- Учителю
- Урок по теме: Стили речи.
Урок по теме: Стили речи.
2. Понятие о функциональных стилях речи.
Стилистика - раздел языкознания, изучающий стили языка и стили речи, а также использование изобразительно-выразительных средств языка в речевых произведениях. Язык как явление социальное выполняет различные функции, связанные с той или иной сферой человеческой деятельности. Важнейшие общественные функции языка - общение, сообщение, воздействие. Для реализации этих функций исторически сложились и оформились функциональные разновидности языка - книжная и разговорная, представленные функциональными стилями, внутри которых выделяют речевые жанры. Решая вопрос о том, какие стили могут быть выделены в языке, учёные могут рассматривать или литературный язык как обработанную форму общенародного языка, или общенародный язык в целом.
Проблема литературного стиля была поднята ещё М. В. Ломоносовым. В 1757 г. он написал «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке», в котором на основании исторически сложившихся в русском языке «родов речений» изложил теорию «трёх штилей»: высокого, посредственного (среднего) и низкого. Высоким «составляться должны героические поэмы, оды, прозаические речи о важных материях»; средним - «все театральные сочинения», стихотворные дружеские письма, сатиры, эклоги, элегии, а также прозаические описания «дел достопамятных,
учений благородных»; низким - «пристойно» писать «комедии, увеселительные эпиграммы, песни; в прозе - дружеские письма, описания обыкновенных дел».
Русский языковед А. Х. Востоков (1781-1864) посмотрел на эту проблему с точки зрения общенародного языка в целом. В «Русской грамматике» (1831), характеризуя общенародный язык, он говорит о трёх типах речи: «Речь бывает по выбору слов, в неё входящих: 1) важная, или благородная, называемая книжным языком; 2) простонародная, иначе называемая просторечием; 3) между сими двумя середину занимает обыкновенная речь, или язык разговорный».
Стиль (от франц. style, от греч. stylos - палочка для письма) - разновидность языка, характеризующаяся особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств в связи с задачами общения. Варианты литературного языка, которые обусловлены различными сферами общения, называются функциональными стилями речи.
К книжным относится также литературно-художественный (художественно-беллетристический) стиль речи, но в связи с присущим ему своеобразием он не попадает в один ряд с другими книжными стилями. ие
43Художественная литература как вид искусства выполняет прежде всего эстетическую функцию. В языке художественной литературы используется всё многообразие средств русского национального (а не только литературного) языка.
Для каждого стиля речи характерны свои жанры.
Жанр (от франц. genre - род, вид) - это форма организации речевого материала, заданная тематическим, композиционным и стилистическим сходством текстов.
Жанр как исторически складывающийся тип речевого произведения характеризуется рядом относительно постоянных признаков: 1) коммуникативной целью, 2) функцией, 3) содержанием, 4) типом речи, 5) языковыми особенностями, 6) ведущими стилевыми чертами.
Чтобы определить стилевую принадлежность текста, необходимо произвести его стилистический анализ.
Порядок стилистического анализа текста
1. Речевая ситуация, лежащая в основе создания текста. Коммуникативное намерение автора.
2. Тема, идея (основная мысль) текста. Сфера общения, в которой может быть применим данный текст (быт, научная деятельность, массовая коммуникация, художественная литература, делопроизводство).
3. Функция речи (информативная, предписующе-констатирующая, информативно-воздействующая, неформальное общение, эстетическая).
4. Специфические (отличительные) черты стиля, используемые в тексте.
5. Жанр, в котором написан текст.
6. Способ изложения (личный, отвлечённый, «сухой», эмоциональный, с привлечением изобразительно-выразительных средств языка и т. д.).
7. Языковые особенности, отражающие стилевую принадлежность текста словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические).
8. Тип речи.
9. Вывод.
3. Научный стиль речи
Научный стиль речи - книжный стиль, задачей которого является точное и полное объяснение окружающей действительности, показ причинно-следственных связей и закономерностей взаимодействия между явлениями действительности.
В сфере образования находит применение научно-учебный стиль речи. Его используют при составлении справочников, учебных пособий, иной учебной литературы для разных типов учебных заведений. Учебные тексты создаются с учётом возрастных особенностей учащихся, отличаются ясностью, доступностью, но в то же время научностью, логичностью, доказательностью суждений.
Когда адресатом научного текста является широкая аудитория, применяется научно-популярный стиль речи, который совмещает особенности научного и художественного стилей. Научно-популярная речь рассчитана на широкий круг читателей, слушателей. Авторы научно-популярных книг, статей, лекций стремятся не только вполне доступно изложить материал, но и сделать изложение живым, увлекательным. Вследствие этого, с одной стороны, не имеющая широкого распространения терминология заменяется описаниями или разъяснениями; вместо абстрактных формул даётся конкретный иллюстративный материал, с другой - используются примеры художественной речи, придающие изложению образность и эмоциональность.
Для языка научно-популярной литературы характерно использование стилистически нейтральной лексики, слов общенаучных, т. е. встречающихся в языке разных наук; употребление более простых (в сравнении с научным стилем речи) синтаксических конструкций.
Функция речи: информативная
(сообщение объективных обобщенных знаний).
Сфера общения: научная деятельность.
Разновидности:
Научно-технический, научно - деловой, научно-популярный,
Научно - публицистический, научно -учебный
Специфические черты:
Официальность, подготовленность речи, преимущественно письменная форма речи, отвлеченность и обобщенность, подчеркнутая логичность и смысловая точность и объективность изложения , сжатость.
Жанры: монография, научная статья, доклад, рецензия, учебник, диссертация, лекция, тезисы, словарь, справочник и др.
Языковые особенности
1) Лексические : наличие специальной лексики, терминов, однозначность слов, повторяемость ключевых слов, отсутствие ( в большинстве случаев)образных средств.
2)Словообразовательные: наличие в словах иноязычных словообразовательных элементов (корней, суффиксов, приставок), суффиксов, придающих отвлеченное значение.
3)Морфологические: преобладание существительных, в том числе от глагольных; отсутствие личных местоимений 1-го и 2-го лица ед. числа; отсутствие восклицательных частиц и междометий; использование союзов со значением причины и следствия, вводных слов.
4) Синтаксические: прямой порядок слов; использование словосочетаний сущ.+ сущ. в род. п.; преобладание неопределенно-личных и безличных предложений; обилие сложных предложений; частое употребление причастных и деепричастных оборотов, однородных членов.
5)Основной тип речи: рассуждение или рассуждение с элементами повествования и описания; последовательное повествование.
Образец стилистического анализа научного текста
Текст
Состав словарной статьи.
Словарная статья содержит сведения о написании, произношении, изменении, происхождении, значении слова и особенностях его употребления в речи. Словарная статья состоит из заголовочного слова (там, где это необходимо, указываются особенности его произношения), грамматической характеристики, этимологической справки (для заимствованных слов), функционально-стилистической характеристики, толкования с примерами, фразеологизмов и производных слов.
(Современный толковый словарь русского языка /
Под ред. Кузнецова С. А.)
Анализ текста
1. Речевая ситуация. Текст представляет собой фрагмент вступительной статьи «Как устроен словарь и как им пользоваться», помещённой в самом начале «Современного толкового словаря русского языка». Коммуникативное намерение авторов - рассказать, как построена словарная статья.
2. Тема текста определена в его заглавии - «Состав словарной статьи». Идея - научить читателя извлекать нужную информацию из любой словарной статьи. Сфера общения , в которой может быть применим данный текст, - научная, связана с лексикографией (наукой о составлении словарей).
3.Функция речи - информативная (сообщение объективных обобщённых знаний).
4. Специфические черты стиля, используемые при создании текста, - подготовленность речи, логичность, смысловая точность (однозначность), последовательность, сжатость, объективность.
5. Жанр - научная статья (фрагмент).
6. Способ изложения - отвлечённый, строгий, бесстрастный, подчёркнуто логичный, объективный, безобразный.
7. Языковые особенности. Наличие специальной лексики: словарная статья, функционально-стилистическая характеристика и др.; наличие слов с иноязычными корнями: грамматическая (от греч. grammatike -) характеристика (отгреч. charakte - r - отличительная черта), этимологическая справка (от греч. еtymon - истина + lоgos - учение) и др.; наличие суффиксов, придающих отвлечённое значение: фразеологизм, стилистический и др.; отсутствие образных средств; преобладание существительных (только в первом предложении их 11 из 17 слов); наличие отглагольных существительных: написание, произношение, изменение, происхождение и др.; отсутствие личных местоимений в форме 1-го и 2-го лица ед. ч.; отсутствие частиц и междометий; прямой порядок слов в предложениях; использование словосочетаний сущ. + сущ. в род. п.: особенности произношения, значение слова; текст состоит из двух простых предложений, осложнённых рядами однородных членов, вставными конструкциями (2-е предложение).
8. Тип речи - повествование (последовательное изложение содержания).
9. Вывод: на основании стилистического анализа мы можем заключить, что представленный текст относится к научному стилю речи.
3.1.Доклад и реферат как жанры научного стиля речи.
Доклад и реферат как
Доклад - публичное сообщение на определённую тему, отличающееся полнотой раскрытия темы и законченностью. Темы докладов могут быть самыми разнообразными, например: «Нужна ли категория рода в русском языке?»; «Средства художественной выразительности в лирике А. С. Пушкина»; «Жизньи деятельность выдающегося учёного и общественного деятеля Д. С. Лихачёва» и т. д.
Основы построения доклада
1. Определение темы.
2. Сбор материала.
3. Составление плана.
4. Подбор к каждому пункту плана тезисов (основных и частных, дополняющих основные).
5. Подбор достаточного количества примеров, раскрывающих ,иллюстрирующих основные положения доклада.
6. Обдумывание выводов, заключения (при написании выводов,заключения наиболее уместно выразить собственное мнение по рассматриваемым вопросам).
7. Написание текста доклада.
8. Редактирование составленного текста.
9. Прочтение доклада «для себя» (репетиция выступления).
10. Чтение доклада перед аудиторией.
№ 26.33
3.2. Советы докладчику
1. Доклад можно читать строго «по написанному», т. е. не отрываясь от текста. Однако будет лучше, если вы сможете, опираясь на план (конспект, тезисы) доклада, «беседовать» с аудиторией - беседа активизирует слушателей.
2. При чтении доклада необходимо соблюдать основные требования к устной речи выступающего.
3. По возможности нужно связывать тему доклада с интересами аудитории, приводить примеры, факты, известные слушателям.
4. Необходимо следить за своей речью, грамотно строить предложения, соблюдать логику перехода от одного положения к другому, интонационно выделять основные мысли.
5. Использовать наряду со специальной лексикой общеупотребительные слова, стараться разнообразить (в зависимости от коммуникативной задачи) свою речь средствами художественной выразительности языка.
6. Для достижения эффекта (более глубокого восприятия темы) уместно использовать иллюстративный материал, применять технические средства (видео-, аудиозаписи).
7. Выступление должно быть живым, эмоциональным; задача докладчика - заинтересовать слушателей, передать им свою увлечённость предметом разговора.
Реферат (от лат. referre - докладывать, сообщать) - это краткое изложение содержания книги, статьи, исследования с основными выводами и обобщениями.
№Реферат близок к конспекту, но в отличие от конспекта основные положения исходного текста даются в нём связно, по следовательно, более полно. В реферате приводится собственное мнение по исследуемой теме.
Этапы работы над рефератом
1. Выбор темы.
2. Подбор и чтение литературы по теме.
3. Определение ведущей мысли реферата (формулировка основной проблемы).
4. Составление плана, подбор тезисов.
5. Написание рабочего варианта реферата.
6. Обсуждение содержания работы с научным руководителем.
7. Редактирование и окончательное оформление реферата. В начале работы помещают библиографические сведения о книге или статье. Затем излагают тему и цель реферата, позицию, с которой рассматривается исследуемая тема. После освещения основных положений источника (источников) приводят выводы, оценки, гипотезы, принятые или отвергнутые автором первичной работы. Затем излагают и аргументируют собственную точку зрения, подводят итог. В реферате используют только общепринятые сокращения и аббревиатуры, смысл которых ясен из контекста.
Для подтверждения выдвинутых положений можно использовать цитаты, однако перегружать ими основной текст не следует.
Важным требованием к реферату является его стилевое единство: необходимо выдержать научный стиль речи. Изложение должно быть связным, логичным, последовательным.
4. Официально-деловой стиль речи.
Официально-деловой стиль речи - один из книжных стилей, посредством которого устанавливаются и регулируются правовые, международные, служебные, производственные, официально-бытовые отношения.
Характеристика официально-делового стиля речи.
Функция речи: предписывающее - констатирующая (точная передача деловой информации).
Сфера общения: официальная(законодательство, делопроизводство).
Разновидности:
1) официально-документальный,
связанный
с деятельностью
государственных органов, дипломатическими и международными
отношениями;
2) обиходно-деловой, служебная переписка между организациями;
частные деловые
бумаги.
Специфические
черты:
официальность,
в основном письменная форма речи; сжатость, компактность изложения;
стандартизированность, регламентированность
речи; точность,
строгость, безличность, неэмоциональность.
Жанры:
1) устав, закон,
указ, приказ, распоряжение, инструкция; коммюнике, конвенция, нота, акт и т. д.;
Языковые особенности
1) Л е к с и ч е с к и е: широкое употребление стандартных оборотов (клише), терминологии, номенклатурных наименований (юридических, дипломатических, военных, административных и т. д.); наличие особой лексики и фразеологии (официальной, канцелярской); включение в текст сложносокращённых слов, в частности аббревиатур; отсутствие изобразительной лексики.
2) Морфологические: частое употребление отглагольных существительных (предписание, выполнение), собирательных существительных (граждане, выборы и пр.), отымённых предлогов (на основании, в силу, по линии и пр.), сложных союзов (ввиду того что, в связи с тем что и пр.), устойчивых сочетаний (на случай, если …; с тем условием, что …; тот факт, что … и пр.); глаголов в форме повелительного наклонения (установите, выполните и др.); конструкций с инфинитивом (необходимо отчитаться, должен проинформировать, поставить в известность и др.); кратких прилагательных (обязан, должен др.).
3) Синтаксические: неэмоциональность, прямой порядок слов, использование назывных и безличных предложений, однородных членов, обособленных оборотов, сложных предложений с придаточными цели, причины, условия, отражающих логическое подчинение одних фактов другим.
Тип речи: рассуждение. В протоколах, отчётах, договорах наблюдается и повествовательная манера изложения.
Образец стилистического анализа текста
официально-делового стиля речи
Текст
ГЛABA АДМИНИСТРАЦИИ HOBOCИБИPCKOЙ OБЛACTИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 04.12.2003 № 1563-р
О создании памятника А. С. Пушкину
В целях увековечивания памяти А. С. Пушкина, укрепления современных культурных традиций:
1. Поддержать инициативу Совета ветеранов Новосибирской академии водного транспорта по созданию в городе Новосибирске памятника А. С. Пушкину. (Городецкий В. Ф.)
2. Рекомендовать мэрии г. Новосибирска совместно с Новосибирскими организациями Союза художников России, Союза архитекторов России:
2.1. Рассмотреть предложение жителей города по сооружению
памятника А. С. Пушкину в городе Новосибирске.
2.2. Провести конкурс на лучший эскизный проект архитектурно-художественного решения памятника.
2.3. Определить источники финансирования работы по организации и проведению конкурса на лучший проект, а также сооружению памятника.
2.4. Во взаимодействии с общественными организациями привлечь к участию в работе по созданию памятника предприятия, учреждения города Новосибирска, представителей творческих союзов, широкую общественность, средства массовой информации.
И. о. главы администрации В. А. Гергерт
Печать
(Пушкинский альманах № 1. - Новосибирск, 2005)
Анализ текста
1. Речевая ситуация. Текст представляет собой официальный документ, составленный представителем государственной власти. Речевая ситуация, лежащая в основе создания текста, - инициатива Совета ветеранов, касающаяся создания памятника А. С. Пушкину. Коммуникативное намерение автора (и. о. главы администрации города) - дать письменное указание о порядке исполнения работы. Документ адресован мэрии г. Новосибирска.
2.Тема текста - сооружение памятника А. С. Пушкину в г. Новосибирске. Идея - поддержать предложение жителей города о создании памятника, принять действенные меры по решению проблемы. Сфера общения - официальная.
3.Функция речи - предписующе-констатирующая
4. Специфические черты стиля , используемые в тексте: официальность, письменная форма речи, сжатость изложения, стандартизированность, точность, строгость.
5. Жанр - распоряжение.
6.Способ изложения - отвлечённый, сухой, неэмоциональный.
7. Языковые особенности. Лексические : широкое употребление стандартных оборотов (поддержать инициативу, рассмотреть предложение, определить источники финансирования и т. д.), наличие канцеляризмов (распоряжение, рекомендовать, рассмотреть, привлечь и т. п.), включение в текст аббревиатур (и. о. - «исполняющий обязанности»), отсутствие изобразительной лексики. Морфологические: употребление отглагольных существительных (укрепление, увековечивание, проведение, решение и т. п.), собирательных существительных (общественность), отымённых предлогов (в целях увековечивания), словосочетаний сущ. + сущ. в род. п. (укрепление традиций, сооружение памятника).Синтаксические: прямой порядок слов, использование назывных предложений (Распоряжение; Глава администрации Новосибирской области), безличных предложений (Поддержать инициативу…; Провести конкурс…).
8. Тип речи - повествование.
9. Вывод: анализируемый текст написан в официально - деловом стиле речи.
4.1 Некоторые жанры официально-делового стиля речи.
Заявление - письменная просьба о чём-либо, направленная официальному лицу, организации. «Шапка» заявления (объяснительной, служебной записки и т. д.) всегда располагается в правой половине страницы. Возможны два варианта её оформления:
-
Директору ГБПОУ ТМедК Горбатову А.И.
преподавателя Ивановой А.М.
заявление.
В связи со сложившимися семейными обстоятельствами, прошу предоставить мне отпуск без сохранения содержания с 21.01.2013 по 32. 01.2013 г.
20.01.2013 Иванова А.М.
-
Директору ГБПОУ
ТМедК Горбатову А.И.
от преподавателя Ивановой А.М.
Заявление
В связи со сложившимися семейными обстоятельствами, прошу предоставить мне отпуск без сохранения содержания с 21.01.2013 по 32. 01.2013 г.
20.01.2013 Иванова А.М.
Если предлог от не употреблён, то после слова заявление (пишется со строчной буквы) точка ставится. Если предлог от употреблён, то после слова Заявление (пишется с заглавной буквы) точка не ставится. Текст заявления пишется с красной строки.
Объяснительная записка - краткое изложение какого-либо дела, сообщение о чём-либо в официальной форме.
Директору ГБПОУ ТМедК Горбатову А.И.
от студентки 1 курса
1118 группы Сидоровой А.В.
Объяснительная записка
Я, Сидорова А.В. . студентка 1 курса 1118 группы, не присутствовала на занятиях с 10.02.2008 г. по 20.02.2008 г., поскольку находилась на стационарном лечении. Справка о болезни прилагается.
21.02.2008 г. Сидорова А.В.
Доверенность - документ, дающий кому-либо право действовать от имени доверителя.
Доверенность
Я, Волков Иван Михайлович, паспорт серии 45 01 № 178481, выданный ОВД Чертаново-Центральное г. Москва 20.07.202 г., проживающий по адресу : г. г. Москва, ул. Днепропетровская, д. 34, кор.1. ,доверяю Волковой Анне Ивановне , паспорт серии 45 01 № 178285, выданный ОВД Чертаново-Центральное г. Москва15.01 2001г., проживающий по адресу: г. Москва , ул. Чертановская ,д. 18,Юкорп. 1. кв. 13,получить в почтовом отделении 117570 г. Москва пришедшую на мое имя бандероль.
06.05. 2008
Подпись Волкова И.М. Волков И.М.
( начальник канцелярии) Иванова А.П.
(печать)
Характеристика - официальный документ, содержащий отзыв, заключение о чьей-то трудовой, учебной, общественной деятельности.
Форма характеристики
1. Общие данные (фамилия ,имя, отчество, год рождения).
2. Оценка качества работы или учебы.
3.Интересы ,увлечения, способности.
4. Взаимоотношения в коллективе.
5.Вывод.
6.Указание на цель составления характеристики.
7.Подпись руководителя организации, заверенная печатью.
8. Дата(слева), подпись (справа).
Резюме (от франц. r´esumer - излагать вкратце) - краткая анкета физического лица, представляемая работодателю или в посредническую фирму по набору кадров для заочного профессионального конкурсного отбора на замещение вакантной должности.
Форма резюме.
1. Цель.
2. Персональные данные: а) дата и место рождения; б) домашний адрес; в) семейное положение; г) контактная информация.
3. Опыт работы. Сведения о трудовой деятельности (в обратном хронологическом порядке).
4. Профессиональные навыки и знания.
5. Образование (в обратном хронологическом порядке). Специальность. Дополнительное образование, полученное на специальных курсах.
6. Дополнительные сведения.
7. Дата (слева), подпись (справа).
Автобиография - последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни.
Форма автобиографии.
1. Фамилия, имя, отчество (Я, Кротов Сергей Алексеевич); дата и место рождения.
2. Родители (их полное имя и отчество, место проживания, род деятельности).
3. Образование (какое получил образование, какие учебные заведения где и когда окончил).
64. Сведения о трудовой деятельности (в хронологическом порядке).
5. Указать (если имеются) поощрения, награждения.
6. Семейное положение (если менял фамилию, то указывается предыдущая фамилия и дата её изменения), адрес места жительства в настоящее время.
7. Дата (слева), подпись (справа).
5. Публицистический стиль речи.
Публицистический стиль речи - один из книжных стилей. Его задача - излагать и разъяснять важные общественные вопросы, убеждать читателей (слушателей), делать их активными участниками общественной жизни.
-
Характеристика публицистического стиля.
Функция речи: информативная (сообщение новостей) и воздействующая (агитация и пропаганда).
Сфера общения: массовая коммуникация.
Разновидности:
газетно-публицистиче-
ский;
официальный
политико-идеологический;
массово-политический
(радио- и теле-
публицистика);
агитационный; ораторская речь.
Специфические
черты:
информативность,
лаконичность,
сочетание логичности
с образностью, откры-
тая оценочность, эмо-
циональность, устная
и письменная форма
речи, свободное
взаимодействие
с другими стилями.
Жанры:
статья, заметка, репортаж, очерк, фельетон, беседа,
интервью, реклама, речи и выступления, рецензия,
отзыв, аннотация
и др.
Языковые особенности
1) С л о в о о б р а з о в а т е л ь н ы е: использование оценочных суффиксов (величайший, заметнейший и т. д.); интернациональных корней, приставок и суффиксов (архисложный, безыдейный и т. д.).
2) Л е к с и ч е с к и е: широкое использование общественнополитической лексики, а также лексики, обозначающей понятия из областей, представляющих общечеловеческий интерес, - психологии, этики, экономики, медицины и т. д.; ис-
пользование речевых стереотипов, клише, фразеологизмов, авторских неологизмов; использование изобразительно-выразительных средств языка (тропов и стилистических фигур) с целью воздействия на читателя, слушателя.
3) М о р ф о л о г и ч е с к и е: использование существительных в род. п. в роли несогласованных определений (голос общественности, позиция русского зарубежья); использование в качестве сказуемых глаголов в форме повелительного наклонения (берегите, отстаивайте); использование междометий, частиц, модальных слов (увы, браво, пусть, да здравствует).
4) С и н т а к с и ч е с к и е: конструкции как книжной, так и разговорной речи, простые (полные и неполные, односоставные) и сложные предложения; конструкции, осложнённые рядами однородных членов, причастными и деепри-
частными оборотами; вводные и вставные конструкции; средства стилистического синтаксиса (риторические вопросы и восклицания, синтаксический параллелизм - одинаковое построение предложений; повторы, инверсия и т. д.).
Основной тип речи - рассуждение с элементами повествования и описания.
Образец стилистического анализа
публицистического текста
Текст
Темой своей короткой речи я избрал вопрос о том, что следует считать достоинством нации, народа. К стране, к народу, к нации должны быть применены те же критерии достоинства, что мы применяем к отдельному человеку, к личности человека. Это моё главное убеждение.
Как мы оцениваем человека?
По уму, воспитанности, скромности, нравственности, уживчивости с другими, неагрессивности, уважению к старикам, заботе о детях, о будущих поколениях, по доброте и т. д.
Как оценивают себя государства и грубые националисты?
Как можно больше территорий. Как можно больше военной силы, военной мощи; сильная армия, огромное число танков. Страх, внушаемый государством. 〈...〉
Между тем авторитет страны должен измеряться не числом танков, а числом известных авторитетных университетов, числом больниц, госпиталей, хороших школ, качеством науки, музыки, живописи и т. д., трудолюбием населения, поведением населения. Есть одно особое обстоятельство, на которое следует обратить самое серьёзное внимание особенно сейчас. Это отношение к другим народам. Мы ценим в любом человеке его дружелюбие, общительность, его понимание собеседника, вообще «другого» человека.
Но вновь образовывающиеся на территории нашей страны независимые государства в большинстве своём отдают предпочтение только одной, господствующей, своей национальности. 〈...〉
Национализм - страшное бедствие современности. В чём его причина? В том, что народы слишком мало знают друг о друге. Не знают культуры своих соседей. Имеют самые посредственные сведения по истории. 〈...〉 Да и вообще мы часто подчиняем культуру политике. 〈...〉 65
Поэтому я на протяжении всех последних лет, когда это стало возможным, ратую за подъём культуры. Без культуры невозможен подъём экономики, нравственности, государственного самосознания.
Для этого нужны высокие средние школы, уважение к гуманитарным знаниям, к искусствам (особенно к музыке). Сохранность наших книжных, музейных и архивных богатств. Книги, картины, документы «говорят» даже тогда, когда молчат люди.
Это посредники между поколениями и между различными народами.
Один из самых высоких показателей достоинства народа - это отношение к своему культурному наследию. Это и показатель самоуважения. 〈...〉
(Из выступления Д. С. Лихачёва
в Пражском Карловом университете
18 декабря 1991 г.)
Анализ текста
1. Речевая ситуация. Текст представляет собой фрагмент речи, с которой Д. С. Лихачёв обращается к студентам, учёным, деятелям культуры и представителям общественности в связи с присуждением ему степени почётного доктора Пражского Карлового университета.
2.Тема - критерии оценки отдельной личности и государства, роль культуры в обеспечении взаимопонимания между народами. Идея - призыв к применению единых нравственных критериев в оценке человека и государства, к развитию международных культурных связей, составляющих основу всего комплекса межгосударственных отношений. Сфера общения.- массовая коммуникация.
3.Функция речи - информационно-воздействующая.
4. Специфические черты стиля используемые в тексте: информативность, лаконичность, сочетание логичности с образностью, открытая оценочность, эмоциональность.
5. Жанр - публичное выступление.
6.Способ изложения- личный, эмоциональный, с привлечением изобразительно-выразительных средств языка.
67. Языковые особенности. Лексические: общественно-политическая лексика (достоинство, государство, национализм), а также лексика, обозначающая понятия из областей, представляющих общечеловеческий интерес (критерии достоинства, воспитанность, авторитет), речевые стереотипы, клише (тема речи, главное убеждение, серьезное внимание), лексические повторы (числом... университетов, числом больниц), изобразительно-выразительные средств лексики (документы говорят, грубые националисты). Морфологические: отглагольные существительные (уважение, отношение, предпочтение), существительные в родительном падеже в роли несогласованных определений (показатель самосознания, трудолюбие населения).
Синтаксические: вопросно-ответная форма изложения. Конструкция книжной речи: прямой порядок слов; составные глагольные и сложные сказуемые (должен измеряться, следует обратить внимание); односоставные предложения; предложения, осложнённые рядами однородных членов. Конструкция разговорной речи: неполные предложения, являющиеся ответом на поставленный вопрос. Среди синтаксических средств выразительности можно отметить: парцелляцию (членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется в двух или нескольких предложениях, разделённых паузой (...народы слишком мало знают друг о друге. Не знают культуры своих соседей. Имеют самые посредственные сведения по истории.); синтаксический параллелизм (Как можно больше территорий. Как можно больше военной силы.).
8.Основной тип речи - рассуждение.
9. Вывод: стиль речи - публицистический.
5.1 Некоторые жанры публицистического стиля.
Публицистическая статья - один из основных жанров публицистики, содержащий осмысление и анализ значительного явления (или группы явлений), аргументированные обобщения и выводы, подтверждающие выдвинутую концепцию, идею. Примерами могут служить знаменитая статья Л. Н. Толстого «Не могу молчать» (1908), цикл статей М. Горького «Несвоевременные мысли» (1917-1918).
Публицистический очерк излагает и анализирует различные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором. Для очерка характерны документальность, достоверность фактов, событий, о которых идёт речь; в нём говорится о конкретных людях, приводятся подлинные имена и фамилии. Примерами могут служить очерки К. Симонова, И. Эренбурга и других писателей, ставших в период Великой Отечественной войны фронтовыми журналистами.
Интервью - жанр публицистики, представляющий собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами по вопросам, имеющим актуальное общественное значение.
Аннотация (от лат. annotatio - примечание) - краткое изложение содержания книги, статьи и т. п., помещается на обратной стороне титульного листа, состоит из 4-5 предложений.
Рецензия (от лат. recensio - рассмотрение, обследование) речевое произведение (анализ книги, статьи, спектакля и пр.), содержащее его критическую оценку. От отзыва отличается глубиной анализа, оценочным и, как правило, критическим характером.
План рецензии
1. История создания произведения (если возможно).
2. Где и когда вышла книга (поставлен спектакль и т. д.), кому адресовано произведение.
3. Тема (о чём говорится, краткое содержание, но не пересказ).
4. Идея (цель, которую преследовал автор при написании).
5. Проблематика (вопросы, поднятые автором).
6. Композиционные особенности.
7. Основные художественные образы в их системе (если рецензируется художественное произведение).
8. Изобразительно-выразительные средства языка.
9. Авторская позиция.
10. Ваше отношение:
а) общее восприятие: какое влияние оказывает рецензируемый текст на духовную жизнь общества; насколько актуальны тема и затронутые проблемы; насколько убедительно автор доказывает свою позицию, какие приёмы воздействия на читателя использует; что составляет уникальность текста; б) достоинства и недостатки рецензируемого произведения.
Заметка (газетная, журнальная) - жанр публицистического стиля речи. Её назначение - донести до читателя краткую информацию о каком-либо событии. Язык заметки отличается чёткостью, доказательностью изложения, краткостью, но в то же время доверительностью тона. Для этого жанра характерно использование прилагательных и существительных оценочного характера, метафор, сравнений, фразеологизмов, разговорных слов, иноязычных заимствований. В синтаксисе отмечаются сравнительно несложные конструкции, наличие как необычных словосочетаний (особенно в заголовках), так и известных выразительных оборотов, ставших штампами.
6. Разговорный стиль речи.
Разговорный стиль речи обслуживает потребности речевого общения по текущим жизненным вопросам. В отличие от остальных стилей в нём преобладает устная форма речи.
Характеристика разговорного стиля
Функция речи: неформальное общение участников речи.
Сфера общения: бытовая.
Разновидности:
литературно-разговорная речь (с сохранением норм литературного языка).
разговорно-просторечная речь (ей свойственны
отклонения от литера-
турных норм, имеющие оттенок стилевой сниженности).
Специфические черты:
неофициальность,
непосредственность, преобладание устной формы, неподготовленность речи,
непринуждённость,
эмоциональность и экспрессивность, личная оценочность содержания, возможная логическая непоследовательность, использование
жестов, мимики.
Жанры:
беседа, дневниковые записи, эпистолярный
жанр (частные
письма), телефонный разговор.
Языковые особенности
1) О р ф о э п и ч е с к и е: менее отчётливое произношение (щас, здрасьте и т. д.), что связано с убыстрённым темпом речи; использование ударений, не совпадающих с употребляющимися в книжной форме речи: приговор, прикрепит (нормативное пригово р, прикрепит).
2) С л о в о о б р а з о в а т е л ь н ы е: использование суффиксов субъективной оценки, придающих словам разговорный характер: простак, писака, шалунишка, бородища, глазастый; приставок, имеющих субъективную оценку: препротивный,
разнесчастный; глаголов на ничать: жульничать, столярничать и др.
75
3) Л е к с и ч е с к и е: использование слов с экспрессивной окраской: молодчина, мешкать, чудить, чуточку, этакий, авось и др.; фразеологизмов, имеющих экспрессивно-оценочные оттенки: лезть из кожи вон, хлопать глазами и др.
4) М о р ф о л о г и ч е с к и е: разговорные формы предложного падежа существительных: в отпуску, в дому (ср. книжные формы: в отпуске, в доме); формы им. п. мн. ч.: договора, сектора (ср. книжные формы: договоры, секторы); формы род. п. мн. ч.: много апельсин, помидор (ср. книжные формы: апельсинов, помидоров); усечённые звательные формы существительных: мам, Петь, а также усечённые глагольные формы со значением неожиданного действия: скок,
прыг, хвать; разговорные формы инфинитива: видать, слыхать (ср. нейтр. видеть, слышать) и т. д.
5) С и н т а к с и ч е с к и е: преимущественное использование формы диалога; интонационное разнообразие; преобладание простых предложений; из сложных чаще исполь зуются сложносочиненные и бессоюзные типа Не умеешь - не берись; свободный порядок слов в предложении; употребление сказуемых, выраженных инфинитивом (и давай она кричать); использование слов-предложений (Да; Нет), неполных предложений, вставных и присоединительных кон струкций и т. д.
Тип речи: в зависимости от речевой ситуации и коммуникативных намерений собеседников возможен любой тип речи или их соединение.
6.1 Некоторые жанры разговорного стиля речи
Беседа - разговор двух или нескольких лиц на интересующую их тему, обмен мнениями.
Дневниковые записи.Дневник- форма повествования, ведущегося от первого лица в виде подневных записей. Частный дневник следует отличать от литературного дневника автор которого мало пишет о себе, зато отмечает всё, что впоследствии, по его мнению, может представлять общественный интерес.
Эпистолярный жанр. Слово эпистолярный восходит к слову эпистола (от греч. epistole- - послание, письмо). Эпистоляр ный жанр предполагает неограниченный выбор языковых средств, свободный переход от одной темы к другой.
В частных письмах писателей, ставших открытыми для широкого круга читателей, нас, по словам известного исследователя Г. П. Макогоненко, привлекают «драгоценные подробности жизни их авторов, их горести и радости, их нравственная и общественная позиция, их слог, богатый и выразительный язык, личность писателя во всей её сложности, противоречивости и неповторимости».
7. Литературно-художественный стиль речи.
Литературно-художественный стиль речи средствами языка создаёт художественные образы, воздействующие на чувства и сознание читателя. Для этого стиля характерно свободное использование всего многообразия языковых средств.
Характеристика литературно-художественного стиля
Функция речи: эстетическая и коммуникативная (воспитание и развитие чувства прекрасного, воздействие на чувства и сознание читателя, информация о чём-либо).
Сфера общения: эстетическая (общение с широким кругом читателей посредством художественной литературы).
Специфические черты:
Образность, эмоциональность, недопустимость стандарта, многостильность (использование всех стилей речи); ярко выраженная авторская индивидуальность.
Наличие основных элементов
структуры художественного
произведения
(идейный замысел, сюжет, композиция, система образов, пейзаж; язык - авторское повествование, язык действующих лиц).
Жанры:
Эпос: рассказ, очерк, новелла,
повесть, роман, роман-эпопея.
Лирика: ода, стихотворение, элегия, песня, дума,
послание, эпиграмма.
Драма: трагедия, комедия, драма, мистерия, мелодрама, фарс, водевиль, трагикомедия.
Языковые особенности
Использование всех средств национального языка - не только литературного, т. е. кодированного, языка, но и (при наличии художественной мотивированности) элементов нелитературного языка (диалектных, профессиональных, просторечных слов и т. д.), лексики разных пластов - книжной, высокой, сниженной, разговорной; терминов, оборотов деловой и официальной речи; выражений, характерных для публицистики, и т. д.
Использование средств художественной выразительности языка: звуковых (аллитерация, ассонанс, звукоподражание); лексических -тропов (метафора, сравнение, олицетворение, эпитет и др.); синтак-сических - стилистиче ских фигур (инверсия, риторический вопрос, риторическое обращение, многосоюзие, бессоюзие и др.).;
Тип речи: использование всех типов речи.
Образец стилистического анализа литературно-
художественного текста
Текст
- Николай Степаныч, - сразу приступил Роман к делу, - слушал я счас сынишку… «Русь-тройку» учит.
- Так.
- И чего-то я подумал: вот летит тройка, все удивляются, любуются, можно сказать, дорогу дают - Русь-тройка! Там прямо сравнивается. Другие державы дорогу дают…
- Так…
- А кто в тройке-то? - Роман пытливо уставился в глаза учителю. - Кто едет-то? Кому дорогу-то?
Николай Степаныч пожал плечами.
- Чичиков едет.
- Так это Русь-то - Чичикова мчит? Это перед Чичиковым шапки все снимают?
84Николай Степаныч засмеялся. Но Роман всё смотрел ему в глаза - пытливо и требовательно.
- Да нет, - сказал учитель, - при чём тут Чичиков?
- Ну, а как же? Тройке все дают дорогу, все расступа ются…
- Русь сравнивается с тройкой, а не с Чичиковым. Здесь имеется… Здесь - движение, скорость, удалая езда - вот что Гоголь подчёркивает. При чём тут Чичиков?
- Да как же? Я тогда не понимаю: Русь-тройка, так же, мол… А в тройке - шулер. Какая же тут гордость?
Николай Степаныч опять засмеялся.
- Как-то … неожиданно вы всё это поняли… Всё просто, повторяю: Гоголь был захвачен движением, и пришла мысль о Руси, её судьбе…
- В тройке оставил-то, вот что меня… это… и заскребло-то. Как же так, едет мошенник, а … Нет, я понимаю, что тут можно объяснить: движение, скорость, удалая езда… Чёрт его знает, вообще-то! Ведь и так тоже можно подумать, как я.
- Да подумали уже … чего ещё? Можно, конечно. Но это уже будет - за Гоголя. Он-то так не думал.
(В. Шукшин. «Забуксовал»)
Анализ текста
1.Речевая ситуация, лежащая в основе создания текста, такова: совхозный механик Роман Звягин, слушая, как сын «зубрит "Русь-тройку"», «забуксовал», наткнувшись на вопрос о том, кто же скачет на тройке. Он прикидывал и так и сяк, но по всему выходило, что «едет мошенник» Чичиков, а перед ним «шапки все снимают»! Открытие так взволновало механика, что он бросился за разъяснениями к учителю…
2. Тема текста - два восприятия гоголевской тройки: буквальное и образное.Идея- создать образ открытого, простодушного человека, вызвать улыбку читателя, заставить задуматься. Сфера общения- художественная литература.
3. Функция речи- эстетическая.
4. Специфические черты стиля, используемые в тексте: образность, эмоциональность, экспрессивность, оригинальность, наличие основных элементов
структуры художественного произведения (идейный замысел, сюжет, композиция, система образов, своеобразие языка действующих лиц).
855. Жанр- текст представляет собой фрагмент юмористического рассказа В. Шукшина «Забуксовал».
6.Способ изложения- эмоциональный, с привлечением изобразительно-выразительных средств языка.
7.Языковые особенности, отражающие стилевую принадлежность текста.
Передавая комизм происходящего, автор использует языковые средства, характерные для разговорного стиля речи. И это не случайно: таким образом подчёркивается непосредственность, неофициальность, непринуждённость общения. Текст представлен в форме диалога между персонажами с авторскими комментариями.
Речь главного героя - основное средство характерики его личности и психологического состояния на момент развития действия. В речи Романа встречаются слова разных лексических пластов: держава, Русь (высокие); движение, скорость (межстилевые, общеупотребительные); мчит, заскребло (просторечные) - это говорит о том, что Роман - человек думающий, интересующийся многим. Герой Шукшина возбуждён, торопится высказаться - в результате произносит не сейчас, а счас; волнуясь, не сразу подбирает слова - отсюда перерывы в речи (вотчто меня … это … и заскребло-то), неполные вопросительные предложения (А кто в тройке-то? Кому дорогу-то?). Ему свойственно частое употребление в речи частиц (да, вот, же, так, ведь, то), использование в разговоре словпредложений (Да; Нет), различных по значению вводных слов и словосочетаний (конечно, можно сказать), разговорных фразеологизмов (чёрт его знает, шапки снимают) и т. д.
Речь учителя поначалу сдержанна, но и он, сбитый с толку вопросом Романа, не сразу подбирает слова, прежде чем даёт конкретный ответ: «Как-то … неожиданно вы всё это поняли… Всё просто, повторяю: Гоголь был захвачен движением, и пришла мысль о Руси, её судьбе…»
Комментарии автора лаконичны, выдержаны как в нейтральном, так и в разговорном стиле.
8.Тип речи- повествование с элементами рассуждения.
9.Вывод. Стиль речи - литературно-художественный. Через художественные образы, язык произведения автор сумел «воздействовать» на читателя - заставил улыбнуться, задуматься и даже удивиться: а почему нам никогда не приходил в голову вопрос о том, кто же скачет на тройке?
(В. Белов. «Привычное дело»)
8. Текст.
Структурно-смысловые признаки текста
Текст (от лат. textus - ткань, сочетание слов) - речевое произведение, компоненты которого (предложения, группы предложений, составленные из них блоки) объединены темой и основной мыслью, связаны по смыслу и грамматически. Текст может представлять собой какое-либо высказывание, сочинение, литературное произведение, документ и т. п., произнесённое, напечатанное, написанное или запечатлённое в памяти. Текст является продуктом речевой деятельности - говорения, слушания, чтения, письма, поэтому он может существовать как в устной, так и в письменной форме.
Основные признаки текста:
1) тематическое и композиционное единство всех его частей;
2) грамматическая связь между предложениями, осуществляемая с помощью языковых единиц разных уровней;
3) смысловая цельность, определяемая темой;
4) завершённость (полнота раскрытия авторской идеи).
Содержание текста зависит от речевой ситуации, т. е. от того, с какой целью он создан (общение, сообщение, воздействие), где происходит общение (официальная или неофициальная обстановка), с кем происходит общение.
Чтобы правильно понять содержание текста, необходимо определить его тему (то, о чём говорится); основную мысль, или идею (то, ради чего говорится); выделить ключевые слова текста (они несут главную информацию); разграничить существенную и детализирующую (второстепенную) информацию; сделать выводы из сказанного; обобщить факты. Часть общей темы текста называется микротемой. Внутри общей темы текста, как правило, выделяется несколько микротем, каждая из которых по-своему развивает, уточняет основную мысль автора. Часть текста, соответствующая одной микротеме, называется микротекстом.
Микротекст следует отличать от абзаца.
Абзац - это отрезок печатного или рукописного текста от одной красной строки до другой. С помощью абзацев выделяются структурно-логические части текста, а также части текста, имеющие ярко выраженную эмоциональную нагрузку. Сплошной печатный или рукописный текст, не разделённый на абзацы, затрудняет восприятие содержания текста.
Большую роль в раскрытии темы и идеи текста играет его название, а также начало и конец, поскольку они активизируют внимание читателя (слушателя): название часто указывает на тему или идею текста; начальная фраза - на тему; последняя фраза может представлять собой вывод. Композиция текста (его строение) всегда соотносится с тем или иным стилем речи (научным, публицистическим и пр.); типом речи, наиболее характерным для этого стиля (повествованием, описанием или рассуждением), и жанром, в котором написан текст (заметка, деловое письмо и пр.).
8.1.Типы связи предложений в тексте.
Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и грамматически. Грамматическая связь между предложениями бывает цепная и параллельная.
Повторение во втором предложении какого-либо слова
( словосочетания, фразы) первого предложения:
Леса в жемчужном инее.
Леса застыли синие.
(П. Галин
-
Одинаковое строение находящихся рядом предложений (синтаксический параллелизм):
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
(М. Лермонтов)
-
Замена самостоятельного слова синонимом той же части речи, местоимением, местоименным наречием (он, тот, такой, там, тогда)
Я не люблю иронии твоей,
Оставь ее отжившим и не жившим…
(Н. Некрасов)
2) Единство видо-временных форм сказуемых:
Найду ль там прежние объятья?
Старинный встречу ль привет?
Узнают ли друзья и братья
Страдальца после многих лет?
(М.Лермонтов)
-
Употребление слов одной тематической группы ( отец, мать, дети, семья)
-
Использование в начале предложения частиц, вводных слов, междометий, союзов:
И что ж теперь?
И где все это?
И долговечен ли был сон?
(Ф.Тютчев)
-
Употребление однокоренных слов (любил смех, смеялся, рассказывал смешные истории)
8.2. Функционально-смысловые типы речи.
Функционально-смысловые типы речи
В зависимости от коммуникативного намерения автора и особенностей синтаксической связи в современном русском языке различают три функционально-смысловых типа речи.
Описание - текст, дающий общее представление о предмете, его отдельных признаках, авторском отношении к нему; предложения находятся в отношениях одновременности.
Повествование - текст, рассказывающий о каком-либо явлении в его временной последовательности.
3Рассуждение - текст, излагающий, разъясняющий, опровергающий какую-либо мысль. Предложения находятся в причинно-следственных связях.
Каждый из трёх типов речи имеет свою типологическую структу.
Типологическая структура описания
1. Основное содержание
Изображение постоянно или одновременно присутствующих признаков отдельных предметов, сравнительное изображение двух предметов; портрет, описание процесса, явления и т. п., может быть образным, научным, деловым.
2. Композиционная схема
1) Общее представление о предмете.
2) Частные признаки предмета (цвет, форма и т. д.).
3) Авторская оценка, вывод, заключение.
Слова, выполняющие связующую функцию: перед нами …; в центре …; слева от …; рядом с …; правее …; на первом (втором) плане …; вдали … и т. д.
Типологическая структура повествования
1. Основное содержание
Рассказ о последовательно сменяющих друг друга действиях, событиях. Повествовательный текст развёртывается во времени, он динамичен; в нём, как правило, имеется сюжет, действующие лица.
2. Композиционная схема
1) Завязка.
2) Развитие действия.
3) Кульминация.
4) Развязка.
Повествование может идти в прямой последовательности и в обратной, когда мы узнаём сначала о развязке.
Слова, выполняющие связующую функцию: однажды …; как-то …; вдруг …; сначала …; потом …; далее …; в конце концов …; вот так … и др.
35
Типологическая структура рассуждения
1. Основное содержание
Цепь умозаключений на выбранную тему, где из предшествующих суждений вытекают последующие. В рассуждении говорится о наших представлениях о мире, о понятиях, чувствах, оценках чего-либо.
2. Композиционная схема
1) Тезис (мысль, которая должна быть доказана) или антитезис (мысль, которую нужно опровергнуть).
2) Аргументы, доказывающие или опровергающие тезис, сопровождаемые примерами.
3) Вывод.
Вводные слова и предложения, выполняющие связующую функцию: я думаю, мне кажется, на мой взгляд, во-первых, следовательно, таким образом и т. д.
Часто в тексте сочетается несколько типов речи: описание и повествование, рассуждение и повествование, рассуждение и описание. Иногда в одном тексте представлены все три типа речи. Такие тексты называются контаминированными.
8.3Виды переработки текста.
ВеВВВВРазвитию умения кратко, лаконично излагать содержание, формулировать основные положения и идеи прочитанного или услышанного способствует умение сокращать текст - составлять план, тезисы, конспект.
План - логическая схема текста в виде кратких формулировок.
Тезисы - кратко сформулированные основные положения текста (самостоятельно или с помощью частичного цитирования).
Конспект - краткое изложение содержания текста.
92Любому из видов сокращения текста предшествует содержательный анализ, включающий определение темы, идеи, стиля, жанра, типа речи текста.
Каждый вид сокращения текста имеет свои особенности.
В план обозначаются основные вопросы, рассматриваемые в тексте. Определяя количество частей текста, необходимо выяснить соотношение между абзацами и микротемами (абзац соответствует микротеме; абзац включает несколько микротем; одна микротема оформлена несколькими абзацами). Составление плана необходимо для написания, как тезисов, так и конспекта.
В тезисах даются ответы на вопросы, поставленные в плане, т. е. формулируются по пунктам основные положения текста - проблемы, волнующие автора, и его мнение по поводуэтих проблем.
Конспект - это, по существу, сжатое изложение, т. е. краткий текст, составленный на основе исходного с соблюдением его композиционно-логической структуры, стиля, жанра и типа речи.
При составлении конспекта (как и при написании сжатого изложения) используются следующие приёмы:
- выделение главной информации и удаление второстепенной - подробностей и деталей содержания;
- обобщение отдельных положений текста.
Сокращение и обобщение информации приводит к упрощению синтаксиса текста, например к замене однородных членов предложения обобщающим наименованием; сложных предложений - простыми, в частности к замене определительных и обстоятельственных придаточных определениями и обстоятельствами в составе простого предложения; прямой речи (цитат) - распространёнными дополнениями.
9. Упражнения для закрепления материала
Упражнение 1.
I. Вставьте пропущенные буквы.
II. Докажите, что текст, представленный ниже, написан в жанре научно-популярной статьи.
Первым поэтом, зал..жившим начала возн..кновения принципиально новой русской литературы, преод..левшей традиции наз..дательности, ид..ол..гизации, взл..мавшей пласты л..ксических и грам(?)атических ст..р..отипов, нак..пившихся за семьсот лет русской письменности, был Василий Тредиаковский (1703-1768). Своим переводом р..мана П. Тальмана «Езда в остров любви», где стихи перем..жаются с прозой, он прол..жил путь «Евгению Онегину» Пушкина, утвердил русскую любовную лирику, п..эзию в совр..менном пон..мании. Его стихи выр..жали разные чу(?)ства: смущение, грусть, отча..ние, надежду, жажду любви:
Без любви и без страсти
Все дни суть неприятны:
Вздыхать надо, чтоб сласти
Любовны были знатны.
С..годняшний ч..татель с улы..кой вз..рает на первые любовные опусы: они ещё очень д..л..ки от лёгких пушкинских строк:
Любовь, любовь,
Вн..мли м..ленья:
Пошли мне вно..ь
Свои в..денья,
И поутру,
Вно..ь уп..ённый,
Пускай умру
Непр..буждённый.
№ 2Перевод Лермонтова из Гёте «Горные вершины», стихотворения Фета «Даль», «Осень», хр..ст..матийное «Травка зеленеет…» Плещеева - всё это прод..лжает традицию, нач..тую Тредиаковским. Им же введен жанр идил(?)ии, в котором город ской суете, тщ..славию противопост..вляется скромное, неприт..зательное бытие, Бог, любовь, размышление о смысле жизни:
Часто днями ходит при овине,
При ск..рдах, то инде, то при льне;
То пролазов смотрит нет ли в тыне
И что делается на гумне.
Ср..вним это с размышлениями из пушкинской «Деревни»:
Я здесь, от суетных оков осв..б..ждённый,
Учуся в Ист..не бл..женство находить,
Свободною душой Закон б..г..творить,
Р..птанью не вн..мать толпы непросв..щенной,
Участьем отв..чать застенчивой М..льбе
И не завидовать судьбе
Злодея иль глупца 〈...〉
Тредиаковский пол..жил начало и п..триотической лир..ке:
Начну на флейте стихи печальны,
Зря на Россию чрез страны дальны…
Россия-мати! свет мой безмерный!
Сто языков надобно б было
Прославить все то, что в тебе мило!..
В 1735 году поэт издал «Новый и краткий способ к сл..жению российских стихов с опр..делениями до сего надл..жащих званий», в котором ввёл термины античной п..этики: спондей, пиррихий, хорей, ямб и т. д. Тредиаковский предпоч..тал хорей ямбу, сч..тая, что хорей для русского языка естественнее ямба.
Первый русский поэт нового времени прожил т..жёлую жизнь.В ней были голод, ун..жения, побои, насмешки. За ним утв..рдилась р..путатция чудака. Его стихи и т..ории мало кто пон..мал, но впоследствии А. Пушкин по достоинству оц..нил его: «…изучение Тредиаковского приносит больше пользы, нежели изучение прочих наших старых писателей».
(По В. Баевскому)
Упражнение 2.
Используя различные дополнительные источники (например, Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. - М.: Педагогика, 1984.), подготовьте доклад на тему: «Жизнь и деятельность выдающегося учёного Ф. И. Буслаева» (Я. К. Грота,
А. А. Потебни или другого учёного-языковеда - по выбору).
В докладе осветите следующие положения: 1) Краткая биографическая
справка. 2) Основные языковедческие труды. 3) Значение деятельности
учёного в развитии языкознания.
Упражнение 3.
Используя дополнительные научные источники, напишите реферат на тему: «Языковые особенности художественного стиля речи».
В написании реферата вам помогут следующие книги:
1. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов.
2. Литература: Справ. материалы: Кн. для учащихся / С. В. Тураев, Л. И. Тимофеев, К. Д. Вишневский и др.
Упражнение 4.
В вашей семье торжество. Вам необходимо уйти с занятий на два часа раньше. Напишите заявление на имя директора.
Упражнение 5.
Какие ошибки допущены в приведённых ниже объяснительной записке и доверенности?
I. Объяснительная записка.
Я, Иванов П. Н., студентка 3 курса 543 группы, отсутствовал на уроках 25.02.2008 г. по причине болезни.
26.02.2008 г. Иванов П. Н.
II. Доверенность
Я, Смирнов Семён Иванович, проживающий по адресу: г. Москва, ул. Летняя, д. 3, кв. 5, доверяю Смирновой Софье Семёновне, проживающей по тому же адресу, получить в почтовом отделении 117570 г. Москвы пришедшую на моё имя посылку.
26.05.2008 г. Смирнов С. И.
Упражнение 6. Напишите автобиографию.
Упражнение 7.
I. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
II. Докажите, что текст, приведённый ниже, относится к публицистическому стилю речи.
Пронёс(?)я нынче какой-то странный слух, что в школе совсем (не) об..зательно преподавать литературу, отнимать на неё время от точных наук, которые, мол, основа основ, а литература - для (не) многих и пусть преподаётся факультативно. Говорят об этом те, кто не в сост..янии уразуметь, что Книга - самый глубокий источник познания мира и самое сильное в..з действие на духовное развитие личности.
Ни опера, ни балет, ни драма - уж не говорю, телевизор, -не могут заменить книгу. Почему? Вот, к примеру, зрители смотрят какую-нибудь картину по клас(?)ическому произведению, допустим по «Войне и миру» Толстого, где играют великолепные актёры; но зритель в этом случае не создаёт образа, образ пр.подносится ему готовым, и он думает: вот такой была Наташа Ростова, таким был князь Андрей, таким - старик Болконский.
Но когда ты имеешь дело с первоисточником, с книгой, у тебя нет зрительского воспр..ятия, кроме ч..рных буковок, этих мурвьёв, бегающих по странице. И ты читаешь и сам создаёшь образы решительно всех героев романа Толстого. И знаменитый бой воображаешь сам, сцены Бородинского сражения, лично активно уча(?)ствуешь во всех событиях. Перед тобой нет (ни)каких лиц, (ни)каких дек..раций, есть только ч..р ные буковки, и ты, читая текст, мыслен(?)о рисуешь образы, с..туации, отношения героев. Это самое главное - ты не лишён соучастия в событиях, в действиях и порой в таких сильных страстях, которые потр..сают всё твоё существо. И лишить читателя, особен(?)о юного, возможности самостоятельно воссоздавать по книге образы, пейзажи, с..туации - значит обмельчить личность. Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто, насыщает душу. И привычное выражение, в которое мы даже порой не вдумываемся, - «Любите книгу, источник знаний» - (не) случайно. Без литературы школа - это не школа: книга воспитывает человека, «вскармливает» в нём доброе начало.
(По В. С. Розову. «Насыщение книгой»)
Упражнение 8.
I. Докажите, что текст относится к публицистическому стилю
речи.
II. Какая из перечисленных проблем не нашла отражения в содержании
текста? Какая проблема является основной?
1. Насколько совместимо литературное творчество с использованием по-
точных методов книгопроизводства?
2. Каково писательское кредо Д. Глуховского?
3. Литература - это ремесло или творчество?
4. Каковы творческие планы Д. Глуховского?
5. Является ли коммерческий успех основной целью автора?
Вопрос. Дмитрий, ваш первый роман «Метро 2033» стал бестселлером, тираж уже составил 200 000 экземпляров, почти все книги раскуплены менее чем за полгода, и вот всего через пять месяцев выходит новый роман «Сумерки». Вы поставили написание книг на поток?
Ответ. Нет! На создание «Сумерек» ушло гораздо больше времени, почти три года, ведь «Метро 2033» было завершено ещё в 2005 году, и с тех пор я всё своё свободное время посвящал новой книге. И, на мой взгляд, получилась она куда более цельной, красивой и выписанной, чем «Метро». На поток я творчество ставить не собираюсь, это просто невозможно.
Вопрос. В нашей коммерческой литературе почти что принято нанимать так называемых негров - студентов литинститута, которые и пишут романы за раскрученных авторов. Это куда доходнее. № 35.
Ответ. Я не понимаю, как можно отдавать свои книги, свои идеи, своё имя на откуп литературным неграм. Литературные галеры, к вёслам которых они прикованы, может быть, плывут довольно быстро, но при этом плывут они в никуда. Книги - это не колбаса и не консервы, их нельзя штамповать конвейерным методом. Как только это становится ремеслом, а не творчеством, книги перестают впечатлять, удивлять, запоминаться. А я мечтаю о том, чтобы каждый мой роман становился манифестом...
(Из интервью с Дмитрием Глуховским,
включённого в издание его романа «Сумерки»)
Упражнение 9.
Познакомьтесь с текстом, ответьте на вопрос: какие компоненты, присущие аннотации, использовали авторы?
Bыбор профессии: Энциклопедия для детей. - М., 2003.
B издании подробно рассматриваются факторы, влияющие на выбор профессии; обсуждаются вопросы получения профессионального образования, поиска работы, трудоустройства; приводится информация о рынке труда, законодательных основах трудовой деятельности. Книга интересно, объективно и доступно знакомит с миром профессиональной деятельности и миром профессий, позволяет взглянуть на проблему профессионального самоопределения как на закономерный этап развития человека.
Книга будет полезна всем, кто сталкивается с проблемами профессионального выбора.
Упражнение 10.
Докажите, что текст, помещённый в журнале «Gala Биография» № 11 за ноябрь 2005 г., написан в жанре заметки.
Царица-лебедь приглашает на танец
Она погибала у всех на глазах тысячи раз. «Умирающий лебедь» Майи Плисецкой стал эталоном мирового балета. В её танце не смирение под ударами судьбы, а воля к жизни. 20 ноября Майе Михайловне исполнится восемьдесят лет. Она рано осталась без родителей: отца расстреляли, мать арестовали. В девять лет Плисецкая поступила в хореографическое училище и ещё до выпуска танцевала сольные партии в Большом театре. Именно здесь, на Новой сцене, 16 ноября начнётся фестиваль в честь балерины. Закончится он 20 ноября гала-концертом и приёмом в Государственном Кремлёвском дворце. Возможно, мы снова увидим танцующую Плисецкую. «Я хочу танцевать до ста лет», - говорит она.
Упражнение 11.
Создайте текст в жанре заметки на одну из тем:
1) Забавный случай на уроке.
2) Событие, заинтересовавшее меня.
Упражнение 12.
Докажите, что при написании текста автор воспользовался разговорно-просторечным стилем речи.
- А гляди-ко чего я принесла-а-а! - пропела бабушка, полезла за пазуху и вынула чёрненький, мохнатый комочек. Он сразу запищал и начал тыкаться носом в бабушкину ладонь. - Тоже жрать хочет, язвило бы его! - через силу улыбнулась бабушка и с непривычной, какой-то детской беспомощностью по глядела на меня, на деда. И было в этом взгляде: «Ну, дура я, старая дура! Можете судить меня, казнить, мне уж всё едино. Только я хотела как лучше... »
- И где это тебе такую чуду бог послал? - мирно прогудел дед…
№ 41- Тащусь это я у домов отдыха, - рассказывала бабушка уже привычным, напевным голосом, - а он, горюшко, копошится в снегу, верещит.
Выбросили его на мороз - околевать. До собак ли?..
- Баб, а баб, а как мы его звать будем?
- Щенка-то? Да так и будем звать - Шариком. Он ведь ровно шарик. Так и будем. Дрыхнет?
- Спи-ит. Под мышку забрался и спит. Щекотно мне от него.
- Пусть спит. Добро человеческое, батюшко, никогда не пропадает. И человека, и животину жалеть надо, потому как у животной тоже душа есть. Памятливая душа. Добро животная пуще человека помнит. Мы вот Шарика отогрели, покормили. Множко ли ему и надо-то? А в дому сразу как-то легче сделалось…
(В. Астафьев. «Последний поклон»)
Упражнение 13.
I. Докажите, что текст относится к литературно художественному стилю речи.
II. Объясните написание выделенных орфограмм, раскройте скобки.
Иван Африканович следил, как исчезал на воде утиный след… Светлым пластом лежало у ног родимое озеро, молчаливое, понятное каждой своей капелькой, каждой клюквинкой на лывистых берегах. Спокойные островерхие ели густо обступали ровное озёрное плёсо, перемежаясь то с начинающими желтеть берёзами, то с редкими огневыми рябинами. А вон осень выдохнула за ночь прозрачные бледные клубы сиренево-желтоватых осинок, и многие листья попадали на воду, лежат и не мокнут, словно и не мокрая совсем эта вода. Вот эдак и пойдёт жизнь: однажды с (пол)ночи растает лесное болотное тепло, и солнечный колкий мороз утром опустится на воду… Потом пойдут серые тёплые тучи, осыпая светлый лёд белым снегом… И долго, очень долго будет зима. А там, глядишь, опять отогреются апрельские сосны… И нет конца этому круговороту…Потом смолистые дерева вытопят в прошлогодние раны затёсов ясную, густую свою смолу, запахнет зелёным. Сквозь белые космы умершей травы вылезут на свет молодые ростки… Конца нет и не будет.
(В. Белов. «Привычное дело»)
Упражнение 14.
Познакомьтесь с текстом, определите его тему и идею, выделите и объясните ключевые слова, укажите средства связи между предложениями.
Роль русского языка как учебного предмета
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе
коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного
мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника; развивает его абстрактное мышление, память и воображение; формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи
формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Упражнение 15.
I. Докажите, что текст является описанием.
II. Объясните написание выделенных орфограмм.
Самый старый человек в деревне, Дедок построил себе дом перед смертью… И встал посреди Подсвятья, будто из воздуха рождённый, как в старинных преданиях, сказочный терем, расцвеченный всеми цветами радуги, с причудливой резьбой на карнизе, на ставнях, на коньке, изображавшей птиц, зверей, рыб, кленовые, дубовые, берёзовые листья, и листья кувшинок, и травы лещуги, и сосновые ветви с шишками.
Осень, разбросавшая вокруг дома жёлтые, багряные пятна, не притушила его красок, дом чудно сочетался с окружающей пестротой, оставаясь в ней самым ярким, броским пятном. А как же хорош будет он зимою, на сверкающе-белом фоне снегов! Да и ранней весной, когда всё так чёрно и блёкло, будет он гореть радостным своим разноцветьем. От него вся деревня кажется нарядной и праздничной.
(Ю. Нагибин. «Последняя охота»)
№ 1
Упражнение 16.
Расположите фрагменты в такой последовательности, чтобы получился текст - описание Сергиева Посада, данное И. Шмелёвым в книге «Богомолье».
1. И отовсюду видно розоватую колокольню-Троицу: то за садом дом покажется, то из-за крыши смотрит - гуляет с нами. Взглянешь - и сразу весело, будто сегодня праздник. Всегда тут праздник, словно Он здесь живёт.
2. Улицы в мягкой травке, у крылечек «просвирки» и лопухи, по заборам высокая крапива, как в деревне. Дощатые переходы заросли по щелям шёлковой травой, такой-то густой и свежей, будто и никто не ходит.
3. А домики все весёлые, как дачки, - зелёные, голубые; в окошках цветут гераньки и фуксии, и стоят зелёные четверти с настоем из прошлогодних ягод; занавески везде кисейные, висят клетки с чижами и канарейками, и все скворечники на берёзах.
4. Мы - в Посаде, у Преподобного… Самая-то кипень у Лавры, а тут затишье, Посад, жизнь тут правильная, житейская, торопиться некуда, не Москва.
Упражнение 17.
Прочитайте текст. Проанализируйте содержание таблиц, составленных к нему; укажите общее и различное в их содержании; назовите приёмы сокращения, использованные при переработке текста.
Исходный текст
Гуманизм эпохи Возрождения зародился в Италии совсем не случайно. На берегах Средиземного моря сошлись три культуры и три религиозные системы: европейская (на основе западного и восточного христианства), арабская (на основе ислама) и ставшая посредником между ними античная (на основе метафизики Платона и Аристотеля). Образованность стала насущным требованием времени. Это было тесно связано с интенсивным развитием искусства, литературы, научных знаний, а также с изобре тённым в XV веке книгопечатанием.
Эпоха Возрождения (она же эпоха географических открытий) вывела на историческую арену активную личность, широко образованного человека, оставила уникальное философское наследие, в котором человек был провозглашён главной движущей силой истории. Лучшие умы Европы разрабатывали новые направления воспитания и обучения, стремясь раскрыть в человеке всё лучшее.
Смелыми для своего времени были предложения испанского мыслителя и поэта Раймонда Луллия (1235-1316). Им написано около трёхсот работ. Он утверждал, что начинать обучение надо на родном языке (в ту эпоху альфой и омегой обучения была латынь), поскольку он более доступен и понятен ребёнку. Отдавая должное арабо-мусульманской системе образования, Раймонд Луллий считал, что необходимо с детства прививать навыки той или иной профессии.
Интересный опыт воспитания предпринял гуманист Витторино да Фельтре (1378-1446). Его система обучения базировалась на принципе одновременного и равномерного развития ума, тела и духа: наряду с изучением древних языков, истории, грамматики и математики большое внимание уделялось физическим упражнениям - борьбе, бегу, плаванию, игре в мяч, стрельбе из лука.
До нас дошло огромное количество фактов, свидетельствующих о том, что в эпоху Возрождения активно поощрялось художественное творчество детей и подростков: весьма многочисленны скульптурные, живописные и графические изображения детей и подростков - поющих, музицирующих, рисующих, читающих, представляющих сценические образы.
Сохранились произведения великих мастеров, созданные ими в отрочестве и юности, например мраморный рельеф «Мадонна у лестницы», изваянный пятнадцатилетним Микеланджело; «Автопортрет» и «Портрет матери» Дюрера - рисунки, исполненные им в двенадцать-тринадцать лет.
94Самым ярким представителем итальянского гуманизма эпохи Возрождения является Леонардо да Винчи (1452-1519) - гениальный во всех областях культуры и искусства, науки и изобретательства, заложивший традиции художественного самообразования и самовоспитания, актуальные по сию пору. Леонардо был той точкой Ренессанса, в которой стремления передовых европейцев во всех областях знания и искусства слились воедино.
(По И. А. Бирич, Н. Н. Фоминой «Леонардо да Винчи:
Гуманисты Возрождения о воспитании человека-творца»)
Содержательный анализ текста
Тема: зарождение гуманизма в эпоху Возрождения.
идея: показать воспитание человека-творца в эпоху Возрождения.
стиль: публицистический.
жанр: статья.
тип речи: повествование.
Переработанный текст
I. План
1. Причины зарождения гуманизма в Италии в эпоху Возрождения.
2. Основная цель гуманистов - воспитать активную, широко образованную личность.
3. Основные принципы обучения и воспитания в эпоху Возрождения.
4. Леонардо да Винчи - яркий представитель эпохи Возрождения.
II. Тезисы
1. Значение слияния трех культур и религий, развития искусства, науки, изобретения книгопечатания для зарождения гуманизма в Италии в эпоху Возрождения.
2. Стремление раскрыть в человеке всё лучшее породило новые подходы к воспитанию и обучению.
3. Принципы воспитания и обучения в эпоху Возрождения:
а) начинать обучение на родном языке;
б) прививать навыки той или иной профессии;
в) одновременно и равномерно развивать ум, тело и дух;
г) поощрять художественное творчество.
4. В личности Леонардо да u1042 Винчи воплотились идеалы гуманистов эпохи Возрождения.
III. Конспект
1. Гуманизм эпохи Возрождения зародился в Италии в результате слияния европейской, арабской и античной культур и религий, а также интенсивного развития искусства, науки и книгопечатания.
2. Эпоха Возрождения вывела на историческую арену активную личность, оставила уникальное философское наследие, в котором были представлены новые направления воспитания и образования.
3. Испанский мыслитель Раймонд Луллий (1235-1316) предложил начинать обучение не на латыни, а на родном языке, а также прививать с детства навыки той или иной профессии. Известный гуманист Витторино да Фельтре (1378-1446)
настаивал на одновременном и равномерном развитии ума, тела и духа.
В эпоху Возрождения уделялось огромное внимание развитию творческих способностей детей и подростков. Примером могут служить произведения, созданные Микеланджело в пятнадцатилетнем возрасте и Дюрером в двенадцати-тринадцатилетнем.
4. Самым ярким представителем итальянских гуманистов эпохи Возрождения является Леонардо да Винчи (1452-1519). Он проявил себя в разных областях искусства, науки и изобретательства, заложил традиции художественного самовоспитания и самообразования.