7


  • Учителю
  • Урок-конференция Б.Васильев А зори здесь тихие

Урок-конференция Б.Васильев А зори здесь тихие

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верхне - Моховичская основная школа Демидовского района Смоленской области





















Урок - конференция по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»

(8-9 классы)





Учитель: Морозова В.В. Категория: первая













д. Верхние Моховичи

2014-2015 уч.г.





Цели.

  1. Дать краткий обзор творчества Б. Васильева, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель в повести.

  2. Помочь ученикам понять и оценивать поступки героев и выражать свое отношение к ним. Развивать навыки анализа текста.

  3. Воспитывать высокие патриотические качества.

Оборудование. Портрет писателя; выставка его книг; иллюстрации учеников к повести, плакаты: «И мертвые мы будем жить в частице вашего великого счастья, ведь мы вложили в него нашу жизнь», «Священная годов минувших память».

Подготовительная работа.

  1. Прочитать повесть.

  2. Подготовиться к пересказу биографии писателя.

  3. Написать отзыв о книге.

  4. Нарисовать иллюстрации к повести.





Ход урока

1. Организационный момент. Урок начинается с показа кинокадров о войне. Звучат проникновенные слова Левитана:

Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!

Учитель. С этой верой советские люди прошли самую страшную войну, которую когда-либо переживало человечество. За правое дело, за то, чтобы советский народ был свободным и счастливым, отдали свои жизни миллионы советских людей. Нет, этого нельзя забыть!

(Читаю стихотворение Ю.Друниной «Я только раз бывала в рукопашном…»)

Они все хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…» Тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью. Они погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили Родину.

Женщина на войне…Велика роль женщин на фронте. Женщины - врачи и санитарки под обстрелами и взрывами выносили с поля боя раненых, оказывали первую помощь, порой ценою собственной жизни спасали раненых. Организовались отдельные женские батальоны. Девушкам - бойцам сурового времени и посвящаем мы свой урок. Сегодня мы расскажем о девушках, которых бесчеловечно, жестоко «уравняла» война, злобно растоптав их обаяние, нежность, любовь.

Не случайно именно девушек сделал Борис Васильев героями своей повести, чтобы показать, насколько жестока война. Ведь в женщинах начало всякой жизни. Убийство женщин - это больше, чем преступление. Фашисты убивали их тысячами…

2. Формирование новых понятий.

а) Презентация о Б.Васильеве; один ученик рассказывает биографию Б.Васильева;

б) сообщения учащихся о повести. 2-й ученик. За повесть «А зори здесь тихие…» Б. Васильев был удостоен Государственной премии СССР, а за сценарий «А зори тихие…» - премии Ленинского комсомола.





3) 3-й ученик

-Время действия повести - май 1942 года. Место - неведомый 171-й разъезд. На тихом разъезде несут службу бойцы зенитно-пулеметного батальона. Это бойцы - девушки. Преследуя вражеских диверсантов в лесу, девушки во главе с Васковым вступают в неравный бой с фашистами: шестеро против шестнадцати. Девушек было всего пятеро: Маргарита Осянина, Евгения Комелькова, Елизавета Бричкина, Галина Четвертак, Соня Гурвич.

Далее урок ведут девочки, одетые в военную форму.

1-я ученица. «А немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать, и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. Могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. И не затаилась, и не ушла…»

Женя Комелькова - одна из самых ярких, сильных и мужественных представителей из состава девушек - бойцов, показанных в повести. С Женей в повести связаны и самые комические, и самые драматические сцены. Ее доброжелательность, оптимизм, жизнерадостность, уверенность в себе, непримиримая ненависть к врагам невольно привлекают к ней внимание и вызывают восхищение. Чтобы обмануть немецких диверсантов и заставить их идти дальней дорогой в обход реки, маленький отряд девушек - бойцов устроил в лесу шум, изображая лесорубов. Женя Комелькова разыграла потрясающую сценку беспечного купания в ледяной воде на виду у немцев, в десяти метрах от вражеских автоматов.

Вот Женя «…шагнула в воду и, вскрикивая, шумно и весело начала плескаться. Брызги сверкали на солнце, скатывались по упругому теплому телу, а комендант, не дыша, с ужасом ждал очереди. Вот сейчас, сейчас ударит и переломится Женя, всплеснет руками…»

Вместе с Васковым мы видим, что Женя «улыбается, а глаза, настежь распахнутые, ужасом полны, как слезами. И ужас этот живой и тяжелый, как ртуть».

В этом эпизоде в полной мере проявились героизм, отвага, отчаянная смелость.

В последние минуты жизни Женя вызвала огонь на себя, лишь бы отвести угрозу от тяжело раненой Риты и Федота Васкова. Она верила в себя, и, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно.

И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет…

«А немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо…»

2-я ученица:

«Рита знала, что рана ее смертельная и что умирать будет долго и трудно. Пока боли почти не было, только все сильнее пекло в животе и хотелось пить. Но пить было нельзя, и Рита просто мочила в лужице тряпочку и прикладывала к губам.

Васков спрятал ее под еловым выворотнем, забросал ветками и ушел…

Рита выстрелила в висок, и крови почти не было».

Мужество, хладнокровие, человечность, высокое чувство долга перед Родиной отличают командира отделения младшего сержанта Риту Осянину. Автор, считая образы Риты и Федота Васкова центральными, уже в первых главах рассказывает о прошлой жизни Осяниной. Школьный вечер, знакомство с лейтенантом - пограничником Осяниным, оживленная переписка, загс. Затем - пограничная застава. Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов, рождение сына, а потом … война. И в первые военные дни не растерялась - спасла чужих детей, а вскоре узнала, что ее муж погиб на заставе на второй день войны в контратаке.

Ее не раз хотели отправить в тыл, но каждый раз она снова появлялась в штабе укрепрайона, наконец, взяли санитаркой, а через полгода направили на учебу в танковую зенитную школу.

Женя научилась тихо и беспощадно ненавидеть врагов. На позиции она сбила немецкий аэростат и выбросившегося корректировщика.

Когда Васков и девчата насчитали вышедших из кустов фашистов - шестнадцать вместо ожидаемых двух, старшина сказал всем по-домашнему: «Плохо, девчата, дело».

Для него было ясно, что против до зубов вооруженных врагов им долго не продержаться, но тут твердая реплика Риты: «Что же, смотреть, как они мимо пройдут?» - очевидно, намного укрепила Васкова в принятом решении. Дважды Осянина выручала Васкова, принимая огонь на себя, и теперь, получив смертельную рану и зная положение раненого Васкова, она не желает быть ему обузой, понимает, как важно довести их общее дело до конца, задержать фашистских диверсантов.

«Рита знала, что рана смертельная, что умирать она будет долго и трудно»

3-я ученица.

- «Ждали немцы Соню или она случайно на них напоролась? Бежала без опаски по дважды пройденному пути, торопясь притащить ему, старшине Васкову, махорку ту, трижды клятую. Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалилась на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительной яркой болью рванулось вдруг сердце…

Нет, успела. И понять успела, и крикнуть, потому что не достал нож до сердца с первого удара: грудь мешала. А может, не так все было? Может, ждали они ее?»

Соня Гурвич - «переводчица», одна из девушек группы Васкова, «городская» пигалица; худущая, как весенний грач».

Автор, рассказывая о прошлой жизни Сони, подчеркивает ее талантливость, любовь к поэзии, театру. Борис Васильев вспоминает». Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек, студенток. Чаще всего - первокурсниц. Для них война была самой страшной… Где-то среди них сражалась и моя Соня Гурвич».

И вот, желая сделать приятное, как старшему опытному и заботливому товарищу, старшине, Соня бросается за кисетом, забытому им на пеньке в лесу, и погибает от удара вражеского ножа в грудь.

«Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалились на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительной яркой болью рванулось вдруг сердце. Нет, успела. И понять успела, и крикнуть, потому что не достал нож до сердца с первого удара: грудь помешала».

4-я ученица.

- «Немцы шли молча, пригнувшись и выставив автоматы.

С шумом раздались кусты, и из них вдруг выбежала Галя. Выгнувшись, заломив руки за голову, метнулась через поляну наперед диверсантам, уже ничего не видя и не соображая.

- А-а-а!

Коротко ударил автомат. С десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук. Последний крик ее затерялся в булькающем хрипе, а ноги еще бежали, еще бились, вонзаясь в мох носками Сониных сапог. Замерло все на поляне…»

Галина Четвертак - сирота, воспитанница детского дома, мечтательница, наделенная от природы яркой образной фантазией. Худущая, маленькая «замухрышка» Галка не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом.

Когда после гибели подруги Галке приказал старшина надеть ее сапоги, «она физически, до дурноты ощущала проникающей в ткани нож, слышала хруст разорванной плоти, чувствовала тяжелый запах крови. И это рождало тупой, чугунный ужас…» А рядом таились враги, нависала смертельная опасность.

«Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, - говорит писатель, - была много труднее, чем все, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Гали Четвертак об этом».

«А-а-а!

Коротко ударил автомат. С Десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук.

Замерло все на поляне».

5-я ученица.

«Всего на шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бедра. Давно копошившийся ужас вдруг разом выплеснулся наружу, острой болью отдавшись в сердце. Пытаясь удержаться, выкарабкаться на тропу, Лиза всей тяжестью навалилась на шест. Сухая жердина звонко хрустнула, и Лиза лицом вниз упала в холодную жидкую грязь. Земли не было. Ноги медленно, страшно медленно тащило вниз, руки без толку гребли топь, и Лиза, задыхаясь, извивалась в жидком массиве. А тропа была где-то рядом: шаг, полшага, но эти полшага уже невозможно было сделать…»

Учитель. Так погибли девушки. «Я хотел рассказать о пережитом сегодняшним девятнадцатилетним. Рассказать так, чтобы они сами словно бы прошли дорогами войны, чтобы погибшие девочки показались им близкими, понятными - их современницами. И в то же время - девочками тридцатых годов», - так обращается писатель к своим юным читателям. Ребята, можно ли назвать героической гибель каждой из девушек?

(Выходит ученик в военной форме)

- Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно - держать.

«…И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, именно он, Федот Евграфович Васков, был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия» (Читает отрывок «Что, взяли?…Взяли, да? Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!…А - не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете!…Лично каждого убью, лично…»

Болью, ненавистью и яркостью переполняется сердце закаленного бойца, героя-патриота Ф.Васкова, и это укрепляет его силы, дает ему возможность выстоять. Единый подвиг - защита Родины - уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде.

Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.

(Далее читаются отзывы о повести)

(Учащиеся показывают сценку - отрывок из повести)

Сценарий по мотивам романа Б.Васильева «А зори здесь тихие…»



Действующие лица:

Сержант Васков Фёдор Евграфович

Рита Осянина

Женя Камелькова

Соня Гурвич

Лиза Бричкина

Галя Четвертак



Голос за сценой «…А зори здесь тихие, тихие….»

На сцене за столом сидит старшина Васков. На столе телефон. Вбегает запыхавшаяся Рита Осянина.

Рита : Товарищ комендант!... Товарищ старшина!...

Васков: Что?

Рита: Немцы в лесу!

Васков: Так… Откуда известно?

Рита: Сама видела. Двое. С автоматами, в маскировочных накидках…

Васков: Погоди тут. (Подбежал к двери, крикнул) Команду - в ружьё: боевая тревога.

Кирьянову - ко мне. Бегом!

(Берёт телефонную трубку, говорит в неё) «Сосна»! «Сосна»! Ах ты, мать честная! … Семнадцатый говорит. Давай третьего. Срочно! … Товарищ Третий Немцы в лесу возле расположения! Обнаружены сегодня в количестве двух… Младшим сержантом Осяниной… Я тревогу объявил, товарищ Третий. Думаю лес прочесать. (Входит Кирьянова, молча слушает разговор Васкова, затем Васков передаёт ей трубку. Кирьянова вытягивается по стойке «смирно», говорит коротко: «Слушаю», «Да!» Положила трубку )

Кирьянова: Приказано выделить в ваше распоряжение пять человек. Осянина пойдёт старшей.

Васков: Ну, так. Стройте людей.

Кирьянова: Становись!

(выходят девушки, становятся в строй)

Васков: Вольно!

Рита: Женя, Галя, Лиза…

(Старшина сморщился)

Васков: Погодите, Осянина! Немцев идём ловить - не рыбу. Так хоть чтоб стрелять умели, что ли…

Рита: Умеют.

Васков: Да, вот ещё. Может, немецкий кто знает?

Соня: Я знаю.

Васков: Что - я? Что такое я?... Докладывать надо!

Соня: Боец Гурвич.

Васков: Ох-хо-хо! Как по-ихнему «руки вверх»?

Соня: Хенде Хох.

Васков: Точно. Ну, давай, Гурвич… Идём на двое суток, так надо считать. Взять сухой паёк, патронов… по пять обойм. Подзаправиться… поесть, значит, плотно. В порядок себя привести, подготовиться. На всё - сорок минут. Р-разойдись! Кирьянова и Осянина - со мной.

(Все склонились над картой, расстеленной на столе)

Васков: Значит, на этой дороге встретила?

Рита: Вот тут. А прошли мимо меня по направлению к шоссе

Васков: К шоссе?... А чего ты в лесу в четыре часа утра делала?

Кирьянова: Знаете, товарищ старшина, есть вопросы, на которые женщина отвечать не обязана.

Васков: Нету здесь женщин! Не-ту! Есть бойцы и есть командиры, понятно? Война идёт, и покуда она не кончится, все в среднем роде ходить будем! Значит, говоришь, к шоссе

пошли… У шоссе им делать нечего, там по обе стороны ещё в финскую лес сведён, там

их живо прищучат. Нет, товарищи младшие командиры, не к шоссе их тянуло! Тючки,

говоришь, у них были?

Рита: Да. Вероятно, тяжёлые, в правой руке несли. Очень аккуратно упакованы.

Васков задумался, прохаживаясь взад-вперёд, ему стало всё ясно.

Васков: мыслю я, тол они несли. А если тол, то маршрут у них совсем не на шоссе, а на железку. На Кировскую дорогу, значит.



Кирьянова: До Кировской дороги не близко.

Васков: Зато - лесами. А леса здесь погибельные: армия спрятаться может, не то, что два человека.

Рита: (взволнованно) Если так…Если так, то надо охране на железную дорогу сообщить.

Васков: Кирьянова сообщит. Мой доклад - в двадцать тридцать ежедневно, позывной «17». Ты ешь, ешь, Осянина. Топать-то весь день придётся…Командуй, Кирьянова, построение.

Кирьянова: Становись! Смирно!

Девушки построились, Васков объясняет обстоятельно, как бы читая лекцию.

Васков: Противника не бойтесь. Он по нашим тылам идёт, значит, сам боится. Если уж случится, что рядом он окажется, тогда затаитесь лучше. Только не бегите, упаси Бог: в бегущего из автомата попасть - одно удовольствие. В пути не отставать и не разговаривать. В случае обнаружения противника или чего - то непонятного… Кто по-звериному, или там, по-птичьему кричать может?

Соня: Я умею, по-ослиному. И-а, и-а!

Васков: Ослы здесь не водятся. Ладно, будем крякать как утки. Два кряка- внимание, вижу противника, три кряка - все ко мне! Готовы?

( Девушки хором: - «Готовы!»)

Васков: Головной дозор, шагом марш!

( На фоне музыки поочерёдно выходят девушки)

Лиза: Лиза Бричкина погибла первой, утонула в болоте, когда по заданию Фёдора Евграфовича побежала за подмогой. Эх, не спеть ей больше песен никогда!...

Галя: Галка Четвертак испугалась и побежала вперёд, не разбирая дороги, её скосила пулемётная очередь.

Соня: Жизнь Сони Гурвич оборвали два удара немецкого ножа, она только и успела негромко вскрикнуть.

Женя: Камелькова Женя отстреливалась, уводя фрицев подальше от Риты и Васкова. Неожиданно пуля обожгла ей бок, другая впилась в плечо, всё кончено…Широко распахнутые глаза невидяще уставились в бескрайнее небо

Рита: Риту Осянину смертельно ранили, жизнь потихоньку уходила. Она попрощалась с Фёдором и выстрелила себе в висок.

Звучит музыка. На сцену выходит Васков, он еле держится на ногах от усталости, но весь его облик торжествует.

Васков: Что, взяли? … Взяли, да?... Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!... А не прошли немцы, никуда не прошли!... Девчатам бы жить и жить, а они отдали свои жизни ради жизни на Земле !....

Голос за сценою: А зори здесь тихие, тихие….

В начале сцены использовала музыку Грига "Утро", там, где погибшие девушки рассказывают о себе-музыку Альбиони "Адажио" и еще использовала последние кадры из фильма "А зори здесь тихие".





3. Обобщение учителя.

А сейчас, ребята, я предлагаю вам ответить на вопросы:

- Какому герою повести вы больше всего отдаете свои симпатии? Почему?

- Каково ваше отношение к Васкову?

- Почему Васков с пятью неопытными бойцами победил 16 вооруженных диверсантов?

- Почему автор сделал героями своей повести девушек?

- Какова связь между названием повести и её содержанием?

- Какие мысли автора особенно близки вам?

4.Итог урока. Слово учителя.

Ребята, мы выяснили, что повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие» глубоко современна. Автор не скрывает бедствий войны, её трагедии, ужасов. Однако, всем своим содержанием повесть говорит, что жертвы были не напрасны, принесены они во имя спасения Родины и всего человечества от фашизма. Из боя в карельских лесах девушки шагнули в наш день, в бессмертие. На сегодняшней конференции были воспроизведены наиболее яркие эпизоды, раскрыты образы и характеры.





4. Итоги урока.







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал