7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе 5-9 классы

Рабочая программа по литературе 5-9 классы

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Рабочая программа по учебному курсу «Литература» для 5-9 классов составлена на основе авторской Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Под ред. Г.И. Беленького. 4-е изд., перераб. - М.:Мнемозина, 2009 год. Основная цель обучения в организации учебног
предварительный просмотр материала

Пояснительная записка



Рабочая программа по учебному курсу «Литература» для 5-9 классов составлена на основе авторской Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Под ред. Г.И. Беленького. 4-е изд., перераб. - М.:Мнемозина, 2009 год.

Основная цель обучения в организации учебного процесса - приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры.

Данная цель обуславливает решение следующих задач:

- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной

культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским

сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре,

уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира

школьников, их жизненного и эстетического опыта;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, уст-

ной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры;

- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значе-

нии; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об от

дельных произведениях зарубежной классики;

-овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с при

влечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять

в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно

пользоваться русским языком.

Для достижения поставленной цели обучения используется УМК:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Под ред. Г.И. Беленького. 4-е изд., перераб. - М.:Мнемозина, 2009 год.

  2. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Литература. Начальный курс 5 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2008.

  3. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Литература. Начальный курс 6 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2008.

  4. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Литература. Начальный курс 7 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2008.

  5. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Литература. Начальный курс 8 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2008.

  6. Под редакцией Беленького Г.И. Литература. Начальный курс 9 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2010.

Формами обучения являются урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.

Формы текущего контроля знаний: тесты, сочинения на заданную тему, устное ( письменное) высказывание.

В связи с необходимостью подготовки к государственной итоговой аттестации в календарно-тематическое планирование добавлена графа «Подготовка к ГИА».



Требования к уровню подготовки учащихся

5-8 классов по литературе

Осваивая художественные произведения, указанные в программе, учащиеся овладевают знаниями:

а) историко-литературными;

  • о наиболее существенных литературных направления (классицизме. романтизме, реализме, символизме);

  • о жизни и творчестве писателей;

б) теоретико-литературными:

  • об общечеловеческом и конкретно-историческом значении художественных произведений;

  • о родах и жанрах литературы и основных способах выражения в них авторского сознания;

  • о литературном произведении как художественном единстве и о его компонентах.

В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны:

  • характеризовать основные проблемы, родо-жанровые и композиционные особенности изученных произведений; определять авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней;

  • характеризовать, сопоставлять главных героев эпических и драматических произведений, изученных текстуально;

  • выявлять особенности поэтической речи изученного стихотворного произведения и давать этому произведению обоснованную оценку;

  • читать выразительно прозу и стихи;

  • пользоваться справочным аппаратом книги, справочниками, словарями;

  • составлять план на литературные темы;

  • писать сочинения различных жанров (сочинение - рассуждение, анализ эпизода (сцены) эпического или драматического произведения лирического стихотворения, эссе);

писать рецензию на самостоятельно прочитанные произведения, на критическую статью



Требования к уровню подготовки учащихся

9 класса по литературе

Осваивая художественные произведения, указанные в программе, выпускники 9 класса должны знать и уметь применять на практике:

-понятия, связанные с общими свойствами литературы, художественный образ, роль художественного вымысла в литературе;

-понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения: тема, идея, композиция, взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев - портрет, речь.

Авторская характеристика; роль пейзажа и интерьера; изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;

-понятия, характеризующие родо-жанровые особенности произведения.

В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны:

-объяснять роль важнейших эпизодов (сцен) изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания в изображении героев;

-характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

-обнаруживать понимание авторского отношения к изображаемому;

-определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из литературных родов и жанров;

-выразительно читать (в частности, наизусть) изученные произведения и их фрагменты;

-давать устный или письменный развернутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о героях произведения, о его нравственном содержании);

-писать пересказы (изложения) подробные, краткие, выборочные, с изменением лица рассказчика, с другим дополнительным заданием;

-писать сочинение на доступную литературную, публицистическую или свободную тему, в том числе характеристики и сравнительные характеристики героев;

-писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственного отношения к героям и событиям



Учебно-тематический план для 5 класса



Учебно-тематический план для 6 класса



70

8

7





Учебно-тематический план для 7 класса





Развитие речи



Внеклассное чтение

Введение

2



1

«Минувшее проходит предо мною…»

18

3

1

«Художник - голос своей эпохи»

14

4

1

Запечатленные мгновенья

3





Человек в движении времени

19

3

3

Содружество искусства

4





Перекличка эпох

5





Фантастика. Тема будущего

4

1



Итоговый урок

1





Итого:

70

11

6







Учебно-тематический план для 8 класса



Из зарубежной литературы.



4

1







Итого



70



6



7



















Учебно-тематический план для 9 класса



Зарубежная литература.



6









Итого



102



10



8





Содержание программы учебного предмета в 5 классе



Введение.

Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы.



Мифы

Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей.

Мифы Древнего Египта

Для чтения и бесед

«Великое путешествие солнечной Ладьи». Мечта народа о победе над смертью.

Мифы Древней Греции

Для чтения и бесед

О происхождении мира и богов. «Олимп», «Ночь, Луна, Заря и Солнце», «Подвиги Геракла». Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея».

Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея» (отрывок из 1Х песни). Мудрость и хитроумие Одиссея. Особенности стихотворной речи поэмы.

Для самостоятельного чтения

Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции».

Мифы древних славян

Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила. Причины суеверий и верований народа.

Легенды и предания

Отличие легенд и преданий от мифов и сказок.

Для чтения и бесед

«О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова».



Устное народное творчество

Народные сказки

Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа.

Для чтения и бесед

«Бой на Калиновом мосту»

«Белая уточка»

«Кот и лиса», «Каша из топора»

Сказки народов мира: «Коршун и кошка» (египетская сказка).

Малые жанры фольклора

(загадки, пословицы и поговорки)

Для чтения и бесед

Небылицы, загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира.

Народный кукольный театр

Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха.

Для чтения и бесед

«Петрушка Уксусов»

Для самостоятельного чтения (к разделу II)

«Солнце, Месяц и Ворон Воронович». Сборники русских народных сказок: «Гора самоцветов», «Волшебное кольцо». Сказки народов мира.



Сказочные события и герои в литературе

Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной.

А.С.Пушкин. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

«Руслан и Людмила» (фрагменты).

Сказочные образы и мотивы в произведении. Изобразительное мастерство поэта. Ритм, стихотворный размер, рифма.

Пушкин. Сказки.В.А.Жуковский. Сказки

Х.К.Андерсен. Сведения о жизни великого сказочника.

Для чтения и изучения

«Снежная королева». Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом.

Выражение авторского отношения к героям в их портретах.Классное сочинение по сказке.

Для самостоятельного чтения:

Х.К.Андерсен. «Гадкий утенок», «Русалочка», «Соловей» (др.)

П.П.Бажов. Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу. Особенности сказа как литературного жанра.

Для чтения и бесед

«Каменный цветок». Герой сказа Бажова - труженик и художник.

Воплощение в сказе народных представлений о любви, добре и справедливости.

«Синюшкин колодец», «Малахитовая шкатулка» (по выбору). Реальное и фантастическое в сказе, своеобразие его языка.

А.Платонов. «Неизвестный цветок» (сказка-быль) или «Волшебное кольцо».

С.Я.Маршак. Поэт, переводчик и автор сказок-пьес.

«Двенадцать месяцев». Осмеяние легкомыслия, эгоизма, жадности.

Утверждение человечности, верности слову, доброго отношения к миру.

Вн. чтение. К.Паустовский. «Теплый хлеб».



Для самостоятельного чтения (к разделу III)

В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке», В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе», А.М. Волков. «Волшебник Изумрудного города», Л.И. Лагин. «Старик Хоттабыч», Ю.К. Олеша. «Три толстяка», Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени», А.С. Некрасов. «Приключения Барона Врунгеля».

Х.К. Андерсен. «Русалочка», «Гадкий утенок», «Соловей», «Новое платье короля», «Истинная правда», «Штопальная игла», Ш. Перро. Сказки; Братья Гримм. Сказки; Р. Киплинг. «Маугли», Л. Кэррол. «Алиса в стране чудес», В. Гауф. «Маленький Мук», «Карлик Нос».

Басни



Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству. Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в баснях. Иносказательный и обобщающий смысл басен, их обличительная направленность. Лаконизм и близость их языка к разговорной речи. Афористичность.

И. А. Крылов. Сведения о жизни баснописца.

Для чтения и изучения

«Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Квартет», «Демьянова уха».

Иносказательный и обобщающий смысл басен,их обличительная направленность.

Для чтения и бесед

«Лжец», «Две бочки», «Свинья под дубом», «Осел и Соловей», «Кукушка и петух» (по выбору учителя).

Басни Эзопа («Рыбак и Рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград») и Лафантена («Лисица и виноград»).

Для самостоятельного чтения (к разделу IV)

И.А. Крылов «Ворона и лисица», «Ларчик», «Петух и Жемчужное Зерно», «Лягушка и Вол», «Любопытный», «Лисица и виноград», «Волк и Журавль», «Зеркало и оОбезьяна»; Эзоп. Басни.



Человек перед лицом жизненных испытаний

М. Ю. Лермонтов. Сведения о жизни поэта. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.

Для чтения и изучения

«Бородино». Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании; образность языка, звукопись.

Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение.

Для чтения и бесед

М.Ю. Лермонтов. Из поэмы «Сашка» (строфы VII, VIII); А.С. Пушкин. Из романа «Евгений Онегин» (гл. 7, строфы XXXVI-XXXVII. «Как часто в горестной разлуке…»).

А. В. Кольцов. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

«Косарь». Близость стихотворения к народной песне. Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека.

«Раздумье селянина», «Доля бедняка», «Лес» (по выбору)

Мотивы социальной несправедливости в стихотворении.

И. С. Тургенев. Сведения о жизни писателя. «Аннибалова клятва» Тургенева.

Для чтения и изучения

«Муму». История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей.

Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима.

Нравственное превосходство Герасима над барыней и ее челядью.

Влияние на человека барства и рабства.

Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.

Классное сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

Н.А.Некрасов. Сведения о жизни поэта.

«Крестьянские дети». Выражение раздумий автора о судьбе народа, его напутствие детям.

«Школьник». Темные и светлые стороны жизни крестьянских детей.

Ф.И.Тютчев. Сведения о жизни поэта.

«Есть в осени первоначальной», «Чародейкою Зимою». Музыка стиха.

«Весенние воды», «Зима недаром злится», «В небе тают облака».

Изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение).

Л. Н. Толстой. Сведения о жизни писателя. Толстой на Кавказе.

Для чтения и изучения

«Кавказский пленник». Быль как литературный жанр.

Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин).

Мысль писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика. Сюжет и герои художественного произведения.

Классное сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

В.М.Гаршин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Сигнал». Причина разного отношения героев рассказа к жизни.

Нравственное превосходство Семена. Раскаяние Василия, признание своей роковой ошибки.

Для самостоятельного чтения.

Д.В.Григорович. «Гуттаперчивый мальчик».



Из литературы 20 века.

Л.Н.Андреев. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Кусака». Идея доброты и ответственного отношения к окружающему миру. За что можно одобрить, за что - осудить дачников.

Роль пейзажа в рассказе. Рассказ как литературный жанр.

Л.Н.Андреев. «Петька на даче», «Ангелочек» (по выбору)

А.И.Куприн. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Белый пудель». Причина столкновений персонажей в рассказе.

Верность и отвага против эгоизма и своеволия (Сережа, Трилли).

Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж).

А.И.Куприн. «Чудесный доктор», «Ю-Ю» (по выбору).

Домашнее сочинение по рассказу А.И.Куприна «Белый пудель».

Д.Лондон. «Сказание о Кише».

А.Н.Толстой. Сведения о жизни писателя.

«Детство Никиты» (избр.гл.). Автобиографические мотивы повести.

Её лиризм и юмор.

Поэзия природы

К.Г.Паустовский. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Мещерская сторона». Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы.

Лиризм описаний, выразительность и красочность языка.

Очерк как вид эпического произведения.

Н.И. Рыленков. «Все в тающей дымке…».

Вн.чтение. К.Г.Паустовский. Рассказы.



«Идет война народная, священная война!»

А.Твардовский. «Рассказ танкиста».

К.Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете».

Н.Рыленков. «Бой шёл всю ночь».

Я.Смеляков. «Судья».

Ю.П.Казаков. Сведения о жизни писателя.

«Тихое утро». Своеобразие характеров мальчиков.

Внешняя грубоватость и доброе сердце Яшки; уже не мальчик, ещё не взрослый.

В.А.Солоухин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Мститель». Рассказ как жанр литературы.

Е. И. Носов. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудилась».

Для самостоятельного чтения (к разделу VIII)

Вн. чтение.

Н.Г.Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»;

Ю.П.Казаков. «Арктур-гончий пёс»



Заключительный урок с рекомендациями книг для летнего чтения.



Содержание программы учебного предмета в 6 классе



Введение.

О главном в литературе. Человек как главный объект изображения в художественной литературе. О книге и чтении.

Самостоятельное чтение: книги, прочитанные летом.

Контроль знаний: анализ устных ответов и читательских дневников.

Устное народное творчество

О былине и её героях. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли. О построении и языке былины. Былинный стих, гипербола. Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли.

Самостоятельное чтение: былины о героях.

Теория: былина как фольклорный жанр, былинный стих, построение былины, язык былины, постоянные эпитеты, гипербола.

Обучающиеся должны знать: содержание изученных произведений; художественные особенности былин.

Обучающиеся должны уметь: пересказывать содержание изученных произведений; беседовать по самостоятельно прочитанным произведениям; исполнять произведения фольклора.

Контроль знаний: анализ устных ответов (пересказ, выразительное чтение), письменных работ в тетрадях, тестирование.

Из литературы Древней Руси

Письменная литература Древней Руси. Древнерусское летописание. «Повесть временных лет». «Никита Кожемяка». Прославление патриотического подвига русских воинов. «Евпатий Коловрат». Лиризм повествования, сочувствие рязанцам.

Исторические события, отражённые в произведениях. Прославление патриотического подвига русских воинов.

Самостоятельное чтение: Т.Н.Михельсон «Рассказы начальной русской летописи».

Теория: летописные жанры древнерусской литературы, их особенности.

Обучающиеся должны знать: изученные произведения, особенности летописи.

Обучающиеся должны уметь: определять жанры древнерусской литературы, пересказывать подробно и кратко тексты и фрагменты произведений, выразительно читать текст с учётом особенностей художественного произведения.



Контроль знаний: анализ устных ответов (пересказ, выразительное чтение), письменных работ в тетрадях, тестирование.

Баллады

В.А.Жуковский

«Светлана», «Лесной царь»; Ф.Шиллер «Перчатка»; А.Н.Майков «Емшан»; А.К.Толстой «Канут». Понятие о балладе. Фольклорная основа баллады. Особенности балладного сюжета. Роль диалога. Картины природы. Лирико-романтическая окрашенность повествования. Нравственный смысл баллад.

Самостоятельное чтение: Анекдоты о Ходже Насреддине.

Теория: особенности баллады как жанра, балладного сюжета, понятие рифмы и строфы.

Обучающиеся должны знать: изученные произведения, их особенности.

Обучающиеся должны уметь: пересказывать подробно и кратко тексты произведений, анализировать язык баллад, исполнять баллады, составлять тексты в жанре баллады.

Контроль знаний: анализ устных ответов (пересказ, выразительное чтение), письменных работ в тетрадях, сочинение.

Из литературы XIX века

А.С.Пушкин

«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник и балладный характер песни. Художественное восприятие быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника. Торжественность поэтической речи.

«Няне». Волнующая задушевность стихотворения. Экспрессивность лексики. «Зимняя дорога», «Бесы». Многогранность чувств. Роль глаголов, передающих динамику действия.

«Дубровский». Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием. «Благородный разбойник » Владимир Дубровский. Роль Маши в его судьбе. Изображение крестьянского бунта в романе. Мастерство Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа, в восприятии быта и нравов. Пейзаж, его роль в произведении. Интерьер и его роль. Авторская характеристика.

М.Ю.Лермонтов

«Парус». Обобщённый смысл стихотворения. Чувство одиночества и грусти. Аллегорический смысл стихотворения. Сложности переживаний поэта. Роль эпитетов в стихотворении. Звукопись. Мастерство Лермонтова в создании живописных картин.

«Три пальмы». Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром.

Н.В.Гоголь

«Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед рождеством». Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы. Сказочность повести. Поэтизация вольной, чистой и светлой любви.

С.Т Аксаков «Очерк зимнего дня». Изменчивая картина зимнего дня. Наблюдательность писателя, знание русской деревенской жизни, тонкие чувства природы. Особенности интонации.

И.С.Никитин «Лес», «Ярко звёзд мерцанье…», Н.П.Огарёв «Дорога», А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», А.А. Фет «Чудная картина», И.З.Суриков «Степь». Тема дороги, шири, вольной волюшки, необъятных просторов в стихах русских поэтов. Мотивы грусти, тоски, разгульного веселья, бесшабашной удали. Проникновенный лиризм стихотворений.

Углубление понятий об изобразительно-выразительных средствах языка: сравнении, эпитете, олицетворении.

К.М.Станюкович

«Человек за бортом». Значение изображаемой ситуации для раскрытия характеров персонажей и их взаимоотношений. Роль Егора Шутникова в судьбе Прохора. Правдивое, яркое изображение быта на корабле. Смысл названия рассказа.

А.П.Чехов

«Толстый и тонкий». Приёмы создания комического эффекта. Роль портрета, пейзажа, диалога в обрисовке героя .

«Смерть чиновника», «Пересолил». Юмор и сатира как две разновидности комического изображения жизни. Роль портрета, пейзажа, диалога в обрисовке героя. Острота комического сюжета.

В.Г.Короленко

«Дети подземелья». Вера писателя в человека. Нравственная суть взаимоотношений героев. Труд в жизни детей. Утверждение в повести добро ты и уважения к человеку. Особенности повествования. Портрет литературного героя.

Н.Д.Телешов

«Домой». Переживания осиротевшего мальчика и мотивы его поведения. Человечность старика - каторжника. Роль пейзажа в рассказе.

Самостоятельное чтение: Н.В.Гоголь «Ночь перед рождеством», рассказы А.П.Чехова.

Теория: литературоведческие понятия (экспрессивная лексика, глаголы действия, пейзаж, его роль в произведении, аллегорический смысл, звукопись); изобразительно-выразительные средства (сравнение, эпитет, олицетворение).

Обучающиеся должны знать: прочитанные произведения, новые литературоведческие понятия: экспрессивная лексика, глаголы действия, пейзаж, его роль в произведении, аллегорический смысл, звукопись; изобразительно-выразительные средства (сравнение, эпитет, олицетворение),

Обучающиеся должны уметь: применять на практике понятия, связанные с изучением художественного произведения (литературный герой, эпизод, сюжет, изобразительно-выразительные средства языка), работать со стихотворной речью (строфа, ритм, рифма), определять тему и проблему изученного произведения, характеризовать героя и его поступки.

Контроль знаний: анализ устных ответов (пересказ, выразительное чтение), письменных работ в тетрадях, сочинение (аудиторное и домашнее), тестирование.

Из литературы ХХ века

А.П.Платонов

«Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни. Самоотверженность , доброта, отзывчивость героини.

М.М.Зощенко.

Избранные рассказы. Особенности рассказов. Юмор.

М.М.Пришвин

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, в его доброту и мудрость по отношению к природе. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Значение истории Травки для понимания идей повести. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев. Жанр сказки-были. Смысл названия произведения.

В.Г.Распутин

«Уроки французского». Взаимоотношения главного героя с окружающими. Главный герой и учительница. Уроки доброты и милосердия. Изображение человека в эпическом произведении.



Н.М.Рубцов. Лирика. Патриотический характер лирики.

Д.Олдридж

«Последний дюйм». Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Отчуждение Бена и Деви и путь его преодоления. Смысл названия рассказа.

Самостоятельное чтение: произведения Платонова А.П., произведения писателей-фантастов.

Теория: жанр были-сказки, жанры фантастики, роль и характер героев, авторская позиция.

Обучающиеся должны знать: содержание изучаемых произведений, жанр были-сказки, роль и характер героев, позицию автора.

Обучающиеся должны уметь: выразительно читать изученные произведения, определять темы и нравственные проблемы произведений, пересказывать устно и письменно, составлять простой и сложный план, давать развёрнутый и обоснованный ответ на вопрос, беседовать по самостоятельно прочитанным произведениям; исполнять стихи ; писать сочинение на литературную тему.

Контроль знаний: анализ устных ответов (пересказ, исполнение произведений), письменных работ в тетрадях, сочинение на литературную тему.



Содержание программы учебного предмета в 7 классе



Введение. Художественное время и художественное пространство в литературе. Роды и виды (жанры) литературы.

  1. Писатели о прошлом нашей Родины

М.Ю.Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта ХVI века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным, честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма). Сила и цельность характера Калашникова. Поэта Лермонтова и устное народное творчество. Оценка персонажей поэму с позиций народа (гусляры в поэму). Композиция поэмы, ее язык, ритмика.

Для чтения и бесед

А.К.Толстой «Василий Шибанов». Три героя баллады. Роль главного героя.

Н.В.Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи.

Для чтения и изучения

«Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи. Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров. Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. Остап и Андрий. Трагедия Тараса Бульбы. Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувств писателя. Повесть Гоголя и устное народное творчество.

Понятие о литературном характере.

Для самостоятельного чтения

«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

А.С.Пушкин. Прошлое Родины, тема Петра I в творчестве поэта

Для чтения и изучения

«Полтава». Историческая основа поэмы, роль художественного вымысла. Исторический и личный конфликт в поэме. Трагические судьбы ее героев (Кочубея, Марии, Искры). Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев - Петра I и Карла ХII. Роль Мазепы. Утверждение правого дела, осуждение ковартсва и предательства. Картины украинской природы. Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха. Поэма как жанр. Метафора.

Для самостоятельного чтения

«Арап Петра Великого», Пир Петра Великого»

Н.С.Лесков. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Человек на часах» - «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот». Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей. Постников - лесковский герой-праведник. Его доброта, бескорыстие, способность сострадать, совестливость как выражение лучших черт русского народа. Карьеризм, чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования.

Для самостоятельного чтения

Н.С.Лесков «Левша», «Тупейный художник»; И.С.Никитин. «Русь»

  1. Писатели о своей современности

Н.А.Некрасов. Картины народной жизни и творчестве поэта

Для чтения и изучения

«Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда. Мысль о величии народа, создателя всех духовных и материальных ценностей. «Благородная привычка» к труду как образец для подражания. Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор. Роль пейзажа. Значение эпиграфа в раскрытии идейного смысла стихотворения.

Для чтения и бесед

«Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская», «Мороз, Красный нос» (отрывки)

Для самостоятельного чтения

«С работы», «Калистрат», «Дедушка».

И.С.Тургенев. Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника».

Для чтения и изучения

«Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Сложности и противоречивость натуры Бирюка, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер. Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании.

М.Е.Салтыков-Щедрин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика. Осуждение его рабской покорности. Приемы сказочного повествования. Условность, заостренная сатирическая форма повествования. Сатира. Гротеск.

Для чтения и бесед

«Дикий помещик», «Коняга»

А.П.Чехов. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное.

Для чтения и изучения.

«Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина. Особенности композиции. Смысл названия рассказа.

«Тоска» Внешний юмор и глубокий трагизм рассказа.

Для самостоятельного чтения

«Злоумышленник», «Репетитор», «Гриша», «Шуточка», «На мельницу», «Юбилей» (пьеса-шутка).

  1. Запечатленные мгновения (художественное время в лирике)

Для чтения и бесед

Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко…»;

А.А.Фет. «Мотылек к мальчику», «Сосны», «осенняя роза», «Учись у них - у дуба, у березы…»

Для самостоятельного чтения

Я.П.Полонский. «Дорога». «Зимний путь»

  1. Тема становления личности

Л.Н.Толстой - автор повестей о становлении характера человека (автобиографическая трилогия).

Для чтения и бесед.

«Детство» (главы из повести). Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева. Чувство сострадания - важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя.

Повествование от лица героя-рассказчика.

«Отрочество» (главы из повети). Нравственный рост Николеньки Иртеньева. Мысль Толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления личности. Особенности построения повести (рассказ от лица героя: изображение событий отрочества и оценка их взрослым рассказчиком).

Ф.М.Достоевский. сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед.

«Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы» в издании для детей). Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке. Обостренное восприятие писателем страданий, особенно ребенка (Илюшечка Снегирев). Коля Красоткин - рождающаяся сильная, незаурядная личность. Осуждение в нем самомнения и самолюбования.

Максим Горький. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед.

«Детство». Автобиографическая основа повести. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького. Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алешу, на формирование его характера, отношения к людям. Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характеров. Вера писателя в творческие силы народа.

Для самостоятельного чтения.

В.А.Солоухин. «Закон набата», «Моченые яблоки»

  1. Содружество искусств

(Художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии)

Для чтения и бесед

К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Ильич Левитан» (в сокращении); стихи русский поэтов об искусстве: А.А.Блок. «Я никогда не понимал…»; К.Д.Бальмонт «Грусть»; К.М.Фофанов. «Художник», «Уснули и травы, и волны…»

  1. Перекличка эпох

Для чтения и бесед

Ж.Б.Мольер. Сведения о жизни комедиографа. «Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен).

И.А.Крылов - драматург. «Урок дочкам». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен).

Сходство и различие проблематики комедий Мольера и Крылова.

Комедия как литературный жанр.

  1. Фантастика. Тема будущего

А.де Сент-Экзюпери. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Маленький принц» (избранные страницы).

Иносказательный смысл сказочных историй. Истинные и мнимые ценности жизни. «Взрослость» и «детскость» как критерии человечности. Смысл афоризмов в сказке: «Зорко одно лишь сердце», «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил».

Для самостоятельного чтения.

Р.Брэдбери. «Каникулы», «Земляничное окошко».

Для самостоятельного чтения (ко всему курсу)

Д.Б.Кедрин. «Зодчие»; А.К.Толстой. «Князь Серебряный»; А.С.Пушкин. «Жених», «Вурдалак»; Н.В.Гоголь. «Миргород»; Н.А.Некрасов. «Русские женщины», «Мороз, Красный нос»; А.П.Чехов. «Предложение» (шутка в одном действии); Т.Г.Шевченко. «Завещание» и другие стихотворения; Н.Бараташвили. «Голубой цвет»; В.П.Беляев «Старая крепость»; В.А.Каверин. «Два капитана»; Л.Пантелеев, Г.Г.Белых. «Республика Шкид»; Е.И.Носов. «Потрава»; А.Н.Толстой. «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»; Г.Н.Троепольский. «Белый Бим Черное ухо»; Р.И.Фраерман. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»; К.Гольдони. «Слуга двух хозяев»; П.Беранже. Избранная лирика; Р.Бернс. Избранная лирика; Г.Гейне. Избранная лирика; А.Доде. «Последний урок», «Плохой зуав»; О.Генри. «Дары волхов», «Последний лист», «Родственные души»; Джером К.Джером. «Трое в лодке, не считая собаки»; А.Маршалл. «Я умею прыгать через лужи»; Ж.Верн. «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров»; В.Гюго. «93-й год»; Ч.Диккенс. «Дэвид Копперфильд»; Г.Джованьоли. «Спартак»; А.Дюма. «Три мушкетера»; Ш.Де Костер «Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке…»; М.Рид. «Оцеола, вождь семинолов», «Всадник без головы»; Р.Саббатини. «Одиссея капитана Блада»; Г.Р.Хаггард. «Копи царя Соломона», «Дочь Монтесумы»; Г.Логфелло. «Песнь о Гайвате» (пер.И.А.Бунина); Р.Брэдбери. «Все лето в один день», «Лед и пламя» и другие рассказы; Д.Лондон. «Сердце трех», «Поселок Тру-ля-ля», «Мексиканец»; У.Коллинг. «Лунный камень»; Э.Колдуэлл. «Мальчик из Джорджии»; А.Кристи. «Убийство на поле для гольфа»; С.Лем. «Магелланово облако»; Г.Уэллс. «Машина времени»; Д.Филипс. «Город слухов»; Б.Флеминг. «Ловушка»; О.Хаксли. «Улыбка Джоконды».





Содержание программы учебного предмета в 8 классе



Введение. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства.



Народные песни

Для чтения и изучения

Исторические песни

Песни о Петре I, Ермаке, Пугачеве. Историческая песня как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).

Лирические песни

«Породила меня да матушка…», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные…» и другие (по выбору учителя). Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражения в них «горя или радости сердца». Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы.

Для самостоятельного чтения

Стихи поэтов, ставшие народными песнями («славное море - священный Байкал», «Среди долины ровныя», «Вечерний звон», «Вот мчится тройка удалая …» и другие)



  1. Древнерусская литература

Для чтения и бесед



Жития

Житийный жанр в древнерусской литературе.

«Житие Сергия Радонежского» (фрагменты). Сергий Радонежский - подвижник, духовный деятель. Патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты). Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убежденность, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка. Житие Аввакума - первое автобиографическое произведение литературы

Для самостоятельного чтения

Сказание о Борисе и Глебе (в переводе на русский язык).

Из сатирической литературы ХVII в.: «Суд Шемякин», «Повесть о Петре и Февронии»

Русская литература ХIХ - начала ХХ века

А.С.Пушкин. Пушкин-прозаик

Для чтения и изучения

«Капитанская дочка». Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина. Историческая основа повести. Особенности композиции. Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взгляда. Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в ее характере..Отношения автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконичность пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии в повести. Роль и характер эпиграфов.

Теория: образ - характер, художественная правда и вымысел в литературе

Для самостоятельного чтения

А.С.Пушкин «Повести Белкина», стихотворения; М.И. Цветаева «Мой Пушкин» (фрагменты)

М.Ю.Лермонтов. Певец Родины и свободы

Для чтения и изучения

«Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!...», «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание». Мотивы вольной кавказской природы. Символический образ тюрьмы и узничества в лирике. Суровая, трагическая правда жизни в стихотворении «Завещание», внешне спокойный и внутренне напряженный тон монолога.

Мцыри. «Мцыри» - любимый идеал Лермонтова» (В.Г. Белинский). Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме. «Упругость, энергия стиха» (В.Г.Белинский).

Для самостоятельного чтения

«Желание», «Узник», «Соседка» и другие стихотворения, «Боярин Орша».

Для чтения и изучения

Н.В.Гоголь. Сатира в творчестве Гоголя «Ревизор».

«Ревизор». Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок. Общечеловеческое значение характеров в комедии. Хлестаков и хлестаковщина. Высказывание героев, ставшие афоризмами.

«Ревизор» в театре и кино.

Теория литературы: драматические произведения, комедия, сатира и юмор в драматическом произведении.

Для самостоятельного чтения

«Женитьба»

И.С.Тургенев. Особенности прозы писателя

«Ася». Образ тургеневской девушки: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обреченного на одиночество. Приемы психологической характеристики героев. Поэтическая атмосфера повести

Для самостоятельного чтения

«Андрей Колосов», Три встречи», «Часы»

Л.Н.Толстой. Писатель как поборник суровой правды жизни.

Для чтения и изучения

«После бала». Антитеза как прием, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.

Теория литературы: литературное произведение как художественное единство. Композиция произведения. Соотношение понятий композиции и сюжета произведения; антитеза.

Для самостоятельного чтения

«Хаджи-Мурат»

В.Г.Короленко. Гуманизм писателя.

Для чтения и изучения

«Парадокс». Гуманизм писателя. Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. Духовный перелом в жизни мальчиков, его причины.

«Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлое начало жизни.

Для самостоятельного чтения

«Мгновение»

И.А.Бунин. Сведения о жизни писателя. «Сверчок». Трагедия и самоотверженность «маленького человека». Стихотворения.

Максим Горький. Вера писателя в человека

Для чтения и изучения

«Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл «Песни». Ее композиция, ритмика, интонационные особенности.

Для самостоятельного чтения

«Ма-аленькая!», «Дед Архип и Ленька», «Страсти-мордасти», «Сказки об Италии».



Литература ХХ века

А.Т.Твардовский. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

«Василий Теркин» (Главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял», «Смерть и воин», «От автора»). История создания и композиция поэмы. Утверждение жизнестойкости и оптимизма русского человека. Тема «большой» и «малой родины. Народно-поэтическая основа поэмы. Народность языка. Юмор в поэме. Авторский голос в поэме. Широкая популярность поэмы и ее героя в годы войны и в наше время.

Теория литературы: образ автора в художественном произведении. Традиции устного народного творчества в литературе

Для самостоятельного чтения

А.Т.Твардовский. «Василий Теркин» (полный текст поэмы), «Армейский сапожник», «В тот день, когда окончилась война», «О Родине», «Жестокая память» и другие стихотворения; Ч.Айтматов «Ранние журавли»

К.Г.Паустовский. Лиризм прозы писателя.

Для чтения и изучения

«Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву). Композиции рассказа (роль «ленинских» страниц). Емкость художественного слова. Жизненные факты, послужившие основой рассказа и воображение писателя. (ср. с «Золотой розой»).

Теория литературы: роль воображения в художественном творчестве

Для самостоятельного чтения

«Снег, «Бриз», «Белая радуга», «Разливы рек» и другие произведения.

Для чтения и бесед

«Я воспитан природой суровой…», «Журавли», «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться…». Одухотворенность природы, единство с ней человека. Труд души, истинная красота человека. Глубина, философичность афористичность стихотворений поэта. Юмор.

Для самостоятельного чтения

«Весна в лесу», «Оттепель», «Лебедь в зоопарке», «Одинокий дуб» и другие стихотворения.

В.М.Шукшин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Микроскоп». Человек с «чудинкой» («Чудик») как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.

«Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя?

Для самостоятельного чтения

«Дядя Ермолай», «Космос, нервная система и шмат сала», «Волки», «Чудик», «Стенька Разин» и другие рассказы.

5. Из зарубежной литературы

Литература эпохи Возрождения

У.Шекспир. Сведения о жизни драматурга.

Для чтения и бесед.

«Ромео и Джульетта» (избранные сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной и вечной любви. Сила чувства юных героев, их преданность друг другу.

Теория литературы: трагедия как жанр драматургии.



М.Де Сервантес. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Дон Кихот» (главы из романа). Душевное величие и наивная простота героя романа. Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот - не умирающий образ мировой литературы

Для самостоятельного чтения (ко всему курсу)

И.И.Лажечников. «Ледяной дом»; А.И.Герцен «Сорока-воровка»; Л.Н.Толстой. «За что?»; Н.А.Некрасов. «Саша», стихи; В.Г.Короленко. «История моего современника» (в изд. для детей), «Без языка», «Слепой музыкант»; В.М.Гаршин. «Красный цветок»; В.П.Астафьев. «Кража»; Б.Л.Васильев «В списках не значился», «Завтра была война»; А.Грин. «Алые паруса», «Бегущая по волнам», рассказы; А.Г.Алексин. «Раздел имущества», «Третий в пятом ряду»; У.Шекспир. «Двенадцатая ночь или Как пожелаете», сонеты; Ф.Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль» (в изд. для детей); К.Гоцц. «Любовь к трем апельсинам»; Л.Г.Байрон. «Шильонский узник»; В.Гюго «Собор Парижской богоматери»; А.Доде «Тартаре из тараскона»; Т.Манн. «Маленький господин Фридеман»; Ж.Сименон. «Трубка Мегрэ», «Мегрэ и бродяга», «Мегрэ колеблется».

Содержание программы учебного предмета в 9 классе

Введение

Начальные сведения об историческом развитии русской литературы. Способы выражения авторского сознания в художественном произведении.



I. Литература Древней Руси

Общая характеристика древнерусской литературы.

Для чтения и изучения

«Слово о полку Игореве». Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией. Проблема авторства поэмы. Кого и за что прославляет и осуждает автор?



II. Литература XVIII века



Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме.

М.В. Ломоносов. Сведения о жизни ученого и поэта.

Для чтения и бесед

«Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года», духовные оды и другие произведения.



Д.И. Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Недоросль». Сатирическое обличение невежества, злонравия, деспотизма. Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии.



А.Н. Радищев. Свободолюбивые идеи писателя.

Для чтения и бесед

«Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты).



Г.Р. Державин. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Властителям и судьям» (фрагменты), «Русские девушки», «Памятник».

Заслуги Державина перед русской литературой (поворот поэзии к реальной жизни). Сочетание в его стихах элементов оды, сатиры и философских раздумий.



Н.М.Карамзин. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого человека. Язык повести. Сентиментализм в литературе. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.



Литература XIX века

Романтизм и реализм в литературе первой половины XIX века

В.А. Жуковский. Сведения о жизни и творчестве с обобщением изученного («Светлана», «Перчатка», «Лесной царь»). Романтизм поэта. Жуковский-переводчик

Для чтения и бесед

В.А. Жуковский - автор оригинальных баллад и стихотворений. Стремление « найти связь земного с небесным». «Море».

Для самостоятельного чтения

«Я Музу юную, бывало…».



А.С. Грибоедов. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы. Общественный и личный конфликт в комедии. «Век нынешний и век минувший». Поражение и победа Чацкого. Непреходящее значение образа Чацкого. Споры вокруг Чацкого в прошлом и в наши дни. Богатство языка комедии.



А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (основные вехи).

Для чтения и изучения

«К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд…», «19 октября (1825 г.)», «Анчар», «Пророк», «К*** («Я помню чудное мгновение…»), «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

Свобода, творчество, любовь - три стихии человеческого духа в лирике Пушкина. Ее биографичность, высокий нравственный смысл лирики поэта. «Внутренняя красота человека» (В.Г. Белинский) как идеал и нравственный критерий Пушкина.

«Евгений Онегин». История создания. Лироэпический характер «свободного романа» в стихах. Образ автора. Широта охвата действительности. Главные герои романа, причины их жизненной драмы. Богатство и своеобразие языка. «Онегинская строфа». «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. Оценка романа в русской критике.

Понятие о литературном типе.

Для чтения и бесед

«Пиковая дама». Маниакальная жажда денег, богатства, власти над людьми, погубившая сильного, незаурядного человека. Роль в повести фантастического элемента.

«Моцарт и Сальери». Проблема таланта, гения, труда, вдохновения. Злая сила завести.



М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (основные вехи).

Для чтения и изучения

«Смерть Поэта», ««Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт», «И скучно, и грустно…», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий», «Прощай, немытая Россия…», «Нет, не тебя я так пылко я люблю…», «Пророк», «Родина».

Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. Интонационное и ритмическое богатство лирики.

«Герой нашего времени». История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни. Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры. Роль других действующих лиц в раскрытии характера главного героя произведения. Особенности композиции романа (смена рассказчиков, нарушение хронологической последовательности повествования). Печорин и Онегин.

Оценка романа в русской критике.

Для самостоятельного чтения

«Маскарад»; «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!...», «В альбом» (из Д. Байрона), другие стихотворения.



Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (основные вехи).

Для чтения и изучения

«Мертвые души». Своеобразие жанра. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная. Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ автора. Единство сатирического и лирического начал, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя. «Мертвые души» в оценке русской критики.

«Шинель». Тема «маленького человека». Роль фантастики в повести

Для самостоятельного чтения

«Портрет», «Нос», «Коляска».



А.Н. Островский. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Свои люди - сочтемся». Тишка - Подхалюзин - Большов - три этапа формирования купца-самодура. Липочка: претензии на образованность и культуру. Островский - мастер языка. Реализм островского («пьесы жизни»).

Для самостоятельного чтения

«Доходное место», «Бедность не порок», «Снегурочка».



Н.А. Некрасов. Место Н.А. Некрасова в русской поэзии XIX века.

Для чтения и изучения

«Тройка», «Размышления у парадного подъезда». Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя. Осуждение долготерпения народа, призыв пробудиться от духовного сна.

Для чтения и бесед

Дано - отвергнутый тобою…», «Письма», «Горящие письма».

Новизна мотивов интимной лирики (трагические перипетии любовного чувства).

Понятие о лирическом герое.

Для самостоятельного чтения

«Огородник», «Праздник жизни, молодости годы…», «Песня Еремушке», «Калистрат» и другие произведения.



Ф.М. Достоевский как писатель-психолог.

Для чтения и бесед

«Белые ночи». Причины отчуждения героя от реальной действительности. Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви. Мастерство анализа психологии и поведения людей в исключительных обстоятельствах.

Для самостоятельного чтения

«Бедные люди».



Л.Н. Толстой как исследователь путей нравственного совершенствования человека.

Для чтения и бесед

«Юность» (обзор). Три эпохи жизни человека в трилогии. Способность к духовному росту - основной критерий писателя в оценке людей. «Верьте себе».

Особенности повествования от первого лица.



IV.Литература XX века



Литература великих и трагических лет.

А. А. Блок. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«Россия», «О, я хочу безумно жить…», «Да.Так диктует вдохновение»; «Земное сердце стынет вновь…», «Сольвейг», «Утро в Москве», «Ты - как отзвук забытого гимна…».

Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире. Покоряющая сила любви. Ощущение неразрывной связи поэта с лучшими традициями русской культуры.

Для самостоятельного чтения

«Лениво и тяжко плывут облака…», «Осенний день», «Сусальный ангел», «Мы встречались с тобой на закате…» и другие стихотворения.



В.В. Маяковский. Сведения о жизни и творчестве

Для чтения и изучения

«Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическое содержание стихотворения. Звуковая инструментовка стиха.

«Необычайное приключение…». Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения

«Разговор на одесском рейде..» - широта диапазона любовной лирики поэта. Новаторство Маяковского в стихосложении

Для чтения и бесед

«Гимн обеду», «Подлиза» и другие стихотворения.

Для самостоятельного чтения

«Красавицы», «Я счастлив!».



С.А. Есенин. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«С добрым утром!», «Я покинул родимый дом…», «Пороша», «Голубень», «Отговорила роща золотая…», «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями…».

Родина и родная природа как источник лирических переживаний. Нежность «ко всему живому». Грусть от сознания быстротечности жизни. Живописность, народная основа языка.

Для самостоятельного чтения

«Каждый труд благослови, удача…», «Клен ты мой опавший…», и другие стихотворения.



М.А. Булгаков. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Собачье сердце» (обзор сразбором избранных глав, например: I, II, VI, VIII, эпилога). Шариков и «шариковщина». Истоки шариковщины.

Булгаков - сатирик.

Для самостоятельного чтения

«Собачье сердце» (полный текст), «Ханский огонь», рассказы из цикла «Записки юного врача».



М.А. Шолохов. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«Судьба человека». Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека. Торжество добра над жестокостью жизни в рассказе. От судьбы человека к судьбе человечества. Особенности композиции рассказа.

Роль пейзажа в портретных зарисовках.



А.И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Матренин двор». Смысл «праведничества» героини рассказа. Идея национального характера. Своеобразие жанра (достоверность очерка, притчевая обобщенность).



***

Для самостоятельного чтения бесед (ко всему курсу)



Зарубежная литература

Катулл. «Нет, ни одна среди женщин…», «Нет, не найдется приязнь заслужить…».

Данте «Божественная комедия» (фрагменты).

В. Шекспир. «Гамлет».

И. Шиллер. «Вильгельм Телль».

Дж. Г. Байрон. «Шильонский узник».

И. Гете. «Фауст» (фрагменты).



Формы и средства контроля в 5 классе



Основными формами контроля являются классные и домашние сочинения, предусматривающие проверку знаний по литературе



1

1

Домашние контрольные сочинения



1









Формы и средства контроля в 6 классе



Основными формами контроля являются классные и домашние сочинения, предусматривающие проверку знаний по литературе



2

1

Домашние контрольные сочинения







1



Формы и средства контроля в 7 классе



Основными формами контроля являются классные и домашние сочинения, предусматривающие проверку знаний по литературе



1

1

Домашние контрольные сочинения





1







Формы и средства контроля в 8 классе



Основными формами контроля являются классные и домашние сочинения, предусматривающие проверку знаний по литературе



1

1

Домашние контрольные сочинения





1







Формы и средства контроля в 9 классе



Основными формами контроля являются классные и домашние сочинения, предусматривающие проверку знаний по литературе



2



Домашние контрольные сочинения



1







Нормы оценки знаний умений и навыков учащихся по литературе

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе - 1 -1,5 тетрадные страницы, в 6 классе-1,5-2, в 7 классе - 2-2,5, в 8 классе - 2,5-3, в 9 классе - 3-4.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-ом и 10 дней в 9 классе и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая - за грамотность. В 5-9-ых классах первая оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая - к русскому языку.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.

6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.

Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка «1» ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2»- менее 59%.







Перечень учебно-методических средств обучения



Основная литература

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Под ред. Г.И. Беленького. 4-е изд., перераб. - М.:Мнемозина, 2009 год.

  2. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Литература. Начальный курс 5 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2008.

  3. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Литература. Начальный курс 6 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2008.

  4. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Литература. Начальный курс 7 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2008.

  5. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Литература. Начальный курс 8 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2008.

  6. Под редакцией Беленького Г.И. Литература. Начальный курс 9 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2010.

  7. Аюпов С.М. Художественный мир русской прозы 18 - 19 вв. - Сыктывкар: Знание, 2004.

  8. Беляева Н.М. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

  9. В.П.Журавлев. Читаем, думаем, спорим… 5 класс.- М.: Просвещение, 2008.

  10. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. - Москва: «Рольф», 2001.

  11. Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. - Москва: Дрофа, 2007.

  12. Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл. "Литература. Начальный курс". - М.: Мнемозина, 2008.

  13. Фогельсон. И.А. Урок литературы. Знания. Умения. Навыки. Творческий поиск.- М.: Материк - Альфа, 2006.



Дополнительная учебная литература



  1. Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 - 8 классы. - Москва: Дрофа, 2000.

  2. Бельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.

  3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004.

  4. Егорова Н.В. Поурочные разработки 5 класс. - М.: Вако, 2007.

  5. Зинина Е.А. Сборник заданий для проведения экзамена в 5 классе. - Просвещение, 2006.

  6. Итоговые работы по литературе 5 - 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.

  7. Колганова Т.А. Литература. Сборник упражнений: 5 класс. - М.: Радиус, 1999.

  8. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 - 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.

  9. Обернихина Г.А. Как написать сочинение в 5 классе? 5 - М.: Наука, 2003.

  10. Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. - М.: ВЛАДОС, 2006.



Справочные пособия

  1. Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. - Москва: Локид-Пресс, 2007.

  2. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.

  3. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Просвещение, 1998.

  4. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. - М.: Просвещение, 1997.

  5. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

  6. Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2006.

  7. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.

  8. Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 2005.

  9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. - М.: Астрель. АСТ, 2004.

  10. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М.: Дрофа, 2007.







Электронные ресурсы



  1. BiblioГид - книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки.

  2. Диск «И.С. Тургенев. Произведения».

  3. Диск «М.Ю. Лермонтов. Стихотворения».

  4. Диск «Миф и мифология. 5 класс».

  5. Диск «Обучающая программа для школьников от 10 лет и абитуриентов по литературе. Возраст: 5 - 11 классы».

  6. Диск «Полный мультимедийный курс по литературе для 5 класса, 40 интерактивных уроков».

  7. Диск «Пушкин Александр Сергеевич. Сказки».

  8. Диск « Русские словари: Толковый, Иностранных слов, Толковый словарь В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы. 240 000 терминов».

  9. Диск «Сказки великого Х. К. Андерсена».

  10. Диск « Словарь литературоведческих терминов».

  11. Диск «Сказы П.П. Бажова».

  12. Диск «Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий»

  13. Диск «Устное народное творчество. Сказки. Предания. Загадки. Пословицы. Поговорки».

  14. Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия.5 класс.

  15. Диск « Тесты по литературе. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов

  16. Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-8 класс.

Оборудование и приборы для 5-9 классов



Принтер

Предназначен для печати учебных материалов на обычной бумаге

1

1

10

Сетевой фильтр-удлинитель

Предназначен для снижения уровня высокочастотных помех при подключении компьютерного и периферийного оборудования

1

1















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал