7


  • Учителю
  • Рабочая программа по элективному курсу Слово- образ - смысл для 10 - 11 классов

Рабочая программа по элективному курсу Слово- образ - смысл для 10 - 11 классов

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоникитинская средняя общеобразовательная школа»

Октябрьского района Оренбургской области



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании Заместитель директора по УВР Директор МБОУ

педагогического совета ___________ /Хабиева М.Т./ «Новоникитинская СОШ»

Протокол № от «_» _________ 2016 года «_» ___________ 2016 года __________ /Коробчук Н.В./

Приказ № от «_» _____ 2016 года













Рабочая программа

по элективному курсу

«Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения»

10- 11 классы





Разработали учителя русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Бедакурова Ольга Васильевна,

Бутрина Татьяна Ивановна

























Пояснительная записка



Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1089 от 5 марта 2004 года;

- Региональный базисный учебный план (приказ Министерства образования Оренбургской области от 13августа 2015 года №01-21/1063 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Оренбургской области»);

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2015г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2015/2016учебный год»;

- Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы. Профильное обучение. - 4-е изд, стереотипное. - М.: Дрофа, 2007

- Программа элективного курса «Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения». Авторы: В. Ф. Чертов (отв. редактор), Е.М.Виноградова, Е.А.Яблоков, А.М.Антипова. - 4-е изд, стереотипное. - М.: Дрофа, 2007

Изучение курса в старших классах направленно на достижение следующей цели:

развитие умений и навыков филологического анализа литературного произведения, полученных в 5-9 классах на основе системы знаний по теории литературы и русскому языку и расширяемых в старших классах.



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета



Ценностные ориентиры литературы состоят в том, что на базовом уровне обучения литературы решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности, а также с формированием понимания того, что литература - средство межнационального общения, консолидации и единения народов России, основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Литература является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно- историческому опыту человечества.



Задачи изучения курса состоят в следующем:

интегрировать знания по теории литературы, накопленные учащимися за время изучения литературы в среднем и старшем звене школы;

систематизировать, укрепить, развить и расширить навыки анализа текста в аспекте отдельных литературоведческих категорий (тематика, проблематика, жанр, художественный метод, тропы и др.), которые должны быть сформированы в средних и старших классах;

обучить целостному анализу литературного произведения и выявлению своеобразия его художественного содержания на основе анализа художественной формы, причем с опорой не только на знание теории литературы, но и на знания о структуре текстов разных типов и о сис­теме единиц языка, полученные в ходе изучения курса русского языка.



Рабочая программа соответствует авторской, изменений не внесено.



Общая характеристика учебного курса



Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся гуманитарных классов и классов с углубленным изучением филологических дисциплин. Он может также найти применение при организации дополнительных занятий, ориентированных на к выпускному экзамену по литературе за курс средней школы ил вступительному экзамену в вуз. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений и других письменных работ.

Данный учебный курс имеет прежде всего практическую направленность, т.е. предназначается не столько для формирования круга знаний учащихся, сколько для развития их умений и навыков. В настоящее время существует большое количество пособий по теории литературы для школьников и множество изданий, в которых даются примеры анализа литературных произведений. Но без системы специальных упражнений, отрабатывающих отдельные звенья филологического анализа и пути их соединения в целостное рассмотрение литературного произведения, переход от теории к практике остается для учащихся очень сложной, часто неразрешимой задачей.

В ходе изучения русской литературы в средних и старших классах внимание преимущественно сосредоточено на содержательной линии литературного произведения, на закономерности литературного процесса и творческого пути отдельных авторов. Однако учащиеся не успевают сформировать навык самостоятельного постижения глубинного смысла произведения с опорой на выявление закономерностей художественной формы, поэтому. Пытаясь сформулировать свое суждение о прочитанном, они нередко оказываются не в состоянии аргументировать их на основе текста.

Курс обучения анализу литературного произведения привлекает внимание учеников к диалектике художественной формы и художественного содержания произведения на основе внимательного изучения текста. При этом теория литературы и знания по русскому языку играют роль понятийного аппарата, без которого невозможно выявление закономерностей в художественном тексте.

Программы по литературе для 10-11 классов строятся на историко- литературной основе. Большой объем изучаемого здесь материала часто не дает учителю совершенствовать те навыки аналитического чтения, которые были получены учащимися в 5- 9 классах. Поэтому самостоятельное и аргументированное отношение к произведению подменяется для учеников авторитетным мнением учителя и суждениями, заимствованными из учебников и критической литературы.

Учебный курс «Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения» должен дополнить как историко- хронологическое изучение русской литературы в старших классах (поскольку позволяет перейти от обзорного изучения отдельных произведений к углубленной работе с текстом), так и обобщающее- повторительный курс русского языка в 10-11 классах (поскольку позволит систематизировать знания по русскому языку в процессе наблюдения над использованием явлений языка в художественной функции).

Концептуальной основой курса является понимание содержания художественного произведения как динамической системы, неотъемлемой составной частью которой выступает

Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа определяется следующими принципами:

- выбор произведений соотнесен с требованиями феде­рального компонента государственного стандарта общего образования (полное среднее образование, профильный уровень);

- курс не ставит задачи полного повторения и целостно­го анализа всех изученных ранее литературных произве­дений, поэтому отбор литературного материала обуслов­лен необходимостью развития навыков самостоятельного анализа текста в связи с конкретными теоретико-литера­турными понятиями; в программу включены лишь те произведения, которые представляются наиболее «удоб­ными» для рассмотрения тех или иных эстетических яв­лений; для каждого раздела программы отбираются про­изведения, в наибольшей степени соответствующие обра­зовательным задачам данного раздела;

- для иллюстрации теоретико-литературных понятий используются по возможности те литературные произве­дения, которые должны быть изучены (в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования) до 10 класса; однако в ряде случаев по необходимости привлекаются и произведения, пред­назначенные для изучения в 11 классе.

Структура курса определяется его целями и задачами, а также базовыми методологическими и методическими принципами. Исходя из конкретных условий, учитель может изменять порядок изучаемых тем, сохраняя при этом ведущий принцип: от анализа художественной формы - к анализу содержания литературного произведения. Задачи, которые ставятся в рамках данного курса. Могут быть решены в разном объеме - в зависимости от степени подготовленности аудитории и возможности времени. В целом задачу курса можно определить как подготовку квалифицированного читателя, умеющего работать с художественным текстом, вести филологический поиск.





Общая характеристика учебного процесса

Формы организации учебного процесса и их сочетание



Занятия в соответствии с программой курса предполагают:

работу с текстом;

сопоставительный анализ документального и художественного текстов;

устные и письменные формы анализа эпизода, главы, части произведения;

самостоятельное выполнение различных творческих работ;

выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

изучение теоретико-литературных понятий, необходимых для изучения основного курса литературы в 10-11 классах;

анализ образной системы небольшого по объёму произведения;

знакомство с образцами филологического анализа, опирающегося на изучаемые теоретико-литературные понятия;

фрагментарное изучение образцов литературоведческих работ;

выполнение упражнений, помогающих соотнести знание теоретико-литературных понятий с практикой филологического анализа;

обучение самостоятельному анализу литературно-­художественных произведений и их фрагментов в единст­ве формы и содержания;

обучение самостоятельной аргументированной эсте­тической оценке произведения;

выполнение учениками устных и письменных иссле­довательских работ по отдельным аспектам литературо­ведческого анализа, а также по целостному анализу про­изведений разных типов;

составление тезисного плана сочинения;

написание сочинений литературоведческого характе­ра, опирающихся на знания по теории литературы и навыки самостоятельного анализа литературных произве­дений;

выполнение заданий тестового типа.

Формы и средства контроля



Итоговая работа представляет собой многокомпонентный анализ литературного произведения в соответствии с основными разделами курса:

1.Художественное произведение как образ.

2. Художественная форма.

3. Произведение как событие рассказывания.

4. Композиция произведения.

5. Художественная речь.

6.Художественное содержание

7.Хронотоп. Образ времени и пространства в произведении.

8.Образ персонажа

9.Портрет в литературном произведении.

10. Образ предмета

11.Образ события

12.Эпизод в произведении

13.Текст и контекст

14.Произведение и литературный процесс



Материалом для анализа являются рассказы писателей ХХ века.





Программа курса опирается на следующие виды деятельности по освоению теоретико- литературной направленности обучающихся:



повторение теоретико-литературных понятий, изучен­ных в 5-9 классах, углубление и обогащение понимания литературоведческих терминов с учетом нового объема знаний по истории русской литературы и с учетом расши­ренного круга чтения;

углубленное изучение теоретико-литературных поня­тий, необходимых для изучения основного курса литера­туры в 10-11 классах;

знакомство с образцами филологического анализа, опирающегося на изучаемые теоретико-литературные понятия; фрагментарное изучение образцов литературо­ведческих работ;

выполнение упражнений, помогающих соотнести зна­ние теоретико-литературных понятий с практикой фило­логического анализа, с целью отработки как отдельных

составляющих навыка, так и навыка целостного анализа художественного текста в предложенном аспекте;

обучение самостоятельному анализу литературно­художественных произведений и их фрагментов в единст­ве формы и содержания;

обучение самостоятельной аргументированной эсте­тической оценке произведения;

выполнение учениками устных и письменных иссле­довательских работ по отдельным аспектам литературо­ведческого анализа, а также по целостному анализу про­изведений разных типов;

написание сочинений литературоведческого характе­ра, опирающихся на знания по теории литературы и на­выки самостоятельного анализа литературных произве­дений.

Состав УМК:



Чертов В.Ф. Виноградова Е.М., Яблоков Е.А., Антипова А.М. Программа элективного курса «Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения» (в сб. Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы. Профильное обучение. - 3-е издание, стереотипное. - М.: Дрофа, 2007)

Чертов В.Ф., Виноградова Е.М., Яблоков Е.А., Антипова А.М. Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы: методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007.

Чертов В.Ф., Виноградова Е.М., Яблоков Е.А., Антипова А.М. Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы: учебное пособие. - М.: Дрофа, 2007.







Описание места учебного курса в учебном плане



Данная рабочая программа составлена из расчёта 1 час в неделю (34) в 10- 11 классах за счёт школьного компонента Учебного плана МБОУ «Новоникитинская СОШ» на 2014 - 2015 учебный год.



Результаты освоения программы курса

Важнейшими умениями и навыками в 10 -11 классах являются следующие:

разграничивать понятия «произведение» и «текст»;

навык выявления в произведении образы разных видов : образ времени, пространства, события, персонажей, предметов, вещей, растений, животных, явлений природы, автора, читателя;

проводить на конкретных примерах диалектику отношений между художественной формой и художественным содержанием;

развивать навык обнаружения конкретных стилевых явлений (психологизм, документализм, гротеск и др.) в произведении и выявления их художественной функции;

навык сопоставительного анализа отдельного стилевого явления (психологизма) в произведениях разных авторов;

навык обнаружения признаков стилизации и пародии в произведении и выявления их художественной функции;

разграничивать понятия «биографический автор», «образ автора» и «автор - творец»;

соотносить понятия «реальный читатель», «образ читателя» и «адресат»;

определять способы создания образов рассказчика и повествователя, типы повествования;

выделять «точки зрения», организующие повествование, и соотносить их с авторской позицией;

развивать навык определения типа и роли монологов и диалогов в конкретных художественных произведениях;

показывать разнообразие композиции литературных произведений;

выделять элементы фабульной композиции;

развивать навык анализа композиции фабулы и определения художественной роли фабульной композиции разных типов (анализ художественного произведения в единстве формы и содержания);

анализировать внефабульные элементы в структуре художественного произведения;

анализировать лирические отступления в структуре художественного произведения;

анализировать паратекстовые элементы в структуре художественного произведения;

анализировать художественные функции заглавия, зачина, концовки, рефренов;

развивать навык выявления выразительно-изобразительных особенностей художественной речи, приёмов словесной игры;

анализировать особенности поэтики произведения;

проводить анализ языка художественного произведения и выявлять стилистические особенности текста на примере анализа прозы;

анализировать идейно-эмоциональное содержание произведения;

навык анализа содержания литературного произведения;

проводить филологический анализ литературного произведения.















Содержание программы учебного курса

10 класс



На этом этапе учащиеся должны научиться представлять литературное произведение как эстетический феномен художественная ценность которого определяется единством формы и содержания.



Введение. (1 час)

Задачи и принципы филологического анализа литературного произведения. Многослойность содержания произведения. Филологический анализ как способ выявления глубинного содержания текста. Целостный анализ литературного произведения и анализ под определенным углом зрения ( проблематика, сюжет., система персонажей)



1. Художественное произведение как образ (2 часа)

Главные задачи. Обобщить представления учащихся о соотношении художественного произведения и объективной реальности, о художественном образе как специфической форме мышления и представления информации, о формах проявления образной природы литературного произведения.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественная литература как вид искусства. Соотношение жизненной правды и художественного вымысла. Художественный образ. Прототип. Художественная условность. Художественный мир. Единство художественной формы и художественного содержания. Система образов произведения ( образ персонажа, образ среды, образ пространства, образы предметов).

Темы для обсуждения. Описание Пугачева в «Истории Пугачева» и «Капитанской дочке» А.С. Пушкина. Изображение Бородинской битвы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино». Персонажи комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и их прототипы. Система образов в стихотворении А.С. Пушкина «Анчар». Художественный мир М.Ю. Лермонтова. Художественный мир романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».



2. Художественная форма ( 4 часа)

Главные задачи. Сформировать у учащихся представления о необходимости анализа художественной формы для выявления глубинного содержания художественного произведения; обобщить представления о стиле как уникальной совокупности художественных средств, определяющих образную природу произведений.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественный стиль. Идиостиль. Метафорический характер художественного мира (пространства и времени, сюжета , образа персонажа, системы персонажей и др.). Психологизм. Художественный документализм. Гротеск. Стилизация. Пародия.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Определение своеобразия стиля данного художественного произведения и данного автора. Обнаружение общих художественных приемов в произведениях двух (нескольких) авторов. Выявление признаков стилизации, апродии в произведении. Обнаружение конкретных стилевых явлений (психологизм, гротеск, документализм и др.) в произведении и выявление их художественной функции.

Темы для обсуждения. Рабочая программа по элективному курсу Слово- образ - смысл для 10 - 11 классов Рабочая программа по элективному курсу Слово- образ - смысл для 10 - 11 классовТемы для обсуждения. Своеобразие стиля М. Ю. Лер­монтова. Фольклорные традиции в «Руслане и Людми­ле» А. С. Пушкина и «Песне про царя Ивана Василье­вича, молодого опричника и удалого купца Калашнико­ва» М. Ю. Лермонтова. Признаки пародии в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Особенности психо­логизма романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего време­ни» и романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Функции снов в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Гротеск в «Истории одно­го города» М. Е. Салтыкова-Щедрина.

3.Произведение как событие рассказывания (5 часов)

Главные задачи. Обобщить представления учащихся о художественной речевой коммуникации, о тексте как по­среднике между автором и читателем, о роли автора и чи­тателя в создании смыслового целого, о формах взаимо­действия автора, текста и читателя.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Произведение и текст. Автор - текст - читатель. Автор и повествователь. «Точка зрения» и речевая композиция текста. Типы по­вествования (от первого, второго, третьего лица, автобио­графическое, хроникерское, объективированное). Сказ как особый тип повествования. Образ повествователя. Адресат реальный (читатель) и условный. Модели услов­ного адресата. Типы отношений между повествователем и адресатом. Формы повествования (установка на устную или письменную речь, стандартизированные речевые жанры как способ организации повествования: дневник, эпистолярная форма, мемуары и др.). Диалог и монолог.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Определение типа повествования в конкрет­ном художественном тексте. Обнаружение признаков сказа. Определение типа повествователя в его отношении к биографическому автору и образу читателя. Выявление средств создания образа повествователя. Определение модели условного адресата и выявление средств создания образа адресата. Выявление пространственного, времен­ного, идеологического и фразеологического признаков «точки зрения» в произведении. Распознавание и опреде­ление эстетической функции речевого жанра, на основе которого строится текст произведения. Определение ти­пов и роли монологов и диалогов в произведении.

Темы для обсуждения. Способы повествования и чере­дование «точек зрения» в романе М. Ю. Лермонтова «Ге­рой нашего времени». Повествователь и слушатели в рас­сказе А. П. Чехова «Крыжовник». Средства создания об­раза повествователя в рассказе Л. Н. Толстого «После бала». Признаки сказа в «Левше» Н. С. Лескова. Смысл использования формы послания (письма) в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и в романе Ф. М. До­стоевского «Бедные люди». Образ адресата в послании «К Чаадаеву» А. С. Пушкина. Роль монологов и диалогов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» и в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

4.Композиция произведения (8 часов)

Главная задача. Сформировать у учащихся представле­ния о композиции художественного текста как средстве организации художественного мира, выявления его рит­мической природы.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Архитектоника текста. Композиция повествования. Способы авторского членения текста. Цикл как композиционная форма. Ретроспективная композиция. Фабульная композиция. «Вершинная» композиция в романтическом произведе­нии. Внефабульные элементы (вставные тексты (вставная новелла, повесть, песни, стихи, сны, дневники, письма и пр.], лирические отступления и т.п.). Паратекстовые элементы: заглавие, эпиграф, посвящение, предисловие, послесловие, примечания, приложения и пр. «Сильные позиции» текста.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Выявление композиционных единиц текста. Выявление основного принципа членения текста и его эстетической функции. Определение признаков компо­зиции повествования в данном произведении и художест­венной роли такой композиции. Обнаружение ретро­спективной композиции. Выявление элементов сюжета и последовательности их расположения в тексте. Выявление своеобразия начала и финала произведения. Анализ пара- текстовых элементов.

Темы для обсуждения. Трехчастный замысел поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Закономерности членения текста на главы в романе А. С. Пушкина «Евгений ОнеРабочая программа по элективному курсу Слово- образ - смысл для 10 - 11 классовРабочая программа по элективному курсу Слово- образ - смысл для 10 - 11 классовгин». Эстетический эффект организации повествования с помощью онегинской строфы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Членение на повести в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». «Записки охотника» И. С. Тургенева как пример циклизации. Сю­жет и фабула в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Нарушение единства действия и функции по­бочных сюжетных линий в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Проблема выделения узловых элементов фабулы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Вне- фабульные (внесюжетные) элементы в романе А. С. Пуш­кина «Евгений Онегин». Портрет главного героя в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Интерьер в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Лирические отступ­ления в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Содержание и эстетические функции повести о капитане Копейкине в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Песни в драме А. Н. Островского «Гроза». Содержание и эстетические функции эпилога (гл. 28) в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Художественные функции эпиграфов в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Роль авторских при­мечаний и «Отрывков из путешествия Онегина» в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Начало и конец ро­мана А. С. Пушкина «Евгений Онегин» на фоне повест­вовательной традиции. Мотив падения в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Целостный анализ ком­позиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

5. Художественная речь (8 часов)

Главные задачи. Углубить и систематизировать пред­ставления учащихся о зависимости художественного со­держания от языковых средств, использованных в лите­ратурном тексте, об эстетической функции речи; совер­шенствовать навык обнаружения в тексте произведения языковых явлений в их эстетической функции.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Эстетическая функция языка художественной литературы. Признаки художественной речи. Проза и поэзия. Стихотворение в прозе. Ритмическая проза. Ритмометрические характе­ристики стихотворной речи. Системы стихосложения (силлабическая, тоническая, силлабо-тоническая). Сто­па. Пиррихий, спондей. Стихотворные размеры двуслож­ные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест). Дольник. Верлибр (свободный стих). Вольный стих. Рифма, виды рифмы (мужская, женская, дактили­ческая и др.). Белый стих. Строфа. Способы рифмовки (парный, перекрестный, кольцевой и др.). Некоторые классические виды строф (катрен, терцина, октава, оне­гинская строфа). Образный потенциал поэтической речи. Изобразительно-выразительные средства языка художе­ственного произведения. Тропы и риторические фигуры (эпитет и виды эпитетов, сравнение и виды сравнений, метафора, олицетворение, метонимия, аллегория, анти­теза, оксюморон, гипербола, литота, анафора, эпифора, инверсия, градация, эвфония, аллитерация, звукоподра­жание). Гротеск. Уровни анализа языка художественно­го произведения. Языковая оппозиция. Семантическое поле. Тематическое поле. Ключевые слова текста. Имя собственное в художественном тексте. Имя персона­жа. Художественные функции стилистически окрашен­ных групп лексики (диалектизмы, просторечие, варва­ризмы, жаргонизмы, неологизмы, историзмы, архаизмы и др.). Поэтизмы. Изобразительные возможности фоне­тических и грамматических ресурсов языка. Изобрази­тельные возможности лексических и грамматических аномалий.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Выявление ритмических параметров стихо­творного текста и определение их эстетической значи­мости в данном произведении. Обнаружение основных языковых оппозиций в фонетическом, лексическом и грамматическом строе стихотворного текста и фрагмента прозаического текста. Выявление ключевых слов и се­мантических полей в стихотворном тексте. Обнаружение стилистически окрашенных групп лексики и характерис­тика их роли в художественном тексте. Анализ семантики и художественных функций антропонимов и топонимов. Обнаружение тропов и риторических фигур в стихотво­рении и фрагменте прозаического текста; определение типов эпитетов, сравнений, метафор. Сравнение исполь­зования тропов одного вида в произведениях разных ав­торов.

Рабочая программа по элективному курсу Слово- образ - смысл для 10 - 11 классовРабочая программа по элективному курсу Слово- образ - смысл для 10 - 11 классовТемы для обсуждения. Прозаические басни Ж. де Ла­фонтена и стихотворные басни И. А. Крылова. Признаки художественной речи в «Записках охотника» И. С. Турге­нева (на примере описаний природы). Особенности язы­ка романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Языковые особенности романтического стиля в стихо­творении В. А. Жуковского «Море». Особенности языка прозы Н. В. Гоголя (на примере первой главы поэмы «Мертвые души»). Анализ метрических особенностей мо­нолога «А судьи кто?..» из комедии А. С. Грибоедова «Го­ре от ума», одной строфы из романа А. С. Пушкина «Ев­гений Онегин», стихотворений «Ворон к ворону летит...», «Бесы», «Мадонна» А. С. Пушкина; «И скучно и груст­но...», «Смерть поэта», «Шотландская песня» М. Ю. Лер­монтова; «Не жалею, не зову, не плачу...» С. А. Есенина и др. Выявление изобразительных средств и приемов и анализ их эстетической функции в художественных про­изведениях (стихотворения «Зимнее утро», «Осень» А. С. Пушкина; «Парус», «Сон», «Выхожу один я на доро­гу...» М. Ю. Лермонтова; «Запевка» И. Северянина; «Мой день беспутен и нелеп....» М. И. Цветаевой и др.). Линг­вистический анализ стихотворений «Пророк», «На хол­мах Грузии лежит ночная мгла...» А. С. Пушкина; «Когда волнуется желтеющая нива...» М. Ю. Лермонтова; «Фев­раль. Достать чернил и плакать...» Б. Л. Пастернака; «Не­знакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека...» А. А. Блока; «Хорошее отношение к лошадям» В. В. Маяковского и др. Лингвистический анализ отрывков из прозаических произведений (лирического отступления о птице тройке из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»; заключительно­го монолога Катерины из драмы А. Н. Островского «Гро­за»; внутреннего монолога Раскольникова из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»; сна Николеньки Болконского из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»; заключительной части эпилога из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» и др.).

6. Художественное содержание (4 часа)

Главные задачи. Сформировать у учащихся навык фор­мулировать свое представление о содержании произведе­ния в литературоведческих категориях; развить умение определять тематику, проблематику произведения, его идейно-эмоциональное содержание (образ автора).

Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественное содержание и художественная форма. Единство содер­жания и формы. Художественное своеобразие произве­дения. Тема как предмет речи и тематика как круг отображаемых явлений. Проблематика. Типология проб­лем: нравственная, философская, социально-историче­ская проблематика (человек в его отношении к обществу, природе, универсуму; взаимоотношения поколений; че­ловек и время; человек и нация; духовные поиски, про­блемы смысла жизни). Исторически конкретные и веч­ные проблемы («сквозные темы»). Система конфликтов произведения; основной конфликт. Внешний конфликт и внутренний конфликт. Коллизия. Идейно-эмоциональ­ное содержание произведения. Подтекст. Пафос (геро­ический, романтический, сентиментальный, идилличе­ский, трагический, иронический, сатирический и т. п.). Образ автора. Автор биографический и «концепирован- ный». Авторский замысел и авторская позиция в произ­ведении.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Определение темы данного произведения и ключевых слов, в которых она обнаруживает себя. Выяв­ление круга проблем произведения и установление их ти­пологии. Сопоставление тематики и проблематики раз­ных произведений. Обнаружение диалектики конкретно­исторического и вечного в произведении. Выявление ве­дущего конфликта произведения в его связи с проблема­тикой, событийным рядом и системой персонажей. Вы­явление системы конфликтов в произведении. Установ­ление авторской позиции по выявленной проблеме и системы авторских оценок. Обнаружение системы средств выражения авторской позиции; сопоставление прямых и непрямых средств выражения авторской пози­ции. Сопоставление позиций персонажа, повествователя и автора. Определение пафоса данного произведения (группы произведений).

Темы для обсуждения. «Вечные» темы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Философская пробле­матика творчества М. Ю. Лермонтова. Трагизм миро­восприятия лирического героя поэзии Ф. И. Тютчева. Нравственная проблематика поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Соотношение внешнего и внутреннего конфликтов в драме А.Н.островского «Гроза». Роль подтекста в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад». Авторский вымысел и творческая история романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Авторская позиция и способы её выражения в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Основной пафос поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души».



Итоговая работа - 2 часа

11 класс



На этом этапе рассматриваются наиболее сложные формально-содержательные литературоведческие катего­рии. От обучающего анализа отдельных аспектов литера­турного произведения учащиеся должны перейти к цело­стному самостоятельному анализу.



7. Хронотоп. Образ времени и пространства в произведении (8 часов)

Главные задачи. Сформировать у учащихся представ­ления о художественном мире как пространственно-вре­менном континууме, структура которого определяется системой значимых оппозиций и является основой со­держания литературного произведения; выработать на­выки анализа художественной модели времени как не­отъемлемой составляющей художественного образа; сис­тематизировать представления учащихся о видах про­странственных образов, об их функциях в произведении и средствах их создания.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественное время как модель реальности. Модели времени: линей­ная, циклическая и др. Время и вечность. Прошлое - на­стоящее - будущее. Знаки времени: биографическое, се­мейное, календарное, природное, историческое, косми­ческое и т. п. Жизнеподобие и фантастика. История в произведении; историческая и «не историческая» литера­тура. Модели пространства. Понятия и оппозиции, ре­ализующие модели пространства (граница, путь и др., симметричное - асимметричное, внутреннее - внешнее, верх - низ, близкое - далекое, свое - чужое, посюсто­роннее - потустороннее и т. п.). Метафорические отно­шения между временем и пространством. Пространство и время как метафора (символ) бытия. Вода (река, море, озеро и др.), берег, пещера, могила, небо и другие архети-пические метафоры. Пейзаж (образ природы, образ горо­да). Статические и динамические образы. Мастерство пи­сателя в создании пейзажа: выбор точки зрения, масшта­ба изображения, степень детализированное™, сенсорные характеристики и др. Интерьер (образ дома, образ комна­ты). Ментальные пространства (картины воображаемой реальности) как проекции внутреннего мира персонажа. Система образов пространства в произведении. Основ­ные оппозиции. Пространство и персонаж. Средства со­здания пространственных образов.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Обнаружение знаков времени (прямых и кос­венных) в произведении. Характеристика временной структуры. Выявление символики календарного времени. Обнаружение метафор со значением времени в художест­венном тексте. Сравнение нескольких произведений с точки зрения доминирующего типа художественного вре­мени. Анализ динамики времени и пространства в произ­ведении. Характеристика пространственной структуры произведения. Выявление основных пространственных оппозиций. Обнаружение пространственных метафор. Анализ пейзажа в произведении; анализ пейзажной дета­ли; характеристика художественного мастерства автора в создании пейзажа. Характеристика пейзажа как средст­ва создания образа персонажа. Характеристика пейза­жа как способа выражения авторской позиции. Анализ пейзажа в лирическом и драматическом произведениях. Анализ интерьера; характеристика интерьера как сред­ства создания образа персонажа и способа выражения авторской позиции. Выявление в произведении менталь­ных пространств различных типов и их характеристика в аспекте художественной функции. Выявление дина­мики пространственных образов в связи с типом хро­нотопа.

Темы для обсуждения. Тема пути в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева и в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...». Образ времени в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Когда вол­нуется желтеющая нива...». Историческое время в рома­не А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Динамика про­странственных образов в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцы­ри». Городское пространство в драме А. Н. Островского «Гроза». Художественное время и пространство в «Сне Обломова» (роман И. А. Гончарова «Обломов»). Образ движущегося времени в стихотворении А. А. Фета «Ше­пот, робкое дыханье...». «Адище города» в ранней лирике В. В. Маяковского.



8. Образ персонажа (4часа)

Главная задача. Систематизировать и сделать более глубокими представления учащихся о содержании и сред­ствах создания образа персонажа, о роли системы персо­нажей в раскрытии проблематики произведения.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Содержание об­раза - индивидуальное и типическое (универсальное, антропологическое, национальное, историческое, соци­альное и т. п.); характер и тип. Средства создания образа персонажа: имя, портрет, речевая характеристика, место в системе персонажей, роль в сюжете, функция в произве­дении, объекты природы, интерьер, деталь-символ, пря­мые оценки (автор - повествователь - персонаж). Сис­тема персонажей и ее связь с проблематикой произведе­ния. Персонажи, связанные отношениями подобия («двойники»), принадлежности к общей группе (подсис­тема персонажей), отношениями противопоставления (антиподы и антагонисты). Сопоставительная характе­ристика персонажей. «Вечные образы». Функциональные разновидности персонажей: главные, второстепенные, эпизодические, внесценические, антропоморфные, зоо­морфные и т. п. Традиционные типы персонажей (амп­луа) в драме: резонер, субретка и т. п.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Характеристика содержания образа данного персонажа. Объяснение динамики характера персонажа. Выявление средств создания образа персонажа и спосо­бов выражения авторского отношения к нему. Анализ ав­торского отношения к герою. Выявление системных от­ношений между персонажами произведения. Характе­ристика одной из подсистем персонажей (женские, детские образы, слуги, народ и т. п.). Выявление персонажей-«двойников» и их характеристика. Характеристика второстепенных, эпизодических, внесценических персо­нажей (их систематизация и функции в произведении). Построение сопоставительной характеристики двух пер­сонажей одного или разных произведений. Сопостави­тельная характеристика персонажей одного типа в разных произведениях. Выявление «вечных образов» в произве­дении и группе произведений и объяснение их художест­венной функции.

Темы для обсуждения. Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Исторически конкретное и универсальное в образе Печорина. Средства выражения авторского отношения к героям в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Речевая характеристика персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Портрет и пей­заж как средства создания образа главного героя в рома­не М. Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Интерь­ер как средство характеристики персонажа в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Гамлетовские черты в пер­сонажах русской литературы. Демонические персонажи в русской литературе. Образ Базарова в оценке литератур­ной критики. Молчалин и Чичиков (сопоставительная характеристика). «Отцы» и «дети» в комедии А. С. Грибо­едова «Горе от ума». Женские персонажи в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Второсте­пенные и внесценические персонажи в драме А. Н. Ост­ровского «Гроза». Раскольников, его «двойники» и анти­поды в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и на­казание».



9. Портрет в литературном произведении (2 часа)

Главная задача. Систематизировать представления учащихся о типах портретов, средствах их создания и ху­дожественных функциях.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Статические и динамические портретные признаки. Портретная деталь. Лейтмотивная деталь. Характерологическая функция портрета. Реалистический и романтический портреты. Доминанта в портрете. Художественное мастерство авто­ра в создании портрета.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Выявление совокупности портретных черт данного персонажа. Выявление психологических, возра­стных, социально характеризующих и т. п. деталей, стати­ческих и динамических признаков внешности персонажа. Анализ портретной детали. Анализ лейтмотивной детали. Выявление тропов в портрете персонажа. Анализ портре­та персонажа в его характерологической функции и с точ­ки зрения средств создания. «Точка зрения» в портрете и авторское отношение к персонажу. Сопоставительная ха­рактеристика портретов персонажей в одном или не­скольких произведениях.

Темы для обсуждения. Портреты главных героев в ро­мане А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Социальная и психологическая информация в портрете главного героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Постоянные и ва­риативные детали в женских портретах в романе Л. Н. Тол­стого «Война и мир». Портрет Мцыри в поэме М. Ю. Лер­монтова «Мцыри». Ведущая черта портрета Платона Ка­ратаева в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».



10. Образ предмета (2 часа)

Главная задача. Систематизировать и сделать более глубокими представления учащихся о содержании и сред­ствах создания образа предмета, о предметном мире и его роли в произведении.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Предметный мир произведения. Предмет и персонаж. Предмет и фабу­ла. Деталь как лейтмотив. Деталь как символ.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Анализ образа предмета. Характеристика предметного мира произведения и его художественной функции. Характеристика предмета как одного из средств создания образа персонажа. Характеристика роли пред­мета в развитии сюжета. Выявление деталей-символов.

Темы для обсуждения. Предметный мир поэмы Н. В. Го­голя «Мертвые души». Образ шинели в повести Н. В. Го­голя «Шинель». Предметы-символы в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Образ гранатового браслета в повести A. И. Куприна «Гранатовый браслет». Сюжетообразующая функция предмета в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Символика образа микроскопа в рассказе B. М. Шукшина «Микроскоп».



11. Образ события (5 часов)

Главная задача. Систематизировать представления учащихся о событийном ряде произведения.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Сюжет и фабу­ла. Внефабульные элементы. Элементы фабулы (завязка, развитие действия, кульминация, развязка; пролог и эпи­лог). Типология фабул (исторические / современные, фантастические / жизнеподобные, любовные, семейные, авантюрные и т. п.). Фабульная линия. Количество фа­бульных линий в произведении. Классицистическое единство места, времени и действия в сюжете. Лириче­ский сюжет. Динамика сюжета. Эпизод. Сцена. Мотив как сюжетообразующий элемент. «Бродячие» сюжеты («сквозные темы и мотивы»). Архетипическое в сюжете (сюжет как метафора бытия).

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Разграничение события рассказывания (сю­жет) и изображенных событий (фабула). Выявление со­бытий, составляющих фабульную линию. Выявление эле­ментов фабулы в связи с развитием конфликта. Анализ финального эпизода; анализ эпилога. Анализ взаимо­действия фабульных линий. Анализ своеобразия лириче­ского сюжета. Анализ своеорразия развития сюжета в произведениях различных литературных направлений и жанров (классицистическая драма, романтическая поэма, лирическая проза, путешествие, авантюрно-детективный жанр, новелла и др.). Выявление сюжетообразующих ме­тафор в произведении. Выявление сходных мотивов в фа­булах разных произведений. Интерпретация сюжетов в их универсально-«вневременной» функции.

Темы для обсуждения. Универсальный смысл сюжетов «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина. Основные фа­бульные линии и точки их пересечения в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Роль эпизода столкно­вения экипажей в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» (т. 1, гл. 5). Метафорический смысл фабулы в стихотворе­нии В. В. Маяковского «Необычайное приключение...». Своеобразие лирического сюжета в стихотворении С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...». Основные мотивы романтических стихотворений В. А. Жуковского «Море» и «Вечер». «Пророк» А. С. Пушкина и «Пророк» М. Ю. Лермонтова. Смысл названия главы «Раздвоение Ивана» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».



12. Эпизод в произведении (3 часа)

Главная задача. Систематизировать представления учащихся об эпизоде как элементе фабулы.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Место эпизода в фабуле. Эпизод как единство признаков времени и про­странства, состава участников, их взаимоотношений и поступков. Точка зрения в эпизоде.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Анализ признаков времени и пространства в эпизоде. Анализ участников событий, их взаимоотноше­ний и поведения в эпизоде. Анализ роли эпизода в созда­нии образов персонажей. Анализ точки зрения и автор­ской позиции в эпизоде. Целостный анализ эпизода. Анализ места данного эпизода в фабуле. Сопоставление типологически сходных эпизодов в различных произве­дениях.

Темы для обсуждения. Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Художественное время и про­странство в эпизоде «Раненый князь Андрей на Праценской горе» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (т. 1, ч. 3, гл. 19). Анализ точки зрения и авторской пози­ции в сцене дуэли Печорина и Грушницкого в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Роль эпизо­да «Чичиков у Плюшкина» в поэме Н. В. Гоголя «Мерт­вые души». Сцены дуэли в романе И. С. Тургенева «От­цы и дети» и Л. Н. Толстого «Война и мир» (сопостави­тельный анализ). Диалог Базарова и Аркадия в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» (гл. XXI) и диалог Андрея и Пьера в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (т. 1, ч. 1, гл. 6).



13. Текст и контекст (4 часа)

Главная задача. Совершенствовать навыки анализа произведения с учетом контекстов различных типов.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Произведение и исторический контекст. Произведение и биографический контекст. Прототип и прототипическая ситуация. Аллю­зия. Художественная литература и публицистика. Доку­ментально-художественные и публицистические жанры и их использование в художественном произведении (очерк, памфлет, фельетон и т. п.). Интертекст (литера­турный контекст как один из видов художественного контекста). Виды интертекстуальных связей. Цитирование. Реминисценция. Мифологические, религиозные, фольк­лорные и т. п. реминисценции.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Выявление автобиографических элементов в литературном произведении. Сопоставление фабулы произведения с современной автору действительностью и анализ аллюзий в произведении. Обнаружение признаков другого литературного произведения в тексте данного произведения. Выявление мифологических реминисцен­ций в произведении.

Темы для обсуждения. Страницы истории русской культуры и биографии поэта в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Автобиографические элементы в ро­мане М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Аллюзии в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Элементы публицистических жанров в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор». Литературные цитаты и реминисцен­ции в пьесе М. Горького «На дне». Фольклорные образы и мотивы в романе И. А. Гончарова «Обломов». Библей­ские образы и реминисценции в лирике А. А. Ахматовой. Пушкинские образы и мотивы в лирике А. А. Ахматовой. Мотивы и образы комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».



14. Произведение и литературный процесс (4 часа)

Главная задача. Развивать у учащихся умение опреде­лять место данного произведения в историко-литератур­ном процессе.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Литературный процесс. Стадии литературного процесса. Фольклор и ли­тература. Основные фольклорные жанры (народный эпос, былина, легенда, частушка, сказка (волшебная, бы­товая), песня, анекдот, пословица). Литература светская и духовная. Основные жанры духовной литературы (житие, притча, хожение). Литературный род: эпос, лирика, дра­ма. Лироэпические и лирико-драматические произведе­ния. Литературный жанр. Основные эпические (роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, новелла, литературная сказка), драматические (драма, комедия, трагедия), лири­ческие (сонет, послание, ода, гимн, элегия, отрывок, эпи­грамма, эпитафия, рондо, стансы, романс, мадригалит. п.), лироэпические (роман в стихах, баллада, поэма, дума, басня) жанры и жанровые разновидности (путеше­ствие, утопия, антиутопия, роман-миф, авантюрный ро­ман, детектив и т. п.). Художественный метод и художест­венный стиль. Литературные направления, течения, ху­дожественные школы (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, «натуральная школа», натурализм, символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм, постмодер­низм). Традиционное и новаторское в произведении. Понятие литературной классики. Проблемы влияния литературы на жизнь общества и актуальности произве­дения.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Выявление фольклорных элементов в произ­ведении. Анализ родового и жанрового своеобразия про­изведения. Сопоставление нескольких произведений од­ного жанра. Анализ жанрового многообразия творчества одного автора. Определение своеобразия художественно­го метода в конкретном произведении. Характеристика произведения в аспекте художественного метода. Анализ признаков стиля конкретного литературного направле­ния в произведении. Анализ произведения в аспекте его традиционности и новаторства. Анализ традиций творче­ства одного автора в произведениях другого. Анализ акту­альности классического произведения в сегодняшней действительности.

Темы для обсуждения. Жанровое своеобразие «Ма­леньких трагедий» А. С. Пушкина. Фольклорные темы, образы и мотивы в лирике С. А. Есенина. Черты фольк­лорных жанров и жанров древнерусской литературы в «Слове о полку Игореве». Соотношение эпического и ли­рического начал в поэме С. А. Есенина «Анна Снегина». Жанровое многообразие лирики А. С. Пушкина. Баллада В. А. Жуковского «Светлана» как лироэпическое про­изведение. Жанровое своеобразие пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад». Жанр элегии в поэзии русского роман­тизма. Басни И.А.Крылова и сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина (сопоставительный анализ). Роман А. С. Пуш­кина «Евгений Онегин» как реалистическое произведе­ние. Черты романтизма и реализма в романе М. Ю. Лер­монтова «Герой нашего времени». Своеобразие художест­венного метода в романе И. А. Гончарова «Обломов». Соотношение традиционного и новаторского в стихотворении В. В. Маяковского «Послушайте!». Стихотво­рение А. А. Блока «Вхожу я в темные храмы...» как про­изведение символизма. Пушкинские традиции в поэзии акмеистов. Трансформация традиционных жанров в поэ­зии В. В. Маяковского. Современное звучание произве­дений М. Е. Салтыкова-Щедрина. «Проклятые вопросы» героев Ф.М.Достоевского и сегодняшняя действитель­ность.



Итоговая работа - 2 часа

Планируемые результаты изучения курса



В результате работы по программе курса «Слово - смысл - образ: филологический анализ литературного произведения» учащиеся должны:

повторить и систематизировать знания по теории литературы;

иметь ясные представления о значении литературоведческих терминов в объеме, предусмотренном программой;

осуществлять анализ художественного произведения или группы произведений в заданном аспекте (образ персонажа, сопоставительная характеристика персонажей, подсистема персонажей, художественная деталь, портрет, пейзаж, эпизод, своеобразие сюжета и композиции, авторская позиция и средства её выражения, авторское отношение к герою, жанровое своеобразие произведения и др.), а также производить целостный анализ произведений разных родов, жанров и направлений;

строить письменное высказывание (сочинение) на основе анализа художественного произведения.

































Учебно-методический комплекс

Основная литература



Чертов В.Ф. Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы: методическое пособие/ В.Ф.Чертов, Е.М.Виноградова, Е.А. Яблоков, А.М.Антипова; под ред. В.Ф.Чертова.- М.: Дрофа, 2007.-190с.

Чертов В.Ф. Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы: учебное пособие/ В.Ф.Чертов, Е.М.Виноградова, Е.А. Яблоков, А.М.Антипова; под ред. В.Ф.Чертова.- 2-е издание, стереотип.- М.: Дрофа, 2008.-444 с.



Дополнительная литература

1.Введение в литературоведение / под ред. Л. В. Чернец, 2-е изд. М., 2004.

2.Горшков А.И.Русская словесность: От слова к словесности: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений/А.И.Горшков.-2-е изд.-М.: Просвещение, 1996.-336с.

3.Е с и н А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения./ А.Б.Есин.- 3-е изд. - М.: Флинта, Наука, 2000 - 248 с

4.Николина Н. А. Филологический анализ текста: учебное пособие. М., 2003.

5.Опыты анализа художественного текста/ Составитель Н.А.Шапиро. -М.:МЦНМО,2008.-232с.

6.Теоретическая поэтика. Понятия и определения: Хрестома­тия / Авт.-сост. Н. Д. Тамарченко. М., 2001.

7.Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика: Учеб­ное пособие. М., 1996.

8.Ф а р и н о Е. Введение в литературоведение. СПб., 2004.

9.Хализев В. Е. Теория литературы./В.Е.Хализев.- 4-е изд. М.: Академия, 2004.

10.Шпека И.И. Изучение эпизода художественного произведения на уроках в старших классах. Из опыта работы/И.И.Шпека.- М.: Чистые пруды, 2007. - 167с.

11. Шапиро Н.А. Опыты анализа художественного текста/Составитель Н.А.Шапиро. - М.: МЦНМО, 2008. - 232с

12.Элсанек А. Я. Основы литературоведения. Анализ худо­жественного произведения: Учебное пособие. М., 2001. 18.



Справочные пособия

1.Б о р е в Ю. Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопеди­ческий словарь терминов. М., 2003.

2.Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. М.: Дрофа, 2000.

3.Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. М., 2001.

4.Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. Редколлегия Л.Г.Андреев,Н.И.Балашов,А.Г.Бочаров и др.-М.: Советская энциклопедия,1987.-752с.

5.Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1998.

www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».

www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».

www.rubricon.ru Энциклопеция «Рубрикон».

www.slovari.ru Электронные словари.

www.gramota.ru Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».

www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

www.myfhology.ru</<font size="2" style="font-size:11pt;"> Мифологическая энциклопедия.







16





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал