7


  • Учителю
  • Факультативное занятиепо краеведению 'Седая наша старина, мешая с былью небылицы. . . '

Факультативное занятиепо краеведению 'Седая наша старина, мешая с былью небылицы. . . '

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Легенды и предания Забайкалья


Седая наша старина мешая с былью небылицы, преданий множества полна

Федор Бальдауф


1. Вступление.

На предыдущих занятиях читали и анализировали фольклорные сказки Забайкалья, изучали мифологические рассказы (былички). На данном занятии познакомимся ёще с одним жанром несказочной прозы - легендами и преданиями Забайкальской земли, которыми богата наша земля.


- Что такое легенда? (с данным термином учащиеся познакомились на уроках литературы, изучая древнегреческие и славянские мифы и легенды).


Легенда - рассказ о наиболее важных и значительных событиях и свершениях, которые люди передавали из уст в уста, из поколения в поколение.


Легенда (лат. - то, что должно быть прочитано) - произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных событиях сочетается с элементами фантастики.

Рассказы, основанные на вере.


Некоторые исследователи предлагают дробные классификации легенд, или так называемые тематические группы. Например, классификация В.Н.Морохина:

  1. Космогонические - о возникновении Вселенной, о сотворении земли, о происхождении неба, солнца, звезд - о миротворении.

  2. Зоогонические - о происхождении животного и растительного мира: о возникновении тех или иных млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб, насекомых и растений, в них дается разъяснение определенных качеств, присущих обитателям земли.

  3. Этногонические - истории, связанные с появлением отдельных народов и племен.

  4. Религиозно - апокрифические - о святых, о боге, о помощи божественных сил простому человеку, как помогают решить непосильную задачу, одаривают нуждающихся.

  5. Социально-бытовые - о быте, традициях, родственных отношениях людей.

  6. Об исторических событиях или лицах

Последняя группа легенд является разновидностью преданий.


- Что мы называем преданиями? Чем они отличаются от легенд?


Предания - устные рассказы, повествующие о событиях, лицах или фактах далекого прошлого.

Основная функция преданий - информативная.


Группы:

  1. О древних насельниках Забайкалья: о даурах, баргутах, тунгусах, гуранах.

  2. О русских землепроходцах: имена, пути передвижения, строительство первых опорных пунктов, о взаимоотношениях с аборигенами края и соседними государствами - Монголией, Китаем.

  3. О русских первопоселенцах: обживание края, хозяйственная деятельность.

  4. Об исторических лицах: о протопопе Аввакуме - первом ссыльном в Забайкалье, о декабристах, об участниках польского восстания 1830 г., находившихся на каторге в Акатуе.

  5. О развитии горных промыслов: открытие рудников, приисков, заводов; о работе, жизни, быте старателей.

  6. О старообрядцах: переселение семейских в Забайкалье.


- Какие же легенды и предания бытуют на нашей земле?


II. Карта Читинской области. «Стоптанный башмак».

  1. Вот наше Забайкалье. Чита - на высоте 600 м над уровнем моря.


- Знаете ли вы, откуда произошло название города Чита?

Об этом мы тоже можем узнать из легенд. Например, из легенды «Читинка», которую мы можем найти и прочитать в сборнике забайкальского писателя-фольклориста Николая Кузакова.

* Читарги (Чита - береста, арги - лес) - хребет, покрытый березовым лесом.


По форме Читинская область напоминает стоптанный башмак. Опираясь на границу с Монголией, башмак повернут носком в сторону Байкала. Опора его - Монголия в песках и в горах - вся желтая. Это уже пустыня. Верхняя часть башмака прикрыта зеленой затаеженной низиной - видятся бесконечные лиственничные леса Якутии. Дальше - рукой подать до полярного круга.

Зима у нас длиннее лета, потому и накапливается в недрах вековой холод. Вот отчего такой резко континентальный климат, отчего такие температурные контрасты.

Читинская область занимает 431,5 тысячи кв метров. По площади равна Японии. В Японии живет 120 мил, у нас - в сто раз меньше.


- Как родилась наша даурская земля?

2. Легенда «О рождении Даурии». (из книги Елены Георгиевны Иманаковой «Сказания о Земле Даурской). Художественное исполнение учащимся.

О рождении Даурии.

С давних-предавних пор стоит в наших пределах земля Даурская. Всякого человека и зверя радует. А ведь была и она молода, и к ней сватов из далеких краев засылали. Повели тогда разговоры Урал скалистый да Сибирь бескрайняя о приданом для своей меньшой. И решила мать-Сибирь: пусть будет у Даурии зверья немерено да птиц несчитано. Пошарил Урал-батюшка по карманам и высыпал на ладошки младшенькой кучу каменьев самоцветных. Тут и братья с сестрами раскошелились: кто непроходимыми лесами и бескрайними степями одарил, кто с пяток горных хребтов пожертвовал. Старшой Байкал пригоршню блюдец-озер и цепочек-речек для сестры не пожалел, а кто-то даже песчаные пустыни подбросил: мол, для хорошего родственника ничего не жалко.

Принарядилась красавица Даурия. Весной она в бело-розовую дымку кутается, летом в зеленых нарядах хороводы водит, а для осени золотой сарафан сшила. И нет ей равных в красе и богатстве.

Спустя годы пришли на эту славную землю люди - тунгусы, буряты, русские. И зажили они счастливо в трудах и заботах.


- Удивительно красивая легенда. А как заканчивается легенда?


Забайкалье - особая территория. Это земля, на протяжении многих тысячелетий служившая своеобразным коридором, по которому двигались малые и большие народы и племена. Это «великое кочевье».

Территория Забайкалья - уникальна. С давних времен можно наблюдать сосуществование, сочетание самобытных культур народов - коренных тунгусов (эвенков), бурят, пришедших позднее в эти места русских: казаков, семейских, горнозаводских специалистов.

Мир легенд и преданий народов Забайкалья многогранен и многокрасочен. Отражает в себе своеобразные этнические и бытовые реалии, этические и эстетические представления населения, описания особой красоты таежной природы, богатства подземных недр, уникальность животного мира.


- Давайте поближе познакомимся с легендами и преданиями разных народов, населяющих нашу территорию.

Первыми, кто пришел на эту землю и стал обживать этот край, стали тунгусы.


III. Эвенкийский эпос.

  1. Стихотворение Н.Сахарова «Чита» (о предках-тунгусах).

Столетья назад

Тут домишки стояли.

Была ты деревней, родная Чита.

Когда ещё поезда здесь не видали,

Ученый наведался в эти места.

От финской земли по Сибири могучей

Он ехал сюда от версты до версты,

И вот, наконец, на телеге скрипучей

Добрался ученый до самой Читы.


Мой прадед-эвенк был охотник известный.

Быть может, от прадеда моего

Записывал Кастрен тунгусские песни,

Быть может, и в чуме гостил у него.


И людям ученый поведал впервые

О предке моем, о его языке,

Тогда и узнали народы другие

О жизни эвенков в суровой тайге.


В те годы сюда непокорных ссылали

И гнали на каторгу через Читу -

Отважных людей, что за правду стояли,

Что в сердце носили народа мечту.


А нынче гляжу на просторы родные,

Проспекты и улицы здесь широки.

Я слышу: запели гудки заводские,

Я вижу высоких домов огоньки.


А вот и эвенки идут к магазину,

С добычей мешки за плечами у всех.

И рад продавец, принимая пушнину,

И шкуры лисицы, и беличий мех.


Товаром наполнив мешки свои туго,

Охотники вновь к самолету спешат,

А к ночи они через сопки и вьюгу

В селенье родное вернутся назад.


Чита, забайкальский наш город богатый!

Когда-то мой предок - простой человек -

Здесь первого русского встретил как брата

И с ним побратался на счастье навек!


  1. «Про главу тунгусского рода». (рассказал Федор Иванович Власов, охотник; фольклорная запись Лазаря Ефимовича Элиасова - доктора филологических наук, профессора Бурятского филиала СО РАН).

Тунгусы раньше кочевали по всему свету, особенно когда тут ни бурят, ни русских не было. Но шибко от Байкала далеко не уходили. Байкал-то ведь их кормил, одевал и обувал. Без него что же за жизнь бы была? Вот когда они перекочевали на новое место и начинали себе юрты устанавливать и если в это время у их рода кто-нибудь из парней родился, то его нарекали главой рода. После смерти старого главы рода он правление в свои руки брал. А если он еще малолетком был, то отец его главой рода становился.

У бурят, говорят, раньше совершеннолетком числился, кто умел верхом на коне ездить, а у тунгусов - ежели он сам уже мог стрелять и зверей бить. Праздник такому парню делали, когда он убивал большого зверя. С того дня уже главой рода назначался на собрании старых тунгусов. Такое уж у них заведение было.


- К какой группе легенд относится? (этногоническая)

- Что мы можем узнать о быте народа?

- На какую деталь обращает сказитель внимание? (разный быт двух народов: буряты - скотоводство; тунгусы - охотники, оленеводы).


3. Легенды о взаимоотношениях с русскими.

1) «Как русские мужики жили с тунгусами». (рассказал Иван Илларионович Четков, житель села Борзя; запись Л. Элиасова)

Хорошие вести не лежат на месте, как говорится в старой пословице. Так оно раньше и получалось. Слухи от первых казаков о том, что в Забайкалье всего полно, как молния, разлетались по всей России. Там такие сказки об этом крае рассказывали, что все рты разевали, и каждый хотел попасть сюда, чтобы разбогатеть и с добром вернуться. И повалил народ за Байкал.

Пришел он в эти края, посмотрел и видит: не так-то просто тут себе капитал нажить. Зима холодная, лето жаркое, такое, что спасения нет, а золото на земле не валяется, и зверь сам в избу не идет. Пришлось тем мужикам, что сюда пришли, первое время несладко жить. Стали они ко всяким делам приспосабливаться. Мужики, которые поудалее да половчее, начали было у тунгусов учиться: как на зверя ходить, как на него ловушки ставить. Ведь до этого мужики не только что зверей ловить, но и в глаза их не видали и отродясь в руках ружья не держали.

Тунгусы народ добрый, видят они, что без их помощи некоторые мужики с голоду пропадут, давай они их с собой в тайгу брать, а там мужики к охоте приучаться стали. Многие наши русские увидели, что от тунгусов большая польза есть, начали около них селиться. Год от года мужики так с тунгусами и жили, а потом даже ихних баб за себя замуж брали. Так между тунгусами и русскими родня пошла.

2) «Маленький богатырь».(из фольклорных записей и обработок М.Л. Пинегиной).

Давным-давно, когда эвенки жили еще родами, в тайге бродили разбойники - чангиты. Чангиты убивали всех мужчин, даже маленьких мальчиков.

А когда однажды у охотника-эвенка Коевая родился сын, все говорили, что он будет богатырем.

Однажды, когда Коевай стал охотиться, на его чум напали чангиты. Они забрались в чум и стали искать, чем бы поживиться. Увидели люльку, в которой спал маленький, и спрашивают мать:

- Мальчик или девочка?

- Девочка, девочка, - сказала женщина, глядя прямо в глаза врагам.

- Покажи! - потребовал предводитель чангитов.

Мать подняла голого малыша на руках так, чтобы можно было подумать, что это девочка, к тому же в чуме было сумрачно. Чангиты поверили. Забрали все, что можно было взять, и ушли. А малыша оставили с матерью. Так спасла мать маленького сына.

Мальчик рос быстро, как сохатый. Вырос большим и добрым, богатырем стал.

Раз он охотился в тайге. Видит диво: нетаежный человек прислонился к дереву, в руке палку держит. А из этой палки выскакивает огонь и дым. С дерева же, куда смотрела палка, свалилась рысь. Богатырь следил за новым человеком. Видит, как тот надел палку на спину, подошел к убитому зверю. У человека того лицо густо заросло волосами, которые были похожи на прошлогоднюю траву на болоте. А сам - большой, высокий, широкий в плечах. Взял шкуру с рыси и пошел дальше. Эвенк за ним, но случайно наступил на сухой сук. Человек оглянулся и спрашивает:

- Ты кто?

- Эвенк-богатырь. А ты?

- Русский.

Так они подружились. Эвенк позвал русского в чум. Угощал его. Гость подарил ему стреляющую палку. И маленький богатырь стал еще сильнее. А чангиты стали бояться нападать на мирных эвенков, ведь теперь среди них жили два друга, два богатыря.

Так маленький богатырь спас свой род от истребления. А вскоре чангиты, говорят, вышли с миром к эвенкам. И все стали жить дружно.


  1. Инсценировка легенды «Ветка багула» (из сборника Николая Кузакова «Лунные колокола»).

- О чем легенда?

- Какова основная мысль этой легенды? ( Нет ничего милее и дороже родной земли; даже багул не приживается на чужой земле)

- Какие традиции и обычаи существуют у эвенкийского народа?


  1. Вывод.

Эвенки - удивительный народ. Пройдя многовековую историю, преодолев многочисленные трудности, они создали духовную и материальную культуру. Многочисленные предания, легенды, сказания пронизывают жизнь этого народа. С напевами и легендами он ходил на охоту, занимался обычными делами. Предания, легенды передавались от старших к детям в семейном кругу. В долгие зимние вечера у костра пожилые эвенки рассказывали легенды своим внукам. Так происходило много веков подряд, это давало жизненные силы народу, чтобы выстоять в тяжелое время.


IV. Бурятский эпос.

  1. Стихотворение В. Балдоржиева «Гураны».



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал