- Учителю
- Урок по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» 5 класс
Урок по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» 5 класс
КОУ ОО « Нарышкинская школа- интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Открытый урок по рассказу
В.П.Астафьева
«Васюткино озеро».
Проведен в 5 классе
Учитель 1категории Жиляева Е. В.
2011- 2012 гг.
Ход урока.
-
Оргмомент.
-
Постановка цели урока.
- Сегодня у нас заключительный урок по рассказу В. П. Астафьева « Васюткино озеро». На предыдущих уроках мы с вами прочитали рассказ, составили его план, подготовили краткий пересказ. Задача сегодняшнего урока- тренировка навыков анализа эпизода.
3.Работа с фрагментами.
Для этой работы я предложила несколько фрагментов, и некоторым учащимся было дано задание: подготовить художественное чтение.
Фрагмент первый. ( читает подготовленный ученик).
«…Когда Васютка с ружьем на плече и с патронташем на поясе… если бы не скрипучее кряканье где-то над головой…».
Кратко анализируем этот эпизод.
- Какова тема этого фрагмента?
- Выявим роль этого фрагмента для всего хода повествования.
- Сколько раз употреблено слово мать?
- Трижды.
- Как относится Васютка к матери?
- Холодновато: мать, матери.
- Слово хлеб?
- Дважды назван любовно краюшкой.
- Найдите синонимы слову затеси.
- Пометы, зарубки.
- Сколько раз находим слово дорога?
- Дважды, а затем синоним- тропинка.
- Эти слова: мать, хлеб, дорога, затеси являются ключевыми, определяющими.
- Где еще в содержании всего рассказа речь идет о хлебе, матери, дороге?
- Пока Васютка не заблудился, он и не вспоминал эти слова, он преследовал глухаря. Но как только он заблудился, сразу « побегу, а то мамка наподдаст по загривку.
- Вдруг он спохватился: где же затеси?
1
- Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и тоской подумал
«Плачет, поди, мамка?»
-Почему так настойчиво мать приказывала Васютке взять с собой хлеб?
После ответов-предположений подготовленный ученик выступает с сообщением.
Хлеб - традиционный символ народной культуры. Хлеб не только главная пища русского человека, он обладает огромной силой.
Считалось, что наделяя человека хлебом, Господь определяет его судьбу и долю, поэтому от характера общения с хлебом зависели жизненные успехи и неудачи.
С представлениями о связи хлеба с Богом и счастливой жизнью связаны и обычаи благословения человека хлебом.
К магическому свойству хлеба - отгонять нечистую силу - восходит обычай употреблять его в качестве оберега во время совершения обрядов (например, во время свадьбы).
Учитель предлагает учащимся второй фрагмент ( читает ученик)
«…Тайга… Тайга…Без конца и края тянулась она……который загораживает свет и давит своей угрюмостью».
- Изменился ли Васютка по сравнению с тем, каким мы его видели в первом фрагменте?
Учащиеся находят в поведении Васютки дополнительные качества.
Заключаем:
- В первом фрагменте Васютка ни о чем не думал, от теперь он задумался, он не спешит с решением.
Тринадцатилетний мальчишка понял, что теперь надеяться не на кого и не на что- он далеко ушел в тайгу; и выживет ли он- зависит теперь только от него самого. Теперь он много думает, анализирует, взвешивает.
2
- Встреча Васютки с белкой не напоминает ли элементы народных сказок?
- Он молит белочку о помощи, как в сказке, только белочка не понимает ,что нужно надеяться на себя.
И когда герой думает, куда идти, он как Иван- Царевич стоит у
развилки трех дорог. Темный лес, чистое поле, дороженька- это тоже сказочные образы.
Лес- это символ жизненной стихии. Он наполнен враждебными невидимыми силами, которые соблазняют парнишку, он все время ругает эту силу:
- Тьфу, ведьма проклятая!
- Эх, и пакость же ты!
- Фу- ты, черт! Где же затеси?.. Все этот глухарина! Понесся, как леший.
Трудным был путь мальчика, запустение в народной символике означают горе, беду, несчастье.
Дорога заставляет героя проходить проверку своей натуры. Он должен решить сложные вопросы, чтобы твердо сказать себе: «И выйду! Вот пойду, пойду и …»
Сказочные герои в странствиях тоже меняются - они совершают внутренний путь от глупости к мудрости, от трусости к храбрости.
- А с чего все началось?
- С желания подстрелить глухаря.
- Что помешало мальчику?
- Страсть.
- А страсть родственна страху, страшному. Это изуродованное человеческое чувство. Родилась страшная жадность, впустил Васютка ее в себя, даже собаке уподобился, чтобы перехитрить глухаря, облик человеческий потерял.
В течение пяти дней, что провел Васютка в тайге, он открыл сам себя, приобрел и накопил большой опыт, постоянно воспитывал волю, стремление выжить. Он постоянно находился в состоянии выбора, научился принимать правильные решения.
3
Фрагмент третий. (читает ученик)
« Мальчик брел, почти падая от усталости…
…
- Ну и дошел же ты, друг! - покачал головой Васютка.»
- Через сколько испытаний прошел тринадцатилетний герой и стал совершенно новым человеком, умудренным, взрослым. И снова, как в сказке, умывшись свежей речной водой, приобрел глубокое зрение. К умытому чистому человеку не может подступиться ни один дьявол. Теперь мальчик ни разу не произносил ругательных слов, наоборот: « Енисеюшко! Славный, хороший…»
Фрагмент четвертый.
«…И вот Васютка дома!...........заставил пить это зелье…»
- Какие качества помогли Васютке преодолеть все трудности?
- Находчивость, ум, смекалка, терпение, вера в лучшее, умение преодолеть в себе уныние, страх.
- И еще надо назвать памятливый ум. Все 5 дней скитаний по тайге были наполнены мыслями о матери. Мать вела его по тропам испытаний, победили они вместе, она оберегала сына с самого начала.
Наш мир так устроен, что мы многое узнаем для себя через СЛУШАНИЕ, ПОСЛУШАНИЕ. Сначала нужно послушать, вникнуть, понять, что тебе говорят, а потом уже начинать что-то делать. Слушание - это не пассивное выполнение чьих-то указаний, а согласование своих желаний с желаниями других. Мать знала « таежные законы», знала народную мысль о том, что только в доме человек чувствует себя в безопасности.
Дом выполнял роль оберега. В народном сознании образы дома и хлеба оказались прочно связаны. Идя в лес, Васютка вспомнил таежные законы:
4
- Идешь в лес-
Бери еду, бери спички.
- Тайга - наша кормилица, хлипких не любит.
- Береги драгоценные припасы пороха и дроби.
- Всякая таежная дорога начинается с затесей.
Эти законы переданы были мальчику дедом Афанасием, отцом- бригадиром рыбаков, матерью. Духовная память имеет большое значение в формировании характера. И будет так, что когда- то лесные тропинки, по которым плутал Васютка, тоже лягут на лбу морщинками, как у деда Афанасия, они останутся затесями на всю жизнь.
- ЗАТЕСИ- это не только зарубки на дереве. Всякий путь человека по жизни начинается с затесей. « Заруби себе на носу»- говорили наши предки.
По какому пути пойдете вы - зависит лично от каждого из вас. Важно на перепутье помнить - всякая таежная дорога начинается с затесей.
-Всем спасибо, вы очень хорошо работали на уроке.
Выставление оценок.