7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе 11 класс

Рабочая программа по литературе 11 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Рабочая программа по литературе 11 класс





Содержание































































1.Пояснительная записка

Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности. Не случайно в концептуальной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004) особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала. Изучение предмета литература в 10-11 классах завершает школьное литературное образование. На завершающем этапе усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации".

  1. Федеральный закон от 05.05.2014 N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".

  2. Постановление гл. государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  3. Постановление Правительства РФ от 23.07.1996 № 881 «Об утверждении Федеральной целевой программы "Русский язык"»

  4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 № 1089.

  5. Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 № 1312.

  6. Приказ Минобрнауки РФ от 09.03.2004 N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования.

  7. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".

  8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

  9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  11. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

  12. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».

  13. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009.

  14. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015 г. № 555 Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015-2016 уч. год.

  15. Методические рекомендации КРИППО: Об особенностях преподавания предмета в 2015 - 2016 уч. году.

  16. Учебный план МБОУ «Красногвардейская школа №1» на 2015-2016 учебный год.



2.Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического

  • вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Ведущая проблема изучения литературы в 11 классе - взаимосвязь литературы и истории. Чтение произведений зарубежной литературы в 11 классе проводится в конце учебного года.

Предмет литература опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

- индивидуальная и коллективная проектная деятельность.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа предназначена для изучения литературы в общеобразовательной школе. Базисный учебный план школы отводит 105 часов для обязательного изучения учебного предмета "Литература" в 11 классе, рассчитан на 35 учебные недели, 3 урока в неделю

Учет межпредметных связей в преподавании литературы позволяет более рационально использовать изучение нового материала путем устранения дублирования между новым и уже изученным содержанием. Межпредметные связи прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) между литературой и другими курсами. Курс литературы 11 класса опирается в большей степени на знание курса русского языка, истории. Перечисленные науки дают для литературы следующие понятия:

Русский язык:

Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.

Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.

Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей.

Культура речи. Критерии культуры речи.

Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.

Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом.

Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.

Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социальнокультурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: тезисов, конспекта, отзыва, рецензии, аннотации; письма; расписки, доверенности, заявления.

Русский язык - язык русской художественной литературы.

Слово - основная единица языка.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Стилистически окрашенная лексика русского языка.

Исконно русские и заимствованные слова.

Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.

Фразеологизмы; их значение и употребление.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Основные выразительные средства фонетики.

Основные выразительные средства словообразования.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

Основные выразительные средства морфологии.

Основные выразительные средства синтаксиса.

Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.

Отражение в языке культуры и истории народа.

Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).

История:

Россия в первой половине XX века.

Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы. Политика контрреформ. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С. Ю. Витте. Аграрная реформа П. А. Столыпина. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905-1907 гг. Становление российского парламентаризма.

Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX - начале XX в. Развитие системы образования, научные достижения российских ученых.

«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно - политических союзов на рубеже Х1Х-ХХ вв. Русско-японская война.

Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество.

Революция и Гражданская война в России.

Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Тактика политических партий. Провозглашение и утверждение советской власти. Учредительное собрание. Брестский мир. Формирование однопартийной системы.

Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Российская эмиграция.

Переход к новой экономической политике.

СССР в 1922-1991 гг.

Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство.

Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Культ личности И. В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г.

Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация. Коллективизация. «Культурная революция». Создание советской системы образования. Идеологические основы советского общества.

Дипломатическое признание СССР. Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами.

Великая Отечественная война. Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй мировой войне.

Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Складывание мировой социалистической системы. «Холодная война» и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Овладение СССР ракетно-ядерным оружием.

Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Экономические реформы 1950-1960-х гг., причины их неудач. Концепция построения коммунизма. Теория развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движение.

Особенности развития советской культуры в 1950-1980 гг. Наука и образование в СССР.

«Застой». Попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического роста. Политика перестройки и гласности. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Межнациональные конфликты.

СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины XX в. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. Афганская война.

Причины распада СССР.

Российская Федерация (1991-2003 гг.).

Становление новой российской государственности. Августовские события 1991г. -Политический кризис сентября - октября 1993г. Конституция Российской Федерации 1993 г. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств.

Переход крыночной экономике: реформы и их последствия.

Российская культура в условиях радикального преобразования общества.

Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно - правовой системы. Россия и вызовы глобализации.

Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе.

Согласно Федеральному базисному учебному плану 2004 года (БУП) для образовательных учреждений Республики Крым предметы «Русский язык» и «Литература» являются обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами.

Базисным учебным планом определяется обязательное изучение русского языка и литературы на этапе основного общего образования.\

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН (ГОДОВОЙ)

для образовательных учреждений РФ с русским языком обучения

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН (НЕДЕЛЬНЫЙ)

Данная программа рассчитана на 105 часов (год) по количеству учебных недель - 35.

4.Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой эволюции;

  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

  • основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

  • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

  • сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

  • выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

5.Содержание учебного предмета

Наименование

разделов

Кол-во

часов

Содержание тем учебного курса

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

1

Введение. Русская литература XX века в контексте мировой культуры



Русская литература XX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей- классиков

Литература первой половины XX века

1

Обзор русской литературы первой половины XX века



Традиции и новаторство в литературе рубежа Х1Х-ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. «Социалистический реализм». Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема «художник и власть»

2

И. А. Бунин. Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель». Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки», «Темные аллеи»



Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель» (возможен выбор трех других стихотворений). Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» (указанные рассказы являются обязательным для изучения).

Рассказы: «Антоновские яблоки», «Темные аллеи» (возможен выбор двух других рассказов).

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе «Антоновские яблоки». Исследование национального характера. «Вечные» темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

Сочинение по творчеству И. А. Бунина

3

М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль», пьеса «На дне»



Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Старуха Изергиль» (возможен выбор другого произведения). Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа. Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. «На дне» как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка. Сочинение по творчеству М. Горького

4

А. И. Куприн. Повесть «Гранатовый браслет»



Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет» (возможен выбор другого произведения).

Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала

5

Обзор зарубежной литературы первой половины XX века



Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины XX в. Реализм и модернизм

6

Б. Шоу. Пьеса «Пигмалион»



(Возможен выбор другого зарубежного прозаика.)

Жизнь и творчество (обзор).

Пьеса «Пигмалион» (возможен выбор другого произведения). Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу

7

Г. Аполлинер. Стихотворение «Мост Мирабо»



(Возможен выбор другого зарубежного поэта.)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Мост Мирабо» (возможен выбор другого произведения).

Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Аполлинера. Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики. Экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии

8

Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс»



Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева

9

Символизм. Истоки русского символизма

1

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок)

10

В. Я. Брюсов. Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны»



Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова

11

К. Д. Бальмонт. Стихотворения:

«Я мечтою ловил уходящие тени...»,

«Безглаголъностъ», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...»



Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Безглаголь- ность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей

12

А. Белый. Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине»



Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен выбор трех других стихотворений).

Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии

13

А. А. Блок



Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы...», «О, я хочу безумно жить...», «Скифы» (возможен выбор трех других стихотворений). Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы «страшного мира». Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом» и стихотворении «Скифы». Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символи- ческого планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

Сочинение по творчеству А. А. Блока

14

Акмеизм



Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника

15

Футуризм



Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак)

16

И. Северянин. Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин...»), «Двусмысленная слава»



Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северя- нин...»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества

17

В. В. Хлебников. Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы...», «Еще раз, еще раз...»



Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы...», «Еще раз, еще раз...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ

18

Крестьянская

поэзия



Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Осинушка», «Ялюблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...» (возможен выбор трех других стихотворений). Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Кресть- ! янская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

Сочинение по творчеству поэтов конца XIX- начала XX в.



19

Н. С. Гумилев. Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудивш ийся трамвай»



Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, 1 фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева

20

А. А. Ахматова



Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить...», «Бывает так: какая-то истома...» (возможен выбор двух других стихотворений). Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой

21

М. И. Цветаева



Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Идешь, на меня похожий...», «Куст» (возможен выбор двух других стихотворений).

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля

22

В. В. Маяковский



Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения,). Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой» (возможен выбор трех других стихотворений).

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского

23

С. А. Есенин

6

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шага- нэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь Советская» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом...», «Неуютная жидкая лунность...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Традиции А. С. Пушкина и А. В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

Сочинение по творчеству В. В. Маяковского и С. А. Есенина

24

0. Э. Мандельштам



Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «1Чо1хе Оаше», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Тпзйа» (возможен выбор двух других стихотворений).

Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама

25

М. А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон»



Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. «Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.

Сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»

26

М. А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»



Жизнь и творчество.

Роман «Белая гвардия» (для изучения предлагается один из романов - по выбору).

История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Развитие традиций русской классической литературы в романе. Роль эпиграфа. Система образов-персонажей. Образы Города и дома. Эпическая широта, сатирическое начало и лирические раздумья повествователя в романе. Библейские мотивы и образы. Проблема нравственного выбора в романе. Смысл финала романа.

Роман «Мастер и Маргарита» (для изучения предлагается один из романов - по выбору).

История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

Сочинение по творчеству М. А. Булгакова

27

Б. Л. Пастернак



Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво...» (возможен выбор двух других стихотворений).

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте по- ; этического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа

28

А. П. Платонов



Жизнь и творчество.

Повесть «Котлован» (возможен выбор другого произведения).

Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в «Котловане». Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. «Непростые» простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя



Литература второй половины XX века (21 ч)

1

Э. Хемингуэй. Повесть «Старик и море.

2

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Старик и море» (возможен выбор другого произведения). Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя

2

Обзор русской литературы второй половины XX века



Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка 1 острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках | нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.

Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы)

3

А. Т. Твардовский



Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» (возможен выбор двух других стихотворений).

Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта

4

Н.М. Рубцов



(Возможен выбор другого поэта второй половины XX века.) Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений).

Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова

5

В. Г. Распутин



(Возможен выбор другого прозаика второй половины XX века.) Повесть «Прощание с Матерой» (возможен выбор другого произведения). Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести

6

В. Т. Шаламов



Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор двух других рассказов).

История создания «Колымских рассказов». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Характер повествования

7

А. И. Солженицын



Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи

8

В. М. Шукшин

1

(Возможен выбор другого прозаика второй половины XX века.) Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный» (возможен выбор других произведений).

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина

9

В. В. Быков



(Возможен выбор другого прозаика второй половины XX века.)

Повесть «Сотников» (возможен выбор другого произведения). Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две «точки зрения» в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа

10

Р. Гамзатов



(Возможен выбор другого писателя, представляющего литературу народов России.)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало...» (возможен выбор других стихотворений).

Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова

11

И. А. Бродский



(Возможен выбор другого поэта второй половины XX века.) Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж...», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...») (возможен выбор других стихотворений). Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в «заселенном пространстве»

12

Б. Ш. Окуджава



(Возможен выбор другого поэта второй половины XX века.) Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы» (возможен выбор других стихотворений).

Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы

13

А. В. Вампилов

2

(Возможен выбор другого драматурга второй половины XX века.) Пьеса «Утиная охота» (возможен выбор другого драматического произведения).

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл фй- нала пьесы

14

Обзор литературы последнего десятилетия



Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные откпики в печати. Сочинение по русской литературе второй половины XX в.

15

Итоговый урок







6.Тематический план

Наименование разделов

Кол-во часов

Контрольная работа

Развитие речи

Внеклассное чтение

Домашнее сочинение

Классное сочинение

1

Литература 20 века

1











2

Литература первой половины 20 века

14



2





2

3

Зарубежная литература первой половины 20 века

3











4

Серебряный век русской поэзии

24



2

1

1

1

5

У литературной карты России

3





1





6

Октябрьская революция и литературный процесс 20 годов

14











7

Литературный процесс 30-40-х гг.

23



1

1

2



8

Литература второй половины 20 века

2











9

Литература периода Великой Отечественной войны

4



1







10

Литературный процесс 50-80-х гг.

12

1

1







11

Повторение теории литературы, итоговый урок

5

1

7

3

3

3

























7.Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование по литературе для 11-А класса на 2015 - 2016 учебный год составлено на 98 часов. Предусмотрено проведение 1 тематической контрольной работы.

Учебный план МБОУ «Красногвардейская школа №1» на 2015 - 2016 учебный год рассчитан на 35 учебных недель, всего 105 часов в год на изучение литературы.

В рабочую программу по предмету «Литература» в соответствии с годовым календарным графиком МБОУ «Красногвардейская школа №1» на 2015 - 2016 учебный год, утвержденным приказом от 31.08.2015 года № 276 «Об утверждении годового календарного учебного графика МБОУ «Красногвардейская школа №1» на 2015 - 2016 учебный год», Трудовым кодексом РФ (глава 18, статья 112), Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2014 г. № 860 «О переносе выходных дней в 2015 году», а также Законом Республики Крым от 24 декабря 2014 года №55-ЗРК/2014 «О праздниках и памятных датах в Республике Крым» (с внесенными изменениями Законом Республики Крым от 03 марта 2015 года № 80-ЗРК/2015) внесены следующие изменения: вместо рассчитанных 105 часов календарно-тематическое планирование составлено на 98 часов (убрано 2 часа из раздела «Серебряный век русской поэзии»,3 часа из раздела "Литературный процесс 30-40-х гг.",2 урока из раздела "Повторение теории литературы").



п/п

Сроки выполнения

Название раздела

(кол-во часов),

темы урока

Формы и

темы

контроля

Примечание

план

факт

1

01.09



1. Введение. Русская литература XX века в контексте мировой культуры





2

02.09



Литература 1-й половины 19-го века. /14

1. Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX - XX вв.





3

03.09



2. И.А. Бунин. Личность и художественный мир писателя.





4

08.09



3. Угасание «дворянских гнёзд» в рассказе «Антоновские яблоки».





5

09.09



4. Крах цивилизации в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско».





6

10.09



5 . Исследование национального характера. Рассказы «Деревня», «Чистый понедельник».





7

15.09



6. Р.р. №1 Сочинение по творчеству И.А. Бунина





8

16.09



7. М. Горький. Жизнь и творчество (обзор). Романтизм ранних рассказов Горького. Рассказ «Старуха Изергиль»

Устный опрос



9

17.09



8. Тема поиска смысла жизни. Проблема гордости и свободы.





10

22.09



9. Горький - драматург. Пьеса «На дне» как социально-философская драма.

Презентация



11

24.09



10. Два понимания правды в пьесе: правда факта и правда идеала.





12

29.09



11. Проблема счастья в пьесе. Авторская позиция и способы её выражения.

Беседа



13

30.09



12. Р.р. №2 Сочинение по творчеству

М. Горького.





14

01.10



13. А.И. Куприн. Жизнь и творчество (обзор).

Особенности произведений.





15

06.10



14. Утверждение любви как высшей ценности в рассказе «Гранатовый браслет». Трагизм решения любовной темы.

Беседа





16

07.10



Зарубежная литература 1-й половины 20-го века. 3

1 Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX века





17

08.10



2. Б. Шоу. Жизнь и творчество (обзор). Пьеса «Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе.





18

13.10



3. Устный опрос по теме «Литература первой половины XX века.»

Устный опрос



19

14.10



Серебряный век русской поэзии. /22

1. Серебряный век как своеобразный «русский Ренессанс».

Презентация



20

15.10



2. Русский символизм и его истоки. Поэты-символисты.





21

20.10



3. Творчество поэтов-символистов. В.Я. Брюсов . Жизнь и творчество (обзор). Основные темы и мотивы поэзии.





22

21.10



4. К.Д. Бальмонт. Жизнь и творчество (обзор). Основные темы и мотивы поэзии.





23

22.10



5. А. Белый. Жизнь и творчество (обзор). Интуитивное постижение действительности.





24

03.11



6. А.А. Блок. Жизнь и творчество. Романтический мир раннего Блока. Стихотворение «О я хочу безумно жить…»





25

04.11



7. Соотношение идеала и действительности в лирике А.А. Блока. Стихотворения «Незнакомка», «В ресторане», «Вхожу я в тёмные храмы…»





26

05.11



8.Образы «страшного мира». стихотворения «На железной дороге», « Ночь, улица, фонарь, аптека…».Тема Родины в цикле «На поле Куликовом»





27

10.11



9. Вн.чт.№1. Лирика Блока

Устный опрос



28

11.11



10. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опат осмысления событий революции. Поэма «Двенадцать»: сюжет, образы и мотивы, своеобразие композиции.



Домашнее сочинение №1

29

12.11



11. Р.р № 3. Анализ работ домашнего сочинения.





30

17.11



12. Футуризм как литературное направление. Русские футуристы.





31

18.11



13. И. Северянин. Жизнь и творчество (обзор). Оригинальность словотворчества. В.В. Хлебников. Жизнь и творчество (обзор). Слово в художественном мире поэзии Хлебникова.





32

19.11



14. Новокрестьянские поэты 1910-х годов. Н.А. Клюев. Жизнь и творчество(обзор). Образно-стилистический мир поэзий.





33

24.11



15. Н. Гумилёв. Жизнь и творчество (обзор). Своеобразие лирических сюжетов.





34

25.11



16. А.А. Ахматова. Жизнь и творчество. Отражение в лирике Ахматовой глубина человеческих переживаний. «Бывает так: какая-то истома…», «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Я научилась просто, мудро жить…»





35

26.11



17. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А. Ахматовой. Стихотворение « Песня последней встречи»





36

01.12



18. Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой. Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля».





37

02.12



19. Поэма Ахматовой «Реквием». История создания и публикации. Единство трагедии народа и поэта. Особенности жанра и композиции.





38

03.12



20. Жизнь и творчество М.И. Цветаевой. Основные темы творчества. «Моим стихам написанным так рано…», «Кто создан из камня , кто создан из глины…»





39

08.12



21. Поэтический мир

М. Цветаевой. конфликт мира и бытия, времени и вечности. Стихотворения «Тоска по родине! давно…», «Идёшь, на меня похожий…», «Куст». Фольклорные и литературные мотивы в лирике М. Цветаевой. «Стихи к А. Блоку».

Беседа



40

09.12



22. Р.р. №4 Сочинение по творчеству

И. Северянина , В. Хлебникова, Н.А. Клюева , Н.С. Гумилёва. А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой.





41

10.12



У литературной карты России. 3

1. Жизнь и творчество М.М. Пришвина (обзор). Повесть. «Жень-шень»





42

15.12



2. М.А. Волошин. Жизнь и творчество (обзор).В.К. Арсеньев. Жизнь и творчество(обзор)







43

16.12



3. Вн. чт. №2.Лирика крымских поэтов начала 20 века.

Устный опрос



44

17.12



Октябрьская революция и литературный процесс 20-х гг. 14

1. А.М. Ремизов. Жизнь и творчество (обзор). «Плачи гремучую доблесть грядущих

веков…», «Я вернулся в мой город,

. знакомый до слёз…», «Невыразимая печаль"





45

22.12

2.О.Э.Мандельштам . Жизнь и творчество (обзор). Историзм поэтического мышления Мандельштама.





46

23.12



3.Представление о поэте как хранителе культуры. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер.Тугие паруса…», «Tristia»





47

24.12



4. В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике . Стихотворения «Послушайте!», «А вы могли бы?»





48

12.01



5. Новаторство Маяковского. Стихотворения «Нате!», «Юбилейное».





49

13.01



6.Особенности любовной лирики. Стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой», «Лиличка!»

Вн. чт. №3.А.Рывлин «Цветы от Маяковского»





50

14.01



7.Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии». Сатирические образы в творчестве Маяковского





51

19.01



8.С ..А .Есенин. Жизнь и творчество. Традиции А.С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике.





52

21.01



9. Терминологический диктант. С. Есенин как национальный поэт. Тема России в лирике Есенина. «Гой ты, Рось, моя родная!..», «Русь Советская», «Я покинул родимый дом…»

Самост.работа



53

26.01



10.Природа и человек в лирике Есенина.





54

27.01



11.Любовная лирика Есенина.





55

28.01



12.Светлое и трагическое в поэзии Есенина.





56

02.02



13. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Тест по творчеству С. А. Есенина.

Письм.опрос



57

03.02



14. Защита презентаций по теме





58

04.02



Литературный процесс 30-40-х гг. 20

1.Литература 30-х годов. Особенности лирической поэзии.





59

09.02



2 Жизнь и творчество М. Шолохова. История создания романа «Тихий Дон».

Презентация



60

10.02



3. Система образов в романе





61

11.02



4. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии.





62

16.02



5. Тема разрушения семейного и крестьянского уклада.





63

17.02



6. Женские судьбы в романе «Тихий Дон».





64

18.02



7. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.(Дом .соч. по творчеству М. Шолохова)

Беседа

Домашнее сочинение №2

65

25.02



8. Р.р №5. Анализ сочинений







66

01.03



9. М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. История создания романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Жанр и композиция произведения.

Презентация



67

02.03



10. Сочетание реальности и фантастики в романе.





68

03.03



11. Образы Воланда и его свиты.





69

09.03



12. Библейские мотивы и образы в романе.





70

10.03



13. Проблема нравственного выбора в романе.





71

15.03



14. Изображение любви как высшей духовной ценности.





72

16.03



15.Любимые страницы романа .Подготовка к домашнему сочинению

Беседа

Домашнее сочинение №3

73

17.03



16. Страницы жизни и творчества Б. Пастернака. Тема поэта и поэзии. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти…», «Гамлет».





74

22.03



17. Философский характер лирики поэта. Тема человека и природы. «Зимняя ночь», «Снег идёт», «Быть знаменитым некрасиво…».





75

23.03



18. Б. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Человек, история и природа в произведении





76

24.03



19. «Чужой среди своих». Судьба писателя А. Платонова. «Непростые» простые герои писателя. Повесть «Котлован».





77

05.04



20. Поиск истины, смысла всего сущего платоновскими героями в повести «Сокровенный человек».





78

06.04



Зарубежная литература второй половины 20-го в. 2

1. Э. Хемингуэй. Жизнь и творчество (обзор). Проблематика образов повести «Старик и море»





79

07.04



2. Образ рыбака Сантьяго.





80

12.04



Литература периода Великой Отечественной войны. 4

1.ВОВ и её художественное осмысление в русской литературе и литературе других народов России. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза.





81

13.04



2. Личность и художественный мир А.Т. Твардовского. Лирика. Размышление о настоящем и будущем России.





82

14.04



3. Поздняя лирика А.Т. Твардовского. Народный характер поэмы «Василий Теркин».

Образ главного героя





83

19.04



4. Р.р №6 Любимые произведения о героизме русских солдат.

Беседа



84

20.04



Литературный процесс 50-80-х гг. 12

1. В. Шукшин. Рассказы: «Верую!», «Алёша Бесконвойный». Изображение народного характера и картин народной жизни.





85

21.04



2. Н.М. Рубцов. Стихотворения: «Видения на Холме», «Листья осенние». Мир русской деревни и картины русской природы.





86

26.04



3.В.Астафьев . Натурофилософская проза «Царь-рыба». Повесть «Пастух и пастушка»





87

27.04



4 В.Г .Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой». Тема памяти и преемственности поколений.





88

28.04



5. А.И. Солженицин. Жизнь и творчество(обзор). Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести.

Презентация



89

03.05



6. Роман «Архипелаг Гулаг». Отражение в романе трагического опыта русской истории.





90

04.05



7. В.В. Быков . Повесть «Сотников». Нравственная проблематика произведения.





91

05.05



8. В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество(обзор). Рассказ «Последний замер».





92

10.05



9. И. Бродский. Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет».





93

11.05



10. Б.Ш. Окуджава.. Жанровое своеобразие песен.





94

12.05



11 Р.р № 7.Защита презентаций по литературе ХХ века.

Презентация



95

17.05



12. Контрольная работа №1 по теме «Литература ХХ века»





96-97

18.05,

19.05



Повторение теории литературы







98

24.05



Итоговый урок





8.Критерии оценивания

Основные критерии оценивания за изложение и сочинениеОтметка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

1 орфографическая,

или 1 пунктуационная,

или 1 грамматическая ошибки



«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки,

или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,

или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,

а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов.

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ



Отметка

Степень выполнения учащимся общих требований к ответу

«5»

Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.

«4»

Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна - две неточности в ответе.

«3»

Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного текста.

«2»

Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой чтения, бедность выразительность средств языка.

«1»

Оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.

Критерии оценивания знаний учащихся с помощью тестов

Отметка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90%-100% от общего количества вопросов.

Отметка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов.

Отметка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50%-70% правильных ответов.

Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится, если работа содержит менее 30%-50%правильных ответов.

Отметка «1» (очень плохо) ставится, если работа содержит менее 30%правильных ответов.



Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 10-11 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».



Примерный объем текста изложений и сочиненийкласс

Объем текста для

подробного изложения

классного сочинения

5

100-150 слов

0,5 - 1,0 страницы

6

150-200 слов

1,0 - 1,5 страницы

7

200-250 слов

1,5 - 2,0 страницы

8

250-350 слов

2,0 - 3,0 страницы

9

350-450 слов

3,0 - 4,0 страницы



Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

  • соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность и логичность изложения;

  • правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценивания содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя отметками: первая - за содержание работы и речь, вторая - за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой отметки по русскому языку).

При выставлении отметки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй отметки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценивании языкового оформления сочинений и изложений

</ 9. Описание учебно-методического и материально - технического обеспечения

1. Программы по литературе для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов В.Я.Коровина,. В.П. Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина; под ред. В.Я.Коровиной. - М. : Просвещение, 2008.

2. Русская литература XX века: : Учеб.: в 2-х ч. - / Под ред. Журавлёва В.П. - М.: Просвещение, 2009

3. Русская литература XX века: 11 кл. : Практикум / Под ред. В.П.Журавлёва. - М.:

Просвещение, 2007

4. Н.В.Егорова, И.В.Золотарёва Поурочные разработки по литературе» 11 класс, М.: ВАКО, 2009.

5. Тралкова Н.Б. Литература : учеб. пособие / Н.Б.Тралкова. - М.: Дрофа, 2011.- Готовимся к ЕГЭ.

6. Мальцев Ю. В. Иван Бунин. - М., 1994.

7. Афанасьев В. Н. Александр Иванович Куприн. - М., 1972.

8. Смирнова Л. А. Леонид Андреев. - М., 1986.

9. Долгополов К. Александр Блок: Личность и творчество - 2-е изд. - Л., 1980.

10. Жирмунский В. М. Поэзия Александра Блока. Преодолевшие символизм. - М., 1998.

11. Захаров А Н Поэтика С. Есенина. - М., 1995.

12. Карпов А. С. Маяковский-лирик: книга для учителя.- М., 1988.

13. Петелин В. В. Михаил Булгаков. - М., 1989.

14. Васильев В. Андрей Платонов: Очерк жизни и творчества - 2-е изд. - М., 1990.

15. Павловский А. Анна Ахматова: жизнь и творчество.- М., 1991.

16. Тименчик Роман. Анна Ахматова в 1960-е годы. - М. - Toronto, 2005.

17. Карпов А. С. Осип Мандельштам: Жизнь и судьба. - М., 1998.

18. Хватов А. Художественный мир Шолохова. - 3-е изд. - М., 1978.

19. Гура В. В. Как создавался «Тихий Дон». Творческая история романа М. Шолохова. - 2-е изд. - М., 1989.

20. Гришунин А. Л. Творчество Твардовского. - М., 1998.

21. Пастернак Е. Борис Пастернак: Биография. - М., 1997.

22. Чалмаев В. Александр Солженицын. Жизнь и творчество. - М., 1994.

23. Яновский Н. Виктор Астафьев: Очерк творчества. - М., 1982.

24. Котен ко Н. Валентин Распутин. - М., 1988.

25. Рассадин С. Булат Окуджава. - М., 1999.

26. Иванова Н. Проза Юрия Трифонова. - М., 1984.

Печатные пособия

Портреты русских и зарубежных писателей.

Раздаточный материал по разделам курса русского языка / литературы.

Репродукции картин русской живописи для развития речи.

Рабочее место учителя

Оборудование: персональный компьютер





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал