7


  • Учителю
  • Анализ эпизода по роману И.С.Тургенева Отцы и дети

Анализ эпизода по роману И.С.Тургенева Отцы и дети

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тема: анализ эпизода по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Тип урока: лабораторно-практическое занятие Класс: 10

Заявка на оценку:

«5» - 11 баллов и выше

«4» - 8-10 баллов

«3» - 7-5 баллов

Оборудование: портрет И.С. Тургенева, иллюстрации к роману «Отцы и дети». Раздаточный материал: текст эпизода из романа, комплект карточек.

План-конспект.

Ход урока.I.Оргмомент.

1.1.Сообщение о теме урока, цели, задачах.

1.2.Сообщение о количестве баллов. Заявка на оценку:

«5» - 17 и более

«4» - 13-16

«3» - 10-12





II.Актуализация знаний.

Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» - «всегдашний роман». Книга на все времена и века.

Автор поднимает вечные проблемы: социальные, конфликт поколений, споры отцов и детей. Роман написан в 1862 году, но до сих пор острота поставленных в нем вопросов продолжает привлекать людей. Накал в обществе, борьба демократов и либералов, изображенных Тургеневым, напоминает современную Россию.

Сегодня на уроке мы проанализируем эпизод из романа «Отцы и дети» и выполним творческую работу в формате ЕГЭ.

Цель нашего урока познакомиться с художественной тканью произведения на примере эпизода произведения, проследить за мыслью писателя и ее формой.





III.Работа по теме урока.

3.1. Повторение опорных понятий:

1) Что считается романом?

2) Как доказать, что произведение "Отцы и дети" является романом?

3) Что вы понимаете под конфликтом?

4) Что такое портрет литературного героя?

Устные ответы учащихся:



4б (по 1 баллу за ответ)

IV. Работа с текстом:

4.1.Прочитайте эпизод из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (приложение 1).

Как доказать, что образы Базарова и Кирсанова в данном эпизоде являются антагонистическими?















4.2. Каким образом создает Тургенев образы героев в данном эпизоде?

Устные ответы:

4.3. Каковы свойства и виды словесных образов в художественных произведениях?

4.4.Установите соответствие между словесными образами и их признаками:

1)Эпитет а) перенос свойств одного предмета на другой по принципу их сходства, аналогии или контраста

2)Метафора б) образное определение, указывающее на качество предмета

3)Олицетворение в) образное сходство или отличие предметов с указанием объекта сравнения, предмета, с которым сравнивается объект и средства сравнения

4)Сравнение г) изобразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку

5)Художественная

деталь д) наделение неодушевленных предметов или абстрактных понятий качествами человека

самопроверка

Устные ответы

Самопроверка по образцу на доске:



5б (по 1 баллу за ответ)

Индивидуальный труд

4.5. Найдите в тексте описание образов Базарова и Кирсанова, подтверждающие противоположность характеров героев, сравнивая их 1 группа- поведение,2 группа- речь, 3 группа - внешность. Результат сравнения впишите в таблицу.

(приложение2)

Простая кооперация

4 б (по 2 б. за героя)

4.6. Каковы свойства и виды словесных образов в создании портретной характеристики Кирсанова?

Индивидуальный труд



4б. (1б. за образ)

4.7. Какие противоречия Тургенев закладывает в портретную характеристику Кирсанова? Для формулировки противоречий используйте карточку № 4



4.8. Сформулируйте противоречие, отражающее конфликт между Базаровым и Кирсановым.



2 (по 1б. за ответ)



2б.

4.9. Какой главный художественный прием использует автор для обозначения основного конфликта в романе?



1б.

4.10.Подведите понятия, используемые автором в данном эпизоде романа, под категорию «причина-следствие» таким образом, чтобы можно было продемонстрировать поведение героев

.

2. Каким образом данный эпизод романа можно подвести под категорию «содержание - форма»?









2б.

Творческое задание.

Задание С1 Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?

Индивидуальный труд

5 баллов: указана портретная характеристика -2, поведение - 2 б., вывод - 1 б.

Домашнее задание

Сформулируйте противоречия между представителями разных поколений в произведениях русской классики на основе карточки №4.

Напишите ответ в виде 5-10 предложений на вопрос «В каких произведениях русской классики отображен конфликт между представителями разных поколений и в чем эти произведения можно сопоставить с тургеневским романом «Отцы и дети»



Оценивание в соответствии с заявкой на оценку.





Подведение итогов









Приложение 1.

- Вот мы и дома, - промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами.

- Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

- Поесть действительно не худо, - заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.

- Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. - Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. - Вот кстати и Прокофьич.

Вошел человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошел к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

- Вот он, Прокофьич, - начал Николай Петрович, - приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь?

- В лучшем виде-с, - проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. - На стол накрывать прикажете? - проговорил он внушительно.

- Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

- Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, - прибавил он, снимая с себя свой балахон.

- Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

- Да, надо почиститься, - отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, - руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать». Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

- Я уже думал, что вы не приедете сегодня, - заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. - Разве что на дороге случилось?

- Ничего не случилось, - отвечал Аркадий, - так, замешкались немного.

(И.С. Тургенев, «Отцы и дети».)

Приложение 2.





Внешность







Речь









Приложение 3.

Приложение 4.

Памятка по работе с эпизодом

  1. Перечитайте выбранный эпизод.

  2. Ответьте на вопросы:

а) О чём идёт речь? Что произошло?

б) Какие герои участвуют в этом эпизоде? Кто они?

в) Как начинается эпизод?

г) Как ведёт себя каждый из персонажей? Почему? (Их поступки и мотивы.)

д) Ваше отношение к данным героям и событиям.

е) Как завершается эпизод?

ж) Основная мысль эпизода.

3. Группировка персонажей по выбранному критерию.

4. Работа с внесюжетными элементами (портрет, интерьер, пейзаж, речь героев и т.д.).

5. Найдите в тексте важные по смыслу художественные детали, которые, на ваш взгляд, необходимо воспроизвести при цитировании. Объясните их значение, смысл, то есть художественную роль.

6. Какие противоречия (проблемы, вопросы), изображённые в произведении, отразились в этом эпизоде?

7. Какова авторская позиция по отношению к героям, событиям, проблеме в рамках эпизода?

8. Соотнесите эпизод с основной проблемой произведения.

9. Сделайте вывод о художественном значении эпизода в произведении в целом.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал