7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе 6 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА









по литературе

для 6 класса







Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол от

«____» __________ 2015 г. № ___________











2015 - 2016 учебный год





Пояснительная записка



Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, Рабочей про­граммы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Про­свещение, 2014) к учебнику В.П. Полухиной и др. (М.: Просвещение, 2014), основной образовательной программы основного общего образования МБОУ-Берестокской ООШ и в соответствии с учебным планом МБОУ- Берестокской ООШ на 2015-2016 учебный год.

Важнейшее значение в формировании духовно бо­гатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потреб­ностями имеет художественная литература. Курс ли­тературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления исто­рико-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оцени­вать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направле­но на достижение следующих целей:

  • формирование духовно развитой личности, об­ладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссий­ским гражданским сознанием, чувством патрио­тизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих спо­собностей учащихся, необходимых ля успешной социализации и самореализации личности;

  • постижение учащимися вершинных произведе­ний отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании об­разной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, исто­ризма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постиже­ния смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказы­вании), и создание собственного текста, пред­ставление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными уме­ниями и универсальными учебными действи­ями (формулировать цели деятельности, пла­нировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, вклю­чая Интернет и др.):

  • использование опыта обобщения с произве­дениями художественной литературы в повсе­дневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образо­вания предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечение соответствия основной образова­тельной программы требованиям ФГОС;

  • обеспечение преемственности начального об­щего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

  • обеспечение доступности получения качест­венного основного общего образования, до­стижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основ­ного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с огра­ниченными возможностями здоровья;

  • установление требований: к воспитанию и со­циализации обучающихся как части образова­тельной программы и соответствующему уси­лению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психо­лого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образователь­ного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образователь­ного процесса, взаимодействия всех его участ­ников;

  • взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной про­граммы с социальными партнерами;

  • выявление и развитие способностей обучающих­ся, в том числе одаренных детей, детей с ограни­ченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систе­му клубов, секций, студий и кружков, организа­цию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений до­полнительного образования детей;

  • организация интеллектуальных и творческих со­ревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятель­ности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии

  • внутри школьной социальной среды, школьного уклада;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для при обретения опыта реального управления и действия;

  • социальное и учебно-исследовательское про­ектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психо­логов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями про­фессионального образования, центрами профес­сиональной работы;

  • сохранение и укрепление физического, психоло­гического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отве­чающих требованиям информационного обще­ства, инновационной экономики, задачам по­строения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • формирование соответствующей целям обще­го образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конcтруирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (ре­зультата) личностного и познавательного раз­вития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучаю­щегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • признание решающей роли содержания образо­вания, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в до­стижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учет индивидуальных возрастных, психоло­гических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятель­ности и форм общения при построении обра­зовательного процесса и определении обра­зовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными воз­можностями здоровья.

Цели изучения литературы могут быть достигну­ты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Сле­довательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с клас­сическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоин­ствами, выражающими жизненную правду, общегу­манистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художествен­ных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, крат­кий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и по­нимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о про­изведениях;

  • написание сочинений по литературным произ­ведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на ос­нове знания ее источников и умения работать с ними;

  • индивидуальная и коллективная проектная деятельность.



Содержание деятельности по предмету



В этой возрастной группе формируются представ­ления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений раз­ных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связа­ны с анализом внутренней структуры художественного произведения - от метафоры до композиции.

Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять вни­мание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной дея­тельности учащихся.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.



Общая характеристика учебного предмета



Главная идея программы по литературе - изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее - к русской литературе ХVIII, XIX, ХХ вв. Рус­ская литература является одним из основных источ­ников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изуче­ние языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» опре­деляется тем, что он представляет собой единство сло­весного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 6 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологиче­ского и проблемно-тематического принципов. Содер­жание курса включает произведения русской и зару­бежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 клас­се - художественное произведение и автор. В програм­ме соблюдена системная направленность - курс 6 клас­са представлен разделами:

Устное народное творчество.

Древнерусская литература.

Русская литература XVIII.

Русская литература XIX века.

Русская литература ХХ века.

Литература народов России.

Зарубежная литература.

Обзоры.

Сведения по теории и истории литературы.

В разделах 1-8 даются перечень произведений ху­дожественной литературы, краткие аннотации, раскры­вающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Мето­дическом письме о преподавании учебного предмета "Литература" в условиях введения Федерального ком­понента государственного стандарта общего образова­ния», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную дея­тельность учащихся.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, от­зывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки про­изведений для самостоятельного чтения.



Требования к результатам освоения выпускниками

основной школы программы по литературе



Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентич­ности: патриотизма, любви и уважения к Отече­ству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа Рос­сии; осознание своей этнической принадлеж­ности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гума­нистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к уче­нию, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознан­ному выбору и построению дальнейшей инди­видуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профес­сиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, со­ответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающе­го социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому че­ловеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценно­стям народов России и народов мира; готовно­сти и способности вести диалог с другими людь­ми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и со­обществах, включая взрослые и социальные со­общества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокуль­турных, социальных и экономических особенно­стей;

  • развитие морального сознания и компетентно­сти в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравствен­ных чувств и нравственного поведения, осознан­ного и ответственного отношения к собствен­ным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетент­ности в общении и сотрудничестве со сверст­никами, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учеб­но-исследовательской, творческой и других ви­дов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни челове­ка и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освое­ние художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.



Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя но­вые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути до­стижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемы­ми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предло­женных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанно­го выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обоб­щения, устанавливать аналогии, классифици­ровать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логи­ческое рассуждение, умозаключение (индук­тивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверст­никами; работать индивидуально и в группе: на­ходить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интере­сов; формулировать, аргументировать и отстаи­вать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые сред­ства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потреб­ностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной ре­чью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в об­ласти использования информационно-комму­никационных технологий.



Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произ­ведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литера­туры народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравствен­ных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произве­дение: определять его принадлежность к одно­му из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный па­фос литературного произведения; характеризо­вать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюже­та, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произ­ведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценно­стям русской литературы и культуры, сопостав­ление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;

  • умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведе­ния или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отве­чать на вопросы по прослушанному или прочи­танному тексту, создавать устные монологиче­ские высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, свя­занные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекуль­турные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; форми­рование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.



Содержание тем учебного курса



ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Художественное произведение. Содержание и фор­ма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (1 ч)

Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленич­ные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки. Загадки - малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразитель­ность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (началь­ные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Развитие речи (далее - Р.Р.). Письменный ответ на проблемный вопрос. Устное рецензирование вы­разительного чтения. Устный монологический ответ по плану.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 ч)

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических со­бытий и вымысел, отражение народных идеалов (па­триотизма, ума, находчивости),

Теория литературы. Летопись (развитие представ­лений).

Р.Р. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХVIII ВЕКА (1 ч)

Русские басни.

Иван Иванович Дмитриев.

Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастов­ством,

Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, ино­сказание (развитие понятий).

Р.Р. Выразительное чтение басни. Устное рецензи­рование выразительного чтения. Характеристика геро­ев басни. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА (32 ч)

Иван Андреевич Крылов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя­-баснописца. Самообразование поэта.

«Листы и корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Кры­лов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример крити­ки мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна,

Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение не­вежественного судьи, глухого к произведениям истин­ного искусства. Проект.

Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение басни. Устное рецензи­рование выразительного чтения. Характеристика геро­ев басни. Участие в коллективном диалоге.

Александр Сергеевич Пушкин (10 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ли­цейские годы.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. На­родно-поэтический колорит стихотворения.

«Зимнее утро». Мотивы единства красоты чело­века и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вы­мышленного автора как художественный прием.

«Выстрел» (для внеклассного чтения).

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дуб­ровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян.

Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история люб­ви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. Проект.

Теория литературы. Эпитет метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Контрольная работа (далее - К.Р. Контрольная работа №1 по творчеству А.С. Пушкина.

Р.Р. Выразительное чтение стихотворений. Уст­ное рецензирование выразительного чтения. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление плана анализа стихотворения. Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение фрагментов прозы. Составление письменного ответа на проблемный вопрос.

Михаил Юрьевич Лермонтов (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Уче­нические годы.

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэ­та-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием срав­нения как основа построения стихотворения. Особен­ности интонации.

«Листок», «На севере диком ... », «Утес», «Три паль­мы». Тема красоты, гармония человека с миром. Осо­бенности выражения темы одиночества в лирике Лер­монтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение стихотворений. Уст­ное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворения.

Николай Васильевич Гоголь (1ч) (для внеклассного чтения)

«Старосветские помещики».

Иван Сергеевич Тургенев (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их ду­ховный мир. Пытливость, любознательность, впечат­лительность. Роль картин природы в рассказе. Проект.

Теория литературы. Пейзаж, портретная характе­ристика персонажей (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов. Устное ре­цензирование выразительного чтения. Участие в кол­лективном диалоге. Устная и письменная характери­стика героя или групповой характеристики героев.

Федор Иванович Тютчев (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Листья», «Неохотно и несмело ... ». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлеваю­щих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изо­бражении природы. «Листья» - символ краткой, но яр­кой жизни.

«С поляны коршун поднялся ... ». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Р.Р. Устный и письменный анализ текста.

Афанасий Афанасьевич Фет (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Ель рукавом мне тропинку завесила ... », «Еще май­ская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы ... ». Жизне­утверждающее начало в лирике А.А. Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утончен­ный психологизм. Мимолетное и неуловимое как чер­ты изображения природы. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для ис­кусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи А.А. Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).

Р.Р. Устный и письменный анализ текста.

Николай Алексеевич Некрасов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ - созидатель духовных и материальных ценно­стей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа.

Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейза­жа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фанта­стических картин. Диалог-спор. Значение риториче­ских вопросов в стихотворении.

Историческая поэма «Дедушка». (для внеклассного чтения)

Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представ­ления).

К.Р. Контрольная работа №2 по творчеству М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова.

Р.Р. Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ стихотворений.

Николай Семенович Лесков (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности язы­ка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Проект,

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представ­ления).

«Человек на часах» (для внеклассного чтения).

Р.Р. Устный и письменный ответ на проблемные вопросы.

Антон Павлович Чехов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя,

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение ли­цемерия. Роль художественной детали.

«Пересолил», «Лошадиная фамилия», др. (для внеклассного чтения).

Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

Р.Р. Составление викторины на знание текстов рассказов.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. (1 ч)

Я.Л. Полонский «По горам две хмурых тучи ... », «По­смотри, какая мгла... »; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист ... », « Чудный град ... »; А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы ... ». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные со­стояния в пейзажной лирике. Проект.

Теория литературы. Лирика как род литературы.

Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

Р.Р. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализы стихотворений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (20 ч)

Александр Иванович Куприн (1 ч) (для внеклассного чтения)

«Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

Теория литературы. Рождественский рассказ (на­чальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа.

Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Андрей Платонович Платонов (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас.

«Ни на кого не похожие» герои А. П. Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пей­зажных образов (начальное представление).

Р.Р. Выразительное чтение рассказа. Устное рецен­зирование выразительного чтения. Устная и письмен­ная характеристика героев.

Александр Степанович Грин (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям. (для внеклассного чтения)

Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя (развитие представлений).

Михаил Михайлович Пришвин (2ч)

Слово о писателе.

«Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти. Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

К.Р. контрольная работа №3 по творчеству М.М. Пришвина.

Р.Р. Устные и письменные ответы на вопросы. Уча­стие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода.

Произведения о Великой Отечественной войне (2 ч)

К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смолен­щины ... »; Д.С. Самойлов «Сороковые» (2 ч). Стихотво­рения, рассказывающие о солдатских буднях, пробу­ждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, от­ветственности за нее в годы жестоких испытаний.

Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представлений).

Альберт Анатольевич Лиханов (1ч) (для внеклассного чтения)

«Последние холода». Дети и война.

Р.Р. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Виктор Петрович Астафьев (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие дол­га. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), осо­бенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-повествователь (на­чальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.

Валентин Григорьевич Распутин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свой­ственные юному герою. Душевная щедрость учитель­ницы, ее роль в жизни мальчика. Нравственная про­блематика произведения. Проект.

Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие nо­нятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Р.Р. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.

Родная природа в русской поэзии XX века (3 ч)

А.А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном ... »; С.А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали ... », «Поро­ша»; А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие ... » (2ч)

Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворениях поэтов XX века. Связь рит­мики и мелодики стиха с эмоциональным состояни­ем, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Николай Михайлович Рубцов (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличитель­ные черты характера лирического героя.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятий).

Р.Р. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в кол­лективном диалоге.

Писатели улыбаются (3 ч)

Василий Макарович Шукшин (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Рассказы «Чудик» и «Кpuтики». Особенности шукшинских героев - «чудиков», правдоискателей, правед­ников. Человеческая открытость миру как синоним не­защищенности. Образ «странного» героя в литературе.

Фазиль Искандер (2ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие nо­нятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Р.Р. Устная и письменная характеристика героев.

Участие в коллективном диалоге.

Из литературы народов России (1 ч) (для внеклассного чтения)

Габдулла Тукай

Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта.

«Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга - «отрада из отрад», «путеводная звез­да», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев

Краткий рассказ о жизни и творчестве балкарского поэта.

«Когда на меня навалилась беда ... », «Каким бы ма­лым ни был мой народ ... ». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Ос­новные поэтические образы, символизирующие Ро­дину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт - вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (11 ч)

Мифы Древней Греции (1 ч)

«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла (в переложении Н. Куна).

Геродот (1 ч)

«Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера.

«Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Опи­сание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея - борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хит­роумие) Одиссея. Одиссей - мудрый правитель, лю­бящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем, «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужест­венных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Мигель де Сервантес Сааведра (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приоб­щение к истинно народному пониманию правды жиз­ни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения).

Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над циви­лизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность.

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Марк Твен (2ч)

«Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении.

К.Р. Контрольная работа №4 по зарубежной литературе.

Подведение итогов за год (1 ч)

Итоговый тест.



Место предмета



На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 70 часов за учебный год.



Распределение учебных часов по разделам программы



Введение - 1 ч.

Устное народное творчество - 1 ч.

Из древнерусской литературы - 1 ч.

Из русской литературы XVIII века - 1 ч.

Из русской литературы XIX века - 32 ч (в т. ч. 2 К.Р., 10 Р.Р., 5 Вн. чт.).

Из русской литературы XX века - 20 ч (в т. ч. 1 К.Р., 6 Р.Р., 3 Вн. чт).

Из зарубежной литературы - 11 ч. (в т. ч. 1 К.Р., 1 Р.Р., 7 Вн. чт.).

Повторение, обобщение, итоговый контроль - 1 ч. (в т. ч. 1 К.Р., 1 Р.Р.).















п/п

Примерная

дата

Тема урока, основное содержание

Кол-во

часов

Формирование понятий

Основные виды деятельности учителя и учащихся

Домашнее

задание

Примечание

1.



Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Способы выражения авторской позиции.

Беседа. Тестирование.

Прочитать статью учебника об обрядовом фольклоре (стр. 6 - 10), подготовить выразительное чтение песен, вопросы (стр. 10 - 11).



2.



Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость.

Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок.

1

Обрядовый фольклор (начальные представления).

Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Урок внеклассного чтения.

Рассказ учителя беседа.

Прочитать статью учебника «Пословицы и поговорки»; подобрать интересные пословицы и поговорки, связанные с годичным земледельческим циклом.

Придумать небольшой рассказ по одной из пословиц.

Прочитать статью учебника «Древнерусская литература»; «Сказание о белгородском киселе».



3.



Русские летописи. «Повесть временных лет».

«Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.

1

Летопись (развитие представлений).

Рассказ учителя. Обучение чтению.

Пересказ «Сказания о белгородском киселе», вопросы (стр. 24).



4.



Русские басни.

И.И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенность языка XVIII столетия.

3

1

Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

Рассказ учителя. Беседа.

Прочитать статью учебника «Русская басня»; выразительное чтение басни И.И. Дмитриева, вопросы (стр. 30).



5.



И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.

2

1

Басня. Аллегория (развитие представлений).

Рассказ учителя. Беседа. Обучение чтению.

Прочитать статью о И.А. Крылове, вопросы (стр. 34), выучить наизусть одну басню.

Выразительное чтение басни «Ларчик», вопросы (стр.43 вопрос 4).



6.



И.А. Крылов. «Осёл и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства.

Развитие понятия об аллегории.

Конкурс инсценированной басни. Подготовка к домашнему сочинению «Что осуждается в русских баснях?»

1

Басня. Аллегория (развитие представлений).

Беседа. Обучение чтению.

Урок развития речи.

Инсценировать басню (групповое задание).

Сочинение «Что осуждается в русских баснях?».



7.



А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения «Зимнее утро».

10

1

Эпитет, метафора.

Рассказ учителя. Обучение чтению.

Урок развития речи.

Прочитать статью учебника о лицейских годах Пушкина (стр. 45 - 51), составить план статьи; индивид.: рассказать о детстве Пушкина, его семье. Выразительное чтение наизусть стихотворения «Узник».

Выучить стихотворение наизусть, сочинение по анализу стихотворения «Зимнее утро». Индивид.: подготовить выразительное чтение воспоминаний друзей Пушкина.



8.



А.С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике А.С. Пушкина. Жанр стихотворного послания.

«Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека.

Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А.С. Пушкина.

1

Стихотворное послание (начальные представления).

Эпитет, метафора (развитие понятий).

Обучение чтению. Практикум.

Выразительное чтение стихотворения.

Знать двусложные размеры стиха, подобрать примеры ямба и хорея. Прочитать «Барышня-крестьянка».



9.



А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести.

Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня-крестьянка». «Лицо и маска» героев повести.

Роль случая в композиции произведения.

1

Композиция (развитие понятия).

Беседа.

Пересказ указанного отрывка, вопросы.

Пересказ указанного отрывка, вопросы.



10.



А.С. Пушкин. «Выстрел». Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них.

1

Композиция (развитие понятия).

Урок внеклассного чтения.

Пересказ указанных отрывков.



11.



А.С. Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова.

6

1



Обучение чтению. Беседа.

Устное рисование: какими вы видите Дубровского и Троекурова? Перечитать II и III главы, озаглавить их.

Перечитать главы IV - V, озаглавить их. Пересказать эпизод «Троекуров во дворе Дубровских».



12.



Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.

Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в повести.

1

Эпизод.

Беседа. Практикум.

Перечитать главы VI - VII.

Перечитать VIII, IX, X главы, озаглавить их. Приготовить пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица одного из персонажей (Дефоржа, Маши, Троекурова).



13.



Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции художественного произведения.

1

Композиция (развитие понятия).

Обучение устному рассказу. Беседа.

Перечитать главы XI - XVI, озаглавить их.



14 - 15.



Контрольное сочинение № 1 «Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина "Дубровский"».

2



Урок развития речи.

Подготовиться к контрольной работе по творчеству Пушкина.



16.



Анализ письменных работ.

1



Урок развития речи.

Работа над ошибками.

Прочить статью о М.Ю. Лермонтове в учебнике.



17.



М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций.

3

1

Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

Рассказ учителя. Обучение чтению.

Выучить стихотворение «Тучи» наизусть.



18.



Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок», «Утёс», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения.

1

Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

Практикум.

Выразительное чтение стихотворений, выучить наизусть стихотворение «На севере диком …».



19.



М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трёхсложные размеры стиха. Поэтическая интонация.

1

Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

Беседа. Практикум.

Урок развития речи.

Стр. 166, вопросы и задания.

Сочинение по анализу одного стихотворения.



20.



Н.В. Гоголь. «Старосветские помещики».

1



Урок внеклассного чтения.

Прочитать «Бежин луг».



21.



И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора.

2

1

Портрет.

Роль картин природы в рассказе.

Рассказ учителя. Беседа.

Прочитать статью учебника(стр.167 - 170, 197 - 198). Вопросы стр. 199.

Составить рассказ о героях по иллюстрациям.



22.



Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

Портреты героев как средство изображения их характеров. И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа.

1

Роль картин природы в рассказе.

Портрет.

Практикум.

Выразительное чтение отрывков.

Устное рисование: портреты героев.



23.



Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева. «Неохотно и несмело…». «С поляны коршун поднялся…». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении.

2

1

Пейзажная лирика (развитие понятия).

Рассказ учителя. Практикум.

Выразительное чтение стихотворения. Выучить одно стихотворение наизусть.

Анализ стихотворения.



24.



Ф.И. Тютчев. «Листья». Обучение анализу стихотворения.

1

Пейзажная лирика (развитие понятия).

Практикум.

Анализ стихотворения, выразительное чтение.



25.



А.А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них - у дуба, у берёзы…». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.

1

Пейзажная лирика (развитие понятия).

Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа. Практикум.

Выразительное чтение стихотворения, одно стихотворение выучит наизусть. Анализ стихотворения.



26.



Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя. Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций.

2

1

Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа. Практикум.

Прочитать стихотворение «Железная дорога», выучить наизусть три последних строфы II части.

Повторить двусложные размеры стиха. Знать трёхсложные размеры стиха. Сделать таблицу стихотворных размеров с примерами.



27.



Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова.

1

Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Урок внеклассного чтения.

Подготовиться к сочинению.



28 - 29.



Контрольное сочинение № 2 по творчеству М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова.

2



Урок развития речи.

Прочитать сказ «Левша».



30.



Анализ письменных работ.

1



Урок развития речи.

Работа над ошибками.



31.



Н.С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказе Н.С. Лескова «Левша». Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести.

3

1

Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Рассказ учителя. Беседа.

Перечитать IV - X главы сказа, выписать цитаты, характеризующие Николая Павловича, Платова, левшу. Приготовить пересказ эпизода на выбор.

Перечитать сказ до конца, составить рассказ о характере и судьбе тульского косого левши.



32.



Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А. Некрасова "Железная дорога" и сказе Н.С. Лескова "Левша"».

1

Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Урок развития речи.

Сочинение.



33.



Н.С. Лесков. «Человек на часах».

1



Урок внеклассного чтения.

Прочитать рассказы Чехова «Пересолил», «Лошадиная фамилия», др.



34.



А.П. Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте.

2

1

Юмор (развитие понятия).

Урок внеклассного чтения.

Ответ на вопрос «Как достигается в рассказах Чехова юмористический эффект?».



35.



А.П. Чехов. «Толстый и тонкий», разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

1

Юмор (развитие понятия).

Практикум.

Подготовить выразительное чтение одного стихотворения (наизусть), сделать иллюстрации к стихотворениям.



36.



Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри - какая мгла…». Художественные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. Е.А. Баратынский. «Весна! Весна! Как воздух чист…», «Чудный град…». А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Развитие понятия о лирике.

1

Лирика как род литературы (развитие представления).

Урок-концерт.

Прочитать рассказ «Неизвестный цветок».



37.



А.П. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное - вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.

1

Символическое содержание пейзажных образов.

Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа.

Устное рисование: сделать устные иллюстрации к эпизодам, которые произвели наибольшее впечатление. Прочитать рассказы «Июльская жара», «Корова».

Прочитать «Алые паруса».



38.



А.С. Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги А.С. Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении.

1

Символическое содержание пейзажных образов.

Урок внеклассного чтения.

Стр. 28, вопросы и задания. Прочитать «Кладовая солнца».



39.



М.М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти. Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

2

1

Символическое содержание пейзажных образов.

Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа.

Подготовить пересказы истории Антипыча, эпизодов «Митраша в беде» и «Приключения Насти в лесу» от лица героев (три группы учеников), для желающих - иллюстрации. Выразительное чтение указанного эпизода.



40.



Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе».

Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Подготовка к сочинению.

1

Символическое содержание пейзажных образов.

Практикум. Урок развития речи.

Отзыв о сказке-были. Подготовиться к сочинению.



Р 41 - 42.



Контрольное сочинение № 3 «Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"».

2



Урок развития речи.

Выразительное чтение стихотворений о войне.



Р 43.



Анализ письменных работ.

1



Урок развития речи.

Работа над ошибками.



44.



Стихотворения русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах фронтовиках. К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Д. Самойлов. «Сороковые» и др. патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению.

1



Урок развития речи.

1. Выучить одно стихотворение наизусть (по выбору).

2. Прочитать «Последние холода» А. А. Лиханова.



45.



А.А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война.

1



Урок внеклассного чтения.

Прочитать «Конь с розовой гривой».



46.



В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа.

2

1

Речевая характеристика героев.

Рассказ учителя. Обучение чтению.

Пересказать один из эпизодов рассказа (по выбору). Составить по тексту рассказа небольшой словарь местных «сибирских» слов.



47.



В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении.

Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"».

1

Речевая характеристика героев.

Урок развития речи.

Вопросы (стр. 106 - 107). Сочинение.



48.



В.Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.

2

1

Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь.

Рассказ учителя. Обучение чтению.

Пересказ эпизода (по выбору), вопросы (стр. 147 - 148).



49.



Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика.

1

Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь

Беседа.

Вопросы и задания (стр. 148 - 149).

Сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина».



50.



Н.М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.

1



Рассказ учителя. Беседа.

Прочитать «Тринадцатый подвиг Геракла».



51.



Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.

2

1



Рассказ учителя. Беседа.

Вопросы и задания (стр. 184).



52.



Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

1

Юмор.

Беседа.

Прочитать статью учебника (стр. 186 - 192), сделать рисунки по мотивам стихотворений (по желанию).



53.



Родная природа в русской поэзии XX века. А.А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов.

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С.А. Есенина. Обучение выразительному чтению.

2

1

Ритмика и мелодика стиха.

Рассказ учителя. Обучение чтению.

Выучить одно стихотворение наизусть.

Вопросы 3, 4 (стр. 193).



54.



А.А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу одного стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики.

1

Ритмика и мелодика стиха

Практикум.

Вопрос 5 (стр. 193).



55.



В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности рассказов Шукшина.

Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.

1

Шукшинские герои-«чудики».

Рассказ учителя. Беседа.

Прочитать статьи учебника (стр. 152 - 154), вопросы (стр. 154). Прочитать рассказ «Критики».

Вопросы и задания (стр. 201).



56.



К. Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…». Теме Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации.

Г. Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека.

1

Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

Урок внеклассного чтения.

Вопросы и задания (стр. 198).

Прочитать статью учебника «Мифы Древней Греции», вопросы и задания (стр. 203). Прочитать мифы о двенадцати подвигах Геракла. Подготовить пересказ одного мифа. Подготовить доклад об истории Олимпийских игр (по желанию).



57.



Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе.

1

Миф. Отличие мифа от сказки.

Рассказ учителя. Беседа.

Прочитать и пересказать миф о двенадцатом подвиге Геракла. Составить план мифа, разбив его на микротемы. Вопрос 3 (стр. 210).

Задания III, IV (стр. 211).



58.



Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

1

Миф. Отличие мифа от сказки. Легенда.

Рассказ учителя. Беседа.

Вопросы (стр. 214). Прочитать статью учебника о Гомере; прочитать отрывок из «Одиссеи: ответить на вопросы (стр. 248).



59.



Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе.

1

Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Урок внеклассного чтения.

Прочитать роман «Дон Кихот», вопросы (стр. 251).



60.



М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире.

«Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы.

1

Идеал.

Рыцарский роман. Пародия.

Урок внеклассного чтения.

Отзыв о романе.

Прочитать статью учебника (стр. 252 - 253), баллады, вопросы (стр. 258).



61.



Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

1

Баллада.

Рассказ учителя. Беседа.

Прочитать статью учебника (стр. 258 - 260), «Матео Фальконе», вопросы (стр. 277).



62.



П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.

1

Романтизм. Реализм.

Урок внеклассного чтения.

Прочитать «Приключения Гекльберри Финна».



63.



М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях.

2

1

Юмор.

Урок внеклассного чтения.

Характеристика героя (письменно).



64.



Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении.

1

Юмор.

Урок внеклассного чтения.

Прочитать статью учебника (стр. 279 - 282), вопросы (стр. 282), «Маленький принц».



65.



А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «аленький принц» как философская сказка-притча.

2

1

Притча (начальные представления).

Урок внеклассного чтения.

Вопросы (стр. 299).





66.



Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. Понятие о притче.

1

Притча (начальные представления).

Урок внеклассного чтения.

Отзыв о произведении.



67



Контрольное сочинение № 4 по зарубежной литературе.

1



Урок развития речи.





68.



Анализ письменных работ.

Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?». Выявление уровня литературного развития учащихся.

Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задания для летнего чтения.

1



Урок развития речи.

Урок контроля.

Работа над ошибками.

Подготовиться к читательской конференции.

Список литературы на лето.



69-70.



Резервные уроки.

2

























 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал