7


  • Учителю
  • Роль ремарок в комедии Н. В. Гоголя 'Ревизор'

Роль ремарок в комедии Н. В. Гоголя 'Ревизор'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Автор статьи обращается к непопулярной теме при изучении драматических произведений. Как правило, на уроках по гоголевскому "Ревизору" анализируется система образов, язык героев, композиция комедии, но ведь ничуть не менее важны и авторские заметки, ремарки, которые при
предварительный просмотр материала

Роль ремарок в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Комедия смешна снаружи;

но внутри это - горе-гореваньице,

лыком подпоясано, мочалами испутано.

Из журнала «Молва»

Гоголь пришел в литературу как талантливый прозаик, но он не менее талантлив и как драматург. Читая Гоголя, восхищаешься его даром живописца, сатирика, юмориста и удивляешься способности писателя видеть мир через волшебное стекло. Это стекло не просто увеличивало общественное явление или человеческий порок, оно гротескно искажало его до безобразия.

Мастер художественного слова, Гоголь стремился к сжатости, лаконичности и в репликах действующих лиц, и в авторских ремарках.

Ремарка - это пояснение автора к драматическому тексту, касающееся обстановки, поведения действующих лиц. Пожалуй, до Гоголя ни один драматург в таком многообразии не использовал ремарки, не придавал им столь важное значение. Ремарки Гоголя определены характерами героев. Они подчёркивают созданные на сцене образы плутов, мошенников, взяточников, казнокрадов, прячущихся за спасительными чиновничьими мундирами.

Премьеру «Ревизора» Гоголь ставил сам, внося в постановку исправления. Чаще всего он пользуется техническими ремарками, указывает, что чиновники «усаживаются», «садятся», «трясутся от страха». Земляника «говорит в сторону», затем - «вслух», городничий «говорит про себя».

Одни ремарки имеют водевильный характер - они используются, чтобы увлечь, рассмешить зрителя: вот Анна Андреевна «машет платком» мужу. Это тот самый платок, который мы увидим на шее Марьи Антоновны в четвёртом действии. «Какой у вас прекрасный платочек! Как бы я желал, сударыня, быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку», - говорит ей Хлестаков. Зритель смеётся, когда Хлестаков «придвигает стул» (ремарка повторяется трижды), а Марья Антоновна отодвигает его, когда Добчинский и Бобчинский, «подходя к ручке», столкнулись лбами и «Бобчинский летит вместе с дверью на сцену».

Другие ремарки используются с целью усилить обличительно-сатирический смысл комедии. Городничий, узнав о приезде ревизора, даёт распоряжение частному приставу и после слов «о, ох,…. хо, хо-х! грешен, во многом грешен» («берёт вместо шляпы футляр»), обещает поставить богу свечку, если «всё сойдёт с рук» и «вместо шляпы хочет надеть бумажный футляр». Эта ремарка уже в первом действии предупреждает читателя о «пустых хлопотах» городничего.

Кроме технических ремарок, писатель пользуется ремарками психологическими. Они вскрывают состояние героя, подчёркивают напряжённость ситуации, указывают на смену интонации. Волнение городничего в начале комедии отражено не только в речи героя, но и в ремарках: «бормочет вполголоса, пробегая скоро глазами», «остановясь», «вздохнув», «делает гримасу»; в любой ситуации он остаётся «резонёром», и в подтверждение этому ремарка - «значительно поднимает палец вверх».

Петербургский чиновничешка Хлестаков, получивший возможность пустить пыль в глаза, «поскальзывается и чуть-чуть не шлёпается на пол, но с «почтением поддерживается чиновниками»; говорит он «быстрым отрывистым голосом», «с декламацией», берёт взятки и «рассматривает ассигнации».

Гоголь даёт то односложные, то распространённые ремарки. В развязке комедии (д.4, явл.9) Хлестаков «начинает писать» письмо, «пишет», «пишет», «пишет », «продолжает писать», «свёртывает и надписывает», «даёт Осипу письмо», «подходя к окну», принимает из окна просьбы, «развёртывает одну из них и читает».

Уже само нагромождение одних и тех же слов в ремарках делает текст смешным и наталкивает читателя на мысль о глупости «фитюльки», «елистратишки».

Отдельные ремарки вызывают многочисленные реплики персонажей. Вот - чихание городничего, вызвавшее целую «тираду» реплик: «Здравия желаем, ваше высокоблагородие!», «Сто лет и куль червонцев!», «Продли бог на сорок сороков!» - после которых раздаются голоса Земляники: «Чтоб ты пропал!» и жены Коробкина: «Чёрт тебя побери!», - на что городничий отвечает: «Покорнейше благодарю! И вам того ж желаю!»

Авторские ремарки в комедии играют необычную роль: они словно заменяют режиссёра при постановке пьесы: «комната в доме городничего», «маленькая комната в гостинице. Постель, стол, чемодан, пустая бутылка, сапоги, платяная щётка и прочее», «та же комната в доме городничего» - эти ремарки «рисуют» интерьер.

В «меню» действующих лиц - «говорящие имена и фамилии: судья Ляпкин-Тяпкин», уездный лекарь Гибнер, частный пристав Уховёртов и проч. «Замечания для господ актёров» - это тоже авторские ремарки, вносящие свой вклад в «режиссуру». Гоголь представляет нам городничего, «уже постаревшего на службе и очень неглупого, по-своему, человека…», Хлестакова, «худенького, несколько приглуповатого и, как говорят, без царя в голове», почтмейстера, «простодушного до наивности человека»… А в конце «Замечаний» писатель настойчиво советует: «Господа актёры особенно должны обратить внимание на последнюю сцену». Знаменитая «немая сцена» в финале комедии - это тоже ремарка, но «немая». Зрительный зал захватывает в немом лицезрении, как и действующие лица на сцене. Автор требует, чтобы сцена держалась полторы минуты. Кажется, ещё секунда молчания - и наше сердце разорвётся. На помощь приходит спасительный занавес.

Кстати, ремарки, касающиеся занавеса в финале каждого акта, тоже ёмки, содержательны и интересны. В конце первого действия городничиха кричит в окно: «Скорее, скорее, скорее, скорее!» - до тех пор, пока не опускается занавес. Так занавес и закрывает их обеих (мать и дочь), стоящих у окна».

Во втором действии «занавес опускается» после обращения городничего к Бобчинскому: «Уж и вы! Не нашли другого места упасть! И растянулся, как чёрт знает что такое».

Уход городничего со сцены «на цыпочках» вслед за квартальным заканчивают третье действие.

Четвёртое действие завершается ремаркой: «Колокольчик звенит; занавес опускается».

И, наконец, занавес после «немой с цены». По авторским ремаркам получается. Что занавес - один из героев комедии и, вероятно, положительный!

Пришло время обратиться к ещё одной авторской ремарке - эпиграфу комедии: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Вот оно, то самое волшебное стекло, которое не просто увеличивает, но и гротескно искажает отражение. Эпиграф к комедии Гоголь дал через несколько лет после её постановки, когда критика яростно обвинила писателя в клевете на Россию.

В своём произведении Гоголь «хотел собрать всё дурное и разом над всем посмеяться», поэтому комедия - это не клевета, а зеркало. Эпиграф звучит резко и смело, он призывает читателей: не пеняйте на зеркало, не упрекайте его в искажении, а присмотритесь к его отражению повнимательнее. И как не вспомнить неизвестного автора XIXвека, воскликнувшего: «Нам, товарищи, нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали!»



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал