- Учителю
- Методическая разработка: Программа курса Теория и практика сочинений разных жанров
Методическая разработка: Программа курса Теория и практика сочинений разных жанров
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«КОЛЛЕДЖ СФЕРЫ УСЛУГ №3»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса
«Теория и практика сочинений разных жанров»
Специальность:
19.01.17 Повар, кондитер
19.02.10 Технология продукции общественного питания
Автор: Маркова Н.Н.,
преподаватель русского языка и литературы
Москва, 2016
Пояснительная записка
Новизна данного курса заключается в осуществлении системного подхода к организации деятельности студентов по усвоению теории литературы и применению этих знаний на практике (при анализе художественного произведения и при написании сочинения).
Категория слушателей : студенты.
Объём курса: 20 часов.
Основные формы организации занятий - лекции-беседы при изложении теории сочинения, работа со справочным материалом, изучение словарных статей.
Практические занятия включают в себя приёмы и методы, активизирующие познавательную деятельность (работа с материалом критической статьи, знакомство с творческой лабораторией писателя, и т.д.), развивающие аналитические способности студентов (сравнительная характеристика, решение тестовых заданий и т.д.); различные виды самостоятельной работы (индивидуальные и групповые опросники, написание творческих работ). Развитие связной устной речи предполагается на уроках защиты индивидуальных и групповых творческих работ.
Учебный курс включает в себя блок повторения основных сведений по теории литературы, способствующих восприятию литературного произведения как идейно-художественного целого. Выявление особенностей эпических, лирических, драматических произведений позволит избежать ошибок при анализе художественного текста, при написании сочинений разных жанров.
Блок теории сочинения включает в себя знакомство с различными жанрами литературного творчества студентов как результатом освоения художественного произведения.
Практический блок курса предполагает решение заданий проблемного характера (например, исправить речевые ошибки, допущенные в предложенных работах, «раскрасить» предложенное сочинение, используя изобразительные средства, составить характеристику героя, используя ряд метафор и т.д.); написание творческих работ (например, составление цитатного плана сочинения, написание вступительной и заключительной части и т.д.), сочинений разных жанров на заданную тему.
Практическая часть курса призвана способствовать совершенствованию навыков устной и письменной речи студентов, уместному, умелому использованию языкового потенциала.
Доступность курса обеспечивается подбором литературного материала, опорой на художественные произведения (эпизоды произведений, фрагменты описаний, характеристики), включённые в перечень государственных стандартов. Курс позволит более углублённо изучить программные произведения.
Результативность курса.
К концу курса студенты должны:
-
знать основные понятия теории сочинений разных жанров,
-
уметь выбирать необходимый литературный материал для работы над сочинением,
-
обладать навыками работы со справочным материалом,
-
обладать умениями сопоставлять, сравнивать, обобщать,
-
владеть коммуникативными навыками,
-
владеть языковым потенциалом, умело использовать художественные средства языка,
-
уметь писать творческие работы, сочинения разных жанров.
Учебно-тематический план курса
Основные требования к сочинению.
2
Лекция с элементами беседы.
Практикум.
Домашнее задание: составление «Памятки» пишущему сочинение.
Форма контроля: практическая работа
2
Сочинения-характеристики, сочинения литературно-критические, сочинения на «свободную» тему.
2
Лекция с элементами беседы.
Домашняя работа: работа со справочным материалом, творческая работа.
Форма контроля: проверка конспекта, творческих работ.
3
Сочинение - литературный портрет. Особенности создания портретной характеристики.
2
Практическая работа (индивидуальная, в парах, групповая).
Домашняя работа: написание творческой работы.
Форма контроля: проверка творч. работ.
4
Сочинение-эссе, особенности написания, отбора материала, выражения позиции студентов.
2
Лекция с элементами беседы.
Практическая работа.
Домашняя работа: написание творческой работы.
Форма контроля: защита творческих работ.
5
Сочинение-рецензия. Особенности жанра. Требования к написанию рецензии.
2
Лекция с элементами беседы.
Практическая работа.
Домашняя работа: оформление материала лекции.
Форма контроля: домашняя самостоятельная работа.
6
Совершенствование навыков написания сочинения-рецензии.
2
Практическая работа (индивидуальная, групповая), выполнение обучающих заданий.
Домашняя работа: обучающее задание: «проба пера» (написание творческой работы).
Форма контроля: проверка творческих работ.
7
Сочинение - сравнительная характеристика. Особенности жанра.
2
Лекция с элементами беседы.
Домашняя работа: практическая работа.
Форма контроля: проверка практической работы.
8
Написание сочинения- сравнительной характеристики.
2
Практическая работа (по группам).
Домашняя работа: написание творческой работы.
Форма контроля: защита творч. работ.
9
Сочинение - анализ эпизода. Понятие эпизода как части целого произведения.
2
Лекция с элементами беседы.
Практическая работа.
Домашняя работа: написание творческой работы.
Форма контроля: защита творч. работ.
10
Виды стилистических и грамматических ошибок в сочинениях студентов. Корректировка творческих работ студентов.
2
Практическая работа.
Домашняя работа: обучающие упражнения.
Форма контроля: написание творческих работ.
ИТОГО:
20 ч
Содержание программы
-
Основные требования к сочинению.
Форма работы: лекция с элементами беседы, практикум
Домашнее задание: составление «Памятки» пишущему сочинение.
Форма контроля: практическая работа.
Сочинение как отражение интеллектуального, эстетического, нравственного развития учащегося.
Выбор темы. Требования к содержательной стороне сочинения: глубина и полнота раскрытия темы, соответствие теме, правильность фактического материала, последовательность изложения, уместное и умелое использование цитат, смысловая точность эпиграфа.
Требования к речевому оформлению сочинения: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, грамотность.
Объём, соотнесённость композиционных частей работы (вступление, основная часть, заключение). Критерии оценки.
Типы планов: план-набросок, развёрнутый план, цитатный план и др.
Точность, последовательность, логичность речи. Дедуктивный (от общего к частному) и индуктивный (от частного к общему) подходы к выстраиванию рассуждений, умозаключений.
Виды вступлений и выбор вступления в зависимости от темы сочинения: историческое вступление, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое и др.
Основная часть сочинения. Уместное использование различных приёмов выстраивания рассуждения на заданную тему (приёмы индукции и дедукции; сравнение героев одного произведения, сравнение героев разных произведений одного автора, сравнение героев разных авторов, сравнение объекта исследования с другими видами искусства - живописью, музыкой, театром, кино; внутренняя полемичность, доказательство «от противного», спор с воображаемым оппонентом; цитирование и др.).
Заключение. Логическая соотнесённость с вступлением и основной частью.
-
Сочинения-характеристики, сочинения литературно-критические, сочинения на «свободную» тему.
Форма: лекция с элементами беседы.
Домашняя работа: работа со справочным материалом, творческая работа.
Форма контроля: проверка конспекта, защита творческих работ.
Сочинения-характеристики (характеристика одного литературного героя, сравнительная характеристика двух литературных героев, характеристика группы литературных героев, общая характеристика литературного типа).
Сочинения литературно-критические (анализ определённой темы, характеристика определённого периода или темы в творчестве писателя, сочинения по проблемам содержания и формы литературного произведения, анализ критической статьи, анализ определённой проблемы).
Сочинения на «свободную» тему (особенности отбора материала, опора на художественное произведение).
-
Сочинение - литературный портрет. Особенности создания портретной характеристики. Искусство портрета как раскрытие внутреннего облика персонажа.
Форма: практическая работа (индивидуальная, в парах, групповая).
Домашняя работа: написание творческой работы.
Форма контроля: защита творческих работ.
Отличие литературного портрета от портретной зарисовки. Искусство портрета - раскрытие внутреннего облика человека, литературного героя.
Описание по памяти, по наблюдениям, на основе прочитанного, по воображению, на основе собеседования с «героем». Приёмы создания портрета героя разными авторами. Роль детали в создании портрета героя. Отбор материала художественного произведения для написания творческой работы.
Литературный портрет - мемуарно-биографический жанр (на примере литературных портретов А.М. Горького).
-
Сочинение-эссе, особенности написания, отбора материала, выражения позиции студентов.
Форма: лекция с элементами беседы, практическая работа.
Домашняя работа: написание творческой работы.
Форма контроля: защита творческих работ.
Определение жанра эссе, выявление характерных особенностей строения текста, способов характеристики, выражения авторской позиции и т.д.
Формулировка тем, отбор материала, выбор языковых средств для написания творческой работы. Составление плана сочинения (определение композиционных особенностей). Способы выражения позиции пишущего. Образцы сочинений на разные темы, написанные в жанре эссе: исследование материала, наблюдение за использованием языковых средств, над способами введения литературного материала в ткань сочинения.
-
Сочинение-рецензия. Особенности жанра. Требования к написанию рецензии.
Форма: лекция с элементами беседы, практическая работа.
Домашняя работа: оформление материала лекции.
Форма контроля: самостоятельная работа.
Характеристика произведения и его объективная оценка как неотъемлемые составляющие сочинения-рецензии. Логичность, доказательность (с опорой на яркий литературный материал) - способы выражения позиции пишущего. Работа над составлением плана сочинения-рецензии. Требования к написанию сочинения-рецензии.
-
Совершенствование навыков написания сочинения-рецензии.
Форма: практическая работа (индивидуальная, групповая), выполнение обучающих заданий.
Домашняя работа: обучающее задание: «проба пера» (написание творческой работы).
Форма контроля: проверка задания, защита творческих работ.
Устное и письменное рецензирование своих и предложенных творческих работ как способ практического освоения навыков критической оценки текста.
Знакомство с образцами сочинений-рецензий, выявление особенностей жанра, применение полученных знаний на практике.
-
Сочинение - сравнительная характеристика. Особенности жанра.
Форма: лекция с элементами беседы.
Домашняя работа: практическая работа.
Форма контроля: проверка практической работы.
Общая точка зрения, с которой рассматриваются сравниваемые предметы - исходная позиция всякого сравнения. Выявление сходства и различия, выявление эволюции авторской мысли, чувства, переживания и т.д. - цель сравнения. Сравнение произведений разных авторов. Сравнение произведений разных этапов творчества одного автора. Сравнение произведений, относящихся к различным видам искусства (художественное произведение и спектакль, фильм, картина, муз. произведение). Сравнение вариантов одного и того же произведения (Ф. Тютчев «Весенняя гроза» и др.).
-
Написание сочинения-сравнительной характеристики.
Форма: практическая работа (по группам).
Домашняя работа: написание творческой работы.
Форма контроля: защита творческих работ.
Выбор темы. Определение оснований для сравнения. Составление плана, подбор эпиграфа. Отбор материала в зависимости от выбора темы и поставленных целей. Выполнение обучающих заданий.
-
Сочинение - анализ эпизода. Понятие эпизода как части целого произведения.
Форма: лекция с элементами беседы, практическая работа.
Домашняя работа: написание творческой работы.
Форма контроля: защита творческих работ.
Эпизод как часть целого, определённая самостоятельность эпизода и неразрывная вплетённость в художественную ткань произведения. Осмысление идейно-тематического содержания и своеобразия формы, выяснение связей данной части произведения с другими. Роль эпизода в развитии темы, идеи произведения. Выявление художественного своеобразия фрагмента.
Внимательное изучение и отбор литературного материала, составление плана, подбор эпиграфа. Требования к творческой работе.
-
Виды стилистических и грамматических ошибок в сочинениях студентов. Корректировка творческих работ студентов.
Форма: практическая работа.
Домашняя работа: обучающие упражнения.
Форма контроля: написание творческих работ.
Ошибка - нарушение нормы, понятие стилистической нормы.
Наиболее характерные стилистические ошибки, их классификация. Обучающие упражнения по обнаружению и исправлению ошибок.
Нормы слово- и формообразования, нормы синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении. Наиболее характерные грамматические ошибки в устных высказываниях и письменных работах учащихся.
Рецензирование студентами своих и предложенных творческих работ. Обучающие упражнения по обнаружению и исправлению ошибок.
Список литературы
-
Богомолова Е.И., Жаров Т.К., Кедрова М.М. Пособие по литературе для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1986.
-
Дубровская В.В. Трудный жанр: сочинение, творческая работа, мини-исследование. Из опыта работы учителей-словесников FRGK/ - Барнаул: АКИПКРО,2005.
-
Карнаух Н.Л. Письменные работы по литературе 9-11 класс. - М.: Дрофа,2002.
-
Никитина Е.И. Анализ эпизода из художественного произведения как жанр ученического сочинения // Русский язык в школе, 2003. - № 4.
-
Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему. Пособие для учителя. - М.:АРКТИ, 1999.
-
Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением (Практические советы поступающим в вузы): Учеб. пособие. - М.: Высш. шк.,1990.
-
Руссова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант. - Н. Новгород: Издательство «ДЕКОМ», 1994.
-
Скоркина Н.М. Сочинение на медаль 9-11 класс. Волгоград: Издательство «Учитель - АСТ», 1999.
-
Торкунова Т.В. Как писать сочинение - 2-е изд, испр. - М.: АЙРИС, 1997.