7


  • Учителю
  • План-конспект урока Душа Петербурга-душа Раскольникова

План-конспект урока Душа Петербурга-душа Раскольникова

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тема урока: "Душа Петербурга- душа Раскольникова»





Цель: доказательство влияния окружающего пространства на поведение, мысли и поступки человека.

Задачи:

Обучающая: показать особенности города «униженных и оскорбленных», средства его изображения, подвести к осмыслению главного конфликта романа - разрыв с миром.

Развивающая: продолжать развивать умение учащихся внимательно читать текст, комментировать, анализировать его, высказывать свои суждения.

Воспитательная: воспитывать нравственные позиции, формирование моральных качеств - милосердия и сострадания

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, книги.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.





Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла.

- Сегодня мы, конечно же, будем говорить о Петербурге. Кто-то из вас был в Петербурге? Ваше впечатление об этом городе?





Что ассоциируется в вашем представлении со словом «Петербург»?( ответы учеников)

- Нет города, который бы играл в истории и культуре страны такую роль, как Петербург - для России. "Петербургский" период русской истории... "Петербургская" тема в живописи, литературе... Этот город много значил в личной и творческой судьбе большинства русских писателей, ученых, художников, музыкантов...





2. Сообщение темы и целей урока. Исторические справки.





- Тема урока: "Душа Петербурга- душа Раскольникова» (запись в тетрадь)





Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелёно-бледный,

Скука, холод и гранит





Ребята, что такое по вашему мнению «душа»? ( внутренний мир человека, его сознание, то или иное свойство характера). О душе человека мы на уроках литературы говорили неоднократно и сегодня обязательно поговорим, а вот о душе города будем говорить впервые. Что по вашему мнению может составлять эту так называемую душу города? (здания, пейзаж, история образования города, люди). Итак, небольшая историческая справка о Петербурге. (Выступление ученика)

Санкт-Петербург был основан в 1703 году по инициативе императора Петра I. Своё название Санкт-Петербург получил от Петропавловской крепости, первого сооружения города. Новая столица (Санкт-Петербург был столицей России на протяжении двух столетий, начиная с 1710 года) строилась силами крепостных, которых насильно сгоняли на постройку города.

До середины XVIII века об украшении города мало заботились, а с приходом на трон императрицы Елизаветы Петровны строительная политика изменилась: во время ее царствования стали заботиться о том, чтобы украсить город величественными зданиями, достойными столицы. Этот период считается расцветом русской архитектуры. Императрица уделяла особое внимание украшению общественных мест, пригодных для прогулок, именно при ней все набережные Невы были обложены гранитным камнем.

Во времена царствования Павла город постепенно начал приобретать черты, сохранившиеся в его облике до сих пор - прямые улицы, строгость стиля и плотность застройки. Помимо роскошных частных особняков в Петербурге в ту пору быстро росли доходные дома, владельцы которых сдавали помещения внаем. Стремясь извлечь максимальный доход, каждый домовладелец застраивал свой участок как можно плотнее. Высокая плотность застройки, обилие темных и сырых дворов-колодцев стали типичной чертой многих кварталов Петербурга.

Новая история Санкт-Петербурга начала писаться с 1914 года, когда город был переименован в Петроград.

В 1924 году сразу после смерти В.И. Ленина город переименовали в Ленинград. Самая трагическая страница в истории Ленинграда - это 900-дневная блокада во время Великой Отечественной войны 1941-45 годов.

Исконное имя городу возвратили в 1991 году, после распада СССР.

Слово учителя:

-Сам Достоевский прожил в П. в общей сложности 28 лет, но не имел там собственного жилья. А всегда снимал квартиру. Жил в каждой квартире не более 3-х лет. Он называл П. кукольным театром, где нет ничего настоящего, все придуманное, искусственное…

Когда говорят о Петербурге, сразу кажется, что это прежде всего Невский проспект, Адмиралтейство, мосты, уникальные и необычные, Исаакиевский собор…для многих это и есть душа Петербурга. Но скорее всего мы говорим о туристах, о тех, кто видит город только снаружи, видит лишь красивую обертку. Но есть еще и Петербург Достоевского.(Выступление ученика)

-Возле канала Грибоедова Садовая улица выходит на Сенную площадь. В 1930-е годы площадь была перестроена. Вообще, это было трущобное место, «чрево Петербурга».

Сеном здесь перестали торговать ещё в пушкинское время, здесь был самый большой продовольственный рынок в городе. Сейчас там стоят очень красивые скамейки, на которых приятно посидеть и поболтать. На месте старых киосков возведена элегантная торговая аркада. И все-таки этот район продолжает пользоваться мрачной репутацией, как и в годы Достоевского. Тогда здесь находился Сенной рынок, самое криминальное место в городе, средоточие нищеты и пороков.

Здесь продавали детей «в помощь» профессиональным попрошайкам, а десятилетние проститутки предлагали свои услуги, но пятьдесят копеек за ночь. Тысячи бездомных спали под открытым небом, теснясь вокруг костров. Голодные опустившиеся люди были готовы обменять свою последнюю рубаху на кусок хлеба. В районе Сенной площади были доходные дома, в которых снимали квартиры торговцы, мелкие служащие, проститутки и студенты. И эта «пестрая» публика каждый вечер наполняла пивные на каждом углу.

3. Путешествие по Петербургу Достоевского. Работа с текстом в форме беседы. Показ слайдов.

- Итак я приглашаю вас пройтись вместе с Раскольниковым по улицам Петербурга Достоевского.

Первые же страницы романа переносят читателя в один из переулков Петербурга близ Сенной площади, о которой мы рассказали. Здесь же возле Вознесенского моста состоится сцена сумасшествия Екатерины Ивановны(слайд). Но давайте вернемся к началу романа. Зачитайте самые первые строки в романе, посвященные городу, каким мы видим его у же с первых страниц романа?

(Зачитать) "На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, все это разом неприятно потрясало и без того уже расстроенные нервы юноши".

-Духота петербургских трущоб - частица общей атмосферы романа - душной и безысходной. Слово духота….Мы обычно подразумеваем здесь духоту на физическом уровне, душно, т.е. нечем дышать. А может ли быть душно на душе? Как вы понимаете такое выражение? (Ответы учеников)

Недаром Катерина Ивановна говорит, что на улицах Петербурга - словно в комнатах без форточек.

Картину тесноты, удушающей скученности людей, находящихся "на ограниченном пространстве", усугубляет чувство духовного одиночества. Люди относятся здесь друг к другу с недоверием и подозрением, их объединяют только злорадство и любопытство к несчастьям ближнего. Под пьяный хохот и язвительные насмешки посетителей распивочной рассказывает Мармеладов потрясающую своим трагизмом историю собственной жизни; сбегаются на скандал жильцы дома, в котором живет Катерина Ивановна.

Серый, мрачный город, в котором на каждом углу расположены распивочные, зазывающие бедняков залить горе, а на улицах - пьяные толпы и проститутки, представляется своеобразным "царством" нищеты, бесправия, болезней. Мы чувствуем, что здесь можно задохнуться, появляется желание поскорее убежать подальше, набрать в легкие свежего воздуха, избавившись от "испарений" злости, ненависти и подлости.

Давайте снова обратимся к тексту.





Часть II глава 6 («вечерний Петербург»)

Часть II глава 6 («…последний розовый отблеск заката»)

--Какими звуками наполнен Петербург? Что слышим на улицах города?

--Какие запахи сопровождают повсюду героев, живущих в «серединных» улицах Петербурга?

-- Какой цвет преобладает в романе?

Петербург Достоевского болен, и больны, кто нравственно, кто физически, большинство персонажей его произведения. Характерной чертой, по которой мы узнаем обстановку и людей, затронутых болезнью, явился раздражающий, навязчивый, нездоровый желтый цвет. Желтые обои, мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, похожая на "шкаф или сундук" каморка Раскольникова, женщина-самоубийца с желтым, испитым лицом, желтоватые обои в комнате у Сони, "мебель из желтого отполированного дерева" в кабинете у Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина.

4. Беседа с классом.

- Все это время мы говорили о городе. Сейчас поговорим о главном герое -Раскольникове. Продолжите мою мысль своими словами или найдите описание в тексте: « Родион Романович Раскольников - молодой человек, живущий…………..»

(в "каморке" (бедной, маленькой, темной комнатке, не предназначенной для проживания человека). Там, в каморке, которая затем называется "шкафом" и "гробом", в отъединении ото всего мира - небес, земли и других людей - Раскольников и вынашивает идею преступления. Его герой Раскольников живет в непригодной для жилья комнате: в доходных домах сдавалось абсолютно все, любые закоулки, подвалы, чердаки). Найдите и зачитайте описание комнаты Сони.

-Достоевский, как никто другой, прекрасно знал, что значит жить в подобной клетке: восемь месяцев он провел в одиночной камере Александровского равелина Петропавловской крепости, находясь под следствием в деле петрашевцев.

-Человек у Достоевского, как правило, показывается в интимной связи с пространством, окружающим его. Место человека определяет его внутренний мир. "Шкаф" как место обитания человека имеет значение тесноты, духоты. Атмосфера "шкафа" от долгого пребывания в ней человека неизбежно проникает вовнутрь. Внешнее становится моментом внутреннего. После же преступления пространство еще более сужается: шкаф превращается в гроб. Теперь каморка приобретает еще и значение смерти.

Раскольников привык жить в себе, в своем внутреннем мире, он уже долгое время бездействует и только пассивно страдает. Внешний мир во всех его проявлениях он воспринимает враждебно. Выходя, он боится встречи с хозяйкой. И дело тут, конечно, не в деньгах, которые он ей задолжал. Деньги, как всегда у Достоевского, лишь повод, метафора. Дело в том, что Раскольников боится "даже всякой встречи", встречи вообще, встречи как таковой, поскольку суть встречи - изменение. Вот почему Раскольников так панически остро переживает, что пьяный проезжий обратил внимание на его шляпу, - он воспринимает это вовсе не как указание на свою нищету, но как символическую деталь: это взгляд другого, извне, то, чего Раскольников больше всего боится. Шляпа уличает его. Улика и улица - разные транскрипции одного и того же слова. Уличить - значит установить лицо, т.е. приобщить улице, открыть со всех сторон. Раскольников, живя в себе, не желает быть частью улицы; живя в каморке, не предназначенной для человека, не желает быть частью человечества - он хочет оставаться незамеченным, совершать действия и быть невидимым - невидимкой, которому все позволено.

А еще вспомните о Раскольникове то, что никак не вяжется с его страшной теорией. ( спасение пьяной девочки, помощь семье Мармеладова, страдание и боль за родных).

- Итак, мы рассмотрели закоулки души города и человека.

Я предлагаю вам подвести итог нашей беседы, составив кластер.





План-конспект урока Душа Петербурга-душа Раскольникова





Вывод: Петербург такой же двойственный, как и порождённое им человеческое сознание.

Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» посвящён разгадке тайны Раскольникова - Петербурга - России.





5. Подведение итогов урока. Слово учителя:

- Трудно излечить заболевшую душу. Чтобы душа излечилась, нужно практически стереть из памяти все содеянное, очиститься от грехов. И Достоевский противопоставляет в конце романа душному ненавистному городу пустыню, Сибирь, место заключения Раскольникова. В бреду Раскольникову чудилось, что мир погибает от какой-то страшной язвы, зараженные люди убивают друг друга. Спаслись только несколько человек. Это были чистые, избранные люди, которым предстояло начать новый род людей и новую жизнь. И мы видим другого Раскольникова, ожившего, полюбившего, спокойного. И не случайно перерождение героя произошло не в Петербурге или каком-то другом городе, а в глуши, в дикой Сибири ,на берегу широкой реки, там, где много воздуха, много неба….



















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал