7


  • Учителю
  • Статья Проблемное преподавание на уроках литературы

Статья Проблемное преподавание на уроках литературы

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ВЕДУЩИЙ МЕТОД СОВРЕМЕННОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ



О.Л. Клименко



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20 города Ставрополя,



"Главная задача истинного просветителя есть не учительство чему-либо, а лишь способствование рождению самостоятельной мысли в человеке".

Сократ



Современная cистема образования должна помочь новому поколению самоосуществиться в условиях наступившего третьего тысячелетия.

Духовно-нравственные, творческие силы членов общества, их интеллект являются главным источником общественного богатства. Поэтому, ведущей целью образования становится формирование универсальной свободной творческой личности. "От человека ныне требуется не столько общая эрудиция, сколько мудрость, умение отбирать, перерабатывать и выстраивать информацию в системы знаний, адекватные конкретной ситуации". [5]

Во все времена педагогика и методика, развиваясь, обращались то к императивной методологии, то к методологии сотрудничества и творчества. Но время диктует свои законы, и императивная педагогика уже не отвечает его запросам. Школа должна формировать интеллект, синтезирующий в себе разум и совесть, волю и творчество, носителями этого интеллекта должны быть люди, отличающиеся высоким уровнем самостоятельности, духовности, ответственности, интеллигентности, адаптивности в сложном и динамичном окружающем мире.

Еще К.Н. Венцель в работе "Этика и педагогика творческой личности" говорил, что "…совершенная личность - это личность, достигшая высшей степени самобытности, самосознания и свободы, личность, которая чувствует свое глубокое родство с жизнью человечества и мира, … которая в работе над облагораживанием жизни находит для себя высшую цель…"[1] Для создания творческой индивидуальности, необходимы педагогические механизмы, направленные самореализацию, "самоактуализацию" личности. Одним из таких механизмов является проблемное обучение. В течение нескольких лет работаю над темой: "Развитие творческих способностей учащихся на основе проблемного преподавания русского языка и литературы". Методика моей работы как учителя литературы, в первую очередь, опирается на осознание значимости этой педагогической технологии, которая, по моему мнению, универсальна, так как обучает и развивает одновременно.

Психологическим обоснованием концепции проблемного обучения стала теория мышления как продуктивного процесса, выдвинутая С.Л. Рубинштейном. Суть этой теории в том, что весь предметный мир наполнен множеством проблем, именно эти проблемы вызывают необходимость мышления. "Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс".[3] Таким образом, проблемное обучение основывается на психологических механизмах творческого мышления. Можно полностью согласиться с С.Л. Рубинштейном в том, что там, где нет проблемной ситуации, нет и мышления в строгом смысле этого слова.

Проблемную ситуацию в сознании учащихся создает центральное противоречие предмета усвоения, из которого выводится вся, подлежащая усвоению и применению, конкретная система знаний. В этом и определяется его развивающая сущность.

"В условиях проблемного обучения, принцип противоречия выступает как ведущий, ибо именно в проблемной ситуации перед человеком возникает противоречие, разрешение которого - движущая сила всякого развития, в том числе и психического. Именно поэтому проблемное обучение является основой теории развивающего обучения".[2]

В статье "Проблема - источник развития учащихся", В. Кудрявцев делает некоторые психологические обобщения.

  1. Закономерности возникновения и разрешения проблемных ситуаций, являются базой, на которой строится процесс управления усвоением новых знаний.

  2. Программный материал, направленный на развитие творческих способностей, должен быть представлен системой проблемных задач разного уровня сложности.

Развитие творческого потенциала должно быть неразрывно связано с формированием у учащихся способов теоретического мышления.[2]

В чем же психолого-педагогическая сущность проблемного обучения?

Много об этом писали такие ученые, как И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин, видящие своеобразие этого метода в том, что "…учащиеся систематически включаются в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем, благодаря чему они научаются самостоятельно добывать знания".[4]

Но это не только включение в процесс решения проблемы. Понятие "проблемное обучение" значительно шире. Это - тип развивающего обучения, содержание которого - система проблемно-поисковых задач разного уровня, в процессе решения которых происходит овладение знанием и формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.

Если проследить за этапами проблемного обучения, то можно будет выделить следующую логическую последовательность:

  1. Постановка проблемы, создающей проблемную ситуацию.

  2. Осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы.

  3. Результат - приобретение новых знаний.

  4. Творческое применение нового знания.

Основным источником развития творческих способностей выступает проблемно представленное содержание изучаемого предмета. А единицей этого содержания является проблемная задача. Механизм разрешения противоречия, заключенного в структуре задачи, состоит в преобразовании заданных условий, анализе фактов, нахождении линии связи между известным и неизвестным, в поиске того, что лежит в основании известного и неизвестного.

Есть еще одно понятие в этой системе обучения: проблемный вопрос. Он может как входить в структуру проблемы, задачи, так быть и относительно самостоятельным проблематизированным высказыванием, требующим ответа.

Проблемные задачи и проблемные вопросы порождают в сознании учащихся те самые проблемные ситуации, которые затрагивают как познавательную, так и мотивационно-эмоциональную сферу личности.

Существует научно разработанная классификация проблемных ситуаций, представленная В.Т. Кудрявцевым. В целом, это - "…способ мыслительной, творческой деятельности…". По сути своей, проблемное обучение - развивающее. В.Т. Кудрявцев выделяет четыре уровня проблемного обучения, основной смысл которых можно изложить следующим образом:

  1. Учитель ведет проблемное изложение материала (логика поиска, версии, гипотезы). Ученик идет за логикой мысли учителя.

  2. Учитель задает проблемную ситуацию. Ученик разрешает ее при помощи учителя.

  3. Учитель задает проблемную ситуацию. Ученик разрешает ее самостоятельно.

  4. Есть проблема. Учащиеся видят ее, самостоятельно ставят ее и разрешают.

Творческое приобщение ребенка к культуре разворачивается через его совместную деятельность со взрослыми в ситуации неопределенности. Для преодоления этой неопределенности, необходимо формирование способности творческого осмысления действительности. Таким образом, проблемное обучение - это обучение развивающее. Не обмен информацией, а само развитие творческих сил человека - сущность этого метода. Разумное применение метода проблемного обучения [2] а гуманизм, уважение к личности ребенка, станет "…душой творчества…".[2]

Замечательно в этом смысле высказывание П.Ф. Каптерева: "… Общее образование не есть изучение предметов, а есть развитие личности предметами; на первом плане стоит личность, субъект, его интересы, а предметы - на втором, предметы - только средства, цель - личность, именно ее развитие…".[4]

Давно уже утвердившись в мысли, что проблемное обучение - это метод, дающий очень много и ученику, и учителю, применяю его на своих уроках, как единственно уместный и методически емкий. Проблемная беседа, проблемная лекция, научное исследование проблемы, проектная деятельность - все это способствует пробуждению самостоятельной мысли у учащихся и, как следствие, готовит почву для развития творческих способностей.

«Стоило ли детям идти за Синей птицей, если она все равно улетела?». На этот вопрос мы отвечали, читая феерию Мориса Метерлинка "Синяя птица". Метод проблемного обучения в работе над этим произведением был ведущим. А поскольку проблемное преподавание необходимо там, где действительно есть проблемы, которые могут заинтересовать учащихся, то применение данного метода при изучении этого произведения было логичным.

При изучении "Слова о полку Игореве", классу было предложено работать в творческих исследовательских группах с целью решения конкретных проблем, связанных с композицией, тематикой и проблематикой произведения, с его художественным своеобразием. «Почему "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы?» - это вопрос, который выстроил логику уроков таким образом, что учащиеся с интересом изучили это произведение.

В седьмом классе, знакомясь с повестью Н.В. Гоголя "Портрет", мы решали проблемы: «Какова роль искусства в жизни, был ли портрет явлением искусства, все ли в жизни достойно того, чтобы быть запечатленным в искусстве» и т.д. Эвристическая беседа, уроки-диспуты стали ведущими формами работы по этой повести. А в результате - творческие работы, отражающие уровень осмысления темы.

Обучение анализу текста - дело очень сложное, так как учащиеся не всегда готовы за внешней схематичностью анализа увидеть самобытность автора, его личность. В качестве эксперимента учащимся был предложен для анализа очень непростой текст из романа «Лето господне» Ивана Шмелева «Рождество». Приступая к анализу текста, учащиеся отвечали на вопросы: «Почему во Франции, в 1938 году появляются такие проникновенные строки о дореволюционной России?»; «Как писателю удается вовлечь читателя в свой мир?» Система заданий для анализа структуры текста помогла понять авторский замысел, прочувствовать дух произведения и увидеть за текстом личность автора.

Таким образом, методика проблемного обучения всегда актуальна и современна, проблемное преподавание способствует развитию творческого мышления, готовит почву для научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. Со времен Сократа и до наших дней она помогает постигать окружающую действительность, делать открытия, рождает самостоятельную мысль, формирует личность.





Список использованной литературы:





  1. Венцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. - В 2-х томах, Т.1.:Москва,

1911.

  1. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение - понятие и содержание. - Вестник высшей школы, 1984, №4.

  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М.,1989, т.1.

  3. Свободное развитие личности школьника: Философские и психологические основы образования: Уч. пособие-хрестоматия. Ч.1.:Ставрополь: Изд-во СКИПКРО, 1998.

  4. Ширяев Л.А. Концепция образования исторически нового типа: методологические аспекты.- Уфа, 1997.































































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал