение. Даже тоску свою он именовал порой именно пророческой.

Незадолго до таинственной гибели поэт создал последнее стихотворение, в котором прямо заявил о себе как о преемнике Пушкина в исполнении "долга, завещанного от Бога". Внутренняя связь этих строк с пушкинским "Пророком" несомненна: Лермонтов избирает не только то же название, но и тот же ритмический рисунок стиха, а главное - он делает своего "Пророка" как бы продолжением того повествования, которое начато и не завершено Пушкиным: пророк возвращается туда, где начиналась его духовная жизнь, в пустыню, к истоку событий, ибо люди оказываются недостойными открываемых им истин правды и любви.

Мотив нежелания осуществлять пророческое служение вызван недостоинством тех, на кого оно должно быть обращено. Эта мысль у Лермонтова слышалась и до "Пророка" в стихотворении "Журналист, читатель и писатель" (1840).

В "Пророке" Лермонтова мы ясно чувствуем гордыню презрительного к миру одиночества. Мотив одиночества слишком слышится и во всей его поэзии. Это одиночество обусловлено конфликтом с окружающим миром, конфликтом, в котором постоянно пребывает поэт. Мир предстоит слишком неприемлемым для него, одиночество оказывается вынужденным, и едва ли не постоянно звучит в лермонтовских стихах.

Лермонтов ощущает себя одиноким и во времени. Он не видит отрады в памяти о прошедшем, но ещё более страшится будущего:

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской

И, как преступник перед казнью,

Ищу кругом души родной...

(1838)


Лермонтов отдал несомненную дань романтизму и не избыл его полностью в своей поэзии. Только романтиком он оказался своеобразным: и прошлого не жаловал, на будущее не уповал, как видим

А вот точка зрения У,Г,Фохта: Стихотворения Пушкина и Лермонтова значительно отличаются друг от друга. Пушкин представляет пророка исключительно в тот момент, когда он получает от Серафима духовные дары, т.е.прозорливость, чуткость слуха…, Он перерождается нравственно, из обыкновенного смертного обращается в человека, способного к новой возвышенной деятельности.

У Лермонтова пророк является при совершенно других обстоятельствах. Он предстаёт в момент борьбы с обществом, которое, вследствие своей порочности и эгоизма, не только глухо к высоконравственному учению но даже изгоняет из своего сердца самого провозвестника этого учения, забрасывает его каменья.

8. Борьба библейских мотивов с темой демонизма в лирике Лермонтова (Анализ содержания поэмы Лермонтова «Демон», а также характеристика образов поэмы) Подготовленные сообщения ОдинцовойТ, ЯцуновойН -11кл.

Поэма «Демон» - венец всей творческой жизни М.Ю.Лермонтова. Поэт с особым вниманием отнесся к ней. Величие, гордость, дикая свобода, романтика - всё отразил автор в начале поэмы:

И, глубоко внизу чернея,

Как трещина, жилище змея,

Вился излучистый Дарьял,

И Терек, прыгая как львица

С косматой гривой на хребте,

Ревел,- и горный зверь и птица,

Кружась в лазурной высоте,

Глаголу вод его внимали...

Конечно, и люди, которые родились и живут в этих краях, впитали через воздух красоту окружающего их мира, ту свободу, которой пронизана природа Кавказа. Они живут порывами сердца, их души бесхитростны и открыты существующим на земле страстям. Такая же Тамара - главная героиня поэмы. Она ни в чем не уступает по силе характера своему искусителю - духу зла Демону. Противоборство двух героев придает произведению романтичность.

В начале поэмы автор называет Демона «печальным духом изгнания». Он воплощает все себе мощь свободного разума, созидательную и разрушительную силу - страсть. Его тревожат воспоминания. Демон грезит о тех временах, когда был «чистым херувимом», когда «он верил и любил», «не знал ни злобы, ни сомненья». Но теперь он «отверженный блуждал». Он презирает, созданный Богом мир.

Но, оказывается, не все еще чувства остыли в душе Демона. Его взор невольно остановился на танцующей с бубнами Тамаре; неземная красота девушки его поразила:

И влажный взор ее блестит

Из-под завистливой ресницы;

То черной бровью поведет,

То вдруг наклонится немножко,

И по ковру скользит, плывет

Ее божественная ножка...

Мечты о прошлом счастье проснулись в сердце духа зла, но сам он пока ещё не осознал, что же произошло с ним: был ли это чувство «признаком возрожденья» или нет. Но забыть образ Тамары он так и не смог.

По навету духа зла жених Тамары не совершил молитвы, и божья кара настигает его: путника убивают разбойники. По древнему обычаю Тамара, оставшись вдовой, должна была уйти в монастырь. Героиня страдает. И в эту драматичную минуту появляется голос, искушающий её. Так из ее жизни уходит душевный покой.

Прекрасный образ искусителя преследует ее даже во сне. При этом Демон принимает облик, по которому трудно сказать, кто он: добро или зло: « Он был похож на вечер ясный: Ни день, ни ночь,- ни мрак, ни свет!..» Тамара ощущает, что её тянет к этому образу, прекрасному и в то же время такому туманному.

Ища защиты, Тамара уходит в монастырь, где молится, пытается уберечь себя от искушения. Но Демон преследует её и здесь, зовет чарующим голосом, манит. Героиня не может найти успокоения ни в чем. Ни уединенность монастыря, ни очарование девственной природы Кавказа - ничто не может развеять печали княжны , её душевной тоски. Она пытается бороться со своей страстью, которая одолевает её: «подушка жжёт», «ей душно, страшно», «пылает грудь её и плечи», «туман в очах».

А Демон в это время у стен монастыря раздумывает, не оставить ли умысел жестокий, но...

Тоску любви, ее волненье

Постигнул Демон в первый раз;

Он хочет в страхе удалиться...

Его крыло не шевелится!

И, чудо! Из померкших глаз

Слеза тяжелая катится...

И эта слеза настолько горяча, что прожигает камень. Томимый тоской любви, Демон готов к этому чувству, которое может переродить его, направить на новый путь. И вот происходит сцена объяснения героев, которая является кульминацией поэмы.

Демон признается героине, что любит ее, что готов ради нее отказаться от зла:

Меня к добру и небесам

Ты возвратить могла бы словом...

Я раб твой, - я тебя люблю!..

Хотя ему и надоело «жить для себя», он не может противостоять своей эгоистичной сущности. Его не останавливает страх Тамары перед муками ада, он восклицает: «Так что же? Ты будешь там со мной!». На словах он отрекается от зла, но Тамаре он может дать только земное: богатство и власть. Его страсть несет гибель чистой душе героине, увлекает в мир темноты. Вот почему поцелуй Демона убивает Тамару. Она мертва, но не утратила своей красоты, яд поцелуя духа зла не в силах уничтожить ее душевную чистоту, что исходит из самого сердца героини.

Последняя сцена произведения развивается на небесах. Ангел-хранитель несет в объятиях душу Тамары, но вдруг на пути возникает Демон, «бездны адский дух». Здесь Тамара видит его истинное лицо:

Каким смотрел он злобным взглядом,

Как полон был смертельным льдом

Вражды, не знающей конца,-

И веяло могильным хладом

От неподвижного лица...

Она поражена его ужасным обликом. Героиня оставляет сомнения, «оковы зла с нее ниспали». Она заслужила прощенье небес своими страданиями, ее душа из тех, « которых жизнь - одно мгновенье»:

Ценой жестокой искупила

Она сомнения свои...

Она страдала и любила-

И рай открылся для любви!..

И вот Демон снова один, он не смог удержать души Тамары, она слишком чиста для этого.

Эпилог поэмы переносит нас в современность. Замок Гудала всё ещё стоит среди бесконечно величественных красот природы, но никто уже не помнит князя и его милую дочь, века стерли память минувших лет. Но жизнь созданного Богом мира вечна, никто и ничто не нарушает спокойного ее течения. Таким финалом произведения Лермонтов желает показать нам, что всегда будут существовать люди, не согласные с устройством жизни, они вечно будут бунтовать, бороться, роптать. Но гармония в природе бесконечна, и пока торжествую законы Бога, мир останется прекрасным:

И вечный ропот человека

Их вечный мир не возмутит.

Лермонтов строит временной мост через века: повествуя о древности, он обращается к настоящему и заглядывает будущее. Таким образом поэт раздвигает временные рамки произведения.

Развязка поэмы : героиня умирает, отвергнутая небом. Демон пролетает мимо ее могилы, у которой молится Ангел:

Когда ж он пред собой увидел

Все, что любил и ненавидел,

То шумно мимо промелькнул

И, взор пронзительный кидая,

Посла потерянного рая

Улыбкой горькой упрекнул...

Если Тамаре прощается грех, и ангел забирает ее душу, то образ Демона неоднозначен, противоречив и сложен. Через него намечается в творчестве Лермонтова все глубже и глубже антитеза: земля и небо. Неминуема борьба между ними, полем битвы является человеческая душа. Демон ближе, родственнее Лермонтову, чем ангел; земные мотивы в его поэзии кажутся более существенными, более органическими, чем небесные. С ангелами, и в самые возвышенные мгновения, он только встречается; с Демоном же Лермонтов отожествляет себя.

Лучших дней воспоминанья

Тех дней, когда в жилище света

Блистал он, чистый херувим,-

точно Лермонтов говорит о себе до рождения. Чудная строфа об этих воспоминаниях обрывается восклицанием:

И много, много... и всего

Припомнить не имел он силы,-

как будто сам поэт потерял эту нить воспоминаний и не может сам себе дать отчета, как он очутился здесь. Этот скорбящий и могучий ангел представляет из себя тот удивительный образ фантазии, в котором мы поневоле чувствуем воплощение чего-то божественного в какие-то близкие нам человеческие черты.

В «Демоне» диалектика добра и зла достигла степени сопроникновения обоих начал, притом выраженных в их обобщенной форме. И это соответствовало сопроникновению ситуаций возвращения и нового, еще более решительного бунта против Бога и его мира.

Читая произведение «Демон», мы понимаем, что трагическое одиночество - удел тех, кто не смиряется с высшими законами бытия. Дух гордого Демона все еще носится в этом бренном мире, искушая слабых людей. Противостоять ему может только любовь и вера в Бога.

Связь творчества М.Лермонтова и Врубеля (сообщение Кузьмовой Н.-11кл)

Лермонтов и Врубель - многогранные художники. Как известно, произведения Лермонтова иллюстрировали многие художники, но так точно передать духовное состояние его героев, в том числе и Демона, удалось лишь Врубелю. Демон - по-гречески - дух. И Лермонтов, и Врубель хотели показать беспокойную, необычную и трагическую душу. Несчастный, отвергнутый всеми, старавшийся презирать и ненавидящий их - вот демон Лермонтова. И в то же время он полон глубоких, чистых чувств: «Хочу я с небом примириться, хочу любить, хочу молиться, хочу я веровать добру.» И у Лермонтова, и Врубеля демон очень одинок. «Я тот, кого никто не любит»,-эта мысль Демона проходит через всю поэму Лермонтова и через все произведения Врубеля… У Лермонтова Демон как-то суров, это полубог, получеловек. Врубель же пишет демона ( сидящего) совершенно реалистически. Грустный, трогательный юноша смотрит вдаль. Он окружён сказочыми цветами, горами. Это олицетворение печали и грусти, страдания и любви. Он могуч, нокуда девать силу, энергию, страсть, которая кипит в нём?

Эта же мысль отражена в современном искусстве ( рия Демона)

Вопросы для обсуждения:?

- Какие чувства пробудила она в вас?

- В чём неоднозначность образа демона?

- В чём схожесть Лермонтова и Демона?

-Согласны ли в с утверждением, что дух этого лермонтовского героя нисится и в современном мире и искушает людей?

9. Чтение и обсуждение стихотворений «Завещание», «Сон»

. «Завещание» (анализ Горбатовской Л.-10кл., ст. «Сон» -

Вопросы для обсуждения:

- Как оценивает прожитую жизнь лирический герой стихотворения «Завещание»?

-Каким нам предстаёт Лермонтов через строки этого стихотворения?

-Чем вас поразили эти стихотворение «СоН?»

-А чем поразило оно современников Лермонтова и исследователей его творчества?


10. Заключительная беседа: Имя «Михаил» в переводе с еврейского - «Кто, как Бог», а девиз на гербе рода Лермонтовых - SORS MEA JESUS - « Жребий мой - Иисус.». Мы увидели много противоречивого в лирике поэта. Можем ли мы утверждать, что Лермонтов - самый религиозный поэт в русской литературе? 11. Подведение итогов урока. Слово учителя:

- Творчество Лермонтова - все резко, контрастно. Он и сам весь словно соткан из крайностей, они же и в поэзии. Он любит привлекать на помощь себе, своим созданиям идеи, полярно несовместимые, - и совмещать их, творя особый мир, где все резко очерчено.

Трагедия Лермонтова не в противоборстве душевных страстей, а в борьбе между духовной истиной, вкорененной Православием, и чужеродным искажени­ем истины. Ошибочно было бы утверждать, что такую душевную борьбу знал лишь Лермонтов. Иначе не находили бы столь многие в своей душе отклика на его поэзию. Он сумел с гениальной силой выразить то, что иные лишь смутно ощущали. В этом духовная ценность лермонтовского творчества. Что стано­вится отчетливо ясным, тому легче противостоять.

Религиозное чувство, часто засыпавшее в Лермонтове, никогда не умирало и, когда пробуждалось,- боролось с его демонизмом.

По мнению Соловьева, Лермонтов ушел с бременем неисполненного долга - развить то задаток, великолепный и божественный, который он получил даром. Он был призван сообщить нам, своим потомкам, могучее движение вперед и вверх к истинному сверхчеловечеству, но этого от него мы не получили. Мы можем об этом только скорбеть, но то, что Лермонтов не исполнил своей обязанности по отношению к нам, это,конечно, не снимает с нас нашей обязанности к нему. Облегчить бремя души - вот наша обязанность. И у Лермонтова с бременем неисполненного призвания связано еще другое тяжкое бремя, облегчить которое мы можем и должны. Обличая ложь воспетого им демонизма, только останавливающего им людей на путь к их истинной сверхчеловеческой цели, мы, во всяком случае, подрываем эту ложь и уменьшаем хоть сколько-нибудь тяжесть, лежащую на этой великой душе.

Мемуарист А.О. Смирнова, лично знавшая поэта и высоко ценившая его творчество, в своих воспоминаниях заметила: «У него религиозная струна очень поразительна» .

В.Д. Спасович пишет: «Поэзия Лермонтова... на последней ступени своего развития близко подошла к национально-религиозному настроению, и его грусть становилась художественным выражением этого стиха-молитвы, который служит формулой русского религиозного настроения: да будет воля Твоя. Никакой христианский народ своим бытом, всею своею ис­торией не прочувствовал этого стиха так глубоко, как русский, и ни один русский поэт доселе не был так способен глубоко проникнуться этим народным чувством и дать ему художественное выражение, как Лермонтов.

Чья же точка зрения вам ближе, мы узнаем из ваших мини-сочинений, которые вы подготовите дома

Мини-сочинение: Моё отношение к творчеству М.Ю.Лермотова


Список используемой литературы:

  1. Андреевский С.А. Литературные очерки. С183-185

  2. Белинский В.Г. Поли. собр. соч. в 13 т. - М, 1953. - Т. 12. - С. 84

  3. Висковатый П.А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. -\ М.:

  4. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма, С 227.

  5. Мошорин А.В. Духовные направления в русской словесности. - Новгород, 1998

  6. Муравьев А.Н. Знакомство с русскими поэтами. - К., 1871. - С. 256.

  7. Рихтер В.О. Типо-литография, 1891. - 454 с

  8. Спасович В.Д. Байронизм у Лермонтова. - Соч. - Т.2. - СПб, 1889.- С. 357

  9. Семенов Л. Ангел. - Харьков, 1912. - С. 1


  1. Смирнова-Россет А.О. Автобиография. - М., 1931. - С. 213

  2. Соловьев B.C., «М.Ю.Лермонтов», состовитель И.И. Подольская, «Лайда» - М., 1993 - С 212-214.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал