7


  • Учителю
  • «Итоговая государственная аттестация. Трудные вопросы ОГЭ» «Подготовка к сочинению на лингвистическую тему»

«Итоговая государственная аттестация. Трудные вопросы ОГЭ» «Подготовка к сочинению на лингвистическую тему»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





«Итоговая государственная аттестация. Трудные вопросы ОГЭ» «Подготовка к сочинению на лингвистическую тему»

)

































































2016г.





Содержание



Пояснительная записка…………………………………………………………...……………..

  1. Текстоведение как часть речеведения…………………………………………..………

    1. . Виды текста………………………………………………………………………………

    2. . Требования к текстам……………………………………………………………………

    3. . Тематика и проблематика текста………………………………………………………

    4. . Аутентичные материалы………………………………………………………………..

  2. Сочинение - размышление на лингвистическую тему как один из вариантов написания сочинения на ОГЭ……………………………………………………………..

2.1. Понятие «лингвистическое сочинение»………………………………………………..

2.2. Нормы написания лингвистического сочинения………………………………………

2.3. Структура и план лингвистического сочинения……………………………………….

2.4. Методические рекомендации……………………………………………………………

3. Практическая часть……………………………………………….…………………………

3.1. Слово как текстообразующий смысл…………………………………………………..

3.2. Фрагмент урока по подготовке написания сочинения на лингвистическую тему. 3.3. Критерии оценивания сочинения…………………………………………………………

3.4. Уровень сформированности текстоведческих умений учащихся при написании сочинения…………………………………………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………………………………

Список литературы………………………………………………………………………………

Приложение 1……………………………………………………………………………………...

Приложение 2……………………………………………………………………………………..















































Пояснительная записка

Русский язык - один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно - выразительных средств, стилистическим разнообразием.

Свободное владение русским языком - обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого создано преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества.

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

I) владение всеми видами речевой деятельности:

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Все эти результаты помогает реализовать новая форма аттестации.

Новая форма итоговой аттестации в 9 классе - это современная форма государственной (итоговой) аттестации учащихся, позволяющая объективно оценить предметную подготовку школьников. Оценка уровня подготовки девятиклассников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте образования.

Актуальной проблемой для учителей-словесников является подготовка учащихся к итоговой аттестации в новой форме.











Основные направления работы по развитию речи

Для работы по развитию речи на основе системно-деятельностного подхода в течение всех лет обучения нужно помнить три основных направления:

1) расширение словарного запаса,

2) формирование норм русского литературного языка,

3) развитие навыков связной речи в устной и письменной форме.

Содержание выпускного экзамена по русскому языку в 9 классе

В комплекс заданий входят

  • написание сжатого изложения

  • выполнение тестов (N2-14) по разным уровням языка

  • написание сочинения по одному из вариантов (15.1,15.2,15.3).

Такое сочетание заданий позволяет проверить разные виды компетентности учащихся: лингвистическую, языковую, коммуникативную и культуроведческую .

В данной работе рассмотрим принципы написания сочинения - рассуждения девятиклассниками на лингвистическую тему на ОГЭ.

Традиционно считается, что сочинение - рассуждение писать на лингвистическую тему для ребят очень сложно, но если учащийся знает теорию русского языка, то такая работа будет интересна выпускнику. Этот вид работы заставляет более пристально наблюдать за словом, заставляет задумываться, почему автор использовал то или иное образное средство, грамматическое или лексическое явление.



















































Текстоведение как часть речеведения

Тема текста - это то, о чем текст. Как правило, тема текста отражена в его названии. Основная мысль текста (или идея) - это то, зачем создан текст на данную тему, что именно автор хотел сказать, к чему привлечь внимание, что доказать. Основная мысль текста может быть отражена в заглавии. Но чаще ее можно «найти» в самом тексте. Иногда автор «прячет» основную мысль, не высказывает ее «вслух», оставляя читателю возможность самому догадаться и сформулировать для себя идею текста (главную мысль автора). Начинать надо с обдумывания темы и основной мысли сочинения. Любая идея должна иметь начало и конец, поэтому нельзя забывать о логике сочинения, или структуре текста. Четкая структура текста делает текст понятным для восприятия. Читатель не должен «потеряться», запутаться, испугаться, утомиться, погрузиться в хаос непонимания. Подчинить текст логике (структуре) поможет план . План может быть простым или сложным, но он всегда будет состоять из ТРЕХ ЧАСТЕЙ: Начало текста (вступление). Основная часть (главная). Заключение (концовка текста). Разные типы и стили текста - разные начало и конец сочинения! Все предложения в тексте подчиняются одной ТЕМЕ. Последовательность предложений в сочинении определяется авторской идеей. Наиболее полное отражение авторской идеи обеспечивает развернутость и информативность текста. Другими словами, в тексте должна быть достаточно полная информация о фактах, событиях, процессах, которые зависят от того, о чем текст, и помогают раскрыть основную мысль автора. А развернутость, последовательность, структурные связи, смысловое единство также помогают обеспечить передачу основной мысли автора.

Коммуникативные цели обучения чтению предполагают использование в учебном процессе различных типов текста - разного жанра и функциональных стилей. При этом их отбор и организация должны осуществляться с учетом этапов обучения:

1. В начальной школе: стихи, рифмовки, короткие рассказы, сказки; личное письмо ровесника из страны изучаемого языка, письмо в газету и детский журнал, открытка, простой кулинарный рецепт, билеты (в театр, на транспорт), программы телепередач, афиши, карта страны изучаемого языка и др.

2. В 5-7 классах: названные выше типы текстов, а также указатели, вывески в магазинах, на вокзалах, этикетки к товарам, расписание поездов, указатели в городах, объявления, прогноз погоды, журнальные и газетные статьи страноведческого характера, отрывки из художественной литературы.

3. В 8-9 классах: названные в предыдущем пункте типы текстов, а также реклама, проспекты, публикации из подростковых газет и журналов различного характера (сообщения, обзор, очерки, интервью, статистика) и др.

4. В 10-11 классах: указанные для предыдущих классов тексты, а также инструкции, публикации в периодике страноведческого и культуроведческого характера, по проблемам межличностных отношений.

Учебные материалы имеют особое значение при обучении чтению, так как от их характера зависит, будет чтение протекать как речевая деятельность учащегося или как упражнение. Поэтому к учебным текстам для чтения предъявляются особые требования, основные из которых следующие (Мустафина Ф.Ш.):

1. Воспитательная ценность текстов, их нравственный потенциал - в какой степени тексты способствуют воспитанию учащихся в широком смысле этого слова и формированию морально-этических норм.

2. Познавательная ценность текстов и научность их содержания. Тексты должны включать фактический материал о стране и народе, язык которого изучается, а также сведения из самых разнообразных областей человеческих знаний (научно-популярные тексты).

3. Соответствие содержания текстов возрасту и интересам учащихся. Содержание текстов должно быть значимо в глазах учащихся той или иной возрастной группы, должно соответствовать уровню их интеллектуального развития и отвечать их познавательным и эмоциональным интересам.

4. Правильность соотношения нового и известного. Из психологии известно, что одним из условий привлечения внимания к объекту является такая степень его новизны, при которой наряду с новыми элементами имеются и элементы, оказывающиеся для учащихся в какой-то мере знакомыми. Наличие в текстах для чтения известных сведений значительно облегчает его восприятие и понимание учащимися. В методической литературе рекомендуются тексты, конкретизирующие и расширяющие уже известную учащимся информацию.

5. Мера доступности текстов. Интересный текст, содержащий непреодолимые трудности, теряет в глазах учащихся всякую привлекательность. По мнению Г.В.Роговой, на начальном этапе и особенно на первом году изучения иностранного языка обучение чтению целесообразно осуществлять на лексико-грамматическом материале, предварительно усвоенном устно. Это позволяет снимать трудности, связанные с пониманием читаемого, и больше внимания уделять технике, выразительности чтения. Постепенно тексты могут содержать и незнакомые слова, о значении которых можно догадаться или которые даны в постраничных сносках. Доступные в языковом отношении тексты способствуют созданию и поддержанию мотивации чтения.

6. Планомерное нарастание объема текста. Учебные тексты могут быть разной длины: от одного слова до нескольких десятков страниц в книге для домашнего чтения. И те, и другие важны и должны быть включены в учебный процесс. Короткие тексты (одно слово, написанное на входной двери или перед входом на чужую территорию, короткая записка перед расписанием или на двери вашего дома, реклама, объявление) передают определенную, порой чрезвычайно важную информацию. Поэтому следует учить учащихся правильно читать и извлекать необходимую информацию из подобных текстов. Однако нельзя ограничиваться обучением чтению лишь коротких текстов в силу следующих обстоятельств. Во-первых, мотивация, как известно, находится в прямой зависимости от осознания успешности выполняемой деятельности. Учащиеся должны чувствовать свой прогресс, заключающийся не только в понимании ими все усложняющихся текстов, но и в желании читать тексты большого объема. Во-вторых, сформировать сложное умение чтения, включающее все обеспечивающие его частные умения, возможно исключительно на развернутых текстах.

Важным представляется вопрос о пригодности текста для того или иного вида чтения. Решающими факторами при этом оказываются, во-первых, соотношение основной и второстепенной информации и, во-вторых, расположение новых слов и их количество (неизвестные грамматические формы в учебные тексты не включаются). Тексты, в которых почти все факты относятся к основным и одинаково важны (второстепенная информация составляет менее 25 %), пригодны только для изучающего чтения. Тексты, понимание которых допускает потерю части информации, пригодны для ознакомительного чтения; такие же тексты могут использоваться и для изучающего чтения. Для обучения приемам просмотрового (поискового) чтения этот фактор существенного значения не имеет.

Если новые слова связаны с передачей основной информации, и их общее число - более 10-12 слов на страницу, то текст рекомендуется использовать для развития приемов точного понимания (изучающее чтение), допускающих пользование словарем. Если новые слова являются средством передачи второстепенной информации, и их количество не превышает 10-12 слов на страницу, то такой текст лучше использовать для ознакомительного чтения.

Важной задачей является научить учащихся понимать аутентичные тексты, не прибегая при каждой встрече с незнакомым языковым явлением к словарю. Для этого, как считает Н.Д.Гальскова. учащиеся должны усвоить несколько правил работы с текстом:

- читать текст на иностранном языке - это не значит переводить каждое слово;

- для понимания любого текста важную роль играет имеющийся у школьника жизненный опыт;

- чтобы понять текст (или прогнозировать, о чем будет идти речь в этом тексте), необходимо обратиться к помощи заголовка, рисунков, схем, таблиц и т.д., сопровождающих данный текст, его структуры;

- при чтении текста следует опираться в первую очередь на то, что знакомо в нем (слова, выражения), и попытаться прогнозировать содержание текста, догадаться о значении незнакомых слов;

- обращаться к словарю рекомендуется лишь в тех случаях, когда все прочие возможности понять значение новых слов исчерпаны.

Для успешной реализации поставленных целей очень важно с самого начала обучения создать у учащихся правильное отношение к чтению как виду речевой деятельности, имеющему свою специфическую коммуникативную задачу, как способу (источнику) получения информации.

Другие методисты (Соловова Е.Н.) выделяют следующие требования к текстам.

1. Место основной идеи текста

Понимание текста будет достигнуто быстрее, если основная идея находится либо в начале, либо в конце текста. Это особенно важно учитывать при обучении маленьких детей. Данное положение очень важно и для написания собственных текстов. При обучении написанию эссе, писем и небольших сообщений это требование является одним из критериев определения эффективности письменного текста.

2. Тематика текста

Можно дать следующие рекомендации.

  • Убедиться в том, что тематика учебных текстов в выбранном базовом УМК соотносится с требованиями учебных программ (принятых в школе/округе/регионе/на федеральном уровне).

  • В случае неполного отражения программных требований в УМК подключать тексты из других источников.

  • С учетом реальных потребностей учащихся и особенностей учебного заведения можно расширять и частично видоизменять тематику учебных текстов. В таком случае необходимо закрепить данные изменения в школьной программе с целью сохранения единых требований в рамках школы.

  • Соотносить тематику с реальными возрастными интересами и потребностями учащихся, с едиными задачами воспитания, образования и развития личности.

3. Проблематика текста

Помимо тематики текстов необходимо учитывать и тот спектр проблем, которые тексты затрагивают. Не столько тематика, сколько проблематика текстов обеспечивает адекватный отбор языкового, речевого и социокультурного материала, помогает формировать необходимые языковые и речевые навыки и умения.

В рамках одной и той же темы можно обсуждать различные проблемы, и то, что актуально для старших школьников, может быть совсем не актуально для младшего подросткового возраста и для малышей. И наоборот. Вот почему так важно определить не просто уровень языка того или иного УМК, но и соответствие тематики и проблематики этого учебного комплекта возрасту, интересам и возможностям обучаемых. Хорошо подобранные проблемные тексты не только обеспечат получение фактической информации по широкому спектру обсуждаемых вопросов, но и могут служить содержательной и речевой опорой для создания собственных речевых произведений аналогичного плана, помогают соединить разрозненные сведения из различных областей знания в единую картину мира.

Тексты и поднимаемые в них проблемы могут помочь нам в деле воспитания личности, однако не стоит переоценивать их возможности. Один и тот же текст может нести разное количество информации разным людям и приводить к разным выводам. Роль учителя при работе с текстом вряд ли можно переоценить.

4. Степень аутентичности

Использование аутентичных текстов на различных этапах обучения имеет целый ряд плюсов и целый ряд минусов. Рассмотрим лишь некоторые из них.

  • Аутентичные материалы идеально подходят по содержанию для решения коммуникативных задач обучения, но в языковом (лексическом и грамматическом) отношении они могут представлять значительные трудности.

  • Когда эти материалы перестают быть трудными в языковом отношении, они зачастую утрачивают актуальность в содержательном плане и не вписываются в проблематику учебного материала.

  • Аутентичные тексты могут быть и проводниками определенной идеологии, не всегда приемлемой для нас. При работе с такими текстами необходимо формировать критическое осмысление прочитанного.

Вывод:

Помимо собственно текстов, большое значение имеет методика работы с ними, тот методический аппарат, который помогает их интерпретировать и формировать необходимые навыки и умения, жизненно необходимые учащимся для реального общения в современном многополярном мире.

Сочинение - размышление на лингвистическую тему как один из вариантов написания сочинения на ОГЭ

Лингвистические сочинения мало кого из подростков приводят в восторг. Большинству из них намного проще выражать свои мысли вслух или в более лаконичных жанрах, вроде эпистолярного. Но если тексты на тему «Как я провел лето» или «Моя будущая профессия» уже стали привычными и пишутся практически без проблем, то Государственная итоговая аттестация ставит перед учениками намного более сложные задачи. Оценивание успеваемости по русскому языку включает в себя лингвистическое сочинение, успешно написать которое не получится, пользуясь лишь навыками создания эссе на свободную тему. Это задание имеет строгие каноны и определенные требования, не зная и/или не учитывая которых школьник рискует не просто не пройти аттестацию.

Особенности лингвистического сочинения касаются и темы, и формы, и содержания. Усвоить их ученик должен самостоятельно, потому что это экзаменационное задание выполняется в классной комнате под контролем преподавателя. Ни родители, ни шпаргалки не помогут наверстать упущенное на уроках языка. Причем важны именно фундаментальные знания. Оценка лингвистического сочинения учитывает знание языковой теории, применение ее на письме, понимание принципов построения текста и различий между жанрами. Пренебрежение любым из этих параметров неизбежно скажется на количестве присвоенных работе баллов, так что буквально ко всем нюансам следует отнестись как можно внимательнее.



Требования к лингвистическому сочинению. Лингвистическим называется сочинение на тему из области теории языка. Задание может касаться грамматики, пунктуации, морфологии - словом, любого раздела лингвистики. По стилю изложения мыслей лингвистическое сочинение - это рассуждение, основанное на некоем изначальном тезисе и раскрывающем его смысл с помощью примеров, цитат и собственных аргументов. Необходимо быть вдвойне щепетильным: продемонстрировать комплексную подготовку, теоретическую и практическую, написав это сочинение как «два в одном».

Нужно четко структурировать свой ответ в соответствии с утвержденными Министерством образования нормами написания лингвистического сочинения:



  1. Рассуждение на лингвистическую тему с соблюдением соответствующей структуры текста.



  2. Постановка высказывания, необходимого для развития темы.



  3. Аргументация собственной точки зрения, использующая пройденный материал.



  4. Логичное и последовательное выражение мыслей, лаконичные и четкие формулировки.



  5. Знание научной терминологии и уместное ее использование в тексте сочинения.



  6. Грамотность, соблюдение всех правил грамматики, пунктуации, стилистики и т.д.



Удачное сочинение должно отвечать каждому из них и при этом не быть шаблонным, выражать индивидуальные знания и опыт школьников.

Структура лингвистического сочинения. Построение текста сочинения учитывается экзаменатором в не меньшей степени, чем его содержание. При написании лингвистического рассуждения придерживайтесь такой архитектуры:

  1. Вступление. В этой части необходимо обозначить основной тезис, на котором базируется дальнейший ход мыслей автора сочинения.

  2. Основная часть. По объему превышает две другие части текста. Она должна содержать достаточное количество аргументов и примеров, их иллюстрирующих. Приводите примеры своими словами, но в любом случае не меньше двух на каждое описываемое явление.

  3. Вывод. Станет заключением вашего сочинения. Необходимо упомянуть в нем ту же информацию, что во вступлении, но переформулировать ее.



Общий объем лингвистического сочинения не может быть меньше 70-80 слов. Более краткие работы рискуют быть не засчитанными экзаменационной комиссией. Поэтому постарайтесь высказываться развернуто, но без явной словесной «воды». Для формулировки тезиса будет достаточно 2-3 сложных предложений, но рассуждение о его сути должно быть гораздо шире.

План лингвистического сочинения. Аттестационное задание не подразумевает обязательное составление плана и его отражение в чистовике, но мысленно составленная последовательность разделов текста поможет вам сосредоточиться и следовать нужным пунктам, ничего не забыв и не написав лишнего:

  1. Тезис-вступление.



  2. Примеры-аргументы:



    • Пример



    • Пример



  3. Вывод-резюме.



Каждый раздел начинайте с нового абзаца, то есть в вашем сочинении их должно получиться не меньше трех.

Пишем лингвистическое сочинение правильно

Тем не менее, не боги горшки обжигают, и вот уже несколько лет девятиклассники более-менее успешно проходят государственную аттестацию по русскому языку. Начните готовиться к ней заранее, и экзамен дастся вам без лишних сложностей. Во время подготовки учитывайте изложенные выше стандарты сочинения и пользуйтесь такой пошаговой инструкцией:

  1. Вам выдано задание - внимательно прочитайте его, не упуская из виду основных требований. Они будут указаны вместе с темой сочинения, и должны быть выполнены для получения хорошей оценки.

  2. Перечитайте отдельно тему или высказывание, которое должно стать основным тезисом вашего сочинения. Убедитесь, что хорошо поняли изложенную в нем идею и мысленно перескажите ее, выделите ключевые моменты содержания.

  3. Определите, какого раздела лингвистики касается заданная тема. Мысленно восстановите знания, касающиеся этой темы, и решите, с какими средствами языка она связана. Какова ее роль в языке? Значимость для его богатства и развития? Практическое применение носителями языка?

  4. Начните вступление с собственной формулировки тезиса - так, как вы понимаете его суть. Если в задании использовано авторское высказывание, упомяните источник и используйте как прямую, так и косвенную речь в этой части текста. Так вы продемонстрируете понимание задачи и умение пользоваться пунктуационными схемами.

  5. Не забывайте, что вступление не должно превышать 2-3 развернутых предложений, чтобы не выглядеть умышленно затянутым и заметно отличаться по объему от основной части сочинения.

  6. Отталкиваясь от тезиса во вступлении, приступайте к наполнению основной части текста. Используйте указанный в задании текст в качестве источника примеров для своих аргументов. Чтобы легче было подбирать примеры, попробуйте рассмотреть проблематику заданной темы с разных сторон. Например, сначала назовите само лингвистическое явление или правило, а затем опишите его значение в русском языке в общем и в данном тексте в частности. Аргументы, взятые из другого текста или «из головы» принесут меньшее количество баллов, чем при использовании используемого в задаче заданного материала. При этом роль в тексте должна быть пояснена для каждого из приведенных аргументов, а не только для некоторых из них.

  7. Старайтесь включать в текст сочинения выразительные средства языка. Они оживляют изложение информации и делают его более легким для восприятия, что обязательно скажется при выставлении оценки. Разделяйте смысловые части и отдельные иллюстрации знаками препинания, абзацами, вводными словами и фразами. Удобнее всего при перечислении своих доводов использовать выражения «Во-первых», «Во-вторых», «По мнению автора» и т.п.

  8. Заключительную часть сформулируйте лаконично, но вместите в нее квинтэссенцию двух предыдущих частей. Сделайте закономерный вывод, подведите итог собственным рассуждениям.

  9. Чтобы облегчить себе задачу по формулировке вывода, начните последний абзац сочинения со слов «Таким образом», «Исходя из сказанного», «В итоге приходим к выводу» или других, подобных по сути. Это направит ваши мысли в нужное русло и поможет изящно завершить размышления.

  10. Не забывайте, что качественное лингвистическое сочинение не может быть короче 70 слов, но и не растягивайте его чрезмерно. Высказывайтесь емко и по сути темы.

  11. Пишите неторопливо и разборчиво, чтобы возможные помарки и неясности не сказались на оценке.







































































Практическая часть.

Слово можно рассматривать с 14 позиций, как считает,,,,,?????. Мы попытались вместе с учащимися 9 класса рассмотреть слово в контексте произведения на примере написания сочинения на лингвистическую тему.





</<br>


























































































Фрагмент урока по подготовке написания сочинения на лингвистическую тему.

  1. До сих пор не могу понять, что же заставило меня эти дурацкие штучки взять…..

  2. Забрать….. (3 ) Да что там церемониться!- украсть. (4) Да-да, налицо была кража.

(5) Пусть ерундовая, пусть совершённая восьмилетней девчонкой, но всё же кража.

(6) Было бы понятно, если бы я использовала их по назначению. (7) Все знают, какой интерес проявляют даже маленькие девчонки ко всякой косметической чепухе. (8) Так ведь нет! (9) Я вытряхивала вязкий яркий брусочек губной помады сразу же, выйдя за калитку,- наивная неосторожность! (10) И тут же, прополоскав блестящий патрон в прозрачной воде арыка, мчалась домой, ужасно довольная приобретением.

(11) Смешно сказать! (12) Меня волновал прекрасный , как мне казалось, женский профиль, выбитый на крышке патрона. (13) Чёткий античный профиль с малюсенькими пластмассовыми кудряшками. (14) И забавлял стаканчик, действовавший в патроне как микроскопический лифт. (15) Он подавал вверх оранжевый столбик помады к толстым морщинистым губам учительницы.

(16) Нельзя сказать, что я ненавидела занятия музыкой или не любила учительницу.

(17) Моё отношение к этому делу можно было бы назвать чувством обречённости. (18) Так было нужно- заниматься музыкой, как мыть руки перед едой, а ноги перед сном. (19) Уж очень мама хотела этого.

(20) Я равнодушно повторяла нужный такт ровно столько, сколько требовалось, при этом блуждая взглядом по стенам, глядя в окно. (21) И вот так-то однажды обнаружила между решёткой и оконной рамой то, чему раньше совершенно не придавала значения. (22) Патроны с губной помадой- красные, блестящие жёлтые, белые- лежали, казалось, никому не нужные и даже слегка запылённые. (23) Но меня поразила не столько их кажущаяся ненужность - нет, я знала, что учительница тщательно ухаживала за своими губами, -а их количество. (24) Зачем столько помады для одного рта? (25) Доиграв такт ровно столько, сколько полагалось, я встала из-за пианино и стала осматривать всё это богатство. (26) В какой момент мелькнула у меня мысль о том, что недурно бы иметь хотя бы одну такую вещичку? (27) Каков был ход моих рассуждений? (28) И вообще, знала ли я тогда, что взять чужую вещь -это значит украсть? (29) Да, конечно, я знала, что не следует брать чужого. (30) Без спроса. (31) Но о каком спросе могла идти речь при таком количестве одинаковых губных помад? (32) Ведь их было так много! (33) Чуть ли не семь-восемь….. (34) Словом, я выбрала для себя самый, на мой взгляд, скромный- белый патрон и сунула его в карман платья.

(35) А на следующий раз я просто решила, что будет справедливо, если красных тюбиков с губной помадой у нас с учительницей станет поровну. (36) Коричневый пластмассовый патрон проследовал в мой карман.

(37) В это время со двора возвратилась учительница. (38) Я очень спокойно сидела на крутящемся чёрном табурете, положив руки на клавиатуру. (39) Учительница села на свой стул рядом и помолчала.

(40) - В последнее время, - мягко и лениво, как всегда, проговорила она,- у меня стала пропадать губная помада…. (41) Ты не знаешь, кто её крадёт?

(42) Я молчала. (43) Самое интересное заключалось в том, что мне было стыдно не только потому, что меня уличили в краже, сколько потому, что я врала. (44) Противная, очень противная штука враньё! (45) Все мои мысли в тот момент были заняты не преступностью кражи, а преступностью вранья. (46) Моей же учительнице было не наплевать на враньё, она словно и не сомневалась, что так будет.

(47) -Это ужасно…. Ужасно….-повторяла она, пригорюнившись, машинально ковыряя карандашиком между клавишами. (48) Я смирно сидела рядом, напряжённо вытянув спину, уже не веря, что где-то есть пыльные улицы со свободными людьми, что где-то есть наш двор и наша квартира.

(49) -Что же с тобой будет? (50) Послушай, девочка, а ты не больна?

(51) -Нет!- удивившись, ответила я. (52) Почему больна?

(53) -Есть такая болезнь-клептомания. (54) Когда человек и рад бы не воровать, да не может. (55) Болезнь, понимаешь?(56) Это очень серьёзная болезнь (57) Ею один граф болел. (58) Богатый был, имениями владел, а вот у приятеля нет-нет да что-то стянет. (59) В общем, передай маме, чтобы прислала с тобой три рубля. (60) Или нет, я напишу ей записку, а то ты не передашь.

(61) Выйдя на террасу, я тут же развернула записку. (62) Там было написано: (63) « Уважаемая такая-то! (64) Ваша дочь ворует. (65) У меня она украла три шт. губной пом. (66) Прошу возместить три руб. (67) И заняться воспитанием своего реб.»

(68) - Что так долго!- спросила мама, открыв дверь. (69) Занимались?

(70) « Бедная мамочка…» - подумала я, почему-то очень жалея её. (71) Я зашла в комнату, где мама проверяла ученические контрольные, и как-то смущённо, вяло, на выдохе сказала:

(72) -Мам, я воровка…

(73) - Чего-чего?- спросила мама, подняв от тетрадей голову и засмеявшись

(74) « Бедная мамочка!»-опять подумала я и повторила:

(75) -Я украла губную помаду. (76) Вот, - и положила на стол записку.

(77) Потом в комнате наступила очень тихая тишина, и мне стало так плохо, что я не могла на маму смотреть.

(78) - Слушай, зачем тебе эта ерунда была нужна? - недоумённо спросила мама.

(79)-Не знаю… сдавленно прошептала я и заплакала. (80) Теперь я и в самом деле не знала, зачем мне нужны были те штуки.

(81) -Ну да, -растерянно сказала мама, - понимаю. (82) Ведь я не крашу губы, тебе это было в диковинку….

(83) …. Главным во всей этой истории было то, что потом, много лет подряд, даже в юности, я продолжала носить в себе страшную тайну своей порочности. (84) И когда при мне кто-нибудь рассказывал, что где-то кого-то обокрали и унесли ценностей на три тысячи, я каждый раз внутренне вздрагивала и думала: (85) « А ведь я тоже….. такая…» (86) И боялась, когда меня оставляли одну в чужой квартире хотя бы на минуту.(87) Я боялась, что во мне проснётся таинственная графская болезнь. (88) Такой страшной силы заряд презрения к себе сообщила мне мягкая ленивая женщина, превосходно игравшая изящную пьесу Бетховена « Элизе»

( по Д. Рубиной).

По данному тексту написать сочинение -рассуждение , раскрывая смысл высказывания Дмитрия Сергеевича Лихачёва: « Вернейший способ узнать человека- его умственное развитие, его моральный облик, его характер- прислушаться к тому, как он говорит».

  1. Шаг первый. Читаем текст. Ищем языковые явления, иллюстрирующие тезис.

В тексте Д. Рубиной особое внимание следует обратить на речь учительницы музыки, характеризующую её как чёрствого, равнодушного человека.

  1. Прочитайте ещё раз текст Д. Рубиной . Заполните таблицу , вписав номера предложений и роль языковых явлений в тексте.Эпитеты









    парцелляция







    синонимы







    Однородные члены предложения







    инверсия







    разговорная лексика







    уменьшительно-ласкательные суффиксы







    многоточие







    лексический повтор





    вводные слова и словосочетания







    обращение







    Вопросительно-ответная форма изложения



  2. Шаг третий. Пишем сочинение.

Вступление.

Слова Д. С. Лихачёва передают мысль о том, что в речи человека проявляется его ум, характер духовный облик. В самом деле, порой достаточно услышать несколько фраз, чтобы составить представление о нашем собеседнике.

Основная часть.

Чтобы доказать правоту учёного, обратимся к тексту Д. Рубиной. Не случайно автор подчёркивает , что учительница говорит « мягко и лениво, как всегда». А во фразе « Послушай , девочка, а ты не больна?» чувствуется цинизм и равнодушие к ребёнку.

Особенно ярко характеризует учительницу записка, адресованная маме девочки: « Прошу возместить три руб. И заняться воспитанием своего реб». Сокращения, уместные только в деловой речи, подчёркивают отстранённость, безразличие педагога, главная задача которого - воспитание, бережное отношение к хрупкой психике ребёнка.

Заключение.

Таким образом, Д.С. Лихачёв прав: речь человека действительно позволяет многое узнать о человеке, его внутреннем мире.





Сочинения решили оценивать по следующим критериям:

  1. Тема.

  2. Заголовок.

  3. Главная мысль.

  4. План.

  5. Микротема.

  6. Понимание текста.

  7. Слово - Главное слово в контексте произведения. Его основное лексическое значение.

  8. Языковые средства.

87%

100%

заголовок

0%

2%

Главная мысль

53%

76%

План.

0%

0%

Микротема

97%

100%

Понимание текста

87%

100%

Главное слово в контексте произведения

5%

15%

Языковые средства

60%

85%





























Заключение.

Для исследовательской работы мы взяли 40 учащихся из девятого «А» и «Б» классов. Девятый «Б» класс писал сочинение без подготовки, а 9 «А» - с подготовкой (было проведено 2 урока - практикума).

Целью работы было показать, как учащиеся умеют находить главное слово в контексте и умеют объяснить, наблюдая за словом с нескольких позиций (языковое средство, основное лексическое значение, дополнительные оттенки слова) с лингвистической точки зрения, почему автор использует именно это слово.

Таким образом, подводя итог исследовательской работы, мы сделали следующие выводы:

Критерии, которые выделены зеленым цветом, затруднений не вызвали, учащиеся справились c данной работой . Считаем, что этому способствует работа учителей и начальных классов, и среднего звена. Хотя без подготовки к сочинению ребята все же справились хуже.

Критерии «заголовок»и «тема» показали маленький процент, потому что мы решили не говорить об обязательности этих пунктов в обоих классах. Была поставлена задача проверить, напишут ли ребята самостоятельно заголовок и план, ведь на уроках русского языка этим критериям уделяется достаточно внимания, всегда говорится , что любое сочинение необходимо начинать с обдумывания темы и основной мысли сочинения. Любая идея должна иметь начало и конец, поэтому нельзя забывать о логике сочинения или структуре текста. Четкая структура текста делает его понятным для восприятия

Вывод: Задача не была реализована: без напоминания учащиеся не пишут заголовок и план.

Анализ критерий (выделены критерии желтым цветом), по которым была проведена исследовательская работа, показал, что для девятиклассников такая работа является довольно сложной. Без подготовки с задачей справилось лишь 5% учащихся, с подготовкой -15%, причем, с одной стороны, выполнили это задание только девятиклассники, которые учатся на «ХОРОШО» И «ОТЛИЧНО». С другой стороны, этот анализ увлек ребят. Они стали более внимательны к слову. Мы считаем, что низкий процент показал, что такая работа в принципе на уроке проводится не на достаточном уровне.

С языковыми средствами ребята справились лучше: с ними ребята работают с 5 класса, но в работах встречается общая ошибка: неправильно указывают языковое средство, с лексическими примерами справляются гораздо лучше, чем с грамматическими. В \объяснении значения главного слова в контексте используют поверхностное объяснение, не хотят рассмотреть слово более углубленно. Чаще всего ученик ограничивается просто перечислением языковых средств, что свидетельствует о несформированности понятийного аппарата, отсутствии регулярной практики анализа языковых явлений речевого произведения.

Таком образом, бедный словарный запас учащихся, маленькая практика в создании собственных текстов, недостаточная работа на уроках развития речи над композиционным построением текстов разных функциональных стилей и функционально-смысловых типов речи, неумение наблюдать за главным словом в контексте - основные причины низких результатов выпускников.

Считаем, что наблюдение за словом просто необходимо проводить на уроках практически ежедневно, тогда ребята более ответственно будут подходить к изложению своей мысли, обдумывать свои высказывания и писать сочинения более качественно.

Если не получается проводить работу со словом на уроке, то можно создать элективный курс, который бы помог ребятам понять ценностное значение слова.

















































































Приложение №1.

Текст, по которому ребята писали сочинение.

Приветное слово

  1. Холодно. (2) Ветрено. (3) Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.

(4) Иду. (5) Кашляю. (6) Скриплю. (7) Надо мной пустынно шумят березы, никак не разрождающиеся листом, сережками лишь обвешанные и щепотками зеленых почек осененные. (8) Настроение мрачное. (9) Думается в основном о конце света.

(10) Но вот навстречу по вытоптанной тропинке чешет на трехколесном велосипеде девочка в красной куртке и в красной шапочке. (11) За ней мама коляску катит с малышом. (12) - Длястуй, дядя! - сияя чернущими глазами, кричит девочка и шурует дальше.

(13) «Здравствуй», маленькая! (14) Здравствуй, дитятко мое!» - хочется крикнуть и мне, да я не успеваю.

(15) Мать в синем плащике, наглухо застегнутом, - боится застудить грудь, поравнявшись со мной, устало улыбнулась:

(16) - Ей пока еще все люди - братья!

(17) Оглянулся - мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березняку, приветствует всех. Всему радуется.

(18) Много ль человеку надо? (19) Вот и мне сделалось легче на душе.

(В. Астафьев)





20





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал