7


  • Учителю
  • Урок по литературе на тему Творчество А. Блока

Урок по литературе на тему Творчество А. Блока

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Александр Александрович Блок (1880 -1921). Личность и творчество.

Цели:

  1. воспитательная:

  • формирование нравственных основ мировоззрения учащихся;

  • создание условий для вовлечения студентов в активную практическую деятельность;

  1. образовательная:

  • познакомить с основными этапами жизни и творчества А. Блока;

  • отметить своеобразие поэтического мира раннего Блока, проявление его творчества в символизме;

  • рассмотреть основные темы и образы первого сборника «Стихи о Прекрасной Даме»;

  1. развивающая:

  • развивать навыков конспектирования;

  • развитие мыслительно-речевой деятельности, умения анализировать, сравнивать, логически верно излагать мысли.

Тип урока: урок совершенствование знаний, умений и навыков.

Вид урока: лекция.

Методические приёмы: составление конспекта лекции, беседа по вопросам.

Прогнозируемый результат:

  • знать основные этапы жизни писателя, названия и сюжет основных произведений;

  • уметь выделять основное в тексте.



Оборудование: тетради, сборник стихотворений, компьютер, мультимедиа, презентация.



Блок является одним из чудотворцев русского стиха... Обыкновенный поэт отдает людям свои творения, людям самого себя.

Н. Гумилев



Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

  1. Слово преподавателя.

Сегодня в центре нашего внимания - судьба и творчество Александра Александровича Блока. Его наследие уже целый век не теряет своей ценности для русского читателя. Вот как пишет об этом доктор филологических наук профессор Л. Ф. Алексеева.

«Теперь, когда XХ век позади, по-новому воспринимается творческое наследие многих поэтов. Опять, как и в 1910-1920-е годы, выделяется на многообразном и пестром фоне литературы этих исторических десятилетий поэтический голос Александра Блока. В нем не только предельная искренность, то есть достоверность чувств и настроений конкретной неординарной личности, свидетеля эпохи, воспринимающего ее всеми силами души, но и глубокое предчувствие перспективы истории, способность расслышать в звуках современности голоса грядущего».

  1. Обсуждение темы и целей урока.

III. Совершенствование знаний, умений и навыков.

  1. Слово учителя.

-Что вы знаете об этом поэте, может быть, раньше уже читали его стихи?

Блок одна из ярких фигур поэзии серебряного века. Его читали и почитали не только простые читатели, но и поэты разных литературных течений.

М. Цветаева посвятила ему такие строки:

Имя твое - птица в руке,

Имя твое - льдинка на языке.

Одно-единственное движение губ.

Имя твое - пять букв.

БЛОКЪ - так по правилам грамматики дореволюционной России писали это имя.



2.Лекция. Жизнь и творчество А.Блока

Александр Блок родился и воспитывался в высококультурной дворянско-интеллигентской семье 16 ноября (28 ноября) 1880 г. Его отец, Александр Львович, вел свой род от врача Иоганна фон Блока, приехавшего в Россию в середине ХVIII века из Мекленбурга, и был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. По отзывам сына, он был способным музыкантом, знатоком литературы и тонким стилистом. Однако его деспотический характер стал причиной того, что мать будущего поэта, Александра Андреевна, литератор, переводчица, была вынуждена уйти от мужа. Так в 1881 году А. Л. Блок возвращается в Варшаву, а А. А. Бекетова-Блок остается в Петербурге в доме своего отца, Андрея Николаевича Бекетова, известного ученого-ботаника, общественного деятеля, ректора Санкт-Петербургского университета. В семье Бекетовых многие занимались литературным трудом. Дед Блока был автором не только солидных трудов, но и многих научно-популярных очерков. Бабушка, Елизавета Григорьевна, всю жизнь занималась переводами научных и художественных произведений. «Список ее трудов громаден», - вспоминал позднее внук. Литературной работой систематически занимались и её дочери - мать Блока и его тетки.

Атмосфера литературных интересов очень рано пробудила в нем непреодолимую тягу к поэзии, В 1894 г. становится «редактором-издателем» домашнего рукописного журнала «Вестник», готовит переводы, пародии, рецензии, стихотворные и прозаические опыты, привлекает к сотрудничеству двоюродных и троюродных братьев. В 1894-1897 годах гимназист Блок выпускает 37 номеров журнала. «Тогда уж меня пленила в нем (Блоке) любовь к технике литературного дела и особенная аккуратность», - вспоминал Сергей Соловьев, кузен Блока, будущий поэт-младосимволист.

В юности Александр Блок мечтал стать актером, занимался декламацией, участвовал в любительских спектаклях. 1 августа 1898 года, будучи в гостях в соседнем имении Менделеевых Боблово (где и познакомился со своей будущей женой, дочерью великого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева, Любой), играл в сценах из трагедии Шекспира «Гамлет». Роль Гамлета исполнял Блок, роль Офелии - Любовь Менделеева. Так начиналась история любви.



  • Чтение писем и воспоминаний А. Блока и Л. Менделеевой.



Менделеева. Первый и единственный за все эти годы мой более смелый шаг навстречу Блоку был вечер представления «Гамлета». В костюме и гриме я чувствовала себя смелее. Венок, сноп полевых цветов, распущенный напоказ всем плащ золотых волос, падающий ниже колен... Блок в черном берете, со шпагой. Мы сидели за кулисами, в полутайне, пока готовили сцену. Блок сидел у моих ног, потому что табурет мой стоял выше. Мы говорили о чем-то более личном, чем всегда, а главное, жуткое: я не бежала, я смотрела в глаза, мы были вместе, мы были ближе, чем слова разговора. Да, был и этот разговор, и возвращение после него домой. Как-то вышло, что после спектакля мы ушли с Блоком в костюмах (переодевались дома) и очутились вдвоем Офелией и Гамлетом в этой звездной ночи. Мы были еще в мире того разговора, и было не страшно, когда перед нами в широком небосводе медленно прочертил путь сияющий голубизной метеор.

Перед природой, перед ее жизнью и ее участием в судьбах мы с Блоком, как оказалось потом, дышали одним дыханием...

Даже руки наши не встретились, и смотрели мы прямо перед собой. И было нам шестнадцать и семнадцать лет.



Блок. Помните Вы-то эти сумерки? Вдруг в тусклом свете появлялась ваша фигура. Когда я догонял Вас, Вы оборачивались, смотрели всегда сначала недружелюбно, скрытно, умеренно. Рука еле дотрагивалась (и вообще-то Ваша рука всегда торопится вырваться)... Я путался, говорил ужасные глупости, падал духом; вдруг душа заливалась какой-то душной волной. И вдруг, страшно редко, - но ведь было же и это! - тонкое слово, легкий шепот, крошечное движение... После этого опять еще глуше, еще неподвижнее.



Менделеева. Раз, идя по Садовой мимо часовни у Спаса на Сенной, я заглянула в открытые двери. Образа, трепет бесчисленных огоньков восковых свечей, припавшие, молящиеся фигуры. Сердце защемило от того, что я вне этого мира, вне этой древней правды... Я пошла дальше и почти машинально зашла в Казанский собор. Я не подошла к богатой, в бриллиантах, чудотворной иконе, а дальше - за колоннами - остановилась у другой Казанской. Я опустилась на колени, еще плохо умея молиться... Потом это стала наша Казанская, к ней же приходила за помощью и после смерти Саши... Я стала приходить в собор к моей Казанской и ставить ей свечу.

В сумерки октябрьского дня я шла к собору и встретила Блока. Мы пошли рядом. Я рассказала, куда иду и как все это вышло. Позволила идти с собой.



Блок. Вошли внутрь. В соборе почти никого не было. Вас поразила высота, громада, торжество, сумрак. Голос понизили даже. Потом ходили по диагонали. Солнце лучилось косо. Отчего вам тогда хотелось сумрака, пугал Вас рассеянный свет из окон? Он портил собор, портил мысли, что же еще? Стало поздно, вы шли, прошли на Сенную... Мне показалось ужасно близко!



Менделеева. Так начались соборы - сначала Казанский, потом и Исаакиевский. Встречи наши на улице продолжались. Мы все еще делали вид, что они случайны. Но часто... мы шли вместе далекий путь и много говорили. Все о том же. Много о стихах. Раз Блок спросил, что я думаю о его стихах. Я ответила, что думаю, что он поэт не меньше Фета. Это было для нас громадно! Мы были взволнованы оба, когда я это сказала, потому что в ту пору мы ничего не болтали зря.

Продолжение лекции.



История любви двух молодых людей не была безмятежной. Было и недопонимание, и временный разрыв от ношений. А. Блок болезненно переживал разлуку с любимой девушкой, которая стала его поэтической Музой. 29 января 1902 года Блок пишет ей: «...Моя жизнь... немыслима без исходящего от Вас ко мне некоторого непознанного, а только еще смутно ощущаемого мной Духа». В дневниках Блока даже появляется тема самоубийства.

7 ноября Блок пишет предсмертную записку и, с револьвером в кармане, отправляется в зал дворянского собрания, на вечер Высших женских курсов. После вечера происходит решительное объяснение, Л. Д. Менделеева соглашается стать женой поэта.

Еще в 1898 году Блок стал студентом юридического факультета Петербургского университете, но растет увлечение литературой и философией, и в 1901 году Блок начинает учиться на 1 курсе славяно-русского отделения историко-филологического факультета Петербургского университета. В этом же году он начинает писать стихи, которые позже войдут в сборник «Стихи о Прекрасной Даме». В 1903 г. в книге «Северные цветы. Третий альманах книгоиздательства «Скорпион» опубликован цикл из 10 стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме». Именно в этом году состоялся литературный дебют Блока.

22 ноября молодой поэт получает письмо от Брюсова с предложением сотрудничать в журнале «Весы» (это был влиятельнейший журнал русского модернизма).

В 1906 г. Блок предлагает московскому издательству «Скорпион» вторую книгу стихов. В этом же году он начинает работу над первой пьесой «Балаганчик». Заканчивает Санкт-Петербургский университет с дипломом 1-й степени.

30 декабря состоялась премьера спектакля «Балаганчик» в театре В. Комиссаржевской.

В 1906 году под впечатлением от знакомства с актрисой театра Комиссаржевской Натальей Волоховой Блок пишет цикл стихотворений «Снежная Маска».

Летом 1908 года в родовом имении Шахматове написан цикл стихотворений «На поле Куликовом».

В 1910 году в Обществе ревнителей художественного слова выступает с программным докладом «О современном состоянии русского символизма». В журнал «Русская мысль» отсылает цикл стихов «Страшный мир». Эти стихи стали символом «пробуждения» лирического героя, осознания им реальности страшного мира. Названия стихов этого цикла говорят сами за себя: «Песнь ада», «Пляски смерти», «Унижение».

В 1913 году слушает оперу «Кармен» в постановке петербургского Театра музыкальной драмы. Заглавную партию пела Любовь Дельмас. Еще не будучи знаком с актрисой, поэт пишет ей: «Я смотрю на Вас в «Кармен» третий раз, и волнение мое растет с каждым разом. Прекрасно знаю, что я неизбежно влюбляюсь в Вас, едва Вы появитесь на сцене». В течение марта этого года пишет цикл стихотворений «Кармен».

В начале Первой мировой войны пишет поэмы «Возмездие», «Соловьиный сад». Выходит его книга «Стихи о России».

В июле 1916 года призван в действующую армию, зачислен табельщиком в инженерно-строительную дружину.

В мае 1917 года назначается редактором стенографического отчета Чрезвычайной следственной комиссии, учрежденной Временным правительством для расследования деятельности царских министров и сановников.

После Октябрьской революции соглашается «сотрудничать с большевиками», но душу терзают сомнения. Первая восторженность случившимся историческим событием прошла. В дневниках 1917 года можно прочитать...



  • Чтение записей А. Блока.



16 июля.

…Я притупился, перестал расчленять, события пестрят в глазах, противоречивы; то есть это утрата некоторая пафоса, в данном случае революционного.



30 июля.

Большевизм (стихия) - к «вечному покою». Это ведь только сначала - кровь, насилие, зверство, а потом - клевер, розовая кашка... Буйство идет от вечного покоя и завершается им. Мои «Народ и интеллигенция», «Стихия и культура». Сковывая железом, не потерять этого драгоценного буйства, этой неусталости... Последовательность метаний, способность жить в вечном разногласии с собой...



6 августа.

…Между двух снов:

Спасайте, спасайте! Что спасать?

- «Россию», «Родину», «Отечество», не знаю, что и как назвать, чтобы не стало больно и горько и стыдно перед бедными, озлобленными, темными, обиженными!

Но - спасайте! Желто-бурые клубы дыма уже подходят к деревням, широкими полосами вспыхивают кусты и травы, а дождя Бог не посылает, и хлеба нет, и то, что есть, сгорит.

Такие же желто-бурые клубы дыма, за которыми - тление и горение... стелются в миллионах душ, пламя вражды, дикости, татарщины, злобы, унижения, забитости, недоверия, мести - то там, то здесь вспыхивает, русский большевизм гуляет, а дождя нет, и Бог не посылает его!



Продолжение лекции.



В январе 1918 года пишет поэму «Двенадцать». 3 марта она была опубликована в газете «Знамя труда».

Приглашен участвовать в работе издательства «Всемирная литература», учрежденного А. М. Горьким.

В целом этот год был чрезвычайно труден для Блока. После публикации статьи «Интеллигенция и революция» и поэмы «Двенадцать» от него отвернулись многие прежде близкие ему люди (Гиппиус, Мережковский, Сологуб и др.) В 1918 г. в печати появилось около 30 откликов на поэму «Двенадцать». В большинстве своем они содержали резкое осуждение «идей» поэмы.

24 апреля 1919 года назначается председателем Управления Большого драматического театра.

В 1920 году избирается председателем Петроградского отделения Всероссийского союза поэтов.

Май-июнь 1921 года - начало, постепенное обострение предсмертной болезни.

Уничтожение части архива.

7 августа - умер. Похоронен на Смоленском кладбище. В 1944 году прах поэта был перенесен на Литераторские мостки Волкова кладбища.



Наш небольшой экскурс по страницам жизни Александра Блока хочется закончить строками из его письма. Это ответ на предложение стать крестным отцом маленького мальчика. Эти строки, написанные незадолго до смерти, стали не просто добрыми пожеланиями новорожденному, это обращение к «человеку близкого будущего», рожденному в России:

…пусть, если только это будет возможно, он будет человеком мира, а не войны, пусть он будет спокойно и медленно созидать истребленное... годами ужаса. Если же это невозможно, если кровь все еще будет в нем кипеть и бунтовать и разрушать, она во всех нас, грешных, - то пусть уж его терзает всегда и неотступно прежде всего совесть, пусть она хоть обезвреживает его ядовитые, страшные порывы, которыми богата современность наша и, может быть, будет богато и ближайшее будущее.

Поймите, хотя я говорю это, говорю с болью и отчаяньем в душе... Если он будет хороший, какой он будет мученик, он будет расплачиваться за все, что мы наделали, за каждую минуту наших дней.



3. Индивидуальное сообщение. Раннее творчество Александра Блока.

Лирика Блока - явление уникальное. При всем многообразии ее проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от последующих - она выступает как единое целое, как одно развернутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом пути. На эту особенность указывал и сам Блок. Центральный цикл первого тома стихов Блока - «Стихи о Прекрасной Даме». В нем нашли отражение любовь молодого поэта к своей будущей жене Л. Д. Менделеевой и увлечение философскими идеями Вл. Соловьева. Наиболее близко в это время поэту было учение Соловьева о существовании души Мира, или Вечной Женственности, которая может примирить «землю» и «небо» и спасти находящийся на грани катастрофы мир через его духовное обновление. Живой отклик у поэта-романтика получила мысль философа о том, что сама любовь к миру открыта через любовь к женщине.

Многопланов облик героини. С одной стороны, это вполне реальная, «земная» женщина: «Она стройна и высока, / Всегда надменна и сурова». Герой видит ее «каждый день издалека». С другой же стороны, перед нами небесный, мистический образ «Девы», «Зари», «Величавой Вечной жены», «Святой»... То же можно сказать и о герое цикла. «И и молод, и свеж, и влюблен», - вполне «земная» характеристика. А далее он же «безрадостны и темный инок» или «отрок», зажигающий свечи. Для усиления мистического впечатления Блок щедро использует эпитеты «призрачные», «неведомые тени» или «неведомые звуки», «надежды нездешние» или «нездешние видения», «непостижимая тайна», «грусть несказанных намеков» и т. п.

Об этой особенности данного цикла В. Я. Брюсов писал:

…В стихах о «Прекрасной Даме» как бы совсем нет ничего реального, - все чувства, все переживания перенесены в какой-то идеальный мир. Всему, что совершалось в жизни, поэт в стихах придает смысл иносказаний. В ранних стихах Блока река - не просто река, но символ границы, отделяющей его от Идеала, белая церковь вдали, которая утром кажется приближенной, не просто церковь; терем «дверь», «ступени», «дорога», «заря», «небеса» - едва ли не все слова берутся поэтом в особом условном значении. Надо освоиться с этим языком иносказаний, чтобы верно понимать смысл стихов...

И все же это стихи о любви. Так считал поэт Н. Гумилев, называвший Блока «одним из чудотворцев русского стиха»: О блоковской Прекрасной даме много гадали - хотели видеть в ней - то Жену, облаченную в Солнце, то Вечную Женственность, то символ России. Но если поверить, что это просто девушка, в которую впервые был влюблен поэт, то, мне кажется, ни одно стихотворение в книге не опровергает этого мнения, а сам образ, сделавшись ближе, станет еще чудеснее и бесконечно выиграет от этого в художественном отношении. В этой книге... нам явлен новый лик любви; любви, которая хочет ослепительности, питается предчувствиями, верит предзнаменованиям и во всем видит единство; любви, которая лишний раз доказывает, что человек - не только усовершенствованная обезьяна.



4. Работа с текстом.

  • Чтение и анализ стихотворения.



Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.



Были странны безмолвные встречи.

Впереди - на песчаной косе

Загорались вечерние свечи.

Кто-то думал о бледной красе.



Приближений, сближений, сгораний -

Не приемлет лазурная тишь...

Мы встречались в вечернем тумане,

Где у берега рябь и камыш.



Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Все померкло, прошло, отошло..

Белый стан, голоса панихиды

И твое золотое весло.



-Какие картины предстали в вашем воображении?

- Какими чувствами, по вашему мнению, наполнены строки стихотворения?

- Что вы скажете о цветописи в этом произведении?



С первого взгляда, это рассказ о любовном свидании. Молодой человек со своей девушкой встречает вечернюю зарю на реке. Но для внимательного читателя история земной, вполне реальной любви преображается в романтико-символический миф.

У него своя фабула и свой сюжет. Основа фабулы - противопоставление «земного» (лирический герой) «небесному» (Прекрасная Дама) и в то же время стремление к их соединению вопреки всему: «приближений, сближений, сгораний не приемлет лазурная тишь». Так представлен поэтом светлый и чистый мир трех канонических цветов юности: розовый закат, лазурная река, белое платье девушки.



IV. Информация о домашней работе:

Выучить стихотворение А. Блока.



V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Каковы ваши впечатления от первой встречи с поэтом и человеком Александром Александровичем Блоком?









Тема исторического прошлого в лирике Блока.

Тема родины, тревога за судьбу России.

Цели:

1)воспитательная:

  • формирование нравственных основ мировоззрения учащихся;

  • создание условий для вовлечения студентов в активную практическую деятельность;

2)образовательная:

  • продолжить знакомство с особенностями поэтического мира Александра Блока;

  • проследить, как раскрывается темы «исторического прошлого» и «родины» в лирике поэта;

3)развивающая:

  • развитие навыков целостного анализа лирического произведения;

  • развитие мыслительно-речевой деятельности, умения анализировать, сравнивать, логически верно излагать мысли.

Тип урока: урок совершенствование знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок - практикум.

Методические приёмы: анализ лирического произведения, беседа по вопросам.

Прогнозируемый результат:

  • знать основные факты жизни и творчества поэта; содержание изучаемых произведений; теоретические понятия, связанные с темой.

  • уметь находить символы в поэзии А.Блока; выразительно читать изучаемые произведения; анализировать художественные произведения поэта, используя сведения по теории литературы.



Оборудование: тетради, сборник стихотворений, компьютер, мультимедиа, презентация.



Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

1. Слово преподавателя.

У Александра Блока свое особое отношение к Родине. Россия - это не просто тема, а это мир, наделенный своими чертами, заполненный различными образами и символами. А. Блок обращается к размышлениям о трагическом прошлом России, многострадальном народе, о предназначении и особенности России.

2.Обсуждение темы и целей урока.





III. Совершенствование знаний, умений и навыков.



1.Лекция. Тема родины в лирике А.Блока

Тема родины, России - сквозная блоковская тема. На одно из последних его выступлений, где поэт читал самые разные свои стихотворения, его попросили прочесть стихи о России. «Это все - о России», - ответил Блок и не покривил душой, ибо тема России была для него поистине всеобъемлюща…

В письме к К. Станиславскому в декабре 1908 года Блок писал: «... стоит передо мной моя тема, тема о России. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это - первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни».

«Родина» для Блока - понятие настолько широкое, что он посчитал возможным включить в цикл и стихотворения сугубо интимные («Посещение», «Дым от костра струею сизой...»), и стихотворения, прямым образом связанные с проблематикой «страшного мира» («Грешить бесстыдно, непробудно...», «На железной дороге»).

О своей неразрывной связи с родиной, с ее во многом темной и трудной судьбой говорит поэт в стихотворении «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..»



  • Чтение стихотворения «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..»



Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться...

Вольному сердцу на что твоя тьма?

Знала ли что? Или в бога ты верила?

Что там услышишь из песен твоих?

Чудь начудила, да Меря намерила

Гатей, дорог да столбов верстовых...

Лодки да грады по рекам рубила ты,

Но до Царьградских святынь не дошла...

Соколов, лебедей в степь распустила ты -

Кинулась из степи черная мгла...

За море Черное, за море Белое

В черные ночи и в белые дни

Дико глядится лицо онемелое,

Очи татарские мечут огни...

Тихое, долгое, красное зарево

Каждую ночь над становьем твоим...

Что же маячишь ты, сонное марево?

Вольным играешься духом моим?



В этом стихотворении поэт не только подчеркивает свое единство с судьбой родины, но обращается к ее истории: называет племена Чудь и Меря, вспоминает народного героя Ермака, использует образы-символы фольклора и древней русской литературы (соколы, лебеди - русские воины: «...Соколов, лебедей в степь распустила ты - / Кинулась из степи черная мгла...»).

Возникающий в последней его строфе символический образ («Тихое, долгое, красное зарево / Каждую ночь над становьем твоим») - предвестие грядущих перемен.

Совсем по-иному раскрывается тема России в стихотворении «Новая Америка». Поначалу перед читателем все та же «убогая» Русь с ее «страшным простором» и «непонятной ширью». Однако постепенно лицо России проясняется («Нет, не старческий лик и не постный / Под московским платочком цветным»). На ее просторах появляются фабричные трубы, корпуса заводов, «города из рабочих лачуг». В последних строфах Блок говорит о том, что ископаемые богатства родины помогут ее обновлению. С первого взгляда такое утверждение для поэта кажется неожиданным, но Блок на самом деле серьезно размышлял о роли национальной промышленности в «великом возрождении» России. «Будущее России, писал он, - лежит в еле еще тронутых силах народных масс и подземных богатств». Его «Новая Америка» - поэтический образ будущей России, «нового света», «Великой демократии».

Цикл «Родина» завершает небольшое стихотворение «Коршун». В нем сосредоточены все ведущие мотивы, прозвучавшие в цикле. Тут и приметы неброского российского пейзажа, и напоминание о подневольной судьбе русского человека, и черты отечественной истории, и обобщенный образ самой родины. Все это глубоко народно и неразрывно связано с фольклорной стихией. А сам Коршун - символ тех зловещих сил, которые тяготеют над Россией. Вопросы, поставленные в конце стихотворения и усиленные анафорой «доколе», не являются обычными риторическими вопросами. Автор обращает их и к себе, и к читателям, и, быть может, к самой Истории как активный призыв к действию: Доколе матери тужить? Доколе ворону кружить?

Смысловое ядро цикла составляют стихи, посвященные непосредственно России. Среди самых значительных - цикл «На поле Куликовом» и стихотворение «Россия».



2. Индивидуальное сообщение учащегося на тему «Стихотворение Блока «Россия». Восприятие, истолкование, оценка».



Стихотворение Блока «Россия» - самое известное из цикла «Родина». В нем слиты воедино чувство любви к родине и вера в ее будущее возрождение. Интересна история его создания. В первой публикации оно содержало вдвое больше строф, чем в последующих. Блок изъял ряд строф полностью, а некоторые переделал. Что же убрал поэт и почему?

Во-первых, две строфы, где говорится об ископаемых богатствах России:

Сулишь ты горы золотые,

Ты дразнишь дивным мраком недр.

Россия, нищая Россия,

Обетованный край твой щедр!

Казалось бы, это неопровержимая истина. Еще Некрасов писал: «ты и убогая, ты и обильная...» Но для Блока важно, что его любовь к России не связана с ее богатствами. Он принимает ее в унижении и нищете, и в этом проявляется подлинная любовь («Да, и такой, моя Россия, / Ты всех краев дороже мне»).

Подверглись сокращению и три строфы, предшествующие концовке. В них поэт создает живой и пленительный портрет красавицы крестьянки:

Она пред встречным опускает

Глаза лукавые свои...

… … … … … … … …

Ручей бежит, бурля и пенясь,

Взглянула - взором обожгла,

Мы поравнялись, - подбоченясь,

Как лебедь, плавно прочь пошла...

«На этот раз поэта, видимо, не удовлетворила чисто иллюстративная функция этого описания. Здесь образ России не сливается с образом женщины, что было характерно для блоковской символистской концепции («О, Русь моя! Жена моя!»), а подменяется им. К тому же блоковская женщина в этом эпизоде слишком напоминает некрасовскую красавицу (у Блока: «Взглянула - взором обожгла», у Некрасова «Посмотрит - рублем подарит»).

В окончательном варианте в стихотворении выражено чувство нераздельности личной судьбы и судьбы родины, органическое ощущение национальной стихии, любовь к неброской деревенской природе, внимание к народному слову, наконец, к традициям отечественной литературы.

Уже в первой строфе образ тройки может вызвать ассоциацию с гоголевской Русью-тройкой. А следующая строфа вновь заставляет вспомнить о лермонтовской «странной любви» к отчизне

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни - ветровые

Как слезы первые любви!

И далее развертывается чисто блоковское чудо «перетекания» образа женщины в образ родины и наоборот. Его Россия - женщина-красавица то ли из сказки, то ли из жизни. Ее красота - «разбойная», непокорная. Поэтому даже во власти «чародея» она «не пропадет», «не сгинет». Только «забота затуманит» ее «прекрасные черты». А далее снова образ женщины незаметно переходит в образ родины:

Ну что ж? Одной заботой боле -

Одной слезой река шумней,

А ты все та же - лес, да поле...



И опять женщина:

Да плат узорный до бровей...



Заключительная строфа - шестистишие. Она возвращает к началу стихотворения - теме тройки, теме пути. Она устремлена в будущее («и невозможное возможно»). А блеснувший «в дали дорожной мгновенный взор из-под платка» и звенящая «тоской острожной глухая песня ямщика» возвращают к непокорной, «разбойной красе» России. Напоминают о «высоких и мятежных днях», приближение которых пророчески предсказано поэтом и в его цикле «На поле Куликовом», с которым мы ближе познакомимся сегодня на уроке.



3.Индивидуальное сообщение. Тема исторического прошлого в лирике А.Блока.

Подобно всем символистам, Блок воспринимал Россию как средоточие «западной» и «восточной» стихий. Именно такой предстает Родина в его одноименном цикле, частью которого является «На поле Куликовом». «Восток» - это торжество безличия, растворение (вплоть до полной потери воли) человека в родовом и шире природном начале. Это - источник мирового нигилизма. «Запад» же, с точки зрения символистов, - обособление личности, дерзнувшей на самообожествление, на замену собою Бога. Эта проблема характерна для творчества Блока.

Обращение Блока к историческим событиям. Куликовская битва.

В 70-е годы ХIV века Русь стала менее зависимой от Золотой Орды: русские князья все чаще давали отпор ее набегам. Московский князь Дмитрий Иванович повел открытую борьбу с Ордой. Правитель Мамай создал большое войско для битвы с русским князем. Две страшные силы сошлись на Куликовом поле, и не могло быть между ними примирения. Десятки тысяч всадников сталкивались вплотную, рубили мечами, кололи копьями. И татары, и русичи были мужественны, отважны и выносливы. Но ратники Мамая мечтали о грабежах и разорении, русские же воины помышляли о защите и спасении своей земли, и русская дружина...

нанесла такой удар

С отвагою такою,

Что в страхе сонмища татар

Бежали с поля боя.

Никто остановить не мог

Смятенного потока -

Орда катилась на восток,

Гонимая жестоко.

Н. Кончаловская

- Чем же эта тема стала интересна Александру Блоку?

В смутные времена, в канун великих событий, всегда обостряется интерес к истории. Раздумья о судьбах Родины на рубеже веков: «Двадцатый век... Еще бездомней, еще страшнее жизни мгла...» - приводят Блока к созданию поэтического цикла, где звучит не только история, но и современность. Судьба России осмысливается им как трагическая, поэтому и мотив служения Родине, призыв к ее защите - центральный ведущий. Традиционный для русской литературы жанр гражданской лирики дает Блоку возможность напрямую выражать те чувства, которыми было продиктовано его известное письмо К. Станиславскому: «Произношу я имя Россия... Ведь здесь - жизнь и смерть. Счастье или погибель».

Куликовская битва, в результате которой победа князя Дмитрия Донского над ханом Мамаем положила начало освобождению Руси от татаро-монгольского ига, была воспринята поэтом в качестве символического события, имеющего современное значение. Для Блока она, прежде всего, означала победу воли над безволием, личности над безличностью.

Образ лирического героя у Блока сливается с образом защитника Родины. Это и голос древнерусского воина на Куликовом поле перед битвой, и голос поэта в канун великих исторических событий: «Я - не первый воин, не последний...» Это клятва русского воина и русского поэта «за святое дело мертвым лечь».

Начальное «мы, сам-друг» - очень характерно для блоковской лирической системы, которая насквозь диалогична. «Мы» объединяет не только лирического героя и читателя, не только автора и его современников. Блоковское «мы» объединяет автора и его соотечественников, независимо, в каком времени они находятся. Это духовное единение, наша общая любовь и общая тревога за русскую землю.

Цикл отчетливо распадается на три части.

Первое стихотворение «Река раскинулась. Течет грустит лениво...» - зачин. Следующие два рисуют лирического героя как одного из участников легендарной битвы. Четвертое и заключительное пятое стихотворения повернуты в современность, они призваны знаменовать победу героя над проклятым «татарским игом» сомнений, противоречий, иронии, то есть тем темным, что властвовало и продолжает властвовать над его «лирической» душой.

Поскольку в основу цикла положен конкретный исторический факт, у него есть и своеобразный «сюжет».

Сюжет и композиция.

1 стихотворение - Движение к полю боя. - Зачин.

2 стихотворение - Прибытие к месту битвы. - Прошлое.

3 стихотворение - Защитница земли русской. - Прошлое.

4 стихотворение - Терзания лирического героя. - Перенос в современность.

5 стихотворение - Неизбежность исторических катаклизмов, причастность к ним лирического героя.

«Весь цикл состоит как бы из двух витков спирали, и на орбите каждого витка находятся по 2 стихотворения. На этих витках спирали осуществляется связь времен: через прошлое к настоящему и будущему», - писал литературовед М. Пьяных.

4 . Анализ цикла «На поле Кулековом».

Лирический цикл - жанровая форма стихового единства, возникающая при объединении относительно самостоятельных лирических стихотворений в одно целое.

  • Первое стихотворение цикла " Река раскинулась".

-Какое настроение создаёт пейзажная зарисовка, данная автором в начале стихотворения?

-Как меняется интонация стихотворения во второй строфе? Почему?

-Как вы думаете, почему Блок, обращаясь, к родине, Руси, называет её женой?

-Какое ощущение вносит в стихотворение 4 строфа? Почему?

-Внимательно вчитайтесь в следующую строфу и подумайте, почему в стихотворении возник образ кобылицы, несущейся вскачь. Как изменился ритм стихотворения?

-Прочитайте заключительную строфу стихотворения. Как вы думаете, каким видится будущее России А.Блоку?



  • Второе стихотворение «Мы, сам-друг, над степью в полночь стали…».

- Каким настроением пронизано это стихотворение?

- Почему не упоминается князь в стихах?

- В каком облике является лирический герой?

- Как передано единение русских людей перед битвой?

- Попробуйте установить связь этого стихотворения с древнерусской литературой, с фольклором.



  • Третье стихотворение « В ночь, когда Мамай залег с ордою…»



- В этом стихотворении много слов, написанных с прописной буквы: «Тобою», «Ты», «Твой». Кто она?

- В чем вы видите ритмические особенности стихотворения?



  • Четвертое стихотворение «Опять с вековою тоскою».

- Как изменяется облик лирического героя, его мысли, настроение?

- Выделите ключевые символические образы и объясните их значение.



  • Пятое стихотворение «Опять над полем Куликовым…»

-Как изменяется облик лирического героя, его мысли, настроение?

- Выделите ключевые символические образы и объясните их значение.



IV. Информация о домашней работе:

Подготовиться к анализу лирического произведения.



V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- В чем проявляется современное прочтение цикла «На поле Куликовом»? Актуальны ли эти стихи?

-Каким чувством пронизаны все стихотворения цикла?

-Какова основная мысль стихотворения " Река раскинулась"?

-Как стихотворения цикла связаны с сегодняшним днём? Чему они нас учат?



Георгий Иванов:

В «Стихах о России нет ни одного «былинного» образа, никаких молодечеств и «гой еси». Но в них - Россия былин и татарского владычества, Россия Лермонтова и Некрасова, волжских скитов и 1905 года... Книга Блока - точно чистый воздух, от соприкосновения с которым рассыпаются в прах стилизаторские мумии «под народ».

Стихи Блока истинно классичны... Это естественная классичность мастера, прошедшего все искусы творческого пути, некоторые из них стоят уже на той ступени просветления простоты, когда стихи, как песня, становятся доступными каждому сердцу.





Лирика А. Блока. Анализ стихотворений.



Цели:

1)воспитательная:

  • формирование нравственных основ мировоззрения учащихся;

  • создание условий для вовлечения студентов в активную практическую деятельность;

2)образовательная:

  • повторить и обобщить знания об основных средствах художественной выразительности;

3)развивающая:

  • развитие творческого подхода к изучаемому материалу; исследовательских навыков; умения целостного анализа лирического произведения;

  • развитие навыков целостного анализа лирического произведения;

  • развитие мыслительно-речевой деятельности, умения анализировать, сравнивать, логически верно излагать мысли.

Тип урока: урок совершенствование знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок - практикум, практическая работа.

Методические приёмы: анализ лирического произведения, беседа по вопросам.

Прогнозируемый результат:

  • знать основные темы лирики А. Блока, средства художественной выразительности, примерный план анализа стихотворения.

  • уметь определять различные средства художественной выразительности в тексте, выявлять их роль в создании художественного образа.



Оборудование: тетради, сборник стихотворений, компьютер, мультимедиа, презентация.



Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

1. Слово преподавателя.

Творчество Александра Блока - великого поэта начала XX века - одно из самых примечательных явлений русской поэзии. По силе дарования, страстности отстаивания своих воззрений и позиций, по глубине проникновения в жизнь, стремлению ответить на самые большие и насущные вопросы современности, по значительности новаторских открытий, ставших неоценимым достоянием русской поэзии, Блок является одним из тех деятелей нашего искусства, которые составляют его гордость и славу.



2.Обсуждение темы и целей урока.



III. Совершенствование знаний, умений и навыков.

Практическая часть урока.

1. Самостоятельная работа.

  • Произведите анализ стихотворения А. Блока «О, я хочу безумно жить »:

О, я хочу безумно жить:

Всё сущее - увековечить,

Безличное - вочеловечить,

Несбывшееся - воплотить!



Пусть душит жизни сон тяжелый,

Пусть задыхаюсь в этом сне,-

Быть может, юноша весёлый

В грядущем скажет обо мне:



Простим угрюмство - разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь - дитя добра и света,

Он весь - свободы торжество!



2. Работа с текстом.

  • Выразительное чтение и анализ стихотворения «Коршун»:



Чертя за кругом плавный круг,

Над сонным лугом коршун кружит

И смотрит на пустынный луг.-

В избушке мать, над сыном тужит:

"На хлеба, на, на грудь, соси,

Расти, покорствуй, крест неси".



Идут века, шумит война,

Встает мятеж, горят деревни,

А ты всё та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней.-

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить?



3. Беседа.

-Как воспринимается стихотворение А.А. Блока «Коршун»?

-Какие мысли и чувства вызывает?

-К какому творческому периоду оно относится? Входит ли в какой-то цикл?

-В чем своеобразие этого цикла?

-Имеет ли стихотворение название? Что в нем отражено?

-Как построено стихотворение? Если оно делится на строфы, то сколько их?

-Каковы по форме? Как они связаны между собой?

-Как звучит начало стихотворения?

- Какая нарисована картина, с помощью каких художественных средств?

-Дайте толкование фольклорного образа «коршун».

- Если в стихотворении есть лирический герой, то каков его внутренний мир, состояние? Что с ним происходит? С помощью каких художественных средств это изображено?

-Как движется поэтическая мысль от начала к финалу? Как передается движение: с помощью лирического сюжета, смены картин, интонацией?

- Какие мотивы возникают и в каких образах воплощаются?

- Дайте толкование слов: «тужить», «кружить», «крест неси», «доколе». Какова роль данной лексики в стихотворении?

-Каков итог лирического высказывания?

-Находит ли лирический конфликт свое разрешение? Какими поэтическими средствами это выражено?

-Как достигается автором эмоционально-смысловая целостность стихотворения?

-Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора стихотворения «Коршун»?

-В чем традиционность, а в чем новаторство творческой манеры А.А. Блока?

-Как вписывается стихотворение в творчество Блока в целом, в общекультурный контекст?



IV.Информация о домашней работе:

Чтение поэмы А. Блока « Двенадцать».



V. Подведение итогов урока. Рефлексия.





























А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»: сюжет поэмы и ее герои.

Борьба миров в поэме.

Цели:

1)воспитательная:

  • формирование нравственных основ мировоззрения учащихся;

  • создание условий для вовлечения студентов в активную практическую деятельность;

2)образовательная:

  • выявить жанровое своеобразие поэмы;

  • показать полемический характер поэмы: контрастное изображение двух миров, мирового пожара, революционного переустройства жизни;

  • разъяснить отношение Блока к Октябрьской революции;

  • выяснить особенности подхода поэта к теме революции в произведении;

  • отметить значение символов в поэме «Двенадцать»;

3)развивающая:

  • развитие навыков целостного анализа лирического произведения;

  • развитие мыслительно-речевой деятельности, умения анализировать, сравнивать, логически верно излагать мысли.

Тип урока: урок совершенствование знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок - практикум.

Методические приёмы: анализ лирического произведения, беседа по вопросам.

Прогнозируемый результат:

  • знать содержание поэмы; теоретические понятия, связанные с темой;

  • уметь выразительно читать изучаемые произведения; анализировать художественное произведение, используя сведения по теории литературы.



Оборудование: тетради, сборник стихотворений, компьютер, мультимедиа, презентация.



Всем телом, всем сердцем, всем сознанием слушайте Революцию.

А. Блок



Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

1. Слово преподавателя.

Россия в судьбе и творчестве Блока - это совершенно особая тема, по значимости несопоставимая ни с чем. Именно Россия стала глав­ной болью и главным счастьем поэта. Обостренное внимание к ее судьбе было тем, что определило отношение Блока к революции. Поэт-романтик, поэт-символист, он увидел в ней могучую стихию, которая принесет свободу и родной стране, и ее на­роду. Всегда чутко прислушивавшийся к стихии, Блок и в этот раз остался верен себе - революция влекла поэта непреодолимо. Однако ошибались те, кто зачислил поэта в апологеты революции. Запись от 18 января 1918 года в знаменитой 56-й за­писной книжке поэта, пожалуй, точнее всего передаёт тот взгляд на мир, который был характерен для Блока периода зимы 1917-1918 годов: «Рабочие сами для себя работают кое-как и жулят. И эту правду пойми». Авторский курсив ярче всего по­казывает позицию поэта: не апология, не анафема, а понимание. Как человек по­нимает окружающую его жизнь, какие пути для этого он находит - здесь Блок ни­кому не указчик. Сам он, будучи поэтом, делает это единственно возможным для себя способом - через стихи. Но оказывается, что произошедшее столь огромно и многолико, что требуется нечто большее, чем стихи... И поэтому появляется «Две­надцать» - гениальная попытка понять себя, свою страну, народ, эпоху. Написав поэму «Двенадцать», Блок воскликнул: «Сегодня я - ге­ний!». «Двенадцать» - какие бы они ни были - это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью», - утверждал поэт. Однако пер­вое прочтение поэмы обычно вызывает даже недоумение, вызывает много вопросов.

2.Обсуждение темы и целей урока.



III. Совершенствование знаний, умений и навыков.



1. Индивидуальное сообщение. Творческая история поэмы «Двенадцать».

Отношение Блока к революции - сложный комплекс мыслей и чувств, надежд и тревог. Из биографии поэта вы знаете, что он - один из немногих среди русской интеллигенции - принял революцию и встал на сторону большевиков. О своем настроении поэт искренне пишет в стихотворном послании «З. Гиппиус»:

Страшно, сладко, неизбежно, надо

Мне - бросаться в многопенный вал...

Мысли о революции и судьбе человека в эпоху колоссальных свершений Блок выражает в статье «Интеллигенция и Революция», в поэмах «Скифы» и «Двенадцать».

Поэтический голос Блока вобрал в себя и передал противоречивое состояние всенародной души, включающей и чистую веру, и отчаянное безверие, любовь к родине и Неприязнь к ней, всеприятие и всеотрицание.

Поэма написана в январе 1918 года. Первая запись автора о ней сделана 8 января. 29 января Блок записывает: «Сегодня я - гений». Это - единственная во всей творческой судьбе поэта самохарактеристика такого рода.

Поэма получает широкую известность. 3 марта 1918 года она была напечатана в газете «Знамя труда», в апреле - вместе со статьей о ней критика Иванова-Разумника «Испытание в грозе и буре» - в журнале «Наш путь». В ноябре 1918 года поэма «Двенадцать» выходит отдельной брошюрой.

Сам Блок вслух не читал «Двенадцать» никогда. Однако в 1918-1920 гг. на петроградских литературных вечерах поэму не раз читала Л. Д. Блок, жена поэта, профессиональная актриса.

Появление поэмы вызвало бурю разноречивых толкований. Ее решительно и окончательно не приняли многие современники Блока, даже бывшие близкие друзья и соратники. В числе непримиримых противников «Двенадцати» оказались З. Гиппиус, Н. Гумилев, И. Бунин. С восторгом приняли поэму Иванов Разумник, В. Мейерхольд, С. Есенин. Блоку был передан одобрительный отзыв А. Луначарского.

Самой сложной, тонкой, содержательной оказалась реакция тех, кто, не принимая «злободневный смысл» «Двенадцати», увидел блеск, глубину, трагизм, поэтическую новизну, высокую противоречивость поэмы. Так оценили «Двенадцать» М. Волошин, Н. Бердяев, Г. Адамович, О. Мандельштам и другие.

Так выразил свои впечатления М. Волошин:

Поэма «Двенадцать» является одним из прекрасных художественных претворений революционной действительности. Не изменяя самому себе, Блок написал глубоко реальную и - что удивительно - лирически объективную вещь? Внутреннее сродство «Двенадцати» со «Снежной Маской» особенно разительно. Это та же Петербургская зимняя ночь, та же Петербургская метель... тот же винный и любовный угар, то же слепое человеческое сердце, потерявшее дорогу среди снежных вихрей, тот же неуловимый образ Распятого, скользящий в снежном пламени... К передаче угарной и тусклой лирики своих героев Блок подошел сквозь напевы и ритмы частушек, уличных и политических песен, площадных слов и ходовых демократических словечек. Музыкальной задачей поэта было: из нарочито пошлых звуков создать утонченно благородную симфонию ритмов.

...В этом появлении Христа в конце вьюжной Петербургской поэмы нет ничего неожиданного. Как всегда у Блока, Он невидимо присутствует и сквозит сквозь наваждения мира, как Прекрасная дама сквозит в чертах Блудниц и Незнакомок. После первого - «Эх, эх без креста» - Христос уже здесь...

Сейчас ее (поэму) используют как произведение большевистское, с таким же успехом ее можно использовать как памфлет против большевизма, исказив и подчеркнув другие ее стороны. Но ее художественная ценность, к счастью, стоит по ту сторону этих временных колебаний политической биржи.

Блок почувствовал направленность исторического движения и гениально передал это раскрывающееся у него на глазах будущее: состояние душ, настроение, ритмы шествия одних слоев населения и окостенелую обреченность других.

Отношение самого Блока к поэме было довольно сложным. В апреле 1920 г. написана «Записка о «Двенадцати»: «... В январе 1918 года я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 или в марте 1914... Те, кто видит в «Двенадцати» политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, - будь они враги или друзья моей поэмы». (Здесь Блок сопоставляет данную поэму с циклами «Снежная Маска» и «Кармен».)

Поэма «Двенадцать» явилась итогом блоковского познания России, ее мятежной стихии, творческого потенциала. Не в защиту, не в прославление «партии переворота» - но в защиту «народной души», оболганной и униженной (с точки зрения Блока), взметнувшейся мятежом, максималистским «все или ничего», стоящей на краю гибели, жестокой кары, - написана поэма. Блок видит и знает происходящее: обстрел Кремля, погромы, ужас самосудов, пожоги усадеб (была сожжена родовая усадьба блока в Шахматове), разгон Учредительного собрания, убийство в больнице министров Временного правительства Шингарева и Кокошкина. По свидетельству А. Ремизова, известие об этом убийстве стало толчком к началу работы над поэмой. Блок в эти «безбытные» недели января 1918 г. считает высшим долгом русского художника, «кающегося дворянина», народолюбца - отдать народу, принести в жертву воле «народной души» даже последнее свое достояние - меру и систему этических ценностей.

Этой жертвенностью, сознанием своей силы, безмерной, не рассуждающей жалостью продиктована поэма. Волошин назовет ее «милосердной представительницей за душу русской разиновщины».

2.Анализ текста поэмы.

-В каком литературном жанре написано произведение А.Блока?

(«Двенадцать» - поэма.

Поэма - крупное стихотворное произведение с повествовательным сюжетом).



- Присутствует ли сюжет в поэме «Двенадцать»?



- При чтении и анализе обратите внимание на жанровые особенности поэмы: сочетание лиро - эпического начала с повествовательно - драматическим сюжетом. Перед нами живые, движущиеся, озвученные картины реальности. Главы калейдоскопически сменяют друг друга, складываются в масштабную панораму.



  • Чтение учителем 1 главы.

Вопросы:

  1. Где развертывается действие поэмы?

(«На всем божьем свете» на фоне разбушевавшихся природных стихий. Шумы, ритмы, голоса объятой революционным вихрем России гениально воплотились Блоком в поэме.)

  1. Как изображена разбушевавшаяся природная стихия?

(Стихия снега уводит героев от уюта дома, от любви и страсти в мир иной - жестокий, холодный, требующий мужества.

  1. Каков образ ветра?

( Он всевидящее, всезнающее существо, таящее в своей хаотичности источники всеведения. Он завивает, ветер хлесткий, ветер веселый и золи рад, он гуляет, свищет, рвет, мнет. Возникают сопутствующие образы снега и вьюги. Это образы - символы не только разбушевавшейся стихии, но и грядущих перемен. Кажется, все смешалось, закрутилось в вихре. Кругом хаос и беспорядок, где идет схватка добра и зла, черного (старый мир) и белого (новый мир)

  1. О чем свидетельствует контраст, заложенный в 1-х строках?

  2. Как изображен старый мир?

(Старушка, символизирующая обывательское сознание. Буржуй на перекрестке, оставшийся «с носом», в «воротник упрятал нос».Писатель - вития (красноречивый оратор), говорящий вполголоса «Предатели! Погибла Россия!». Товарищ поп, нынче невеселый, он изображен как посторонний человек Барыня в каракуле, со своими спутницами. Бродяга - «Эх, бедняга», - это авторское отношение, так воспринимает события рассказчик. Грубо и жестоко обращается ветер с людьми беспомощными, сентиментальными, плаксиво растерянными. Все герои у автора вызывают презрительную усмешку, лишь к бродяге у него теплое чувство. «Подходи - поцелуемся…» Это в честь праздника революции, как в первый день Пасхи. Далее, клич голодных: Хлеба! И вопрос: «Что впереди? (о перспективах революции). Но нет ответа. «Проходи». Никто ответа не знает, во всяком случае, улица. Кругом злоба, грустная, черная, святая. Оксюморонное смешение святости и злобы указывает на дисгармонию, утрату идеала. Святая злоба навевает ощущение собственной вины, которая не дает права осуждать черную злобу и которая воспринимается как возмездие, недаром звучит: «Товарищ! Гляди в оба!». Это ни что иное как мотив бдительности, предупреждения.



Вывод: «Буря во всех мирах» нашла в этой главе сгущенное выражение.



  • Самостоятельная работа в группах.

Обсудите в группах 2, 3, 7, 11 главы. Каков образ нового мира, представленный в облике красноармейцев?



(Гуляет ветер, порхает снег

Идут двенадцать человек.

Двенадцать героев, непохожих на окружающих, призванных исполнять некое предназначение, шагают через городскую сутолоку, где нет ничего неслучайного. Каждая глава притчеобразна. Мир предстает в состоянии конца - начала. В нем присутствуют черты и приметы Апокалипсиса.

Это образ нового мира, появляющегося из бури и сливающегося с ней. Двенадцати красногвардейцам надлежит навести порядок в стране. Но этот образ крайне противоречив, многолик. С одной стороны, эти люди в рваных пальтишко готовы жизнь отдать за неясные пока цели революции, готовы исполнить свой долг. Они идут вперед державным шагом, полные решимости раздуть мировой пожар на «всем божьем свете».

С другой стороны, это буйная вольница, даже внешне они напоминают уголовников. Они неуправляемы, подвержены непредсказуемым чувствам и поступкам. «Эх, эх, позабавиться не грех!» (7 гл.). Они идут без имени святого, «ко всему готовы»: к грабежу, убийству, насилию). Люди не под крышей дома, они несут службу, сознательно или скорее бессознательно бросились в стихию снега, ветра, тьмы. Они проходят мимо всех, кто считал себя состоятельным в прежнем мире).



  • Чтение 4-5 главы.

Вопросы:

  1. Находит ли в этих главах развитие сюжетная линия?

  2. Помогают ли образы Катьки, Ваньки узнать еще что - нибудь о красногвардейцах?

  3. Каков облик блоковской героини Катьки?

(Образ Катьки наделен реалистическими деталями: «в кружевном белье ходила», «гетры серые носила», «шоколад Миньон жрала»).



  • Чтение 6-7 главы.

Вопросы:

  1. Какое событии лежит в основе 6 гл.?

(Убийство Катьки, как стихийный акт, - кульминация поэмы. Преступления нет, для убийц не существует нравственных норм, их поступки неуправляемы).



  1. Как чувствует себя Петруха после убийства Катьки?

(Неловко, раскаивается, обращается к товарищам за помощью. Однако его раскаивание вызывает в товарищах сначала жалость, а потом злобу и ожесточение. Петруха, устыженный товарищами, ощущает неуместность своих страданий. Он действует, чтобы заглушить угрызения совести. «Он пять повеселел». Блок точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь - полное обесценивание человеческой жизни, которое не охраняет больше никакой закон: никому даже в голову не приходит, что за убийство Катьки кому-то придется отвечать. Нравственные понятия обесценились, недаром после гибели Катьки начинается разгул, теперь все дозволено: « Запирайте етажи, нынче будут грабежи»).



  • Чтение 8 главы.

Вопрос:

Какие ритмы преобладают?

(Народно-песенные. Продолжается бесчинство, разгул. В один ряд поставлены « скука скучная, смертная»и желание провести «времячко», а затем - «Уж я семячки полущу, полущу! Уж я ножичком полосну…». Вот так воспринимает революционные события человек улицы, ощутивший безграничность свободы, и в то же время чувствующий враждебность окружающего, но уже побежденного мира).



  • Чтение 9 главы.

Вопрос:

Что породила свобода, данная революцией?

(От ощущения свершившегося справедливого переворота идет настроение бесшабашности, упоение свободой, характерное для городской голытьбы. Свобода, данная революцией, породила еще более страшный мир. Теперь людей, слившихся в кроваво-красном вихре, трудно остановить, если вообще возможно, потому что они мстят за свое прошлое всем подряд. Вот где четко прослеживается их крепкая связь со «старым миром», «пес безродный стоит… поджавши хвост»).



  • Чтение 10 главы.

Вопросы:

  1. Как реагирует природа на происходящее? Найдите образы-символы?

  2. Какой предстает Россия?

(В первых 4-х строках проявляется усиление стихии, но не она слепит. идущие двенадцать не видят вперед дальше четырех шагов. Не в состоянии удержать от темных и страшных проявлений и вера в Бога. Она тоже потеряна. Но убийство не только из-за любви, в нем проявилась и социальная стихия: разгул, разбой, бунт «голытьбы». Они не просто бунтуют, они пришли к власти. И тут возникает вопрос, как мог Блок благословить этот разбой и разгул? Многое в позиции Блока может прояснить то, что поэт, будучи всегда далеким от политики, был воспитан на традициях русской интеллигентской культуры 20 века с присущими ей идеями «народопоклонства» и ощущением вины перед народом. Поэтому разгул народной стихии, который приобретал такие уродливые черты, поэт воспринимал как возмездие. Потерявшая нравственные ориентиры, охваченная разгулом темных страстей, разгулом вседозволенности- такой предстает Россия в поэме. Но Блоку видится не только возмездие, но и погружение в ад, преисподнюю, но в этом же ее очищение. Россия должна миновать это страшное, погрузившись на самое дно, вознестись к небу).



  • Чтение 11 главу.

Вопрос:

Кто герой поэмы?

(Герой поэмы Блока, обозначенный сокральным числом , - это «рабочий народ», люди, которых поднял с самых низов вихрь истории. Их ведет вперед «черная злоба»- «святая злоба» к «страшному» миру. Они идут уверенны, ничем и никем не сбиваемым шагом. Они слились с кровавым вихрем революции, «ко всему готовы, ничего не жаль»).



  • Чтение 12 главу.

Вопрос:

Мотивировано ли появление Христа в финальной строке?

(Появление Христа в финальной строке никак не мотивировано предшествующим текстом. Но это единственный, но решающий знак присутствия автора. Это блоковская оценка всего происходящего. С одной стороны, - это социальное возмездие за несвободу низов. С другой стороны, - это правда духовного освобождения от унизительной власти низменно- телесного, то есть возврат к потерянной нравственности.)



Выводы по поэме:

Таким образом, поэма «Двенадцать» - это не только размышления поэта об Октябрьской революции, но и размышления о судьбе своей Родины. Поэт был убежден, что у России свой исторический путь: «Наш путь - иной путь: путь «презренный и несчастный», развитие, идущее скачками, сопровождаемое вечными упадками, постоянными растратами и потерями того немногого, что удалось скопить и сколотить: величайшие наши достижения - не закономерны, случайны, как будто украдены у времени и пространства ценою бесконечных личных трагедий, надрывов и отчаяний наших великих творцов.



IV.Информация о домашней работе:

Подготовить сообщение о жизни и творчестве В. Маяковского.



V. Подведение итогов урока.

-Что же услышал Блок в музыке революции?

-Как «Буря во всех мирах» нашла свое выражение в поэме?

-Какой видится Россия?

-Как раскрывается проблема исторической судьбы России?



VI. Рефлексия.

-Изменилось ли что-то в вашем представлении о том, что происходило в ту тревожную эпоху, о которой Блок не мог не говорить? Что понимает Блок о революции, чего другие не увидели? На что вы смотрите не так, как Блок?

- Так какую же цель ставит перед собой поэт, изображая «музыку революции»?

С одной стороны, Блок понимает и принимает ее закономерность, с другой стороны, он разглядел ее жестокое лицо, во многом предугадал ее губительные последствия. Приветствуя революцию как способ радикального изменения жизни к лучшему, поэт романтически представлял ее силы более разумными и гуманными, чем они оказались на самом деле. Он понимал и принимал революцию как своего рода наказание (возмездие).

Но судьба настоящего поэта не отделима от судьбы своей страны. Блок мечтал о реализации своей давней мечты, о духовной гармонии. Но его ждало глубокое разочарование. Поэтому голос поэта умолкает.

4 мая 1919 г он пишет: «Но работать по-настоящему уже не могу, пока на шее болтается новая петля полицейского государства». Все вернулось туда, откуда пришло (как в его стихотворении «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека...»). Может быть, Блок хотел уничтожить поэму, зная, что к его слову прислушиваются тысячи людей, ему верят и пойдут за ним. Но все же известна его записка(1 апреля 1920 года): «Оттого и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было написано в согласии со стихией..».

Разочарование в своем идеале, чувство бессилия перед будущей катастрофой, которую Блок уже чувствовал, привело к его творческой смерти - после поэмы «12» и «Скифов» он навсегда замолк (1918). Может быть, как предположил Г.Иванов, «за создание «Двенадцати» Блок поплатился жизнью».

















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал