7


  • Учителю
  • Рабочая программа. 6 класс. Бунеев

Рабочая программа. 6 класс. Бунеев

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 101с углубленным изучением экономики»

городского округа город Уфа Республики Башкортостан

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Школа № 101

с углубленным изучением экономики»

_______________ Самситдинов И.З.

Приказ №____от______2016г.



Рабочая программа

Литература

6а, 6б классы

Составитель:

учитель русского языка и литературы

Сысоева Т.В.

Уфа - 2016

Содержание





1. Пояснительная записка 3



2. Содержание учебного предмета 4



3. Календарно-тематическое планирование 11



4. Планируемые результаты 16





































  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе образовательного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего) образования по литературе (базовый уровень) с учетом авторской программы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой «Программа по литературе. 5-11 кл.» (М.: Баласс, 2006).

В программу внесены некоторые изменения, связанные с необходимостью ввести в список внеклассного чтения дополнительные произведения художественной литературы 19 и 20 веков.

Отсюда цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.

Цель литературного образования определяет его задачи:

1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.

6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

В программе для 5-8-го классов выделяются произведения «для текстуального изучения» и «для обзорного изучения».

Выделяются следующие этапы литературного образования школьников:

5-6-й классы - постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, что обеспечивает непрерывность системы литературного образования в начальной и основной школе. Учащиеся читают приключенческую, фантастическую, детективную литературу, произведения о своих сверстниках, животных, природе, получают представление о литературных родах и жанрах. Основные учебные цели:

1) формирование личностного отношения к прочитанному; 2) осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы.

Название учебника отражает содержательную доминанту, ориентированную на познавательные, личностные интересы школьников определённого возраста:6-й класс - «Год после детства».



Структурообразующий

принцип

6





роды и жанры



тематический





Теоретико-литературные понятия включены в аннотации к темам на этапе первоначального знакомства с ними. Динамика их дальнейшего изучения определяется в соответствии с возможностями учащихся и художественными задачами рассматриваемых произведений.

В программе выделяется раздел «Развитие речи учащихся», обозначено основное содержание работы по развитию речи в каждом классе. Тематика и количество сочинений и проверочных работ соответствует Примерной программе по литературе основного общего образования (базовый уровень).

  1. Содержание учебного предмета

Содержание программы по литературе 6-й класс

Введение (1 ч.).

Становление читателя. Литература художественная и нехудожественная. Роль художественной литературы в жизни человека.



Раздел 1. Пролетая над снами… (27 ч.).

Место мистики в мире художественной литературы. Жанровое многообразие мистической литературы. Мистика как способ художественного отражения действительности. Способы изображения человека в эпическом и драматическом произведениях.

Для текстуального изучения.

В.А. Жуковский. Баллады «Светлана», «Лесной царь» . Эпическое начало в балладе.

А.С. Пушкин «Бесы». Мистика как отражение внутреннего мира автора.

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Мистика и реальность в повести.

М. Метерлинк «Синяя птица» (в сокращении). Истинное и ложное в жизни человека. Поиски счастья героями.

Для обзорного изучения.

А.С. Пушкин «Песни западных славян».

А.П. Чехов «Страшная ночь».

Истоки мистического в литературе.

П. Мериме «Венера Илльская» (в сокращении).

Философский смысл новеллы и повести.

Теория литературы. Мистика. Мистификация. Символ. Сон как художественный прием. Перевод и переработка художественного произведения. Баллада, новелла. Роды литературы. Эпическое (повествование) в стихах и прозе. Драма как литературный род. Эпиграф, его смысловая нагрузка.



Раздел 2. Сказки для взрослых (16 ч.).

«Вечные» темы в художественной литературе и разные формы их воплощения. Роль сказки в жизни читателя. Место сказки в мире художественной литературы. Нравственные ценности в сказках для взрослых.

Для текстуального изучения.

В. Гауф «Маленький Мук». Сказка для детей и взрослых и её «недетские вопросы». Построение сказки («рассказ в рассказе»).

Т.-А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». Нравственные уроки сказки.

Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Сказка о самоотверженности, любви и страдании.

Для обзорного изучения.

Н.Д. Телешов «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим.

А.Н. Толстой «Русалка». Размышления о разрушительной силе любви.

М.Ю. Лермонтов «Русалка». Ритм и звукопись в стихотворении.

В.В. Вересаев «Состязание». Размышления о человеческой красоте.

Теория литературы.

Роды литературы. Жизнь сказки в эпосе и лирике. Литературная cказка. Художественная деталь в литературной сказке. Композиционный прием «рассказ в рассказе».



Раздел 3. «То времена, то деяния…» (22 ч.).

Миф. Героический эпос разных народов. Миф, фольклор и литература. Герои эпоса.

Для текстуального изучения.

Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула Селянинович». Герои и язык русского былинного эпоса.

Для обзорного изучения.

Легенды и мифы Древней Греции. Мифы о Геракле.

Гомер «Одиссей у циклопов». Жизнь мифов в литературе.

Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (отрывки). Величие древней легенды. Мастерство автора (Лонгфелло) и переводчика (И. Бунин).

Эпос разных народов.

Из башкирского народного эпоса «Урал-батыр».

Из абхазских сказаний о нартах.

Из киргизского эпоса «Манас».

Из якутского эпоса «Олонхо».

Из карело-финского эпоса «Калевала».

Воплощение в мифах и героическом эпосе нравственных идеалов народа.

Теория литературы.

Героический эпос, миф, былина. Отличие мифа от сказки. Герой-богатырь. Приемы создания героического характера в эпосе. Роль художественного слова в эпическом произведении. Гипербола.



Раздел 4. Открывая мир вокруг (20 ч.).

Многообразие реального и художественного мира. Вечные темы в литературе. Литература как способ познания жизни.

Для текстуального изучения.

А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Выстрел»), «Дубровский».

И.С. Тургенев «Муму», «Бирюк».

Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце». Анализ соб-ственных переживаний автора в рассказе.

К.Г. Паустовский «Старик в станционном буфете».

Многостороннее изображение человека в эпических произведениях. Автор и его герои.

Для обзорного изучения.

М. Лермонтов «Сон», К. Симонов «Жди меня», С. Гудзенко «Перед атакой», Б. Окуджава «До свидания, мальчики...», М. Петровых «Апрель 1942», Б. Слуцкий «Лошади в океане». Размышления о ценности человеческой жизни.

А. Грин «Четырнадцать футов». Изображение человека в рассказе.

О. Генри «Последний лист». Герои О. Генри. Размышление о назначении художника и искусства вообще.

Теория литературы.

Рассказ, новелла, повесть как эпические жанры. Мастерство писателя, роль художественной детали в повествовании.



Раздел 5. Смеясь сквозь слёзы… (15 ч.).

Авторский взгляд на мир и его отображение в художественной литературе. Смешное в жизни и литературе. Поучительная литература. Жанры комического.

Для текстуального изучения.

И.А. Крылов. Басни: «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух», «Волк и Ягнёнок», «Демьянова уха», «Петух и Жемчужное зерно», «Тришкин кафтан». Аллегорический смысл басен.

М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Мастерство иносказания. Объект сатиры писателя.

А.П. Чехов «Лошадиная фамилия», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон». Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова.

Для обзорного изучения.

Эзоп. Басни.

Н.А. Тэффи «Митенька», «Переоценка ценностей».

И. Ильф, Е. Петров «Любители футбола».

Р. Бернс. Эпиграммы и эпитафии.

Джером К. Джером «Трое в одной лодке, не считая собаки» (главы).

Теория литературы.

Басня как литературный жанр. Аллегория, эзопов язык, мораль, нравоучение, олицетворение. Юмор и сатира, как сред-ства выражения авторского отношения к изображаемому, приёмы создания комического.



Раздел 6. Стихи из заветной тетради .

Отражение мира чувств человека в лирическом тексте.

Для текстуального и обзорного изучения.

С. Есенин «Где ты, где ты, отчий дом...», М. Цветаева «Домики старой Москвы», А. Ахматова «Цветов и неживых вещей...», И. Бунин «Первый утренник, серебряный мороз...», И. Бродский «Ветер оставил лес...», Б. Пастернак «Никого не будет в доме...» и др. по выбору учителя и учащихся.

Теория литературы.

Роды литературы. Лирика. Лирическое стихотворение. Особенности организации стихотворной речи (рифма, ритм, размер, строфа). Поэтическая антология. Метафора, сравнение, звукопись, эпитет, олицетворение.



Обобщение (21ч.).

Мир твоей литературы.



Развитие речи.

1) Подробный, сжатый, выборочный пересказ текста.

2) Аннотация на прочитанную книгу. Сочинение размышление о книге.

3) Сочинение о литературном герое, сравнительная характеристика двух героев.



4) Сочинение-подражание. Сочинение сказки, баллады, басни, былины и др. (по выбору).

Чтение и изучение произведений - 89 ч.

Развитие речи - 13 ч.

Тестовые задания - 4 ч.



Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

102 часа

В том числе:



Уроки развития речи

13 ч.

Проверочные работы

4 ч.

Внеклассное чтение

4 ч.



В основе содержания обучения литературе лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической.

На этапе введения знаний используются технологии формирования типа правильной читательской деятельности, оценивания образовательных достижений, проблемно-диалогического обучения, которые позволяют организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний.



п/п

Тема

Количество

часов

В том числе

развитие

речи

из них сочинения

проверочные работы

1

Введение

1







2

Раздел 1. «Пролетая над снами…» (27ч.).



27

5

4

2

3

Раздел 2. «Сказки для взрослых» (16 ч.).



16

2

2



4

Раздел 3. «То времена, то деяния…»(22 ч.).



22

1

1

1

5

Раздел 4. «Открывая мир вокруг» (20 ч.).



20

4

4

1

6

Раздел 5. «Смеясь сквозь слёзы…» (15 ч.).



15

1

1



7

Обобщение

1





1

Итого

102

13

12

4



Тематика и количество сочинений и проверочных работ соответствуют Примерной программе по литературе основного общего образования (базовый уровень).

  1. Календарно-тематическое планирование



Уметь формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы.



2

03.09



Баллада как жанр. В. А. Жуковский - основоположник русской баллады.

1

1. Биографические сведения описателях.

2. Содержание прочитанных литературных произведений.

3. Изученные теоретико-литературные понятия

4. Мистика как способ художественного отражения действительности.

5. Способы изображения человека в эпическом и драматическом произведении.

6. Сон как художественный приём.

7. Баллада, новелла.

8. Роды литературы.

9. Эпическое в стихах и прозе.

10. Драма как литературный род.

11. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

12.Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями



3-4

05.09

07.09



«Здесь несчастье - лживый сон;

Счастье - пробужденье»,

(В.А.Жуковский и его баллада «Светлана»).

2

5

08.09



Р.р. Выразительное чтение наизусть фрагмента баллады В.А.Жуковского «Светлана».

1

6



12.09



Таинственная сила мистики

(баллада И.В.Гёте «Лесной царь»).

1



7

14.09



Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество.

1

8



15.09



Мистика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

1

9-10

19.09

21.09



Р/р Сочинение-характеристика героев «Ночи перед Рождеством»

2

11

23.09



Входная диагностика. Контрольное тестирование.

1

12

26.09



Работа над ошибками, допущенными в контрольном тестировании.

1

13-14

27.09

28.09



Мистическое и лирическое в стихотворениях А.С.Пушкина «Утопленник» и «Бесы».

2

15-16

03.10

04.10



Шуточки писателя А.П. Чехова

(По рассказу А.П.Чехова «Страшная ночь»).

2

17-18



05.10

10.10



А.С.Пушкин.

Из цикла «Песни западных славян».

2



19

11.10





Проспер Мериме - мастер новеллы.

1

20

12.10



«Берегись любящей»

(По новелле П.Мериме «Венера Илльская»).

1

21

17.10



«Как глубока тайна Невидимого!»

(По рассказу Ги де Мопассана «Орля»).

1

22

18.10



«Он, мой пленник, новое Существо, новый повелитель - Орля!»

1

23

19.10



Лауреат Нобелевской премии (о писателе Морисе Метерлинке).

1

24

24.10



В поисках Синей Птицы.

1

25

25.10



Герои феерии и их особенности

1

26

26.10



Морис Метерлинк «Синяя птица». Где же наша синяя птица?

1

27-28

07.11

08.11



Р/р Блаженства и радости каждого из нас. Сочинение по первому разделу.

2

29

09.11



Жизнь и творчество Вильгельма Гауфа. Сказка «Маленький Мук»

1

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты

различного типа, стиля, жанра.

6. Оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание.

7. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

30

14.11





Бедный Маленький Мук

(Анализ сказки В.Гауфа «Маленький Мук»).

1

31-32

15.11

16.11



Преступление принцессы Изольды

(По сказке

Н.Д. Телешова

«Белая цапля»).

2











33

21.11



«Музыкант» Гофман

(Жизнь и творчество писателя).

1



34

22.11



Двоемирие в сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

1

35

23.11



Добрая Мари и отважный Щелкунчик.

1

36

28.11



Наш чудесный сказочник

(Жизнь и творчество Ганса Христиана Андерсена).

1

37

29.11



Любовь, самоотверженность, страдание

(По сказке Г.Х.Андерсена «Русалочка»).

1

38

30.11



Русалочье коварство

(По сказке А.К.Толстого «Русалка»).





1

39-40

05.12

06.12



М.Ю.Лермонтов. «Русалка».

2

41-42

07.12



Великая сила искусства

(По сказке В.В.Вересаева «Состязание»).

2

43-44

12.12

13.12



Р/р Сочинение по второму разделу.

2



19.12



Былина как жанр УНТ. Былина «Вольга и Микула Селянинович».

2

1. Биографические сведения о писателях.

2. Содержание прочитанных литературных произведений.

3. Изученные теоретико-литературные понятия.

4. Героический эпос, миф, былина.

5. Отличие мифа

от сказки.

6. Герой-богатырь. Приёмы создания героического характера в эпосе.

7. Гипербола.



47-48



20.12

21.12



Былина «Илья Муромец и Соловей -разбойник»

2

49-50

26.12

27.12



Вн.чт. Мир русской былины.

2

51

28.12



Р/р Как рождаются стихи.(Встреча с поэтом).

1

52-53



16.01

17.01



Башкирский народный эпос «Урал-батыр»

2

54-55



18.01

23.01



Эпос народов Кавказа и киргизский эпос

2

56-57



24.01

25.01



«Калевала» - карело-финский эпос

2

58-59

30.01

31.01





Генри Лонгфелло. «Песнь о Гайавате». Древний эпос северо-американских индейцев

2

60

01.02



«Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи…»

Мифология.

1

61-62



06.02

07.02



Легенды и мифы Древней Греции.

Боги и герои.

2



63-64



08.02

13.02



«Старца великого тень чую смущённой душой»

(о Гомере)

2

65

14.02



Чтение и изучение фрагмента из поэмы Гомера «Одиссея»

1

66

15.02



Вн.чт. Поездка в планетарий на программу «Мифы звёздного неба»

1

67-68



20.02

21.02



Новелла К.Г.Паустовского «Старик в станционном буфете»)

2

69-70



22.02

27.02



Рассказ о страдающих душах

(По рассказу И.С.Тургенева «Муму»)

2

1. Биографические сведения о писателях.

2. Содержание прочитанных литературных произведений.

3. Изученные теоретико-литературные понятия.

4. Рассказ, новелла, повесть как эпические жанры.

5. Роль художественной детали в повествовании.

71-72



28.02

01.03



Глубокий интерес к человеку

(По рассказу И.С.Тургенева Бирюк»)





2

73-74

06.03

07.03



Чувство, живущее в сердце солдата

(По рассказу Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце»)

2



75-76





09.03



Поэты о войне

2

77-78



13.03

14.03







Наше тайное «Я»

(Изображение человека в рассказе А.Грина «Четырнадцать футов»)

2

79-80



15.03

20.03



Что такое истинный шедевр

(По рассказу О.Генри «Последний лист»)

2

81-82





21.03

22.03



Столкновение характеров

(По роману А.С.Пушкина «Дубровский)

2

83

03.04



Офицер становится разбойником

1

84-85

05.04

06.04



Р.р. Сочинение по 4 разделу.

2

86

07.04



Вн.чт. «Предаю тебя твоей совести»

(Нравственные проблемы повести А.С.Пушкина «Выстрел»)

1

87

10.04







Знакомство с разделом «Смеясь сквозь слёзы…»

Басня и её история

1

88-89



11.04

12.04



Эзоп и его басни

2

90-91



13.04



И.А.Крылов и его басни

2

92-93



17.04

18.04



Страшная сила сатиры

(М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

2

94-95







19.04

24.04



Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова

2

96-97





25.04

26.04



Смешное и грустное в рассказах Н.А.Теффи

2

98-99

15.05

16.05



Что такое фельетон?

(Произведения Ильфа и Петрова, М.Зощенко)

2

100-101



22.05

23.05



Хорошо втроём в лодке…не считая собаки

(Джером К.Ждером и его книга «Трое в лодке, не считая собаки»)

2

102

24.05



Подведение итогов за год

1

Сведения, полученные из курса

6-го класса

  1. Планируемые результаты

Обучающиеся должны знать: тексты художественных произведений, изучаемые в 6-ом классе.

Обучающиеся должны уметь:

-видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;

-определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;

-воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;

-воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое, с учетом его специфики;

-давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;

-использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

-понимать связь изученного произведения со временем его написания (5-8-й кл.)

-выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);

-грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;

-выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;

-работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации.

Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:

На необходимом (базовом) уровне:

- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

- выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

- выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

- пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

- выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

- адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства;

- определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями











































«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО»

Протокол методического объединения Заместитель директора по УВР

учителей № ___от «_____»______2016 г. ____________/Иванова Т.И./



Руководитель ШМО

___________________/Бодрова И.М./ «______»__________2016 г.







18



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал