- Учителю
- Конспект урока по литературе в 5 классе по рассказу Л.Андреева Петька на даче по технологии РКМЧП прием Чтение с остановками
Конспект урока по литературе в 5 классе по рассказу Л.Андреева Петька на даче по технологии РКМЧП прием Чтение с остановками
Пояснительная записка
Главнейшие функции приема "Чтение с остановками" -
заинтересовать ребенка книгой, развивать навыки осмысленного
чтения. Прием практикуется в методике развития критического
мышления и охватывает все стадии урока: вызов, осмысление и
рефлексия. Текст для анализа не должен быть объемным. Это может
быть рассказ, небольшая повесть, очерк. Если изучается роман, то
прием "чтение с остановками" поможет проанализировать главы, в
которых описаны ключевые события, кульминационные моменты.
Не следует делать много "остановок". Для одного урока достаточно
разбить текст на 2-4 смысловые части.
Прием технологии с условным названием «Чтение с остановками»
используется, чтобы заинтересовать ребенка книгой, привлечь его к
осмысленному чтению. Непременное условие для использования данного
приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти
остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже
известная информация, а по другую - совершенно неизвестная
информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий.
Этот прием требует не только серьезной корректировки собственного
понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под
чьим-то влиянием, а в результате личной работы с текстом,
самостоятельного освоения нового.
Поскольку художественные тексты на уроках литературы
рассматриваются в контексте биографии автора, его творческого пути,
общественно-политической обстановки того времени, то на стадии
вызова следует рассказать об авторе, истории создания произведения,
указать на роль произведения в творчестве писателя.
Прием «Чтение с остановками» содержит все стадии технологии «РКМЧП»
1 стадия - вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст.
2 стадия - осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?» Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.
3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, беседа, совместный поиск, выбор пословиц, творческие работы. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
Базовыми философскими аспектами технологии РКМЧП являются идея открытого общества и современное понимание культуры, предполагающее активность ее субъектов, актуальность взаимоотношений между ними и существование различных мировоззрений при отсутствии единой, жестко заданной нормы восприятия и поведения.
Из этого положения вытекают понимание множественности смыслов текста и того, что его интерпретация зависит от читательских контекстов и формы организации групповой работы в классе. Такой подход дает возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их сможешь применить.
Первая стадия - «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия - «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причём работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Третья стадия - стадия «рефлексии» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний
Конечно же, одна из задач уроков литературы и русского языка - помочь учащимся разобраться в метафорическом мире художественного произведения, понять замысел автора и оценить, как он воплощён в слове. Технология развития критического мышления расширяет спектр задач, учителю необходимо обратить внимание на такие аспекты, как присвоение полученных знаний, приобретения опыта решения проблем. Учителя-словесники, поставленные в условия жёсткой конкуренции с современными средствами информации, находятся в постоянном творческом поиске новых методик преподавания, приёмов обучения чтению художественной литературы, чутко отзываясь на предлагаемые педагогической наукой инновации.
Чтение с остановками - условное название методического приёма по организации чтения текста с использованием различных типов вопросов. Эта стратегия работает как при самостоятельном чтении, так и при восприятии текста на слух и применяется на стадии осмысления содержания.
Данный приём учитывает следующее:
Текст не должен быть знаком учащимся (иначе теряется смысл и логика использования приёма);
Текст заранее делится на части: помечается «первая остановка», «вторая остановка» и т.д. Части по объёму могут быть разными, важно смысловое единство внутри каждого отрывка. Делить на части следует, исходя из логики построения произведения. Остановок не должно быть много (желательно не более пяти), чтобы учащиеся могли увидеть произведение в его целостности и понять взаимозависимость частей;
задания и вопросы к тексту формулируются с учётом иерархии уровней познавательной деятельности (по Б.Блуму).
Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Б. Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования (Шишов С. Е., Кальней В. А., 199, с.93). В ходе практической работы у российского педагога И. О. Загашева [2, с. 12-13] появилась своя модификация этой систематики:
Простые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачётах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т. д.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...», «Если я правильно понял, то...», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что ...?»
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно - как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно - следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?» Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного превращается в простой. Следовательно, данный тип вопроса срабатывает тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у людей не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?».
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.
Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Где вы в обычной жизни можете наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».
Опыт показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов, т. е. могут привести свои примеры.
Памятка по использованию приема «Чтение с остановками»:
1. Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.
2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.
3. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»
4. При прочтении текста можно использовать цвета. Ответы на простые вопросы можно подчеркивать синим цветом, на толстые - красным.
5. На стадии рефлексии можно использовать такие приемы: «Толстые и тонкие вопросы», составление кластера, ЭССЕ, синквейн.
Л.Н.Андреев "Петька на даче".
Тематика и нравственная проблематика рассказа.
(разработан в соответствии с УМК по литературе под редакцией
Г.С.Меркина).
Тип урока: комбинированный.
Цели: познакомить учащихся с особенностями личности и творчества
Л.Н.Андреева;
организовать работу класса по изучению композиции рассказа,
определению идейно-тематического содержания;
совершенствовать навыки учащихся в различных видах чтения и
пересказа;
воспитывать чувство сострадания, сопереживания к другому
человеку.
Вид деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):
Предметные умения: знать содержание рассказа, уметь определять тему
произведения, выделять проблемы, знать отличительные признаки
рассказа.
Личностные: интерес к изучению языка, способность к самооценке на
основе наблюдения за собственной речью.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке,
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным
произведением, участвовать в диалоге по прочитанному произведению,
понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Коммуникативные: строить продуктивное речевое высказывание, точно
и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.
Познавательные: извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь
ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы,
используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроках.
Ход урока
1. Ребята, были ли в вашей жизни моменты, когда вы чувствовали себя
счастливыми?
Как проявлялись эти чувства?
Что вызывает у человека ощущение счастья?
Как это проявляется в поведении человека?
2. Сегодня мы познакомимся с произведением Л.Андреева «Петька на
даче».
Как вы думаете о чем будет этот рассказ. Почему он так назван
Познакомьтесь с жизнью и творчеством Л.Андреева, прочитав фрагмент
из воспоминаний о Л.Н.Андрееве К.И.Чуковского (учащиеся читают
фрагмент по учебнику самостоятельно)
Каким вы представляете себе писателя?
В чем своеобразие и необычность его характера?
3. Чтение первого отрывка произведения.
Первая остановка. Вопросы к первой части произведения.
Было ли для вас неожиданным начало рассказа?
Что именно было неожиданным?
Какие чувства у вас возникли к герою рассказа?
Как вы думаете, как будут дальше развиваться события?
4. Чтение второго отрывка произведения.
Вторая остановка. Вопросы ко второй части произведения
Верны ли были ваши представления о том, как будут развиваться
дальнейшие действия?
Как изменились чувства героя? Почему?
Предположите, как будут развиваться дальнейшие действия?
5. Чтение третьего отрывка произведения.
Третья остановка. Вопросы к третьей части произведения
Какие чувства и настроения вызвал у вас рассказ?
Как вы думаете, почему автор закончил рассказ так ?
6. Словарно-лексическая работа.
Работа в парах.
1 пара
Подмастерье - помощник, подручный мастера-ремесленника.
Окорначенный - слишком коротко, неровно обрезанный, остриженный.
2 пара
Распущенный - 1) недисциплинированный, своевольный; 2) развратный, безнравственный.
Дремота - полусон, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза.
3 пара
Пристойный - отвечающий правилам приличия.
1 пара
Сутолока - беспорядочное движение, хождение; давка.
Оторопелый - пришедший в сильное замешательство, растерявшийся.
2 пара
Конфуз - состояние смущения, неловкости.
Бесцеремонно - беззастенчиво и развязно, выходя за границы вежливости.
3 пара
- Объясните высказывание
Дел по горло - очень много работы, дел.
7.Работа в группах
1. Охарактеризуйте настроение мальчика в каждом эпизоде.
2. С помощью каких изобразительных средств передается настроение
мальчика?
3. Сравните портреты Петьки в парикмахерской и на даче.
4. Найдите в тексте рассказа детали, с помощью которых ярко
представляешь себе условия жизни и работы Петьки
5. Что чему и кто кому противопоставлен в этом рассказе?
Подведение итогов урока.
Ребята, вам было интересно читать рассказ?
Что больше всего понравилось на уроке.
Варианты домашнего задания.
Написать продолжение рассказа.
Написать письмо Петьке.
Написать отзыв( рецензию).
7