7


  • Учителю
  • Реферат ученицы 10 класса МБОУ СОШ № 28 с УИОП города Воронежа Исаевой Татьяны Евгеньевны. НОУ ВГУ города Воронежа. Региональная конференция. Дэниел Киз «Цветы для Элджернона». Возможно ли вмешательство науки в сущность человека?

Реферат ученицы 10 класса МБОУ СОШ № 28 с УИОП города Воронежа Исаевой Татьяны Евгеньевны. НОУ ВГУ города Воронежа. Региональная конференция. Дэниел Киз «Цветы для Элджернона». Возможно ли вмешательство науки в сущность человека?

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет» Филологический факультет

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №28

с углубленным изучением отдельных предметов













РЕФЕРАТ





Дэниел Киз «Цветы для Элджернона»





Возможно ли вмешательство науки в сущность человека?









Выполнила:

Ученица 10 класса «А»

МБОУ СОШ №28

Исаева Татьяна Евгеньевна

Научный руководитель:

преподаватель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №28

Павлова Елена Михайловна









Воронеж, 2016

Содержание

1)Актуальность выбранной темы……………………....стр.3

2)Что такое сущность. Влияние на отдельные части сущности ………………….………………………………..стр.4-5

3) Знакомство с книгой и автором:

(3.1)Краткое содержание романа ………………………стр.6

(3.2)Биография Писателя ………………………………..стр.7 (3.3)Особенности жанра………………………………….стр.8

(3.4)История создания и анализ романа………………стр.9-10 4)Символический пласт романа………………………..стр.11-12

5)Мои впечатления и выводы ………………………….стр.13

6)Рассуждение над основным вопросом реферата… стр.14-15

Список использованной литературы ………………….стр.163





























































Я смотрю на себя, как на ребенка,

который, играя на морском берегу,

нашел несколько камешков поглаже

и раковин попестрее, чем удавалось

другим, в то время как неизмеримый

океан истины расстилался перед моим

взором неисследованным.

Исаак Ньютон

1)Современная цивилизация предлагает каждому из нас быстрый темп жизни, ориентацию на скорость и достижение практического результата. Ученые постоянно делают значительные прорывы в самых разнообразных исследованиях, и то, о чем полвека назад писали в фантастических книгах, для нас является уже неотъемлемой частью нашей повседневной реальности. Всем известно, что двадцатое и двадцать первое столетия стали знамениты целым рядом научных, технических достижений, которые носят двойственный характер, ибо они принесли пользу и одновременно породили новые проблемы. Например, успехи в области физики, химии и космотехники позволили овладеть микро- и макрокосмосом, что значительно продвинуло научно-технический прогресс. Вместе с тем они предоставили человечеству средства для самоуничтожения в контексте ядерной и космической войн. Такие факты заставляют мыслить в более глобальном масштабе, из-за чего возникают вопросы: «Каковы последствия всех этих открытий? Как влияет научный прогресс на сущность человека?»

2) Древние греки считали, что есть три главных составляющих сущности: тело, дух и душа. Тело состоит из физических чувств (слух, зрение, вкус и т.д.), а также греховной природы, которая, например, выражается во лжи. Тело имеет непосредственный контакт с окружающим нас миром. Оказывать позитивное влияние на телесную жизнь человечества врачи (и не только) могут в наше время с огромным успехом. Для того чтобы иметь красивое и здоровое тело у нас есть все: от рационов питания и фитнес-залов, для поддержания тонуса, до биопринтеров и стволовых клеток, которые в скором времени смогут восстанавливать поврежденные органы. Так же биоэлектроника достигла ощутимых результатов. Так, для слепых созданы миниатюрные телевизионные камеры, встроенные в очки. И хотя полученное изображение не совсем ясно, слепой человек получает возможность ориентироваться в пространстве, различать темноту и свет. Дух человека включает в себя совесть, интуицию и способность поклонения. Если человек возрожден от Святого Духа, то Святой Дух и человеческий дух имеют непосредственный контакт. Основы духовности человек познает через религию. И хотя из-за своей глубоко индивидуальной природы духовность конкретного может не до конца совпадать с традиционными моделями предлагаемыми институциональными религиями, сейчас человек имеет полную свободу в выборе религии и взглядов, которых он хочет придерживаться. Душа человека, словно бы находящаяся посередине между телом и духом, включает в себя такие понятия как эмоции, интеллект и волю. О том, что такое Душа, написано много книг и научных трактатов, выдвинуто много теорий, постоянно ведутся споры и дебаты, проводятся даже научные конференции. Но сейчас более важно то, что большинство людей и прогрессивных учёных уже признают существование Души.

Научный прогресс хорошо влияет на тело человека, а в духовную жизнь человечества наука не вторгается, потому что не может объяснить природу духовности. И хотя на вопрос: «Что есть душа?» тоже не может ответить ни один ученый, каждый из них пытается познать тайны души, а многие работают над тем, чтобы сделать ее «совершеннее». Но необходимо ли это? Душа человека не только неизведанна наукой, но и исключительно индивидуальна. Разные условия жизни, эмоциональные переживания, события и еще множество факторов позволяют человеку обрести индивидуальную духовность, найти смысл, глубину, значение, цель в жизни.

В своем романе «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз описывает то, как ученые вмешиваются вроде бы в тело человека, но «убивают» именно душу. Может быть, поэтому книга уже долгое время остается достаточно популярной. Она стала своеобразным откровением для многих людей, а в особенности подростков, которые наиболее подвержены влиянию любых прогрессивных технологий на их восприятие мира и самих себя.

3) (3.1) Подача содержания в романе идет от лица 32-летнего мужчины по имени Чарли Гордон, являющегося умственно отсталым. Ему выпал уникальный шанс: пройти операцию на мозге, которая позволит ему поднять интеллект до нормального уровня, до него эту операцию прошла мышь по имени Элджернон, интеллектуальные способности которой возросли в разы. Чарли ведет дневник, в котором записывает свои впечатления, и самые первые записи начинаются еще с предоперационного состояния, они отличаются полнейшей безграмотностью и непониманием сути происходящего вокруг. Чарли очень хочет стать умным, научиться нормально общаться с людьми. Операция проходит успешно, и интеллект главного героя начинает расти невероятными темпами. Грамматика становится идеальной, а мысли становятся глубже от записи к записи. За несколько месяцев Гордон становится гениальным ученым, интеллект которого возвышается над теми людьми, на которых он хотел быть похожим до операции. Однако в механизме изменения мозговой деятельности была заложена ошибка, которая делала обратную регрессию умственных способностей необратимой. Чарли осознает это, но ничего не может поделать, теряя свою гениальность с каждым днем и впадая в амнезию. Со временем слог его отчетов становится более беден, он снова забывает пунктуацию, грамматику и становится тем же человеком, что был до операции.

(3.2) Уникальна биография самого писателя, она весьма насыщенна интересными фактами. Он родился девятого августа тысяча девятьсот двадцать седьмого года в Нью-Йорке, в Бруклине, в семье выходцев из Украины. После войны три года служил во флоте, потом оставил военную службу, окончил Бруклинский колледж и получил степень бакалавра психологии. В начале пятидесятых будущий писатель некоторое время работал младшим редактором литературного журнала, фотографом в журнале мод, преподавал английский язык в школе и вёл воскресные курсы письма. Одновременно окончил заочный факультет Бруклинского колледжа по специальности «Англо-американская литература» и получил степень магистра. После этого он оставил Нью-Йорк и преподавал курсы литературного творчества в государственном университете Уэйна. С тысяча девятьсот шестьдесят шестого года - профессор английского языка и литературного творчества в университете штата Огайо в городе Афины. В тысяча девятьсот восемьдесят восьмом году Бруклинский колледж наградил его собственной почетной медалью, а в двухтысячном году Киз удостоился чести стать почетным профессором родного университета. У него две взрослых дочери. Американский фантаст ушел из жизни совсем недавно - в июне две тысячи четырнадцатого года. Писателю высокого интеллектуального уровня, психологу хорошо знакома умственная нагрузка, её влияние на физическое и душевное состояние человека.

В историю фантастики Дэниел Киз вошел именно рассказом «Цветы для Элджернона», который был опубликован в тысяча девятьсот пятьдесят девятом году и в тысяча девятьсот шестидесятом получил «Хьюго». Премию «Небьюла» стали присуждать только с одна тысяча девятьсот шестидесятого года, но, появись она раньше, рассказ, возможно, завоевал бы и её: немного найдётся фантастических произведений, удостоившихся столь высокой и почти единодушной оценки как читателей, так и профессионалов жанра. Автор не только продемонстрировал новые возможности техники повествования и развития сюжета, но и сумел сделать это абсолютно естественно.

(3.3) Роман относится к так называемой «мягкой» научной фантастике (soft science fiction). Первым этот термин, вероятнее всего, употребил в одна тысяча девятьсот семьдесят пятом году Питер Николлс, австралийский литературовед и литературный критик. В отличие от «твердой» (или «жесткой») научной фантастики, в которой не нарушаются научные законы, известные на момент написания произведения, «мягкая» научная фантастика предполагает определенные допущения. Кроме того, она обращается прежде всего не к проблемам, собственно, науки, а к проблемам ее влияния на жизнь человека (и/или животного) - то есть привлекает внимание аудитории к этическому аспекту работы ученых. Собственно от научной фантастики тут - само предположение, что хирургическим путем можно улучшить свойства мозга и «разогнать» его до КПД 100%. И вот вчерашний «идиот» и посмешище «Компании по производству пластмассовых коробок Доннегана», пишущий, как первоклассник, без знаков препинания и с чудовищными орфографическими ошибками, проигрывающий на симуляторе лабораторной мыши Элджернону и по-детски страдающий от этого, стремительно прогрессирует, Чарли быстро учится, заканчивает курсы наук и сначала с удивлением, а затем и отстраненно описывает, какие барьеры были перед ним до трансформации и какие воздвиглись после. Кизу очень точно удается описать развитие умственных способностей главного героя (от умственно отсталого, по-детстки наивного человека до высокого интеллектуала) через слова учительницы Гордона, начавшей называть его Чарльзом вместо привычного с детства Чарли. Рассказ о таком изменении писатель доверяет в этот раз стороннему наблюдателю, человеку, который не может полностью отразить состояние душевных переживаний.

(3.4) В одна тысяча девятьсот шестьдесят шестом году вышел в свет роман с тем же названием, и Дэниел Киз второй раз взошёл на фантастический Олимп - снова высшая награда, теперь уже «Небьюла». Техника повествования здесь несколько иная, читатель гораздо ближе знакомится с героем, здесь больше эмоций, больше размышлений, но это по-прежнему тонкая, невероятной силы драма, трагедия разума и одно из самых важных произведений фантастической литературы. «Цветы для Элджернона» на сегодняшний день изданы в 30 с лишним странах мира, а в США роман входит в программу обязательного чтения для средней школы. За сорок лет на родине автора он вышел общим тиражом свыше пяти миллионов экземпляров и выдержал более пятидесяти переизданий.

История Чарли Гордона книжными изданиями не ограничилась. В одна тысяча девятьсот шестьдесят восьмом году режиссёр Ральф Нельсон снял по роману довольно успешный фильм «Чарли». За главную мужскую роль в этом фильме актер Клифф Робертсон получил «Оскара». По сюжету романа во Франции, Польше и Японии была поставлена пьеса, по государственному японскому телевидению NHK прошёл телеспектакль. Бродвей также в стороне не остался, хотя мюзикл «Чарли и Элджернон» долго на сцене не продержался. В одна тысяча девятьсот девяносто пятом году в США вышла аудиокнига, которую читает сам автор, а в феврале двухтысячного года на канадском телевидении CBS был показан телефильм «Цветы для Элджернона». В двухтысячном году вышла книга Киза - «Элджернон, Чарли и я», которая представляет собой мемуары писателя. В ней он восстанавливает события, которые побудили его создать «Цветы для Элджернона».

Идеи романа формировались в течение четырнадцати лет и были вдохновлены различными событиями из жизни Киза. Началось всё в одна тысяча девятьсот сорок пятом году с его конфликта с родителями, которые настояли на прохождении им курсов для поступающих в медицинские вузы, вопреки его желанию стать писателем. Он почувствовал, что образование вбивает клин между ним и родителями, и это привело его к вопросу об увеличении интеллекта. Основные события произошли в одна тысяча девятьсот пятьдесят седьмом году, когда Киз преподавал английский в школе для детей с ограниченными интеллектуальными способностями; один из учеников спросил у него, сможет ли он перевестись в обычную школу, если будет старательно заниматься и станет умным. Другие персонажи из книги тоже взяты из жизни Киза. Образы Немюра и Штраусса - учёных, которые разработали хирургию повышения интеллекта, - основаны на профессорах, которых Киз встретил, изучая психоанализ.

В тысяча девятьсот пятьдесят восьмом году Киз принёс свой рассказ в журнал Galaxy Science Fiction, где редактор предложил ему изменить концовку. В новой концовке Чарли должен был сохранить свой интеллект, жениться на Алисе Кинниан и жить долго и счастливо. Киз отказался от изменения сюжета, понимая, видимо, что с таким финалом весь рассказ потеряет первоначальный смысл, и продал рассказ журналу Fantasy & Science Fiction. В период с тысяча шестьсот шестьдесят второго по тысяча шестьсот шестьдесят пятый годы Киз работал над созданием романа по своему рассказу и сначала пытался продать его в Doubleday, но в издательстве, а впоследствии и в пяти других, ему отказали и предложили изменить концовку. В конце концов книга была опубликована фирмой Harcourt в тысяча шестьсот шестьдесят шестом году.

4) Несмотря на то, что роман Киза подвергался цензурным преследованиям со стороны Ассоциации американских библиотек (American Library Association), он входит в золотой фонд литературы США для школьников: в силу доступности не только центрального конфликта книги, но и символики. Например, даже ребенок поймет, что родители Чарли Гордона назвали дочь Нормой (Norma) в надежде, что, в отличие старшего брата, она будет «нормальной». Примечателен тот факт, что в романе (в отличие от рассказа) развитие сюжета увязано со временем года повествования. Весна символизирует исцеление главного героя, лето - своего рода расцвет главного героя и признание его миром, осень - период интеллектуального угасания. Однако есть в книге и более сложный символический пласт: имена ее главных героев - умственно отсталого гения Чарли и мышонка Элджернона - совпадают с именами английского поэта Элджернона Чарльза Суинберна. В соответствии с их порядком первым объектом эксперимента ученых по искусственному форсированию интеллектуального развития стал мышонок, вторым - Чарли. Суинберн не был человеком с ограниченными возможностями, однако, как и Чарли, в возрасте тридцати с небольшим лет обрел славу гения, не справился с упавшей на его плечи ответственностью и страдал от нервных припадков. В контексте сопоставления творчества Суинберна с произведением Киза примечательно и то, что в поэзии англичанина часто звучат цветочные мотивы: в частности, он является автором стихотворения "Ave Atque Vale" памяти Шарля Бодлера и в качестве эпиграфа к нему использует цитату из бодлеровских «Цветов зла». Кстати, под конец жизни, в результате прогрессировавшего сифилиса, Бодлер также потерял способность к интеллектуальной деятельности, а его имя - «Шарль» - фактически дублирует английское «Чарли». Стоит учесть, что Киз получил психологическое образование. Любому психологу известно, что лабиринт как символ души. А мышь всегда была символом страха. Вопреки ее маленькому размеру (или, может быть, как раз по этой причине) в традиционных народных поверьях и связанной с ними символикой мышь играет довольно значительную роль. Во многих случаях она считается зверьком, олицетворяющим страх человека, который быстро и почти незаметно появляется и ускользает. Чарли чувствует особенную привязанность к Элджернону, понимая, что Элджернон - единственное существо с судьбой, похожей на его собственную. С самого начала эксперимента над главным героем Элджернон и Чарли соревновались в прохождении лабиринтов - мышь в коробке, а человек на бумаге. Сначала Элджернон всё время выигрывал, что сильно злило Чарли; он очень обрадовался, наконец победив Элджернона. После этого Чарли старался подружиться с мышью.

5) Впечатления от прочтения уже первых страниц очень тяжелые, книга берет именно своей откровенной простотой и бесхитростностью. Однако написана мастерски, ведь через дневниковые записи самого испытуемого Чарли Гордона передается прогресс, а затем и регресс согласившегося на эксперимент человека. Книгу читать тяжело, но процесс чтения невозможно прервать. Каждая откровенная строчка приковывает ваше внимание, заставляет проживать каждую минуту с героем. Здесь и борьба за жизнь, и мотив осознания своей ограниченности, и полное отсутствие рисовки от свалившихся умений, причем Киз умудряется обойти традиционный для американской фантастики сюжет простого человека, вмиг ставшего супергероем. Здесь есть и трогательная привязанность Чарли к Элджернону, на могилу которого бывший гений приносит цветы; здесь и нехитрая аналогия о том, что человек - всего лишь подопытная лабораторная мышь. Однако для меня более всего показательна позиция Чарли как символа всего человечества, которое стремится к развитию: будучи умственно отсталым, он осознает свою ущербность и стремится к знаниям, из-за чего и попадает в класс мисс Кинниан; предугадав страшную участь снова стать тем, кем был, он борется до конца.

6) Достаточно глубокий анализ биографии автора и самого произведения помогли мне более осознанно рассуждать над главным вопросом: возможно ли вмешательство науки в сущность человека, можно ли, меняя тело, повлиять на изменение душевных качеств. Один из первых отчетов после того, как стал заметен прогресс в умственном развитии Чарли, как бы готовит нас к тому, с чем придется столкнуться главному герою, а вместе с ним и читателю: «Мисс Кинииан сказала я учюсь быстро. Она прочитала мои отчеты и долго молча смотрела на меня. Она сказала я хороший человек и еще покажу им всем. Я спросил ее почему. Она сказала не обращай внимания и не расстраивайся когда вдруг заметишь что другие люди совсем не такие расчудесные как раньше казалось. Ты человек которому Господь дал так мало делаешь куда больше чем люди с мозгами которые не знают как ими пользоваться. Я сказал они все мои друзья умные и хорошие. Они любят меня и делают мне только приятное. Тут ей что-то попало в глаз и ей пришлось выбежать в дамскую комнату».

Чарли, как ребенок, начинающий познавать мир, в котором он живет. Но интеллектуальное и эмоциональное развитие детей происходит постепенно. Их учат не только цифрам и буквам, но и уметь прощать, заботиться о тех, кто слабее, не только разум, но и свое и т.д. Они учатся принимать несправедливости и преодолевать трудности, оставаясь при этом собой. Но что происходит с Чарли, на которого, как с неба, падает интеллект гения? Все его прежние представления о жизни разрушены - и, понимая это, он закрывается от боли и воспоминаний, подавляет в себе все эмоции при помощи интеллекта, чем разрушает свою душу. Весь мир становится ему чужд: осознание того, что друзья с завода на самом деле жестоко издевались над ним и даже ввели в обращение термин «не делай из себя Чарли Гордона». Владелец завода вынужден уволить Чарли, показывая ему петицию от лица всех работников, и Гордон видит подписи своих якобы друзей в числе прочих; милая учительница мисс Кинниан признает, что совсем не понимает ставшего гениальным бывшего ученика и как следствие - обрывается наметившаяся было влюбленность.

Демиурги Чарльза Гордона - доктор Штраусс и доктор Немюр - испытывают на себе мощь его интеллекта и начинают чувствовать себя не в своей тарелке, тем более что Чарли дает каждому уничтожающую характеристику, отмечая слабости, не позволяющие им стать великими учеными. Отрезанный от прошлого мира, Чарли делает единственно верный выбор - использовать свой мозг именно для решения проблем, над которыми бьются Штраусс и Немюр, поскольку очевидно, что эксперимент удался наполовину, невольный собрат Чарли по нему - мышь Элджернон - стремительно деградирует, и становится ясно, что Чарли уготована та же участь. Ученые Немур и Штраус не до конца осознавали, что повышение IQ полностью перевернет внутренний мир Чарли. Конечно, они не принимали во внимание, что у человека с отклонениями в умственном развитии вообще есть то, что мы называем душой, но у Чарли была душа. Он был хоть и наивным, но добрым и бескорыстным человеком. Во многом из- за того, что он просто не понимал всей жестокости мира.

Можно ли науке вмешиваться в сущность человека? Это очень спорный вопрос. Но я считаю, что до тех пор, пока ученые до конца не поймут, «Что есть тело, дух и душа и как они взаимосвязаны между собой?», нельзя проводить такие эксперименты, как тот, жертвой которого стал Чарли.

Список использованной литературы

1. Дэниел Киз «Цветы для Элджернона»

2. Карл Густав Юнг «Проблемы души нашего времени»

3. Лайонел Корбетт «Священный котел»

4. «Википедия» свободная энциклопедия

5. Заметки газет, театральных критиков



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал